Библиотека портала. Рудигер Дальке, Торвальд Детлефсен. Болезнь как путь. Значение и предназначение болезней

Категория: Духовные факторы Опубликовано 27 Сентябрь 2015
Просмотров: 3954


7. Методы исследования
Вся жизнь - не что иное, чем совокупность облаченных в форму вопросов, которые несут в себе зерно ответа, - и ответов, беременных вопросами. А тот, кто видит в ней что-нибудь другое, тот просто дурак.
Густав Майринк, «Голем»
Мы приближаемся ко второй части нашей книги, где обещали рассказать вам о значении основных симптомов. Но сначала давайте поговорим о некоторых методах исследования.
Заметьте, мы не собираемся превращать книгу в этакий справочник толкований симптомов, с помощью которого читатель сможет ознакомиться на нужной странице с интерпретацией своего недуга, а затем согласно кивнуть головой или равнодушно пожать плечами. Такой способ работы с книгой будет ошибочным и не сможет оказать вам реальной помощи. Нам хотелось бы научить вас смотреть на проявления собственных и чужих заболеваний по-новому и изменить к ним свое отношение.
Во второй части книги приводится достаточно большое количество конкретных примеров, которые, надеемся, подскажут вам, как правильно обращаться с аналогиями и символами (которых, увы, большинство просто не замечает), помогут разрушить устоявшиеся стереотипы восприятия фактов, научат вдумываться в суть явлений и видеть их по-другому. Уметь давать явлениям адекватное толкование очень важно, потому что каждая ошибка наносит изрядный вред.
Для чего, по-вашему, предназначен сонник? Нам думается, для того, чтобы прочитавший его человек научился толковать свои сны, а не хвататься за него спросонок как за справочник.
На страницах этой книги мы постарались показать максимальное разнообразие физических и органических проявлений болезни, чтобы вы тоже научились распознавать их. Но все-таки на полноту справочника эта книга не может, да и не должна претендовать. Нам хотелось дать вам в руки удобный инструмент, получив навыки работы с которым, вы самостоятельно сможете выяснять причины появления тех или иных симптомов болезни.
Поэтому, оставив на время мировоззренческие и философские основы, давайте поговорим о наиболее важных аспектах и правилах, которые помогут вам правильно работать в этом направлении.
Каузальность в медицине
Проблема каузальности имеет большое значение: медицина и знахарство, психология и социология отчаянно соревнуются в попытках выяснить истинные причины тех или иных проявлений болезни и вылечить пациента путем их устранения. Одни причины они связывают с возбудителями болезни, другие - с событиями раннего детства, методами воспитания или условиями труда. Источниками болезни считается что угодно - от содержания свинца в воздухе до социальных проблем.
Нам кажется, что такой подход заводит в тупик и медицину, и психологию. Конечно, ответов на вопрос «почему?» можно найти сколько угодно, но, поставив его во главу угла и сделав самоцелью, мы должны признать: найденные причины ничем не лучше и не хуже других, ибо любая из них - звено в бесконечной цепочке. Например, возникновение инфекции можно связать с ее возбудителем, но тогда встает вопрос о том, что его активизировало (и, кстати, почему именно это?). Может быть, все дело в слабости защитной системы организма? Но чем тогда обусловлена эта слабость?.. Игру можно продолжать сколько угодно, потому что любая «главная причина» всегда только заостряет вопрос о том, что ее пробудило к жизни, то есть о «причине причины»...
На практике врач или знахарь останавливается в любой произвольно взятой точке и делает вид, что «мир берет начало здесь»; возвращается назад к ничего не значащим собирательным фразам о «пониженной сопротивляемости», «плохой наследственности», «слабости внутренних органов» и т. д.
Но по какому праву мы произвольно обрываем цепь и назначаем крайнее звено обрыва «главным»? Ведь яснее ясного, что таким образом выяснить что-либо невозможно...
Приблизиться к пониманию проблемы можно с помощью концепции, о которой мы уже говорили. Основной постулат ее сводится к тому, что болезнь обусловлена не только прошлым, но и будущим. При таком подходе отчетливо проявляется и второй аспект болезни - ее цель и смысл.
Почему на бумаге возникает написанная фраза? Потому что на столе лежали бумага и авторучка? Потому что на свете есть алфавит? Или все-таки потому, что автор написанной фразы имел вполне конкретную цель: передать информацию? Думается, ответ очевиден...
