Каратэ против Айкидо

Категория: Айкидо Опубликовано 18 Февраль 2014
Просмотров: 5289
Демонстрация техники айкидоСравнение двух традиционных, однако, кажущихся такими разными японских стилей
В данной статье собраны материалы сравнения двух стилей, в которых использованы мысли и высказывания Стивена Сигала (6-й дан айкидо, популярный киноактер, известный в нашей стране по фильму «Никко»).
Сегодня в мире существует примерно 1200-1500 различных боевых искусств. В каждой стране есть как свои собственные виды борьбы, так и многочисленные разновидности определенных традиционных стилей. К тому же и многие мастера боевых искусств положили начало собственным стилям, внеся свой вклад в общую массу боевых систем.
Некоторые стили, на вид резко отличающиеся друг от друга, имеют в корне много общего. Существуют стили, различающиеся по своим принципам и концепциям, однако похожие друг на друга в чем-то другом. Некоторые так называемые мягкие стили выполняются более жестко, чем некоторые жесткие стили. И наоборот.
Большинство считает, что айкидо и шотокан-каратэ сильно отличаются друг от друга. Кажется, что эти два боевых искусства находятся на противоположных полюсах, название которым «мягкость» и «жесткость». Айкидо считается мягким стилем, а шотокан — жестким. Тем не менее, у них много общего.
Хотя многие считают айкидо пассивным стилем, инструктор айкидо высокого ранга Стивен Сигал с этим не согласен. «Основная цель айкидо восходит к первоначальной концепции боевых искусств: убить противника, — отмечает Сигал, проживший в Японии 15 лет и изучивший айкидо в главном доджо (зале для занятий) Токио. — Все умственные и абстрактные духовные блага основаны на этом. Вы должны уметь убить и быть способными отсечь в мыслях все, что связывает с жизнью, чтобы обладать способностью давать жизнь».
Стивен Сигал также подчеркивает, что подлинное айкидо чрезвычайно опасно. Неподготовленный человек не умеет падать или сливаться в бросками. В реальной схватке он наверняка сломает суставы, спину или шею. И наоборот, многие считают шотокан-каратэ жестким стилем. Тем не менее на различных умственных и технических уровнях шотокан выглядит намного мягче.
Давайте рассмотрим начальные этапы обучения каратистов и айкидоистов. Начинающий каратист обычно выполняет основной удар кулаком, используя при этом только силу мышц. Он напрягает мышцы во время всего выполнения приема. Мускулы сокращаются и работают друг против друга. Однако после нескольких месяцев или года тренировок каратист умеет расслабляться во время нанесения удара и не напрягается даже в конце, а как бы центрирует и «соединяет» свое тело при завершении приема. Для достижения такого уровня необходимо огромное количество тренировок. На более высоком уровне каратист выполняет этот прием при полном физическом расслаблении, но при великолепном единстве своего тела и огромной внутренней силе во время всего приема. Такой удар выглядит самым мягким, но практически он самый проникающий из всех четырех уровней.
Очень маленький процент каратистов достигает такого высокого уровня техники. Каратист должен найти самый эффективный, оптимальный способ наносить удары, и это достигается путем постоянных и усердных тренировок при соответствующем душевном состоянии.
Такое же положение существует и в айкидо. Большинство приемов в айкидо, говорил Сигал, основано на квадрате, треугольнике или круге. Новичок выполняет прием, в основе которого лежит квадрат. После 6 месяцев или года упорных тренировок он переходит к треугольнику. Постепенно, после года или двух лет занятий, он перейдет к кругу. На этом уровне приемы выполняются эффективно и экономно, с наименьшей затратой сил. Круг рождает плавную, непрерывную спираль.
Таким образом, хотя первые несколько лет обучения в айкидо и каратэ отличаются друг от друга, эволюция техники очень похожа. Каждый из стилей переходит от более структурного и жесткого состояния к более расслабленному, эффективному и оптимальному.
Система присвоения рангов в айкидо и каратэ некоторым образом отличаются, но и в том, и другом стиле есть дан (черный пояс), который определяет одинаковое техническое, умственное и духовное развитие. Обе системы основаны на занятиях в течение всей жизни и самосовершенствовании.
Морихей Уэшиба, основатель айкидо, которого часто называют Великим Учителем, был очень загадочным и духовным человеком. Стивен Сигал полагает, что Великий Учитель основал свою систему присвоения рангов на представлениях о древней вершине Синто. Он говорил, что девять кругов вокруг внешней части вершины представляют собой планеты. Средний круг представляет собой святой рай на земле.
Система присвоения рангов основателя шотокан-каратэ Гитина Фунакоси основана на 5 данах. Пять уровней охватывают занятие этим боевым искусством в течение всей жизни, соответствуя 10 данам в айкидо. Фунакоси использовал уже созданные системы аттестации в дзюдо и кендо в качестве модели.
Хотя в айкидо система присвоения рангов состоит из 10 данов, процесс развития почти такой же, как и в каратэ. А этапы эволюции также чрезвычайно напоминают восточные религии. Для первых двух рангов в айкидо очень важно прочное знание основ и комбинаций, а также понимание стратегии. Для 3-го и 4-го рангов необходимо сильное КИ (внутренняя энергия). На этих этапах занимающиеся отличаются скромным, спокойным складом ума. На 5-м уровне подчеркивается духовность и ощущение внутренней связи с Вселенной.
