1.Введение
В данное пособие не вошли многие приемы этой группы, имеющиеся в нашей системе; включены сюда только те, что достаточно просты в описании и заучивании без квалифицированного тренера. Приемы, подобные тем, что представлены в данном разделе, присутствуют во многих системах прикладного рукопашного боя, однако у нас техника их исполнения и тактика применения в корне отличаются от общепринятых.
Таких отличий много, и каждый, кто имеет представление о прикладном рукопашном бое, легко их заметит, когда будет рассматривать отдельные приемы. Здесь же отмечу самые общие различия. Первое отличие заключается в том, что болевые и травмирующие приемы этой группы выполняют у нас двойную функцию. С одной стороны, они являются средством для заваливания объекта на грунт, после чего исполнитель может провести болевую фиксацию с последующим переходом на конвоирование либо может развивать атаку ударами руками и ногами по лежащему объекту. С другой носят самостоятельный характер, так как в случае необходимости и при выгодном для исполнителя стечении обстоятельств он может еще до перевода объекта на грунт причинить тому травму, исключающую возможность продолжать бой, причем травмирующий эффект приема можно усиливать и после того, как объект окажется на грунте. Следующим отличием является то, что все приемы, строящиеся на болевом и травмирующем воздействии на руки в стойке, объединены в единую систему (точнее в подсистему в рамках общей системы боя). Е, системообразующими признаками являются способы захвата атакованной конечности*, общие принципы ее обработки, общие принципы перемещений в процессе проведения приема. К системообразующим признакам относится и то, что варианты исполнения приемов и переходы с одного варианта на другой четко увязаны с характером реакции объекта на действия исполнителя. Подробно эти взаимосвязи будут описаны в главе «ТРЕНИРОВОЧНО-БОЕВЫЕ КОМБИНАЦИИ». Нечто подобное имеется только в айкидо. Однако последнее имеет больше демонстрационно-акробатический, историко-культурный и эстетический характер, чем реально-прикладной, что бы там не говорили приверженцы японских систем. В нашей же системе единственным критерием отбора техники и тактики являлась именно эффективность в реальном бою. Например, наша техника позволяет выполнять приемы и в тех случаях, когда исполнителю не удалось расслабить объект в должной мере, на напряженной руке со сжатым кулаком, что в айкидо невозможно. У нас атакованная рука обязательно берется на корпус*. Это многократно повышает надежность захвата и позволяет воздействовать на нее усилиями мышц ног, корпуса, рук, а также весом и, в известной мере, инерцией всего тела исполнителя, а не только усилием мышц его рук и отчасти корпуса, как в других системах рукопашного боя. Наконец, болевые и травмирующие приемы на руки в стойке, в нашей системе, как и вся работа на захватах, теснейшим образом увязаны с ударами, об этом уже упоминалось выше. Схожий подход существует также в самбо, дзюдо, дзю-дзютцу. Отличие нашего подхода от перечисленных систем в том, что техника ударов и техника работы на захватах строятся у нас на единой системе движений и перемещений, что обеспечивает высокую эффективность действий. Кроме того, сам арсенал травмирующих приемов на руки в стойке отличается от того, что предлагают другие системы.
2. БОЛЕВОЕ ЗАВАЛИВАНИЕ НАЗАД
Болевое заваливание объекта назад с падением его на спину достигается дожимом-скручиванием* лучезапястного сустава. Внешне этот прием похож на котэ-гаэси в айкидо и рычаг кисти в самбо, однако техника его исполнения принципиально отличается от них, так что это полностью самостоятельный прием, только внешне напоминающий упомянутый выше.
Перемещения, в результате которых объект переводится на грунт, и последующие действия аналогичны тем, что применяются в бросках с воздействием на глаза, чтобы не повторяться, рекомендую перечитать два последних абзаца вводной части раздела «БРОСКИ С ВОЗДЕЙСТВИЕМ НА ГЛАЗА».
