Боевые искусства
Выдержки из книги-справочника А.Е.Тараса "200 ШКОЛ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ВОСТОКА И ЗАПАДА
Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада"
Этот термин в переводе на русский язык обозначает "национальное искусство".
1.
Куксуль принадлежит к числу школ, появившихся в Корее в 70-е годы, когда после создания Академии Тхэквондо "Куккивон" курс правительства Южной Кореи на развитие этого оспортивленного варианта единоборства и подавление других корейских традиционных единоборств определился как нельзя более четко. Стремясь противостоять этому курсу, многие мастера начали тогда работу по сохранению тех традиций, которые не нашли официальной поддержки государства. В числе этих мастеров был человек по имени Со Инхёк, который тридцать лет странствовал по монастырям и селениям своей страны, собирая по крупицам то, что сохранилось от старинных боевых систем. В результате своих поисков он написал книгу "История корейских боевых искусств", весьма непохожую на официальную версию.
По мнению Со Инхёка, боевые искусства в Корее развивались по трем основным направлениям: "садо мусуль" - семейные и клановые школы; "пульдо мусуль" - боевые искусства, практиковавшиеся в буддийских монастырях; "кунджун мусуль" - так называемые "дворцовые" искусства, использовавшиеся для подготовки армии. На базе сохранившихся элементов всех трех направлений Со Инхёк начал создавать свое собственное, стараясь включить в него самое лучшее из них. При этом он стремился создать такую систему, которая бы отражала наиболее характерные особенности корейской традиции рукопашного боя и психофизической подготовки. Подобные устремления встретили определенное противодействие со стороны властей. Поэтому в 1975 году Со Инхёк покинул Корею и перебрался в США. В настоящее время он живет в Сан-Франциско, где находится центр созданной им Всемирной Ассоциации Куксуль (ВКСА). В Южной Корее кук-суль получил наибольшее распространение в юго-восточных районах страны, особенно в городе Пусане.
Есть сходство между куксуль и хапкидо. Не меньшее, чем между тхэквондо и каратэ. И куксуль, и хапкидо сочетают "высокую ногу" с действиями руками, направленными на захваты, заломы, болевые удержания и броски. Но в куксуль меньше круговых движений, взятых из дзюдзю-цу, развита техника борьбы на коленях, в партере и лежа против лежащего, сидящего или стоящего противника (чего в хапкидо нет вообще). Удары руками наносятся более изощренно при различных позициях пальцев, довольно много акробатических элементов типа "работы от стен". Кроме того, куксуль имеет целый арсенал традиционного оружия.
Как и в хапкидо, в куксуль носят черную униформу, в которой нижняя часть куртки по крою напоминает старинную "латную юбку". В кук-суль существует 10 данов и 4 подготовительных ступени. Начальная - "чхогып", продолжающая - "чунгып", продвинутая - "когып" и высшая - "тэгып". Обучение идет по принципу "руки - ноги - броски".
Хотя употребляемые в куксуль стойки достаточно мягкие и напоминают айкидо, ударная работа руками поставлена жестко. Удары наносят кулаком, тыльной стороной ладони, "рукой-плетью" (кор. "пхёнсу"), растопыренными и чуть согнутыми пальцами, напоминающими китайские "когти тигра", "рукой-ножом" (кор. "судо"). Захваты преобладают, в основном, за кисть или ущемлением точки хэ-ry с последующим рывком. Многие захваты за лицо или шею следуют вслед за ударом "когтями". Высвобождение от захватов связано с развитой техникой падений (в том числе на противника) и кувырков, а также с нажатием на нервные центры предплечий противника. Адепты куксуль, любят демонстрировать акробатические прыжки, вроде приземления на живот после перелета через несколько человек (обычно их пять, но некоторые могут перелетать и через девять).
Ногами бьют, в основном, выше пояса. Это могут быть прямые отбрасывающие удары и "надевающие" противника на ногу. Распространены боковые удары и удары в прыжке (часто по двум мишеням сразу, когда боец как бы садится в воздухе на шпагат). При ударе одной ногой в прыжке вторая не идет параллельно ей, как в хапкидо, а подгибается.
