Страница 1 из 5
Цели и задачи деятельности спортивных школ
Спортивные школы как учреждения дополнительного образования создаются в соответствии с законами Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, профсоюзными и другими организациями, а также гражданами. Права на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у спортивной школы с момента выдачи ей в установленном порядке лицензии (разрешения).
Спортивная школа может быть реорганизована в СДЮШОР по решению учредителя и по согласованию с органами государственного управления физической культурой. Статус СДЮШОР присваивается при условии непосредственной подготовки в спортивной школе учащихся-спортсменов, имеющих звание «Мастер спорта России» и входящих в состав сборной команды России (юношеской, юниорской, основной).
Спортивные школы призваны:
формировать потребности в здоровом образе жизни;
осуществлять гармоничное развитие личности, воспитание ответственности и профессионального самоопределения, в соответствии с
индивидуальными способностями занимающихся;
способствовать физическому совершенствованию и подготовке высококвалифицированных спортсменов, способных достойно защищать честь России на международной спортивной арене.
Задачи деятельности спортивных школ различаются в соответствии с этапами подготовки. Перевод учащихся в группу следующего года обучения производится решением тренерского совета на основании продолжительности занятий, выполнения нормативных показателей по общей, специальной физической и спортивно-технической подготовке. При невыполнении нормативов учащиеся могут пройти обучение повторно, но не более одного раза на данном году обучения.
Подготовка юных спортсменов включает в себя несколько уровней. Занятия в спортивно-оздоровительных группах способствуют увеличению объема двигательных возможностей и восполнению дефицита двигательной активности. Предварительная подготовка осуществляется в группах начальной подготовки; начальная специализация - в учебно-тренировочных группах (1-2 года обучения); углубленные тренировки в избранном виде спорта - в учебно-тренировочных группах (3-4 года обучения); совершенствование спортивного мастерства - в группах спортивного совершенствования; реализация индивидуальных возможностей - в группах высшего спортивного мастерства.
Спортивно-оздоровительная подготовка (СОП). К спортивно-оздоровительной подготовке допускаются все лица, желающие заниматься самбо и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). Продолжительность этапа не ограничена, охватывает весь период занятий в спортивной школе. В группах СОП осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение основами техники самбо.
Основные задачи подготовки:
- укрепление здоровья и закаливание;
- коррекция недостатков физического развития;
- овладение необходимыми навыками безопасного падения на различных покрытиях (в том числе не только в условиях спортивного зала);
- обучение основам техники самбо, подготовка к действиям в различных ситуациях самозащиты;
- развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости и ловкости);
- формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям самбо и к здоровому образу жизни;
- воспитание моральных и волевых качеств.
Этап начальной подготовки (НП). На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся образовательных учреждений, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача. Если число желающих заниматься превышает план комплектования, тренерский совет спортивной школы может принять решение о спортивной ориентации детей на занятия самбо в группах начальной подготовки или спортивно-оздоровительных на основе комплексной оценки соответствия двигательных способностей, мотивации. Продолжительность этапа 2-3 года. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники самбо, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.
Основные задачи подготовки:
- улучшение состояния здоровья и закаливание;
- коррекция недостатков физического развития;
- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям самбо, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни;
овладение необходимыми навыками безопасного падения на различных покрытиях (в том числе не только в условиях спортивного зала);
- обучение основам техники самбо, подготовка к разнообразным действиям в ситуациях самозащиты;
- развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости и ловкости);
- воспитание моральных и волевых качеств, становление спортивного характера;
- поиск талантливых в спортивном отношении детей.
Учебно-тренировочный этап (УТ). Группы формируются на конкурсной основе из здоровых или практически здоровых учащихся, проявивших способности к самбо, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Продолжительность этапа - 4-5 лет. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.
Основные задачи подготовки:
- укрепление здоровья, закаливание;
- устранение недостатков в уровне физической подготовленности;
- освоение и совершенствование техники самбо: приемов, защит, комбинаций;
- планомерное повышение уровня общей и специальной физической подготовленности;
- формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной подготовке,
- начало психологической и тактической подготовки;
- к концу этапа - определение предрасположенности к занятиям борьбой самбо или боевым самбо;
- воспитание физических, моральных и волевых качеств;
- профилактика асоциальных проявлений.
Этап спортивного совершенствования (СС). Группы этого этапа формируются из спортсменов, успешно прошедших этап подготовки в учебно-тренировочных группах и выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Продолжительность этана 3 года. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. На данном этапе подготовка спортсменов идет на основе индивидуальных планов. Основные задачи подготовки:
- повышение общего функционального уровня;
- постепенная подготовка организма к максимальным нагрузкам, характерным для данного этапа;
- дальнейшее совершенствование технической и тактической подготовленности;
- формирование мотивации к достижению спортивных результатов и целевой установки на спортивное совершенствование.
Учащиеся, не прошедшие конкурсный отбор на этапах многолетней подготовки, могут продолжать занятия в спортивно-оздоровительных группах.
Выпускниками спортивных школ являются учащиеся, прошедшие все этапы подготовки и сдавшие выпускные нормативы. Выпускникам ДЮСШ выдается карта спортсмена и зачетная книжка с указанием уровня развития физических качеств, спортивных результатов и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию. Выпускникам СДЮШОР выдается, кроме того, свидетельство об окончании с указанием уровня спортивной подготовленности.
Основные функции спортивных школ на этапах подготовки представлены в табл. 1.
Массовый спорт - система организации активного отдыха, досуга, укрепления здоровья, собственно соревновательной деятельности и специальная подготовка к ней. Спорт высших достижений - сфера спорта, обуславливающая раскрытие потенциальных возможностей, достижение наивысших результатов, установление рекордов.
Энциклопедия САМБО. Всероссийская Федерация САМБО, ООО "ВИПв"