Лучшие тренеры. Валерий Волостных

Категория: Боевое самбо Опубликовано 23 Июнь 2016
Просмотров: 6436

Лучшие тренеры. Валерий ВолостныхВолостных Валерий Валентинович
Профессор кафедры физического воспитания и спорта Московского Энергетического Института - МЭИ(ТУ)/с 2011г. НИУ МЭИ/, первый вице-президент Федерации боевого самбо России, председатель Международной Коллегии судей Всемирной Федерации боевого самбо, мастер спорта СССР по самбо, мастер спорта СССР по дзюдо, мастер спорта РСФСР по национальной борьбе, заслуженный мастер боевого самбо.

Имеет третий дан, чёрный пояс по джиу-джитсу, первый дан, чёрный пояс по катеда-рю дзиссен кемпо, пятый дан modern ju-jutsu(Martial Arts Association-International), пятый дан KOBUDO(Martial Arts Association-International), пятый дан ANTI NERROR SISTEM speed defense(Martial Arts Association-International).
Главный тренер сборной команды России по боевому самбо.



Биографические данные
Волостных Валерий Валентинович родился 21мая 1953г. в г. Жуковский МО; в 1977 г. окончил МЭИ, получил второе высшее образование (аспирантура ВНИИФК), защитив в 1997 г. кандидатскую, кандидат педагогических наук; с 1978г.- руководитель отделения борьбы кафедры физвоспитания и спорта МЭИ(ТУ) , заместитель зав. кафедры физвоспитания и спорта МЭИ(ТУ) по научной работе, ученый секретарь кафедры; педагогический стаж - 34 года; в 1993-1998 гг. параллельно работал инструктором по специальной и физической подготовке службы безопасности банка «Российский кредит», в 1999-2004г.г. инструктором ЧОП «Ральф» по боевому самбо, в 2005 году инструктором по боевому самбо службы безопасности ЧОП «Галс»; Ученик заслуженного мастера спорта, заслуженного тренера СССР А.А. Харлампиева, тренировался и выступал на соревнованиях под руководством А.А. Харлампиева; регулярно, под руководством и совместно с Анатолием Аркадьевичем Харлампиевым, проводил показательные выступления по боевому разделу самбо на различных спортивных и культурных мероприятиях Москвы и Подмосковья, проводил семинары по боевому разделу самбо с подразделениями ДНД и комсомольско-молодежными оперативными отрядами; является 50-ым мастером спорта СССР по борьбе самбо, подготовленным А.А. Харлампиевым; принимал участие в съемках 15 художественных кинофильмов в качестве каскадера и постановщика трюков («ТАСС уполномочен заявить», «Непобедимый», «И на камнях растут деревья», «До первой крови», «Зверобой», «После дождичка в четверг», «Мужская компания» и др.); подготовил: 12 мастеров спорта по самбо, дзюдо, 4 мастера спорта по джиу-джитсу, 1 мастера спорта России международного класса по самбо, 35 мастеров боевого самбо, 8 мастеров боевого самбо международного класса, 7 чемпионов Мира по боевому самбо; среди учеников чемпионы и призеры всероссийских и международных соревнований, чемпионатов Москвы, России, Европы, Евразии и Мира по боевому самбо, абсолютным поединкам «Бои без правил», Mixfight М1, панкратиону, джиу-джитсу, а также борьбе самбо, дзюдо и рукопашному бою; имеет более 50 научно-публицистических, учебных и методических работ опубликованных в журналах, сборниках научных трудов, книгах, учебных видеофильмах (учебные книги и видеофильмы по данным экспертизы Российской Государственной Академии физической культуры рекомендованы в качестве учебных информационных методических пособий для отделений единоборств ВУЗов и ДЮСШ), 2-х томник «Энциклопедия боевого самбо», учебные видеофильмы «Боевое самбо для всех», «Алгоритм победы» публикуются и тиражируются в Японии фирмой «Quest».



Статьи, интервью. Интервью мультимедийному издательству ООО "ВИПв"

Валерий Валентинович, Вы являетесь учеником заслуженного тренера СССР А.А. Харлампиева. Что Вы можете сказать о своём наставнике.
С учётом того, что какая то часть интересующихся историей развития Воинского Искусства на территории СССР и России считает его основателем САМБО, а другая, что его «назначили» основателем, в связи с тем, что Ощепков оказался «врагом народа».
Так например Михаил Иванович Тихомиров, многие годы возглавлявший Всероссийскую федерацию САМБО, Европейскую федерацию САМБО и Международную федерацию Любительского Самбо в нашей энциклопедии «Воинское Искусство и Путь воина» чётко называет основателями Ощепкова и Спиридонова, а Харлампиева упоминает лишь в числе последователей. Цитирую:
«Становление Самбо связано с именами последователей Ощепкова и Спиридонова, спортсменов-тренеров А. А. Харлампиева, И. В. Васильева, В. Ф. Маслова, Е. М. Чумакова, В. М. Андреева, Х. И. Ниниашвили, Л.Б. Турина, Р. Школьникова»...



Клип 1. Мемориальная доска на здании МЭИ и фрагмент книги о Харлампиеве.

Почему Жуковский - считается отцом русской авиации. Ведь не из-за того, что он начал самый первый собирать или изобретать самолёты. Дело в том, что он подвёл некую основу в отечественной авиации.
Так же и Харлампиев. После него пошло то САМБО, которое мы знаем - борьба в одежде. Он впервые на конференции 38-го года озвучил разработанную им ранее систему классификации и терминологии русского вида - «Борьбы Вольного Стиля» (потом она приобрела своё нынешнее название - САМБО). Неизвестно, что бы было, если бы остался жив глубоко всеми нами почитаемый Ощепков, в каком бы направлении он работал. Он в основном работал по дзюдо. Понятно, что он увидел недостатки этого японского национального вида борьбы, пытался что то изменить, но до конца сказать во что это бы вылилось, заранее нельзя.
Мы считаем, что именно благодаря Харлампиеву, появилось то САМБО, которое мы знаем. Ну и помимо этого он воспитал огромное количество учеников, которые потом всё это развивали. И в общем то нынешнее САМБО благодаря ему мы и знаем.
Спиридонов работал в области чисто боевого раздела именно в Динамо для школ НКВД. В основном это было соединение такое, больше механическое, джиу-джитсу, элементов бокса, других систем, в такую боевую систему. Это одна из попыток в области самозащиты. Помимо Спиридонова там был Нил Ознобишин, Луценко… Разные там были люди, которые пытались и делали это по своему.
Но фундаментальная система пошла именно после Харлампиева. Так же, как в периодической таблице Менделеева были и есть пустые места, которые стали заполняться вновь открываемыми элементами, так же и в системе, разработанной Харлампиевым эти места можно занимать новыми приёмами, новыми элементами. Его разработки остались, они дальше в развитии. Можно продолжать его дело именно пользуясь этими разработками, этими таблицами, которые благодаря ему и появились.

Художественный фильм «Непобедимый», посвящённый памяти Харлампиева, имеет ли под собой какое либо реальное значение?
Естественно это ни какая не автобиография, хотя здесь есть элементы биографии. Анатолий Аркадьевич ездил во многие республики и все его в этих местах знают. Он проводил там семинары, сборы, именно благодаря этим поездкам, этой организационной работе САМБО в нынешнем виде и появилось. Соединение лучших элементов национальных видов борьбы и, так сказать, некоторых зарубежных.

Валерий Валентинович, в своё время вы снялись во множестве художественных фильмов в эпизодических ролях (массовых сценах боестолкновений с холодным оружием, обычных драках), или же в качестве дублёров актёров, которым по сценарию нужно было красиво победить или проиграть своим соперникам. Раз мы уже заговорили о фильме «Непобедимый, расскажите о Вашем в нём участии.

