Надо сказать, что из всей разминки айкидо тори-фуне и фури-тама являются важнeйшими упражнениями. Айкидо унаследовало их из традиционного айки-дзю-дзюцу. Их специфика заключается в том, что в процессе выполнения тренируется ощущение "центра", т.е. устойчивости, баланса, укорененности. Основной ошибкой при выполнении тори-фуне является слишком большие наклоны вперед и назад и слишком активная работа руками в ущерб работе центра.
Гораздо важнее при каждом "И" и "Хо" хотя бы на 10-15 см. переносить вес тела с ноги на ногу (сохраняя спину прямой) и таким образом включать в работу центр, чем делать большие наклоны, оставаясь в позиции, при которой вес распределен по 50% на каждую ногу. *
Тори-фуне также называемое фунэ-коги-ундо. Имитация гребли на лодке.
Клип 1. Тори-Фуне. Обычно данное упражнение выполняется три раза. Первый раз выполняется в левосторонней стойке, Хидари-Ханми и при этом произносится звук И-Хо. И - при движении вперёд, Хо- при движении назад. Обычно упражнение повторяется 10-15 раз. Однако здесь все зависит от того, насколько точно инструктор чувствует зал. Иногда достаточно нескольких упражнений, иногда - не хватает и 10-ти минут до достижения залом определенного "рабочего" уровня.
Клип 2. Затем стойка меняется на правостороннюю - Миги-ханми. В этой стойке также идёт повтор данного упражнения и произносится звук И-Са, И-Са.
Клип 3. Тори-Фуне. Вид спереди. Вторая смена стойки вновь - Хидари-Ханми при этом произносится Е-Ей, Е-Ей.
Клип 4. Тот же вид спереди. Но более детально показана работа рук
Фури-тама (“вибрация духа; встряска жизненной силы”). Используется после фунэ-коги-ундо.
Клип 5. Обычно первый раз Фури-Тама делается после первого Тури-Фуне в Хидари-Ханми со звуком И-Хо, И-Хо, второй раз - после второго движения в Миги-Ханми со звуком И-Са, и третий - после Тури-Фуне в Хидари-Ханми со звуком Е-Ей, Е-Ей.
В принципе упражнение делается каждый раз одинаково, отличаться может только траектория, по которой руки приводятся к центру. Или большим круговым движением через стороны, или круговым движением (при котором ладони держатся вместе) перед собой. В данном случае сэнсей показывает только одно движение через стороны, но если варианты приведения рук к центру будут чередоваться, то это ни в коем случае не будет являться ошибкой. Необходимо также обратить внимание на то движение, которое выполняют руки, после того как приходят к центру. Движение должно идти по небольшому кругу от себя, на уровне центра. Для данной школы айкидо принципиально именно такое положение рук как показывает сэнсей, т.е. правая рука должна быть сверху.
Клип 6. Тоже упражнение. Вид спереди. Здесь явно видно, что правая рука у учителя наверху. Причём очень важно вовремя свести руки вместе, чтобы движение вниз проходило через центральную ось тела.
"Энциклопедия айкидо". Федерация айкидо России, ООО "ВИПв"