Дама с клинком – это красиво и очень опасно
В разное время мы уже публиковали главки из книги герцогини Д’Юзес «Спорт во всех видах», изданной в 1914 году московским издательством А.П. Поплавского. Эта дама была одной из активных предводительниц «женского освободительного движения» во Франции. Свои идеи и энтузиазм она неустанно реализовывала и в сфере спорта, чему, собственно, и посвящена упомянутая выше книга. На сей раз почтенная дама убеждает читающую публику в замечательных достоинствах женского фехтования, с чем, кстати, трудно не согласиться.
В следующем номере читатель познакомится с российскими воительницами на клинках.
Фехтование – увлечение, явно заслуживающее большого внимания в целях женского физического воспитания. Оно развивает самостоятельность, решительность и хладнокровие. Это относительно моральной стороны. Что же касается физических преимуществ, они положительно неисчислимы. Вы приобретаете силу, ловкость, гибкость ваших мускулов – таковы главные достоинства этого изящного спорта.
По этому поводу приведём здесь интересный отрывок из статьи мэтра Жозефа Рено, литератора и прекрасного мастера рапиры:
«Мисс Келлерман побивает многих сильных пловцов; на велосипеде женщины также нередко способны конкурировать с мужчинами, как и в гольфе и теннисе. Есть уже и весьма искусные наездницы. Но фехтование имеет пока ещё очень мало энтузиасток.
Это странно, поскольку именно фехтование требует большой доли ловкости, нежели силы, а также сообразительности и хитрости, т.е. тех качеств, которыми обладают почти все женщины».
Мэтр Рено прав в своём выводе. Но в равнодушии дам к фехтованию я не вижу странности. Оно вполне объяснимо. Дело в том, что в данном случае речь идёт о далеко не обыкновенном, не о легко усвояемом спорте. Эта дисциплина нуждается в основательной подготовке: только так можно изучить эту благородную дисциплину.
Уже после нескольких дней уроков в гольф или теннис дама способна играть достаточно сносно для собственного развлечения; если на велосипеде только выучиться сидеть, можно, не вызывая смех у плохо воспитанных мужчин, сделать порядочную прогулку и т.д. Но нужно не менее двух–трёх месяцев систематических упражнений, прежде чем вы сделаете первую атаку, и только после года практики у вас появятся более–менее твёрдые навыки, а с ними и настоящий интерес к фехтованию.
Те дамы, которые стали прекрасными, опытными фехтовальщицами, добились успехов благодаря своему глубокому убеждению, что это самый лучший вид спорта. Приведу всего один, но яркий пример такого рода.
Дочь известного лионского профессора фехтования Габриель Триго в детстве была чрезвычайно слаба, тщедушна и болезненна. В 12 лет она была до того малокровна и бессильна, что уже не могла держаться на ногах, и врачи приговорили её к смерти. Отцу её пришло в голову дать дочери несколько уроков фехтования, чтобы хоть немного укрепить её мышцы. Первые уроки она брала, сидя в кресле, затем понемногу поднялась, стала держаться… Эти успехи дали девочке слабую надежду, и она проявила замечательное упорство, почти не расставаясь с рапирой. Это пошло ей во благо. Вскоре она начала ходить и бегать, как и другие дети, но в отличие от них Габриель пылко восхищалась фехтованием, которое спасло ей жизнь.
Позднее она вышла замуж за молодого учёного, который тоже безмерно увлекался фехтованием, причём, по странному совпадению, оба действовали только левой рукой. Габриель Триго дала своего рода обет: до конца своей жизни она давала фехтовальные уроки женщинам любого возраста, и их было много.
В наши дни, когда женские вопросы получили большое развитие, когда женское движение занимает все умы, мы не можем понять, почему изучение обращения с оружием так мало подвинулось вперёд.
Приличия, страх перед тем, «что скажут», теперь уже не играют такой роли, как прежде. Двадцать лет тому назад, если бы какая–нибудь молодая девушка рискнула появиться на стальном коне, называемом велосипедом, сколько насмешек и горьких упрёков выслушала бы она, её прославили бы и эксцентричной, и даже развязной. А теперь велосипед вошёл во всеобщее употребление; и это совершенно естественно, когда женщина, даже одна, без провожатого, совершает длинные поездки.