"Фирменной карточкой" куксуль является изучаемая на продвинутых этапах "хвальджан-чаги", техника работы от стен. Со Инхёк выводит происхождение этой техники со времен государства Силла, чьи легендарные хвараны (юноши-цветы) учились использовать в бою все виды препятствий (включая скачущих лошадей) для того, чтобы отталкиваться от них. Сейчас подобные трюки с неизменным успехом демонстрирует его сын Алекс (Со Сонъу). Существуют три этапа освоения техники "хвальджан-чаги". На первом в качестве "поддерживающего препятствия" используют стену. Она не прогибается, не "уходит" под ударом ногами, а помогает сохранить равновесие для сложного разворота в воздухе, предшествующего атаке противника. Второй этап - атака "oт противника", которую часто показывают в кино. Проведя удар по одному из врагов, боец отталкивается от него ногами и атакует другого. На третьем, самом сложном этапе, первый удар идет "в пустоту", здесь используется только инерция тела и упругость воздуха. Угол между двумя ударами может достигать 180°, но чаще всего используется и считается менее сложным удар под углом в 45° по отношению к направлению первого удара-прыжка-толчка. При помощи такой техники, овладение которой требует немало времени и большого числа дополнительных упражнений, можно выбить вражеское оружие, расколоть деревянную доску и т.д. Удар хорош тем, что является неожиданным и мощным.
Синкретичность куксуль как стиля, вобравшего в себя традиции нескольких разноплановых корейских видов боевых искусств, и его ориентация на реальный бой сформировали специфическое отношение к спаррингу. Напоминая, что боевые искусства - это боевые искусства, адепты куксуль делают ставку на разностороннюю подготовку, считая, что истинный боец должен использовать целую гамму приемов, а не одни только удары (как в тхэквондо) или захваты и броски (как в дзюдзюцу). Поэтому существуют как бы три основных разновидности спарринга: бой на захватах и бросках, бой в протекторах и свободный бой.
Бой на захватах построен, в основном, действительно на захватах и бросках, но они с самого начала включают в себя не только болевые заломы или удары по нервным центрам, но также использование локтей и кулаков. Бой направлен на то, чтобы научиться чувствовать противника, читать его намерения и обращать против него его же собственные движения и силу. Этим бой на захватах очень близок по своей сути к "толкающим рукам" в тайцзицюань. Во время такого боя тело человека расслаблено, но не пассивно, а подобно гибкой плети, в любой момент способной нанести удар. Бой на захватах дает хороший опыт противостояния более крупному и сильному противнику.
Бой в протекторах напоминает спортивный соревновательный поединок. Он ведется в полный контакт, но на руки, ноги, грудь и голову надеты протекторы, а правилам ведения поединка уделено большое внимание. Во время такого боя части тела, по которым можно бить, строго лимитированы, к тому же боксерская перчатка затрудняет любые иные способы использования руки, кроме сжатого кулака. Что дает бой в протекторах, так это работу на полную скорость и в полную силу (надо ли говорить, что расход энергии, построение удара, расчет и распределение силы значительно отличаются от удара в легкий контакт) и умение принимать удары. Не умеющий держать удар в реальном бою будет выведен из строя первым же серьезным попаданием. Еще одна важная особенность боя в протекторах - это отработка в нем действительно реальной техники. Можно знать много приемов и красиво двигаться, но не уметь использовать это в реальном бою.
Свободный бой действительно является свободным. Нет никаких правил, хотя понятно, что ломать кости и наносить иные увечья не рекомендуется. Можно использовать все: броски, захваты, заломы, удары ногами и руками, атаки нервных центров, подсечки и даже удушения. Бой заканчивается в том случае, когда противник сдается, хлопнув ладонью по мату во время залома или удушения, или при получении такого удара, который бы в реальной ситуации его убил. Конечно, большое внимание уделяется контролированию силы удара: если в грудь можно бить почти в полную силу, то удар в колено или в нервный центр лишь намечают легким касанием. Свободный бой нацелен на отработку реальной самообороны с минимумом ограничений, и с использованием в качестве мишени всего тела. Именно в этом виде спарринга отрабатывается умение использовать все многообразие приемов куксуль, не фиксируясь на какой-то одной особенно полюбившейся технике. Только в этом случае, считают инструкторы, человек реально готов к схватке на улице.
2.
Начиная с первого дана, адепты куксуль приступают к освоению традиционного оружия. Поначалу это просто короткая палочка, часто используемая в парном варианте. Держат ее обычно за середину, используя для ударов или дополнительного контролирования выступающие концы. Рука с зажатой в ней палочкой красуется на эмблеме ВКСА.