Необходимо отметить, что этот прием может быть успешно проведен только в том случае, если плечо и предплечье атакованной руки объекта составляют острый угол. Если угол прямой, вероятность проведения приема резко уменьшается, а в случае тупого угла прием провести практически невозможно. Это может произойти, если исполнитель разворачивается грудью от объекта, или объект разворачивается грудью на исполнителя, в таких случаях локтевой сустав атакованной руки распрямляется. Также затруднительно и часто невозможно провести бросок и когда кисть атакованной руки оказывается над атакованным плечом объекта, в непосредственной близости от его головы. Это происходит, если исполнитель не берет кисть атакованной руки на грудь, либо имеет тенденцию забегать объекту за спину, или если объект разворачивается спиной на исполнителя. В этих случаях исполнитель должен корректировать исполнение приема. В первом случае - разворачиваться грудью на объект и сближаться с ним, несколько заходя ему за спину, вынуждая тем самым сгибать атакованную руку в локтевом суставе. Во втором же несколько отступать назад, вынуждая объект распрямлять в локте атакованную руку.
Болевые заваливание назад требуют расслабления объекта, при этом условии они легки в исполнении и практически не зависят от разницы в телосложении исполнителя и объекта. При этом они не требуют много времени на исполнение и достаточно травматичны, особенно прием, приведенный последним в данном разделе, в силу чего эффективны в групповом бою.
3.БРОСОК ДОЖИМОМ-СКРУЧИВАНИЕМ ЛУЧЕЗАПЯСТНОГО СУСТАВА
Этот прием является базовым для всех приемов болевого заваливания назад.
Из исходного положения (рис. 1.1 1.16) исполнитель резким скачком сближается с объектом, одновременно разворачиваясь тазом до положения почти 0 градусов и приземляясь в положении полуприседа (рис. 1.2). Во время скачка исполнитель делает своей внутренней рукой захват разноименной руки объекта согнутыми крючком четырьмя пальцами, придерживая ими атакованную руку за тыльную сторону кисти (рис. 1.3), либо обхватывая ее за лучезапястныи сустав (рис. 1.4), либо обхватывая за кисть таким образом, чтобы большой палец располагался с ее тыльной стороны, а четыре остальных со стороны ладони (рис. 1.5).
В момент приземления исполнитель наносит основанием ладони наружной руки удар по тыльной стороне кисти захваченной руки объекта, подкрепляя его толчком наружной ногой, одновременно разворачивая другую ногу на пятке носком наружу; выполняя удар, исполнитель притягивает атакованную руку к своей груди (рис. 1.6).
Положение ног исполнителя в момент начала удара показано на рис. 1.7, а в момент соприкосновения основания ладони бьющей руки исполнителя с тыльной стороной кисти объекта на рис. 1.8. Завершая удар, исполнитель резко разворачивается на объект до положения 180 градусов (рис. 1.9), завершая разворот шагом внутренней ногой, заваливая ее стопу несколько внутрь (рис. 1.10).
Завершая удар и разворот, исполнитель резко поднимает плечо и локоть бьющей руки, с силой прижимает кисть атакованной руки к своей груди и переносит вес на свою внутреннюю ногу (рис. 1.11, 1.12, 1.13, 1.14). Перечисленными действиями исполнитель вынуждает объект согнуть атакованную руку в локтевом суставе и слегка откинуть плечи назад, а последней фазой разворота потерять равновесие и начать падать назад. На этой фазе приема исполнитель должен держаться практически вплотную к объекту, что обеспечит сгибание локтя атакованной руки под острым углом. Если объект разворачивается на исполнителя или от него, выворачиваясь из захвата, следует действовать так, как указано в начале последнего абзаца вводной части к разделу «БОЛЕВОЕ ЗАВАЛИВАНИЕ НАЗАД». Прижимая к своей груди кисть атакованной руки и поднимая плечо и локоть своей руки, исполнитель получает возможность дожимать и скручивать атакованный лучезапястный сустав усилиями мышц ног, корпуса, рук, инерцией массы тела и собственным весом. Завершая разворот, исполнитель делает широкий шаг вперед наружу, примерно на 45 градусов (рис. 1.15), вынуждая тем самым объект упасть на спину или бок (рис. 1.16). В этом положении исполнитель может нейтрализовать объект ударами ног, рук, травмирующими приемами на атакованную руку либо переходить к болевой фиксации и далее к надеванию наручников, связыванию либо конвоированию.
