Чжао Цзиньсян. Китайский цигун — стиль "Парящий журавль". Часть 1

Категория: Цигун Опубликовано 07 Январь 2017
Просмотров: 2932



Часть VI. Работа "стояние столбом"

"Стояние столбом" (чжаньчжуан) относится к области статической работы (цзингун). В этом методе работы регулируют духовную энергию (шэнь), дыхание и (физическое) состояние тела. Здесь также добиваются свободной проходимости продольных и поперечных каналов, гармонизации ци и крови, выравнивания инь-ян, изгнания болезней и оздоровления тела. Работа "стояние столбом" в китайском цигуне стиля "парящий журавль" базируется на динамической работе пяти изложенных выше ступеней и предназначена для дальнейшего усиления эффекта от цигуна и лечения. Тренирующийся может приступать к освоению упражнения "стояние столбом" лишь полностью овладев движениями пяти предыдущих ступеней, затратив определенное время (обычно, не менее 40–50 ч.) на последовательное продвижение, добившись определенных эффектов (натренировав открытие таких важнейших точек, как "дворец труда" (Р8), "бьющий родник" (R1), "сто встреч" (VG20), произвольно вызывая ощущения онемения, вспухания, тепла или холода, а также проходимости основных каналов).


Глава 1. Регулирование духовной энергии

"Регулирование духовной энергии (шэнь)" — то же, что и "регулирование сердца". В тренировочной работе нужно овладеть правильным пониманием, закалкой и умением пользоваться сознанием. Эти проблемы как раз и решаются "регулированием духовной энергии".
"Концентрация сознания и внимания" — это не просто "мышление". Мышление (инянь) — мысли в голове людей, способ "думания", это субъективное явление. В цигун-закалке требование к мышлению таково: "мыслью вести ци" (пишут: "мысль ведет — форма [физическое тело] движется", "ци идет вслед за мыслью", "мысль, ци и форма объединяются"). Правильное использование мышления позволяет повысить эффективность работы и лечебного действия. Неправильное мышление вредно для тренировочной работы и даже может дать отрицательные побочные результаты.
Концентрация внимания (иши) [там, где говорится о концентрации сознания, автор употребляет термин инянь — мышление, мысль. Однако, по-русски не говорят "мышление в точке "дворец труда", поэтому инянь переведено как "концентрация внимания и/или сознания"] — отражение в мозгу человека объективного материального мира, это обобщенное проявление различных психологических процессов: ощущений, размышлений и пр.
В практике цигун-закалки мы можем лично убедиться, что сознание и концентрация внимания, мысль — отнюдь не субъективное явление, а отражение объективного материального мира. Оно коренным образом отличается от повседневного мышления, но тесно с ним связано. Так, при цигун-закалке у людей иногда возникают галлюцинации, но эти галлюцинации в действительности — космическая информация, которая осознается человеком только после того, как тренирующийся преобразует собственные функции ци и проявит их. Хорошую информацию люди признают за существующую, а плохую отвергают.
"Удержание мыслей" (ишоу) также называют "внутренним созерцанием" (нэйши) или "обращенным освещением", "наблюдением явлений". "Удержание мыслей" на каком-то участке — это концентрация внимания на нем, это использование сознания. Занимаясь цигуном, чтобы закалить (натренировать) воспроизводящую, жизненную и духовную энергии, нельзя обойтись без удержания мыслей на "полях пилюли". Занимаясь статической работой, в основном концентрируют внимание на нижнем "поле пилюли".
"Полей пилюли" (даньтяней) три: верхнее, среднее и нижнее. Мы считаем, что нижнее "поле пилюли" находится в нижней части живота, между пупком и точкой "встреча инь" (VC1 в паху) позади мочевого пузыря перед прямой кишкой. Здесь располагается узкая камера; когда есть ци — она раскрывается, если ци нет — она закрывается. Это место исхода трех каналов: зачатия, управления и срединного (чэньмай, думай, чжунмай), место соединения каналов. Путем закалки, "тренируя воспроизводящую энергию, можно преобразовать ее в жизненную". (Не имея воспроизводящей энергии, ничего нельзя превратить в жизненную энергию. Занимаясь тренировочной работой, в период лечения болезни больные должны прекратить половую жизнь на 100 дней, а при тяжелых заболеваниях — еще и на более длительный период.) Среднее "поле пилюли" находится в верхней части живота, в промежутке между точкой таньчжун (VC17) и пупком. "Тренируя жизненную энергию, можно преобразовать ее в духовную." Верхнее "поле пилюли" находится в голове, в промежутке между точками "корень горы" (шаньгэнь РС4) и "сто встреч" (VG20). "Тренируя духовную энергию, можно возвратить ее в пустоту и раскрыть мудрость". Три "поля пилюли" не изолированы друг от друга, они сочетаются между собой, дополняют и влияют друг на друга. Когда тренировочная работа достигает определенного этапа, кроме трех "полей пилюли", важнейшие точки (сюэ) также начинают концентрировать истинную ци, к этому времени можно "согласуясь с сердцем, использовать руки; следуя сердцу, проявлять желания".


