Лучшие тренеры. Валерий Волостных

Категория: Боевое самбо Опубликовано 23 Июнь 2016
Просмотров: 5216

Интервью для журнала «Братишка»
Прикладной раздел боевого самбо менее известен широкой публике, чем спортивный, но отчасти из-за этого и более интересен. Именно прикладной раздел может дать ошеломительные и сногсшибательные ответы на «уличные» вопросы о курении и месте жительства. Квалифицированно и всеобъемлюще осветить актуальную тему уличной самозащиты может, наверное, общепризнанный специалист по боевому самбо - Валерий Волостных, признанный мастер, хорошо известный всем, кто интересуется этим видом единоборств.

- Обычно на улице нападают толпой. Какой ответ боевое самбо дает на «привычные вопросы» уличной шпаны?
- Еще Харлампиев говорил, что можно побежать. Вся группа не может бежать с одной скоростью, в ряд или полукругом - кто-то вырывается вперед. Работаешь с ним, и получается поединок, а не бой со всеми. Одного быстренько нейтрализовал, и дальше бежать. Еще кто-то вырвется вперед - и его. И так далее. Толпа вытягивается в линию на бегу. Плохо, если тебя окружили. Тогда надо встать спиной к стене или чему-то подобному. Реальная ситуация не похожа на кино. Особенно если у нападающих есть еще какой-то уровень подготовки. Чудес не бывает. Бесконтактные бои, показываемые на эстраде, не сработают. Иначе в серьезных ситуациях это давно бы уже применялось: группами захвата, спецназом. В «Норд-Осте» применили газ и огнестрельное оружие, никаких бесконтактных рукопашных боев не было. Во всех армиях мира применяют оружие, а не эстрадные чудеса.

- То есть критерий истинности - практический результат?
- Конечно, а как по-другому? В случае с бесконтактным боем результата, как правило, нет. Результаты на эстраде - это показательные выступления, как и в айкидо. Нет проверки на практике.

- Кстати, как профессор кафедры физвоспитания и спорта, скажите: должен ли боец разбираться в теории спортивной науки?
- В большей степени должен знать нюансы тренер. Этим он от спортсмена и отличается: спортсмен из любого вида единоборств может просто показать свой коронный, излюбленный прием или какую-то наработанную тактику. А тренер должен дать школу, показывать не свое, а веер, разнообразную технику. Это еще Харлампиев говорил: «Не делай, как я». И из этого многообразия техники, которое осваивает ученик, в результате отработки приемов выкристаллизовывается круг излюбленных приемов - это если мы говорим о спорте. И на основе этого в подсознании возникает динамический стереотип. Человек автоматически проделывает свои коронные элементы на высоком уровне. Он может порой победить только при помощи этого небольшого круга приемов, сформированного в результате большой работы.
Ну а если мы говорим о прикладном разделе, там круг приемов еще более узкий. Многообразия техники не нужно - потому что у человека не должно быть проблемы выбора. В экстремальной ситуации все должно быть быстро - этим и отличается прикладной поединок от спортивного. Прикладная схватка обычно возникает неожиданно, в экстремальных условиях. В спорте мы приблизительно знаем, что и как. Стресс может возникнуть только оттого, что на психику давят титулы соперника (если о них знаем) или сама атмосфера соревнований. А в остальном примерно все равное - на ковер выходят противники одинакового уровня. Такого не бывает, чтобы чемпиону мира или заслуженному мастеру спорта противостоял новичок.
На улице мы не знаем, кто против нас выходит. Страх и происходит от неизвестности. При этом на улице обычно большой нападает на маленького. Или несколько противников - два-три человека, что тоже давит на психику. А ведь бывает и такое, что у нападающего есть оружие: кирпич, палка, нож и даже пистолет. Это тоже повышает уровень стресса у того, на кого нападают. Поэтому на улице желательно сработать быстро.
И если в голове в этот момент возникнет проблема выбора, мы начнем вспоминать, какие приемы знаем, как руку поставить, как схватить - мы упустим драгоценное время. Пока человек будет вспоминать - ему уже дадут дубиной по башке.