Внимание!
1. Во время ознакомления, разучивания, отработки, наработки и освоения данного приема необходимо в обязательном порядке туго бинтовать эластичным бинтом лучезапястные суставы.
2. Во время тренировки, проводя бросок, следует подстраховывать партнера и придерживать его падение, продолжая прижимать атакованную руку к своему корпусу.
3. Прием в том виде, что приведен в настоящем пособии, как правило, не может носить самостоятельного характера, наиболее рационально использовать его как одну из промежуточных фаз боя. В отдельных случаях, при условии надежного расслабления или раздергивания и при очень резком исполнении, он может вести к травме лучезапястного сустава обычно растяжению связок
4.БРОСОК ДОЖИМОМ-СКРУЧИВАНИЕМ ЛУЧЕЗАПЯСТНОГО СУСТАВА ОТ ДОЖИМА-СКРУЧИВАНИЯ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА
В положении примерно 90 градусов внутрь исполнитель захватывает наружной рукой его внутреннюю руку за кисть снизу и прижимает ее к своему напряженному и выпяченному животу или груди (рис. 2.1). Исполнитель прижимает основание ладони своей внутренней руки к участку выше второго сустава большого пальца атакованной руки, а четырьмя остальными пальцами, сложенными крючком, подцепляет сам большой палец (рис. 2.2). Резко поворачивая кисть работающей руки вниз и вздергивая плечо, исполнитель вынуждает объект согнуть большой палец атакованной руки (т.е. проводит дожим большого пальца); если у объекта сжат кулак, этим движением исполнитель догружает мышцы кисти, обеспечивающие сгибание большого пальца, и тем самым несколько расслабляет мышцы-антагонисты (рис.2.3 2.4).
Продолжая дожим большого пальца, исполнитель оттягивает четырьмя пальцами его первую фалангу на себя, упираясь при этом основанием ладони в участок выше второго сустава того же пальца (см. рис. 2.2), дополняя дожим скручиванием (рис. 2.4), продолжая при этом прижимать к себе атакованную кисть. Эти действия вызывают резкую боль в суставах атакованного пальца и "выключают" часть мышц, управляющих атакованной кистью, вынуждая объект согнуть ее.
В результате перечисленных действий исполнитель и объект принимают положение, показанное на рис. 2.6. Это положение аналогично положению, показанному на рис. 6 базового приема. Далее (рис. 2.6 2.15) исполнитель действует так же, как описано и показано на рис. 1.6 1.16 при описании базового приема.
Внимание!
1. Во время ознакомления, разучивания, отработки, наработки и освоения данного приема необходимо в обязательном порядке туго бинтовать эластичным бинтом лучезапястные суставы и вторые суставы больших пальцев.
2. Во время тренировки, проводя бросок, следует подстраховывать партнера и придерживать его падение, продолжая прижимать атакованную руку к своему корпусу.
3. Прием в том виде, что приведен в настоящем пособии, как правило, не может носить самостоятельного характера, наиболее рационально использовать его как одну из промежуточных фаз боя. В отдельных случаях, при условии надежного расслабления или раздергивания и при очень резком исполнении, он может вести к травме лучезапястного сустава обычно растяжению связок.