Глава 2. Регулирование дыхания

Регулирование дыхания — это регулирование выдохов и вдохов.
Выше уже говорилось, что дыхание в цигуне, в основном, можно разбить на 3 этапа (прямое дыхание, обращенное дыхание, зародышевое дыхание), 9 методов (ртом вдыхать — ртом выдыхать, носом вдыхать — носом выдыхать, носом вдыхать — ртом выдыхать, ртом вдыхать — носом выдыхать, отдельно вдыхать, не выдыхая, отдельно выдыхать, не вдыхая, не вдыхать — не выдыхать, выдыхать и вдыхать через "полость духа", [32] выдыхать и вдыхать без преград — "капиллярные выдохи и вдохи"). Это постигается естественно, по мере непрерывного повышения мастерства, и тренирующийся не может произвольно выбирать себе тот или иной метод для освоения. В данном стиле используют естественное дыхание животом (которое полностью соответствует обычному дыханию, только на вдохе живот вздымается, а на выдохе подбирается). Когда тренированность достигнет определенного уровня, возникают другие способы дыхания. Заметив, что дыхание изменилось, не сопротивляйтесь этому и будьте естественны.


Глава 3. Регулирование тела
[основные требования к позам, характерные для внутренних школ — тайцзицюань, цигун и др.]

При "стоянии столбом" позу регулируют, проходя следующие этапы:
1. "Подготовка". Стопы ставят на ширину плеч [пятки немного шире носков], колени слегка согнуты. Следует расслабить плечи, руки свободно опустить, принять расслабленно-спокойное положение стоя. Кончик языка касается верхнего нёба, как бы улыбаются — но не улыбаются, взгляд в горизонтальной плоскости, сердце чистое, глаза ясные. Все тело сверху вниз последовательно расслабляют, ци погружают в нижнее "поле пилюли" и начинают сосредотачиваться.
Привлекают ци из "поля пилюли" к прохождению через точку "встреча инь" (VC1) вверх по каналу управления до точки "большой позвонок" (VG14) через плечи, руки, до точек "дворец труда" (Р8) на кистях.
2. "Двойной возврат ци". Кисти повернуть центрами ладоней вперед, пальцы расслабить и слегка согнуть. Принимают ци наподобие шара, принимают плечи за ось и плавно поднимают кисти вверх, вводя ци в "небесный глаз". Разводят руки, расправляют грудь, центры ладоней обращают вниз кончиками пальцев друг к другу, "снаружи ведут — внутри проходит", и вводят ци в нижнее "поле пилюли" (рис. 214–215, 216–217).

Чжао Цзиньсян. Китайский цигун — стиль


3. "Обнимание шара". Поместив кисти на уровне пупка, делают ими толчок в стороны примерно под углом в 45 градусов, затем переворачивают и подбирают внутрь, перед нижним "полем пилюли" собирают ци, обнимая шар (рис. 218–219, 220 — вид спереди, 221 — вид сбоку).

