Борьба с терроризмом

Категория: Зарубежный спецназ Опубликовано 21 Февраль 2014
Просмотров: 3302
Борьба с терроризмом Терроризм в последние годы стал реальностью во многих странах. Более того, он перешагнул рамки государственных границ и приобрел глобальный скоордини­рованный характер. В настоящее время специалисты насчитывают в мире в общей сложности свыше 500 террористических организа­ций и групп, причем, цифра эта вряд ли может считаться оконча­тельной, ибо фактически учету могут быть подвергнуты лишь те террористические организации, которые не скрывают факта своего существования. Взятие мето­дов терроризма на вооружение преступным миром, "теневыми" экономическими структурами, наркомафией и т.д. неимоверно затрудняют ведение какой-либо статистики.
Борьба с терроризмом в раз­ных его формах сейчас объявле­на одной из важнейших задач обеспечения национальной безопасности США, хотя еще до 1980 года там даже не предпринимали каких-либо усилий для сбора информации по терроризму. И лишь в 1981 году президент Р. Рейган изменил такое положение - он поручил государственному департа­менту, ЦРУ и ФБР объединить по­литические, разведывательные и контрразведывательные ресурсы для борьбы с террористами и пов­станческими движениями.
В современных США противодействие терроризму и борьба с ним осуществляются на основе тщательно отработанных и прошедших практическую обкатку ус­тавов и наставлений. Среди них выделяются "Полевой устав су­хопутных войск США FM 7-98. Опе­рации в конфликтах низкой ин­тенсивности" (1992 г.), "Полевой устав FM 19-15. Гражданские бес­порядки" (1985 г.) и другие ведом­ственные документы.
Терроризм определяется в уставных документах вооруженных  сил США как "незаконное исполь­зование или угроза силой, наси­лие над людьми или собственно­стью для принуждения или устра­шения правительства или общества, часто для достижения поли­тических, религиозных или идеологических цепей".
Деятельность террористов, как известно, не совпадает с правилами или законами военных дей­ствий. Их методы включают взя­тие заложников, налеты, саботаж, убийства, поджоги, ложные тре­воги, бомбардировки, рейды, захваты, использование ядерного, биологического, химического оружия и т.д. Объектами терроризма, как правило, являются лица или места, являющиеся символами власти, важные политические или военные деятели. Жертвы часто не играют никакой роли в причинах террора или в удовлетворе­нии требований террористов.
Общая стратегия террористов -провести акты насилия. Эти акты привлекают внимание людей, пра­вительств к их делам. В подобной ситуации решающую роль играют средства массовой информации, поскольку при впекают к террорис­там международное внимание. И опасность состоит в том, что это внимание может вдохновлять на акты терроризма новые группы преступников. Сами жертвы вол­нуют террористов редко, их инте­ресует реакция населения, прави­тельства или определенного сек­тора бизнеса.
По оценкам американских во­енных специалистов, существую­щие сегодня террористические группы не действуют в одиночку и независимо. Ими создана международная сеть, что обеспечи­вает большие выгоды тем, кто оплатил свое "членство" в нем. Скоординированность террористических акций в глобальном масштабе и распространение тер­роризма практически во всех ре­гионах мира подтверждает эту мысль.
Американские специалисты по борьбе с терроризмом выделяют целый спектр целей, которые ста­вят перед собой террористы.
а. Ближайшие цели:
1) получить оценку своих наме­рений во всемирном, националь­ном или местном масштабе;
2) вызвать реакцию, ответные действия и репрессии со стороны правительственных сил, которые
немедленно приведут к их общественному осуждению;
3) ослаблять или беспокоить правительственные военные или другие силы безопасности;
4) получить деньги или снаря­жение;
5) показать неспособность пра­вительства защищать граждан:
6) дезорганизовать или разру­шить основные средства передвижения или связи:
7) продемонстрировать силу или реальность своей угрозы;
8) отменить или отложить при­нятие решений или законодатель­ных актов;
9) вызвать забастовки или за­медление темпов работы;
10) дискредитировать инвести­ции зарубежных стран или их про­граммы помощи;
11) освободить заключенных;
12) отомстить за что-либо.
б. Дальнейшие цели:
1)вызвать драматические из­менения в правительстве или та­кие последствия, как революция, гражданская война или война ме­жду нациями.
2)подорвать и дискредитиро­вать установленную инфраструк­туру власти в целях поддержки мятежников;
3)влиять на принятие решений полицией на разных уровнях;
4)получить политическое при­знание в виде законного органа, представляющего определенную
этническую или национальную группу.
