Экстремальные виды спорта, экстремальная деятельность, экстремальные требования к физической подготовке, к подготовке выносливости и психической устойчивости.
Английский альпинист, писатель, фотожурналист Крис Бонингтон рассказал об этом в книге « В поисках приключений». Повествуя о путешествиях других, он пытался выявить и сравнить мотивы, которые заставляют очень разных людей с риском для жизни:
отправляться на покорение вершин и полюсов;
плавать через океаны и летать над ними;
спускаться по бурным рекам и проникать в пещеры, заполненные водой /подводная спелеология/;
совершать пешие переходы по пустыням и непроходимым тропическим лесам, преодолевая экстремальную жару, жажду, насекомых, пресмыкающихся и дикие племена.
Если говорить о мотивах, то просматриваются самые разные – от стремления:
1. удовлетворить научную любознательность;
2. достичь чего-то на грани возможного в единоборстве со стихией;
3. лучше познать себя и поверить в свои силы;
4. превзойти других и поставить рекорд – до поиска:
5. романтики;
6. желания прославить себя и свою страну, не пренебрегая, впрочем, и :
7. материальными благами, приносимыми:
8. всемирной известностью.
Но есть и нечто общее:
1. готовность пойти на риск;
2. проявить физическую и моральную выносливость к длительному воздействию экстремальных условий;
3. способность сохранять в критические моменты контроль над собой и ситуацией.
В книге «Семь дней в Гималаях» поэт Валентин Сидоров пытается объяснить непонятное
тяготение человека в горы – тем, что, согласно одной научной гипотезе, это – наша далекая прародина, откуда мы пришли и расселились по лицу земли, в то время, как неутомимый
французский исследователь и изобретататель, автор увлекательнейшего фильма о «подводном царстве» «В мире безмолвия», капитан «Калипсо» Жак-Ив Кусто утверждает, что люди всегда стремились в океанские глубины, потому что испытывали бессознательную потребность вернуться к истокам самой жизни – в среду, из которой, возможно, появились когда-то сами…
Во время последней мировой войны возникла новая наука – « исследование операций», в сферу которой входит между прочим изучение риска и его тактики в тех случаях, когда он неизбежен. Поначалу она предназначалась сугубо для военных целей. Теперь, в мирное время, ее методы начали находить все большее применение также в экономике, политике, на транспорте, в управлении производством, при планировании операций различного назначения, в бизнесе.
В жизни приходится рисковать очень часто, причем здесь возможны крайности:
1. если в условиях неопределенности исхода / в этих случаях обычно возникает страх / идут на риск больший, чем разумно необходимо, надеясь лишь на случайный успех, на авось, это – авантюризм в чистом виде;
2. когда избегают рисковать вообще, проявляя чрезмерную осторожность, это просто трусость и перестраховка;
3. ну а если рискуют без каких-либо шансов остаться в живых, отрезая себе все пути к отступлению, то иначе, как самоубийством это не назовешь.
Почему-то довольно распространено мнение, что альпинизм, к примеру, едва ли не самый опасный, самый рискованный вид спорта. Но посмотрим, так ли это?
Английский журнал «Обсервер мэгэзин» привел сравнительную таблицу опасности, критерием в которой служит количество несчастных случаев со смертельным исходом на сто тысяч человек в год. Список возглавляют мотоциклисты – 2000 случаев, за ними идут курильщики – 500 и любители подводной охоты – 400; автогонщики – 120; стрелочники на железной дороге – 90; шахтеры – 24; шоферы – 17 и, наконец, альпинисты – всего – 14 !!!
Вероятность гибели от удара молнией – 0,01; падающего самолета – 0,002 и метеорита – 0,00006.
Что касается уровня травматизма, то французские врачи считают, что первенство здесь держит регби, за ним – дельтапланеризм, мотоциклетный спорт, футбол, альпинизм, парашютизм, велоспорт, гандбол, конный спорт, горнолыжный спорт, бокс, дзюдо и каратэ / таким образом, мы видим, что этот список наиболее травматичных видов спорта замыкают единоборства /.
Первопокоритель Эвереста Эдмунд Хиллари вынес в заголовок книги о своей жизни слова: «Ничем не рискуя, ничего не достигнешь», и это не случайно. Невозможно спокойно читать у Бонингтона главу о победе французов над первым восьмитысячником – Аннапурной / северный склон / в Гималаях, которой они добились ценой риска, страданий, мучений и увечий / экспедиция Мориса Эрцога /: «…Эрцог, Террай, Ребюффа и Ляшеналь были спасены, однако их злоключения еще не закончились. Им предстоял долгий путь вниз. Альпинисты попали в лавину и спаслись только благодаря тому, что Эрцог провалился в трещину и застрял там на манер якоря, удержав остальных на веревке, которой был обвязан вокруг пояса. Наконец, в тот же день, шатаясь от усталости, они дошли до лагеря 2. В нем находились другие члены команды и, самое главное, - доктор Удо.