Нетрудно понять: из-за того, что мы ограничиваемся одними материальными процессами и событиями прошлого, теряется нечто значимое. Любое явление имеет форму и содержание, состоит из частей и заключено в некий образ. Любое явление определено как прошлым, так и будущим. Болезнь не является исключением. За каждым симптомом скрывается намерение, содержание, которое использует любую возможность, чтобы осуществиться на уровне формы. Поэтому болезнь может использовать любые причины. Именно в этом пункте рабочая методика медицины терпит фиаско. Она считает, что, устранив причину, устранит и саму болезнь, не учитывая того, что болезнь хитра, изворотлива и способна найти новые причины, чтобы проявляться дальше.
Судите сами: если у кого-то есть острая нужда построить дом, вряд ли его остановит тот факт, что кто-то украл привезенные на стройку кирпичи, - он сделает дом из бревен. Человек откажется от намерения создать жилище только тогда, когда поймет, что все добываемые им материалы методично разворовываются. Но на уровне болезни «этот номер не пройдет»: ведь для того, чтобы болезнь больше не нашла себе «строительного материала», придется просто лишить пациента тела.
В своей книге мы занимаемся финальными (то есть целевыми) причинами болезни и пытаемся дополнить традиционный подход за счет недостающего второго полюса.
Необходимо подчеркнуть, что мы не отрицаем сущности изученных и описанных медициной материальных процессов, но не согласны с мнением, что они являются единственной причиной болезни.
Как уже говорилось, болезнь имеет цель, которую мы до сих пор описывали в ее абсолютной и общей форме как возвращение человеку цельности. Если мы разложим болезнь на множество симптоматических форм выражения, которые представляют собой последовательность шагов на пути к цели, каждый из симптомов можно будет исследовать на предмет его цели и содержащейся в нем информации, чтобы понять, какой из шагов в данный момент реализуется. Такой вопрос нужно задавать себе при изучении любого симптома. Содержательное значение, так же как и функциональную обусловленность, можно обнаружить всегда.
Итак, первое отличие нашего подхода от классического подхода к изучению психосоматики состоит в отказе от выбора симптомов. Мы считаем, что значение имеет каждый, без исключений.
Второе отличие - отказ от принятой в классической психосоматике модели, ориентированной на поиск причины заболевания в прошлом. Для нас второстепенны причины болезни, связанные с прошлым, будь то бактерии или злая мама. Их, как вы понимаете, может быть сколь угодно много, и все они одинаково важны или одинаково неважны. Наш подход можно описать с помощью «финальной причинности» или, еще лучше, с вневременной концепцией аналогий.
Человек обладает независимым от времени бытием, которое в течение времени он должен осуществить и сделать осознанным. Такой внутренний образец мы называем «Я есть». Жизненный путь человека - путь к самому себе, к этому «Я есть», что и является символом цельности. Человеку нужно время, чтобы найти самого себя, - ту цельность, которая присутствует с самого начала... Такой путь мы называем «эволюцией». Эволюция есть сознательная реализация всегда (то есть вне времени) существующего образца.
На пути к самопознанию встречаются ошибки и трудности, когда человек не может — или не хочет — видеть определенные части своего образца (тень). В симптомах болезни тень демонстрирует свое присутствие и материализуется. Пространство и время только мешают понять ее смысл: человек, вместо того чтобы осмысливать значение симптомов, начинает искать причины в прошлом и перекладывать на них вину.
Если мы изучим симптом с точки зрения его значения, то сможем увидеть часть своего собственного образца. Если же будем ориентироваться только на прошлое, то и там, безусловно, найдем самые разнообразные формы выражения этого образца: вчера и сегодня - это параллельные, адекватные формы выражения одного и того же круга проблем.
Для осуществления своих проблем ребенок постоянно использует родителей, братьев, сестер, учителей. Взрослые - своего партнера, детей, сослуживцев. Внешние условия не приводят к болезни, но человек использует любую возможность, чтобы поставить их на службу своей болезни. Человек сам превращает явления в причины болезни.
Больной - это преступник и жертва в одном лице. Он страдает от того, что не может осознать себя. Это простая констатация факта, в нем нет никакой оценки ни в чей адрес, потому что тень есть у каждого из нас (кроме «посвященных»). Хотелось бы предостеречь вас от попытки воспринимать события, отводя себе роль жертвы. Взяв на себя эту роль, вы лишаете себя возможности измениться.
