Искусство брать живым

Категория: Служебная подготовка Опубликовано 17 Май 2014
Просмотров: 2288
Искусство брать живымВ зарубежных фильмах с боевыми искусствами мы часто сталкиваемся с расхожим сюжетом, когда главный герой, обычно человек со стороны, реже - полицейский, берет на себя роль защитника справедливости и в неравной борьбе уничтожает поголовно всех ее нарушителей. С точки зрения закона такое решение проблемы неоправданно. Нарушивший закон должен быть судим по закону, а для этого слуги закона должны взять его живьем.
И в то время, как армейские военно-прикладные системы боя рассчитаны на уничтожение противника, техники которыми должны владеть полицейские для того, чтобы задержать сопротивляющегося преступника или разогнать бунтующую толпу, должны быть рассчитаны на то, чтобы обездвижить человека, причинить ему боль, но не переломать ему кости или убить его. Проблема эта сложная, и множественные трагедии, имеющие место, когда армейские части, не обученные тому, как это делать, используются для разгона демонстраций или, проявляющие излишнее рвение милиционеры успевают искалечить задержанного, вину которого еще предстоит доказать, подтверждают это. Есть, однако, несколько вариантов решения этого сложного вопроса и один из них был разработан в средневековой Японии.
Первоначально полицейская служба не отделялась от военной и лежала на плечах самурайского сословия. Однако с ростом городов и укреплением централизации государства возникла необходимость в создании специальных полицейских контингентов.
Известны три типа таких формирований. Наиболее опытными и подготовленными среди них были мэцукэ - секретная полиция или сыщики, набираемые из бывших военных и используемые в более серьезных случаях, в то время как мэйкаси и окапики наблюдали
сельские и городские районы, выполняя функции квартальных надзирателей.
Иметь дело с нарушителем закона, особенно если это был самурай достаточно высокого ранга, было очень непросто, ибо нужно было не только захватить его живым, но при этом не уронить его честь. Учтем также, что большая честь рядовых полицейских не принадлежала к самурайскому сословию, что, в частности, сформировало и определенный набор оружия и подсобных средств полицейских. Выработанная ими система боя сначала носила название яку кобудзюцу (яп. "боевое искусство для чиновников" или "служащих"), а позднее - тайходзюцу.
Поскольку задерживаемый чаще всего был вооружен и вооружен мечом, для его взятия мэцука прибегали к достаточно разнообразному арсеналу оружия. Наиболее типичным был шестифутовый (то есть длиной около 2-х м) шест бо, сделанный из японского дуба. Его длина позволяла находиться на некоторой дистанции от противника и наносить ему или короткие отбрасывающие тычки в солнечное сплетение, или широкие размашные и сметающие удары по ногам с тем, чтобы вывести его из равновесия и уронить на землю. Древесина, из которой изготовлялся этот шест, была достаточно крепкой, и хотя прямой
удар мечом он, конечно, не выдерживал, подставить его под удар меча по касательной было можно. Более того, ударом такого шеста по плоской стороне меча с достаточной силой можно было даже сломать меч. За гладкий конец шеста противнику было сложно схватиться, а в руках специалиста шест выступал и как ограда, которой можно было оттеснить противника, и как средство прижатия его к земле и контроля, зажав его шею или ноги между несколькими такими шестами. Однако большие размеры и вес бо требовали от работающего им и достаточно свободного постранства, и физической силы,
чтобы манипулировать им с должной быстротой.
Поэтому вторым по употребительности оружием был ханбо - такой же шест, но половинной длины. Техника работы им включает в себя большое количество бросков и захватов, где шест служит рычагом или осью контролирования. Кроме того, в ограниченном пространстве им работать гораздо удобнее и скорость манипуляций выше. И сейчас японская полиция активно им пользуется. Ханбо можно и оглушить, и использовать его для контроля при выкручивании плечевого или локтевого сустава.
Специфическим оружием именно полиции был дзюттэ - металлическая дубинка или затупленный стилет с крылом, несколько напоминающий односторонний сай. В случае, когда основное острие имело коническую форму, дзюттэ можно было метнуть в ступню противника и пригвоздить его к земле. Обычно же им можно было просто оглушить противника или, поймав в более длинную и узкую, чем у сая, щель между крылом и
основной боевой частью лезвие вражеского клинка, взять над ним контроль или даже вырвать у него оружие. В ближнем бою активно использовался конец рукоятки, которым можно было или оглушить противника, или использовать для усиления захвата.