Чжао Цзиньсян. Китайский цигун — стиль


4. "Подвешивание головы за макушку". Голову держат прямо. Мысленно представляют, что голова подвешена на нитке за точку "сто встреч" (VG20), или как будто на голове лежит предмет. ~ Таким образом поддерживается вертикальное положение верхней половины тела. Голова и шея становятся более устойчивыми, и, к тому же, предупреждается возможность падения.
5. "Свешиванне позвоночника". "Подвешиванием головы за макушку" добиваются прямого вертикального положения позвоночника, но не следует напряженно вытягиваться, пусть позвоночный столб уподобится по форме ожерелью с 9-ю изгибами, т. е. пусть каждый сустав будет расслабленно раскрыт. (Сначала поднимают плечи, затем носом вдыхают, а ртом выдыхают. С выдохом позвоночный столб расслабляется и опускается вниз.)
6. "Вбирание груди". Грудь надо вбирать в треугольную зону между сосками к точке тяньту ("небесный проход" VC22). Для этого руки немного сводят внутрь, грудь чуть-чуть подбирают внутрь, но без давления на внутренние органы — пусть ци легких [воздух] мягко проходит, зона сердца должна быть расслаблена. (После расслабления здесь можно, также, расслабить 5 плотных органов. Если плохо вобрать грудную клетку, то в ней можно почувствовать как бы тоску. Вбирание и расширение грудной клетки — две противоположности, путем регулирования добиваются их единства.)
7. "Расслабление плеч". Плечи надо расслабить, подмышки должны быть пустыми. (Локти немного разводят и приподнимают вверх. Расслабленные плечи и пустые подмышки — пара противоположностей; расслабление плеч совсем не означает, что их нужно тянуть вниз, пустые подмышки — это значит, что в них есть некоторая полость; путем регулирования добиваются единства.)
8. "Свешивание локтей". (Смысл заключается в некотором свешивании вниз острия локтя. Свешивание и подвешивание локтя — пара противоположностей, верхнюю половину локтя свешивают, нижнюю подвешивают, и если это хорошо отрегулировать, то, двинув локтем, можно почувствовать силу ци.)
9. "Расслабление запястий". Когда расслабляют запястья, то кончики пальцев обеих рук направляют друг к другу. Расслабить запястья очень важно. Способ следующий: сначала концентрируются на точке "ворота духа" (шэньмэнь С7), чтобы зона этой точки расслабилась. Принимают запястья за ось и немного свешивают кисти, не двигая предплечьями. Так ци может мгновенно пройти в 10 пальцев.
10. "Расправление пальцев". Пальцы расслабляют, слегка согнув, в центре ладони как бы держат шарик ци. Подождав, пока появится ощущение этой ци, мысленно соединяют воедино шарики обеих рук. Затем, соединив с ци нижнего "поля пилюли", образуют большой шар (шар обязательно круглый, одна треть его внутри тела, две трети вне тела).
11. "Расслабление поясницы". Становятся прямо, опорные точки — тазобедренные суставы. Мысленно расслабляют участок от поясничных позвонков до крестца. Расслабляя поясницу, можно немного присесть назад, (как бы сидят — но не сидят). Проекции согнутых колен не выходят за кончики пальцев ног. Все тело должно быть расслаблено, начиная от промежутков между позвонками поясницы. Мысленно расслабляют точку "ворота жизни" (если поясницу и ягодицы расслабить не удается, то янская ци ударяет вверх. Если вверх поднимается слишком много янской ци, то легко может повыситься артериальное давление, будет кружиться голова или станет плохо с сердцем и т. п. Поясницу обязательно надо расслаблять, это обеспечивает проходимость между верхом и низом).
12. "Расслабление ягодиц". Тазобедренные суставы немного подбирают назад и слегка двигают ими (как бы вращают ягодицами), это позволяет расслабить ягодичные мышцы.
13. "Свешивание копчика". Копчик является завершением позвоночника в крестцовом отделе и расположен позади таза. Расслабив поясницу, ягодицы и область паха, мысленно подвешивают к кончику копчика гирьку на расстоянии 10 см от земли. Если ее мысленно соединить с пятками, то образуется равнобедренный треугольник.
14. "Расслабление колен". Для расслабления колен ноги естественно сгибают, колени немного сворачивают внутрь (но проекция их не должны выходить за кончики пальцев ног). Мысленно пропускают ци через колени, и этого достаточно.
(Расслабление ягодиц, свешивание копчика и сгибание колен называют "регулированием паха". Пах должен быть округлый. Еще говорят: "поднять макушку, подвесить пах". "Подвесить пах" — это значит мысленно приподнять вверх зону вокруг точки "встреча инь" [VC1 в промежности] и подобрать ее. Если пах округлый, то возникает ощущение, как от освобождения мочевого пузыря и кишечника).
15. "Регулирование стоп". Подошва плоско опускается на землю, пальцы стоп расслаблены. Мысленно соединяют каналами плечи, ягодицы, щиколотки, тогда в точках "бьющий родник" (R1) появляется ощущение ци. Затем, мысленно из точки "бьющий родник" ци вводят в землю, ци получает возможность контакта с землей, и под подошвами как-будто растет корень.
16. "Ци погружать в "поле пилюли". Все тело расслабляют, регулируют и удобно расправляют. Затем ци погружают в нижнее "поле пилюли" (при этом следует не только соединить между собой ци обеих кистей, но и создать "совершенный шар", соединив ци на кистях и ци "поля пилюли". Кроме того, нужно мысленно расслабить три точки: "ворота духа" (шэньмэнь С7), "ворота жизни" (VG4) и "бьющий родник" (R1), [33] чтобы во всем теле сверху донизу, а также внутри и вне тела ци смешалась в единое целое).
17. "Свешивание занавесей". Духовный свет глаз (духовная энергия, хранящаяся в глазах), направленный по горизонтали, издалека мысленно подбирают назад, к себе; верхние веки очень плавно опускают вниз и смотрят на кончик носа (можно и совсем закрыть глаза или как бы "прикрыть, но не прикрывать", однако нельзя зажмуриваться с силой). Внимание концентрируется в точке таньчжун (VC17), Мысленным взглядом проходят по срединному каналу (чжунмай) до нижнего "поля пилюли" и начинают сосредотачиваться.

