Воспитательная работа с верующими военнослужащими

Категория: Служебная подготовка Опубликовано 30 Апрель 2017
Просмотров: 4625

Воспитательная работа с верующими военнослужащимиВоспитательная работа с верующими военнослужащими
Выдержки из книги "Военная педагогика". Учебник для ВУЗОВ под редакцией О.Ю.Ефремова


Особый аспект воспитательной работы в условиях современных Вооруженных Сил – учет особенностей, связанных с вероисповеданием военнослужащих, их отношением к религии, а также реализацией нормативных положений в данной сфере.
Религия (от лат. religio – связываю) – форма общественного сознания как совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ).
Религия также понимается как одно из направлений такого общественного сознания, как та или иная вера, вероисповедание.
Религиозность – это мировоззрение, мироощущение, образ жизни, поведения и действия человека, исповедующего соответствующую веру.


1. Законодательство Российской Федерации в сфере религии и его реализация в условиях Вооруженных Сил
В процессе воспитания военнослужащих необходимо знать и учитывать законодательство РФ в сфере религии, механизм его реализации.
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» был принят 19 сентября 1997 г. Государственной думой и вступил в действие с 27 сентября 1997 г.
В преамбуле документа отмечается:
Федеральное собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и вероисповедания, принимает настоящий федеральный закон.
В первой главе закона подчеркивается: ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
В статье 3 определено, что гражданин Российской Федерации в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, имеют право на замену ее альтернативной гражданской службой. Однако в статье 3 и 4 главы 2 говорится, что создание религиозных объединений в воинских частях запрещается. Не разрешается также создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречит закону.
Статья 4 указанного закона регламентирует взаимоотношения государства и религиозных объединений. В ней указывается, что Российская Федерация – светское государство и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства последнее:
• не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
• не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
• не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему федеральному закону;
• обеспечивает светский характер образования в государственных и светских образовательных учреждениях.
Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
Согласно конституционному принципу отделения религиозных объединений от государства, религиозное объединение:
• создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;
• не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
• не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
• не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.
Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничение прав их членов участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.
Нарушение законодательства Российской Федерации о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения закона не противоречат, а скорее способствуют сотрудничеству Русской православной церкви, других основных конфессий России и государства, Вооруженных Сил. Это выражается как:
• содействие возрождению государственно-патриотической идеи в качестве основополагающей нравственной ценности военнослужащих, духовной основы воспитательной работы с ними;
• укрепление морально-психологического состояния личного состава, традиций верного служения Отечеству, духовно-нравственных начал в жизни воинских коллективов;
• расширение возможностей для реализации прав военнослужащих на свободу совести и вероисповедания, содействие процессу гуманизации взаимоотношений между ними.


2. Религиозная обстановка в подразделении
Религиозная обстановка в подразделении – духовно-нравственная составляющая воинского коллектива, обусловленная уровнем религиозности личного состава и степенью ее влияния на выполнение военнослужащими стоящих перед подразделением задач.
Составляющие религиозной обстановки в подразделении:
• наличие в подразделении верующих военнослужащих, исповедующих традиционные религии России (христианство, ислам, буддизм, иудаизм);
• число представителей нетрадиционных религиозных организаций и тоталитарных сект среди личного состава (секты Мунна, кришнаиты, баптисты, свидетели Иеговы и др.);
• наличие в местах дислокации воинских частей религиозных учреждений (храмы, представительства, миссии, молитвенные дома);
• возможности военнослужащих удовлетворять свои духовные запросы в подразделении и вне расположения части;
• формы взаимодействия командования и воспитательных структур воинской части с духовенством Русской православной церкви и иными религиозными организациями;
• степень влияния (положительное, отрицательное) верующих военнослужащих на морально-психологическую обстановку в коллективе;
• мероприятия, проводимые с верующими военнослужащими в соответствии с соглашениями или программами взаимодействия соответствующей силовой структуры и религиозными организациями.