Дзюттэ мог быть и парным оружием. Необходимость держать на расстоянии агрессивного и размахивающего мечом человека вызвала к жизни целый ряд специфических приспособлений на длинном древке. Рука с мечом могла быть поймана в раздвоенный конец сасуматы – длинной рогатины, Т-образный цукубо можно было просто упереть в
корпус противника и держать его на расстоянии, не давая ему броситься на тебя или дотянуться до тебя мечом, а имеющий закругленный конец содэгарами, похожий на боевой багор, мог зацепить нарушителя за ногу или за широкий рукав.
Техника связывания - ходзедцюцу была знакома полицейским не меньше, чем воинам. При этом старались действовать главным образом одной рукой, стремясь опутать обе руки противника.
Методы связывания были разными для мужчин и для женщин. Одни обеспечивали достаточно свободное передвижение связанного. Применение других вынуждало связанного неподвижно сидеть в позе лотоса, ибо при малейшем движении веревка впивалась ему в горло.
Техника боя без оружия была построена на том же принципе "Не повреди". Боевые искусства, базирующиеся на ударной технике, по мнению многих современных специалистов, не подходят для использования в полицейской практике. А вот то, что применялось в тайходзюцу: разнообразные захваты; болезненные, но не вызывающие тяжелых повреждений, болевые замки и выкручивания суставов, при которых гораздо удобнее, чем при ударе, контролировать уровень приложения своей силы; броски и удержания, обездвиживающие противника. Техника во многом напоминает дзюдо или айкидо, но она много проще и реалистичней. Ведь достаточно многие боевые искусства или уделяют слишком большое внимание утонченным особенностям стиля, или являются достаточно оспортивленными системами.
Красивые демонстрации, применение этих искусств в уличной драке нереалистичны: во время них при ударе ножом его, к примеру, держат так, чтобы было удобно захватить руку, держащую нож; нападающий наносит удар и делает паузу, позволяющую провести контратаку. Реальный противник не будет стоять спокойно, глядя на то, как вы выкручиваете его руку или ногу. Поэтому тренировки тайходзюцу рассчитаны на то, что
противник не стремится поддаться, а наоборот – широко использует различные варианты контрприемов. Кроме того, отбор базовой техники нацелен и на то, чтобы ее можно было
преподать за достаточно короткий промежуток времени, а базовые приемы имели бы достаточно широкий спектр применения. Не секрет, что техники, виртуозно выполняемые
хорошими специалистами по боевым искусствам, являются слишком сложными для обычного полицейского офицера, равно как и те, где требуются экстраординарная сила и ловкость.
Поэтому используется принцип применения силы противника, "направление" ее в нужную тебе сторону с тем, чтобы он потерял инициативу ведения боя. Контролирующие удержания проводятся главным образом на кисть, локоть и плечо. Из дзюдо взяты
простейшие броски и работа в партере. Кроме этого, базовые навыки дзюдо дают основы самостраховки и страховки противника, поскольку достаточно много травм возникает именно вследствие неудачного падения или чересчур сильного "роняния".
Работа в партере ориентирована не столько на то, чтобы придушить задержанного или завязать его сложным узлом, сколько на то, чтобы просто дать ему "обмыслить свою
неправоту", лежа распростертым на полу или земле ничком.
Говоря о тайходзюцу, мы часто смешивали старое и новое в этом искусстве, но дело здесь в том, что под термином "тайходзюцу" следует понимать не столько самостоятельный стиль боевого искусства, сколько, условно говоря, "полицейские техники", разработкой которых активно занимаются и сегодня как в Японии, так и в Китае, Европе или Америке. Рост насилия  и необходимость его предотвратить предполагают оснащение полиции большим арсеналом спецсредств, что порождает две проблемы: их правильный выбор в конкретной ситуации и правильное их применение.
Не секрет, что наличие пистолета в кобуре на поясе полицейского или милиционера во многом действует на него и успокаивающе, и расслабляюще (дескать, я вооружен и потому опасен). Однако далеко не всегда дистанция, на которой находится противник, или просто ситуация на улице или в помещении позволяют задействовать пистолет. Во вторых, это не такое уж лучшее средство для взятия противника живым. А вариант с оглушением его рукояткой по голове мало чем отличается от использования тяжелого предмета аналогичного веса. Наконец, неоправданное применение оружия может
обернуться серьезными санкциями при превышении норм необходимой обороны.
