БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ ДО КОНЦА ТАК ЖЕ КАК И В НАЧАЛЕ, И ВЫ СОВЕРШИТЕ ПРЕДПРИНЯТОЕ.
Лао-Цзе
ВСЕ ИСТИННО ВЕЛИКОЕ СОВЕРШАЕТСЯ МЕДЛЕННЫМ, НЕЗАМЕТНЫМ РОСТОМ.
Сенека
6. ГЕНИЙ ВНИМАНИЯ
Первые шаги аутотренинга. Упражнения, которые усилят ваше внимание, укрепят память и работоспособность. Внимание должно быть ритмичным. Ни о чем не думать и думать ни о чем – не одно и то же.
МОНТАЖ НОВИЗНЫ
…Сажусь за стол и вместо того, чтобы писать, начинаю рисовать рожи. Сейчас, сейчас буду писать – только вот нарисую эту физиономию, для стимуляции воображения. Это очень важно – сделать у этой рожицы симметричные брови, подрисовать бородку... нет, такую лучше... это я... Рожки... Вот и чертик. Кстати, чуть не забыл, надо же позвонить Б., узнать, как у него с переездом. Набираю номер, занято. Попутно вспоминаю еще об одном звонке. Что такое? Звонок к соседям. Черт побери, некуда деться, нет условий, шумят, отвлекают!..
Внимание и послушно и капризно: это знает каждый, кто пытался хоть на чем-нибудь сосредоточиться.
Почти физически ощутимая внутренняя сила чем дальше, тем настойчивее гонит внимание прочь, если мы удерживаем его на чем-то сверх определенного времени. (Слушать труднее, чем говорить.) Очевидно, внимание должно двигаться, движение – его естественное состояние. Первая операция, которую производит цивилизация над мозгом, – именно подчинение внимания, его избирательное удерживание.
Но, с другой стороны, переключать внимание со слишком большой скоростью тоже утомительно. Очевидно, существует некий оптимальный ритм переключения, диктуемый изнутри. Уходя от того, на что мы его направляем, внимание липнет к чему-то еще, что может быть и приятным, и неприятным, и безразличным, но только не тем, что нужно. Для психики труд – всякое принуждение внимания. И только одна сила внутри нас всегда властвует над вниманием безраздельно: сила эмоций.
Настоящее сосредоточение всегда эмоционально. Эмоциональность может быть разных знаков: положительная, как в случаях, когда мы слушаем упоительную музыку; отрицательная, как при навязчивых мыслях о грозящей неприятности, и ориентировочная, или информационная, когда мы слушаем сообщение о важном, но еще не известном нам событии.
Пища внимания – либо то, что прямым образом пробуждает эмоции, то есть что-то значит для нас, либо то, что может что-то значить, то есть новизна. «Съедая »новизну, внимание ищет следующих порций. Недостаточность новизны на единицу времени вызывает импульс переключения; если же переключения не происходит, стремится снизиться тонус внимания – степень бодрствования (сон – это полный «нуль внимания »). С известной приблизительностью, наподобие закона сохранения энергии, можно сформулировать «закон занятости внимания »;если внимание от чего-то отключается, значит, оно подключается к чему-то другому. Этот закон справедлив, во всяком случае, в пределах бодрствования. Либо уснуть, либо переключиться – вот требование, налагаемое на нас скукой.
Но есть еще один путь: торжество воображения, или изобретение.
Пока чернильное пятно – только чернильное пятно, оно скучно; как только вы начинаете искать и находить в нем предметы, животных, людей – оно оживает и оживляет вас.
Внимание – не только прожектор: это еще и монтажник, собирающий из отдельных кирпичиков психики целые блоки и конструкции. Творческим способом – созданием внутренней новизны, иными словами – воображением и самовнушением – внимание может поддерживать себя очень долго. Задержка внимания всегда вызывает особое, но не обязательно отрицательное состояние психики. Оно может быть и сверхположительным и исключительно продуктивным. Это давно открыли люди творческого склада, и по-своему – психоэкспериментаторы религиозных культов. Многократные повторы, ритмические заклинания, раскачивания, созерцания, самососредоточения испокон веков использовались для вызова экстазов и трансов.
АТ тоже начинается с заданий вниманию. Вначале – простейших, столь же легких, сколь обычные жизненные сосредоточения, и даже элементарнее. Но в отличие от обычных полустихийных переключений, в АТ задачи внимания определяются четко и последовательно. Вы контролируете время и интенсивность сосредоточения. Хотя стопроцентно это никогда не достигается, тенденция делает свое дело, стремление ведет к цели.