Работа в этом фильме очень памятна для меня, ведь «Непобедимый» посвящён памяти моего учителя. Мне довелось в нём сыграть одну маленькую, эпизодическую роль бойца красноармейца, «экзаменатора» главного героя.


2
Клип 2. Фрагмент из Художественного фильма «Непобедимый»*.

А так же в качестве дублёров актёров, играющих роли бандита Джафара и мастера национальной борьбы Хайдара Корифа. То есть, на ближних планах снимались сами актёры, а когда в кадре должны были быть элементы схватки, снимались на средних, и дальних планах уже мы, каскадёры.

Ну с Джафаром мне всё понятно.



Клип 3. Фрагмент из Художественного фильма «Непобедимый»*.

А как быть с Хайдаром Корифом? Ведь он тяжелее Вас раза в два. Его оббегать то нужно минимум пару часов.



Клип 4. Фрагмент из Художественного фильма «Непобедимый»*.

В кино нет ничего невозможного, меня «просто» окручивали пролоном и надевали несколько халатов…
Вообще, пользуясь случаем, хочу выразить сожаление, что это пока единственный фильм, посвящённый САМБО и очень надеюсь на то, что нашему виду Воинского Искусства посвятят ещё не одну работу. При всём моём уважении к другим видам единоборств, отмечу, что Боевое САМБО, как минимум, ничуть не хуже. За примерами далеко ходить не надо…

Может быть уже всеобщее понимание, что «ничуть не хуже», пришедшее сравнительно недавно, после восхождения на Олимп Фёдора Емельяненко и выльется в то, что у нас появятся актёры уровня Брюса Ли, Джекки Чана, Чака Нориса, Стивен Сигала, пропагандирующие отечественный вид единоборства?
Что они тут же появятся, как только возникнет соответствующий спрос, никто из знающих уровень наших единоборцев не сомневается. И будут, ещё раз употреблю понравившееся нам обоим словосочетание, ничуть не хуже упомянутых Вами. Хотелось бы надеяться, что такой спрос всё-таки возникнет.

Валерий Валентинович, а перечисленные мной киноактёры, забыл ещё в этот список включить Жан Клод Ван-Дамма, касательно вопросов, которые мы будем рассматривать в этой энциклопедии, отличаются как-то друг от друга?
Безусловно, отличаются. И главный критерий отличия - направления, которые они представляют.
Так, например, Брюс Ли, Джекки Чан, Жан Клод Ван-Дамм, Бенни Уркидес - в основном представляют спортивное, бытовое и криминальное направления;
Чак Норрис - во многих эпизодах и сюжетах демонстрирует элементы полицейского и армейского направления;
Стивен Сигал - элементы подготовки представителей спецслужб с наиболее экономной и комплексной прикладной подготовкой...

Валерий Валентинович, Вы, безусловно, входите в круг людей оказывающих непосредственное влияние на развитие боевого самбо. А кто, помимо Харлампиева, оказал влияние на Вас самого как на спортсмена, тренера, организатора?
С Анатолием Аркадьевичем был связан Алексей Штурмин - один из основателей и организаторов советского каратэ. Мы совместно с ним и представителями его школы приезжали в разные организации, инстанции, делали показательные выступления. Харлампиев комментировал. Считалась, что это его экспериментальная группа, которая изучает каратэ в чистом виде.
Я не мог не заинтересоваться новым в то время для нас видом воинского искусства и, с ведома и разрешения Анатолия Аркадьевича, начал заниматься каратэ. Сначала, у одного из учеников Штурмина, стилем СЭНЭ.
После этого я познакомился с Володей Ишковым, представителем школы Киокушинкай (он тоже окончил МЭИ), и стал у него тренироваться.
В настоящее время мы с ним продолжаем сотрудничать, но уже в области научно-методической работы по боевому самбо, выпускаем учебные пособия по различным разделам боевого самбо, а также по тренажёрной подготовке единоборца-универсала.
Потом познакомился с Сергеем Жуковым (в недавнем прошлом президентом федерации Тайского бокса России). И мы активно стали тренироваться именно по этой версии. Полный контакт, кроме ударов руками в голову. В то время многим, в том числе и мне, казалось, что это именно то, что надо. Я очень активно тренировался. Что то взял у Танюшкина (считающегося основателем школы Киокушинкай в СССР), потом появился Анджей Древняк, у которого тот же Танюшкин сдавал экзамен на первый и, в последствии, на следующие даны.
Анджей Древняк мастер высокого уровня, в то время у него был второй дан по каратэ Киокушинкай, или выше, я могу ошибиться, параллельно у него был третий или 4-й дан по дзюдо. Т.е. он выступал на соревнованиях самого высокого уровня по дзюдо, плюс участвовал в чемпионатах мира по Киокушинкай. Когда Анджей приезжал в Москву, то принимал экзамены у представителей школы. От него шли многие новые веяния.
А тренировались мы при МЭИ, в танцевальном зале на верхнем этаже ДК, на паркете. Было очень интересно, но через какое то время этот интерес стал понемногу затухать. Ведь мне очень хотелось выступать в поединках и сочетать вместе ударные навыки и навыки борьбы. Думал, что вот, наконец, я нашёл то, что искал. Но оказалось, что там было тоже полно всяких ограничений. Нельзя было брать захват, бросать и т.п. И это при том, что тогда ещё Киокушинкай не выглядел таким «дуболомным», как сейчас (я имею ввиду спортивную версию). Смотрю иногда соревнования и вижу, как бойцы стоят на расстоянии полуметра и бьют друг друга в грудь. Кто кого пробьёт. А в грудь долбить - глупость какая то. В реальности так никто бить не будет. Здесь может быть одежда, бронежилет. Чего набивать свою грудь, накачивать. Это никогда в жизни не пригодиться. По настоящему в голову нужно бить и в пах…
В каком то смысле у меня опустились руки, но в это время я познакомился с системой Вадима Вязьмина - «Дхарма Марга».
Вязьмина я знал давно. Он тоже тренировался у Харлампиева. И всё время меня звал, но не рассказывал о том, что делает. Просто приглашал и всё.
Я вежливо отказывался, потом как-то пришёл к нему, но сначала не понял этой системы и не стал ходить на тренировки.
Но, возможно, через некоторое время, на каком то уровне я осознал, что в его системе есть очень ценные и интересные вещи, что нужно поучиться и почерпнуть для себя это новое и вернулся опять к нему. Позвонил и опять начал тренироваться. Он мне ничего не объяснял сначала, говоря, что ты имитируй всё, а понимание придёт. И я, как ученик, стал скрупулезно всё делать. Мы приходили в Битцевский парк и тренировались в лесу, при любой погоде, на траве, на снегу, под дождём и т.п.
Постепенно, он начал объяснять смысл тех или иных движений. И со временем я увидел, стройность этой системы. Система Каратэ, по сравнению с ней показалась мне менее интересной и не такой глубокой. Я начал заниматься интенсивнее, параллельно с занятиями у Харлампиева.
То есть, потренировавшись от 3 до 6 часов в парке, я приходил ещё в зал бороться. Максимально тренировки доходили до 8 часов в день.
Тогда я уже понял манеры боя, энергетические наполнения, движения в «таттвах», позиции, для чего это всё. Начал шлифовать, изучать.

Откуда появилась эта система? Кто научил самого Вязьмина?
Система, с моей точки зрения, успешная попытка автора восстановить методы подготовки и боевые приёмы древних индийских воинов. Вадим Вязьмин как исследователь провёл огромную работу, перевёл большой объём текстов с санскрита и добытую информацию начал прорабатывать на практике, тренируясь сам и тренируя учеников.



Клип 5. Фрагмент показательных выступлений учеников Вязьмина*.