Болезнь вызывают не бактерии и не излучение Земли. Сам человек использует и то, и другое в качестве инструмента для реализации своей болезни. ( Так же, как живописное полотно создают не краски, а человек, использующий их как вспомогательные средства.) Теперь нужно сформулировать первое из важных правил, которые нам понадобятся во второй части книги. Итак,
Правило № 1: при толковании симптомов следует отказаться от причинно-следственных взаимосвязей на физическом уровне. Их всегда можно найти, это правда. Но они только затрудняют толкование. Мы имеем дело с самим симптомом в его качественном и субъективном виде, и нам не важно, какие физиологические, морфологические, химические, неврологические и прочие цепочки были использованы для его проявления. Для анализа содержания важно, что нечто существует, важно, в каком виде, но совершенно не важно, что послужило возможной причиной.
Темпоральное (временное) качество симптоматики
Насколько неинтересно для нас прошлое в целом, настолько важно все, что связано со временем возникновения того или иного симптома. Точный момент, когда проявляется симптом, может дать важную информацию о круге проблем, которые данный симптом выражает. Все события, происходящие одновременно с проявлением симптома, образуют «рамку симтоматики» и тоже должны быть рассмотрены.
При этом следует принимать во внимание не только внешние события, но и внутренние процессы. Какие мысли, темы и фантазии волновали меня в тот момент, когда появился этот симптом? В каком я был настроении? Не было ли каких-нибудь новостей или изменений? Чаще всего важными оказываются те события, которые в реальной жизни считаются незначительными. Поскольку в симптоме проявляется находящееся в тени, то связанные с ним события также считаются неважными, их попросту не замечают или воспринимают не очень осознанно.
Но эти мелкие, безобидные происшествия в повседневной жизни обычно и являются выразителями загнанных в угол проблем. Острые симптомы (простуда, тошнота, понос, изжога, головные боли, травмы) проявляются практически сразу. Поэтому имеет смысл задать себе вопрос, что в этот момент вы делали, думали, о чем фантазировали? Наиболее внимательно следует отнестись к самой первой, спонтанной идее. Не нужно отвергать ее как несерьезную.

Для этого нужны некоторая тренировка и изрядная доля честности по отношению к самому себе или - лучше сказать - недоверие по отношению к себе. Тот, кто считает, что знает себя очень хорошо и поэтому сразу может решить, что подходит, а что нет, никогда не добьется особого успеха в познании самого себя. На правильном пути находится скорее тот, кто полагает, что может лучше оценить случайно встреченную на дороге собаку, чем самого себя.
Правило № 2: проанализируйте время наступления симптома. Обратите внимание на ситуацию, мысли, фантазии, мечты, события, полученные известия, образующие временные рамки симптома.
Аналогия и символика симптома
Теперь мы подошли к основной технике толкования, которую очень сложно описать словами и тем более изучить. Прежде всего, необходимо развить в себе внимательное отношение к языку и научиться осознанно слушать. Язык - это великолепное средство для исследования глубинных взаимосвязей. Язык обладает собственной мудростью, которая доступна только тем, кто умеет прислушиваться. Для нашего времени характерно небрежное отношение к языку, из-за которого теряется доступность истинного значения тех или иных понятий. Поскольку язык тоже является частью полярности мира, почти все понятия двузначны и двусмысленны. Нужно вернуть себе способность воспринимать слово на всех уровнях одновременно.
Практически каждое предложение во второй части нашей книги относится, по крайней мере, к двум уровням - если некоторые из высказываний покажутся вам банальными, значит, вы не заметили второго уровня, двузначность прошла мимо вас. Мы попытаемся кавычками, тире и курсивом обратить ваше внимание на особенно важные места. Но это только попытка открыть другое измерение в языке. Лингвистический слух развить так же трудно, как и слух музыкальный.
Наш язык психосоматичен изначально. Почти все формулировки, которыми выражается психическое состояние, связаны с телесным опытом. Это тема, на которую следовало бы говорить очень долго, но мы попробуем сформулировать просто: для приобретения опыта и развития сознания человеку нужна физическая основа. Это приводит к некоторой связанности, по отношению к которой мы испытываем страх. Но без нее мы никогда не доберемся до уровня взаимосвязей.