Фехтование не пользуется таким расположением. для меня то, чему я больше всего удивляюсь А между тем нельзя сделать никакого серьёзного, заслуживающего внимания возражения против изучения искусства владеть оружием, и эта ситуация составляет и огорчаюсь.
«Всё, что было сказано относительно фехтования как способа физического развития для культурных людей, относится в равной степени как к мужчине, так и к женщине», – писал Поль Бергес, физиолог и один из самых авторитетных знатоков фехтования. «При той непрестанной смене защиты и атаки, когда каждый мускул и нерв в движении, развитие воли и телесное развитие идёт в темпе форте. Рука получает гибкую силу, кривые ноги выпрямляются, линии тела приобретают изящные изгибы, грудь округляется, но не чрезмерно, походка становится лёгкой, увеличивается выносливость, и в итоге существо хилое и нерешительное вначале, радует себя и окружающих атлетическими формами и уравновешенным характером.»
Могу сказать больше, молодая девушка, решившая заниматься фехтованием, должна знать, что достичь столь блестящих результатов она может только благодаря её предпочтениям фехтованию. Никакое другое спортивное увлечение не даст ей такого сильного эффекта, в этом я убеждена.
Этот спорт – не в таком, разумеется, виде, как сейчас – был во все времена, и не без участия женщин. В Риме, например, особенно во времена гладиаторов, было много женщин, владевших мечом. Ювенал рассказывает о женщинах, которые под руководством учителя фехтования наносили удары по всем правилам искусства. При императоре Севере был устроен женский бой, привлекший огромное число зрителей; закончился он, однако, изданием эдикта, запрещающего женщинам употребление меча.
В средние века дочь короля Гедра вызывала на единоборство всякого, будь он знатного рода или простой конюх, обещая в случае победы над ней выйти за победителя замуж. В это трудно поверить, но никто её не одолел. Мария Пуццоль, современница Петрарки, принимала вызовы и участвовала в турнирах.
В XV столетии немецкие дамы стали устраивать женские турниры, их сражения оканчивались танцами и хороводами.
Донна Каталина Эранцо дралась на дуэли много раз, убила нескольких своих соперниц, и сама бывала ранена.
Один немецкий кавалерийский полк в 1460 году находился под командой подполковника Генриха. Этот офицер оказался женщиной и однажды убил на дуэли одного из своих однополчан за то, что тот бросил ей в лицо прозвище «капитан–каплун», данное вследствие отсутствия на её лице растительности. Чтобы окончательно ввести всех в заблуждение, она вступила даже в брак с женщиной, и последняя одна знала её тайну. Пол её был обнаружен лишь после её смерти.
Во Франции около середины XVII столетия две дамы, обе хорошенькие, Бопрэ и Арлис дрались на дуэли на коротких шпагах и нанесли друг другу несколько ран в грудь и лицо, куда именно больше всего они и метили, чтобы обезобразить друг друга.
Мадам Самуа, по словам Таллеман де–Рео, готова была драться на дуэли по всякому малейшему поводу. Генриетта Сильвия Мое и одна неизвестная дама дрались на дуэли в мужском платье. Дама по фамилии Бокэр и барышня высокого звания дрались на дуэли в саду на шпагах, и так отчаянно, что дело кончилось бы непременно смертью, если бы им не помешали. Барышня по фамилии Дюрие дралась на клинках прямо на улице с неким г–ном Рютинетт. Её возмутили дерзкие взгляды и пошлые остроты этого типа.
Затем на нашу сцену является Мопин – самая знаменитая из дуэлянтов в юбке. Её авантюры неисчислимы. Пристрастившись к фехтованию, она вышла замуж за Серана, помощника фехтмейстера, и вскоре достигла такого искусства, что с ней едва смел состязаться кавалер д'Эон, знаменитый авантюрист, совершивший свои главные подвиги в России. Чтобы достать средства для жизни, муж и жена устраивали публичные представления. Вот одно из приключений знаменитой женщины.
