В работе с пикой, шестом, штыком и копьем много общих моментов (такие же общие моменты присутствуют и при работе с длинной палкой, прим. редактора). Более того, у разных народов, в разных воинских культурах присутствуют практически идентичные технические элементы, и набор их достаточно велик. С другой стороны, даже у одного народа существуют системы по сути и цели идентичные, но отличающиеся как манерой исполнения, казалось бы, одних и тех же приемов, так и количественным составом тех или иных технических действий. Кроме традиционных стилей и школ боя, рождаются и новые течения, школы и стили.
Этот процесс естественен и вечен. Приемы кочуют не только из стиля в стиль, но и из страны в страну, с континента на континент, а иногда и рождаются одновременно и обособленно в разных частях света. Поэтому не удивляйтесь, встретив аналогичные приемы боя у «зеленого берета», американского индейца, африканского негра, русского казака, японского ниндзя.
А в этом выпуске вы познакомитесь с элементами китайской традиции...
Рис. 1. Укол копьем, когда древко скользит по ладони впереди расположенной руки. Этот прием был любим и «чудо-богатырям» из армии Суворова.
Рис. 2. Если требуется «удлинить» предыдущий укол, прибегают к действию, изображенному на рисунке, а одним из классических продолжений является разворот с ударом древком копья сверху в направлении пунктирных линий...
Отведения и обведения оружия противника, различные приемы силового воздействия на него всегда сочетаются с самыми разнообразными передвижениями, рис. 3-6.
Уход в глубокий сед, как и поднимание одной из ног, очень часто встречаются в стилях ушу, и не только при работе с оружием, рис. 7-8. Уходя от атаки в сед, можно попытаться поразить ноги противника.
В ситуации, показанной на рис. 8, исполнитель, отбив удар движением копья к себе, устремляется в атаку, попутно отводя оружие или конечность противника.
По сути аналогично предыдущему действие на рис. 9. Только исполнитель в контратаке, указанной пунктиром, воздействует на оружие противника сверху.
Рубящие удары наконечником, древком и тупым концом копья многочисленны и разнообразны. Их примеры на рисунках 10-26. Эти же движения используются и в качестве защит. Исполняя их, вы также потренируетесь и в перехватах древка, которое может не только скользить в ладонях, но и перехватываться вплоть до пропускания между пальцами, перебрасываться вплоть до пропускания между пальцами, перебрасываться и прокатываться вокруг туловища, тела или конечности.
Действие на рис. 27 по сути аналогично действиям 8 и 9. Активно работает удаленная от противника рука. Тычковые движения и уколы продемонстрированы на рис. 28-31.
Работа с шестом более сложна и разнообразна. Часто используются прыжки с разворотом вплоть до 360°. Для облегчения прыжка используют шест в качестве опоры, рис. 32-33.
При одной и той же позиции ног, положение рук и шеста может быть самым разным, а из-за этого меняется весь смысл позиции в целом, рис. 34-36 и рис. 37-38. С другой стороны, при одном и том же (почти) положении оружия изменения угла поворота туловища или смещение центра тяжести также в корне изменяют смысл позиции в целом, рис. 38-39.
Если при работе копьем превалируют тычковые удары, то при работе с шестом — рубящие удары концами, рис. 40-54.
Причем эти действия часто совмещаются с ударами руками и ногами, например, см. рис. 44.
Для защитных и атакующих приемов используют и среднюю часть шеста, рис. 43, 48, 49, 55 и 56.
А. Н. МедведевЖурнал "Боевые Искусства планеты"