5.БРОСОК ДОЖИМОМ-СКРУЧИВАНИЕМ ЛУЧЕЗАПЯСТНОГО СУСТАВА ОТ РЫЧАГА ЛОКТЕВОГО СУСТАВА НА КОРПУСЕ
Располагаясь в положении от 0 градусов до 90 градусов (можно даже несколько больше) исполнитель захватывает внутреннюю руку объекта за лучезапястный сустав (рис. 3.1 3.2). Затем делает шаг вперед внутренней ногой, прогибаясь при этом и вынося вперед внутреннюю сторону таза; одновременно он проводит рывок атакованной руки наружу, разворачивая ее локтем к себе. Тем самым он наносит сильный толчок, почти удар, своим боком в район локтя атакованной руки (рис. 3.3 - 3.4), вынуждая объект сделать шаг вперед. В нашей системе этот прием называется рычаг локтевого сустава на корпусе. Без промедления вслед за толчком, пока объект движется вперед, исполнитель отталкивается внутренней ногой и делает ею отшаг назад, одновременно разворачивая ее носок до предела наружу (рис. 3.5). Бойцы принимают положение, показанное на рис. 1.9 базового приема. Далее исполнитель действует так же, как показано на рис. 1.9 1.16 базового приема.
Внимание!
1. Во время ознакомления, разучивания, отработки, наработки и освоения данного приема необходимо в обязательном порядке туго бинтовать эластичным бинтом лучезапястные и локтевые суставы.
2. Во время тренировок следует быть особенно внимательным, так как велика вероятность травмы локтевого и лучеэапястного суставов.
3. Во время тренировки, проводя бросок, следует подстраховывать партнера и придерживать его падение, продолжая прижимать атакованную руку к своему корпусу.
4. Прием может носить самостоятельный характер даже в групповом бою, т.к. при желании исполнителя и при условии надежного расслабления объекта, травма локтевого сустава вплоть до разрыва связок либо в некоторых ситуациях трещины или даже перелома лучевой, а иногда и плечевой кости, почти неизбежна
6.БОЛЕВЫЕ ЗАВАЛИВАНИЯ ВПЕРЕД
В результате болевого заваливания вперед объект укладывается на грунт ничком либо сразу из стойки, либо он вынужден предварительно опуститься на колени или на четвереньки (точнее, в положение с опорой на три точки, т.к. атакованную руку удерживает исполнитель). Достигается это тремя приемами узлом-скручиванием локтевого и плечевого суставов за спиной (в других системах называется заведение руки за спину либо рычаг плеча), рычагом локтевого сустава на предплечье и рычагом локтевого сустава под мышкой. Как правило, выход на эти приемы достигается вращением лучезапястного сустава внутрь. Перемещения, в результате которых объект переводится на грунт аналогичны тем, что применяются в бросках с воздействием на глаза, чтобы не повторяться, рекомендую перечитать предпоследний абзац вводной части раздела «БРОСКИ С ВОЗДЕЙСТВИЕМ НА ГЛАЗА».
Приемы объединены в единый комплекс, что позволяет адекватно реагировать на любые действия объекта. При условии правильного исполнения позволяют надежно нейтрализовать объект, значительно превосходящий исполнителя в весе и силе либо контролировать болью его действия. Техника исполнения приемов не сложна, однако для их успешного применения особенно важно предварительно раздергать, а еще лучше расслабить объект. Другим важным условием успешного применения этих приемов является умение незамедлительно и правильно реагировать на действия объекта в ходе исполнения приема и в случае необходимости переключаться с приема на прием. Обучение этому требует дополнительного времени и усилий. Приемы болевого заваливания вперед больше подходят для боя на задержание, причем щадящее, либо для нейтрализации одиночного противника. Для нейтрализации же объекта в случае групповой схватки они требуют слишком много времени, хотя их можно использовать и для этой цели, особенно первый прием, приведенный первым в данном разделе.