Однажды в мужском костюме она была в Пале–Рояле на балу, устроенном его высочеством, братом короля, и забавлялась, ухаживая за дамой и болтая ей всякий вздор. Трое друзей дамы приняли дело всерьёз, заступились за неё, и Мопин, вызванная ими, не колеблясь ни минуты, взялась за оружие и убила их всех троих по очереди.
Знаменитый поединок между кавалером д'Эон, (загадочное существо –дипломатический агент Людовика Х в Лондоне и Санкт–Петербурге, женщина–мужчина, –заставлявшее думать, что это женщина, когда он был в мужском платье, и напоминавшее мужчину – в женском и кавалером Сен–Жорж, человеком необыкновенной силы, который не имел себе равных в фехтовальном искусстве, произошёл в Лондоне 9 апреля 1787 года у лорда Броггама в присутствии принца Уэлльского, леди Ветслей, сэра Ораса Тинсдаля и огромного числа дам, лордов, баронетов и офицеров.
Семь раз противница Сен–Жоржа переходила в наступление, наконец победила. Ей устроили триумфальную арку из скрещённых шпаг присутствующих, под которой она и прошла при громких приветствиях.
Самой легендарной женской дуэлью, видимо, по участию в ней очень знатных особ, считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк осенью 1624 года. Не поделив благосклонность герцога Ришелье, который чуть позже стал кардиналом, дамы, вооружившись шпагами и пригласив секунданток, отправились в Булонский лес, где и сразились. Дуэль закончилась победой графини, которая ранила свою соперницу в ухо. Этот поединок не был каким–то особенным, но благодаря Ришелье, в записках которого упоминается данный случай, и воспоминаниям самих дуэлянток он оставил след в истории.
Продвинемся вглубь дальше. В хронике миланского женского монастыря Св. Бенедикты упоминается, что 27 мая 1571 года в монастырь прибыли две знатные сеньориты. Они попросили у настоятельницы разрешения на комнату для совместного молебена. Разрешение было дано. Но, запершись в комнате, сеньориты вместо того, чтобы молиться, выхватили кинжалы и бросились друг на друга. Когда перепуганные шумом монашки ворвались в помещение, то перед ними открылась ужасающая картина: на полу лежали две окровавленные дамы, одна из которых была мертва, а вторая умирала.
Пик моды на дамские дуэли пришёлся на середину XVII века. Во Франции, Италии, Англии и Германии женщины скрещивали шпаги или вскидывали пистолеты практически по любому поводу. Одинаковые платья, любовники, косой взгляд – лишь часть того, что было причиной для поединка. Женщины словно сошли с ума.
А жестокость, проявляемая ими на дуэлях, шокирует. Из десяти дуэлей между женщинами восемь имели смертельный исход (для сравнения: мужские дуэли завершались убийством в четырех случаях). Женские дуэли, по сути, не имели правил. По ходу дуэли к сражающимся соперницам нередко присоединялись и их секундантки. Нередко дуэлянтки смазывали кончики шпаг раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло жуткую боль. В дуэлях на пистолетах соперницы стреляли до тех пор, пока одна из них не оказывалась убитой или тяжело раненной…
Кого в наше время можно считать прекрасными фехтовальщицами? Назову сестёр Рице, отец которых, Карл Рице, имеет много учениц–фехтовальщиц; невестка его устраивает на своей даче курсы для дам. Эта талантливая фехтовальщица принимала много раз участие в публичных состязаниях. И нередко выходила победительницей.
Затем мадам Офор, мадам Дотис, мадам Эмиль Мериньяк, мадам Камилла Лефевр, выдержавшая много раз блестящие поединки, мадам Жорж Лефевр, мадемуазедь Сизюр, в Булони, дочь учителя Демэ из Брюсселя, мадам Дюмон–Вернер и, наконец, уже знакомая нам Габриель, дочь учителя из Лиона Элуа Триго.
Все эти дамы увлекаются фехтованием со всем пылом своих сильных, страстных натур, получая взамен цветущий внешний вид и восхищение окружающих.
Дамские поединки в России
Случались ли среди дам рискованные выяснения отношений в России? Да, хотя поветрие это пришло к нам значительно позже. О женских поединках в нашем отечестве рассказывает кандидат исторических наук Игорь БОРИСОВ.
ДУЭЛИ ОТ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ
Русские женщины знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировалось такое выяснение отношений.