Обычная способность сосредоточения вполне достаточна. В ходе занятий она развивается.
Однако некоторые начинающие испытывают трудности из-за слабой управляемости внимания. Им трудно сосредотачиваться с необходимой силой и длительностью; то, что нужно, «уплывает », «размывается », непроизвольно вытесняется чем-то. У других не срабатывает с должной четкостью и быстротой механизм переключения (инертная сосредоточенность).
ВНУШИТЕ СЕБЕ ЭТО!
Вот и заколдованный круг. Чтобы хорошо сосредоточиться, нужно себе это внушить, а чтобы внушить, надо сосредоточиться.
С чего же начинать?
Состояние сосредоточенности, которое мы поставили себе целью достичь, ни в коем случае не должно быть отрицательным: мы не для того занимаемся АТ, чтобы себя мучить, а как раз наоборот. Положительное сосредоточение, граничащее с вдохновением – идеал. Но мы реалисты, и сначала возьмем синицу в руки – создадим хотя бы «информационную сосредоточенность »– то, что называется повседневно одним простым словом внимание!
Будь вы даже самый инертный человек на планете, вам отлично знакомо состояние, вызываемое этим словом. Это внушенная « информационная сосредоточенность » – сосредоточение на сосредот о чении!
ЧЕТЫРЕ КРУГА ЛИЧНОЙ МАГИИ
Разгадав как артист, что управление вниманием – это управление собой, Константин Сергеевич Станиславский предложил четкую схему, по которой актер может управлять объемом своего внимания, а через это – своими чувствами и поведением.
Он разделил все Пространство Внимания на три круга.
Большой круг – все обозримое и воспринимаемое пространство (в театре – весь зрительный зал).
Средний круг – круг непосредственного общения и ориентировки (в театре – сцена с играющими партнерами).
Малый круг – сам актер и ближайшее пространство, в котором он движется и действует.
Это хотя и предельно упрощенная, но очень удобная схема. В повседневной жизни наше внимание практически ориентируется примерно на те же три круга. Я бы только добавил к ним круг внутренний – ту часть внимания, которая занята событиями, происходящими внутри самого человека. Мы ведь можем быть заняты и своими мыслями, и какими-то ощущениями...
Установка внимания более всего зависит от деятельности в конкретной ситуации. На охоте, скажем, ваше внимание установлено, в основном, на большой круг, в магазине – на средний, в ванной – на малый, за обеденным и письменным столом – на малый и внутренний, но, конечно, по-разному. В момент глубокой затяжки папиросой, кашля, чихания и некоторых естественных отправлений внимание почти целиком уходит во внутренний круг. При засыпании круг внимания становится минимальным.
Существуют и некоторые психические состояния, и определенные типы людей с преобладающей установкой внимания на тот или иной круг. Так называемый интравертированный тип гораздо более склонен сосредотачиваться на внутреннем и малом кругах, чем противоположный ему тип экстравертированный. Инертная установка на внутренний круг возникает и при некоторых болезненных состояниях, в частности, при так называемой ипохондрии, когда человек неотрывно занят своими ощущениями, со страхом прислушивается к малейшим внутренним шевелениям...
Нам ясно, что не только актеру важно уметь управлять установкой своего внимания. Освоим же первое упражнение.
«ПРОЖЕКТОР»
« Внимание! В моей голове находится прожектор. Его луч может осветить что угодно, с коло с сальной силой и яркостью. Когда он нацелен на что-нибудь, ничего другого уже не существует, все прочее погружается во тьму. Этот прожектор – мое Внимание! Я управляю его лучом как хочу, он вездесущ, он пронзителен. Легко двигаясь, он с огромной яркостью и силой освещает необходимое... »
Такое (по сути) самовнушение должно предшествовать всем упражнениям сосредоточения. «Прожектор »– сугубо служебный образ, может быть, вы придумаете что-то и получше.
Выберите какую-то точку в большом круге: скажем, дальний-дальний огонек или звезду (можно и слуховую точку – какой-нибудь глухой отдаленный шум). Возьмите другую точку у границы малого и внутреннего круга: можно палец или невидимый вам кончик подбородка (обладателям густых длинных бород придется довольствоваться кончиком носа). Теперь совершайте « взмахи » « прожектором » вн и мания от точки к точке и обратно. Упражнение можно выполнять с открытыми глазами и с закр ы тыми, то есть « взмахи » делать чисто внутренние, мысленные. Чередовать.
