Тактика и стратегия ниндзя

Категория: Подготовка к поединку Опубликовано 27 Февраль 2014
Просмотров: 2522
Тактика и стратегия ниндзяСтратегия
Стратегия - это общая концепция, схема, если хотите - предварительный план того или иного действия (схватки, борьбы с кем-то вообще и т.д.) без оглядки на частности и нюансы, возникающие в процессе самого действия. Если что-то вдруг начинает развиваться не так, изменяют методы, но общий план по-прежнему работает. Другими словами, если вы во что бы то ни стало решили напасть на противника, (это можно назвать наступательной стратегией), то вам необходимо выработать общий план этого нападения, исходя из условий, местности, самого противника и т.д.
Как сказано у Сунь-цзы: «Кто - еще до сражения - побеждает предварительным расчетом, у того шансов много: кто - еще до сражения - не побеждает расчетом, у того шансов мало». И еще: «Если знаешь его и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет: если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда ты будешь сражаться, будешь терпеть поражение».
Когда мы говорим об обшей стратегической направленности нин-дзюцу, необходимо все время иметь в виду, что все действия ниндзя нужно рассматривать под лупой со знаком «-». Все техники. методы и принципы планирования собственных действий имеют темную, скрытую направленность, соответствующую началу «Ин» в известной полярной монаде «Ин-Йо» («Инь-Ян» - кит.). Это не означает, что ииндзя использует нечто экстраординарное в плане физических движений или методов воздействия на противника - но то, как и когда это делается, сильно отличается от общепринятых способов и методов. Примеров этому можно привести множество: начиная от того, что ниндзя старается всегда избегать открытого боя лицом к лицу с противником и заканчивая способами ведения самого боя, в котором он использует любые (даже самые подлые, с точки зрения «честного» поединка) способы и приемы. Практически все рассказы и легенды о ниндзя изобилуют описаниями подобных «схваток» и мы не станем здесь повторять их в который раз, а перейдем к конкретным рекомендациям и методам, используемым сегодня в нинпо тай-дзюцу.
Общая стратегическая «ин»-направленность боя ниндзя учит нас тому, что никогда нельзя вступать в поединок с противником на равных - следует всегда получить преимущество над ним еще до боя - психологическим или иным воздействием выведя его из себя, напав внезапно сзади, изобразив слабость, ударить исподтишка;
если он боксер - нападать ногами или захватами за руки, если борец - бить его с дальней дистанции: все время менять позицию, не стоять на месте, маневрировать;
использовать ритм и дистанцию в своих целях. Если противник вооружен, постараться тоже вооружиться или направить его оружие против него же, обратив преимущества в недостатки; заставить противника сражаться там и тогда, когда и где это выгодно и удобно вам, а не ему...
Как сказано у Сунь-цзы: «Война это путь обмана. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь...;
хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко;
хотя бы ты и был далеко, показывай, что ты близко;
заманивай его выгодой;
приведи его в расстройство и бери его;
если у него всего полно, будь наготове;
если он силен, уклоняйся от него;
вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства;
приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение;
если его силы свежи, утоми его;
если у него дружны, разъедини;
нападай на него, когда он не готов, выступай, когда он не ожидает».
Но это - уже вопросы тактики, к которым мы и перейдем в следующем документе.

Тактика
Тактика - это принципы и методы, с помощью которых решаются задачи стратегического плана. В контексте нинпо тай-дзюцу сюда можно отнести множество уловок, ловушек, финтов и т.д.
Первый вид тактики, который мы рассмотрим, касается использования света и тени, а также ослепления противника, поскольку два этих направления тактики стоят весьма близко друг к другу. Никто не будет отрицать, что боец, который по каким-то причинам не видит или почти не видит своего оппонента, изначально теряет до 80% эффективности своих действий, особенно если он вообще не готов к подобной работе. Поэтому предпочтительно проводить схватку в почти полной темноте, заранее подготавливая самого себя к этому виду практики путем регулярных тренировок в темноте, с завязанными глазами и т.д. Тщательно изучите возможности человеческого зрения, его реакцию на изменение освещения. 