"Чунбон" - короткий шест длиной в 120-140 см. Многие удары им напоминают удары самурайским мечом, а техника ведения боя включает в себя кувырки, перехваты через спину, атаки с колена. Есть в куксуль и работа тростью "чипхэ-нъи", которая считается "табельным" оружием хапкидо. Работа ею в куксуль проще, она включает простые захваты крюкообразной рукоятью или просовывание древка между рук противника.
Длинный шест применяется в куксуль не только для исполнения формальных упражнений, но и для свободного или полусвободного спарринга. Такой спарринг - прекрасное упражнение для развития контроля над своим дыханием и скоростью, учит умению четко фиксировать удары. Обучение технике боя шестом начинается с разнообразных вращений и прокруток при неизменном положении тела. На следующем этапе, наоборот, шест неподвижен, изучается работа ногами, правильная техника передвижений. Затем идут формы, за ними - условный бой, когда партнеры обмениваются ударами, отрабатывая заданные связки, и в заключение - реальный бой.
Движения осуществляются по кругу. Оба противника, движутся друг против друга, стараясь зеркально повторять движения. В случае, когда одному из них это не удалось, следует атака через центр. Приемов существует много. Наиболее часто употребляемые - боковые удары в голову, подсекающие удары по лодыжкам и икрам, атаки в колени и в горло, прямые тычки, в том числе в нервные центры. Блоки встречаются как стандартные жесткие, так и отбиванием с линии атаки вниз или в сторону. Большое внимание уделяется умению крепко держать шест и не выпускать его из рук. Ведь уронивший свое оружие на поле битвы платил за это жизнью.
Со второго дана начинается работа с мечом. Он имеет одностороннюю заточку и почти прямую форму. Рукоять мощная, отделенная небольшой гардой. Форма меча напоминает японскую ката-ну. Обучение работе с мечом делится на четыре этапа: работа прямым хватом ("чонгом"), обратным хватом ("ёкком"), парными короткими мечами, парными длинными мечами.
При работе длинным мечом его вращают одной рукой, подхватывая второй для концентрации во время нанесения удара. Она может и подстраховать лезвие. Такой жесткий блок "широким хватом" обычно сопровождается контратакой ногой. Меч часто заводят за спину или держат над головой подобно китайскому мечу цзянь. Много работы мечом в положении стоя на одном колене.
Интересной и хорошо разработанной техникой, встречающейся кроме куксуль разве что еще в паре корейских школ и в ниндзюцу, является работа мечом на обратном хвате. Ее происхождение связывают с хваранами. Обратный хват очень эффективен в ближнем бою или в тесном помещении, где для широких ударов прямым хватом попросту нет возможности. Он не менее эффективен и при обороне против нескольких противников - за счет разворота тела меч может порезать сразу нескольких. Обратным хватом меча удобно работать вслепую. Техника работы обратным хватом включает в себя мощные удары снизу вверх, отводящие блоки, заканчивающиеся разрезающим движением на реверсивном повороте кисти, постоянные перехваты из обратного хвата на прямой, прямые тычки назад, развороты тела, часто с уходом вниз.
Короткий меч, употребляемый в паре, своим эфесом и строением гарды похож на китайский нож-бабочку, но его лезвие имеет прямую или слегка изогнутую форму того же сечения, что и длинный меч. Работают им, в основном, на параллельных движениях или крестообразных блоках. В технике много акробатики. Например, "колесо", выполняемое с опорой на руки с оружием. Работают парным коротким мечом, в основном, против длинного. Парный длинный меч держат прямым хватом. Техника работы им похожа на работу одним мечом.
Среди других видов оружия, применяемого в куксуль, надо выделить железный веер, состоящий из металлических пластин с заточенными острыми краями. Техника работы им осваивается, начиная с восьмого дана.
Куксуль - один из тех стилей, в которых самое серьезное внимание уделяется работе с внутренней энергией. Методы тренировки и развития жизненных сил и внутренней энергии "ки" (кит. "чи", или "ци") куксул заимствовал из богатейшего опыта буддийских монастырей. О выдающихся энергетических способностях и боевых подвигах буддийских монахов корейская история сохранила немало примеров.
В своих представлениях об энергии "ки" мастера куксуль опираются на концепции китайской натурфилософии. Так работа,: направленная на развитие внутренней энергии, называется "нэгон" (кит. "нэйгун"), а внешней - "вэгон" (кит. "вайгун"). Подобно принципу взаимодействия начал Инь и Ян, внутренняя работа проявляется на внешнем уровне, а внешняя - на внутреннем. Поэтому тренировка должна вестись по двум направлениям одновременно и быть сбалансированной.