Силы специальных операций в различных странах мира отличаются по количественному и качественному составу, организационной структуре и ведомственной принадлежности. Вместе с тем, события последних двух десятилетий однозначно указывают на общую для всех сил специальных операций (ССО) тенденцию усиления их взаимодействия на национальном уровне с подразделениями полиции, разведывательных и контрразведывательных служб, вооруженных сил. Эта тенденция особенно ярко проявляется в США.
Можно выделить следующие основные направления в координации деятельности указанных выше структур: регулярный обмен информацией об оперативной обстановке и вероятном противнике и опытом практических действий по борьбе с террористами; проведение учений и маневров подразделений ССО с участием представителей спецслужб и полицейских формирований; предоставление баз и полигонов ССО для отработки конкретных элементов взаимодействия; кадровая, научно-методическая, оперативно-техническая поддержка в проведении конкретных мероприятий (направление военных советников и инструкторов, организация консультаций, поставки спецвооружений, спецсредств и т.п.); совместное участие в проведении боевых операций.
Несомненно, наиболее тесные контакты существуют между представителями “родственных” организаций-спецслужб. Так, в июле 1986 года ЦРУ, ФБР и РУМО приняли специальную программу поддержания политической стабильности в стране. В рамках реализации этой программы спецслужбы вместе с полицией создали в муниципалитетах крупных городов центры по пресечению массовых беспорядков и террористической деятельности в городских условиях.
Наряду с этим в США во второй половине 80-х годов был образован Федеральный центр по управлению в чрезвычайных ситуациях, занимающийся планированием и руководством действиями американских спецслужб, полиции, сил специальных операций по реализации национальной программы мобилизационной готовности. Созданием этого центра завершился основной этап внедрения действующего в настоящее время в США механизма подавления массовых выступлений, экстремистских и террористических проявлений.
В этот же период была предпринята общенациональная система связи и обмена информацией о чрезвычайных, ситуациях, в которых зачастую приходится использовать скоординированные акции сил специальных операций, полиции и др. Указанная система, обеспечивая четкое взаимодействие всех своих звеньев, включает: конгресс США и его специализированные комитеты, Верховный суд, Федеральный центр по управлению в чрезвычайных ситуациях, Национальную комиссию по борьбе с беспорядками при министерстве юстиции и аналогичные комиссии при администрациях штатов, центры подготовки специалистов по борьбе с беспорядками, специальные подразделения полиции и силы специальных операций вооруженных сил, научно-исследовательские институты и центры по изучению массовых движений и преступности.
Федеральным центром была разработана типовая модель действий в чрезвычайных ситуаций, которая принята к реализации практически всеми американскими предприятиями, фирмами, учреждениями. Модель предусматривает постоянное изучение социальной обстановки, заблаговременную разработку организационного плана, подбор личного состава для его реализации, обучения специальных групп исполнителей, планирование конкретных профилактических мероприятий и мер по обеспечению контроля над кризисной обстановкой.
В распоряжение Федерального центра предоставляются сведения о потребностях конкретной организации (ведомства, фирмы) по предотвращению массовых выступлений и беспорядков, возможном развитии событий (без вмешательства правоохранительных органов) в случае выхода ситуации из-под контроля, информации о группах и отдельных лицах, враждебно настроенных по отношению к существующему режиму в зоне возможного возникновения локального конфликта, расчет времени и финансовых затрат на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
В случае, если попытки мирного урегулирования конфликта не достигают цели, в действие вступают полиция и подразделения сил специальных операций, а также ФБР, наделенное широкими законодательными полномочиями, дающими возможность применения практически любых находящихся в распоряжении бюро людских, материальных и технических ресурсов с целью предотвращения и пресечения массовых гражданских беспорядков. В частности, в целях сбора информации официально разрешено использование осведомителей - лиц и организаций, передающих требуемые данные без какой-либо компенсации или с оплатой номинальных расходов по их подготовке, агентуры - лиц, которые по указанию и под руководством ФБР занимаются сбором информации регулярно, на конспиративной основе и за соответствующее вознаграждение.
Использование армейских подразделений для борьбы с массовыми беспорядками регулируется, в основном, законом 18US С 1385, разрешающим привлечение воинских контингентов при возникновении чрезвычайных ситуаций, требующих принятия срочных и решительных мер для предотвращения человеческих жертв, крупного ущерба различными видами собственности, нарушения функционирования государственных учреждений, а также для обеспечения должного общественного порядка в городе в случае, если местные органы власти неспособны сами контролировать ситуацию. При чрезвычайных обстоятельствах спецподразделения вводятся в действие без какого-либо предварительного уведомления организаторов и участников массовых беспорядков.
