Библиотека портала. Владимир Львович Леви. Искусство быть собой

Категория: Психотехники Опубликовано 15 Май 2015
Просмотров: 4025

 

ПОСПЕШНОСТЬ ХОРОША ПРИ ЛОВЛЕ БЛОХ.
Народная мудрость


8. СВОЯ МУЗЫКА

Несколько приемов для тренировки психических скоростей. Овладев своим внутренним темпом, вы научитесь спешить не торопясь. Как помочь себе музыкой.

А ТЕМП-ТО ГОЛЫЙ!
«Успеется» – вот мой главный враг, из-за него я потерял столько, что и не ра с сказать... «Успеется» – и я продолжаю лежать в постели, и опаздываю на работу. «Успеется» – и я откладываю выполнение работы тем упорнее, чем она важнее. Эту свою жуткую формулу расхлябанности я осознал после страшной нахлобучки, когда я прошляпил важнейшее дело. «Хватит! – заорал я на себя. – С завтрашнего дня твоей формулой будет «Безотлагательно. Срочно.. Немедленно... Во что бы то ни стало... Сию же минуту...» С завтрашнего... А почему не сегодня? Опять? Нет, шутишь. Теперь или никогда».
Я схватился за дело, как ошпаренный, как спасающийся от смерти. Эту уст а новку я собрал раньше срока и впервые у меня, как ни странно, появился запас св о бодного времени: мне стало нечего откладывать... Стало непривычно легко. Я з а нялся одной штукой, которую давно задумал, и вот именно на ней вдруг почувств о вал, что формула «теперь или никогда» засела в меня... Появилась еще и такая: «главное – успеть главное»... Мне стало интересно тренировать мгновенную «вр а батываемость». Я стал жить так, будто все время опаздываю, и потаенное созн а ние, что на самом-то деле это не так, что это игра, условность – наполняет меня веселым озорством. Пульс моей жизни участился, я все время жму, опережаю – не для плана, а для себя. Это повышает тонус...
Г., радиотехник».
«Когда я понял свой главный недостаток: суетливо-тревожную нервозность, судорожную торопливость, проглатывающую все мое лучшее, даже речь, я решил пойти ва-банк. Медлительность – вот что мне нужно, решил я. И стал вырабат ы вать ее изо дня в день, фанатически медленно. Я расслаблялся, как только мог, пре д ставлял себя кинопленкой, прокручиваемой на самой малой скорости, черепахой, улиткой; представлял, что я на пляже и по всем жилам моим растекается том и тельная лень; что время остановилось, и у меня впереди целая вечность. Флегмат и ком я не стал, иногда судорожность все-таки прорывается, но мне теперь гораздо легче...
Д., студент-дипломник».
«...Темпо-ритм механически, интуитивно или сознательно действует на нашу внутреннюю жизнь, на наше чувство и переживание ».
«...Он самый близкий друг и сотрудник чувства, потому что он является нередко прямым, непосредственным, иногда даже почти механическим возбудителем эмоциональной памяти, следовательно, и самого внутреннего переживания ».
«Нельзя правильно чувствовать при неправильном, несоответствующем темпо-ритме.
Нельзя найти правильный темпо-ритм, не пережив одновременно соответствующего ему чувствования ».
Так писал Станиславский и подтвердил рассуждения экспериментом.
Через «голые »темпо-ритмы, задаваемые метрономами, оказалось возможным «включать »определенные состояния актеров и вместе с ними целые пласты переживаний. Ученикам-актерам предлагалась условная шкала из 10 темпо-ритмов:
№ 1 – предельная пассивность;
№ 2, 3, 4 – постепенный переход к энергичному, бодрому самочувствию;
№ 5 – готовность к любому действию;
№ 6 – настороженное внимание, ритм решений;
№ 7 – преодоление серьезных препятствий, энергичное действие, тревога и радость;
№ 8, 9 – лихорадочный пульс жизни;
№ 10 – миг перед падением, начало безумия.
Для театра это было откровением. В широком же смысле открытие психического действия темпо-ритма было совершено в незапамятные времена. Что такое музыка, если не средство темпо-ритмического включения психических состояний?