Не забудьте: «прожектор »схватывает каждую точку с предельной концентрацией и на той и на другой!
Впивайтесь в эти точки всеми своими чувствами, как будто вы их пожираете, испепеляете, гипнотизируете, сами входите в них. А теперь спокойно... Вы прочно, надежно, ненарушимо связаны с ними, это уже не требует от вас никакого усилия... Темпоритмы «взмахов »: по секунде на каждый, по 10 секунд или по минуте, по «н »секунд, на вдох – выдох и т. д. – варьируйте.
...И если я от книги подыму
Глаза и за окно уставлюсь взглядом,
Как будет близко все, как станет рядом,
Сродни и впору сердцу моему!
Но надо глубже вжиться в полутьму
И глаз приноровить к ночным громадам...
Из Рильке, перевод Б. Пастернака.
Очень важно научиться осознавать установку своего внимания и менять ее произвольно.
Если, например, ваше внимание долго было в пределах малого круга (напряженные занятия, печатание на машинке и т. п.), то отдых должен переключать его на большой (прогулка, любование природой) или, в крайнем случае, на средний (подвижные спортивные игры). Такие игры, как шахматы, карты или даже относительно подвижный бильярд, где внимание также остается в основном в малом кругу, не годятся. Отдыхом будет и переключение внимания на внутренний круг: АТ, расслабление, сон.
УЧУСЬ СМОТРЕТЬ
(непрерывное созерцание)
В удобной, свободной, расслабленной позе в течение 1 – 2 – 3 (до 5) минут пристально рассма т ривайте – освещайте « прожектором » внимания – любой предмет (монету, коробку спичек, карандаш, свой палец, чашку и т. д.). При этом можно моргать сколько угодно. Но взгляд должен оставаться в пределах предмета. Вы, возможно, заметите, что внимание, несмотря на то, что вы продолжаете смотреть, стремится оттолкнуться от предмета, уйти куда-то по цепочкам внутренних ассоциаций – возвращайте его снова и снова. Разглядывайте предмет вдоль и поперек, находите все новые мел ь чайшие детали... Повторяйте это упражнение, пока внимание ваше не будет удерживаться на пре д мете легко. (Это значит, что оно само нашло свой оптимальный ритм.)
УЧУСЬ ВНИМАТЬ
(ритмичное созерцание)
Выберите любой предмет. Внимание! Впивайтесь в него « прожектором » и делайте спокойный вдох. Затем также спокойно выдыхайте. На выдохе закрывайте глаза – « стирайте » впечатление. На вдохе снова открывайте и снова впивайтесь, смотрите. Так – до 50 раз. Сделайте наоборот: созерц а ние на выдохе, « стирание » на вдохе. Возьмите любой другой ритм, например: на пять внутренних сч е тов глаза открыты – вы смотрите на предмет, на два следующих – глаза закрываются. Можно с о вмещать счет с дыханием. Вы заметите, что ритмическое сосредоточение дается намного легче.
Для АТ эти упражнения имеют значение как общая тренировка сосредоточения. Второе упражнение – очень хорошая подготовка к описываемому далее приему дыхательной ритмизации самовнушений.
УЧУСЬ ВПИТЫВАТЬ
(мысленное созерцание)
Непрерывно или ритмически созерцайте любой предмет в течение 3 – 4 (или больше) минут. З а тем на 3 – 4 минуты закройте глаза и постарайтесь вызвать мысленно-зрительный образ предмета, целиком и во всех деталях. Открыв глаза, сличите мысленное « фото » с реальным предметом. Повт о ряйте так по 5 – 10 раз в каждом упражнении. Ваша задача – добиться отчетливого внутреннего в и дения. Конечно, оно не будет таким ярким, как наяву – образ будет поначалу походить на размытый силуэт в глубоких сумерках, но неотступность сделает свое дело.
Научившись «впитывать »и мысленно созерцать несложные предметы и фигуры, вы сможете перейти к более обширным картинам и текстам. Ваша зрительная память станет намного мощнее. Дробными последовательными мысленными созерцаниями вы сможете быстро и прочно усваивать любой материал.
Это упражнение применялось в некоторых вариациях еще художниками эпохи Возрождения. Навык управления зрительной памятью, достигаемый им, может с прекрасными результатами использоваться при самовнушениях.