Следующие пять рангов также ассоциируются с таинственной и духовной сущностью техники. На этих уровнях также обогащаются и целительные способности человека, и умение сосредоточить КИ. По словам Сигала, очень немногие в айкидо обладают такими способностями.
Даже различные уровни стратегии и боевых качеств в айкидо и каратэ очень похожи. Первый уровень контроля над противником осуществляется через комбинации. На следующем этапе, когда ваш противник движется, вы его уже поразили или нанесли ему удар. А на следующем этапе вы настолько сильнее его, что он не может двигаться. Затем учатся тому, как лишить противника боевого духа, а после этого — как использовать движущую силу противника против него самого. Внешний уровень предполагает полное предотвращение конфронтации — по сути, гармонизацию ситуации.
Уэсиба и Фунакоси очень отличались друг от друга как личности, однако их взгляды на концепции и принципы боевых искусств почти совпадали. Сравните, к примеру, следующие высказывания этих двух выдающихся мастеров боевых искусств.
Уэсиба: «Через айки распространяйте всю свою силу для достижения мирной гармонии с Вселенной».
Фунакоси: «Помните о контрасте внутри этих трех элементов — сила и слабость в мощи; расширение и сокращение в теле, быстрое и медленное исполнение в технике».
Уэсиба: «Под победой подразумевается одержание победы над духом разногласий в самом себе, выполнение возложенной нами самими миссии».
Фунакоси: «Познай врага и познай самого себя, через сотню сражений ты никогда не будешь в опасности».
Уэсиба: «Победа и поражение — не настоящее будо. Настоящее будо не знает поражения».
Хотя каратэ и айкидо идут разными путями, и в том, и в другом можно достичь одинакового уровня как умственного развития, так и уровня совершенства техники. Даже такие требующие умения приемы, как сбрасывание атакующего и техника входа, имеют много общего. Хотя существует незначительное различие в движениях рук и ног, основные элементы и принципы исполнения те же.
Сходные черты, присущие обоим боевым искусствам, выделяются в следующие категории: умонастроение, уравновешенность, связь, выбор времени, расстояние (дистанция), бедра и положение тела. Сходство в умонастроении, при котором выполняется тот или иной прием, существует потому, что занимающийся должен мысленно расстаться с жизнью до того, как на него нападут. Он должен войти в это состояние, для того, чтобы он мог как бы слиться со своим противником. В этом состоянии отсутствует сознательное мышление — японцы называют его «мусин».
Принципы айкидо и каратэ применяются в рамках очень похожих параметров. И в том, и в другом стилях нужно уметь двигаться очень эффективно и экономно, без применения внешней силы или сопротивления. Разум, тело и бедра действуют как единое целое, приводимое в движение невероятным внутренним чувством и моральной силой.
У Уэсибы на этот счет есть высказывание: «Мой противник не может отнять у меня силу, поскольку я не использую таковую».
Тот, кот сумеет найти для себя такое состояние, будет обладать большей скоростью. Он может тренироваться в течение многих лет, чтобы стать на долю секунды быстрее, а в боевых искусствах доля секунды — это вопрос жизни и смерти.
Что происходит, когда перед вами противник, равный вам по физическим способностям и мастерству? Что является решающим фактором в таком поединке?
Ответ: разум — самый важный фактор из всех. Тот, кто отшлифовал свой рассудок до состояния яркого, сияющего кристалла, без всяких душевных преград, будет иметь преимущества. Для того чтобы достичь такого состояния, нужно пройти через любые барьеры боли, эмоции страха и сомнений. При этом для занимающегося обучение проходит в чрезвычайно суровых и строгих условиях. Он должен познать ад, для того чтобы уметь оценить рай. Тот, кто обладает душевным преимуществом, знает и мысленно чувствует, что он победит своего противника еще до начала схватки.

* * *
Почему для большинства мастеров боевых искусств так трудно объединить и гармонизировать различные принципы? Занимающийся должен уметь освобождаться от нереалистических концепций и теорий в своем обучении. Ему нужны хорошие старшие ученики и инструкторы, которые бы им руководили, но прежде всего он должен полагаться на самого себя.
Не побежденный означает не сражающийся.
Фунакоси: «Одержать 100 побед в 100 схватках не означает обладать наивысшим мастерством. Покорить противника, не сражаясь — вот наивысшее мастерство».
Уэсиба: «Внутреннее состояние должно быть, как огромное, спокойное море».
Фунакоси: «Подлинно великий человек не выведен из душевного равновесия, даже когда он сталкивается с неожиданной или кризисной ситуацией.
Уэсиба: «Суть айкидо заключается не в схватках с другими».
Фунакоси: «Того, кто по-настоящему тренируется таким образом и на самом деле понимает каратэ-до, нелегко втянуть в поединок».
Как видно из этих высказываний, как Фунакоси, так и Уэсиба подчеркивали не только важность единства тела и души, но и важность единства физических занятий и жизни.

Авторизация

Реклама