Цигун – Жемчужина Китая

Категория: Цигун Опубликовано 04 Апрель 2014
Просмотров: 2267
Цигун – Жемчужина КитаяУчение об инь-ян относится к важнейшим понятиям древней китайской философии. Древние думали, что инь и ян - это основное свойство всех вещей во Вселенной. Возникновение и изменение всех вещей в мире - результат столкновения и изменения инь и ян. В "Трактате Хуанди о внутреннем" сказано: "Инь и ян – путь неба и земли, устои и порядок всех вещей, отец и мать изменений и превращений, основа и начало жизни и смерти, вместилище духовной ясности". ("Простые вопросы", глава "Великая теория соответствия явлений инь и ян").
Использование древними учения об инь-ян подготовило почву для множества славных достижений китайской культуры. Оздоровительная система цигун также основывается на учении об инь-ян.

1. Основные понятия учения об инь-ян
Древние философы основополагающий закон всех вещей в мире называли "дао" (путь), считая, что "дао" - это некая невозникающая и неисчезающая тонкая материя - воспроизводящая энергия (цзинци). Она не имеет начала и конца во времени, не имеет ограничений в пространстве. В "Лао-цзы" сказано: "Дао бестелесно. Дао туманно и неопределенно. Однако в его туманности и неопределенности содержатся образы. Оно туманно и неопределенно. Однако в его туманности и неопределенности скрыты вещи. Оно глубоко и темно. Однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы. Эти тончайшие частицы обладают высшей действительностью и достоверностью". Древние думали, что все вещи в мире возникают из воспроизводящей энергии: "Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа (или тьму вещей).
Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию ("Лао-цзы"). Лао-цзы тонко описал процесс преобразования "дао" во все сущства:
1) "дао" порождает "воспроизводящую энергию";
2) "воспроизводящая энергия" порождает инь и ян;
3)  две ци. инь и ян порождают гармничную ци;
4) гармоничная ци порождает все вещи в мире.
Поскольку в результате связи инь и ян возникает гармоничная ци, поэтому для понимания основного закона возникновения и изменения всех вещей в мире необходимо уяснить понятия учения об инь и ян.
а) Инь-ян - это мост между "бытием" и "небытием" Если говорится, что "три рождают все существа", то возникновение всех вещей в действительности является "бытием". В таком случае изначальная матерная (Дао рождает одно), находящаяся в состоянии хаоса, в самом
деле является "небытием". А появление инь и ян (одно рождает два) - это процесс перехода небытия в бытие, и, по существу по-прежнему "небытие". В результате
взаимосвязи и столкновения инь и ян возникает "гармоничная ци" (два рождаюттри). Это первоначальная материя, имеющая и форму, и явления, процесс зарождения "бытия" в "небытии" и вступление на путь "бытия". Эти первоначальные вещи, имеющие форму и
явления, в соответствии с определенным законом сливаются в материальный мир (три рождают все существа). Из этого видно, что две ци: инь и ян - это мост материального мира, на котором в "небытии" рождается "бытие". Конечно, это "небытие" вовсе не является пустотой и отсутствием, а представляет собой воспроизводящую энергию, "имеющую явления" и "имеющую информацию" (как, например, "истинная пустота вовсе не пустота").
б) Инь-ян - это свойство вещей, а не сами вещи Инь-ян - это два названия свойств всех вещей, находящихся в противоположности и единстве, но не сами вещи. Например, человечество делится на мужчин и женщин, мужчины относятся к ян, женщины - к инь,
однако, инь и ян не являются собственно женщинами и мужчинами. К тому же понятие инь-ян – двойственное свойство одной вещи, не связанные вещи нельзя разделить на инь и ян. Например, небо и земля – это двойственное свойство пространства (единой системы),
небо относится к ян, земля - к инь. Однако небо и женщину нельзя разделить на инь и ян, поскольку между ними нет противодействия и взаимосвязи в рамках единой системы. Из-за того, что инь-ян -это просто двойственное свойство любой вещи (живой или неживой), находящейся в противоположности и единстве, поэтому они невидимы, неосязаемы, но все же объективно они существуют. В процессе возникновения и развития материального
субъекта они противостоят друг другу, каждый имеет корень в другом, существуют во взаимопереходе: один - растет, другой - убывает.
в) Инь-ян существуют повсеместно и отличаются многоуровневостью Все явления и вещи имеют свои собственные специфические инь и ян. Все динамическое, поднимающееся, горячее, функцинальное, возбужденное и продвигающееся вперед относится к ян, все
статическое, падающее, холодное, вещественное, заторможенное и отступающее назад относится к инь. Если подойти с точки зрения связи вещей в процессе упражнений гимнастики цигун, то принадлежность к инь- ян видна из табл. 3.