7.ВРАЩЕНИЕ ЛУЧЕЗАПЯСТНОГО СУСТАВА НАРУЖУ
Этот прием является исходным для проведения основных приемов данной группы. Находясь в положении от 180 градусов до 90 градусов на объект, исполнитель захватывает кисть его наружной руки и прижимает ее ладонью к своей груди, атакованная кисть может при этом быть сжата в кулак (рис. 4.1). Важно, чтобы исполнитель своим захватом не блокировал лучезапястный сустав атакованной руки. Продолжая прижимать атакованную кисть к своей груди, исполнитель разворачивается на стопах до положения 90 градусов на объект и делает небольшой шаг внутренней ногой вперед, одновременно перенося свой локоть через предплечье атакованной руки и подаваясь при этом грудью на объект, вынуждая его приседать (рис. 4.2 4.3). При этом движении нельзя разворачивать атакованную кисть, ее следует крепко прижимать к груди, удерживая в прежнем положении, в результате чего атакованная кисть, будучи неподвижной, вращается относительно предплечья атакованной руки, вызывая сильную боль в лучезапястном суставе. Заканчивая движение, исполнитель вынуждает объект присесть в положении, показанном на рис. 4.4. Из этого положения исполнитель может нейтрализовать объект ударами наружной ноги в пах, живот, грудь и голову, ударами руками в голову, для чего следует отпустить захват либо переходить на остальные приемы данной группы
Внимание!
1. Во время ознакомления, разучивания, отработки, наработки и освоения данного приема необходимо в обязательном порядке туго бинтовать эластичным бинтом лучезапястные суставы.
2. Во время тренировок следует быть особенно внимательным, так как велика вероятность травмы лучезапястного сустава.
3. Прием может носить самостоятельный характер в реальном боеконтакте, даже при незначительном расслабления либо раздергивании объекта, правильно и, главное, очень резко исполненный, он ведет к тяжелой травме лучезапястного сустава, вплоть до полного разрыва связок, а в отдельных случаях и суставном сумки, это может так же вызвать у объекта болевой шок.
8.ЗАВАЛИВАНИЕ РЫЧАГОМ ЛОКТЕВОГО СУСТАВА НА ПРЕДПЛЕЧЬЕ
Исполнитель провел прием вращение лучезапястного сустава наружу и оказался в положении, показанном на рис. 5.1. Из этого положения объект имеет возможность атаковать исполнителя свободной рукой ударом в пах либо захватами за ноги, поэтому исполнитель немедленно наносит ему удар ногой в пах, живот, грудь или голову (рис. 5.2) и поворачивается в положение 0 градусов (рис. 5.3). Если исполнитель сумел сразу развернуться в положение 0 градусов, ударов наносить не следует.
Из положения 0 градусов исполнитель, прижимая кисть атакованной руки к своему корпусу, делает внутренней ногой шаг вперед, слегка разворачиваясь наружу и разворачивая своим корпусом атакованную руку локтем вверх. Завершая это движение, он накладывает предплечье внутренней руки на участок на задней поверхности атакованной руки на 2 4 пальца выше ее локтя (зона травмы) и сильно надавливает, слегка перекашивая корпус внутренним плечом в сторону объекта, одновременно резко разворачивая кисть работающей руки ладонью вверх. Эти движения вызывают резкую боль в локтевом суставе и вынуждают объект падать вперед (рис. 5.4). Для того, чтобы точно попасть на зону травмы, следует тесно прижать локоть внутренней, работающей руки к своему боку и не менять ее положения до окончания приема.
Затем исполнитель без паузы делает широкий шаг наружной ногой вперед наружу, примерно на 45 градусов, с силой нажимая всем весом на зону травмы в направлении вниз на себя (рис. 5.5). Завершая шаг наружной ногой, исполнитель переносит на нее вес и опускается на колено внутренней ноги, располагая атакованную руку верхней частью предплечья в районе паховой складки своей передней ноги, вынуждая объект лечь грудью на грунт (рис. 5.6 5.7). Исполнитель имеет возможность травмировать локтевой сустав атакованной руки в ходе выполнения приема либо переходить на болевую фиксацию объекта из положения, показанного на рис. 5.7.
