Джон Мамфорд. Психосоматическая Йога. Практическое Руководство Йога. Часть 2

Категория: Некоторые виды йоги Опубликовано 27 Март 2016
Просмотров: 2994


Сиддха-йога и сверхнормальные способности. 

Глава 11. 

Йога и Запад



Мудрые… отказавшиеся от плодов, рожденных их действиями… достигают состояния, лишенного страдания.
“Бхагавад-Гита” 2:51
Наградой за нечто хорошо сделанное является уже то, что вы сделали это.
Ральф Уолдо Эмерсон Йога — древнейший и самый эффективный метод достижения общего умственного и психического здоровья. В йоге заключена вся личность, все стороны “Я”. Что мы имеем в виду? Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как “состояние не просто отсутствия болезни, но духовного, физического и социального благополучия”. Это утверждение прекрасно согласуется с целями, которые преследует йога.
По своему подходу йога — эволюционна. Западная наука со времен Дарвина придерживается теории, утверждающей, что все живые существа совершенствуются физически на протяжении множества поколений — в борьбе, в которой выживает наиболее приспособленный. Рассматривая человека как разумное животное, биологи определяют, что срок окончательного созревания и прекращения роста тела наступает приблизительно в двадцать пять лет.
Но как обстоит дело с разумом?

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
Йога всегда учила, что рост не прекращается с окончательным созреванием физического тела. В каждом из нас заключен неограниченный потенциал ментального и физического роста. Тот, кто эволюционирует как личность, в конце концов придет к ментальному состоянию, называемому в йоге самореализацией. Он полностью осознает внутренние возможности и богатство разума. Западные психологи, принадлежащие к так называемой гуманистической школе, говорят о таком состоянии как о “самоактуализации”.
Йога — это техника, которая делает христиан, индуистов, атеистов, социалистов и агностиков более совершенными людьми. Более совершенные люди делают более совершенным общество. Более совершенные страны могут сделать более совершенным весь мир.

ИНДИЙСКИЙ ФОКУС С ВЕРЕВКОЙ
Кто не слышал о легендарном индийском фокусе с веревкой, шедевре искусства азиатской магии? Маг подбрасывает конец веревки вверх, и она неожиданно застывает в вертикальном положении, поддерживаемая силой волшебства. Появляется маленький мальчик, взбирается вверх по веревке и на самой вершине растворяется в воздухе.
Каждый слышал об этом трюке, но никто не присутствовал при его демонстрации. Почему? Потому что этот фокус — не реальное проявление искусства, а аллегория о вашей и моей жизни. Маг — это созидательная сила разума, сушумна, или лестница Иакова, дающая доступ к небу. (“Небо” — состояние разума.) Легенда рассказывает о том, как мы можем подняться над землей, освободившись от мелочности нашего эго и ограниченности “я”, чтобы обрести свободу разума и тела.