Восходители прошли через страшные испытания, однако главные страдания только начались. Им предстояло терпеть боль при внутривенных инъекциях, которые делал им Удо в тесной 2-х местной палатке, страдать, когда их несли вниз по склону горы, а затем под проливным муссонным дождем по ущелью Миристи-Кхола и еще дальше, вниз по предгорьям. Это были дни полные боли, тревог, ампутаций тут же, в дороге, без анестизирующих средств, размышлений о дальнейшей жизни без пальцев на руках и ногах, лишенной радостей занятий альпинизмом.
Лионель Террай и Гастон Ребюффа отделались всего лишь незначительными обморожениями пальцев на руках и ногах и снежной слепотой, которая вскоре прошла. Было настоящим чудом, что все четверо остались живы / 1950г /. Ведь столько раз они были на краю гибели. Сам Эрцог завершил свою книгу о восхождении такими словами:
« Аннапурна к которой мы пришли с пустыми руками, оказалась сокровищем в наших воспоминаниях для всей нашей будущей жизни. С этой мыслью мы переворачиваем новую страницу… Начинается новая жизнь! Есть и другие Аннапурны в жизни людей…». Эрцог нашел свою Аннапурну, несмотря на потерю всех пальцев на руках и ногах. Он не смог больше заниматься альпинизмом, но обратил всю свою энергию на воплощение в жизнь других личных планов, на работу во французском альпийском клубе и в конце концов даже стал министром по делам молодежи и спорта Франции!
Вообще мера безопасности определяется самим индивидуумом, самим человеком. Например, в альпинизме она обусловлена степенью риска, до которой альпинист готов довести себя, действуя в одиночку. Совершая одиночное восхождение, я лично / Крис Бонингтон / работаю в разумных границах, не переступая рамок собственных возможностей, а вот такие люди, как Вальтер Бонатти или Рейнхольд Месснер, готовы действовать при сольных восхождениях на пределе! Рейнхольд Месснер и Девид Льюис говорят на очень сходном языке, когда описывают потребность доводить себя до предела в стремлении «найти» самих себя, хотя составляющие приключений в море и в горах весьма различны.
Моряку-одиночке требуется больший запас прочности, чем альпинисту – весь период, в течение которого ему приходится оставаться в одиночестве, может измеряться сотнями суток, в то время как на Нангапарбат или Эвересте, Месснер был один всего несколько дней ( которые зато были крайне напряженными ).
Ежесекундный риск и, конечно же, физические нагрузки в горах более продолжительны и интенсивны, чем у моряка-одиночки, который может испытывать подобное лишь в отдельные моменты кризиса, например, когда опрокидывается его судно и он испытывает ужас – состояние, известное практически каждому мореплавателю-одиночке, ходившему вокруг света / аналогия со спринтером и стайером в легкой атлетике, но в области воздействия на психику человека , «спринт» и «марафон» экстремального воздействия на психику/. Когда Девид Льюис совершил классический «овер-киль» и потерял мачту, ситуация была более чем экстремальной.
Но в каждом подобном случае человек выходил из положения, постепенно добивался состояния безопасности и благодаря приобретенному опыту еще глубже познал собственные возможности.
В замечательной книге Алена Бомбара «За бортом по своей воле» поражает цифра: из 50 тыс. чел. ежегодно гибнущих в кораблекрушениях, 90% умирает уже в спасательных шлюпках в самые первые три дня, когда физиологические возможности организма к выживанию далеко не исчерпаны, ведь человек может обойтись без воды дней 10, а без пищи – около месяца, а то и больше. Почему же они гибнут? И сам автор отвечает – от страха и отчаяния. «…Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда. Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха…».
Ханнес Линдеман – один из адептов аутогенной тренировки и автор книги «Аутогенная тренировка», человек, который экспериментировал на себе и проверял свою систему в экстремальных условиях 72-х дневного рискованного плавания на складной байдарке, пересекая Атлантический океан:
«Работая в 1952 году в Касабланке, я познакомился со своим французским коллегой Аленом Бамбаром, который решил в качестве «добровольной жертвы кораблекрушения» пересечь Атлантический океан на надувной лодке без каких бы то ни было продуктов и без запасов питьевой воды. Среди прочего он пропагандировал очень опасный тезис: потерпевшие кораблекрушение могут пить морскую воду.
