О пользе вегетарианства
К вегетарианству – питанию продуктами исключительно растительного происхождения – жизнь проложила два различных пути. По первому из них идут люди богатые, озабоченные как сохранением своего здоровья, так и недопустимостью убийства животных для удовлетворения собственных потребностей.
Второй путь – вегетарианство поневоле – характерен для стран с низким уровнем жизни, к которым, к сожалению, с недавних пор относится и Россия. У таких людей просто нет возможности покупать мясные продукты.
Но какой бы путь ни привел к цели, остается вопрос: надо ли к ней идти, насколько разумно лишать себя аппетитного бифштекса (или это лишь временная трудность, которую хорошо бы как можно скорей преодолеть)?
Vegetatio — по-латински «растительность». Отсюда и смысл: вегетарианец – значит, питаюсь растительной пищей. Есть расширительное понятие «лактовегетарианство» – эти система питания, дополняющая растительную пищу молочной. Есть понятие более узкое, «сыроедение» – питание продуктами, состоящими только из живых клеток, не подвергавшихся термической обработке. За каждым из этих простеньких определений – своя материальная культура с вековыми традициями, мировоззрением, этикой, научной теорией, клинической картиной, философским смыслом.
Проведя беглый опрос случайно взятых знакомых, с удивлением убедился, что большинство из них знает о вегетарианстве только из полушутливых упоминаний о нем Ильфа и Петрова в «12 стульях». Помните, Лизочка питалась в вегетарианской столовой, а «голубой воришка» Альхен вывесил в старгородском приюте лозунг «Мясо – вредно». Впрочем, многие связывают интересующее нас понятие с личностью Льва Николаевича Толстого. Таков, как видно, среднестатистический багаж знаний.
Пифагор, Сенека, Ньютон, Шелли, Шопенгауэр, Вивекананда…
Что объединяет эти великие имена? Если б не тема нашего разговора, ни за что бы не догадались. Вот именно: ни один из них не ел мяса. И не пострадал – ни физически, ни интеллектуально.
Когда и почему возникло вегетарианство, никто, пожалуй, не скажет. Скорее всего, оно изначально присуще человеку. Существует и крайняя точка зрения, ее придерживаются некоторые антропологи, палеокультурологи и ученые-естественники: человек был создан как травоядное существо. Лишь оледенение заставило его приспособиться к животной пище. Но это точка зрения, так сказать, презумпции вегетарианства.
Если же встать на более реалистическую платформу сознательного отказа человека от мяса и продуктов животноводства, то мы сможем различить два подхода к такому образу жизни – этический и гигиенический.
Этический – это духовный, связанный с разумом, нравственным отношением человека к природе. И здесь обозримые корни следует искать в трех великих религиях Индии – индуизме, буддизме и джайнизме.
Вегетарианство сложилось к середине первого тысячелетия как осознанный протест главных религиозных направлений Индии против жертвоприношений людей и животных. Высшее по развитию существо не может требовать отнятия жизни у более слабых. В буддизме к отказу от употребления мяса побудило сострадание ко всему живому. В индуизме – идея того, что животный мир несет в себе косность, темноту, неспособность к духовному развитию. Человек, съедающий мясо, считают индуисты, накапливает в себе эту темную силу. Идея индуизма вошла в доктрину кришнаитов. Наиболее убежденные вегетарианцы – джайнис-ты. Главная духовная задача этой веры – освобождение чистой души от материальных оков. Человек должен добиться свободы от привязанности к миру страстей, а насилие над животными – темная страсть. В джайнизме вегетарианство наиболее жесткое: исключаются не только мясо, молоко, яйца, но и мед, сладкие фрукты, квас, алкоголь, – все, вызывающее брожение, ибо микроорганизмы – тоже живые. Буддизм менее строг, там главное – не причинить животному страданий, мясо же умершей скотины можно есть.
В Индии вегетарианство – удел элиты, показатель социально-культурного уровня. Социальные низы не подвержены этому движению. Представители касты неприкасаемых, например, занимаются выделкой кож. Любопытно, что этическое вегетарианство далеко не всегда ведет к этичности человеческих отношений. Высшее осознание вегетарианство получило в современном индуизме. Вивекананда и Шри Ауробиндо Гхош сформировали более здоровое, неортодоксальное отношение к проблеме, они не требовали жесткого обета – ешь мясо, пока можешь, но идущий по пути телесного и духовного совершенствования сам собой, без принуждения откажется от потребления продуктов насилия над живыми существами.
Как многие из нас знают, сходные мотивы, тоже этические, привели к вегетарианству Льва Николаевича Толстого и его последователей.
Но конечно же в цивилизованном обществе гораздо больше распространено гигиеническое вегетарианство, цель которого – сохранить здоровье, уменьшить вероятность опасных заболеваний. В США провели специальный опрос вегетарианцев о причинах отказа от животной пищи. 35 % опрошенных сослались на заботу о здоровье, 25 – на этические мотивы, 14 – на метафизические и 8 – на экологические.
А как вегетарианство способствует профилактике заболеваний?
В Англии провели специальное исследование. Выяснилось, что у вегетарианцев ниже кровяное давление, меньше вязкость крови и плазмы, а значит, ниже вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, более низкий уровень холестерина в плазме крови. Расшифрованы некоторые благоприятные механизмы улучшения обмена липидов в организме вегетарианца. Найдена связь между употреблением в пищу мяса и ростом раковых опухолей. Вегетарианство – доказанный фактор профилактики рака простаты и толстого кишечника за счет более высокого содержания в растительных продуктах питания пищевых волокон. Очень важный оздоровительный фактор – высокое содержание в чисто растительной пище щелочных эквивалентов и калия.
Проведено специальное исследование и на клеточном уровне доказано преимущество вегетарианства. Молекулы ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты) располагаются, как известно, внутри клеточных ядер. А в стенках ядра есть поры, через которые белки проходят из ядра в цитоплазму и обратно. ДНК окружена белками, которые постоянно воспроизводятся, частично отмирают. Ядро и цитоплазма энергично обмениваются также углеводами, микроэлементами. Без такого обмена невозможна нормальная жизнь клетки. При употреблении человеком животных жиров их скопление частично закупоривает поры в стенках ядра (при этом растительные жиры растворяются). Чем меньше пор открыто, тем хуже работают внутриклеточные органоиды, замедляется обмен веществ внутри клетки, ДНК оказывается в условиях нарушенной органодинамики. Значит, животные жиры в конечном итоге через ДНК вредно воздействуют на работу наследственного организма. Не отсюда ли столь велик процент больного от рождения потомства? Полагают, если культура вегетарианского питания широко распространилась, многие наследственные заболевания остались бы только в книгах по истории медицины.
Итак, этика и гигиена здоровья – на стороне вегетарианства. Добавим сюда важнейшую в наше время категорию – экономическую. Житейского опыта каждого из нас вполне достаточно, чтобы убедиться: шашлыки и кебабы дороже салатов и овощных рагу. А как на валовом уровне?
Вот подсчет, приведенный в «Мюнхенском медицинском журнале»:
1 миллион калорий собранных зерновых и овощей, если через корм скота перевести в мясо и другие животные продукты, даст 200 тысяч калорий, а если перевести в растительное питание – 800 тысяч калорий. Выходит, экономически вегетарианство вчетверо эффективней «мясоедства». Если бы не психологические трудности, а то и невозможность тотального (но при этом добровольного) вегетарианства, в считанные годы можно было бы разделаться с проблемой массового недоедания.
Выдержки из книги С.Кашницкого "Жемчужины Восточной медицины"