Так, даже очень короткая вспышка света перед глазами в полутьме способна ослепить любого человека на время до одной минуты; во время поединка среди бела дня выбирайте свою позицию таким образом, чтобы солнце светило в глаза противнику (что постоянно практиковал Миямото Мусаси в своих известных дуэлях, заметьте, что почти все они происходили либо на рассвете, либо на закате солнца) или стремитесь забежать в темное помещение (подвал, подъезд и т.п.) что, в сочетании с ярким светом на улице, временно ослепит противника. Это одинаково верно и для обратного перехода из темноты на свет (в случае поединка в закрытом помещении с той же целью можно выключить или наоборот, включить свет). В момент ослепления противник не готов к защите и его гораздо проще эффективно атаковать ударом или захватом.
Если возможностей применить игру света и тени нет, необходимо использовать т.н. «искусственное» ослепление, вызванное, во-первых, использованием мецубуси (ослепляющего порошка, бросаемого и глаза), а. во-вторых, внезапной атакой пальцами в область глаз противника. И то, и другое, необходимо производить очень быстро и неожиданно, чтобы исключить возможность закрыться или поставить блок. Кроме того, всегда следует учитывать возможность использования данного вида действий не только в начале, но и в середине и даже по окончании схватки {к примеру, использование мецубуси после падения противника, что не только дезориентирует его, но и даст вам реальную возможность бесследно «исчезнуть» после боя).
Также важно в тактическом смысле использовать знание о том. какими границами обладает обычное и периферическое зрение человека. Поработав в этом направлении с партнером на тренировке, можно легко добиваться преимущества с бою с противником, незнакомым с подобным видом технических действий (сюда, прежде всего, следует отнести резкое изменение уровня ведения боя, уходы перекатом (нагарэ), заходы противнику за спину и др.).
Бросок любого предмета (совсршеннно не обязательно это должен быть какой-либо сюрикэн вычурной формы) в область глаз способен отвлечь противника, заставить его на мгновение зажмуриться, что может быть с успехом использовано на средней дистанции с тем, чтобы нанести внезапный удар.
Список возможных тактических уловок этого направления можно продолжать еще долго, но мы не станем этого делать для того, чтобы оставить безграничное поле для творчества самих пользователей и перейдем к следующему вопросу тактики - использованию окружающей обстановки в стиле ниндзя.
Использование стен, углов домов и различных оградок, а также дверей, громоздких шкафов, столбов и т.д., может быть весьма широким - их можно использовать как защиту, внезапно возникающую на пути как самого противника, так и его конечности; их можно использовать для толчков и ударов о них различными частями тела (головой, кистью захваченной руки) противника: если появляется возможность спрятаться за угол, лучше всего нападать по нижнему уровню, так как взгляд противника в этом случае будет направлен перед собой;
для изменения уровня нападения прекрасно подходят лестницы, возвышенности, различные ящики и т.д., которые встречаются у нас повсеместно. Главный принцип нападения и защиты ниндзя -неожиданность и непривычность должен быть соблюден в любом случае.
Шире работайте над поверхностями, на которых проходят ваши тренировки. Скользкие полы или лед не способствуют устойчивости не только вашей, но прежде всего, вашего противника и вы должны быть готовы к работе на них, используя бой из лежачего положения или стоя на коленях;
песок прекрасно подходит для частого бросания пыли в глаза противника носком ноги или пригоршней, зачерпнутой, к примеру, в перекате назад или в сторону;
грязь не менее эффективна как в плане ослепления, так и в плане скольжения поверхности; разичные торчащие из земли трубы, обрезки арматуры, кирпичи и т.д. нужно использовать для толчков и бросков на них или через них вашего противника.