Так как никто в то время не возражал против этой смертельно опасной теории, я как врач и яхтсмен был вынужден опровергнуть ее путем эксперимента на самом себе. Под парусом я начал ходить еще в годы учебы в школе в Ратцебурге, а позднее в одиночку совершал плавания в Атлантическом океане.
Речь при этом шла не только об использовании морской воды. Меня занимали и другие проблемы, возникающие перед потерпевшими кораблекрушение, например, проблема питания, проблема поддержания физического здоровья и избежания опасностей, связанных с пребыванием в открытом море. Меры безопасности для экипажей и пассажиров судов были в то время недостаточны. Это было мне хорошо известно от многих морских путешественников.
Для плавания я избрал западно-африканскую долбленую лодку «кру», так как работал в это время в Либерии. В этой ореховой скорлупке я в 1955 году за 65 дней переплыл океан и добрался до своей конечной цели – острова Таити. Разумеется, я был рад, что добрался туда целым и невредимым, но чем больше проходило времени, тем большее недовольство ощущал. Хотя я приобрел важный опыт выживания в открытом море, мне не удалось справиться с психическими проблемами, связанными с подобным плаванием. Я тщательно подготовился к нему в физическом, техническом и навигационном, но не в психическом плане. Из-за этого попал в крайне опасную кризисную ситуацию, которая могла закончиться печально. Я знал. что большинство потерпевших кораблекрушение погибают скорее от паники, страха и отчаяния, чем из-за физических тягот, что психика, как правило, отказывает быстрее, чем тело. И меня заинтересовал вопрос, каким образом можно повлиять на психику и даже сделать ее своим союзником. Ответом был аутотренинг. Он должен был стать моим «тайным оружием».
Поэтому к удивлению многих я решил предпринять новое плавание. Не имело смысла совершать его в такой же лодке. Необходимо было выбрать еще меньшее судно. На рынке я нашел только одно: обычную складную байдарку. На этом самом маленьком суденышке, которое до сегодняшнего дня (1999 года ) пересекло Атлантитечский океан, я начал свое рискованное предприятие.
Как и любой спортсмен, я, разумеется, по несколько раз в день тренировался и во время плавания. Это было просто необходимо. Представьте только себе: 72 дня в сидячем положении. Днем и ночью. От постоянного сидения должны были появиться язвы. Поэтому я регулярно, особенно во время шторма внушал себе ощущение тепла в области ягодиц. Это самое легкое упражнение в аутотренинге.
Таким образом моя «корма» оказалась избавленной от язв, вызванных длительным сидением и соленой водой. Но этому были и другие причины. Тот, кто умеет расслабляться в ходе аутотренинга, экономит силы и калории. Он живет экономичнее, чем «зажатый» человек. Глубокое расслабление придает ощущение комфорта. Тот, кто умеет правильно расслабляться, забывает о своих природных страхах. Уменьшается потребность во сне, дискомфорт от неудобной позы. Человек сидит так свободно. что утомление от сидения приходит значительно позже.
И при плавании под парусом, и во время аутотренинга, и даже во сне ноги должны были
управлять рулевыми тросами. Новичку не удастся одновременно рулить и заниматься аутогенной тренировкой. Для опытного человека все это совершенно естественно. У него все превращается в рефлексы, в приобретенные реакции.
Аутотренинг поднимал мое настроение перед плаванием, во время мучительного путешествия снимал и прогонял страхи, заботы. боли и некоторые другие неприятности и помог мне в некоторой степени преодолеть самую тяжелую проблему во время плавания – проблему сна. Практически лишь благодаря ему это путешествие стало возможным. Ему я обязан тем, что благополучно добрался до противоположного берега. И все же, как бы хорошо вы ни владели аутотренингом, есть вещи, которых с его помощью не добиться. Поэтому всегда имеет смысл работать совместно с врачом. Он поможет найти новые пути, предостеречь от тупиков и избежать трудностей. Если молодые люди стремятся к подобным «невероятным» приключениям, они всегда должны помнить: байдарки не предназначены для моря. Это доказало мое путешествие. Больше сотни людей во всех концах мира пытались совершить нечто подобное. Выжил только один. Благодаря аутогенной тренировке.
Данные американской полиции и силовых структур – гибель при огнестрельных ранениях – не от потери крови, а от паники и страха. Т.е., просто напросто не выдерживает психика человека!