Американская конституция возлагает на федеральное правительство ответственность за поддержание порядка на территории всей страны с применением (если это потребуется) необходимой силы. Использование возможностей министерства обороны США для оказания помощи гражданским властям осуществляется на основе директивы или указа президента страны, предоставляющего военному командованию право на восстановление законности и порядка в конкретном штате или регионе. Кроме того, законодательство всех штатов дает местным властям право использовать национальную гвардию и формирования сил специальных операций для подавления “внутреннего насилия”, а также в случаях, когда возникает угроза жизни, собственности или правам граждан.
Правящие круги США прекрасно осознают, что средства, вложенные в подготовку военных кадров для стран Европы, Латинской Америки, Азии и Африки многократно окупаются, тем более, если речь идет о таких высококвалифицированных специалистах, какими являются бойцы сил специальных операций. В этой связи в Соединенных Штатах Америки реализуются долговременные программы подготовки подразделений иностранных сил специальных операций. Так, начиная с конца 80-х годов, конгресс США ежегодно выделяет на эти цели более 6 млн. долларов
В соответствии с этими программами созданы учебные курсы для представителей гражданских и полицейских властей в академии ФБР, Федеральном центре подготовки сотрудников органов по поддержанию правопорядка и в Институте по проблемам безопасности транспортировки Федеральной администрации по вопросам авиации. При этом предусматривается три формы обучения: теоретический курс, практическая подготовка и комплексные занятия. Их характер в значительной степени совпадает с методикой подготовки личного состава сил специальных операций в городских условиях. Дополнительной дисциплиной, введенной для изучения и последующей апробации, является изучение вопросов координации деятельности, сотрудничества и правового положения различных специальных служб в кризисных ситуациях.
Весь курс подготовки иностранных спецподразделений завершается проведением комплексного учения. Для этого на территории США или в одной из стран имитируется кризисная ситуация, максимально приближенная к действительности. Так, например, в 1982 году подобная ситуация была “создана” в аэропорту Гонолулу (США, штат Гавайи). О том, что ситуация является учебной, знали только руководители учений и “противник”. Привлеченные в качестве “террористов” и “заложников” местные актеры “захватили” специально выделенный самолет. Им была предоставлена полная свобода в импровизации. Выделенные для операции специальные подразделения, специалисты по ведению переговоров осуществили в полном объеме операцию по освобождению “заложников” и “захваченного самолета”. К учениям были привлечены все слушатели антитеррористического отделения академии ФБР, представители спецслужб и подразделений сил специальных операций ряда развитых и развивающихся стран. Учение длилось два дня и завершилось проведением детального разбора действий всех участников операций.
Уровень политического и военно-стратегического сотрудничества США с той или иной страной непосредственно влияет на характер и содержание взаимодействия сил специальных операций США и конкретной страны. К перечисленным ранее направлениям координации деятельности сил специальных операций и силами, выделенными для противопартизанских (противоповстанческих) операций в районах, контролируемых “силами сопротивления”, следует добавить агентурное проникновение в ряды партизан (повстанцев), проведение специальных операций по физическому уничтожению лидеров и активистов движения сопротивления и т.п.
С 90-х годов западные аналитики внимательно изучают опыт, приобретенный силами специальных операций многонациональных сил в совместных действиях в зоне Персидского залива. Так, после завершения военных действий один из руководящих сотрудников Государственного департамента США М. Басби рекомендовал активно использовать и в дальнейшем сложившуюся антииракскую коалицию “для борьбы с террористами, продолжить сотрудничество с союзниками и употребить весь ее политический вес против тех, кто поддерживает применение террора”. Оценивая оперативную сторону вопроса, Басби отметил, что “взаимодействие между различными государствами мира в борьбе с терроризмом на данном этапе достигло самого высокого уровня за всю историю антитеррористической коалиции”.
Таким образом, опыт деятельности сил специальных операций вооруженных сил и правоохранительных органов США в течение последних двадцати лет позволяет отметить стремление их как на национальном, так и на международном уровне к консолидации усилий в борьбе с терроризмом, а также к выработке единой тактики освобождения заложников и пресечения массовых беспорядков.
Александр ХаевПодготовка бойца спецназа. НПЦ "Здоровье народа", ООО "ВИПв"