Об использовании попадающихся под руки предметов мы не будем здесь даже говорить, поскольку этот вопрос настолько широк и разносторонен и касается, в большей степени, работы с традиционным оружием ниндзя, что для его достойного освещения потребуется компакт-диск, по объему одинаковый с этим. Отметим только, что все, что попадается под руку - начиная от авторучки и заканчивая свернутым в трубочку журналом (мы не говорим уже о таких «явно» опасных вещах как ножи, ножницы и отвертки, разводные ключи, утюги, лопаты и т.п.) можно использовать против вашего противника.
Разобравшись немного с двумя основными видами «внешней» тактики, перейдем к тактике «внутренней», зависящей, в основном от того, как строит поединок ваш противник и какими навыками и умениями обладаете вы сами с тем, чтобы повернуть ход боя в том направлении, который будет выгоден именно вам.
«Война - это путь обмана». Данное высказывание известного китайского полководца и не менее известного автора трактата о ведении войны Сунь-цзы в нин-дзюцу подучило самое широкое распространение и практическую реализацию. Обман - вот на чем необходимо строить свой поединок с врагом, независимо от того, где, когда и с кем вам приходиться сражаться. Одно единственное правило тактики обмана очень простое - противник должен в него поверить, «клюнуть» на то, что ему выдаётся за чистую монету.
В рукопашном бою без оружия это прежде всего касается двух основных моментов - финтов и ловушек.
Понятие «финт», пришедшее в обиход от английского бокса, можно охарактеризовать как обманное движение, внешне целиком реально выглядящее настоящей атакой. От вашего искусства будет зависеть, поверит в него противник или нет и предпримет ли он те действия, которые от него ожидаются в ответ на ваше движение. Различные наработки в этой области у каждого бойца должны быть свои, но существует несколько общих правил и рекомендаций, которые мы приведем ниже:
- никогда не повторяйте один и тот же финт слишком часто (хотя иногда наоборот, частое повторение одного и того же действия более выгодно для того, чтобы когда противник в очередной раз начнет реагировать, использовать совершенно другую технику);
- проводите обманный удар или попытку захвата с реальной скоростью и силой, и с полной амплитудой, в особенности, когда это не грозит вам раскрытием - иначе противник просто не поверит вам;
- скрывайте наши истинные намерения всеми доступными путями:
начиная от направления взгляда и заканчивая тем. что до самого последнего момента ничего не предпринимайте, пока противник не решит, что большего от вас уже ничего не дождешься;
- не позволяйте противнику ходить вокруг вас; оставаясь визуально на месте, изменяйте свою позицию все время таким образом, чтобы зайти к противнику за спину в результате его атаки или ваших маневров;
- время, когда противник напирает (набрасывается серией ударов) или отступает (бежит) (элемент Ка - Огонь), нельзя использовать для финтов;
в первом случае встречайте противника мощным стоп-ударом или уходите вниз (просто перекатом или с броском типа томоэ-нагэ) с контратакой, во втором - не давайте противнику времени опомниться, продолжая атаковать его, однако делайте это с осторожностью, учитывая, что его отступление может быть ловушкой для вас;
- если противник гибко и четко реагирует на ваши действия (элемент Суи - Вода), ваш финт должен быть очень сильным и жестким, чтобы разрушить целостность противника (нарушить камаэ, вывести из равновесия, травмировать руку или ногу) и нанести решающий удар или провести захват.
Если, напротив, ваш противник, подобно каменному изваянию, почти не пробиваем, твердо и нерушимо держит оборонительную позицию (элемент Ти - Земля), ваши финты должны быть очень быстрыми и иметь жалящий характер, вынуждая соперника начать движение (вовлечься в него: начать маневр, раскрыть позицию, заставить наступать);
- два принципа, касающихся направления финта: можно проводить обманное движение в одном направлении, а атаковать в другом (по другому уровню, другой конечностью, с другой стороны, под другим углом), а можно дублировать обманный удар, но с другой силой, скоростью, ритмом или с другой дистанции (сближаясь или наоборот - разрывая дистанцию).