Вызывают огромное уважение и эксперименты на выживание, которым самоотверженно подвергали себя в научных целях врачи-исследователи / в частности советские /. Они описаны в отличной книге Воловича «На грани риска». Сами себе придумывая ад, эти энтузиасты добровольно идут на лишения и испытания на границе переносимых человеческим организмом, будь то раскаленный жар пустынь, холод Арктики, стихия Океана, тропические джунгли или Сибирская тайга.
Знаменитый хирург Николай Амосов, автор книг «Мысли и сердце», «Раздумья о здоровье» рассказывает об английском путешественнике-исследователе джунглей, на которого во время путешествия напали два гепарда-людоеда, и который не потерял самообладания, победил обоих, выжил и, перевязав раны используя лекарственные травы, продолжал свое путешествие.
Забавная история из интернета
Про ниндзя
В архивах Новочеркасского музея хранится документ эпохи русско-японской войны – простой рапорт начальству: «Мы сидели во второй линии охранения, жгли костер (линия фронта была достаточно далеко), варили еду. Вдруг из кустов выскочил японец в черном, стал шипеть и странно размахивать руками. Есаулом Кривошлыковым был ударен в ухо, отчего вскоре и помер.
Методы доврачебной экстренной медицинской помощи.
Нет сознания и пульса на сонной артерии, внезапная смерть.
1. Убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии.
Главные признаки внезапной смерти:
- нет сознания;
- нет пульса на сонной артерии.
Каждая потерянная секунда может стать роковой!
2. Освободить грудную клетку от одежды и расстегнуть поясной ремень.
Недопустимо терять время на определение признаков дыхания и реакции зрачков на свет!
3. Прикрыть двумя пальцами мечевидный отросток.
Недопустимо наносить удар по мечевидному отростку или в область ключиц!
Недопустимо наносить удар по грудине при наличии пульса на сонной артерии!
4. Нанести удар кулаком по грудине между сосками.
Наносить удар по грудине и проводить комплекс реанимации можно только на ровной жесткой поверхности!
Сердечно-легочная реанимация – это непрямой массаж сердца и искусственная вентиляция легких!
5. Проверить, появился ли пульс на сонной артерии.
Если пульс появился:
- повернуть человека на живот;
- очистить рот от рвотных масс;
- приложить холод к голове.
Если пульс не появился:
- немедленно приступить к реанимации.
6. Начать непрямой массаж сердца – 15 надавливаний.
Располагать ладонь на груди так, чтобы большой палец был направлен на лицо ( на ноги)
пострадавшего.
7.Сделать 2 «вдоха» искусственного дыхания.
Зажать нос, захватить подбородок, запрокинуть голову пострадавшего и сделать максимальный выдох ему в рот.
8. Выполнять комплекс реанимации.
Делать 5-15 надавливаний на грудину пострадавшего.
Делать 1-2 полных выдоха в рот пострадавшего.
Необходимо :
- надавливать на грудину достаточно сильно, чтобы она опускалась на 4-5 см;
- надавливать с частотой 60 раз в минуту;
Чередовать массаж сердца с искусственным дыханием :
Непрямой массаж сердца – 1-2 искусственных вдоха.
Правила выполнения комплекса реанимации:
Если действует один спасающий:
2 вдоха искусственного дыхания делают после 15 надавливаний на грудину.
Если действует группа спасающих:
1-2 вдоха искусственного дыхания делают после 5 надавливаний на грудину.
Проводить вплоть до прибытия медперсонала или появления пульса и дыхания!
Самое главное:
Добиться, чтобы появился пульс ( восстановились седцебиение и дыхание), и только потом ( если нужно) останавливать кровотечение, накладывать повязки и шины!
9. Организовать действия партнеров:
первый спасающий – проводит непрямой массаж сердца, отдает команду «ВДОХ!» и контролирует эффективность искусственного вдоха по подъему грудной клетки;
второй спасающий – проводит искусственное дыхание, контрлирует реакцию зрачков и пульс на сонной артерии, информирует партнеров о состоянии пострадавшего:
«Есть реакция зрачков! Нет пульса! Есть пульс!» и т.п.;
третий спасающий – приподнимает ноги пострадавшего для притока крови к сердцу и готовится сменить партнера, выполняющего непрямой массаж сердца.
В.Волостных
Профессор кафедры физического воспитания и спорта Московского Энергетического Института,
Первый вице-президент Федерации боевого самбо России
Лекция для студентов МЭИ