Давайте вернемся к вопросу о значении языка. Если вы научитесь воспринимать психосоматическую двузначность языка, то с удивлением обнаружите, что больной рассказывает все о своей психической проблеме, говоря о симптомах соматических. Один видит настолько плохо, что не может ничего разглядеть; другой простыл и уже дышать не может; третий не в состоянии прогнуться, потому что у него болит спина. Кто-то не может ничего проглотить; кто-то не способен ничего сохранить в собственной памяти; еще один ничего не слышит; некто испытывает такой сильный зуд, что готов выпрыгнуть из кожи. Здесь все так просто, что и толковать практически нечего. Вам достаточно только кивать головой, понимая, что «болезнь делает человека честным». (Называя болезни латинскими наименованиями, официальная медицина пытается завуалировать истинное значение болезни!) Во всех этих случаях тело переживает то, что мы боимся признать в собственной душе. Человек не осмеливается признаться самому себе, что мечтает «выпрыгнуть из кожи», то есть переступить привычные границы, - таким образом, неосознанное желание проявляется у него на уровне организма, используя в качестве симптома экзему. Имея в качестве официальной причины экзему, человек, наконец, решается громко высказать свое желание: «Иногда мне хочется выпрыгнуть из собственной кожи!» Ведь у него имеется физическое алиби, а к этому сегодня все относятся достаточно серьезно. Сотрудница фирмы не решается признаться ни самой себе, ни своему начальнику, что она уже просто дышать не может от всего, что там творится, и ей хотелось бы на пару дней взять отгул. Но на физическом уровне это принимается во внимание, воплощается в насморк и приводит к желательному исходу.
Наряду со способностью воспринимать второй смысл важно научиться мыслить аналогиями. Даже двусмысленность языка основана на аналогиях. Говоря о бессердечном человеке, никому не придет в голову представить некоего гражданина, у которого отсутствует этот орган. И желание выпрыгнуть из собственной кожи ни один человек не воспринимает буквально. В подобных случаях мы используем понятия на уровне аналогий, при которых нечто конкретное замещает абстрактный принцип. Под словом «бессердечный» подразумевается отсутствие способности к состраданию, которая на основе символики изначальных образов находится в отношениях аналогии с сердцем. Тот же принцип используется, когда говорят о солнце или золоте.
Мышление аналогиями развивает способность абстрагироваться, потому что приходится узнавать в конкретном явлении выраженный в нем принцип и переносить его на другой уровень. Так, например, человеческая кожа берет на себя функцию отграничения от внешнего мира. Если кто-нибудь хочет «выскочить из собственной кожи», это означает, что он хочет разрушить и преодолеть некие границы. Возникает аналогия между кожей и, скажем, моральными нормами, выполняющими на психическом уровне ту же функцию, что на соматическом - кожа. Появится аналогия принципа. Мы еще будем говорить о том, что накопленные в теле токсины (яды) соответствуют загнанным в глубину сознания конфликтам. Эта аналогия не подразумевает, что токсины вызывают конфликты или, наоборот, конфликты приводят к накоплению токсинов. Но и то, и другое - суть аналогия на разных уровнях.
Любое содержание нашего сознания имеет соматическое соответствие и наоборот. В этом смысле симптомом является все. Любовь к прогулкам и тонкие губы - такие же симптомы, как и воспаленные миндалины. Обычный симптом превращается в симптом болезни при сопротивлении ему. Сопротивление и дает понять, что человек столкнулся с неким участком тени — потому что те симптомы, которые соответствуют «проявленным» участкам души, мы холим и лелеем, принимая их за проявление нашей личности.
Старый спор о границе между болезнью и здоровьем, между нормальным и ненормальным может быть закончен только на уровне субъективной оценки - или совсем не может быть закончен. Если мы, рассматривая соматические симптомы, будем толковать их на психическом уровне, взгляд наш сфокусируется на том, чему до сих пор уделялось слишком мало внимания: на соматическом уровне проявляется то, что происходит на уровне психическом, — «как внизу, так и наверху». Речь не идет о том, что необходимо немедленно что-то менять или устранять. Наоборот, словом «нет» вы снова отправите какое-то явление в тень.
Осознать что-либо можно, только обратив на это внимание. Осознание само по себе вызывает какое-то изменение. А вот любое намерение что-нибудь изменить приводит к обратному эффекту. Например, намерение быстро заснуть - гарантированное средство познакомиться с бессонницей. Но вас всенепременно потянет в сон там, где нужно проявить повышенное внимание.
Отсутствие намерения - это точная середина между желанием предотвратить и создать. Это покой золотой середины, которая дает возможность происходить новому. Тот, кто все время борется, никогда не достигнет цели. Если, интерпретируя картину болезни, вы воспринимаете ее толкование как негативное и, более того, опасное, значит, вы являетесь пленником своих ощущений. Слова, события и явления не могут быть хорошими или плохими, их оценка возникает только в нашем сознании.