Для практических целей достаточно знать, что в каждый момент мы живем в некоем психическом темпе. Это какая-то единая внутренняя скорость, как бы равнодействующая всех скоростей, задаваемых мозгу извне и изнутри, и связанная с тонусом, эмоциями, вниманием и движениями. Выразить ее в абсолютных величинах трудно, потому что у каждого свой индивидуальный внутренний темп и, следовательно, своя система отсчета. Но диапазон все же примерно одинаков у всех, что и позволило создать понятную для всех шкалу музыкальных темпов. Музыкальные темпы – это и есть внешние выразители суммарных психических темпов.
Итак, для одного проблема – ускориться, для другого – замедлиться. Но лично от себя я все же хочу послать
ПРОКЛЯТИЕ СПЕШКЕ!
Все спешат, суетятся, снуют, понукают друг друга, толкаются, беспокоятся, каждый норовит обойти, обогнать, оттереть, занять место, толкнуть, оторвать пуговицу, пролезть вперед, все безумно заняты, безмерно опаздывают, бесконечно раздражены, не задерживайте, поскорее, нельзя ли побыстрей, в темпе, срочно, проходите, ну что вы стали, мне без сдачи, не отпускайте без очереди...
Эта никому не нужная нервозность, лихорадочность, взвинченность, этот въевшийся в подсознание страх не успеть, этот зуд в ногах, руках надпочечниках... Мешает, задерживает, застопоривает... Человек, поддавшийся массовому неврозу спешки, даже не замечает, сколько времени он проводит впустую и с минусом. Он тратит время на спешку... Он расходует на нее драгоценнейшую материю мозга... Он буксует! Еще ни одна очередь не продвинулась ни на секунду быстрей оттого, что стоящие в ней граждане кусаются от нетерпения, зато сколько человеко-часов и человеко-мозгов тратится на выяснение недоразумений, насколько хуже начинают люди в таких условиях соображать и относиться друг к другу.
Наш тезис прост. Поскольку все мы живем в состоянии хронической, рефлекторной спешки, постольку необходимо, в противовес тому, научиться замедляться.
ТИШЕ ЕДЕШЬ – ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ
Наблюдая за собой повседневно, постарайтесь осознать, перебрать, перещупать весь диапазон ваших темпов и начните осваивать пластичное внутреннее замедление.
Медленно и плавно, как только можете, сожмите и разожмите пальцы рук, все вместе и по оч е реди, одной и двух рук вместе. Добейтесь, чтобы не было ни малейшего рывка или остановки. Делайте в таком же духе другие движения.
Переводите медленно глаза с предмета на предмет. Очень медленно. Еще медленней.
Лежа на спине, на низкой подушке (сбрасывание зажимов), медленно, как только можете, пов о рачивайте голову вправо-влево; лучше с закрытыми глазами. Раз 10 – 12.
Замедленно-растянуто произносите слова и фразы.
Ступенчатое переключение: считайте свой пульс вслух и мысленно насчитайте 30 ударов, дал ь ше считайте через один удар – 20 пар, далее через два удара (каждый третий) – 10. То же – с дыхан и ем (за единицу счета принимается каждый вдох – выдох). В обратном порядке.
В течение 2 – 4 минут делайте обычные дела так, как если бы вы были засняты на замедленной кинопленке.
Все то же – ускоренно! Проимитируйте состояние суетливой, тревожной поспешности, подзаведите себя! Вы мечетесь по комнате, что-то ищете! И – вдруг... – снимите, растворите возникшее состояние внутренним замедлением, сбросьте зажимы... Теперь войдите в умеренный темп, сохраняя в нем готовность и к медленному, и к быстрому... Пусть кто-нибудь приказывает переходить из темпа в темп (медленно... быстро... умеренно... быстро... умеренно... медленно... быстро... медленно...). Скачкообразно и постепенно...
Переходы из замедленного в ускоренный темп и обратно очень хорошо тонизируют и тренируют психическую пластичность. Именно легкая смена темпов и сохранение легкости и пластичности в быстроте характерны для самой удачной организации темперамента – сангвинической.