Если финт - это обман противника, построенный на вашем атакующем движении, призванный заставить противника нарушить свою защиту, то ловушка - это обманное движение, позиция, перемещение и др.. демонстрирующее противнику вашу слабость в защите и вынуждающее его на атаку к нужном вам направлении.
Большинство камаэ нинпо тай-дзюцу сами по себе являются прекрасными ловушками: за их видимой «раскрытостью» таится целый пласт реальных возможностей мгновенно контратаковать противника из выгодной для себя позиции. Приведем некоторые примеры ловушек-камаэ:
- вытянутая вперед рука (в итимондзи-но камаэ, доко-но камаэ или хитё-но камаэ) провоцирует противника на захват этой руки или атаку ногой под ней;
- высоко поднятые руки или рука (хоко-но камаэ. косэй-но камаэ) заставляют противника атаковать открытые ребра или даже порождают попытки прорваться по нейтральной линии, что называется, «в лоб»;
- полностью открытые позиции (хира-итимондзи-но камаэ. еидчэн-но камаэ) представляются противнику «слишком большими и легкими мишенями», что их просто невозможно не атаковать;
- позиции сидя на коленях (сэйдза, фудодза) провоцируют противника своей кажущейся слабостью и неуклюжестью (тот, кто ниже, почти всегда вызывает чувство слабости по ассоциациям ума: ребенок, увечный и т.п.: сидя труднее двигаться, плохо защищаться и др.), чаще всего вынуждая его пойти на атаку ногой.
Но, помимо камаэ, ловушками для противника могут быть и некоторые другие моменты, которые особенно важны в бою с опытным противником. Так, почти всегда выпрямленное колено впереди расположенной ноги заставляет противника атаковать эту ногу ударом или подсечкой; низко опущенные руки, напротив, якобы раскрывают верхнюю часть тела - но это верно только на дистанции удара рукой. Если противник ринется на вас, поддавшись искушению, с дальней дистанции, то, утрируя, можно сказать, что у вас будет время не только на то, чтобы поднять свои руки, но и на то, чтобы спокойно выбрать, чем, куда и как его лучше контратаковать.
Особняком стоят т.н. «ловушки подготовки», когда противнику намеренно показывают слабый уровень владения техникой, чтобы заставить его расслабиться, думая, что ему ничего не стоит вас побить: слишком шумное дыхание провоцирует противника на то, что он может решить, что у вас слабая «дыхалка», вы уже устали и он может кинутся в опрометчивую «решающую» атаку, забывая о собственной защите;
тот же эффект может вызвать намеренное замедление движений - вялые удары, «запаздывающие» уходы, «волочение» ног и т.п.
В заключение разговора об обманных движениях и ловушках следует сказать несколько слов о типично «ниндзевской» тактике, которую поэтически можно охарактеризовать так: «если ты хочешь переплыть море, выбирай бурю». Что это означает? Главная цель подобной тактики -полностью сбить с толку, озадачить противника, качалось – бы, абсолютно неподходящими для данного момента действиями: поведением, позой, поступками, движениями. Речь идет о началах манипулирования сознанием противника, которое опирается на определенные штампы человеческого поведения. Так, например, если противник ожидает, что вы займёте какую-либо стойку, стойте естественно и улыбайтесь: он считает, что довёл вас до бешенства - вы вдруг поворачиваетесь к нему спиной; внезапно «заверещав» от слабого удара, неподдельно скорчив мученическое лицо, можно обмануть даже опытного противника, заставив его недоумевать и одновременно расслабиться, наслаждаясь «легкой» победой: наоборот, принимая удары, ничего не выражайте внешне - ни лицом, ни позой: это смутит противника и вынудит его атаковать опрометчиво.
Если сказать короче, все действия этого ряда направлены на то, чтобы вызвать «остановку ума» у оппонента, разрушить его логические построения, заставить его ум «метаться». Это - наиболее сложный вид тактики, но при умелом применении срабатывающий стопроцентно.

В.В. Момот.
«Искусство ниндзя» НПЦ «Здоровье народа», ООО "ВИПв".

Авторизация

Реклама