В симптомах болезни проявляется все то, что индивидуальным и коллективным сознанием воспринимается как резко негативное, а потому сознательно отвергается или не рассматривается вообще. Чаще всего мы сталкиваемся с негативной оценкой обществом агрессивности и сексуальности, поэтому реализация этих областей связана с поиском обходных путей. Указание на то, что за неким симптомом стоит чистая агрессия, ни в коем случае не должно восприниматься как оправдание, это лишь попытка помочь ее обнаружить. В ответ на испуганный вопрос о том, что произойдет, если мы признаем наличие агрессии, можно сказать, что она не станет от этого больше и ужаснее, и уж точно не исчезнет от наших попыток ее не замечать. Пока агрессия (как и любой другой импульс) находится в тени, она неподвластна нашему сознанию и поэтому еще более опасна.
Правило № 3: абстрагируйтесь от симптоматических проявлений, выявите скрывающийся за ними принцип и перенесите его на психический уровень. Ключом для этого могут служить словесные формулировки, потому что, как мы уже говорили, наш язык психосоматичен.
Вынужденные последствия
Почти все симптомы вынуждают нас менять свое поведение. Изменения могут быть двух видов: с одной стороны, симптомы не позволяют нам делать вещи, которые мы бы с удовольствием делали; с другой стороны, заставляют делать то, чего мы не хотим. Например, грипп лишает нас возможности пойти в гости и заставляет лежать в постели. Сломанная нога не дает возможности заниматься спортом и принуждает к покою. Если мы не будем забывать, что у болезни есть своя цель, то именно изменение поведения может дать ключ к выяснению ее истинных намерений. Вынужденное изменение поведения - это вынужденная коррекция, к ней нужно относиться очень серьезно. Больному свойственно изо всех сил сопротивляться подобной коррекции, он старается как можно быстрее вернуться к обычному ритму жизни.
Необходимо изменить собственное отношение к симптомам и дать помехам возможность помешать вам как следует. Они всегда направлены на устранение односторонности: слишком активный человек вынужден отдохнуть, слишком подвижный - побыть в состоянии покоя, любитель пообщаться - побыть наедине с самим собой. Симптом активизирует незадействованный полюс. На это следует обращать самое серьезное внимание, добровольно отказываться от привычного образа жизни и спокойно соглашаться на коррекцию своего поведения. Болезнь - всегда кризис, а любой кризис хочет развиваться. Попытка вернуться к состоянию, которое было до болезни, абсолютно неверна. Болезнь хочет вести вас дальше - к новым, неизвестным, необжитым берегам. Если вы следуете этому призыву, то кризис приобретет смысл.
Правило № 4: ответы на вопросы «Чему препятствует симптом?» и «Что он вынуждает делать?» дают ключ к осознанию смысла болезни.
Общность симптомов, относящихся к противоположным полюсам
Обсуждая тему соотношения противоположностей, мы выяснили, что за любой их парой стоит единство. С этим связана и симптоматика, внешне принадлежащая к противоположным полюсам. Нет никакого противоречия в том, что и понос, и запор связаны с темой «высвобождения». И повышенное, и пониженное давление выражают стремление человека избегать конфликтов. Радость может найти свое выражение как в смехе, так и в слезах. От страха человек может оцепенеть, а может помчаться со всех ног прочь. Любая проблема может проявиться в противоположных симптомах.
Следует сказать и о том, что интенсивная форма проявления в поведении человека определенных наклонностей отнюдь не является свидетельством того, что человек не имеет в этой области проблем. Высокий уровень агрессии не говорит о том, что у человека нет никаких страхов, а демонстративная сексуальность не доказывает отсутствия сексуальных проблем. В этом случае очень полезен полярный взгляд. Любое свойство, доведенное до экстремального уровня, как правило, свидетельствует о наличии в соответствующей области определенных проблем. Хвастунам явно не хватает уверенности в себе. Отчаянные задиры испытывают сильный страх. Отсутствие проблем - это пребывание на одинаковом расстоянии между двумя крайностями. Если теме уделяется повышенное внимание, значит, имеются нерешенные проблемы.
Определенная тема или проблема может найти выражение через различные органы и их системы. Не существует твердого и четкого соответствия, которое вынуждало бы проблемы проявляться через определенные симптомы. Подвижность в выборе форм может привести как к успеху, так и к неудаче в борьбе с симптомами. Мы уже неоднократно говорили, что симптом можно победить на функциональном уровне или даже предотвратить его появление профилактическими мероприятиями, но тогда нерешенная проблема выберет другую форму своего проявления. Этот процесс известен как «сдвиг симптомов». Например, если проблема человека состоит в том, что он находится под чьим-то сильным давлением, то она может проявляться в гипертонии, высоком мышечном тонусе, повышенном глазном давлении (глаукома), абсцессе (воспалительный процесс), попытках подавления других людей. У каждого из этих вариантов своя специфическая окраска, но все они рассказывают об одном и том же. Если вы рассмотрите историю болезни человека под этим углом зрения, то быстро обнаружите основную нить, на которую сам больной давно должен был обратить внимание.