Цепь борьбы с терроризмом защитить объекты, сооружения, индивидуумов от угрозы терроризма. Борьба с ним включает в себя как анти­террористические, так и контртеррористические ак­ции. Планирование должно обеспечивать скоординиро­ванные действия всех сил до, во время и после случаев терроризма.
Меры по предупре­ждению терроризма в отношении воинских частей и учреждений США как внутри стра­ны, так и за рубежом делятся на активные и пассивные. Американ­ские специалисты раз­деляют виды безопасности в этой сфере на три группы: матери­альную, операцион­ную и безопасность личного состава. По­следняя предполагает обеспечение личной безопасности всех во­еннослужащих, граж­данского персонала, членов семей военнослужащих на различ­ных военных, про­мышленных и иных объектах.
Террористы могут за­ранее выбрать заводы или другие учреждения в ка­честве целей для мини­рования, поджога, похищений или убийств.
Меры по предупреждению таких актов следующие.
1. Круглосуточный контроль уязвимых мест и кабинетов руководства. Для чего требуется:
закрыть прямой доступ к местам - наиболее вероятным целям террористов;
не располагать кабинеты ру­ководства на первом этаже;
оборудовать входы в уязви­мые места и к руководству руч­ными средствами сигнализации.
иметь список всего личного состава, сопровождать гостей;
определить личному составу, несущему непосредственную охрану, контрольные зоны для ежечасного обхода;
запирать на замки все туале­ты на этажах, чтобы уменьшить зону доступа для посторонних;
запирать двери в помещения для сторожей и другое подсоб­ные помещения;
запирать двери с оборудова­нием для телефонной связи и щи­товыми электрооборудования.
2. Определить внутри здания комнату безопасности на случай нападения террористов, но не афишировать ее существование.
3. Создать запасы материаль­ных средств, медикаментов, про­довольствия (сухой паек), по­стельных принадлежностей и ос­ветительных приборов на случай чрезвычайных ситуаций. Инфор­мировать командование о местах хранения чрезвычайных запасов, запасных выходах и путях эвакуации.
4. Ограничить доступ личного состава к биографическим данным руководства, так как этой ин­формацией могут воспользоваться террористы при выборе жертв, выявлении членов их семей или мест жительства.
5. Иметь парковки транспорта для высшего руководства с иден­тификацией не по имени, а по но­меру автомобиля.
6. Ограничить информацию о передвижениях и планах коман­дования. Увеличить воздействие мер зашиты командования и выс­шего руководства, вменяя им:
не выделяться из окружения;
учиться распознавать призна­ки наблюдения за ними неизвест­ными лицами;
использовать простые, эффективные кодовые сигналы по­ведения для предупреждения се­мей или подчиненных о физической угрозе;
добираться до работы и до­мой различными маршрутами;
проверять автомобиль перед началом движения;
использовать бронежилеты;
избегать мест, которые потенциально являются целью тер­рористов;
ездить с закрытыми окнами и заблокированными дверями;
знать основные фразы на ме­стном языке;
внимательно проверять всех лиц из числа местных жителей, помогающих по хозяйству;
знать приемы террористов и методы их действий;
проводить разведку маршру­тов, чтобы избегать подозритель­ных районов, возможного появ­ления террористов при выезде в новые места (рестораны, отели, магазины и т.д.).
В зависимости от обстановки и на основе имеющейся информа­ции о наличии угрозы терроризма военным объектам американское командование выделяет четыре уровня террористической угрозы.
Уровень "Альфа" (низкий), ко­гда природа и размах возможных террористических действий не­предсказуем.
Уровень "Браво" (средний), ко­гда угроза терроризма возросла и более предсказуема, хотя никакой конкретной угрозы не выявлено.
Уровень "Чарли" (высокий), когда террористический акт совершен или получены разведывательные данные о том, что он подго­товлен.
Уровень “Дельта” (неизбежный), когда акт терроризма совершен в близлежащем районе или раз­ведка получила сведения, что террористически, акт, по всей видимости, направлен против определенного района.
США неоднократно приходи­лось реально сталкиваться с проявлениями терроризма в с крайних его формах. Так, 20 сентября 1984 года мусульманами террористами был проведен теракт в посольском комплексе США в пригороде Бейрута. От взрыва грузовика, начи­ненного 200 кг тротила, погибло 23 человека, среди раненых оказались американский и британский послы.
Терроризм в отношении американских граждан в различны: "горячих точках" за рубежом последние годы дополнился ростом террористической активности на территории самих США. К наиболее драматическим событиям можно отнести взрывы Международного торгового цен­тра в Нью-Йорке в феврале 1993 года и административного зда­ния в Оклахоме в апреле 1995 года, террористическую акцию на Олимпийских играх 1996 года в Атланте.