Внимание!
1. Во время ознакомления, разучивания, отработки, наработки и освоения данного приема необходимо в обязательном порядке туго бинтовать эластичным бинтом лучезапястные и локтевые суставы.
2. Во время тренировок следует быть особенно внимательным, так как велика вероятность травмы локтевого сустава.
3. Прием может носить самостоятельный характер. В реальном боеконтакте при успешном проведении приема вращение лучезапястного сустава наружу - правильно и, главное, очень резко исполненный, он ведет к травме локтевого сустава, в отдельных случаях вплоть до вывиха и даже разрыва связок.
9.ЗАВАЛИВАНИЕ РЫЧАГОМ ЛОКТЕВОГО СУСТАВА ПОД МЫШКОЙ
Этот прием тактически аналогичен предыдущему. Он применяется в тех случаях, когда объект превосходит ростом исполнителя и даже в положении на корточках его атакованная рука располагается слишком высоко, что затрудняет проведение приема рычаг локтевого сустава на предплечье. После проведения приема вращение лучезапястного сустава наружу и, в случае необходимости, действий, показанных на рис. 6.1 - 6.3 предыдущего приема, исполнитель и объект оказываются в исходном положении для проведения заваливания рычагом локтевого сустава под мышкой (рис. 6.1). Продолжая прижимать кисть атакованной руки к своей груди, исполнитель плотно зажимает атакованную руку под мышкой своей внутренней руки, таким образом, чтобы локоть лежал в подмышечной впадине в этом положении надавливание осуществляется точно на зону травмы (рис. 6.2). Завершая предыдущее движение, исполнитель делает как можно более широкий шаг наружной ногой вперед, разворачивая ее стопу носком внутрь, одновременно он приседает и, главное, резко перекашивает корпус внутренним плечом вниз, нажимая на зону травмы в направлении вниз на себя эти движения вызывают резкую боль в локтевом суставе атакованной руки и вынуждают объект падать вперед. Важно не ослаблять захват, прижимающий кисть атакованной руки к груди исполнителя, это обеспечивает интенсивную боль (рис. 6.3). Исполнитель опускается на колено внутренней ноги, продолжая воздействие на локтевой сустав атакованной руки, как описано выше, разворачиваясь при этом примерно на 45 градусов внутрь, вынуждая тем самым объект лечь грудью на живот (рис. 6.4, 6.5, 6.6). Исполнитель имеет возможность травмировать локтевой сустав атакованной руки в ходе выполнения приема либо переходить на болевую фиксацию объекта из положения, показанного на рис .6.6.
Внимание!
1. Во время ознакомления, разучивания, отработки, наработки и освоения данного приема необходимо в обязательном порядке туго бинтовать эластичным бинтом лучезапястные и локтевые суставы.
2. Во время тренировок следует быть внимательным, так как имеется вероятность травмы локтевого сустава.
3. Применение приема в групповом бою не рационально, т.к. он требует слишком много времени на исполнение. В парном бою прием может носить самостоятельный характер, но следует учитывать, что при успешном проведении приема вращение лучезапястного сустава наружу правильно и, главное, очень резко исполненный он может вести к травме локтевого сустава обычно растяжению связок, но в отдельных случаях и к вывиху сустава. Наиболее рационально использовать его как одну из фаз боя на задержание либо обезоруживание.
10.ЗАВАЛИВАНИЕ УЗЛОМ ЛОКТЕВОГО И ПЛЕЧЕВОГО СУСТАВОВ ЗА СПИНОЙ
В ходе боя на дистанции захвата достаточно часто возникает положение, показанное на рис. 7.1, 7.3. Оно может быть результатом целенаправленных действий исполнителя, этим положением заканчивается ряд приемов, направленных на реализацию захватов со стороны объекта, это может быть одним из этапов боя на задержание, исполнитель так же может прийти к нему непреднамеренно.