Поэтому, как правило, к пистолету добавляется еще и дубинка, которой стараются бить как можно сильнее и чаще всего - по голове. Большинство таких ударов рассчитано на то,
что противник не вооружен. Между тем, ножи, осколки разбитых бутылок, обрезки труб, бейсбольные биты, велосипедные цепи и прочий арсенал современной уличной драки ставят полицейского в такое положение, при котором использования дубинки (на таком
уровне, на котором они ею обычно владеют) недостаточно для обезвреживания противника, а применение пистолета еще не оправдано.
Это не значит, что в программе физической подготовки нет большого разнообразия приемов, но для того, чтобы продемонстрированное движение стало навыком, реализуемым на бессознательном уровне в любой ситуации, нужно повторить его примерно пять тысяч раз. А на тренировки обычно нет ни времени, ни средств, плюс еще общая ленность, не сильно отличающая русского от американца. Поэтому недостаточно
наработанное быстро вылетает из головы, и в критической ситуации наносится все тот же удар по голове. И именно поэтому еще так уважают за рубежом ПР-24 - резиновую дубинку с дополнительной боковой рукоятью, делающей ее похожей на тонфу. Удары ею наносятся, в основном, в горизонтальной плоскости и по корпусу, а не по голове, что исключает риск чрезмерных повреждений. Помимо этого, ПР-24 удобна для защиты от вооруженного противника. Ее достаточно большая длина (как правило, она длиннее обыкновенной тонфы) позволяет выполнять ею разнообразные замки, захваты и броски, которые обычно не делаются с помощью тонфы. Эти техники напоминают скорее работу ханбо, но боковая рукоять очень удобно вписывается в рисунок боевого движения как дополнительный удар, зацеп или рычаг. Достаточно эффективна ПР-24 и при разгоне демонстрации (в паре со щитом). Тогда ею можно наносить и короткие тычки на ближней дистанции, очень удобные при работе в условиях скученности, и широкие размашные удары с проворотом рукояти в ладони, когда образуется более или менее свободное пространство. Сейчас "самопальные" варианты этого оружия начинают входить в моду и у нас. Те "кооперативные" варианты резиновой тонфы, которые автору доводилось держать в руках, достаточно сложны в эксплуатации, поскольку в них бывают нарушены и пропорции, и центровка, и требования к боковой рукояти.
Другое сложное оружие, встречающееся в арсенале полиции США и пока еще не дошедшее до нас - это хандпер-12, напоминающий по форме резиновый крюк на короткой рукояти. Этим оружием, конечно, тоже можно, в принципе, бить как дубинкой, но используют его, в основном, или для стаскивания объекта воздействия со стены, или с транспорта, цепляя его за ногу или за шею, или для контролирования уже взятого нарушителя. В этом случае хандлер-12 держат двумя руками – за рукоятку и за конец крюка. Подобные варианты заломов встречаются и в тех направлениях боевых искусств, где в качестве табельного оружия используется трость с полукруглым верхним концом (например, в хапкидо или куксуль). Хандлер-12 - любимое оружие сотрудников транспортной полиции Лос-Анжелеса, особенно - метрополитена.
Прямая дубинка тоже, конечно, имеет свои преимущества. Быстро работая кистью, короткой прямой дубинкой можно нанести серию не очень сильных, но достаточно болезненных, хлещущих ударов. Надо помнить, что резиновая дубинка в отличие от деревянной или железной обладает большей гибкостью, поэтому удары ею целесообразно наносить с некоторой оттяжкой, как плетью. Причем, лучше наносить удары не по корпусу, а по конечностям. Японские и корейские полицейские предпочитают атаковать внутреннюю сторону рук, достаточно уязвимую для рубящего удара любого типа. В США
предпочитают бить по ногам, наиболее типичным приемом является шаг назад в сторону от противника в сочетании с ударом дубинкой по колену. Это может и сбить атакуемого с ног, и причинить ему достаточную боль, чтобы болевой шок заставил бы его на мгновение остановиться и, возможно, "пересмотреть свою линию поведения". Причем один, но болезненный, удар гораздо быстрее выведет противника из строя, чем серия ударов, которые, возможно, только раздразнят его, если они слишком слабы, или заставят активнее биться за свою жизнь, если они сильнее (в этом случае нарушитель может подумать, что его хотят убить).