Для оценки религиозной обстановки можно использовать следующие формы и методы изучения личного состава:
• устное заявление военнослужащего о принадлежности к религиозной конфессии или организации, наличие у него символов той или иной религии, духовной литературы, предметов религиозного культа и обихода;
• индивидуальная беседа (какую религию исповедует, с какого времени, наличие духовника, насколько хорошо знает догмы, богослужение, соблюдение постов, правил поведения в храме и общения с сослуживцами);
• опросы личного состава с участием духовных лиц;
• наблюдение (непосредственное, опосредованное): характерные признаки поведения и общения с сослуживцами и командирами, отсутствие категоричности в суждениях, уступчивость, уклонение от споров, стремление избегать конфликтов, рассудительность, в каких местах проводит время увольнения из расположения части, с кем общается, переписывается;
• отзывы непосредственных командиров и сослуживцев;
• анализ поведения в служебное и внеслужебное время;
• результаты переписки с родителями верующего, увлечения до призыва на военную службу, особенности характера.
Состояние религиозной обстановки в подразделении должно учитываться при проведении воспитательных мероприятий с военнослужащими. Особенности работы с верующими военнослужащими:
• необходимо знать основное содержание религиозного вероучения подчиненных;
• предоставлять возможность верующим военнослужащим в свободное от службы время удовлетворять духовно-религиозные потребности, пользоваться религиозной литературой и религиозными принадлежностями;
• исключить высмеивание верующих, принуждение их к участию в атеистических мероприятиях или общению с представителями иных религиозных конфессий; не допускать прозелитизма (разубеждения, переубеждения, формирования атеистического мировоззрения), негативных оценок религиозных догм;
• при необходимости устанавливать и поддерживать письменные связи с руководителями религиозных организаций и духовниками верующих военнослужащих.


3. Общая характеристика основных мировых религий
Основные мировые религии – христианство, ислам, буддизм, иудаизм.
Христианство подразделяется на три основные составляющие: православие, католичество и протестантизм. Богослужения, соответственно, проводятся в храме, костеле, кирхе.
Русская православная церковь (Московский патриархат) – наиболее крупная и влиятельная религиозная организация России, самая многочисленная из 15 православных церквей мира. Насчитывает свыше 17 тыс. приходов, объединенных в 124 епархии, в том числе около 150 приходов и 5 епархий в дальнем зарубежье.
Русь приняла православие в 988 г. Церковь сначала подчинялась Константинопольскому патриархату, а затем в 1448 г. добилась самостоятельности, став самовозглавляющейся (автокефальной) и получив право избирать своего главу. С 1589 г. во главе церкви стояли патриархи, в период с 1721 по 1917 г. – Святейший синод. В 1917 г. в Русской православной церкви (РПЦ) патриаршество было восстановлено, она имела 78 тыс. храмов и часовен, более тысячи монастырей.
Предстоятелем Русской православной церкви является патриарх, который носит титул Святейший Патриарх Московский и всея Руси. В 1990 г. Поместный собор впервые за долгие годы тайным голосованием и из нескольких кандидатур избрал патриархом Алексия II.
Патриарх управляет церковью совместно со Священным синодом. Патриарху и Священному синоду призваны помогать синодальные учреждения, в том числе отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и другие.
РПЦ осуществляет свою деятельность на основе Священного Писания (Библии, состоящей из 57 канонических книг) и Священного Предания; канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных соборов и святых отцов; постановлений своих поместных соборов; устава об управлении РПЦ, принятого Поместным собором 8 июня 1988 г.
Основу православного вероучения составляет уверенность в бытие триединого Бога (Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого), крестную смерть и воскресение Иисуса Христа – Сына Божия, который искупил первородный грех и придет в мир вторым пришествием судить мертвых и живых. Православные верят в бессмертие души и вечную жизнь.
Существующий богоустановленный институт – Церковь Христова – через богослужения (частные и общие), таинства и обряды приводит верующих к спасению и Спасителю. Всего в Церкви существует семь таинств. (Таинство – особое действие Промысла Божия на верующих, в силу которого невидимая благодать Божия сообщается им через видимое действие, совершаемое священником.)
Крещение – таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду и призывании крестящим его имени Пресвятой Троицы, Отца и Cына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую.
Тем самым крещеный вводится в Церковь и становится ее членом.
Миропомазание – таинство, в котором верующему, при помазании его тела священным миром, подаются дары Святого Духа для освящения, укрепления и возрастания его духовной жизни.
Евхаристия – таинство, когда собрание верующих, епископ или священник благословляет пшеничный хлеб и виноградное вино, которые силою Святого Духа прелагаются в Тело и Кровь Иисуса Христа и предназначаются для последующего причащения верующих и прощения их грехов, для вечной жизни и соединения их с Господом и между собою в единое тело Церкви. Освящение Святых Даров и причащение – это единое таинство евхаристии.