 

Чжао Цзиньсян. Китайский цигун — стиль

 

Глава 4. Взаимопорождение динамики и статики

После того как отрегулируют дух, дыхание и тело, расслабятся, а сознание введут в покой, возможно возникновение такого явления, как "на пределе покоя рождается движение". Когда истинная ци циркулирует по каналам тела — это есть "внутреннее движение". Если на пути она встречает преграды (например, каналы непроходимы или есть очаги болезней), то в зонах сопротивления постепенно накапливается слишком много энергии. Пробивная сила возрастает и спонтанно возникают импульсы, приводящие в движение тело. Они полезны для прочистки продольных и поперечных каналов — их называют "внешними движениями" или "спонтанной работой".
Движения, возникающие при "спонтанной работе", иногда охватывают судорогами все тело, при этом занимающиеся машут руками, прыгают, иногда похлопывают себя, совершают массаж, иногда проходят пальцами по каналам, касаясь точек, иногда издают звуки, регулируя дыхание, иногда переходят к быстрому танцу… На первый взгляд в этих движениях тысячи поз и сотни состояний, но тщательное наблюдение показывает, что спонтанные движения тесно связаны с болезнетворными зонами и состояниями при развитии заболевания. Движения чаще возникают в тех зонах, где гнездится болезнь или канал непроходим. Так, у страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями в начале спонтанной работы часто вибрирует все тело сверху донизу, и они похлопывают и массируют область сердца. У страдающих болезнями в области поясницы относительно много движений по скручиванию и наклонам в пояснице. Страдающие болезнями печени совершают множество массирующих движений в области печени, а также приемов изгнания ци печени и движений "ведения и привлечения" (даоинь) по каналу печени… Истинная ци, как высокоразумный врач, может помочь автоматически найти зону, измененную болезнью, и нанести туда удары. Когда одного удара не достаточно, необходимо повторить воздействие снова, пока каналы не прочистятся. Так ци может и выявить болезнь, и вылечить ее.
Основные законы спонтанной работы следующие. Идут от отсутствия к наличию, от малого к большому, от случайного к закономерному. По мере того как каналы прочищаются и болезни проходят, спонтанная работа постепенно уменьшается — "на пределе динамики порождается статика", спонтанные движения полностью исчезают и переходят во "внутреннее движение".
"Внешнее движение" после исчезновения может вернуться снова, главным образом, из-за вмешательства "семи эмоций", [34] "шести загрязнений" (общее название болезнетворных вредоносных видов ци [35] , или из-за непроходимости каналов. Только если твердо продолжать тренировочную работу, спонтанные движения смогут постепенно исчезнуть.
Отсюда видно, что "спонтанная работа" составляет определенный этап в процессе освоения упражнения "стояние столбом". Так прочищаются каналы и излечиваются болезни. Это внешнее проявление саморегуляции тела. Надо только постоянно тренироваться в соответствии с правилами, и тогда, после затихания спонтанных внешних движений, произойдет переход к этапу накопления жизненной энергии ци и взращивания духовной энергии шэнь, т. е. к этапу "внешнего покоя — внутреннего движения". Тогда истинная ци сможет проходить по телу беспрепятственно. В древности говорили: "движение возбуждает и укрепляет тело, покой тормозит и приносит долгие годы жизни". Тренирующийся, после прекращения внешних движений, может идти дальше по пути углубленных занятий саморегуляцией, поставив во главу угла внутреннее совершенствование.
Занимаясь работой "стояние столбом", следует обратить внимание на следующие моменты:
1. Следует позволять спонтанным движениям проявляться естественно, ни в коем случае не надо добиваться их появления насильственно.
У многих в "стоянии столбом" возникает "спонтанная работа", в этом большое своеобразие данной гимнастики. Это также одна из причин ее значительного терапевтического эффекта. Однако, иногда во время "стояния столбом" явления "спонтанной работы" не возникают. Как только разрешаются проблемы тренировавшихся короткое время и вкладывавших недостаточно усилий или ощущавших недостаток истинной ци и выполнявших "стояние столбом" не по правилам, у них вскоре может возникнуть "спонтанная работа". Кроме того, у небольшого числа людей "спонтанная работа" так и не возникает совсем, но не в связи с названными выше причинами. Это довольно специфическая ситуация, когда с самого начала входят в этап "внутреннего движения". Однако необходимо понять тот принцип, что и внутреннее, и внешнее движения представляют собой процесс, при котором истинная ци, циркулируя, ударяет в болезненный очаг, а также процесс саморегуляции. Оба эти фактора могут играть лечебную и оздоровительную роль. Осознав это, можно позволить им проявляться естественно, не насилуя сознание.
