С. Давлетшин - директор Национального центра развития русских единоборств "РУССКИЙ СТИЛЬ"
Так получилось, что подавляющее большинство из нас познакомились с системой Рябко уже имея за плечами многолетний опыт занятия единоборствами, как пришедшими с Востока, так и развивающимися у нас в стране достаточно давно. Это и карате, и ушу, и айки-до. Это и длительные занятия рукопашным боем, который практикуется в армейских и силовых государственных структурах.
Причем, речь идет о серьезных занятиях высококвалифицированных мастеров, достигших достаточно высоких результатов. Возвращение нас к родным истокам нельзя отнести к тому, что это дань моде. Скорее всего, это связано с тем, что мы действительно очень мало знали о возникновении и развитии отечественных видов самозащиты без оружия и когда столкнулись с этим искусством вплотную, то оказалось, что это интересно и увлекательно не менее, чем занятия системами самозащиты Востока.
Наставником и тренером является Михаил Васильевич Рябко (М.В.), в недавнем прошлом сотрудник правоохранительных структур, неоднократный участник событий в “горячих точках”, не понаслышке знающий о поведении людей в экстремальных ситуациях.
Для удобства изложения, будем называть данный вид боевого искусства – Системой.
Мы не претендуем на то, чтобы доказывать, кому бы то ни было, преимущества данной системы боя перед другими. В нашем понимании все они хороши и каждый человек выбирает то, что ему кажется лучшим. Уважая выбор каждого занимающегося боевыми искусствами, мы хотим сказать, что в ряду уже широко известных видов боевых искусств существует ещё и другой, во многом отличающийся по своим принципиальным подходам, техническому арсеналу, духовному содержанию. И известным, кстати, во многих странах ближнего и дальнего зарубежья
Один из лучших учеников М. Рябко – Васильев открыл свою школу в Канаде и её представительства в США, Германии, Австралии и еще в 8 странах.
Одним из самых радикальных отличий Системы от других видов боевых искусств является то, что, она построена не на отдельных классифицированных приемах, а на принципах – наиболее общих правилах поведения бойца в любой неожиданно создавшейся ситуации.
В этом её глубокое отличие от таких боевых искусств как самбо, айки-до, карате и т.д. Не подвергая никакому сомнению, эффективность этих боевых систем, заметим, что практика этих видов самозащиты связана с последовательным изучением и отработкой многочисленных приёмов все возрастающей сложности. В зависимости от вида боевой системы эти приемы объединены в более или менее сложные группы.
Продвигаясь по ступеням мастерства, ученик овладевает десятками и сотнями приемов, моделирующих возможные боевые ситуации. Однако нет никакой гарантии того, что в реальной ситуации действия противника не выйдут за рамки изученных и отработанных навыков…
Руководствуясь принципами, Вы приближаете тренировочный процесс к реальной ситуации боя.
Система насчитывает более ста принципов. В нашу задачу не входит перечислять их все. Достаточно сказать, что на одном отдельно взятом принципе Системы можно строить целую школу самозащиты.
Условно можно разделить принципы на основные, и второстепенные. Примером основного принципа может служить принцип естественности
А вот пример иллюстрации этого принципа М.В.: “Вы же не режете булку хлеба, находясь в боевой каратистской стойке и с криком “Киай!”, при этом, еще сурово насупив брови. Вы делаете это буднично и естественно. Неторопливо отрезав кусок и намазав его маслом, вы его съедаете. Так почему в драке обязательно надо прыгать в стойке и угрожающе кричать? Драться надо так же естественно и спокойно. Высшее мастерство заключается в том, что делаете вы это спокойно и незаметно для окружающих, как будто ничего и не произошло”.
Естественно, легко это только на словах! Для того чтобы практически освоить этот принцип, нужно знать и уметь очень многое. Надо научиться правильно ходить, чувствовать и использовать дистанцию, видеть, как нарушается целостность формы противника при его движении, уметь правильно воздействовать на слабые места противника и т.д. и т.п. Иными словами, можно создавать целую школу самозащиты!
Среди основных принципов Системы можно назвать принцип непрерывности движения при работе с противником, принцип движения по направлению приложения силы (по силе), да и многие другие.
К условно второстепенным принципам относятся принципы, использование которых ограничивается конкретными ситуациями или конкретными задачами. Например, перед тренером поставлена задача, в короткий срок научить человека правильно падать. Можно действовать классически, как в борьбе: постелить ковер и начинать с отработки элементов падения, а можно и по-другому: убрать ковер и учесть индивидуальные особенности человека.
Построение Системы по принципам имеет глубокий смысл. Это учит не автоматически запоминать десятки приёмов и отрабатывать их до автоматизма, это учит думать. В ходе тренировок каждый ученик находит для себя новые пути решения того или иного вопроса. После того как тема действительно понята, её можно отдать на откуп телу. Тело само в боевой ситуации применит полученные знания и сделает это быстрее чем голова
Говоря об особенностях обучения, отметим следующее. Традиционным методом обучения считается метод, когда инструктор по своему плану показывает и детально объясняет технические приемы, затем в ходе их отработки учениками подсказывает и разъясняет каждому на что необходимо обратить внимание.
Метод М.В. Рябко скорее относится к нетрадиционным. Его можно сформулировать так: “Меньше слов, больше дела”. В спортивном зале от М.В. практически не услышишь, пространных объяснений смысла того, что он демонстрирует. Он, в общепринятом смысле, вообще ничего не объясняет. Но, повторяем, в общепринятом смысле.
Показывая ту или иную технику, М.В. решает сразу несколько задач.
