Все, кто принимал когда-либо участие в аттестационных экзаменах Федерации Айкидо Великобритании, знают, что выступление оценивается по десяти категориям: Стиль и Отношение, Правильность техники, Эффективность техники, Плавность и гибкость, Кокю-рёку, Позиция, Укеми, Ма-ай, Дзансин, Дух. В недавнем обсуждении аттестационных экзаменов Канэцука сэнсей обратил внимание на следующее:
Самая важная категория – Стиль и Отношение. Если у вас нет соответствующего стиля и отношения, вы не сможете учиться. Практика боевых искусств начинается с рэй и заканчивается рэй. А рэй не просто означает “поклон”. Все ваши действия должны быть проникнуты духом рэй. Айкидо должно присутствовать в ваших чувствах, в вашем сердце. Необходимо, чтобы это отражалось и в вашем выступлении, в поведении во время экзамена. Если ваше отношение агрессивно, оно покажет себя. Рэй означает уважение к вашему партнеру. Основной вопрос, который нужно задавать самим себе: “Почему мы занимаемся Айкидо?”
Что касается Правильности техники, мы ждем от вас внимания к деталям. Например, в Шомен-учи Иккё – к тому, как экзаменующийся берет руку уке. К тому, когда и как он использует тэ-гатана (“руку-меч”). К тому, как он заканчивает технику, наскоько правильно делает удержание. Форма (ката) – это первое, что вы должны себе отчетливо представлять.
Эффективность техники – результат правильного кокю-рёку, ма-ай и расчёта времени; в применении силы нет необходимости. Если вы применяете силу, это означает, что в основе своей ваша техника как техника Айкидо неэффективна. Также должен быть эффективен ваш контроль уке. Но имеется в виду не агрессивный контроль. Может быть, лучше будет выразить это так: “ведете” вы своего партнера или нет, сохраняете ли вы хороший контакт на протяжении всей техники. Особенно это важно для низших степеней: они могут выполнять техники правильно в том, что касается основных моментов, но, тем не менее, их техники в действительности могут и не работать. На аттестационных экзаменах мы должны иметь возможность наблюдать, как обучающиеся прогрессируют в результате практики.
В отношении Плавности и Гибкости в последние годы жизни Дошу написал где-то, что, если вы слишком много думаете, вы не сможете быть плавным. Ваше Айкидо не должно напоминать движения робота. Вам нужно быть расслабленным и восприимчивым. Если вы негибки, будет трудно достигнуть правильного ма-ай. Дело не только в том, как вы расположены относительно друг друга. Ма-ай подразумевает все ваше тело от одного мгновения к следующему. Плавность также включает в себя хороший, естественный ритм ваших движений. Техники не должны исполняться отрывисто или поспешно.
Хорошая Позиция (сисэй) – один из самых важных для нас моментов в аттестационных экзаменах. Хотя это не означает, что вы должны держаться, как статуя. В то же самое время нужно быть расслабленным. Не нужно смотреть вниз, нужно смотреть прямо вперед: мы называем это мэ-цки. Учитывается и ма-ай, что не есть только физическая дистанция между вами и партнером: это еще и правильный расчет времени. Быть в правильной позиции в нужный момент. Если вам приходится думать об этом, вы не сможете этого достигнуть. Вот почему так важна бесконечная тренировка. Правильное ощущение ма-ай, на самом деле, очень трудно развить.
Несмотря на то, что Укеми часто переводится как “страховка”, по-японски это значит “принимать телом”. Когда мы выполняем страховку, мы падаем на землю правильным способом, чтобы избежать травм. Но укеми означает еще и принимать технику корректно в качестве уке. Не быть жестким и неподдающимся и, в то же время, не быть пассивным и мягким; сохранять центр и суметь выполнить контр-движение, если техника не работает. Уке не следует прыгать без необходимости (уходя от атаки), когда он принимает техники наге; ему следует принимать их центром и поддерживать контакт.
Дзансин: концентрация. Вам нужно знать не только о непосредственном нападающем, но и возможности другой атаки. Даже когда кажется, что действие закончено, вы должны быть в готовности на случай, если нападающий вернется и начнет атаковать вновь. Вы не должны быть небрежны; сохранение дзансин означает, что вы уважаете своего партнера. Что касается Духа, здесь имеется в виду не “боевой дух”. У вас не должно возникать мысли о причинении боли нападающему. Очевидно, лучше перевести это как “позитивный дух”. Не должно возникать чувства “ухода, бегства, спасения”: встречайте партнера лицом к лицу. И, конечно, уке тоже должен вести себя позитивно: не пассивно, не играть в поддавки с партнером.
Кокю-рёку этот термин очень сложно выразить словами. Буквально это означает “сила дыхания”, но мы понимаем это больше как что-то наподобие “направляющей энергии”. Как связать центр с силой тяжести и позволить энергии течь по этой линии и выходить через вашу руку, когда та поднимается в оборонительном движении для контакта с партнером, выносится вперед и снова идет вниз в круговом движении. Как сохранять чувство расширения в ваших движениях, словно воздушный шар или раскрывающийся зонтик.
(*) наблюдения Канэцука сэнсея, записанные Питером Миганом.
Статья из мультимедийного издания "Энциклопедия Айкидо". Федерация Айкидо России, ООО «ВИПв» .