У некоторых "спонтанная работа" хотя и возникает, но они недовольны собственными движениями и опрометчиво подключают сознание или подражают другим, совершая "ложные движения". Здесь уже нет настоящей спонтанности (самопроизвольности), а есть ведомость, что не только бесполезно для лечения болезней, но и может нанести вред. Нужно решительно выступать против подобного рода действий.
2. Нужно быть в состоянии свободно управлять спонтанным движениями.
После того как возникнут спонтанные движения, нужно позволить им проявляться естественно, однако необходимо сознательно управлять слишком интенсивными, а также нарушающими требования культуры или гигиены движениями. Если движения слишком неистовые и неспокойные, то мысленно ставят ограничение, и тогда мгновенно можно перейти к плавности. Если происходит падение на пол, то концентрируют сознание на точке "сто встреч" (VG20). Тут же происходит изменение состояния и позы, тогда можно очень быстро встать.
3. В процессе "стояния столбом", от начала и до конца нужно сохранять расслабленное спокойствие и естественность, не допуская психической напряженности.
Чтобы обеспечить циркуляцию и проходимость истинной ци, основными требованиями тренировочной работы должны быть расслабленный покой и естественность. При стоянии столбом истинная ци гармонично движется и пополняется, особенно нужно следить за глубиной успокоения и недопущением психической напряженности. Если психика слишком напряжена, то некоторые мышцы не могут расслабиться, и в таких зонах бывают явления затора ци. Когда некоторые занимающиеся не могут войти в работу, это тоже бывает вызвано избыточной напряженностью. Таким образом, "спонтанная работа" в "стоянии столбом" позволяет лечить болезни, а также является необычайно приятной; и чем лучше соблюдают спокойную естественность, тем значительнее эффект работы и ее терапевтическое воздействие. Безопасного, удовлетворительного результата можно добиться только поняв этот момент и занимаясь "стоянием столбом" строго в соответствии со специальными требованиями. Так, когда хочешь выпустить (ци) — выпускаешь, хочешь собрать (ци) — собираешь, и напряжение оказывается совершенно лишним.
4. Нужно правильно относиться к галлюцинациям. Галлюцинации в тренировочной работе наблюдаются часто. Когда доходят до определенного этапа тренировок, возникает реакция "превращения в ци". Это означает, что, по мере того, как каналы и точки становятся проходимыми, у человека появляется возможность принимать или обнаруживать информацию. [36]
Всякую информацию или галлюцинации, которые приятны и дают ощущение безмятежности, следует относить к "хорошим". Например, некоторые люди ощущают, что они вырастают, становятся большими, некоторые видят свет, красивые вещи, слышат прекрасную музыку или голоса, ощущают ароматы, исходящие, например, от сердца, селезенки человека. Это говорит о том, что тренировочная работа достигла того этапа, когда натренированная воспроизводящая энергия (цзин) превращается в жизненную энергию (ци). Истинная ци начинает гармонично двигаться, пополнять и подпитывать 5 плотных и 6 полых органов таким образом, что их янская ци поднимается вверх. Возникают светлые, поднимающиеся, направленные наружу, возбуждающие, развивающие и тому подобные реакции преобразования ян в ци. Все это благоприятно для физического и психического здоровья, все это радостные явления.
Если приходит информация и возникают галлюцинации, характер которых противоположен описанным выше, которые очевидно неполезны для физического и психического здоровья, их бояться не нужно, следует лишь покачать головой или произнести "ши" [произносить нужно ровным высоким голосом. Этот звук соответствует по смыслу русскому междометию "фу!" или "кыш!"] для регулирования механизма ци. Это позволяет избавиться от подобной информации и галлюцинаций. Следует иметь моральную подготовку, и совершенно нет необходимости в развитии мистических идей, которые только мешают нормальной тренировочной работе.
5. Продолжительность и регулярность выполнений упражнения "стояний столбом" должны быть естественными и закономерными. Нужно иметь и отдых, чтобы занятия были приятны. Перед "стоянием столбом" можно провести мысленную настройку (например, сказать про себя: "Я простою 20 мин.").