Захват, который делает на правую руку объекта один из исполнителей на рис. 7.2 фаза одного из приемов парного задержания, применяемого в нашей системе. Во всех этих ситуациях наиболее рациональными будут следующие действия исполнителя. Плотно прижимая согнутую в локте атакованную руку к своей груди и придерживая ее за локоть наружной рукой, исполнитель поднимает локоть и плечо работающей (внутренней) руки, что вызывает интенсивную боль в атакованном плечевом суставе, одновременно делая шаг вперед внутренней ногой (рис. 7.4, 7.5). Эти действия вынуждают объект наклониться и начать двигаться вперед. Без малейшей паузы исполнитель делает широкий шаг наружной ногой вперед наружу под углом примерно 45 градусов, не ослабляя при этом болевого воздействия на атакованную руку (рис. 7.6) в этом направлении устойчивость объекта минимальна. Завершая шаг, исполнитель переносит вес на переднюю ногу, наклоняется вперед и опускается на колено внутренней ноги, не ослабляя при этом болевого воздействия на атакованную руку, вынуждая объект заваливаться вперед внутрь, становясь на колени, а затем лечь на грудь (рис. 7.7, 7.8, 7.9). Затем исполнитель опускается на оба колена, подводя под плечо атакованной руки бедро своей наружной ноги; из этого положения он может переходить на стабильную болевую фиксацию либо травмировать плечевой сустав атакованной руки объекта, (рис. 7.10, 7.11). Необходимым условием успешного проведения данного приема является правильное положение рук исполнителя и объекта: угол между плечом и предплечьем работающей руки исполнителя и атакованной руки объекта должен быть острым, для чего исполнителю следует держать свое плечо как можно ближе к плечу объекта. Атакованная рука должна располагаться верхней третью предплечья на локтевом сгибе работающей руки.
Внимание!
1. Во время тренировок следует быть особенно внимательным, т.к. имеется вероятность травмы плечевого сустава.
2. Прием может носить самостоятельный характер только в парном бою, для групповой схватки он требует слишком много времени на исполнение; основное его предназначение одна из фаз боя на задержание либо обезоруживание. Применяя его, следует быть осторожным, т.к. вероятна тяжелая травма плечевого сустава вплоть до вывиха и разрыва связок.
11.ЗАВАЛИВАНИЕ СКРУЧИВАНИЕМ ЛОКТЕВОГО И ПЛЕЧЕВОГО СУСТАВОВ ЗА СПИНОЙ
Этот прием тактически аналогичен предыдущему. Он применяется в тех случаях, когда особенности одежды делают невозможным захват, показанный на рис. 7.1 предыдущего приема, а также, когда такой захват сделать не удалось, на него выходят в результате некоторых приемов реализации захватов со стороны объекта.
Захват возможен в двух вариантах: работающая рука обхватывает атакованную кисть ладонью к ее тыльной части, в этом случае добавляется дожим лучезапястного сустава (рис. 8.1), либо захват делается за лучезапястный сустав ладонью к себе (рис. 8.2). Ладонь внешней, блокирующей руки всегда лежит на плече атакованной руки (рис. 8.3). Действия исполнителя практически полностью аналогичны действиям в предыдущем приеме. Главных отличия, помимо захвата, три. Первое - исполнитель делает более широкий шаг внутренней ногой, которая становится впереди внутренней ноги объекта (рис. 8.4). Второе - болевое воздействие осуществляется за счет более интенсивной работы обеими руками, которыми исполнитель проводит скручивание плечевого сустава атакованной руки, и в случае захвата, показанного на рис. 8.1, дополнительно дожим лучезапястного сустава (рис. 8.4, 8.5, 8.6). Третье - исполнителю не нужно держать свое плечо как можно ближе к плечу объекта (рис. 8.4, 8.5, 8.6, 8.7). В остальном он действует в соответствии с описанием к рис. 7.5 7.11 предыдущего приема заваливание узлом локтевого и плечевого суставов за спиной.