Поскольку явления и вещи разноуровневы, то, естественно, их инь-ян также неодинаковы. Что касается людей, то люди делятся на мужчин и женщин. Это инь-ян уровня человечества. А если говорить о внутренних уровнях тела человека, то с внешней стороны - ян, внутри - инь; спина - ян, живот - инь; полые внутренние органы (фу) - ян, плотные (цзан) - инь и т.д. Следовательно, одни и те же вещи отличаются различными уровнями; может существовать множество разновидностей инь и ян (тысячи и десятки тысяч).
Однако суть их одинакова. Одно делится на два, единство противоположностей, взаимная опора и сосуществование, взаимные превращения - это основной закон инь и ян.
г) Единство противоположности инь-ян, развитие и превращения
Инь и ян являются двумя противоположными сторонами явлений и вещей, а противоположность двух сторон проявляется во взаимной борьбе и взаимообусловленности. Например, изменения, происходящие в течение четырех сезонов (весной - тепло, летом - жарко, осенью - прохладно, зимой - холодно), как раз являются следствием столкновения инь-ци и ян-ци. То же самое происходит и с человеческой жизнью.
В "Хуанди нэйцзин" сказано: "Инь - это форма, ян превращается в ци". Здесь имеется в виду, что инь (воспроизводящая энергия цзин), рассматриваемая в качестве материальной основы человеческой жизни, противостоит ян (жизненной энергии ци), рассматриваемой в
качестве реализации функционального уровня человеческого тела, и превращается в движущую силу, развивающую и совершенствующую жизнедеятельность всего тела.
Следовательно, "инь и ян – это разделение одного на две части" ("Трактат о сходном" - "Лэйцзин").
Однако противоположность инь и ян в качестве двух сторон отличается также взаимообусловленностью. Если слишком много одной стороны, возникает недостаток другой и, напротив, если недостает одной из сторон, также может возникнуть излишек другой. В результате возникает дисбаланс внутри явления или вещи. Если говорить о природе, то это проявляется в виде стихийных бедствий. Если говорить о человеческой жизни, то "инь побеждает - янская болезнь, Ян побеждает - иньская болезнь" ("Простые вопросы", глава "Великая теория соответствия явлений инь-ян")
Изменение и развитие всех вещей в мире происходит также по закону перехода количественных изменений в качественные, стремления к своей противоположности. То есть сами по себе явления и вещи имеют перспективу. Превышение предела, напротив, лишает перспективы. Переполнение ведет к недостатку; приобретение ведет к потере; предел вещи требует своей противоположности.
д) Инь и ян имеют особенности, связанные с взаимодействием и взаимообусловленностью всех вещей Все вещи взаимодействуют и взаимообусловлены: если нет ян, то нет и инь и наоборот. Одна сторона взаимообусловлена другой стороной. "Одинокая инь не растет, ян сам по себе не рождается"; нет инь - ян не изменяется; "инь - внутри, а ян ее
охраняет; ян - снаружи, а инь использует его" ("Простые вопросы", "Великая теория соответствия явлений инь-ян").
Это раскрывает связь материальной основы вещей и явлений с функциональной
информацией. Существование материальной базы (инь внутри) – это основа проявления функциональной информации (ян охраняет), а проявление функциональной информации вещей и явлений (Ян снаружи) - результат движения материи (инь использует). Именно
таким образом все вещи возникают и изменяются в процессе взаимодействия через воздействие и противоречия двух сил - инь и ян.
ж) Инь и ян подчиняются закону, обусловливающему уменьшение одного и рост другого, а также взаимные превращения
Противостояние и взаимообусловленность инь и ян в явлениях и вещах вовсе не
неизменены, а находятся в процессе постоянного движения,  взаимосвязанного уменьшения и роста: "инь отступает - ян растет" или же "инь растет - ян отсутпает".
В определенных условиях дуализм инь-ян всех вещей и явлений имеет также тенденцию к
превращению в  противоположность. Там же в книге "Простые вопросы" сказано: "Усиление инь требует ян, усиление ян требует инь". В процессе тренировок
возникновение движения на пределе статики как раз и есть проявление превращения инь в ян. Вместе с тем для превращения инь-ян в свою противоположность требуются определенные условия. Во-первых, имеются ли внутри вещей и явлений факторы
превращения; во-вторых, имеются ли силы, способствующие  превращению. Во время тренировки главным фактором глубокого вхождения в покой и возникновения внутреннего движения является наличие истинной ци-истинной жизненной энергии, чжэньци. Как только вмешательство "познающего духа-шэнь" снижается до соответствующего уровня, вспыхивает "изначальный дух-шэнь", способность человека
к саморегуляции  восстанавливается, расчищаются продольные каналы (меридианы), прорастание истинной ци может создать "внутреннее движение".
Следовательно, вхождение в покой как раз служит условием, стимулирующим возникновение внутреннего движения.