ЗАПАД ВСТРЕЧАЕТСЯ С ВОСТОКОМ
Летом 327 года до н. э. Александр Великий захватил небольшую часть того, что мы теперь называем Индией. Покорив весь известный тогдашним грекам мир, он собирался присоединить к своим завоеваниям последнюю, неизвестную еще землю. Увы, Индия стала для него тем же, чем Россия для Наполеона: коммуникации были слишком растянуты, территория слишком обширна — и в 325 году до н. э. он отступил вместе со своей потрепанной армией.
Плутарх, древнегреческий историк, оставил описание экспедиции Александра в Индию и таким образом дал нам идею перекрестного опыления, произошедшего при встрече этих цивилизаций: греков Запада с их любовью к философии и индийцев Востока, обладающих знаниями еще более глубокими и ценными для философии и интроспективной жизни.
Мальчиком Александр был воспитанником Аристотеля, у которого научился искусству философского диалога и пониманию чужеземных религий. После одной из битв, в которой он едва не расстался со своей жизнью, он взял в плен группу из десяти йогов. Греки назвали этих аскетов гимнософистами (“голыми философами” или, буквально, “нагими софистами”), восхищаясь той проницательностью, с которой те давали краткие и содержательные ответы на неразрешимые вопросы.
Пообещав пытки и смерть за неудовлетворительный ответ, Александр задал вопрос каждому из йогов. Я приведу три вопроса и ответы на них, чтобы показать на примере реализм индийской философии, которому бы позавидовали Диоген и эпикурейцы.
Александр: “Кого больше: мертвых или живых?”
Ответ: “Живых, потому что мертвых нет больше!”
Александр: “Как долго должен жить человек?”
Ответ: “Пока он считает, что жить лучше, чем умереть!”
Александр: “Что сильнее: жизнь или смерть?”
Ответ: “Жизнь: она выдерживает столько несчастий!”
Александр пришел в восхищение от этих ответов и отпустил йогов, щедро вознаградив. Однако он попросил одного из них остаться с ним и стать его учителем и советником. Йог согласился и покинул Индию вместе с Александром.
Приблизительно через год, индийский мудрец Александра заболел и потребовал для себя погребальный костер. Греки сложили дрова, и йог взобрался на них, он сел в позу лотоса и дал указание поднести факел к дереву. Когда пламя разгорелось, он обратил свой последний взгляд к Александру и сказал:
“Мой господин, через год я встречусь с тобой в Вавилоне”. Он закрыл глаза и бесстрастно отдал себя Агни, богу огня.

Год спустя, 13 июня 323 г. до н. э., Александр Великий умер у стен Вавилона.

Йога и западная наука
Йога начала оказывать непосредственное влияние на западную медицину с тех пор как Британская Ост-Индская компания впервые опубликовала в Европе сообщения об индийских факирах, демонстрирующих волевой контроль над анатомическими и физиологическими возможностями, как их понимали тогда. Первым обратил на это мое внимание доктор Элмер Грин, который, можно сказать, благословил брачный союз восточной йоги и западного гипноза — союз, породивший аутогенную тренировку.
К 70-м годам Элмер Грин уже начал исследование и документирование корреляций между йогой и биофидбэком, с измерением психофизиологических параметров. Наряду с опубликованными отчетами, о результатах его исследований свидетельствует документальный фильм “Биофидбэк: йога Запада”. В 1979 г. я присутствовал на одном из его семинаров по аутотренингу в качестве ученика, и меня поразило сходство многих аспектов йоги и психологии. В 1982 г. я имел возможность узнать о результатах его исследований на Конференции по трансперсональной психологии, проходившей в Бомбее.
В то время, когда д-р Грин исследовал связи с Востоком, д-р Чарльз Тарт из Калифорнийского университета прокладывал новые пути, исследуя измененные состояния сознания (он, кстати, и ввел среди психологов аббревиатуру ИСС), а заодно проводя психофизиологические исследования медитации, сна, сновидений, гипноза и парапсихологии.
Этот расцвет новой психологии в семидесятых дал толчок лучшему, по моему мнению, теоретическому истолкованию кундалини. Д-р Ли Саннелла опубликовал свою работу “Кундалини: психоз или трансценденция?” в 1976 г. Весной 1977 г. в Сан-Франциско я имел честь провести несколько дней в обществе д-ра Саннеллы и поэкспериментировать с аппаратом Ицхака Бен-това для измерения микродвижений при медитации. Это было впечатляюще, я никогда не видел столь виртуозной работы.
Этот список мог бы продолжаться бесконечно. Я упомянул лишь трех западных ученых, чьи работы оказали на меня наибольшее влияние.