Покаяние – таинство, в котором христианину подается очищение от грехов, совершенных после крещения. Кающийся исповедует свои грехи Богу и Церкви в лице ее представителя – епископа или священника, по молитвам которого Господь прощает исповеданные грехи и воссоединяет покаявшегося с Церковью. По законам христианской жизни человек обязан исповедаться при каждом случае грехопадения, но не реже одного раза в год.
Бракосочетание – таинство, когда естественный любовный союз мужчины и женщины, в который они свободно вступают, обещая быть верными друг другу, освящается в образ единения Христа с Церковью. Так освящается семейная жизнь, рождение и воспитание детей.
Священство – таинство, в котором христианин через возложение на него рук епископа, по молитве Церкви получает особую благодать Святого Духа, чтобы совершать святые таинства, предстоять во главе народа на богослужениях или же – для диакона – помогать священнику в этом. Существует три степени священства: диакон, иерей, епископ.
Елеосвящение – таинство, в котором иерей или епископ при помазании больного освященным елеем испрашивает для него вместе с Церковью благодать Божию, исцеляющую его душевные и телесные болезни.
Основные положения церковного учения и требования к духовной жизни христиан изложены в книгах Ветхого и Нового Завета – Библии, а также в трудах святых отцов Церкви, деяниях Вселенских и Поместных соборов. Духовно-нравственный кодекс отражен в десяти заповедях, данных Богом.
Каждый православный христианин обязан ежедневно молиться, утром и вечером, перед едой и после приема пищи, перед началом и после завершения всякого дела, за здоровье живых и за упокой усопших и по всякому случаю, когда призывает себе помощь Божию. Важное место в христианской жизни занимают посты (самоограничения в пище, помыслах, желаниях), которые бывают однодневными, по средам и пятницам, и многодневные – до сорока дней, перед большими праздниками.
Католицизм. В XI в. произошло разделение христианства на православие и католичество. Главные отличия католицизма заключаются в следующих догматах:
• Примат (главенство, непогрешимость) Папы Римского. Согласно догмату он – глава всей церкви и непогрешим в вопросах веры. В православии же высшей церковной и вероучительной властью обладает Поместный собор, а не патриарх. Чувство власти и превосходства Папы над всеми остальными христианскими церквами побуждало католиков совершать крестовые походы против православной Византии.
• Исхождение Святого Духа от Отца и от Сына. Католический догмат (в отличие от православия, которое учит об исхождении Святого Духа только от Отца).
• Непорочное зачатие Девы Марии. Католицизм учит, что у Божией Матери не было не только личных грехов, но и первородного. Православные же верят, что Она была во всем подобна нам, кроме личного греха.
Протестантизм В XV в. из-за раскола в католической церкви появились многие религиозные течения, получившие общее название «протестантизм». Он характеризуется либеральным отношением к Священному Писанию, неприятием большинства таинств и полным отрицанием святоотеческой традиции. За редким исключением все протестантские религиозные объединения могут быть отнесены к сектам.
Ислам. Это одна из мировых религий наряду с христианством и буддизмом. Ислам возник в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основатель ислама – Мухаммед. Основным источником вероучения служат Коран и Сунна (изречения пророка).
В исламе нет церкви как института, нет в строгом смысле слова и духовенства, поскольку ислам не признает какого-либо посредника между Богом и человеком. Культ ислама опирается на 5 «столпов веры»:
• исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда;
• ежедневная пятикратная молитва;
• пост раз в году в месяц рамадан;
• добровольная очистительная милостыня (закят);
• паломничество (в святые места, главное среди которых – Мекка).
В исламе выделяются главные предметы веры:
• в единого Бога;
• в посланничество Мухаммеда и Писания: Коран называет пять пророков-посланников монотеистической (вера в одного Бога Творца) религии: Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса, Мухаммеда;
• в ангелов;
• в воскресение после смерти и судный день;
Ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, религии, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры.
В настоящее время ислам распространен на большой территории России среди значительной части верующих. По приблизительным данным, его исповедует от 12 до 20 млн человек на Северном Кавказе, в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Чувашии, Сибири, Ульяновской, Самарской, Астраханской, Пермской, Нижегородской, Свердловской, Рязанской областях, в Москве, Санкт-Петербурге и др.