Цигун – Жемчужина Китая
 
2. Учение об инь-ян и оздоровительный цигун
Учение об инь-ян сыграло важную направляющую роль в деле возникновения, оформления, развития и практических занятий оздоровительным цигуном. В
"Хуанди нэйцзин" во многих местах указывается, что во время тренировок и совершенствования в дао необходимо руководствоваться законом инь-ян.
"В своих знаниях люди глубокой древности следовали инь и ян", "овладевали инь и ян", "жили в гармонии с инь и ян", считая, что "следуешь инь и ян - живешь, отступаешь отиньиян- умираешь". Многие поколения специалистов по цигуну усвоили на практике, что применение учения об инь-ян в ходе тренировок, взращивания жизни служит средством достижения успехов.
Учение об инь-ян – основа диалектического выбора упражнений для тренировки. Цигун
способен оздоравливать и взращивать жизнь, однако, если выбирать упражнения
недиалектически без учета реальных возможностей своего тела, то в данном теле может
произойти слияние инь и ян в единое целое (то есть инь подравнивается, а ян прячется) и,
зачастую, эффективность занятий невелика, практические занятия не совпадают с желаниями, здоровью причиняется вред. Что касается занятий цигуном в целях лечения
болезней, то следует не только диалектически подходить к выбору упражнений с самого начала и в процессе тренировки, но и регулярно проверять изменения инь и ян в своем
теле, менять виды упражнений, избегать крайностей и стремиться к "середине".
Конкретное применение сказанного выше может начинаться с изменений в области сочетания динамики и статики, регулирования дыхания, концентрации внимания в
целях регулирования инь и ян. Если говорить о динамике и статике, то главная цель статической работы - подпитывать взращивание, а главная цель динамической работы – вызвать послабление. Что касается выдохов и вдохов, то главная задача вдоха - подпитывать (бу) взращивание, а главная задача выдоха – вызвать послабление (се). Прямое естественное дыхание, зародышевое дыхание, забываемое дыхание – это искусство податливости инь, большая подпитка жизненной энергией плотных внутренних органов, почек- инь, когда сочетание инь и ян увеличивает полезный эффект.
Глубокое, долгое и сильное обращенное дыхание главным образом усиливает подпитку, однако требует необходимой статической работы с податливостью инь и, сочетаясь с ней, приносит пользу и не причиняет вреда. Долгий выдох и короткий вдох - послабление, а долгий вдох, глубокий вдох или же задержка ци после вдоха в нижней части живота
- это подпитка. Если говорить о зонах концентрации внимания, то верхнее поле пилюли - это полость, служащая для подъема и тренировки янской духовной энергии (ян-шэнь), а нижнее поле пилюли - это область для взращивания инь и подпитки почек.
Следует иметь в виду, что путь инь и ян в теле человека - это безграничный микромир, о котором трудно рассказать исчерпывающе, здесь все сказано в самых общих чертах и
рассчитано на начинающего.
Когда с помощью тренировок добиваются отсутствия формы и действия, мысли и ее
воспроизведение, применяют учение об инь и Ян более высокого смысла. Здесь мы
это опускаем. В общем виде учение об инь-ян при помощи категорий диалектической философии сообщает нам, что все движение в природе по своей сути - это устранение
дисбаланса между инь и ян, стремление к гармонии. В человеческой жизни речь идет об
эволюции и развитии движения материи, а также об основном законе поддержания баланса. Смысл взращивания жизни в оздоровительной системе цигун заключается в поддержании органического равновесия инь и ян. Следовательно, учение об инь-ян
служит основополагающим постулатом оздоровительной системы цигун.