Самой страшной трагедией для американского общества стала террористическая акция в городе Оклахома 19 апреля 1995 года в 9.02 утра возле федерального зда­ния, где размещались офисы большинства местных органов власти, произошел взрыв, в ре­зультате которого погибло 168 человек и было ранено свыше 500 человек.
Сразу же после этого Феде­ральное агентство по чрезвычай­ным ситуациям FEMA запросило содействия со стороны сухопут­ных войск США. Сотни военно­служащих регулярных войск, На­циональной гвардии и резерва были выделены в помощь местным органам для ликвидации последствий взрыва и спасения пострадавших. Войска оказывали медицинскую помощь нуждаю­щимся, среди военнослужащих развернулась массовая кампания по сдаче крови. Инженерные войска направили в район взрыва специальную группу из 4 военно­служащих, оснащенную современнейшей специальной техни­кой по поиску выживших под об­ломками людей. В операции по ликвидации последствий траге­дии приняли участие 368 нацио­нальных гвардейцев.
Расследования по делу взры­ва в Оклахоме высветили множе­ство проблем, стоящих ныне пе­ред американским обществом. Од­новременно американские спе­циалисты, по сообщениям средств массовой информации, вышли на "ирландский" след: де­тонатор для взрывного устройст­ва, по некоторым признакам, был предоставлен Ирландской рес­публиканской армией.
Реальностью сегодняшних США стала резкая активизация деятель­ности экстремистских организаций различного толка. К ним относятся отряды милиции в ряде штатов, Ку-Клукс-Клан, неонацисты, "бритоголовые" и т.д. В своем абсолютном большинстве - это расистские подпольные группы и организации, проповедующие или практикующие методы терроризма в своей деятельности. По данным американской газеты ВВС "Air Force Times", в США насчитывает­ся 55 "чисто" расистских групп Ку-Клукс-Клана, 39 неонацистских групп, 25 групп "бритоголовых" и десятки других групп и организа­ций экстремистского толка.
Милиция - своеобразные "пат­риотические" организации США -представляет собой вооруженные и построенные по военному образцу отряды, исповедующие идеи расового, политического и духовного превосходства, амери­канцев. Милиция регулярно про­водит свои военные сборы и уче­ния с боевой стрельбой, дейст­вуя, в принципе, в согласии с ме­стным законодательством шта­тов. В политической практике США последних лет милиция нередко оказывалась втянутой в мелкие и крупные террористические акции, включая взрыв в Оклахоме в 1995 года.
В связи с участившимся слу­чаями проявлений терроризма в отношении американских воору­женных сил, в них стали созда­ваться антитеррористические структуры. Их главная цель - за­благовременное и тщательное планирование, подготовка и реа­лизация антитеррористических мероприятий.
В ходе исследования природы терроризма и методов борьбы с ним важную с практической точки зрения разработку осуществила Школа военной полиции сухопутных войск США. Ее модель анти­террористических действий вклю­чает семь компонентов:
ведение разведки;
анализ и оценка вероятной угрозы совершения теракта;
обеспечение личной безопасности военнослужащих и граждан­ского персонала министерства обороны;
охрана материально-техниче­ских средств, оружия и военной техники;
охрана самого военного объекта;
распределение юридической ответственности между органами и должностными лицами;
действия в кризисной ситуации, то есть после совершения террористического акта или в слу­чае возможности такового.
Ведение разведки включает сбор, накопление; анализ и дове­дение до соответствующих ко­мандных инстанций всех данных, касающихся возможных терактов.
По мнению американских воен­ных специалистов, учет разведсведений одновременно с анали­зом политической, экономической и социальной обстановки позволяет прогнозировать степень угрозы в отношении определен­ного военного объекта в конкрет­ном регионе.
Анализ и оценка вероятной угрозы производится прежде всего для определения возможности со­вершения теракта на основе раз­ведданных, а также степени уяз­вимости наиболее вероятного объекта нападения и вскрытия его слабых мест, что может быть использовано террористами.
Обеспечение безопасности пре­дусматривает планирование ме­роприятий по личной безопасно­сти военнослужащих и граждан­ских служащих министерства обо­роны, охране оружия и военной техники, материально-технических средств, инфраструктуры во­енного объекта и сокрытию его предназначения. К их числу отно­сятся создание системы охранной сигнализации и предупреждения; обеспечение освещения; перекры­тие доступа на территорию объ­екта; организация дополнитель­ной охраны территории и инфра­структуры, подготовка к необхо­димым действиям и информиро­вание личного состава относи­тельно возможных террористиче­ских акций; засекречивание средств связи и контроль за их использованием; соблюдение ре­жима секретности.