Мусульмане принадлежат к двум главным направлениям ислама. Подавляющая их часть – представители суннизма. Большая часть мусульман-азербайджанцев и талышей, часть курдов, татов, таджиков придерживается шиизма.
Руководящие органы верующих мусульман – независимые друг от друга Духовные управления. В ведении Духовных управлений находятся подготовка служителей культа и их распределение, осуществление связей с зарубежными религиозными организациями и их центрами. Ими ежегодно комплектуются и отправляются в Мекку группы мусульман для совершения паломничества (хаджа).
Муфтий Духовного управления мусульман утверждает имамов мечетей, в которых они полноправные руководители. Имам отвечает за хозяйство, финансы мечетей, духовную жизнь прихожан, он же хранитель печати. Его ближайшие помощники – наиб-имам (заместитель) и казначей.
Будущие служители мусульманского культа, как правило, обучаются в медресе и исламских институтах или получают домашнее религиозное образование.
Буддизм. Основатель – Сиддхартха Гаутама, Будда. Религия возникла в VI в. до Рождества Христова в Индии, но получила распространение в основном за ее пределами в виде ламаизма, дзэн-буддизма и других буддийских школ. Дзэн-буддизм в V–VI вв. и позднее распространился в Китае, Корее, Японии; ламаизм – среди монголов, народов Дальнего Востока.
По буддийскому вероучению, Будда не является творцом и правителем мира. Он лишь просветляет, открывает путь истины познания. Кредо буддизма – непротивление злу, вера в вечность круговорота и смены всех явлений.
В мировой жизни буддизм наблюдает 4 периода (образования, развития, старчества и разрушения); у каждого периода, продолжительность которого ровна 84 000 лет, есть свой Будда (т. е. просветитель). Считается, что в настоящее время мир переживает третий период, и, пройдя все четыре – вплоть до разрушения, он начнет свое начальное существование.
Буддист верит в переселение души, которое совершается в зависимости от совершенных поступков. При этом существует порядок «предпочтительности» пребывания – от неживой природы как низших ступеней и неразумных животных до человека и Бодхисаттвы. Достигшему настоящего просветления открывается нирвана, где есть вечное ничто, так прерывается цепь переселений (реинкарнации).
В России буддизм начал распространяться около 400 лет назад. Первые ламы-монахи пришли из Монголии, Тибета. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна своим указом официально признала буддийскую религию.
Основные исторически традиционные буддийские регионы – Бурятия, Калмыкия, Тува, Читинская и Иркутская области. Состоявшийся в 1996 г. в Бурятии Духовный собор служителей буддизма Сугунды принял новый устав, в котором Центральное духовное управление буддистов России переименовано в Традиционную буддистскую Сангху (Церковь) России.


4. Сектантство и его особенности
Наряду с традиционными религиями в России существует и большое количество сект. Секта – от слова «отсекать», т. е. отошедшая от веры группа сторонников, не согласная с вероучением и по-своему объясняющая Священное Писание и религиозные догмы.
Секта – организация или группа лиц, которые замкнулись в своих узких интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им.
Сектантство – социальное течение в форме культов и сект, оппозиционное по отношению к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом.
Сектант – член секты. Адепт – посвященный в какие-либо учения и тайны культа; ревностный приверженец культа.
Деструктивная секта – секта, имеющая в своих целях, а также в методах и средствах их достижения признаки деструктивного культа. Тоталитарная секта – авторитарная иерархическая деструктивная организация или движение, практикующие обманную вербовку и контроль сознания для сохранения своих адептов покорными доктрине и лидеру, который, пользуясь неосведомленностью и неопытностью людей, целенаправленно их обманывает и привязывает к себе, культивируя у них состояние невежественности и неестественной, противозаконной зависимости.
Сравнительные особенности вероисповедания сект и традиционного для России православия.
Сектанты часто маскируются под христиан или произвольно используют фрагменты христианского вероучения. В то же время каждая тоталитарная секта имеет свою специфику, которую следует учитывать.
Основа отношений православия с государством на данный момент – гармония властей и церкви. Православие придерживается принципа уклонения от крайностей, предпочитая путь «золотой середины» и невмешательства в дела управляющих государственных структур, так как оно считает, что вся власть – от Бога. Однако РПЦ неизменно занимает активную позицию в социально-нравственной сфере. Оценка событий и выбор конкретных действий осуществляется РПЦ исходя из миротворчества, милосердия, уважения и терпимости, при этом полностью отвергается экстремизм. Она терпима к иным мировым религиям, признавая за ними конкретную историческую миссию и роль.