Оздоровительная система цигун - это жемчужина культурного наследия Китая, одно из движений в тради­ционной физической культуре по взращиванию жизни и оздоровле­нию тела, имеющее глубокие корни и длительную историю. Она существует тысячи лет, находясь в борьбе с природой и обществом, используя роль сознания, обобщая опыт саморегуляции на протяжении всей человеческой жизни, являясь наукой, стремящейся к достижению максимальной гармо­нии формы и духа, постигающей тайны жизни. Она представляет собой целостную теоретическую систему и включает в себя выверенные, научные способы тренировки,
1. Целостная концепция жизни человеческого тела
В древности, ведя наблюде­ния за телом человека и природой, сравнивая, обобщая, идя от общего к частному, люди постепенно познавали высшие степени гармо­нии тела и духа, необходимость достижения гармонии в таких специфических огромных систе­мах, как природа и общество. Это и есть целостная специфическая концепция "гармоничного единства неба и человека", содержавшаяся в древней культуре Китая. Эта целостная концепция проявляется в двух областях: целостная концепция неба и человека, а также целостная концепция тела человека.
1.1. Целостная концепция неба и человека
"Тянь" (небо) - это обобщен­ное название неба и земли. "Тяньди" (небо и земля) - это описательное выражение природы в древней культуре. Целостная концепция подразделяется на две части: "взаимопроникновение неба и человека" и "взаимное сходство неба и человека".
а) Взаимопроникновение неба и человека
Древние считали, что жизни человека и природы взаимосвя­заны. Это проявляется следующим образом.
Во-первых, коренной источник неба, земли и человека - единая ци. Человек, небо, земля, природа возникают путем превращений из единой ци. В "Трактате о великом покое" ("Тайпинцэин") сказано; "У неба, земли и человека корень един: изначальная ци, Она разделяется на три тела, но у каждого есть предок и
названия: великий ян, великая инь и центральная гармония'".
"Форменные тела имеют три названия: небо, земля и человек". То есть человек, небо и земля являются частью природы, вскормлены ею. Если принять человека и различные предметы за главное тело, то небо и земля являются окружающей человека и предметы средой. Учитывая, что между человеком, всеми вещами, небом и землей поделена тонкая энергия (цэинци), то возникла непрекращающаяся циркуляция тонкой энергии в этих трех частях. Человек аккумулирует тонкую энергию неба и земли, все вещи аккумулируют тонкую энергию человека, небо и земля аккумулируют тонкую энергию всех вещей. В результате образуется постоянная циркуляция, бесконеч­ность порождений и превращений в природе. Таким образом, древние считали, что основная цель взращивания жизни заключается как раз в необходимости аккумулирования всего ценного, что есть на небе и на земле, и сохранении всего ценного, что содержится в собственном теле. Во-вторых, теснейшая связь между человеком и всеми вещами. Хотя человек имеет специфические формы движения своего тела, однако, его основные формы движения (поднимание-опускание, движения вперед-назад, внутрь-наружу, открывание-закрывание) совпадают с формами движения всех вещей, а также взаимопроникают. В "Чжуан-цзы" сказано: "Все вещи дуют друг на друга за счет дыхания". Это движение «внутрь-наружу», свойственное человеку и всем вещам, собирается между небом и землей, связывая воедино человека и все вещи. Следующие поколения специалистов в области цигуна говорили так: "Вдыхаешь, небо и земля присоединяются, и все вдыхают; выдыхаешь, небо и земля присоединя­ются, и все выдыхают, небо и человек слива­ются". В этом есть определенный смысл. В-третьих, небо, человек и все вещи представляют собой единое целое. Человеческая жизнь протекает между небом, землей и всеми вещами, образуя взаимо­проникновение "неба и человека", органическое целое, ядром которого служат 5 плотных внутренних органов (см. табл. 1).

