Вон Кит. Искусство Цигун . Части 4 - 6

Категория: Цигун Опубликовано 22 Январь 2017
Просмотров: 3151


ЧАСТЬ ПЯТАЯ. РАЗВИТИЕ НЕЗАУРЯДНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ


ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ. УЛУЧШЕНИЕ СПОСОБНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ С ПОМОЩЬЮ ЦИГУН


Не так давно медитацию считали чем-то вроде религиозной рефлексии… Но на Востоке медитация уже давно практикуется как способ достижения сознания на разных уровнях восприятия. Приход этого учения на Запад сформировал новый подход к тому, что мы называем внутренним, высшим, духовным.
Майкл Дж. Исткотт, 1969

ПОЧЕМУ ЦИГУН УЛУЧШАЕТ СПОСОБНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ
Спешу обрадовать тех, у кого есть дети. Недавние исследования, проведенные в школах, колледжах и университетах Китая, показали, что занятия цигун помогают ученикам улучшить как спортивные, так и академические способности. О том, как цигун улучшает спортивные показатели, было сказано в восьмой главе. Там же рассказано о том, как цигун развивает внутреннюю силу, а это полезно и спортсменам, и школьникам. Данный раздел книги посвящен тренировке ума.
Специальные упражнения повышают умственные способности не только детей, но и взрослых. Например, исследования в медицинском университете в Бай Дю Энь, проведенные на тридцати семи пенсионерах в возрасте от пятидесяти пяти до семидесяти семи лет, показали, что занятия цигун в течение двадцати дней существенно улучшили их способность к концентрации. Согласно исследованиям Китайского научно-исследовательского центра биофизики, занятия цигун устраняют причину или замедляют процесс необратимых изменений, происходящих в мозге пожилых людей.
Цигун улучшает способности к обучению в силу следующих причин.
Во-первых, укрепляется физическое, эмоциональное и психическое здоровье, позволяя ученику достичь высших результатов.
Во-вторых, повышается энергетический потенциал учащегося, потребность в котором при умственной деятельности намного выше, чем во время физической работы. Как правило, ученики получают энергию из пищи. Но высококалорийные продукты питания весьма дороги. Даже дети из обеспеченных семей не могут есть постоянно. Излишек, пусть даже очень хорошей еды, “засоряет” организм.
Даже тогда, когда количество потребляемых калорий строго регламентировано, потребуется время, чтобы переварить и усвоить съеденное. Именно поэтому перед экзаменом следует ограничиться легкой закуской и не обременять организм дополнительной нагрузкой. В то же время космическая энергия, являясь энергией в чистом виде, доступна в любой момент. Ученик, получивший энергию из космоса, на экзамене будет готов к любым испытаниям.
Процесс пищеварения связан с проявлением кислотных реакций, в результате которых выделяются продукты распада. В свою очередь отходы засоряют клетки мозга, нарушая поток нервных импульсов. Эта проблема решается с помощью восстановительных упражнений, основанных на технике глубокого дыхания.
Когда мозг. человека заряжается чистой космической энергией, продукты распада, влияющие на умственную деятельность, минимальны или вовсе отсутствуют, так как отпадает необходимость пищеварительного процесса. Цигун удаляет продукты распада эффективнее, чем восстановительные упражнения, потому что дыхательные техники этого искусства как нельзя лучше подходят для данной цели. Более того, упражнения цигун насыщают клетки мозга. жизненной энергией, существенно повышая их активность.

СПОСОБНОСТЬ К КОНЦЕНТРАЦИИ И ВИЗУАЛИЗАЦИИ
Ученики, занимающиеся цигун, отличаются собранностью и способностью мыслить целенаправленно. Многие люди не могут сосредоточиться. Согласно китайской поговорке, их мысли перескакивают с одного на другое, подобно “обезьянам и необъезженным лошадям”. Занятия цигун “приручают” этих “обезьян и лошадей” и развивают способность к концентрации.
Изучающий цигун может использовать свой ум более эффективно, чем нетренированный человек. Его способность к построению мысленной картины происходящего, развитая практикой цигун, не только позволяет увидеть проблему в истинном свете, но и найти выход из создавшейся ситуации.
Цигун дает ученикам редкую возможность проникать на различные уровни сознания и исследовать разные уровни реальности. В состоянии глубокой медитации они могут получить доступ к Вселенскому Разуму (см. семнадцатую и восемнадцатую главы) и испытать чувство созидательного вдохновения.
Поэтому не удивительно, что, располагая такими возможностями, цигун значительно повышает способность к адекватному восприятию и обработке информации. Профессор Цянь Сюэ Сэнь, отец китайской ракеты, с 1986 г. активно пропагандировал цигун?как средство усиления интеллекта. Несмотря на то что ученый “изобрел колесо”, именно в это время в Китае появился термин “интеллектуальное искусство цигун”.