Естественно, важнейшим фактором являлось то, что он был сам хорошо подготовлен. Был учеником Харлампиева, а также работал и в Штурминской системе.
Вязьмин, на протяжении некоторого времени, сделав несколько выпусков учеников, на практике отшлифовал эту систему, и она получила своё завершение.
И, по моему, уже не так важно, так ли готовились и вели поединок индийские воины, и насколько восстановленная исследователем картина близка к той реальности. Тем более, что этого мы не сможем узнать никогда. Важно то, что БОЕВАЯ ЙОГА (Дхарма Марга) эффективно работает в экстремальной ситуации.
С моей же точки зрения, Дхарма Марга отвечает и современным требованиям, она очень интересная. Причём, в ней присутствует не только боевой, но и медицинский аспект, что говорит о полном и всестороннем подходе не только к единоборству, но и к здоровью человека.

В Ваших разговорах со мной Вы очень часто и с очень уважительными интонациями упоминаете Борисова. Ваше совместное пособие по боевому самбо мы используем в первом томе. Как Вы с ним познакомились?
К Николаю Ивановичу Борисову я пришёл как ученик, уже имея за плечами опыт занятий каратэ (по версиям СЭНЭ и Киокушинкай) и Дхарма Марга, ну и естественно САМБО. Как спортсмен, он был мастером спорта ещё в 50-х - 60-х годах. Выступал на высоком уровне.
Когда я познакомился с Николаем Ивановичем, то не знал, как впрочем, и многие, что он крупный специалист по Боевому разделу САМБО. Он не афишировал этого.



Клип 6. Фрагмент показательных выступлений**. Борисов со своим учеником.

Часть знаний к нему перешла по наследству (его отец во время войны был инструктором по подготовке диверсионных групп). И он сам с тех времён об этом думал и как то по своему продвигал это и совершенствовал. Вёл секцию, т.е. все задумки и идеи он на практике пропускал через себя.
Видя, что я тоже склонен к боевым единоборствам, он меня приглашал к себе.
В начале у меня к этому было немного скептическое отношение. Вроде я и так был довольно квалифицированным спортсменом и рукопашником.
Как спортсмен, я тогда ещё выступал, и мне было почти не важно, какого веса соперник.
Мой вес в то время был 82 кг, и приезжая на Всесоюзные турниры по борьбе самбо, первые два дня я боролся в 82, а потом в 90 или 100 кг. просился. И боролся, занимал призовые места и в общем не чувствовал их преимущества, спортивная форма у меня была в то время очень хорошая.



Клип 7. Фрагмент показательных выступлений**.

И как рукопашник мог спарринговать и бить и бороться, кому хочешь, ногу, руку «отломать», бросить - проблем не было вообще. До сих пор жалею, что в то время не было таких универсальных соревнований, которые мы сейчас сделали. А когда сделали, объективно сами были не в такой форме. И возраст уже не позволял...

Как же всё-таки пришли к Николаю Ивановичу в качестве ученика? Ведь многие спортсмены смотрят, как правило, на все новые вещи свысока. Они считают себя выше, и отношение ко всему новому примерно такое: «А, ерунда всё это».
Но и те, кто так не считают, просто стесняются, будучи мастерами, условно говоря, надевать белый пояс и становиться в строй вместе с новичками.
Как и в случае с Вязьминым, мне помогло то, что я не стеснялся учиться. Если мне что-то интересно, и я вижу, что это можно почерпнуть, то чего стесняться. И я на личном опыте убедился в правильности такого подхода.
Даже вот Ваш пример с новичками. В начале я, где-то тоже так думал, но очень быстро понял, что ошибаюсь. Конечно, среди учеников не было такого высококвалифицированного спортсмена как я, но были очень хорошие и сильные в прикладном плане ребята. А ведь в «прикладухе» не всегда нужен спортсмен высокого класса, в этих вещах далеко не всегда это самое главное…

Можете привести на примере, как проходил тренировочный процесс?
Я Вам расскажу, как я пропустил через себя методику тренировки рефлекса.
Вот простое задание - кувырок, вскакиваю и человек нападает. Вроде ерунда. Но тренер со мной ставил в пару здорового парня, килограмм 90 - 100, в перчатках и давал ему задание - бить по настоящему. И я даже с кувырка не успевал вскочить, что бы защититься. Т.е. он меня специально ставил в такие условия, для того, что бы тело почувствовало. Я вижу, что простое упражнение, а тело в стрессе. И Борисов мне подсказал, что бы я, ещё не вскакивая, наносил удар ногой. И действительно, только такая форма действий помогала хоть как то выходить из такой ситуации, потому что вскочить и что то сделать просто не успеваешь.
Я почувствовал, когда серию таких упражнений проходишь, кажущихся вроде бы простыми, но на самом деле они могут быть очень непросты. Всё зависит от жёсткости нападения.
Если партнёр в перчатках бьет по настоящему, то у тебя уже возникает стресс, ну или мини стресс. Нужно решить задачу, а она практически невыполнимая и ты начинаешь думать, как её решить всё-таки. Такое состояние после этих упражнений, что тебе просто хочется, что бы кто-то напал. Уже твое тело само знает, как себя вести, например, на сантиметр сдвинуться и ты уже отвечаешь правильно. После того, как ты прошёл горнило всех этих усложнений.
Естественно, я такого не делаю сейчас на своих тренировках. Во первых, у меня сейчас разный состав людей, просто могут быть нежелательные травмы. Этого не нужно на первом этапе. Но, в общем, я знаю, как сделать, чтобы человек вырос. В общем - в большей степени это тренировка психики.
Я это прошёл, прочувствовал и понял.

А когда Вы из ученика превратились в партнёра?
Через какое то время, Николай Иванович уже, глядя со стороны, посчитал, что как учитель дал мне почти всё, что мог.
Мы стали вместе и беседовать и обсуждать теоретические вопросы, совместно стали проводить семинары в различных силовых структурах и спортивных организациях, изучали видео материалы. Всё это вылилось в то, что мы вместе пришли к выводу, что нужно сделать пособие по боевому самбо. Так, в результате совместной работы с Николаем Ивановичем Борисовым появилось методическое пособие «Боевое самбо: введение в систему.

А сейчас он ведёт группы по боевому самбо?
К сожалению, сейчас здоровье не позволяет ему делать это в такой степени, как раньше. Тренировки проводят его ученики. Николай Иванович приходит, но, как говорится, уже по минимуму.
Но и до сих пор, мысленно мы вместе. Я всегда буду благодарен ему за наше плодотворное сотрудничество.

Валерий Валентинович, чем всё-таки отличается реальный бой от спортивного поединка.
Здесь я бы выделил два аспекта:
А. Если рассматривать только технику, которую спортсмен-единоборец отрабатывает в зале, то в реальном поединке он должен использовать лишь ограниченное число приёмов. Я бы сказал, что существует некий узкий коридор, по которому можно «идти» в ситуации реального поединка.



Клип 8. Отработка ударной техники для спортивного поединка.



Клип 9. Отработка ударной техники для реального боя.

Б. Если же говорить о технике, применяемой в реальном бою, то она может быть неизмеримо многообразнее техники любого спортивного единоборства. Я имею ввиду то, что в реальном поединке можно бить по глазам, ломать пальцы, схватить какой-нибудь подручный предмет, например, камень и нанести им удар.
То же самое можно сказать о методах и формах боя и т.д. и т.п.
И здесь уже наоборот, спортивный поединок можно сравнить с коридором в здании реального боя

Коридор в здании и здание. Как это сравнение сопоставить с Вашим стремлением приблизить спортивный поединок по боевому самбо к реальному бою.
Иногда я слышу, например, такие высказывании: «Что это у Вас за так называемые абсолютные поединки, если нельзя, допустим, кусаться». Как будто подготовленный человек легко предоставит такую возможность. Да он, скорее, скрутит противника так, что надкусить он сможет лишь какую то свою часть тела…
Конечно, мы не можем допускать того, чтобы бойцы наносили друг другу удары в пах и в глаза, ломали пальцы...
Гладиаторский бой должен проходить в цивилизованной форме. Но, тем не менее, мы стремимся к сведению ограничений до минимума.