Цигун – Жемчужина Китая
Табл.1
Эти вещи, кажущиеся на первый взгляд притянутыми искусственно, содержат всё же в себе ценный опыт древних и имеют большое значение непосредственно для знатоков цигуна. Древние китайские специалисты по взращиванию жизни последователь­но отразили в этой большой системе определенные закономерности, использование различных условий для гармонии своего тела. В "Трактате о внутреннем" ("Нэйцэин") сказано: "Эти четыре сезона инь и ян - корень и основа всех вещей". Поэтому мудрец весной и летом взращивает ян, а осенью и зимой - инь, следуя их корням.
б) Взаимное сходство неба и человека
Сходство неба и человека - это дальнейшее развитие учения о единой ци, коренном источнике неба и человека. Древние считали, что небо и земля - это инь-ян-великий предел, а тело человека – тоже инь-ян-великий предел. "Тело человека - это маленькие небо и земля". Эта теория очень часто упоминается в "Трактате о внутреннем" Хуанди ("Хуанди нэй-цзин"). В главе "теория разделения и соединения инь-ян" сказано: "Слышал, что небо - это ян, земля -это инь, солнце - это ян, луна - это инь, большие и малые месяцы, 360 дней - это один год, человек также соответствует этому".

2. Целостная концепция тела человека
Целостная концепция тела человека включает в себя три части: целостную концепцию "сердца" (души) и плоти, целостную концепцию плоти человека и локальное отражение.
а) Целостная концепция сердца (или духовной энергии шэнь) и плоти.
Древние рассматривали психику человека и его плоть как единое целое и на этой основе вели наблюдение за жизнедеятельностью человека, полагая, что воспроизводящая энергия (цзин), жизненная энергия (ци) и духовная энергия (шэнь) являются тремя главными факторами жизни. Деятельность"сердца"связана с постоянством и изменениями, спокойствием и опасностями для жизни тела человека. В книге "Простые вопросы" ("Сувэнь") в главе  "Классическая теория тайн орхидеи души-лин" сказано: "Сердце - главный чиновник, в нём проявляется просветленность духа-шэнь... Если главенствует просветленность, то нисходит спокойствие, способствует взращиванию жизни и ведет к долголетию... Если главенствует не просветлённость и 12 чиновников несут угрозу, это закрывает Путь (Дао), возникает непроходимость, форме наносится большая травма и таким образом взращивание жизни попадает в беду". Это говорит нам о том, какое важное место занимает в жизнедеятельности человеческого тела "сердце", служащее "чиновником", ведающим сознанием, психикой. Древние знатоки цигуна особо подчеркивали  важность регулировки сердца (души)". В "Чжуан-цзы" указывалось "охватишь дух-шэнь покоем и тело само выпрямляется". В великом учении сказано: если хочешь добиться саморегуляции своего тела, необходимо выпрямить свое сердце, если ты хочешь выпрямить своё сердце, сначало сделай искренним свои мысли.
Последующие поколения специалистов в области цигуна так же уделяли повышенное внимание регулированию воспроизводящей, жизненной и духовной энергий, рассматривая регуляцию тела как комплекса    
б). Целостная концепция плоти человека