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА
Школы цигун придают первостепенное значение развитию умственных способностей, особенно на продвинутых (высоких) уровнях обучения. Тем не менее любая тренировка предполагает интеллектуальную составляющую, хотя многие новички об этом и не подозревают. Медицинская школа также провозглашает единство ума и тела. “Нэй Цзин”, почитаемая многими за высший авторитет в китайской медицине, советует: “Прогоните все посторонние мысли, вдохните космическую энергию и освободите ум от пут”.
Цигун развивает способность к абстрагированию от окружающей обстановки и сосредоточению на конкретной задаче — качества, бесценные для любого бойца. Все достижения в шаолиньском кунг-фу или кунг-фу стиля тай-цзи цюань так или иначе связаны с медитацией, которая представляет собой процесс тренировки ума.
Согласно конфуцианской концепции цигун, тишина порождает интеллект. Следующий совет великого ученого периода правления династии Сун, Чжу Си, стал одним из принципов конфуцианства:
“Проводите половину дня в медитации, а другую половину посвящайте учебе”.
В даосском и буддийском цигун медитация — высочайший уровень, золотой путь к духовному совершенству (см. двадцать первую главу). Следует подчеркнуть, что термины “конфуцианский”, “даосский”, “буддийский” носят скорее философский и исторический, чем религиозный, характер и поэтому медитацию могут практиковать представители любого вероисповедания. На низшем уровне, когда дух подчинен уму, адепты даосизма придерживаются утверждения, согласно которому “поток сущности питает ум”, то есть фундаментальному принципу использования космической энергии для раскрытия умственных способностей, что и происходит при выполнении техник “малая вселенная” цигун. Буддисты учат, что “покой порождает мудрость” — так в сжатой форме выражена мысль о достижении “сверхъестественных” умственных и паранормальных психических способностей посредством медитации.
Из всего разнообразия школ цигун конфуцианская дает наиболее быстрый результат в улучшении умственных способностей. Но не следует думать, что конфуцианский цигун — наука для первоклашек. Многие идеи конфуцианства предвосхищают современную науку. Тем не менее их воплощение приносит практические результаты, о чем можно судить по числу конфуцианских ученых, получивших высший балл на имперских экзаменах при приеме на гражданскую службу.

ЦИГУН КОНФУЦИАНСКОЙ ШКОЛЫ И РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА
Многие люди ошибочно представляют себе Конфуция дряхлым ученым червем, погруженным в науку и едва способным передвигаться без посторонней помощи. На самом деле он был очень сведущ в “шести искусствах” — искусстве церемоний, музыке, стрельбе из лука, верховой езде, литературе и математике. Сверх того, он был искушен в искусстве цигун. Именно ему принадлежит высказывание о том, что ци влияет не только на физическое здоровье, но и на эмоции. Если мы полны ци, она переходит в шэнь (ум), усиливая наши интеллектуальные способности.
Мэн-цзы, чья слава уступает лишь гению самого Конфуция, высказал мысль о том, что физическое тело в действительности является энергетической субстанцией. Примечательно, что такое заявление прозвучало две тысячи лет назад. Наиболее часто цитируемое высказывание Мэн-цзы выглядит так:
“Энергия безграничного космоса щедро питает меня”. Древний мыслитель утверждал, что мы наполняем себя космической энергией с целью стать праведным;
космическая энергетика недоступна низкому, своекорыстному человеку. Говоря так, он излагал философские идеалы конфуцианской цигун, основанные на нравственных ценностях; духовная ориентация даосских и буддийских школ имеет несколько другую направленность.
Великий мастер конфуцианского цигун Сюнь Цзы сказал, что искусство управления энергией и развития умственных способностей постигается высоконравственными людьми в процессе упорных занятий под руководством компетентного наставника. Многие великие поэты династии Тан, такие, как По Чу И (Бай Цзюй И), Ту Фу (Ду Фу), Лю Цзун Юань и Ван Вэй, занимались цигун, и это часто находило отражение в их творчестве. В поэме Лю Цзун Юань есть такие строки:
Я слышал о тайном искусстве от мудреца, Искусстве концентрации энергии в ночи. Дыхания плавны, глубоки и медленны, Вниз к корням течет энергия потоком могучим.
Это короткое стихотворение раскрывает излюбленное время и популярную технику цигун ученых эпохи Тан. Излюбленным временем был период с 23 часов вечера до часа ночи. Мастера цигун называют его временем расцвета энергии. Популярная техника — плавное, глубокое, медленное дыхание, проникающее до пяток и называемое “пяточным дыханием”.