ЙОГА И ИНДИЯ В 90-Е ГОДЫ
Всемирная конференция по йоге (февраль 1993, Пондишери, Южная Индия), организованная и возглавленная д-ром Свами Гитанандой, собрала делегатов со всей Индии.
Йога органически присуща индийской культуре, хотя она, как одна из десяти классических школ индийской философии, находится в непростых отношениях с индуизмом.
Каждый раз когда я приезжаю в Индию, мной овладевает впечатление, что йога — исключительно индийская философия, наука и искусство, и ее способен до конца оценить только индиец. Западный разум, даже наши лучшие индологи, вероятно, никогда не постигнут до конца всей ее глубины.
Могу сообщить, что многие индийские медицинские школы, университеты и институты имеют поддерживаемые правительством постоянно действующие факультеты, занимающиеся исследованием йоги как медицинской и психологической терапии соматических и психосоматических болезней. Доктрина паньча-коша (пяти оболочек) не допускает упрощенного разделения на тело и разум, и йоги отлично понимают нашу проблему: “специалист — это тот, кто знает все больше и больше о все меньшем и меньшем, пока наконец не будет знать все ни о чем”.
Йога никогда не рассматривалась как терапия в классической Индии; однако, вне всякого сомнения, она способна оказывать эффективное терапевтическое воздействие, используя мощные эффекты поведенческого кондиционирования, а также силу воображения, с помощью которой устанавливается целительная связь между физической и ментальной сферами.
Техники, рассмотренные в первых девяти главах этой книги, могут послужить достаточно гибким руководством по йога-терапии.

СУЩНОСТЬ ХАТХИ
Цель всей йоги — гармонизирующее высвобождение энергии на интеллектуальном, эмоциональном и физическом уровнях бытия. В названии хат-ха-йоги два слога ха (солнце) и тха (луна) указывают на присущий всем живым организмам дуализм, выражающийся в расширении и сокращении, расслаблении и напряжении, а на клеточном уровне — в метаболических процессах созидания (анаболизма) и разрушения (катаболизма).
В области грубых энергий, известных западной науке, практика хатха-йоги приводит в норму баланс между потреблением сахара и кислорода и выведением углекислого газа и воды как продуктов распада.
Эффект асан, или поз, можно резюмировать в одном принципе: “природа не терпит пустоты”. Скручивание и изгибание тела в асанах производит внутренний массаж плотно “упакованных” органов, высвобождая жизненную силу, подобно тому как очищают губку, погружая ее в емкость с водой (тело и его жидкая среда), а потом выжимая.
Каждый обучающийся философской жизни должен уделять по крайней мере несколько минут в день для классических поз хатха-йоги, которые помогут сделать его тело совершенным орудием выражения (тха) просветленного сознания (ха).

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ЙОГА-ТЕРАПИИ
Это лишь неполный список возможностей йоги, ни в коем случае не предназначенный для профессиональных медиков.
Отмечу, что слово терапия существовало в виде санскритского корня, прежде чем найти свой путь в греческий, а затем и в другие языки индоарийского древа. Первоначальное значение санскритского корня — “поддерживать, подкреплять, питать”.
Объект / Техника
1. Беспокойство / Поляризация, шавасана I и II
2. Плохое кровообращение / Шавасана II, омоложение
3. Рассеянное внимание / Внешняя и внутренняя чакра-дхарана
4. Депрессия (умеренная) / Поляризация, омоложение
5. Упадок сил / Шавасана II, омоложение
6. Утомление / Шавасана II, омоложение
7. Гипертония / Шавасана I и II
8. Бессонница (трудно заснуть) / Поляризация, шавасана II и III
9. Бессонница (беспокойный сон) / Шавасана II и III
10. Медитация / Суюсасана, йони-мудра I и II
11. Неврастения / Поляризация, шавасана II, омоложение
12. Нейромышечный и идеомоторный контроль / Суюсасана, йони-мудра I и II
13. Мышечное напряжение / Шавасана I и II
14. Ментальное напряжение / Шавасана I и II, поляризация
15. Для улучшения визуализации / РЦД, внешняя чакра-дхарана

СОВЕТ ПО ЙОГА-ТЕРАПИИ

Джон Мамфорд. Психосоматическая Йога. Практическое Руководство Йога. Часть 2

Авторизация

Реклама