Самая сложная ступень темпо-ритмических упражнений – совмещение разных темпо-ритмов.
Попытайтесь для начала сжимать-разжимать кулак одной руки в медленном, а другой в быстром темпе. Резко чередуйте: правая медленно, левая быстро – правая быстро, левая медленно.
Это удается более или менее скоро, но вот одновременно качать левой ногой в умеренном темпе, сжимать-разжимать правую ладонь в быстром, а левую в медленном – задача поначалу недостижимая. Вы заметите, что разные темпо-ритмы накладываются друг на друга легче всего тогда, когда они имеют какие-то закономерные числовые отношения – скажем, относятся, как 1/3 или 1/4.
Привыкнув отдавать себе отчет в собственном темпо-ритме, научившись его чувствовать и регулировать, вы обретете мощный дополнительный рычаг управления собой, психика ваша станет свободнее и сильнее. Тренировка психического темпо-ритма включается и в курс АТ: «вход» в аутогенное расслабление – это всегда внутреннее замедление, «выход» – ускорение необходимой степени.
Лучший же помощник в темпо-ритмической стороне АТ, как и во всех остальных –
МУЗЫКА
Мы живем в такое время, когда человеку, заботящемуся о своей психике, нужно искать спасения от музыки. Но виной тому – не музыка, а некультурное обращение людей с ней и друг с другом.
Музыкальная сокровищница человечества столь безгранична, современные средства записи и трансляции столь доступны и удобны, что не призвать музыку на помощь своему мозгу просто грешно. Этот призыв может оскорбить страстных почитателей, для которых красота музыки священна. Но, во-первых, есть праздничные пиршества, и есть ежедневное питание, и во-вторых, самые высокие музыкальные ритуалы по своему существу все-таки психогигиеничны.
Чтобы музыка могла стать вашим ежедневным помощником, нужно некоторое время внимательно изучать свои музыкальные реакции. При правильном индивидуальном подборе и правильном способе слушания музыка – лучшее из психических лекарств. Не буду давать никаких рецептов, репертуар должен целиком определяться вашими вкусами и склонностями. При общей нелюбви к музыке о ее применении, конечно, не может быть речи; но люди, лишенные ее поддержки, во многом невозвратимо проигрывают.
Прекрасно, если день начинается и кончается музыкой. Еще лучше, если и среди дня удается устроить хотя бы небольшую музыкальную интермедию, сопроводить музыкой АТ или какое-нибудь иное занятие. При современном изобилии музыковоспроизводящих устройств это, повторяю, несложно, а главное – уметь пользоваться музыкой, ибо она, как всякое большое благо, легко становится злом.
Вот основное.
1. Музыка должна соответствовать вашей внутренней задаче. То, что для расслабления нужна медленная, спокойная музыка, для тонизации – бодрая, всем ясно, но дело не только в этом. Никогда не обращайтесь к той музыке, которая вызывает у вас хоть малейший внутренний протест своим жанром, качеством исполнения, случайными неприятными ассоциациями и т. п. Музыка должна быть исключительно, безоговорочно вашей, любимой.
2. Громкость должна быть оптимально-минимальной – не выше той, которая достаточна, чтобы можно было не напрягать слух.
3. Продолжительность – тоже, выключайте музыку как только замечаете, что ее действие начинает слабеть.
4. Репертуар должен время от времени обновляться.
Для однотипного воздействия (предположим, тонизации по утрам) хорошо иметь по крайней мере три-четыре сменные вещи. Впрочем, «насыщаемость »музыкальной пьесой, как и все другие свойства музыкального восприятия, индивидуальна.
5. Музыка облегчает работу механического типа (в том числе и умственную, например, вычислительные операции – правда, тоже не у всех); но обычно мешает работе, связанной с обдумыванием материала и принятием новых решений; хорошее действие в таких случаях оказывает предварительное прослушивание.

Авторизация

Реклама