ВНУТРЕННИЙ ВИДЕОСКОП
От полминуты до 2 – 3 минут « впитывайте » взглядом один предмет, предположим, спичечный коробок, затем другой, например, стакан. Пусть оба отчетливо « отпечатаются » в мозгу. Затем мысленно положите коробок в стакан. Наложение может быть двойным, тройным, ритмически-переменным и т. д.
Последние три упражнения особенно полезны тем, кто хочет развить сильное зрительно-пространственное воображение. Освоение их открывает путь к свободному оперированию образами и созданию внутреннего «видеоскопа »– сильного орудия самовнушения и интеллекта.
Некоторым людям, однако, сколько бы они ни старались, вызвать зрительный образ не удается. Не огорчайтесь, это значит, что вам легче, чем другим, дадутся иные упражнения.
КАК ВОЙТИ В СОБСТВЕННЫЙ ПАЛЕЦ
Поверхность тела, как мы уже знаем, есть граница между внешним и внутренним кругом внимания. На любой точке этой поверхности может быть сосредоточенно внимание, как это и происходит непроизвольно при болях, зуде, чувственных наслаждениях и т. п. Наша задача – научиться легко доставать сознательным положительным вниманием любую точку тела и так же легко от нее отключаться.
Фиксация пальца – одно из простейших упражнений. Оно может служить ключом ко всему арсеналу АТ.
Первые упражнения проводятся с указательным пальцем правой (для левшей – левой) руки.
Вариант с открытыми глазами (подготовительный)
Посмотрите внимательно на кончик своего указательного пальца так, словно видите его в первый раз и намерены основательно изучить, словом, созерцайте как внешний объект (стр. 67). Можно применить и ритмическое созерцание. Будет хорошо, если уже при таком созерцании вы ощутите в пальце потепление и пульсацию.
Вариант с закрытыми глазами (основной)
Примите свободную, удобную позу, сидя или лежа, но обязательно так, чтобы указательный палец ваш не висел в воздухе, а находился на чем-то: на вашем колене, на кровати или на ручке кресла – все равно. Закройте глаза и, ни о чем не раздумывая, сразу же направляйте внимание к кончику указательного пальца. Вас интересует только он, этот небольшой участочек кожной поверхности, соприкасающийся со своей опорой. Он занимает теперь ваше внимание, в нем все собралось, и больше ничего интересного на свете на это время не существует; только ваше сосредоточенное внимание и кончик пальца. Теперь это единственная точка вашего контакта с миром, через него вы воспринимаете все. Это огромная воспринимающая поверхность...
Дышите свободнее, не напрягайте руку и палец, не двигайте ими, но и не старайтесь сохранить абсолютную неподвижность. Палец, только кончик пальца... Вам приятно ощущать его контакт с другой материей... Старайтесь представлять себе зрительно каждый миллиметр, каждый микрон поверхности кожи, линию соприкосновения, будто вы рассматриваете их под микроскопом, представляйте, как от нее идут импульсы, токи в мозг... На этом месте тлеет огонек... Импровизируйте, изобретайте что угодно, чтобы внимание продолжало удерживаться...
Конечная фаза упражнения – четкое ощущение тепла и пульса в пальце, нередко – иллюзия увеличения и даже изменения формы.
Это упражнение, будучи само по себе хорошей тренировкой, открывает путь к сосудистому АТ, о котором дальше. Как всякое сосредоточение, оно вызывает состояние частичного самогипноза.
Расфиксация. Чтобы устранить избирательную фиксацию внимания в точке тела, « взма х ните прожектором » в большой круг.
Освоив фиксацию пальца до такой степени, что пульс начинает ощущаться в пределах полуминуты и столь же быстро исчезает при расфиксации, таким же образом позанимайтесь с другими пальцами обеих рук, ног, поочередно и вместе, в разных сочетаниях.
Дальше можно переходить к тренировке сосредоточений на других точках. Здесь можно бесконечно импровизировать.
На психотерапевтических занятиях я заметил, что сосредоточение на некоторых сочетаниях точек – «геометрических фигурах »тела – может способствовать самовнушениям определенных психических состояний. Объясняется это, видимо, тем, что каждое наше состояние представляет собой некий «рисунок »состояния мускулов, кожи, связок и т. д. При ощущении уверенности, например, мы непроизвольно расправляем плечи, при решительном настроении слегка сжимаем кулаки и твердо ставим ноги, при успокоении меняют свою амплитуду движения грудной клетки. Непроизвольное же внимание фиксирует все эти перемены в виде изменений представляемого в мозг «рисунка »тела.