Большинство сект стремится сузить, изолировать и подчинить себе жизнь адептов. Их задача – формирование у своих членов зависимого типа личности. Конкретный человек для сект не имеет абсолютной ценности.
В сектах все подчинено их интересам. Любовь – такое же допустимое средство, как обман и ненависть. Проповедуется уклонение от воинской обязанности, допускаются, если нужно, правонарушения, уход из семьи, пренебрежение к работе.
В подавляющем большинстве сект имеются тайные документы и уровни посвященных. Одни секты считают лишь свое учение истинным, а другие трактуют все религии как части общей истины. Носителем этой истины и источником ее считается руководство секты. Секты всегда нарушают конституционные права человека на свободу получения информации.
Большинство сект пользуется теми же текстами Библии, но, отвергая христианское Предание, стремятся создать свое. Их метод – составление правдоподобных цепочек из специально вырванных фрагментов цельного библейского текста с собственным толкованием под заранее сформированную концепцию. Секты предпочитают использовать упрощенный современный язык со своим пониманием богословских терминов или вводят свои.
Во многих сектах вместо Библии предпочитают чтение книг своих основателей. Большинству сект свойственна искусственная экзальтация при совершении молитв и обрядов, подменяющая духовность эмоциональностью и разрушающая психику.
Практически все применяют свои произвольные обряды рукоположения. Они также вводят степени служителей, создают свои молитвенные дома для совершения обрядов.
Секты часто меняют и адаптируют свои учения по конъюнктурным соображениям и в зависимости от того, кто стоит во главе.
К наиболее активным из сект относятся следующие.
Баптисты. Секта создана Джоном Смитом в Англии в 1633 г., после запрета в 1639 г. переместилась в Северную Америку. Основанный в 1814 г. «Баптистский союз» вскоре стал располагать громадными денежными средствами и охватил своей пропагандой весь мир. В Россию баптизм проник в 1867 г. Баптисты отвергают присягу, военную службу, суды. Их деятельность была запрещена в русской армии, преследовалась в России, но сегодня это самая большая и активная секта, стремящаяся оказывать свое влияние на армию. Координационный центр находится в США.
Пятидесятники – секта, аналогичная баптистам. Ее отличительная особенность – проповедь близости второго пришествия и конца света. Центр находится в США.
Свидетели Иеговы – секту образовал Чарлз Тейзом Рассел в 1870 г. в Питсбурге (Пенсильвания) на основе протестантизма. Ныне в нее входят более 5 млн человек. Свидетели Иеговы верят, что Иисус Христос – Царь Царства Божьего, но отрицают догмат о Святой Троице. Эта секта – смесь своеобразных религиозных и политических элементов. Будучи одной из богатейших в мире, она не ограничивается пропагандой через радио, печать, телевидение. Ее представители проникают и в частные дома. Сторонники секты пытаются воспитать у сограждан отрицательное отношение к воинской службе, существующему государственному устройству.
Вайшнавы – центр Общества сознания Кришны. Вероучение основано на авторитете древнейших священных писаний Индии. Вайшнав – преданный слуга верховного бога Вишну, или Кришны. Согласно утверждению Вед, вайшнавы следуют саната дхарме, или вечной религии всех живых существ, представляющей собой преданное служение всевышнему господу – Шри Кришне. Сегодня в России насчитывается 112 общин кришнаитов, в которых состоит несколько десятков тысяч человек, существуют 10 средних учебных заведений. Характерная особенность этого учения – негативное отношение к военной службе и войнам как явлениям.
«Церковь сайентологии» – секта и могучая международная организация. По ее заявлениям, она имеет около 3100 региональных церквей, миссий и их филиалов в 107 странах мира и около 8 млн членов. Штаб-квартира организации находится в Лос-Анджелесе (США). Европейская штаб-квартира – в Копенгагене (Дания). Эта тоталитарная секта есть разновидность сатанинских деструктивных культов.