- Валерий Валентинович, так что же делать в случае реальной угрозы? И как в такой стрессовой ситуации поступает мастер боевого самбо? На чем он останавливает свой выбор?
- Когда круг рациональных приемов узок, то проблемы выбора нет. В прикладном разделе мы не даем много техники - у человека будет каша в голове, да и может быть мало времени на тренировки. Поэтому даем только самое рациональное, самое-самое нужное, ничего лишнего. У человека не должно быть путаницы в голове, только принципы: естественных движений, сохранения равновесия, ухода с линии атаки, вхождения в зону ближнего боя, атаки по уязвимым зонам, комбинационный (серийный) принцип. Серийный - это значит делать ставку не на один удар, а на серию. Если провести аналогию с оружием, то это не один выстрел из пистолета или пушки, а залп ракетной установки, когда накрывается целый квадрат. Так что даже целиться почти не надо. Нельзя надеяться на один удар и ждать, что противник упадет, как в фильмах про карате: противник может быть в бронежилете, рука может чуть соскользнуть. Всегда должен быть запас надежности - и принцип серийности его дает. Что-то не прошло, тебя это не волнует - сразу четыре-пять движений! Все беспрерывно. Еще есть принцип быстроты реагирования, ощущения действия. И психика должна быть натренирована. Например, взяли за руку, сразу уходишь с линии атаки, не ждешь чего-то там, не думаешь. Причем с линии возможной атаки - пусть ее реально и нет. Но она может быть!

- Размышлять здесь некогда…
- Конечно. Если начнешь задумываться, то упустишь момент, и когда будет атака, среагировать уже не успеешь. Поэтому только тебя взяли за руку, ты уже находишься сбоку или за спиной противника. И уже имеешь преимущество. Пусть он даже не будет бить, но агрессию он уже проявил. И ты можешь его уничтожить, травмировать или задержать - смотря по задаче.
Поэтому при изучении прикладного раздела всем дается один и тот же узкий круг технических элементов. Каждый спортсмен опытным путем, на основе практики, соревнований приходит к каким-то движениям, которые у него получаются лучше всего. И этот круг приемов шлифуется как бы сам собой. И для создания этого круга нужно смотреть не на чьи-то коронные приемы, а изучить классическую школу: делать броски через бедро, через спину, мельницу, через голову, зацепы, подсечки, обвивы и так далее. И из всего многообразия ты возьмешь свои элементы, что-то тебе больше будет нравиться, что-то будет лучше получаться в зависимости от телосложения, психики. И за счет этого круга своих приемов, которые у тебя здорово будут получаться, ты отчасти и будешь побеждать - если речь идет о технике. Кроме этого есть и физические качества, волевые, психологическая подготовка.

- Но как найти этой «свой» комплекс приемов? Смотреть на мастеров? Копировать их движения?
- Если мы опять завели разговор о теории, то ни один спортсмен, даже чемпион, феноменально владеющий какими-то приемами, не может «зеркально» передать ученику свои приемы. Все делают по-своему. В общем, нужно давать весь комплекс технических элементов, а уж каждый сам возьмет из него свое. Тренер, конечно, может посоветовать, определить наиболее приемлемые для ученика приемы, технические элементы. Но не рекомендовать: «Я так делаю, повторяй за мной». Это восточный подход. Там у учеников нет критического восприятия, просто слепое копирование. И многие, даже сенсеи, не могут объяснить, почему они выполняют тот или иной элемент именно так. У нас иной менталитет, мы не можем, не задумываясь, повторять, как роботы - показали, и вперед.
Подход к изучению должен быть критичным: ты можешь сомневаться, задавать вопросы. В борцовских техниках, идущих из глубины веков, есть ценные вещи, но есть и «мусор», который надо выметать. А мы бездумно берем все вместе. Зачем? И живем мы здесь, а не в той же Японии. Я считаю, что все надо адаптировать к нашей почве. Россия - в центре континента: между севером и югом, западом и востоком. Все пути сходятся здесь. Мы должны брать все лучшее, и не только в единоборствах.
Не нужно стесняться учиться у кого-либо, если мы видим, что это рационально, интересно, правильно. Я и сам не стеснялся заниматься у Н. Борисова и В. Вязьмина (мастера борьбы дхарма-мага).

- То есть ничего нельзя принимать на веру, всегда надо задаваться вопросом: для чего это нужно, в чем цель?
- А как же? В этом и есть суть научного познания. В условиях войны такой подход неприменим, так как самостоятельность скажется на дисциплине. А в тренировочных условиях, конечно, нужно задумываться. Показывают мне какие-то движения хитрые - на чем они основаны? Но у каждого тренера свой подход, своя методика. Это вопрос педагогики. Можно сразу все досконально объяснить. Можно потом. В педагогике есть так называемый «проблемный метод»: создать проблему, чтобы человек сам дошел до ее решения. То есть не разжевываешь ему все, не рассказываешь до конца, и человек сам приходит к решению. Ценный метод. И понимание сути вопроса в этом случае более глубокое.