А началось, и это очень интересно, в Германии. В июне 1744 года немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская получает вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт. Неизвестно, что не поделили эти две пятнадцатилетние девочки, но, запершись в спальне, они принялись на шпагах доказывать свою правоту.
К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, а то бы не видать России Екатерины II, коей по прошествию времени стала Софья Фредерика.
И вот именно с восшествия на престол этой великой императрицы и начался российский бум женских дуэлей. Русские придворные дамы дрались с упоением: только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на восьми из которых секунданткой была сама царица. К слову сказать, несмотря на интерес к поединкам между женщинами, Екатерина была убеждённой противницей смертельных исходов. Её лозунгом были слова: «До первой крови!», – а посему во время её правления было всего три случая гибели дуэлянток.
В 1770 году с княгиней Екатериной Дашковой, кстати, самой близкой подругой императрицы, случилась не очень приятная история. Произошло это в Лондоне, в доме графини Пушкиной, жены российского посла.
В гости к графине приехала герцогиня Фоксон, считавшаяся одной из образованнейших женщин Англии. Причиной её приезда было желание побеседовать с Дашковой, а по возможности и подискутировать с ней. После получасовой беседы между дамами завязался горячий спор.
Соперницы оказались достойными друг друга, поэтому обстановка быстро накалилась. Разговор пошёл на повышенных тонах, и у англичанки в пылу спора вырвалось оскорбительное замечание в адрес оппонентки. Наступила зловещая тишина. Княгиня медленно поднялась и жестом пригласила встать герцогиню. Когда та последовала просьбе, Дашкова вплотную подошла к оскорбительнице и нанесла ей пощёчину. Герцогиня не долго думая дала сдачу. Соперницы потребовали у графини Пушкиной шпаги. После безуспешных попыток примирить женщин, она всё-таки вручила им оружие и провела в сад. Поединок длился недолго и завершился ранением Дашковой в плечо.
-:-
После эпохи Екатерины II женские дуэли в России не закончились. Российские женщины надолго полюбили дуэли. Приютом же их вооруженных поединков стали дамские салоны.
Особенно в этом преуспели петербургские светские дамы. Так, в салоне госпожи Востроуховой (к сожалению, подробных сведений об этой женщине нет) только в 1823 году состоялось 17 (!) дуэлей. В записках французской маркизы де Мортене, которая частенько наведывалась в это заведение, говорится: «Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли несут в себе мало изящества, какое можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы».
Маркиза, думается, в своих записках сгустила краски. В отличие от француженок русские дамы редко доводили поединок до смертоубийства, а относительно изящества можно поспорить. Дело в том, что в те годы во Франции вошли в моду дуэли, на которых женщины нередко дрались в полуобнажённом виде, а позднее и полностью обнажённые. Добавляло ли это изящества – вопрос спорный, но, по словам той же маркизы де Мортене, поединки приобрели пикантность.
-:-
В более поздние времена женские поединки случались значительно реже. Одна из самых нашумевших историй произошла в 1829 году в Орловской области.
Между двумя помещицами, Ольгой Петровной Заваровой и Екатериной Васильевной Полесовой, на протяжении нескольких лет постоянно возникали споры. В конце концов их напряжённые отношения вылились в крупную ссору, которая привела к дуэли. Вооружённые саблями своих мужей и в сопровождении секунданток, коими были молоденькие гувернантки-француженки, а также своих 14-летних дочерей, соперницы встретились в берёзовой роще. После некоторых приготовлений секундантки предложили дамам помириться, на что те ответили отказом и, более того, затеяли перепалку между собой.
В разгаре скандала женщины выхватили сабли и начали драться. Схватка длилась недолго. Ольга Петровна получила тяжёлое ранение в голову, а Екатерина Васильевна в живот. Первая скончалась на месте, а её соперница днём позже.
Продолжение этой истории случилось через пять лет. Именно на этом же месте шпаги скрестили две повзрослевшие дочери соперниц. Секундантками были всё те же гувернантки. Итогом поединка стала смерть Анны Полесовой, а её соперница, Александра Заварова, впоследствии занесла эту историю в свой дневник.
Журнал "Спортивная жизнь России"