Распределение юридической ответственности за антитеррористские действия между соответствующими органами и должностными лицами требует четкого знания и исполнения ими функ­циональных обязанностей в рам­­ках положении законодательства
по борьбе с терроризмом. На взгляд американских правоведов, это обеспечивает законность ан­титеррористической деятельно­сти вооруженных сил.
Планирование действий в кри­зисных ситуациях предусматривает, прежде всего, создание груп­пы кризисного управления (ГКУ). При этом проводятся следующие мероприятия: назначается долж­ностное лицо, принимающее ре­шения и несущее ответственность за действия этой группы; опреде­ляется численность и обязанно­сти ее личного состава; специа­листы ГКУ готовятся к выполне­нию своих функций при стрессо­вых ситуациях. Кроме того, разра­батываются планы действий в чрезвычайных условиях в допол­нение к повседневной деятельно­сти войск.
Группу кризисного управления, как правило, возглавляет командующий объединением или ко­мандир соединения, в отношении которого осуществлен теракт. Если же он направлен против аме­риканского военного объекта, рас­положенного на территории дру­гого государства, то ГКУ устанавливает связь с госдепартаментом США и представителем страны пребывания.
Основными элементами ГКУ являются группа управления и груп­па оперативного реагирования.
Группа управления в оператив­ном отношении подчиняется командиру части и взаимодейству­ет с представителями ФБР. Ее воз­главляет начальник военной полиции, назначаемый командиром. Группа включает представителей различных структур штаба части: разведки, тыла, военных юристов, медиков, связи с авиацией, промышленностью, гражданской общественностью, а также капелланов. Эти представители консуль­тируют командира ГКУ по тем во­просам, которые входят в их ком­петенцию и оказывают необходи­мую помощь группе оперативного реагирования.
Группа оперативного реагирования, возглавляемая заместите­лем начальника военной полиции, включает шесть целевых подразделений. Непосредственный кон­такт с террористами и действия против них ведут подразделения первоначального реагирования (полицейские посты и патрули), подразделения обеспечения безо­пасности района, где имел место теракт, и команда специального реагирования.
Подразделение обеспечения безопасности действует в непосредственном контакте с терро­ристами. Основными его задача­ми является сдерживание разви­тая кризисной ситуации, а также передача полученной информации командиру ГКУ и руководите­лю переговоров с террористами. Первоначально подразделение ведет сдерживающие действия, переходя к активным лишь при получении приказа от командира группы оперативного реагирова­ния после утверждения его командиром ГКУ.
Активные действия могут вклю­чать: химическую атаку (с исполь­зованием нетоксичных отравляю­щих веществ), ведение снайпер­ского огня, штурм здания или дру­гого объекта, захваченно­го террористами, с ис­пользованием верто­летов и бронетанко­вой техники, а также осуществление опе­рации по освобожде­нию заложников и эва­куацию гражданских лиц, не имеющих от­ношения к теракту.
В США понимают, что в любых антитер­рористических операциях очень много зависит от превентивных мер правительства и способности государства предупредить возможные террористические акции.
Наглядный пример превентивных мер американских властей в борьбе с терроризмом - Олимпий­ские игры 1996 года в Атланте. Предвидя возможные террористи­ческие акции в отношении, как спортсменов, так и зрителей Олимпиады, в военном ведомст­ве США была создана система военной поддержки этого меро­приятия. Министр обороны был назначен главным координатором всех программ поддержки Олим­пиады. В его распоряжение была выделена смешанная группиров­ка войск регулярных вооружен­ных сил и подразделений нацио­нальной гвардии общей числен­ностью от 8 до 10 тысяч человек. Основной задачей военной под­держки являлась помощь пат­рульной полиции штата Джорджия полицейскому управлению города Атланта и другим право­охранительным органам в поддер­жании порядка и обеспечении безопасности Игр. Однако даже все эти меры, к сожалению, не смогли гарантировать полную безопасность зрителей.
Американский опыт борьбы с терроризмом положен в основу антитеррористической стратегии многих государств. В соответст­вии с программой содействия антитеррористической деятельности госдепартамента США, американ­ские специалисты министерств обороны, юстиции, транспорта и финансов, а также ЦРУ с 1983 года ведут подготовку специальных антитеррористических подразде­лений и специалистов из других государств. К 1995 года в рамках этой программы получили специ­альную подготовку 16 тыс. чело­век из 83 иностранных государств. По мнению американских специа­листов, такая практика может содействовать скоординированным международным акциям по пре­дотвращению актов терроризма и борьбе с организованной террористической деятельностью международного масштаба.
И.Попов
Подготовка бойца спецназа. НПЦ "Здоровье народа", ООО "ВИПв"

Авторизация

Реклама