Приведите какой-нибудь пример движения в этом направлении
Ну, например, снятие куртки. Некоторые соревнования мы проводим по системе жёсткого поединка и в объёдинённых весовых категориях.
Причём первый период проводится в кутках и если нет досрочной победы, то второй период выигрывающий боец проводит уже с обнажённым торсом. Таким образом, мы активизируем проигравшего первый период, ставя его в более сложные условия (в виду отсутствия возможности делать захват). Возможен также решающий период, в котором оба соперника ведут бой с обнажённым торсом
То есть решается задача прикладности, с возможностью стремиться победить в любой ситуации.

Да, интересное нововведение. Это я видел только на соревнованиях по версии Вашей федерации. Когда каркас привычных правил постепенно исчезает, восприятие боя и, соответственно, мышление бойца меняется
Боец должен мыслить категориями поединка, а не категориями механического соединения борьбы и бокса. Он должен осознавать, что удар и бросок - средства для достижения досрочной победы. Но, как Вы отметили, произнеся слово «постепенно», придти к мышлению категориями очень трудно.
Поэтому, я всегда говорил и ещё раз готов повторить, что для воспитания настоящего универсального бойца нужна планомерная специальная комплексная подготовка, начатая уже с юношеского возраста.



Клип 10. Фрагмент соревнований по боевому самбо



Клип 11. Фрагменты соревнований по боевому самбо

Но это не значит, что если к нам приходят ударники или борцы, мы отказываемся с ними работать.

(*) Художественный фильм «Непобедимый», Киностудия имени Горького, 1983 год.
Автор сценария - Павел Лунгин
Режиссер - Юрий Борецкий
В ролях: Андрей Ростоцкий, Нурмухан Жантурин, Едгор Сагдиев, Гульнара Дусматова
Приключения.
Действие фильма происходит в конце 20-х годов в Средней Азии. Герой фильма Андрей Хромов - прототип основоположника борьбы самбо Анатолия Харлампиева - старательно осваивает приемы национальных восточных единоборств, которые делают его неуязвимым даже для местных басмачей.

(**) Съёмки были сделаны во время приезда настоятеля Шаолиньского монастыря в Россию. Он приехал с тремя учениками, которые делали показательные выступления. Поездку организовал центр Российско-Китайской дружбы, накануне дней китайской культуры. Лет 10 назад это было.


Интервью для журнала «Братишка»
Прикладной раздел боевого самбо менее известен широкой публике, чем спортивный, но отчасти из-за этого и более интересен. Именно прикладной раздел может дать ошеломительные и сногсшибательные ответы на «уличные» вопросы о курении и месте жительства. Квалифицированно и всеобъемлюще осветить актуальную тему уличной самозащиты может, наверное, общепризнанный специалист по боевому самбо - Валерий Волостных, признанный мастер, хорошо известный всем, кто интересуется этим видом единоборств.

- Обычно на улице нападают толпой. Какой ответ боевое самбо дает на «привычные вопросы» уличной шпаны?
- Еще Харлампиев говорил, что можно побежать. Вся группа не может бежать с одной скоростью, в ряд или полукругом - кто-то вырывается вперед. Работаешь с ним, и получается поединок, а не бой со всеми. Одного быстренько нейтрализовал, и дальше бежать. Еще кто-то вырвется вперед - и его. И так далее. Толпа вытягивается в линию на бегу. Плохо, если тебя окружили. Тогда надо встать спиной к стене или чему-то подобному. Реальная ситуация не похожа на кино. Особенно если у нападающих есть еще какой-то уровень подготовки. Чудес не бывает. Бесконтактные бои, показываемые на эстраде, не сработают. Иначе в серьезных ситуациях это давно бы уже применялось: группами захвата, спецназом. В «Норд-Осте» применили газ и огнестрельное оружие, никаких бесконтактных рукопашных боев не было. Во всех армиях мира применяют оружие, а не эстрадные чудеса.

- То есть критерий истинности - практический результат?
- Конечно, а как по-другому? В случае с бесконтактным боем результата, как правило, нет. Результаты на эстраде - это показательные выступления, как и в айкидо. Нет проверки на практике.

- Кстати, как профессор кафедры физвоспитания и спорта, скажите: должен ли боец разбираться в теории спортивной науки?
- В большей степени должен знать нюансы тренер. Этим он от спортсмена и отличается: спортсмен из любого вида единоборств может просто показать свой коронный, излюбленный прием или какую-то наработанную тактику. А тренер должен дать школу, показывать не свое, а веер, разнообразную технику. Это еще Харлампиев говорил: «Не делай, как я». И из этого многообразия техники, которое осваивает ученик, в результате отработки приемов выкристаллизовывается круг излюбленных приемов - это если мы говорим о спорте. И на основе этого в подсознании возникает динамический стереотип. Человек автоматически проделывает свои коронные элементы на высоком уровне. Он может порой победить только при помощи этого небольшого круга приемов, сформированного в результате большой работы.
Ну а если мы говорим о прикладном разделе, там круг приемов еще более узкий. Многообразия техники не нужно - потому что у человека не должно быть проблемы выбора. В экстремальной ситуации все должно быть быстро - этим и отличается прикладной поединок от спортивного. Прикладная схватка обычно возникает неожиданно, в экстремальных условиях. В спорте мы приблизительно знаем, что и как. Стресс может возникнуть только оттого, что на психику давят титулы соперника (если о них знаем) или сама атмосфера соревнований. А в остальном примерно все равное - на ковер выходят противники одинакового уровня. Такого не бывает, чтобы чемпиону мира или заслуженному мастеру спорта противостоял новичок.
На улице мы не знаем, кто против нас выходит. Страх и происходит от неизвестности. При этом на улице обычно большой нападает на маленького. Или несколько противников - два-три человека, что тоже давит на психику. А ведь бывает и такое, что у нападающего есть оружие: кирпич, палка, нож и даже пистолет. Это тоже повышает уровень стресса у того, на кого нападают. Поэтому на улице желательно сработать быстро.
И если в голове в этот момент возникнет проблема выбора, мы начнем вспоминать, какие приемы знаем, как руку поставить, как схватить - мы упустим драгоценное время. Пока человек будет вспоминать - ему уже дадут дубиной по башке.

- Валерий Валентинович, так что же делать в случае реальной угрозы? И как в такой стрессовой ситуации поступает мастер боевого самбо? На чем он останавливает свой выбор?
- Когда круг рациональных приемов узок, то проблемы выбора нет. В прикладном разделе мы не даем много техники - у человека будет каша в голове, да и может быть мало времени на тренировки. Поэтому даем только самое рациональное, самое-самое нужное, ничего лишнего. У человека не должно быть путаницы в голове, только принципы: естественных движений, сохранения равновесия, ухода с линии атаки, вхождения в зону ближнего боя, атаки по уязвимым зонам, комбинационный (серийный) принцип. Серийный - это значит делать ставку не на один удар, а на серию. Если провести аналогию с оружием, то это не один выстрел из пистолета или пушки, а залп ракетной установки, когда накрывается целый квадрат. Так что даже целиться почти не надо. Нельзя надеяться на один удар и ждать, что противник упадет, как в фильмах про карате: противник может быть в бронежилете, рука может чуть соскользнуть. Всегда должен быть запас надежности - и принцип серийности его дает. Что-то не прошло, тебя это не волнует - сразу четыре-пять движений! Все беспрерывно. Еще есть принцип быстроты реагирования, ощущения действия. И психика должна быть натренирована. Например, взяли за руку, сразу уходишь с линии атаки, не ждешь чего-то там, не думаешь. Причем с линии возможной атаки - пусть ее реально и нет. Но она может быть!