"Плоть человека (форма) представляет собой единое целое, Все части человеческого тела образуют органическое целое, ядром которого служат внутренние органы, С внешней стороны человеческого тела рассматриваются  четыре конечности и сто костей, а внутри - пять плотных и шесть полых внутренних органов, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. В организме плотный орган с плотным органом, полый орган с полым органом, плотный орган с полым органом, плотные и полые органы со всеми частями тела органично связаны. В том числе существуют следующие связи
1. Между плотными внутренними органами существуют отношения взаимопорождения и взаимоподавления. Отношения между 5-ю плотными внутренними органами строятся на основе взаимного порождения и взаимного преодоления в соответствии к принадлежности к 5 стихиям (см. табл.1).
Взаимное порождение: дерево - огонь - почва - металл - вода - дерево
Взаимное преодоление: дерево - почва - вода - огонь - металл - дерево
Из-за того, что 5 плотво порождают друг друга, их жизненная энергия порождается бесконечно. Взаимное подавление 5 плотво так же не может возникать и не сдерживаться, поэтому между ними поддерживается баланс
2. Плотные внутренние органы (цзан) - это инь, внутреннее. Полые внутренние органы (фу) - это ян, внешнее. Каждый плотный внутренний орган сочетается с полым внутренним органом (см. табл.1).
3.Пять плотво органично связаны со всеми частями человеческого тела. Опыт практического применения цигуна свидетельствует о том, что использование древними метода принадлежности к инь-ян и пяти стихиям для объяснении подчинённости всех частей тела человека пяти плотным внутренним органам, имеет определенный смысл
в). Целостная концепция локального отражения
Все составные части тела способны отражать движение жизни всего тела. Это еще одно проявление целостности челове­ческого тела. В следствие того, что энергия "ци", поддерживающая жизнедеятельность тела человека пронизывает все тело, поэтому в определенной степени информация всего тела может проявиться в какой-либо части тела. Например, состояние плотных и полых внутренних органов может отражаться на цвете языка (включая налет на языке), а так же может отражаться на выражении глаз человека. Точка цунь на запястье (на лучевой артерии), куда поступает информация от 5 плотво и 6 полво используется в китайской медицине для пульсовой диагнос­тики заболеваний. Помимо этого, на лице (рис. 1) и на коже руки до локтя отражено все тело (рис. 2), сеть кровеносных сосудов и биологически активных точек также отражает состояние всего тела. Одним словом, все части тела человека содержат информацию о всем теле. Развитие в последнее время иглоукалывания ушей, ног, головы, рук, носа служит еще одним доказательством этого положения.

Цигун – Жемчужина Китая
Цигун – Жемчужина Китая


Таким образом, целостная концепция жизни человека у древних человеческую жизнь рассматривала как слияние неба и человека, как единство воспроизводящей, жизненной и духовной энергий, как органи­ческое целое, ядром которого являются 5 плотных внутренних органов. Практика цигуна, насчитывающая несколько тысяч лет, подтверждает правильность этой теории

Сюэ Выньчжи, Тан Шилинь
Переводчик М.М. Богачихин

Журнал "Боевые Искусства Планеты"

Авторизация

Реклама