- Вы упомянули «проблемный метод». Имеет ли он отношение к стрессовой методике, когда перед учеником ставится задача и создаются такие условия, что он вынужден ее выполнить?
- Для прикладной подготовки «проблемный метод» подходит меньше, так как прежде всего мы тренируем быстроту реагирования - в основном проблема в этом. Нужно мгновенно среагировать, не испугавшись. «Проблемный метод» больше подходит спорту, так как он направлен на постепенное осознание некоторых вещей, в большей степени технических элементов. Человек не спеша доходит до того, почему в той ситуации лучше подсесть, например. Для прикладной подготовки главное - четко сработать. Времени там нет. Например, влетят в это помещение бандиты - надо сразу реагировать, а иначе проткнут «пикой» или выстрелят из пистолета. Конец.
И здесь надо, чтобы правильно сработала психика: сразу увернуться, спрятаться, сделать кувырок за колонну, а иначе ты уже прошит очередью из автомата.

- А как выстроить методику подготовки прикладного раздела боевого самбо для каждого конкретного человека? С чего начать? Поделитесь секретами.
- В идеале все должно быть гармонично, и нужно к прикладной подготовке обязательно добавлять и спортивную: атлетизм, поединки. На мой взгляд, так должно быть в каждой нормальной школе. Понятно, что одинаково заниматься и владеть чем-либо все не будут, так как люди все разные. Есть бойцы, готовые от природы. Есть люди, которых не нужно психологически готовить к прыжкам с парашютом - могут прыгать без проблем. А есть, наоборот, те, кто не могут преодолеть инстинкт самосохранения. Не нужно ориентироваться ни на первых, ни на вторых. У каждого от природы свой потолок. Большинство же может прыгнуть после подготовки.
Но мы говорим о «школе». В ней кроме спортивной должна быть и хорошая спецподготовка. Но тут уже смотря, какие цели. Если это, к примеру, спецназовец, ему нужно решать свои функциональные задачи. Мы с ним будем работать именно по этим вопросам и меньше давать соревновательной практики. Тому же, кто готовится к чемпионату мира, наоборот, нужна только начальная степень прикладной подготовки.
Но спецназы тоже бывают разные с разными задачами. В целом, если грубо поделить, их три: уничтожение, травмирование без уничтожения, задержание без травмирования. Хотя они переплетаются между собой. И психика должна быть подготовлена соответственно. Например, если задачей стоит уничтожение, то в голове не должно быть ничего другого. Или ты - или тебя. Бывает, что по закону боец имеет право травмировать противника, но не может убивать - тот же ОМОН, например. Третье - задержание без травмирования - самая сложная задача. Один на один с противником эту задачу выполнить сложно, обычно ее решают двое. Справиться одному - большое искусство, нужно на голову по мастерству превосходить соперника.
Есть и более узкие задачи: у охранников, телохранителей, спецназа морской пехоты, спецназа ГРУ, спецназа ФСБ - групп «Альфа», «Вымпел» и других. Каждое подразделение имеет свои нюансы.