Чжао Цзиньсян. Китайский цигун — стиль


Глава 5. Собирающая работа

1. "Подключение сознания". Если нужно — завершить тренировку ("собрать работу"), когда наступило запланированное время или "спонтанная работа" заканчивается, или почувствовалась усталость и неудобство, тогда сначала подключают мысль о завершении работы (говорят про себя: "Хорошо, ци возвращается в "поле пилюли") и ожидают, пока "спонтанная работа" прекратится полностью. Затем приостанавливаются на некоторое время, чтобы сердце (душа) и дух вернулись к покою.
2. "Двойной возврат ци". Кисти поворачивают центрами ладоней вперед, принимают ци в виде шара. Плавно поднимают перед собой кисти снизу вперед, плечи становятся осью. Вводят ци в "небесный глаз". Разводят руки, расправляют грудь, центры ладоней опускают вниз, направив кончики пальцев друг к другу, "снаружи ведут — внутри проходит, ци вводят в поле пилюли" (рис. 222–223, 224–227).

Чжао Цзиньсян. Китайский цигун — стиль


3. "Собирающая работа". После того как кисти дойдут до уровня пупка, пальцы расслабляют и немного сгибают, ладони разводят в стороны с толчком наружу примерно до угла 45 градусов. Одновременно с толчком наружу, выпячивают копчик, сохраняя корпус вертикальным, кончик носа располагается точно напротив центра пупка.
Переворачивают ладони и подбирают их внутрь, кончики пальцев косо направлены друг к другу. Собирают ци перед "полем пилюли", обнимая шар. Расслабляют плечи, поджимают мышцы ануса. Кисти начинают собирать внизу живота, и, когда до живота останется примерно 2 см, то ведут их мимо ягодиц вдоль тела к бокам и естественно опускают вниз (рис. 228–229, 230 — вид спереди, 231 — вид сбоку, 232–233). (Движения "двойной возврат ци" и "собирающая работа" могут выполняться 1–3 раза, пока привлеченная ци не вернется к первоначалу; при этом мысленно все время следуют за динамической работой.)

Чжао Цзиньсян. Китайский цигун — стиль


4. "Успокоение духа и единение десяти". Потирают руки (центры ладоней — друг к другу, пальцы вверх, легко потирают вверх — вниз), умывают лицо (поочередно легко потирают руками левую и правую часть лица снизу вверх, затем сверху вниз, повторяют трижды), стригут голову (кончиками пальцев обеих рук одновременно ведут от висков вверх и назад до точки фэнфу ("дворец ветра" VG16), потирают шею (потирают сторонами ладоней у мизинцев вдоль уха назад и вниз до места под щеками), "единение десяти" (соединяют 10 пальцев под подбородком, затем тянут вниз до точки таньчжун VC17), ненадолго приостанавливаются, возвращают кисти, опуская по бокам тела, затем медленно открывают глаза и медленным шагом покидают место тренировки.

 

Чжао Цзиньсян. Китайский цигун — стиль

Авторизация

Реклама