Внимание!
1. Во время тренировок следует быть особенно внимательным, т.к. имеется вероятность травмы плечевого сустава.
2. Прием может носить самостоятельный характер только в парном бою, для групповой схватки он требует слишком много времени на исполнение; основное его предназначение одна из фаз боя на задержание либо обезоруживание. Применяя его, следует быть осторожным, т.к. вероятна тяжелая травма плечевого сустава вплоть до вывиха и разрыва связок.
12.ЗАВАЛИВАНИЕ СКРУЧИВАНИЕМ-УЗЛОМ ЛОКТЕВОГО И ПЛЕЧЕВОГО СУСТАВОВ СЕДОМ НА СПИНУ
Положение, показанное на рис. 9.1, в реальном бою встречается нередко. Оно может быть результатом целенаправленных действий исполнителя, этим положением заканчивается ряд приемов, направленных на реализацию захватов со стороны объекта, это может быть одним из этапов боя на задержание, исполнитель также может прийти к нему непреднамеренно, например, в результате ошибки при приведении приема вращение лучезапястного сустава наружу.
Если объект держит атакованную руку напряженной, что создает особые трудности для исполнителя, наиболее рационально для него будет действовать следующим образом. Плотно прижимая кисть атакованной руки к своей груди, сделать наружной ногой шаг вперед, вынуждая объект наклониться вперед (рис. 9.2, 9.3, 9.4). В этом положении плечевой сустав атакованной руки становится более уязвимым для болевого воздействия в результате скручивания. Затем исполнитель без малейшего промедления делает шаг вперед внутренней ногой. Этим движением он отводит атакованную руку от корпуса объекта, в результате чего резко усиливается болевое воздействие на атакованный сустав, кроме того, объект теряет равновесие и опускается на колени, а в отдельных случаях может упасть на живот (рис. 9.5, 9.6). Исполнитель незамедлительно переносит свою внутреннюю ногу через спину объекта, не прекращая плотно прижимать кисть атакованной руки к своему корпусу, обычно в районе живота, реже груди - со стороны, одноименной атакованной руке (рис. 9.7, 9.8). Исполнитель делает широкий шаг ногой, одноименной атакованной руке, поджимая ее и толкая вперед своим бедром, при этом он продолжает плотно прижимать кисть атакованной руки к своему корпусу и затем опускается на колено той же ноги, обязательно продолжая поджимать им атакованную руку (рис. 9.8).
Перечисленными действиями исполнитель вынуждает объект лечь на живот, и сам садится ему на спину, затем он, наклоняя вперед корпус, вынуждает объект согнуть атакованную руку в локте. Может сложиться так, что объект будет не способен самостоятельно согнуть руку, тогда исполнителю следует, не усиливая болевое воздействие на атакованное плечо (иначе возможна тяжелая травма), толкнуть разноименной рукой в зону локтевого сгиба атакованной руки, помогая тем самым согнуть ее (рис. 9.9). Таким образом, исполнитель берет объект на стабильную болевую фиксацию седом на спину (рис. 9.10, 9.11). Если требуют обстоятельства, исполнитель имеет возможность травмировать объект в фазе приема, отраженной на рис. 9.8 9.10.
Внимание!
1. Во время тренировок следует быть особенно внимательным, т.к. имеется вероятность травмы плечевого сустава.
2. Прием может носить самостоятельный характер только в парном бою, для групповой схватки он требует слишком много времени на исполнение; основное его предназначение одна из фаз боя на задержание либо обезоруживание. Применяя его, следует быть осторожным, т.к. вероятна тяжелая травма плечевого сустава вплоть до вывиха и разрыва связок.
Игорь ЗайчиковЖурнал «Боевые искусства планеты»