Ступени эскалации
Симптом возвращает человеку цельность, осуществляя то, чего ему не хватает, но решить проблему окончательно он не способен. В своем сознании человек останется нецельным (больным) до тех пор, пока не признает тень. Телесный симптом - путь, но еще не выход из тупика. Только в своем сознании человек может учиться, созревать, набираться опыта. Даже если в теле существуют необходимые для этого предпосылки, все равно следует признать, что процесс восприятия и обработки происходит только в сознании.
Например, боль мы ощущаем не столько телом, сколько сознанием. Тело лишь играет роль медиума, передающего информацию сознанию. (Доказательством того, что боль воспринимается сознанием, являются так называемые фантомные боли — боли в ампутированной конечности.)
Несмотря на то, что сознание и тело взаимодействуют, принципиально важно уметь мысленно разделять эти инстанции, если мы хотим научиться понимать свою болезнь. Говоря образно, тело — это то место, где приходящие сверху процессы достигают самой глубокой точки и поэтому начинают двигаться в обратном направлении, то есть снова наверх. Падающему вниз мячу необходимо сопротивление пола, чтобы получить возможность снова подскочить вверх. Используя аналогию «вверх-вниз», можно сказать, что речь идет о процессах сознания, «падающих» в телесное для того, чтобы сменить полюс и подняться назад, в сферу сознания.
Чтобы быть понятым и освоенным, любому явлению необходимо уплотниться до телесного, материального уровня. Приобретая опыт, мы снова расстаемся с физическим уровнем, поднимаясь на уровень сознания. Симптом не способен решить проблему на телесном уровне, но может создать предпосылки для очередного шага в процессе познания себя.
Насколько этот опыт укоренится в нашем сознании, заранее сказать нельзя. Здесь действуют те же законы, что и в процессе обучения. Безусловно, решая математический пример, ребенок чему-то учится. Но пока он не осознает скрывающийся за примером алгоритм решения, каждый новый пример будет восприниматься им как источник очередных страданий от непонимания того, что нужно делать.
Так и симптом предъявляет требование и дает возможность осознать скрывающуюся за ним проблему. Если вы этого не делаете, потому что рассматриваете симптом как случайную помеху, обусловленную внешними причинами, необходимость осознания происходящего не только не исчезает, но становится еще более острой.
Переход от мягкого требования к жесткому давлению мы называем «ступенями эскалации». Каждая следующая ступень отличается повышенным по сравнению с предыдущим уровнем интенсивности проявления симптома, посредством которого судьба обращается к человеку с требованием поставить под сомнение привычный способ мышления и осознанно принять то, на что раньше он не обращал никакого внимания. Чем сильнее будет ваше сопротивление, тем сильнее окажется давление симптома.
Мы составили иерархический ряд ступеней эскалации. Такое деление не является догмой, это скорее попытка наглядно представить саму идею эскалации.

1. Психическое выражение (мысли, желания, фантазии).
2. Функциональные нарушения.
3. Острые физические нарушения (воспаления, повреждения, мелкие несчастные случаи).
4. Хронические нарушения.
5. Неизлечимые процессы, изменения на уровне целых органов, рак.
6. Смерть (из-за болезни или несчастного случая).
7. Врожденные нарушения (карма).
Прежде чем некая проблема находит свое выражение в теле в виде симптома, она проявляется в психике как тема, идея, желание или фантазия. Чем более открытым и доступным для импульсов на уровне бессознательного является человек, чем выше его готовность признать право этих импульсов на собственное пространство, тем более живым и не ортодоксальным будет его жизненный путь. Если же человек находится в плену собственных установок и норм общественной морали, ему не удастся справиться с импульсами бессознательного, потому что они ставят под сомнение все существующее и расставляют новые приоритеты. Такой человек блокирует в себе источник возникновения импульсов и живет в уверенности, что «эти проблемы» ему незнакомы.
Попытка стать нечувствительным на психическом уровне вызывает появление первого эскалационного шага: человек приобретает симптом - маленький, безвредный, но постоянный. В такой форме находит себе лазейку импульс, который человек пытался задержать.
Любой импульс, которому отказано в признании, возвращается к нам, якобы, извне.