- Размышлять здесь некогда…
- Конечно. Если начнешь задумываться, то упустишь момент, и когда будет атака, среагировать уже не успеешь. Поэтому только тебя взяли за руку, ты уже находишься сбоку или за спиной противника. И уже имеешь преимущество. Пусть он даже не будет бить, но агрессию он уже проявил. И ты можешь его уничтожить, травмировать или задержать - смотря по задаче.
Поэтому при изучении прикладного раздела всем дается один и тот же узкий круг технических элементов. Каждый спортсмен опытным путем, на основе практики, соревнований приходит к каким-то движениям, которые у него получаются лучше всего. И этот круг приемов шлифуется как бы сам собой. И для создания этого круга нужно смотреть не на чьи-то коронные приемы, а изучить классическую школу: делать броски через бедро, через спину, мельницу, через голову, зацепы, подсечки, обвивы и так далее. И из всего многообразия ты возьмешь свои элементы, что-то тебе больше будет нравиться, что-то будет лучше получаться в зависимости от телосложения, психики. И за счет этого круга своих приемов, которые у тебя здорово будут получаться, ты отчасти и будешь побеждать - если речь идет о технике. Кроме этого есть и физические качества, волевые, психологическая подготовка.

- Но как найти этой «свой» комплекс приемов? Смотреть на мастеров? Копировать их движения?
- Если мы опять завели разговор о теории, то ни один спортсмен, даже чемпион, феноменально владеющий какими-то приемами, не может «зеркально» передать ученику свои приемы. Все делают по-своему. В общем, нужно давать весь комплекс технических элементов, а уж каждый сам возьмет из него свое. Тренер, конечно, может посоветовать, определить наиболее приемлемые для ученика приемы, технические элементы. Но не рекомендовать: «Я так делаю, повторяй за мной». Это восточный подход. Там у учеников нет критического восприятия, просто слепое копирование. И многие, даже сенсеи, не могут объяснить, почему они выполняют тот или иной элемент именно так. У нас иной менталитет, мы не можем, не задумываясь, повторять, как роботы - показали, и вперед.
Подход к изучению должен быть критичным: ты можешь сомневаться, задавать вопросы. В борцовских техниках, идущих из глубины веков, есть ценные вещи, но есть и «мусор», который надо выметать. А мы бездумно берем все вместе. Зачем? И живем мы здесь, а не в той же Японии. Я считаю, что все надо адаптировать к нашей почве. Россия - в центре континента: между севером и югом, западом и востоком. Все пути сходятся здесь. Мы должны брать все лучшее, и не только в единоборствах.
Не нужно стесняться учиться у кого-либо, если мы видим, что это рационально, интересно, правильно. Я и сам не стеснялся заниматься у Н. Борисова и В. Вязьмина (мастера борьбы дхарма-мага).

- То есть ничего нельзя принимать на веру, всегда надо задаваться вопросом: для чего это нужно, в чем цель?
- А как же? В этом и есть суть научного познания. В условиях войны такой подход неприменим, так как самостоятельность скажется на дисциплине. А в тренировочных условиях, конечно, нужно задумываться. Показывают мне какие-то движения хитрые - на чем они основаны? Но у каждого тренера свой подход, своя методика. Это вопрос педагогики. Можно сразу все досконально объяснить. Можно потом. В педагогике есть так называемый «проблемный метод»: создать проблему, чтобы человек сам дошел до ее решения. То есть не разжевываешь ему все, не рассказываешь до конца, и человек сам приходит к решению. Ценный метод. И понимание сути вопроса в этом случае более глубокое.

- Вы упомянули «проблемный метод». Имеет ли он отношение к стрессовой методике, когда перед учеником ставится задача и создаются такие условия, что он вынужден ее выполнить?
- Для прикладной подготовки «проблемный метод» подходит меньше, так как прежде всего мы тренируем быстроту реагирования - в основном проблема в этом. Нужно мгновенно среагировать, не испугавшись. «Проблемный метод» больше подходит спорту, так как он направлен на постепенное осознание некоторых вещей, в большей степени технических элементов. Человек не спеша доходит до того, почему в той ситуации лучше подсесть, например. Для прикладной подготовки главное - четко сработать. Времени там нет. Например, влетят в это помещение бандиты - надо сразу реагировать, а иначе проткнут «пикой» или выстрелят из пистолета. Конец.
И здесь надо, чтобы правильно сработала психика: сразу увернуться, спрятаться, сделать кувырок за колонну, а иначе ты уже прошит очередью из автомата.

- А как выстроить методику подготовки прикладного раздела боевого самбо для каждого конкретного человека? С чего начать? Поделитесь секретами.
- В идеале все должно быть гармонично, и нужно к прикладной подготовке обязательно добавлять и спортивную: атлетизм, поединки. На мой взгляд, так должно быть в каждой нормальной школе. Понятно, что одинаково заниматься и владеть чем-либо все не будут, так как люди все разные. Есть бойцы, готовые от природы. Есть люди, которых не нужно психологически готовить к прыжкам с парашютом - могут прыгать без проблем. А есть, наоборот, те, кто не могут преодолеть инстинкт самосохранения. Не нужно ориентироваться ни на первых, ни на вторых. У каждого от природы свой потолок. Большинство же может прыгнуть после подготовки.
Но мы говорим о «школе». В ней кроме спортивной должна быть и хорошая спецподготовка. Но тут уже смотря, какие цели. Если это, к примеру, спецназовец, ему нужно решать свои функциональные задачи. Мы с ним будем работать именно по этим вопросам и меньше давать соревновательной практики. Тому же, кто готовится к чемпионату мира, наоборот, нужна только начальная степень прикладной подготовки.
Но спецназы тоже бывают разные с разными задачами. В целом, если грубо поделить, их три: уничтожение, травмирование без уничтожения, задержание без травмирования. Хотя они переплетаются между собой. И психика должна быть подготовлена соответственно. Например, если задачей стоит уничтожение, то в голове не должно быть ничего другого. Или ты - или тебя. Бывает, что по закону боец имеет право травмировать противника, но не может убивать - тот же ОМОН, например. Третье - задержание без травмирования - самая сложная задача. Один на один с противником эту задачу выполнить сложно, обычно ее решают двое. Справиться одному - большое искусство, нужно на голову по мастерству превосходить соперника.
Есть и более узкие задачи: у охранников, телохранителей, спецназа морской пехоты, спецназа ГРУ, спецназа ФСБ - групп «Альфа», «Вымпел» и других. Каждое подразделение имеет свои нюансы.