Основатель сайентологии – Лафайерт Рональд Хаббард (1900–1986). Он приписал себе многочисленные заслуги и награды в военной, научной и писательской деятельности. Внутри организации существует четкая иерархическая подчиненность. Она располагает элитарными группами, подразделениями разведки и контрразведки, группами немедленного реагирования. У секты есть многочисленные структуры прикрытия, созданные с целью широкой вербовки адептов и для более респектабельного представления себя в обществе. В России такими структурами стали центры дианетики, Гуманитарный центр Хаббарда, Хаббард-колледж (административная технология Хаббарда), «Нарконон» (центр борьбы с наркоманией), «Криминон» (центр реабилитации осужденных), Гуманитарный центр детоксикации человека и др. Жесткий контроль деятельности проводится через строгое и неукоснительное применение принятых в секте технологий. Этот контроль осуществляет центр в США. В России продавалась книга Хаббарда «Дианетика: современная наука душевного здоровья».
Используя гипнотическую технику, сайентология индуцирует преданность у людей, делая их своими верными последователями. Сайентологи всячески пытаются придать своему учению оттенок научности: их литература насыщена наукообразными терминами и сокращениями, используются компьютерные методы, тесты, графики. Любое устное или письменное слово основателя считается «священным писанием». Реально сайентология – это смесь сведений из психологии, черной магии, оккультизма и научной фантастики, помноженная на беспрекословную веру в непогрешимость и гений отца-основателя Хаббарда и созданной им организации. Разработанная Хаббардом методология не смогла пройти государственного лицензирования ни в одной стране мира.
В настоящее время в России действует множество старых и новых сект, в том числе тоталитарных и руководимых из-за рубежа. Наиболее активны из них: Свидетели Иеговы; Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней; Богородичный центр; Аум Синрике; Богословие процветания; Церковь «Живая вода»; Слово жизни; Позитивное мышление; Семья (Дети Божии); Церковь Христа; Новоапостольская церковь; Церковь объединения (Мунисты); Центр Юнивер; Новая эра; Белое братство; кришнаизм; неосатанизм; сайентологи; славянское неоязычество и др.
Секты и иные псевдорелигиозные организации могут использоваться как удобное прикрытие для авантюристов, правонарушителей и психически больных людей, быть рассадниками психотерроризма и преступности. Известны трагедии многих распавшихся семей из-за секты «Белое братство» или планы по уничтожению населения земли, вынашиваемые адептами Аум Синрике.
Основой контактов офицера с представителями сект должно быть ясное понимание, что любая вера затрагивает и изменяет фундаментальные и наиболее глубинные слои психики и бытия людей. Как правило, религиозная деятельность есть не просто те или иные учения, а особое мировоззрение, суть и форма самой жизни человека. Они определяются системой религиозных принципов и догматов.


5. Роль христианства в становлении Российской государственности и армии России
На протяжении многих столетий истории нашего государства православная церковь оставалась духовной наставницей и вдохновительницей русских воинов – защитников родной земли.
Отечественные историки, оценивая значение принятия христианства на Руси, отмечали, что выбор князя Владимира в 988 г. был «на века», он сказывается и поныне. Значение его в том, что при иной религии, ином выборе культура России – архитектура, живопись, музыка и даже письменность – оказалась бы другой. Другой стала бы и ее история.
Слово «воин» в церковном языке имеет особое значение. Среди святых, почитаемых Русской православной церковью, много воинов-мучеников, римских легионеров и военачальников, «убиенных за веру во Христе». Среди них Феодор Стратилат и Дмитрий Солунский, покровитель русского воинства святой великомученик Георгий Победоносец. Среди святых русского происхождения церковью традиционно почитаем благоверный князь Александр Невский – выдающийся полководец и государственный деятель Древней Руси, вся жизнь которого была подвигом для защиты разоряемой русской земли, для поддержания угнетаемой русской веры.
Кроме Александра Невского церковью канонизированы князья-полководцы Дмитрий Донской, креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир и его сыновья – святые страстотерпцы Борис и Глеб, первыми причисленные к лику святых, князья Михаил и Всеволод Черниговские и многие другие. Это были не просто полководцы, не просто правители Древней Руси, но и подвижники особого исторического призвания. Русские дружины не случайно звались «христолюбивым воинством».
Во время порабощения Руси кочевниками с Востока, на церковь как единственную в тот период объединяющую силу легла задача подготовки освобождения. В отечественной истории имеется свидетельство, что великий князь Московский Дмитрий, прежде чем выступить в поход против захватчиков, со своим двоюродным братом Владимиром Андреевичем, многими воеводами и отборной дружиной прибыл в Свято-Троицкий монастырь «помолиться Господу Богу и принять напутственное благословение» от преподобного игумена обители Сергия Радонежского. В числе братии обители Святой Троицы в это время были два инока: Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых Сергий отправил с Дмитрием на битву.