После появления функциональных нарушений, с которыми сначала пытаются бороться, а потом привыкают, наступает очередь острых симптомов. В зависимости от характера проблемы они могут проявиться в любом месте вашего организма. Любой воспалительный процесс - это проявленное требование что-то понять; он стремится сделать видимым неосознаваемый вами конфликт.
Если это ему не удается, острые воспалительные процессы превращаются в хронические заболевания. Не хочет человек осознавать необходимость изменений - у него появляется симптом, который будет твердить об этом постоянно.
Хронические процессы, в свою очередь, имеют обыкновение приводить к физическим изменениям, которые мы привыкли называть неизлечимыми болезнями.
Раньше или позже такой алгоритм развития симптома приводит к смерти. Конечно, вы можете возразить, что любая жизнь заканчивается смертью, и, следовательно, смерть нельзя рассматривать как эскалационный шаг. Но не забывайте, что смерть всегда информативна. Она самым радикальным способом дает человеку возможность осознать простую истину: всякое материальное бытие имеет начало и конец, поэтому не стоит цепляться за него изо всех сил. Требование смерти всегда звучит следующим образом: отпусти! Освободись от иллюзии времени и от иллюзии собственного «Я»! Смерть - тоже симптом, потому что выражает полярность. И, как любой симптом, она излечима, для этого нужно просто стать цельным и единым.
За счет последнего эскалационного шага (врожденные недостатки) конец нашей прямой возвращается к ее началу. Потому что все, что человек не понял вплоть до самой смерти, возвращается в следующей инкарнации. Мы затронули тему, которая непривычна для европейской культуры.
Нам хотелось бы высказать свое мнение по этому вопросу, иначе логика изложения сущности болезни и исцеления будет нарушена.
Содержательная концепция детских и врожденных симптомов многим кажется не имеющей никакой практической пользы. Осознать, что это не так, вам поможет учение о реинкарнации. Но, встав на эту точку зрения, вы подвергаетесь опасности считать причинами всех своих неудач события, происходившие в предыдущих жизнях. Это может привести к многочисленным ошибкам. Мы видели, что наше сознание использует линейность и время, чтобы рассматривать события на уровне полярности. В этом смысле идея о «предыдущих жизнях» - необходимый способ для изучения пройденного человеком пути познания.
Представьте себе такой пример. В одно прекрасное утро человек просыпается. Для него наступил новый день, и он собирается провести его сообразно своим желаниям. Вдруг появляется судебный исполнитель и требует вернуть деньги, хотя сегодня наш герой еще не истратил ни копейки. Как он отреагирует, зависит от того, готов ли он нести ответственность за все предыдущие минуты, дни, месяцы и годы своего существования или же воспринимает только себя сегодняшнего. В первом случае он не удивится ни тому, что «все тело ломит после вчерашнего», ни тому, что пришел судебный исполнитель. Он поймет, что ему не удастся провести день так, как хотелось, потому что предыдущие события (хоть и прерванные ночным сном) определяют то, что ему придется делать сегодня. Если же во сне он забудет все, что было раньше, приход судебного исполнителя будет им рассматриваться как высшая несправедливость.
Заменив в этом примере день на жизнь, вы поймете, что такое отрицание реинкарнации. Реинкарнация расширяет наше видение, позволяет заглянуть гораздо дальше и, следовательно, внимательнее рассмотреть существующую ситуацию. Если же использовать идею реинкарнации только для того, чтобы оправдывать свои поступки прошлым и не видеть истинных причин того, что с нами случается, ни к чему хорошему это не приведет. Поняв, что наша теперешняя жизнь есть крошечный отрезок на бесконечном пути, вы сможете постичь и то, что разнообразие исходных позиций, с которыми люди приходят в этот мир, есть справедливость. Если вы полагаете, что любая жизнь возникает только как результат случайного сцепления генов, понять и принять это невозможно.
В нашем контексте достаточно осознать, что человек приходит в этот мир с новым телом, но со старым сознанием. Это сознание включает в себя весь его предыдущий опыт. Человек приносит в мир свои специфические проблемы и стремится их разрешить. Возникли эти проблемы не в теперешней жизни, но зримыми стали только сейчас. Кстати, возможно, что они появились и не в предыдущей жизни, потому что проблемы возникают отнюдь не в области материального. Проблемы и конфликты, так же, как вина и грех, есть неизбежные формы выражения полярности и, следовательно, существуют всегда.