- Давайте подробнее поговорим о стрессовой методике.
- В спорте тоже присутствует стресс, но там есть врач, судья, и никто не заинтересован в твоей смерти. В реальной ситуации есть только враг, который может тебя покалечить или даже убить. И если ты испугался, то и навыки твои могут не сработать.
Обучение прикладному разделу проводится быстрее, потому что нет смысла готовить специалиста десять лет, чтобы потом он мог действовать. За счет особой методики боевого самбо время подготовки сокращается.
Например, сначала мы изучаем защиту от ножа. Изучили траектории - повышаем скорость. Сначала работаем с пластиковой бутылкой, потом с деревянным муляжом, потом с металлическим ножом или аналогом палки или ножа. Потом уже с ножом настоящим.
Поэтому появляются специальные задания. Стою спиной к противнику, по хлопку или другому сигналу резко оборачиваюсь, он меня уже бьет. Я должен защититься. Даже если оружие не настоящее, для организма это уже стресс. Уже сложнее работать. Это и есть тренировка на внезапность. Постепенно добавляем проблему выбора. Вначале я знаю, что будет только один удар ножом или палкой - сверху, например. Потом он может ударить или сверху, или сбоку. А потом, вообще, может ударить палкой, может ножом, а может ногой. Я этого не знаю. Или будут нападать уже несколько человек. И когда я поворачиваюсь, то должен мгновенно среагировать. Вот это и есть тренировка психики. Но такими упражнениями нельзя увлекаться. Есть ограничения, психику тоже надо беречь. Сделал определенное количество повторений - передохни.
Далее упражнение становится еще более сложным. Стоим лицом к лицу на расстоянии двух метров. Партнер делает кувырок по направлению ко мне, только вскакивает - я сразу наношу удар. Вначале он знает какой, а на следующих стадиях уже нет. Ножом, кулаком, ногой, палкой - его это на данном этапе уже не должно волновать. Мгновенно отреагировать, уйти с линии, снести голову с плеч и добить.
Если речь идет о задержании, то, конечно, не голову с плеч, а самого противника положить на землю и завести ему руку за спину.
Потом тренировка опять усложняется: партнер стоит спиной ко мне. Я толкаю его в спину, он делает кувырок. Я иду за ним. Он вскакивает, оборачивается - в это время я нападаю.
Или, например, как я тренировал чоповцев: боец выходит из тренерской комнаты или из «качалки» а на подоконнике человек с дубиной - прыгает и сразу бьет. А из-за двери другой с пистолетом. А третий нападает с ударом ноги. Боец знает, что будет нападение, но что и как - нет.
Мы моделируем ситуации, постепенно их усложняя, и человек уже начинает ориентироваться. И охранники сдавали таким образом зачеты по отражению нападения. Если не так сработал, то зачет не ставится. Причем есть еще и определенные критерии: он не должен уходить в захват, тратя на это драгоценные секунды. Потому что если ты схватил одного - хорошо, но их там еще двое. Ошибка! С одним еще можно схватиться, как-то бороться, но не с группой. Поэтому чистым борцам приходится переучиваться. В прикладной подготовке захваты не нужны за исключением некоторых случаев. Лучше делать захват локтевым сгибом, чтобы не сковывать себя. Ну и, конечно, нужна ударная техника.

- Хватая кого-то, мы сами нейтрализуем свои же конечности, и от двух-трех человек защититься не сможем?
- Да. Захват попросту нерационален. Борец может защититься, если он обладает подготовкой высокого уровня, но мы же ничего не знаем о тех, кто будет нападать. А нам нужен запас надежности. Поэтому лучше действовать рационально. Мы в нашей прикладной подготовке отрицаем даже подворот через спину, потому что вообще нельзя поворачиваться к противнику спиной. Вдруг что-то не получится - даже у спортсмена высокого класса не всегда все выходит. В прикладной подготовке техника немного другая. Конечно, какие-то борцовские элементы мы применяем, но очень дозированно.
Например, бросил борец красиво через спину с колен, а сзади подошел второй и ударил кирпичом. Поэтому на улице нельзя падать, нельзя вставать на колени для броска, нельзя поворачиваться спиной, надо по возможности защищаться одним противником от других и видеть всю обстановку в целом. Техника позволяет, делая прием, видеть, что у тебя находится за спиной - а вдруг кто-то уже наставил пистолет. И у тебя есть шанс прикрыться противником или сделать кувырочек - если есть куда. По крайней мере, шанс есть. Если же ты «завязался» с одним противником, то уже ничего вообще не видишь.

- Применимы ли в бою с группой удары ногами?
- Конечно! Но не удары по высокому уровню. Голень, колено, пах. Так надежнее. Для выполнения ударов по высокому уровню нужен высокий уровень мастерства. Таких людей, которые наработали удары ногами до такой степени, что могут бить как в кино - единицы. В том же спорте профессионалы мало крутят ногами. Но для нас очень важен принцип сохранения равновесия. При высоких ударах ногами возникает опасность потерять равновесие.

- Есть мнение, что в бою с группой нужно только атаковать, а не защищаться.
- Ситуации бывают разные. Ты не можешь знать, будет нападение или нет. Иногда нужно напасть первым, если ты чувствуешь, что схватка неизбежна. Потому что так сразу получаешь преимущество. Выгодно атаковать главаря группы, так как это может психологически подавить остальных, которые, возможно, откажутся от драки. Но невозможно дать рекомендации на все случаи жизни. Элемент непредсказуемости присутствует всегда. Надо тренироваться, изучать рациональные вещи, учиться чувствовать, готовить психику, иметь спортивные навыки - все это даст определенный запас надежности. Гарантию же никто никому дать не может. Чемпион, крутой спецназовец…
Когда нужно, убирают всех - за два километра, с помощью оптического прицела.
Поэтому я здесь рассказываю только о тех случаях, когда мы реально можем противостоять нападению. На тренировках мы готовим людей для того, чтобы в нужный момент сработало подсознание и человек смог дать мгновенный отпор дерзкому и сильному противнику.
Беседовал Михаил ДИДЕНКО


Интервью для Интернет издания «Газета.RU»
Эксперт «Газеты.Ru» Валерий Волостных, анализируя бой Федора Емельяненко и Дэна Хендерсона, провел параллели с предыдущими поединками российского борца против Вердума и Силвы, сказал, в чем заключалась его ошибка, а также посоветовал привнести элементы новизны в тренировки.
Естественно, всем нам обидно, что Емельяненко проиграл бой Хендерсону. Однако, несмотря ни на что, Федор уже внес свое имя в историю боевых единоборств. Ведь в течение 8-10 лет он не уступал никому в мире. Это действительно выдающееся достижение!
Безусловно, все хотели видеть победу. А стоит поскользнуться - начинаются крики…
Я не находился рядом с Емельяненко, не видел его подготовки. Судил лишь по некоторым данным в СМИ. Знаю, что Федор ездил в Нидерланды, готовился и в Кисловодске. Я и раньше говорил о том, что, на мой тренерский взгляд, к таким поединкам, как, допустим, с Вердумом, надо было больше готовиться с подобными ему. Вердум - большой мастер борьбы в положении лежа. Есть, например, Алексей Алейник, отчасти мой ученик. Вероятно, стоило его пригласить к тренировкам. И вспомнить болевые приемы и удушения. А Емельяненко, насколько я знаю, готовился с людьми, которые ниже его уровнем.
Говорю я это не ради критики. Просто готовиться надо серьезно. И не только функционально. А ставка была сделана на ударную технику. Не стоило это делать в ущерб борьбе лежа. Получилось так: вроде бы Вердум упал, Федор ринулся его добивать - и, как мне кажется, попался в ловушку. Соперник провел так называемую «повторную атаку». Возможно, это получилось спонтанно, а может, он все готовил заранее. В любом случае со стороны казалось, что все сделано как по нотам.
Если рассматривать бой с Силвой, то тут схема также была похожая, равно как, кстати, и с Хендерсоном. Противник занял выжидательную позицию. Емельяненко нападал. Входил в зону ближнего боя, в размен ударами. Но провести разящий удар, как известно, получается не всегда. Возможно, если бы Федор не старался ускорять события, то все сложилось бы по-иному. Но сказать определенно это не сможет никто.
С Хендерсоном та же история.
Последовал размен ударами - и все завершилось довольно быстро. Емельяненко надеялся потрясти оппонента. Поначалу так и было. Хендерсон потерял равновесие, завалился. Все думали, мол, еще немного - и все будет кончено. Но Дэн сбросил Емельяненко, тот соскользнул. И пропустил его за спину. Хендерсон нанес удар под мышку - в голову! Федор рухнул вниз. На мой взгляд, потом судья слишком уж рано остановил встречу. Подождал бы секунд пять! А так получается, рефери повлиял на исход поединка.
Тем более после боя Емельяненко сказал, что он был готов продолжать бой. Федор не находился в нокдауне. Какую ошибку допустил Емельяненко? Вероятно, размен ударами и ускорение событий сыграли свою негативную роль. Но говорить трудно. Произойти могло всякое.
Говорят, Федор сдал в последнее время. Все-таки три поединка подряд он проиграл. Кто-то считает, что у него мотивация уже не та, кто-то считает по-другому. Просто надо конкретно готовиться под того или иного соперника и расширять свой технический арсенал. Мне бы хотелось, например, чтобы Федор бросил соперника, а на деле получалось, что он в решающий момент выжидал.
У Емельяненко на сегодняшний день тот же уровень техники. Не видно, чтобы он в этом подрос.
Стоит ли ему завершать карьеру? За него говорить трудно. Это должен решить сам Федор. Но с каждым разом, естественно, выходить на ринг все сложнее. Кстати, я про бой с Хендерсоном слышал, якобы это «подстава». Мол, Емельяненко деньги получил - и уступил намеренно. Но я не хочу так говорить. Не верю в это.
Теоретически Федор может выйти на свой прежний уровень. Надо вносить элементы новизны в тренировки. В первую очередь, это задача тренеров. Чтобы не было застоя. Я не хочу критиковать Емельяненко, но сомнения у меня есть. Возможно, на него давят презентации и всякая шумиха вокруг боев. Не исключено, что именно это и играло негативную роль.
Подготовил Илья Елисеев