Не буду детализировать, ибо телесные «схемы »психических состояний очень индивидуальны. Но если вы сами поэкспериментируете по этому принципу, то, возможно, откроете для себя что-то полезное.
О ВРЕДНЫХ САМОСОСРЕДОТОЧЕНИЯХ
«Сначала я только подумаю, что у меня может заболеть голова (сердце, ж и вот, позвоночник...) – тут она и начинает болеть, чем больше болит, тем больше думаю, чем больше думаю, тем больше болит... когда я отключаюсь от себя, все х о рошо, но...»
Читателю ясно, о каких состояниях идет речь. Они довольно часты. Вредные самососредоточения возникают по механизму парадоксальных состояний.
Как не думать о белом медведе? Очень просто: думать о черной собаке. О зеленом крокодиле. О пятнистом жирафе... Одно сосредоточение может быть побеждено только другим. Роль отвлекающего сосредоточения при многих неврозах и выполняет АТ.
СОСРЕДОТОЧЕНИЕ – ЭТО ВОЗВРАЩЕНИЕ
(замечание об оптимальных ритмах внимания)
Еще раз вспомним о биомаятниках и о том, что пока мы живы, в нас все движется и вибрирует. Приборы показывают, что даже у неподвижно застывшего часового тело совершает легкие ритмично-аритмичные покачивания. Глаза, уставленные в одну точку, все-таки совершают микродвижения. Даже крепкое сжатие кулака, если разобраться, тоже состоит из последовательных сжатий – разжатий, только очень быстрых, сливающихся...
Так же движется, колеблется и внимание, даже, казалось бы, неподвижно фиксированное на чем-то.
Нет, сосредоточение – это ни в коем случае не неподвижное застывание: это повторное возвращение к предмету внимания, возвращение в наилучшем ритме! Когда ритм оптимален, тогда только и возникает ощущение непрерывности.
Все, что само сосредотачивает, все, что «втягивает »– все ритмично, начиная с простых физиологических актов и кончая ритмами искусства. Если вы хотите, чтобы самовнушения АТ были максимально продуктивными, они должны носить ритмично-возвратный характер.
А главное правило сосредоточения звучит так: не бойтесь отклонения, бойтесь невозвращения!
НА ВКУС, НА ЦВЕТ...
Упражнения вчувствования в слова и вживания в представления помогут вам в дальнейших целенаправленных самовнушениях. Делать их лучше всего в состоянии предварительного расслабления. На каждом представлении сосредотачиваться от 1 до 10 минут.
1. Постарайтесь как можно ярче, вплоть до галлюцинаторности, увидеть и удержать внутре н ним взором:
белые-белые белила;
синюю-синюю синьку;
коричневую корявую корку;
желтый-желтый желток;
красивую красную краску;
зеленую траву.
2.Вызовите образ, почувствуйте вкус:
лимон: кислый-кислый, только что разрезанный;
икра: красная, искристая.
3. Вызовите образ и осязательное ощущение:
колкая иголка;
мягкая вата;
нежный пух.
(От последних двух представлений можно переходить к представлению погружения в мягкую пуховую перину – это хорошее дополнение для общего расслабления. «Погружайтесь »в ванну, «покачивайтесь »в медленно, лениво плывущей лодке, в гамаке и т. п.)
4. Добейтесь максимально ярких образных представлений:
горячий пар кипятка в парильне;
холодное стальное лезвие ножа;
с треском горящий в костре хворост;
холодный влажный платок на лбу.
5. Сюжетные саморазвивающиеся представления – пример:
Пляж у моря. Жаркий день. Палит солнце. Вы в купальном костюме, с наслаждением вытягиваетесь...
Смотрите перед собой в море. «Барашки »... Головы купающихся...
Рассмотрите получше линию горизонта. Что там появляется (силуэт корабля, тучки, в небе самолет...)?
Посмотрите, что происходит вокруг, на берегу (играют дети; собака, мяч...).
Вас разогревает солнце, палит сильно, приходится поворачиваться с боку на бок, хочется искупаться. Входите в воду. Вода прохладная...