- Давайте подробнее поговорим о стрессовой методике.
- В спорте тоже присутствует стресс, но там есть врач, судья, и никто не заинтересован в твоей смерти. В реальной ситуации есть только враг, который может тебя покалечить или даже убить. И если ты испугался, то и навыки твои могут не сработать.
Обучение прикладному разделу проводится быстрее, потому что нет смысла готовить специалиста десять лет, чтобы потом он мог действовать. За счет особой методики боевого самбо время подготовки сокращается.
Например, сначала мы изучаем защиту от ножа. Изучили траектории - повышаем скорость. Сначала работаем с пластиковой бутылкой, потом с деревянным муляжом, потом с металлическим ножом или аналогом палки или ножа. Потом уже с ножом настоящим.
Поэтому появляются специальные задания. Стою спиной к противнику, по хлопку или другому сигналу резко оборачиваюсь, он меня уже бьет. Я должен защититься. Даже если оружие не настоящее, для организма это уже стресс. Уже сложнее работать. Это и есть тренировка на внезапность. Постепенно добавляем проблему выбора. Вначале я знаю, что будет только один удар ножом или палкой - сверху, например. Потом он может ударить или сверху, или сбоку. А потом, вообще, может ударить палкой, может ножом, а может ногой. Я этого не знаю. Или будут нападать уже несколько человек. И когда я поворачиваюсь, то должен мгновенно среагировать. Вот это и есть тренировка психики. Но такими упражнениями нельзя увлекаться. Есть ограничения, психику тоже надо беречь. Сделал определенное количество повторений - передохни.
Далее упражнение становится еще более сложным. Стоим лицом к лицу на расстоянии двух метров. Партнер делает кувырок по направлению ко мне, только вскакивает - я сразу наношу удар. Вначале он знает какой, а на следующих стадиях уже нет. Ножом, кулаком, ногой, палкой - его это на данном этапе уже не должно волновать. Мгновенно отреагировать, уйти с линии, снести голову с плеч и добить.
Если речь идет о задержании, то, конечно, не голову с плеч, а самого противника положить на землю и завести ему руку за спину.
Потом тренировка опять усложняется: партнер стоит спиной ко мне. Я толкаю его в спину, он делает кувырок. Я иду за ним. Он вскакивает, оборачивается - в это время я нападаю.
Или, например, как я тренировал чоповцев: боец выходит из тренерской комнаты или из «качалки» а на подоконнике человек с дубиной - прыгает и сразу бьет. А из-за двери другой с пистолетом. А третий нападает с ударом ноги. Боец знает, что будет нападение, но что и как - нет.
Мы моделируем ситуации, постепенно их усложняя, и человек уже начинает ориентироваться. И охранники сдавали таким образом зачеты по отражению нападения. Если не так сработал, то зачет не ставится. Причем есть еще и определенные критерии: он не должен уходить в захват, тратя на это драгоценные секунды. Потому что если ты схватил одного - хорошо, но их там еще двое. Ошибка! С одним еще можно схватиться, как-то бороться, но не с группой. Поэтому чистым борцам приходится переучиваться. В прикладной подготовке захваты не нужны за исключением некоторых случаев. Лучше делать захват локтевым сгибом, чтобы не сковывать себя. Ну и, конечно, нужна ударная техника.

- Хватая кого-то, мы сами нейтрализуем свои же конечности, и от двух-трех человек защититься не сможем?
- Да. Захват попросту нерационален. Борец может защититься, если он обладает подготовкой высокого уровня, но мы же ничего не знаем о тех, кто будет нападать. А нам нужен запас надежности. Поэтому лучше действовать рационально. Мы в нашей прикладной подготовке отрицаем даже подворот через спину, потому что вообще нельзя поворачиваться к противнику спиной. Вдруг что-то не получится - даже у спортсмена высокого класса не всегда все выходит. В прикладной подготовке техника немного другая. Конечно, какие-то борцовские элементы мы применяем, но очень дозированно.
Например, бросил борец красиво через спину с колен, а сзади подошел второй и ударил кирпичом. Поэтому на улице нельзя падать, нельзя вставать на колени для броска, нельзя поворачиваться спиной, надо по возможности защищаться одним противником от других и видеть всю обстановку в целом. Техника позволяет, делая прием, видеть, что у тебя находится за спиной - а вдруг кто-то уже наставил пистолет. И у тебя есть шанс прикрыться противником или сделать кувырочек - если есть куда. По крайней мере, шанс есть. Если же ты «завязался» с одним противником, то уже ничего вообще не видишь.

- Применимы ли в бою с группой удары ногами?
- Конечно! Но не удары по высокому уровню. Голень, колено, пах. Так надежнее. Для выполнения ударов по высокому уровню нужен высокий уровень мастерства. Таких людей, которые наработали удары ногами до такой степени, что могут бить как в кино - единицы. В том же спорте профессионалы мало крутят ногами. Но для нас очень важен принцип сохранения равновесия. При высоких ударах ногами возникает опасность потерять равновесие.

- Есть мнение, что в бою с группой нужно только атаковать, а не защищаться.
- Ситуации бывают разные. Ты не можешь знать, будет нападение или нет. Иногда нужно напасть первым, если ты чувствуешь, что схватка неизбежна. Потому что так сразу получаешь преимущество. Выгодно атаковать главаря группы, так как это может психологически подавить остальных, которые, возможно, откажутся от драки. Но невозможно дать рекомендации на все случаи жизни. Элемент непредсказуемости присутствует всегда. Надо тренироваться, изучать рациональные вещи, учиться чувствовать, готовить психику, иметь спортивные навыки - все это даст определенный запас надежности. Гарантию же никто никому дать не может. Чемпион, крутой спецназовец…
Когда нужно, убирают всех - за два километра, с помощью оптического прицела.
Поэтому я здесь рассказываю только о тех случаях, когда мы реально можем противостоять нападению. На тренировках мы готовим людей для того, чтобы в нужный момент сработало подсознание и человек смог дать мгновенный отпор дерзкому и сильному противнику.
Беседовал Михаил ДИДЕНКО

Авторизация

Реклама