В боевых искусствах названия стоек обычно определяются по положению ног и корпуса. При работе с оружием каждое положение его может быть характерно определенной позиции, обеспечивающей максимальную эффективность того или иного технического действия. Здесь, конечно, руки и положение ног одинаково важны, причем, в самом начале учебного процесса боец должен уделить рукам все внимание.
Речь идет о создании новых рефлексов рук, подразумевая, что база любого боевого искусства к этому времени
хорошо усвоена. Само собой разумеется, что все новые движения для рук с использованием оружия вначале пробуются в естественной фронтальной позиции (Фото 1).
Когда очередное движение для рук будет хорошо получаться, начинайте его тренировать в других статических положениях тела и ног: - широкая фронтальная стойка (Фото 2);
- передняя стойка (Фото 3);
- задняя стойка (Фото 4);
- и какая-нибудь скрученная позиция (фото 5).
На этих фотографиях демонстрируются всем известные классические позиции, изучаемые в большинстве стилей, как базовые.
После того, как вы опробуете движения нунчаку в этих положениях на обе руки с использованием бедер, следующим шагом в вашем развитии должна стать тренировка этого же технического приема в движении.
Работайте с теми же позициями, передвигаясь в стороны, наступая и отступая. Проводите эту работу, помня о двух главных шагах:
скользящем перемещении и бросковом. Разница между ними существенная, но они не заменяют друг друга.
Отличительной особенностью скользящего перемещения является одновременность атаки и шага. Когда боец заканчивает передвижение и принимает фиксирующее положение
ног, в этот момент следует атака оружием. На рисунках дается пример этому действию. Боец из левосторонней передней позиции делает наступающий скользящий шаг правой
ногой вперед. Нунчаку находится в положении правого подмышечного захвата (рис. 1-3).
Одновременно с заключительной фазой шага следует атака вертикальным хлыстом, после
чего свободная рукоятка нунчаку вновь возвращается в положение подмышечного захвата (рис. 4-6).
Отличительной особенностью броскового шага является первичность атаки движению ног. Здесь атака заканчивается раньше, чем начинается движение ног. Тот же вертикальный удар из-под мышки с обратным возвращением боец демонстрирует теперь из правосторонней передней позиции (рис. 7). Импульсивно он начинает атаку оружием и задает импульс всему телу, как бы бросая его вперед (рис. 8). Свободная же рукоятка нунчаку принимается обратно подмышку, а правая нога только еще оторвалась от земли (рис. 9). Затем она ставится на землю и потом подтягивается левая нога (рис.10).
Движения рук и ног, перемещения тела, как в скользящем, так и в бросковом шаге очень быстры. Если у вас не получается сразу комбинирование движений ног и рук с оружием, добейтесь сначала совершенной работы одних ног. Когда все движения будут скоординированы и вы добьетесь трех принципов (точность, скорость, сила), как в статических стойках, так и в любых движениях, выученный технический прием выносите в сферу четвертого принципа - уплотнение всей техники. Это то состояние, когда нунчаку одинаково хороша в любом положении. К пониманию четвертого принципа идут годы. Начиная свою карьеру с оружием, может быть, не нужно каждое вновь открываемое
движение рук переносить через все ступени сразу. Теория четырех принципов только теория. Говоря о положениях тела, следует сказать, что с оружием все они приобретают иной смысл.
И само оружие теперь также зависит от положения тела. В самом начале учебного процесса, когда новые технические приемы для рук вам приходится выполнять во
фронтальной естественной позиции, зависимость эта не так заметна. Однако с началом работы в других стойках проблема становится очевидной. Это тем более относится к жизненным реалиям, когда бой придется вести в любой (левосторонней или
правосторонней) позиции. Здесь положение оружия четко регламентировано по отношению к телу. Оно может быть трех типов: - одноименным. Как правило, по отношению к впередистоящей ноге и реже по отношению ко вперед повернутому боку,
выдвинутому плечу или выставленной руке (фото 6);
- разноименным (фото 7) и
- фронтальным или центральным, когда положение ног не оказывает существенного влияния на действие рук (фото 8).
А.Р. КомлевЖурнал «Боевые искусства планеты»