Вот один из вариантов использования короткой дубинки в традиции тайходзюцу. Противник пытается схватить полицейского за грудки или оттолкнуть ладонями. В ответ полицейский обнажает свою короткую дубинку и наносит ею хлещущий удар сверху вниз по тыльной стороне его кисти. Таким образом, он перебивает атаку противника и выигрывает инициативу. Затем он подхватывает второй рукой другой конец дубинки и таким образом прижимает ею кисть противника к своей груди. После этого он делает шаг назад, одновременно наклоняясь вперед так, что противник с вывернутой рукой просто вынужден упасть перед ним на колени.
Контратака против аналогичного движения с использованием ханбо строится по-другому. Атака противника перебивается коротким тычком в грудь, ударом по локтю или колену или царапающим ударом по ребрам. Затем полицейский движется вперед и в сторону, одновременно просовывая свой ханбо подмышку атакующему противнику. Параллельно с этим его левая рука захватывает атакующую руку противника, после чего одновременными действиями двух рук полицейский превращает ханбо в рычаг при заломе руки противника в плечевом суставе, причем большая длина шеста обеспечивает длинное плечо рычага и более легкое контролирование задержанного.
Далеко не всегда целесообразно носить дубинку открыто. Полицейские в штатском, сыщики или работники оперативной группы не должны привлекать к себе внимание торчащими из-под одежды длинными предметами. Поэтому лет двадцать назад обычную дубинку американским детективам заменяли "черный Джек" - короткий и толстый обрубок гибкого резинового шланга, набитый песком, солью или дробью носок (этим оружием, кстати, широко пользовались отечественные уголовники), или кожаный мешок, сделанный в виде длинной узкой дубинки и залитый в конце свинцом или оловом. Однако это оружие слишком короткое и слишком гибкое для того, чтобы "работать по конечностям" и эффективно регулировать силу удара. А риск серьезно повредить им задерживаемого при ударе по голове или по шее представляется еще более высоким, чем при ударе стандартной дубинкой.
 С ростом популярности в мире боевых искусств Востока полицейские начали пользоваться яварами или куботанами - вариантами совсем коротких палок, используемых
как оружие. Мо как и большинство иных видов оружия боевых искусств, овладение техниками работы яварой требует достаточно долгого времени.
Компромиссный вариант был найден впервые в Японии и на Тайване, где полиция получила на вооружение телескопические дубинки, состоящие из трех полых частей, которые складываются одна в другую и раздвигаются на нужную длину растягиванием
рукой или с использованием спускного механизма и скрытой пружины. Длина японского варианта такой дубинки в сложенном виде составляет 15 см, в раздвинутом - около 45-ти. Тайваньский вариант несколько длиннее и снабжен рудиментарной гардой для защиты руки. Длина телескопических дубинок американских полицейских может доходить до 66 см, что делает их достаточно удобным оружием для применения в нестесненных условиях. Утончающийся конец телескопичской дубинки обычно заканчивается шишечкой, роль которой аналогична роли гирьки на конце кистеня. Сейчас дубинки такого вида начали применять и у нас как оружие офицеров, но недостатком этого их варианта является то, что все три звена дубинки выполнены из резины одинакового типа, и последнее, самое тонкое, звено является чересчур гибким и потому не пригодным для выполнения тычков, когда дубинка раздвинута.
Телескопическая дубинка в ее металлическом варианте начинает входить в моду и как оружие боевых искусств, техника работы которым похожа на работу саем или дзюттэ. Во всяком случае, в нескольких каталогах я встречал рекламу дубинки такого типа, снабженной своеобразной гардой (одно крыло загнуто вверх, другое - вниз).
Современный технический прогресс рождает и много иных вариантов оружия полиции, предназначенного для шокового воздействия на задерживаемго. Это и различные варианты электрошоковых дубинок, и так называемые "тазеры", поражающие противника на расстоянии электрическим разрядом, и многое другое. Но техника работы этими видами оружия выходит за рамки одной статьи.

К.В.Асмолов
Журнал «Боевые искусства планеты»

Авторизация

Реклама