После Куликовской битвы, в день памяти святого Дмитрия Солунского, небесного покровителя князя Дмитрия Донского, была отслужена первая панихида по всем павшим. По совету и с благословения Сергия Радонежского Дмитрий установил совершать ежегодно поминовение погибших воинов в первую субботу после 26 октября. День этот стали называть Дмитриевской субботой и по обычаю совершают особый чин поминовения «О православных воинах и о всех за веру и Отечество на поле брани убиенных».
В сентябре 1609 г., когда войска Сигизмунда III осадили Смоленск, только патриарх Гермоген, призвав авторитет Русской православной церкви, благословил на борьбу с самозванцами соотечественников. По всей Руси прошлась призывная весть: «Патриарх Гермоген встал за веру и вам велел стоять».
История России и история Русской православной церкви неотделимы. В первый же день Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 г., глава РПЦ митрополит Московский и Коломенский Сергий обратился ко всем приходам с посланием «Пастырям и настоятелям Христовой Православной Церкви», в котором говорилось:
Фашистские разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь граждан уже орошает родную землю. Не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражью силу. Наши предки не пали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой, выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные родные им по плоти и вере! Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может.
Церковь, включившаяся во всенародное патриотическое движение, развернула деятельность по сбору оружия на оборону страны. К концу 1944 г. сумма взносов составила 150 млн рублей, на них были построены танковая колонна им. Дмитрия Донского, эскадрилья самолетов им. Александра Невского. Патриотическая деятельность РПЦ в годы войны привела к нормализации государственно-церковных отношений в послевоенный период.
Исторические факты подтверждают, что православная церковь никогда не стояла в стороне от событий, переживаемых страной. Она всегда призывала народ и воинство к единству, подвигам и защите Отечества в период войн, смут, раздробленности, а воинское служение причисляет к подвигу.
В российской истории всегда с благословениями провожали воинов, отправляющихся на войну, с восхищением встречали героев, снискавших славу на ратном поле. Как же обосновывается церковью необходимость воинского служения? Не стоит ли война в противоречии с заповедью «не убий»?
Христианская церковь не поощряет войну, ежедневно молясь о мире всего мира, как того требует Нагорная проповедь: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся» (Мф: 5:9), молясь об избавлении от разного рода бедствий, в том числе от меча нашествия иноплеменников и междоусобной брани.
Однако православная церковь далека от прямолинейного и одностороннего отрицания всякой войны. Война – несомненное зло и страдания людские, но грех за человеческие несчастья, причиняемые войной, ложится прежде всего на агрессоров, развязавших ее, на честолюбивых политиков, жаждущих наживы, но не на тех, кто погибает в защиту своего Отечества, совершая подвиг жертвенной любви. Стали каноном – церковным законом – слова учителя церкви св. Афанасия Великого: «Непозволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно, и похвально достойно».
Особое уважение церкви к солдатской профессии, обусловленное жертвенным характером воинской службы, проявляется в том, что когда за богослужением поминаются живые и усопшие, то из всех мирян только именам военнослужащих прилагается их звание – воины. Определяя отношение христианства к войне и неизбежному убийству противника на поле брани, необходимо понимать принципиальную разницу между состоянием духа преступника, идущего на преступление ради корысти, в гневе, в ревности или гордыне и духовным величием воина, отправляющегося на защиту Родины. И поэтому Христос сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих» (Ин, 15:13).
В этом отношении воины российской армии отличались преданностью своим командирам, воинскому долгу, потому что воспитывались на религиозных идеалах, которые поднимали престиж воинской службы.
Безусловно, война во всех ее проявлениях составляет собой наиболее серьезное испытание нравственных сил воинов. Терпение и стойкость в страданиях, способность выдержать немыслимые испытания на войне явились, может быть, высшей нравственной ценностью человеческой, даваемой верой в истинность христианских идеалов, верой в православную церковь, на протяжении многих веков остававшуюся наставницей и вдохновительницей русских воинов – защитников родной земли.
Таким образом, в современных условиях проблемы отношений церкви и армии, соблюдения прав верующих военнослужащих, использования духовного потенциала религии в работе с личным составом особенно актуальны и требуют своего учета в ходе военно-педагогического процесса.

Авторизация

Реклама