В эзотерической литературе нам встретилось такое определение: «Вина - это несовершенство неспелого плода». Ребенок погружается в проблемы и конфликты точно так же, как взрослый. Но у детей, как правило, лучше контакт с неосознанным, поэтому они обладают смелостью для спонтанного осуществления импульсов (если, конечно, «мудрые» взрослые дают им такую возможность). Становясь старше, они теряют связь с неосознанным и погружаются в нечестность. Поэтому с возрастом увеличивается подверженность симптомам болезни. Чем ниже уровень способности к разделению и, соответственно, меньше погружение в полярность, тем меньше и склонность к болезни, и наоборот.
Ступени эскалации болезни показывают, как постепенно требование измениться увеличивает свой нажим. Серьезные заболевания и несчастные случаи не возникают, как гром среди ясного неба, в их появлении виновны люди, которые слишком долго верили в ясное безоблачное небо, не обращая внимания на тучи. Но тот, кто не был очарован, тот не сможет и разочароваться!
Собственная близорукость
Когда вы начнете читать про разнообразные проявления болезни, будет очень полезно мысленно поискать те или иные симптомы у своих знакомых, друзей и родственников: у вас появится возможность проверить наличие взаимосвязей, о которых мы говорили, на собственном опыте. Кроме того, подобное занятие помогает лучше узнать людей.
Но все это вы должны делать мысленно, ни в коем случае не приставая к людям с собственными диагнозами. В конце концов, вас абсолютно не касаются ни чужие симптомы, ни чужие проблемы. Любое замечание, которое вы делаете, когда об этом никто не просит, - никому не нужное вмешательство. Человек в состоянии позаботиться о себе сам - больше он ничего не сможет сделать для совершенствования Универсума.
Если мы советуем вам изучить симптомы других людей, то лишь затем, чтобы у вас была возможность убедиться в правильности предложенной методики. Дело в том, что при исследовании собственных симптомов вы, вероятнее всего, придете к выводу, что «в вашем, совершенно особом случае» предложенная трактовка совершенно не подходит, и дело обстоит как-то иначе.
Самая большая проблема, с которой неоднократно сталкивались авторы данной книги, заключается в том, что «соринка бывает только в чужом глазу».
Теоретически собственная слепота объясняется легко. В симптоме заключен принцип, отсутствующий в вашем сознании, - наше толкование указывает на этот принцип и демонстрирует то, что находится в тени. Читатель сравнивает это с тем, что он осознает внутри себя, и убеждается, что «это не так». Значит, предложенное толкование ему абсолютно не подходит. При этом он как-то забывает, что речь как раз и идет о неосознаваемой проблеме! Принять это можно только после определенной, достаточно сложной и длительной работы над самим собой.
Если, например, симптом связан с агрессивностью, то появился он у человека именно потому, что тот все время неосознанно подавлял ее. Узнав, что у него есть симптом агрессивности, человек замашет руками, так как всегда обходил этот вопрос стороной - иначе агрессивность не оказалась бы в его тени.
Отсюда следует правило: по степени неприятия можно сделать вывод, насколько точна трактовка симптома. Если «диагноз» поставлен правильно, всегда возникают недовольство, страх и отрицание. Очень полезно было бы иметь честного партнера или друга, к которому можно обратиться с вопросом, зная, что у того достаточно мужества, чтобы открыто поговорить о ваших слабостях.
Правило № 5: если трактовка правильна, то примите ее во внимание!
Резюме теоретической части
1. Человеческое сознание полярно. С одной стороны, это приводит к появлению способности познания, с другой стороны, делает нас нецельными и несовершенными.
2. Человек болен. Болезнь есть выражение его несовершенства, от нее не избавиться внутри полярности.
3. Болезнь выражается в симптомах. Симптомы - это спустившиеся на материальный уровень части тени сознания.
4. Человек, то есть микрокосмос, хранит в своем сознании в скрытом виде все принципы макрокосмоса. В силу привычки всегда делать выбор он идентифицирует только половину этих принципов. Вторая половина попадает в тень, то есть не осознается.
5. Неосознанный принцип через физические симптомы добивается права на существование, реализует то, чего человек не хочет воспринимать. Так компенсируется односторонность.
6. Симптом делает человека честным.
7. С помощью симптома человек получает все то, что отсутствует в его сознании.
8. Выздоровление возможно только благодаря тому, что человек осознает скрытую в симптоме часть тени и осознанно примет ее. Если человек находит то, чего ему не хватает, симптом оказывается ненужным.
9. Выздоровление направлено на восстановление цельности и единства. Человек становится цельным, если находит свое собственное «Я» и становится единым целым с тем, чем он, не ведая того, был изначально.
10. Болезнь вынуждает человека не сворачивать с пути к единству, поэтому болезнь есть путь к совершенству.

Авторизация

Реклама