Произвольный вызов ярких до галлюцинаторности представлений принято относить к «высшей ступени »АТ. Но некоторым людям они хорошо удаются с самого начала и помогают осваивать «низшие ступени »(пример: через представление «я на пляже »– вызов ощущения тепла в теле). Успех определяется не только глубиной сосредоточения, но и типом восприятия и мышления. У людей с конкретно-образным складом мышления легко возникают сюжетные представления, а через них – самовнушения разных состояний. У тех, кто мыслит больше абстрактными категориями, легче вызываются отдельные ощущения, не связанные ни с какими представлениями.
КАК ДУМАТЬ НИ О ЧЕМ?
(специальные упражнения рассредоточения)
Задача их – прямо противоположная всем предыдущим: создать полную рассредоточенность, блуждание внимания, не позволить ему ни на чем останавливаться – что-то вроде того состояния, которое нормально бывает у бодрствующих младенцев, когда им ничего не нужно.
Длительность упражнений – от 1 до 5 минут.
Первый вариант: с открытыми глазами. «Скольжение ».
Лечь или сесть, уставившись в одну точку (предположим, на стене, расстояние до которой 2 метра). Глазами очертить перед собой круг с центром в этой точке диаметром около метра. Приблизительно через секунду перевести глаза на любую другую точку этого круга, еще через секунду – на другую и так далее – в хаотическом «броуновском »движении. Все мысли и представления отгоняются: вы заняты только соскальзыванием с точки на точку.
Второй вариант: то же самое, но к соскальзыванию вы свой взгляд не понуждаете, пусть он сам скользит куда хочет, в пределах круга Вас ничто больше не интересует.
Третий вариант: с закрытыми глазами – сидя или лежа. Вы просто закрываете глаза и ст а раетесь ни о чем не думать. Это не удается, так как возникают самопроизвольные мысли, предста в ления, воспоминания и т. д. Тогда вы делаете то же, что и в первом варианте: лишь только возникла какая-то мысль, образ, вы стараетесь мягко « соскользнуть » на что-то другое, с этого – на третье и так далее ( « Кошка... Шарф... Стелька... » ). Теперь вы думаете ни о чем, потому что думаете обо всем.Внимание бежит от представления к представлению «в одно касание ». Проделав это в течение 2 – 3 минут, снова совсем освободите внимание, дайте ему идти куда угодно. Еще раз, в чередовании, то же самое. Во время таких упражнений может возникнуть сонливость, некоторым они прекрасно помогают засыпать.
Четвертый вариант: «рождение заново »удается только тем, кто уже хорошо прочувствовал сущность самовнушения.
Закройте глаза. Интенсивно прикажите себе: « Я все забыл. Я ничего не знаю. Все незнакомо » . Далее в течение 2 – 3 минут проделайте внутреннее « касание » , затем быстро откройте глаза.
В случае, если самовнушение сработает, вы увидите знакомую обстановку как бы заново, отчужденно. Повторите это раз 5 – с каждым разом эффект будет усиливаться, вы в какой-то мере приблизитесь к тому первозданному видению, вернее, первоощущению вещей, которое было у вас в младенчестве и которое свойственно взрослому только в первые доли секунды после внезапного просыпания – чистые поверхности, формы, краски, с неопределенным значением, с непонятной взаимной связью... Такое видение долго удержать невозможно – хорошо, если оно продлится несколько секунд.
Упражнения рассредоточения, особенно «рождение заново », помогают при напряженной творческой работе, способствую и отдыху, и всплыванию из подсознания новых идей. Прекрасные результаты дает ритмическое чередование сосредоточения и рассредоточения. Вот один из вариантов.
Пульсация внимания (специальное упражнение для работников умственного труда, тренирующее психическую подвижность).
Сосредоточьтесь на любом предмете, представлении или внутреннем действии. Пусть это б у дет хотя бы « равнобедренный треугольник » или перемножение 395 Х 648. В течение 15 – 20 – 30 с е кунд – интенсивное сосредоточение, после чего резкий обрыв, бросок в состояние полной прострации и ра с слабления, примерно на 10 секунд. Затем снова сосредоточение и снова обрыв – так до 10 раз.
Импровизируйте. Это упражнение рассчитано на мобилизацию подсознательных резервов сосредоточения.
Читатели и читательницы, поставившие себе задачей овладеть психотехникой! Полное представление об АТ вам даст только вся книга в целом, вдоль и поперек. Возвращайтесь же время от времени и к этой главе и данным в ней упражнениям. Ни одно из них в отдельности не гарантирует чуда, но каждое помогает открыть в себе что-то новое и облегчает самостоятельный поиск индивидуального оптимума, который, может статься, окажется действительно чудом.