Аспекты подготовки к реальному бою*
Опыт участия в соревнованиях по “боям без правил”, абсолютным поединкам, панкратиону, джиу-джитсу, рукопашному бою, бразильскому вале-тудо, боевому самбо - показывает, что для воспитания настоящего универсального бойца нужна планомерная специальная комплексная подготовка, начатая уже с юношеского возраста. Естественно, для тех кто этого хочет, кто, если хотите, “создан для этого”, для комплексного проявления бойцовских качеств с минимумом ограничений, для настоящих бойцов. Одной подготовки спортивной борьбы - мало, также как мало для комплексного проявления техники и качеств одной ударной подготовки (например, бокса или каратэ).

Клип 12. Фрагмент соревнований. Боец в синей куртке прошёл в ноги и пытается бросить своего соперника сначала за ноги, потом через грудь. Но у него это не получается. Отказавшись от этого замысла, он просто сбивает своего противника с ног на четвереньки (см. кнопку a), и, оказываясь за спиной, проводит удушающий приём.


Как показывает статистика и опыт, травматизм в результате соревнований с минимальными ограничениями у подготовленных таким образом бойцов - зачастую меньше чем даже в спортивной борьбе и других видах спорта, т.к. здесь шлифуется специальная психическая подготовка, человек-боец знает, на что идёт и поэтому соответственно реагирует на ситуацию боя.



Клип 13. Фрагмент соревнований. В этом же примере боец, проводящий приём, действовал вообще без всякой подготовки. Бросок в ноги был очевиден и, вдобавок, медленно исполнен (см. кнопку a). У его соперника был выбор - встретить спортсмена в красной куртке ударом колена, или перейти к проведению удушающего приёма. Он выбрал второе…


Соответственно шлифуется и техника защиты (парадокс травматизма в контактном и бесконтактном каратэ).
В таких соревнованиях судья не останавливает и не разводит бойцов, искусственно возвращая их на дистанцию удара, как это делается, например, в боксе, кикбоксинге и большинстве других ударных видов спорта, что снижает прикладность по сравнению с реальным боем, где поединок никто не останавливает.
Мы убеждены, что “Бои без правил” - общемировая тенденция в мире единоборств и боевых искусств. Происходит своеобразное возрождение гладиаторства на цивилизованном уровне и с соблюдением норм спортивной этики. Не за горами проведение групповых соревновательных боёв и поединков с оружием в различных вариациях.



Клип 14. Фрагмент соревнований. Идёт позиционная борьба. Обмен ударами. Спортсмен в синей куртке входит в зону ближнего боя и проход в ноги. Бросок захватом двух ног. Обратите внимание, этот проход в ноги, в отличие от ранее рассмотренных нами примеров, был полностью подготовлен. Боец отразил один круговой удар ногой и пошёл в ноги в момент очевидного второго удара (см. кнопку a), когда бьющий стоял на одной ноге, и, следовательно, был мало устойчив.
Тут же, не давая противнику опомниться, спортсмен в синей куртке вскакивает и начинает наносить добивающие удары сверху лежащему противнику с использованием массы (см. кнопку b). Тот сдаётся.


В результате, по нашему мнению, у всех стилей единоборств появится реальная возможность прогресса в результате наглядного ощущения пробелов в технической, тактической и психологической подготовке и возможности их исправления, а также будет активно формироваться личность победителя, готового к экстремальным условиям реального боя.

(*) Статья из энциклопедии «Воинское Искусство и Путь воина». Среди авторов Президенты национальных федераций, тренеры сборных России, чемпионы Олимпиад, Мира, Европы, разработчики стилей, лучшие Российские специалисты по оружию…



Видео презентации*
В этом документе мы Вам предлагаем выдержки из телепередач 3-х телеканалов, которые, с нашей точки зрения, дают наиболее объёмное представление о боевом самбо



Клип 1. Телеканал «Боец». Программа «Открытое сердце».



Клип 2. Телеканал «Звезда». Программа «Звёздный городок»



Клип 3. Телеканал «Россия 2». Фрагмент программы «Всё включено». Сюжет о боевом самбо.


Аспекты деятельности. Пропаганда боевого самбо
Пропаганда боевого самбо - целый комплекс мер, в которые входит:
выступление в средствах СМИ, работа с детьми,



Клип 1. Учебно-познавательная, детско-юношеская программа «Золотой мячик». Рабочие материалы.

выпуск учебных программ и видеофильмов;

 

показательные выступления.



Клип 2. Показательные выступления на Фестивале русских боевых искусств в цирке на Цветном бульваре

 



Клип 3. Показательные выступления разных лет.

 

 

(*) «Энциклопедия прикладного рукопашного боя». Том 2. Валерий Волостных, ООО «ВИПв»



Аспекты деятельности. Массовый спорт
Массовый спорт это не только огромное количество соревнований, которая проводит Федерация боевого самбо России (50 - 60 турниров различного уровня в год)*, для различных возрастных категорий, начиная от детских турниров, до поединков среди ветеранов,



Клип 1. Фрагмент детских соревнований по боевому самбо

но и проведение тренировочных занятий среди самых различных контингентов занимающихся. На этих занятиях представители разных социальных групп и слоёв населения получают не только навыки самозащиты, но и улучшают своё здоровье



Клип 2. Фрагмент занятия в одной из групп Валерия Волостных. Работа с ножами.

Валерий Валентинович Волостных наряду со всеми российскими тренерами по боевому самбо так же проводит занятия в подобных группах, и принимает участие в организации, проведении и судействе большинства соревнований и турниров


Аспекты деятельности. Спорт высших достижений
Для более быстрого просмотра документа рекомендуется пользоваться линейкой прокрутки (МЕНЮ, ВИД, ЛИНЕЙКА ПРОКРУТКИ), а затем кликать «мечом» по меткам КЛИП
Как мы отмечали ранее, Валерий Волостных является Главным тренером сборной команды России по боевому самбо. Ниже мы приведём список его учеников - мастеров боевого самбо Международного класса, их титулы и основные достижения. Данные на декабрь 2011 года (прим. издателя)*:
1994года - Александр Комягин - Чемпион Мира по борьбе самбо ( Испания)
1995 год - Леонид Ефремов - 3-е место - Чемпионат Евразии ( Абс.вес. категория ), г.Москва;
1997 год - Леонид Ефремов - 2-е место - Чемпионат Мира ( Абс.вес. категория ), г.Москва;
1999 год - Олег Захаров - Чемпион Евразии ( до 68кг), г.Москва;
2001 год - Дмитрий Каун - Чемпион Мира ( до 82кг), Сергей Акинин - Чемпион Мира ( свыше 90кг ), Франция;
2004 год - Михаил Бакин - 3-е место Чемпионат Мира ( до 57кг), Алексей Олейник ( до 90кг ) - 2-е место - Чемпионат Мира, г.Махачкала;
2005 год - Михаил Бакин - Чемпион Мира ( до 57кг), г. Москва;
2006 год - Михаил Бакин - Чемпион Мира ( до 57кг), г. Москва;
2007 год - Михаил Бакин - Чемпион Мира (до 57кг), Камиль Зайпуллаев - Чемпион Мира (до90кг), г. Москва;
2008 год - Нажмутдин Хуршидов - Чемпион Мира ( до 90кг ), г. Химки;
2010 год - Алексей Олейник - Чемпион Мира (свыше 90кг ), Вадим Хазов - 2-е место - Чемпионат Мира ( до 82кг ), г. Киев.