Су Тун По (Су Дун Бо) и Чу Си — два великих китайских мыслителя, достигшие успеха в основном благодаря цигун и активно его пропагандировавшие. Су Тун По верил, что основу искусства долголетия составляет “утробное дыхание”, то есть внутренний процесс, в котором не участвуют органы дыхания. Чу Си утверждал, что в состоянии медитации мы сначала изгоняем все мысли, а затем взираем на них с возросшего уровня сознания. Подробнее техника будет рассмотрена в следующей главе.

ОТКРЫТИЯ КОНФУЦИАНСКИХ УЧЕНЫХ
Нельзя не восхищаться открытиями двух великих конфуцианских ученых периода правления династии Сун Чжан Дай и Шао Юн, о которых шла речь в третьей главе. Чжан Дай понял, что энергия заполняет весь бесконечный космос и является связующей субстанцией между всеми проявлениями сущего. Ему принадлежит высказывание: “Мудрец познает интуитивно, не доверяясь органам чувств. Мое эго и все проявления вселенной тождественны”. Проводимая автором дифференциация направлений восточной философской мысли весьма условна и носит исключительно терминологический характер (* В конечном счете все сводится к отождествлению собственного “я” и божественной вселенной).
Открытие единого энергетического поля современными учеными подтверждает истинность этого высказывания. Ученый определяет принцип философии конфуцианского цигун следующим образом:
Если на душе покой, то энергетическое тело тоже спокойно. Если в душе праведность, то праведно и все энергетическое тело.
Он, не прекращая говорить, передавал ци сидящим в аудитории, и вызвал непроизвольный поток ци у многих людей. У большинства из них болезни исчезли немедленно! В сериях экспериментов в 1986 и 1987 гг. он передавал ци на большие расстояния (от 7 до 2000 км), изменяя молекулярную структуру различных жидкостей. Эти эксперименты производились не в частных домах, где аудитория обычно состоит из любопытствующих любителей, но в престижном университете Цин Хуа в Бейцзине под наблюдением самых уважаемых китайских, ученых.
В то время как Чжан Дай исследовал бесконечность космоса, Шао Юн описывал бесконечно малый мир элементарных частиц. Оба ученых уделяли особое внимание душе человека или сознанию. В поэме под названием “Обозревая перемены” Шао Юн пишет:
Иных миров строеньеВоплощено в частице вещества,А триединство объяснит природу всех явлений.
УЛУЧШЕНИЕ СПОСОБНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ С ПОМОЩЬЮ ЦИГУН
Дерзающий умом узрит небесное творенье,Где форма и процесс людскому взору не подвластны.В коловращении небесных переменПребудет вечно человек,Бессильный осознать величье пустоты.Только сейчас, когда современная физика открыла тайны микромира, мы можем в полной мере оценить глубину мыслей Шао Юна. Можно предположить, что под “триединством” подразумеваются элементарные частицы: нейтрон, протон и электрон. “Небесное творенье” означает микромир, “форма и процесс” — волновую природу элементарных частиц, а “пустота” — внешнюю неоформленность энергетического поля, которую мы воспринимаем невооруженным глазом как субъектно-объектное проявление.
Возникает закономерный вопрос: как могли древние ученые знать о бесконечности космоса и микромире элементарных частиц? Ответ: с помощью медитации цигун.
В другой поэме под названием “Где живут боги?” Шао Юн описал свои мистические ощущения в состоянии глубокой медитации:
Где живут боги?В моей комнате, сейчас и здесь.Вокруг меня раскрывается бесконечность.Моя душа свежа и чиста.В неподвижности я ощущаю пустоту,Где обитают солнце и луна.Достигнув такого уровня восприятия, реальности,Осознаешь бренность человеческих дерзаний.Гао Пань Лун, конфуцианский ученый периода правления династии Мин, дает нам некоторое представление о конфуцианской медитации в своей “Песне о безмолвной медитации сидя”:
Наше искусство — это не дао или дзэн.Оно было завещано великими мудрецами.Подавление эмоций порождает праведное сердце.Энергия космоса заполняет душу,И лишь потом приходят мысли.Учение естественно и объяснимо природой вещей.Однажды вы познаете высшую истинуИ поймете, что предназначение человека —Просветление.Бесконечность становится ясной и различимой.И нет иных путей ее осмысления.Движение в космосе также непреходяще и вечно,Как восход и заход солнца на небе.Нет смысла искать волшебный эликсирИли внимать рассуждениям мудрецов о Пустоте.Отбросьте мысли, чувства, и тогдаВновь воссияет истины звезда.Хотя он и заявляет, что конфуцианская медитация отличается от даосской или буддийской, подобная техника используется в медитации чань (дзэн), когда подавляются все мысли и чувства, и реальность постигается в моменты озарений.