Во-первых, предлагает ученикам самостоятельно увидеть и, по возможности, понять, что именно демонстрируется. Во-вторых, в ходе демонстрации М.В. исправляет недостатки формы, движения, ощущений своего партнера. Достигается это различными путями. Иногда ученику достаточно показать, что выход из сложного положения существует только при выполнении им вот таких-то конкретных действий. В других случаях ученик находит выход после долгих попыток методом проб и ошибок (и это может быть больно!). В третьем варианте ошибка партнера влечет за собой немедленную расправу (ведь в реальной боевой ситуации ошибка может стоить жизни и противник не простит). А бывает и так, что, несмотря на предпринимаемые М.В. усилия, ученик никак не может понять, что же от него требуется. Видимо он еще не готов к восприятию данной темы и ускорять этот процесс не стоит.
Только самостоятельно понятая техника, становиться твоим достоянием.
После тренировки – обязательное обсуждение в кругу. Каждый по очереди высказывает свое мнение о тренировке, что он понял, усвоил или почувствовал. М.В. слушает, никого не перебивая. Смысл такого ритуала становиться понятным не сразу. Во-первых, это дает М.В. возможность оценить, действительно ли понял тему тот, или иной ученик; во-вторых, это дает возможность и самим ученикам дополнять друг друга в деталях, а то и вообще взглянуть на проблему с другой стороны.
Для того, чтобы легче объяснить некоторые технические положения Системы, осветим некоторые понятия, в частности плоскости и оси.
Передвижение бойцов в ходе тренировки или схватки, удары руками, ногами или применение холодного оружия происходят по определенным правилам и законам. Может быть существуют и другие способы объяснения, но мы воспользуемся тем, что слышим в тренировочном процессе.
Все основные линейные передвижения бойца можно свести к следующей схеме: вправо, влево, вперед, назад и по диагонали.
Это то, что касается горизонтальных плоскостей. Такая же схема может быть применена и к вертикальным плоскостям.
Горизонтальные плоскости могут различаться и уровнем: нижний уровень, средний и верхний уровень. Например, удар палкой в горизонтальных плоскостях может быть нанесен по ногам, туловищу или голове.
В вертикальных плоскостях могут наноситься как вертикальные удары, так и диагональные (секущие). Понятие плоскостей облегчает объяснение движений человека, защищающегося от оружия. Если оружие движется в какой-то плоскости, то при защите от него следует поставить свое тело так, чтобы оно тоже находилось в плоскости движения оружия. Уже это может снизить вероятность пересечения путей тела и оружия и не допустить их столкновения.
В ходе тренировок ученики учатся сначала двигаться по простым, а затем и по более сложным схемам. Это когда плоскости сменяют друг друга по уровням, направлениям, применяются несколько плоскостей.
Понятие осей используется, чтобы объяснить движение двух партнеров относительно друг друга, а также для объяснения нелинейных (круговых) движений одного отдельно взятого партнера.
Для иллюстрации приведем маленький пример. Очень трудно пройти сквозь большое скопление людей, которые движутся навстречу, действуя по принципу “в лоб”, т.е. прямолинейно. Физических сил не хватит. А вот продвигаться вперед, огибая встречного вращением корпуса вокруг оси, вполне возможно. Такое упражнение неоднократно отрабатывалось на тренировках
Однако необходимо отметить, что все эти понятия достаточно условны и существуют для общения приверженцев Системы между собой. В действительности очень трудно описать или объяснить словами то, что показывается М.В. в процессе тренировок, объяснить тот или иной принцип работы или ту или иную технику.
Говоря о техническом арсенале Системы, нужно сказать о его богатстве и разнообразии. Он включает в себя и технику борьбы и ударную (кулачную) технику, работу как с оружием так против вооруженного противника. Система включает в себя технику и тактику проведения реального боя как с одним, так и с несколькими противниками. Подготовленный боец уверенно должен чувствовать себя как стоя на ногах, так и ведя бой лежа на земле, как свободно передвигаясь на площадке, так и в условиях ограниченного пространства (лестничная площадка, тамбур поезда и т.д.).
По большому счету, неважно даже, есть ли у противника в руках холодное оружие, так как Система учит работать не против оружия, а против конкретного человека. Если боец подготовлен в принципиально важных вопросах, то освоить особенности работы против вооруженного противника ему не составит большого труда.
Ударные техники изучаются после соответствующей подготовки тела к приему ударов и их правильному нанесению. Подготовка тела производится постепенно и последовательно, чтобы у ученика выработалась уверенность в том, что его партнер не нанесет ему никакого вреда и чтобы он почувствовал уверенность в себе.
В поединке или групповой схватке трудно избежать того, что удар противника достигнет цели. Это может быть как удар рукой или ногой, так и удар каким-либо предметом, например, палкой. Чтобы смягчить последствия такого попадания надо умело использовать дыхание. М.В. говорил, что не так страшно пропустить удар, как страшно его неправильно принять. Поэтому в тренировочном процессе и сам удар, как таковой, и умение принять его на тело и умение “вытащить” дыханием коварный удар, проникший в тело, изучается только на партнерах. Ни один боксерский мешок не может заменить партнера. Мешок не скажет вам, правильно ли вы нанесли удар или нет. Мешок не вернет вам то, что вы в него вбили с полной уверенностью, что в вас-то так никто и никогда не попадет!
Духовной основой Системы является православие.
Сам М.В. и подавляющее число его учеников являются православными христианами, но из этого не следует, что Система закрыта для представителей других конфессий или атеистов.
В силу этого, её отличительной чертой является оборонительный и лишенный агрессии характер. Система призвана воспитывать у своих приверженцев достоинство, выдержку, умение адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию.
Энциклопедия "Воинское Искусство и Путь воина". ООО "ВИПв"