Для получения представления о спортивных соревнованиях, в которых участвуют бойцы очень высокого уровня, мы предлагаем Вам ознакомиться с отдельными поединками, прошедшими на чемпионате мира по Боевому САМБО, состоявшемуся в Дагестане в 2006 году. Хотим обратить Ваше внимание, что при анализе поединков нас не будут интересовать имена участников и страны, которые они представляют, а лишь удачные действия спортсменов или их ошибки. Комментирует В.Волостных (прим. издателя).

Эти поединки мы рассмотрим с точки зрения каждого из бойцов, т.е. нас будут интересовать как их удачные действия, так и их ошибки. Для начала приведём непродолжительный по времени поединок**.



Клип 1. Стандартное начало на дальней дистанции. Боец в синей куртке первым пошёл в атаку. Его соперник принял вызов. Начался обмен ударами. Иными словами, завязался так называемый встречный бой. Соперники вошли в зону ближнего боя (см. кнопку a).
Боец в красной куртке попытался выдержать темп, предложенный соперником. Оба спортсмена даже в захвате одновременно нанесли удары коленом. Но сразу же после этого, боец в синей куртке перехватил инициативу, проводя много ударов (коленями, руками). Его соперник, возможно, пропустив удар, перешёл к пассивной обороне. Противники вышли за пределы ковра. Судья приостановил поединок (см. кнопку b).
Вернулись в центр и продолжили состязание.
Боец в синей куртке нанёс сопернику лоукик по ноге и тут же, с разворота, круговой удар пяткой в голову. Нокаут (см. кнопку c).



Клип 2. Рассмотрим заключительный эпизод поединка с другого ракурса. Тем более, что заключительная часть видеоклипа была заснята оператором неудачно (судья загородил момент нанесения лоукика, и боец в красной куртке во время нанесения его соперником кругового удара в значительной части эпизода был вне кадра.
Обратите внимание, как боец в синей куртке обманул своего соперника. Он нанёс сначала нижний лоукик, оказавшийся очень чувствительным (см. кнопку a). И противник на время потерял ощущение реальной опасности. Как говорится, вся его доминанта ушла вниз. Обратите внимание, как боец в красной куртке уходит именно от возможного повторного удара слева по ноге, и совершенно не контролирует зону верх - право от себя, откуда и «прилетела» нога его противника (см. кнопку b).

Хотим обратить Ваше внимание, что в реальном поединке круговой удар, принёсший чистую победу атакующему спортсмену, наносить категорически не рекомендуется.



Клип 3. Бойцы знают друг друга хорошо и действуют очень осторожно. Спортсмен в красной куртке отступает, потом резко меняет направление движения и наносит мощный боковой удар правой рукой, но его соперник грамотно уходит на дистанцию (см. кнопку a).
Следующий эпизод похож на предыдущий, только отступающий уже боец в синей куртке наносит, пользуясь терминологией каратэ, удар «Ушира гери» с разворота. И уже боец в красной куртке уходит на дистанцию (см. кнопку b).
И, наконец, заключительный эпизод. В момент атаки рукой, боец в красной куртке пропускает встречный удар ногой в голову. Нокаут (см. кнопку c).
Отметим в этом эпизоде ошибочные действия бойца в красной куртке. Он пытался решить судьбу поединка одиночным, размашистым ударом, в момент которого он был полностью раскрыт. Его соперник воспользовался этим, нанеся встречный, нокаутирующий удар. Причём вероятно боец в синей куртке ожидал этого удара, так как за несколько секунд до этого он был атакован именно таким образом (см. кнопку a).
Финальный эпизод этого поединка, в отличие от предыдущего, более характерен для прикладного боя.



Клип 4. Заключительная часть эпизода. Другой ракурс. Мы просмотрели этот поединок на нескольких видеокамерах, но каким то мистическим образом рассмотреть последний удар не удалось ни с одной из них (см. кнопку a).

Рассмотрим ещё один поединок, в котором приняли участие два очень опытных и титулованных спортсменов. Весовая категория свыше 100 кг.



Клип 5. Боец в синей куртке провёл бросок через грудь (полусуплекс). Он пытается развить атаку, используя невыгодное положение соперника. Но тот сам перешёл в контратаку, попытавшись захватить ногу, чтобы провести болевой на ногу (рычаг колена). Но безуспешно. Обратите внимание, как спортсмен в синей куртке распределяет вес, что бы заблокировать все движения противника, нанося ему беспокоящие удары в голову. Боец в красной куртке после неудавшейся попытки болевого перешёл к защитным действиям в положении снизу. Он «вяжет» руки своего противника, и активно работает ногами, удерживая его на дистанции (см. кнопку a).

Боец в красной куртке, находясь в положении снизу, переходит в атаку и пытается нанести болевой приём. Обратите внимание, каким образом его противник срывает этот замысел. Он приподнимает спортсмена в красной куртке и сбрасывает его на ковер, приподнимает и наносит удар по подвешенному сопернику. После этих действий инициатива полностью перешла к бойцу в синей куртке. Он, широко расставив ноги, очень устойчиво стоит на ногах или коленях и наносит мощные удары сопернику. Тот пассивно защищается, иногда более, иногда менее успешно (см. кнопку b).
Положение бойца в красной куртке, с учётом ограниченности поединка по времени, практически безнадёжное. Он проигрывает по баллам и находится в очень сложном положении, ему нужно каким то образом изменить ситуацию.
Спортсмен в красной куртке отталкивая соперника ногами и воздействую на него руками, пытается его бросить. У него ничего не получилось, но его соперник, в этой, чуть изменившейся ситуации, решил сделать болевой на ногу (см. кнопку c).
В этой ситуации у бойца в красной куртке появились контр шансы. Он ими и воспользовался, сделав скрутку стопы, как контрприём. Досрочная победа (см. кнопку d).



Клип 6. Посмотрите этот эпизод с другого ракурса. Хороший пример упущенной победы. Боец в синей куртке выигрывал бой и находился в очень выгодной позиции, от которой ему совсем не следовало отказываться…

(*) Хотим так же обратить Ваше внимание, что многие ученики Валерия Волостных добивались успехов не только в соревнованиях по боевому самбо, но и в боях с минимумом ограничений и в других дисциплинах.
Так, например:
Сергей Акинин - неоднократный победитель и призер Москвы и Международных турниров по джиу-джитсу и рукопашному бою, победитель и призер Кубка России по «Боям без правил», а также Международных турниров по панкратиону;
Олег Захаров - многократный чемпион МВД России по рукопашному бою, чемпион Международных турниров по джиу-джитсу, победитель 3-х супербоев на чемпионатах Мира по боям без правил и панкратиону, чемпион Азии по панкратиону, чемпион Европы по каратэ среди полицейских, Чемпион Мира по боевому самбо среди ветеранов;
Алексей Олейник - неоднократный победитель Международных турниров по джиу-джитсу, различным версиям «Боев без правил» ( MixFight М1, панкратион, вале-тудо, интерпрайд), чемпион России по грепплингу;
Вадим Хазов - неоднократный победитель Международных турниров по армейскому рукопашному бою и ушу-саньда, чемпион Кубка России по панкратиону…

Авторизация

Реклама