ИСКУССТВО ВЫЯВЛЕНИЯ СКРЫТЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА
Если вы предпочитаете заняться усилением интеллекта прямо сейчас (и оставить занятия по достижению озарения на потом), то следующее упражнение для вас бесценно. Его разработал Янь Синь, который, несмотря на возраст (ему около сорока лет), является одним из величайших современных мастеров цигун. Большинство читателей с трудом поверят в то, что он совершил. На публичных семинарах по цигун, собиравших тысячи людей.
Сядьте удобно, поставьте ноги на пол, выпрямите спину.
Держите левую ладонь на расстоянии 5 см от жизненной точки чжун-цзи, которая находится между пупком и половыми органами.
Держите правую ладонь перед левым соском на расстоянии 5 см. Расслабьте плечи и локтевые сгибы.
Дышите естественно. Про себя отсчитайте 120 вдохов. Одновременно представляйте себе, будто поток теплого яркого света течет от вашей жизненной точки гуй-инь (у анального отверстия) к жизненной точке бай-гуй (на голове).
Отсчитайте про себя еще 120 выдохов. Представьте, как ци вытекает из жизненной точки юй-чжэнь (она находится на затылке на уровне ушей). Дыхание должно быть медленным, плавным и долгим. Также представьте, будто из вашей ладони на сердце льется свет.
Отсчитав по 120 вдохов и выдохов, накроите левой ладонью жизненную точку бай-гуй и медленно вращайте руку против часовой стрелки сорок девять раз. Представьте, как ци истекает из бай-гуй.
Плавно опустите левую руку вниз вдоль тела от головы к животу, представляя как ци перетекает от бай-гуй к ци-хай (около 5 или 8 см ниже пупка).
Положите левую руку на живот на 5 см выше точки ци-хай; поверх левой положите правую ладонь. Представьте, что ци концентрируется в энергетическом поле точки ци-хай.
Завершите упражнение массажем лица и немного пройдитесь.

Вон Кит. Искусство Цигун .  Части 4 - 6

Рис. 16.1. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

 

Вон Кит. Искусство Цигун .  Части 4 - 6

Рис. 16.2. УСИЛЕНИЕ СРЕДИННОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОЛЯ

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок достиг успехов в учебе, то и в этом цигун может помочь. Если вы сами учитесь, то занятия цигун не только ускорят процесс обучения, но и помогут встать на путь к вершинам академических достижений. В следующей главе содержится дополнительная информация для достижения этой цели.

 

 

Авторизация

Реклама