В материале, изложенном ниже, Вам предлагается ознакомиться с работой, проводимой под эгидой института развития самбо имени Харлампиева. Она состоит из двух этапов
1-й этап. Тут речь идёт об исследованиях, результаты которых могут быть полезны всем, кому в их деятельности нужны хорошая реакция и быстродействие (спортсменам – единоборцам, военным, сотрудникам полиции, охранникам, телохранителям…).
2-й этап. Его результаты могут быть интересны для более узкой группы специалистов (охранники, телохранители, бойцы спецназа, сотрудники спецслужб…).
Работа связана с личным временем (ЛВ) человека, которое можно менять в ту или иную сторону (растягивая или сжимая его). Этот вопрос стал изучаться сравнительно недавно, причём во многих странах мира. В том числе и в рамках закрытых проектов
Для возможности замедления ЛВ в экстремальной ситуации, или, используя привычные для всех нас термины – «для увеличения скорости реакции и быстродействия», в некоторых центрах подготовки применяются технические средства. Это могут быть тренажёры, с использованием компьютерной техники, стоимостью от нескольких тысяч до нескольких миллионов долларов
По сравнению с этим оборудованием, наши приспособления стоят «копейки»*.
По сути, это приложение к программе для работы с видео и цифровой информацией, которая сама по себе представляет большую ценность для людей, изучающих Воинские Искусства.
(*) Результаты работы с нашей программой могут значительно превосходить пользу от работы с дорогостоящими тренажёрами. Ведь мы опираемся на методы подготовки (концентрацию и медитацию), проверенные тысячелетиями. И, что тоже не маловажно, на возможность заниматься в любое удобное время
1 этап
Увеличение реакции и быстродействия
Работа над повышением реакции и быстродействия включает большое число специальных упражнений. Есть среди них хорошо известные, есть те, которые используются узким кругом специалистов, есть и наши разработки.
В качестве примера мы приведём Вам два упражнения, для выполнения которых используется компьютер. Одно из них служит для повышения быстродействия, другое служит для определения скорости реагирования на угрозу
А) повтор связок ударов или других технических действий на боевой скорости и на скорости чуть выше боевой
Б) тест на определение скорости реагирования на угрозу. На мониторе, в течение 10 секунд появляется киллер, через 0,2 секунды он стреляет. Нужно, уйдя в сторону, спрятавшись за воображаемый угол
Или, если встать боком к монитору, пройти вперёд (назад)*
Весь процесс ухода от выстрела мы снимаем на видео, и определяем реакцию и быстродействие [1]
(*) Пункт Б) первого этапа, можно считать компьютерным вариантом методики по наработке рефлекторного реагирования в боевом самбо (БС).
В нём, так же как и в «классической тренировке» присутствует неожиданная атака, от которой нужно защититься.
Естественно, эти варианты занятий отличаются друг от друга. Необходимые атрибуты при стандартном способе: инструктор, дающий команду, партнёр по тренировке и определённый уровень мастерства
В нашей же ситуации не нужен ни инструктор, ни партнёр. Так же можно начинать тренироваться и без опыта занятий единоборствами. Упор в работе перед компьютером делается на 2 принципа Боевого Самбо – мгновенного реагирования и ухода с линии атаки
2 этап
Расширение сознания (Этой возможности нет у дорогого тренажёра, ведь даже из экономических соображений он не рассчитан на то, что бы один человек мог заниматься на нём длительное время)
А) На мониторе, в течение нескольких минут (от 2-х до 16) появляется киллер, через 0,2 секунды он стреляет. Нужно, уйдя в сторону, спрятаться за воображаемый угол;
Б) Монитор находится сбоку. Видим экран боковым зрением;
Другие упражнения, например
В) Монитор находится сзади. Реагируем на смену освещения (если не успеем, то на звук выстрела);
Г) И т.д. и т.п.
Здесь упор должен делаться на наработку определённых состояний сознания.
1-й шаг – остановка ума
Природа ума такова, что он постоянно стремится к движению. Сосредотачивая своё внимание на экране монитора, т.е. на месте «появления стрелка», мы стремимся остановить внутренний диалог*
Во время жёсткого тренировочного спарринга у подготовленного человека разговор с самим собой прекращается автоматически.
При выполнении нашего упражнения с появляющимся неожиданно киллером, опасность, пусть и виртуальная, так же должна нам помогать остановить свой ум
(*) В некоторых школах йоги подобную технику развития концентрации и внимания называют «Дришти». В переводе с санскрита это слово означает «видение», «взгляд», «мудрость» (происходит от корня drs – «видеть, смотреть на»).
Сама эта практика часто используется при выполнении асан. Йогин направляет своё внимание на определённую точку (или некий объект) и концентрируется на ней (на нём).
В нашем случае объект не обязательно экран монитора. Им может быть любой предмет для концентрации, главное, что бы мы могли начать реагировать на виртуальную угрозу.
Но на начальном этапе он должен находиться рядом с компьютером, например, это может быть, клавиатура, коврик для мышки (нож, пистолет, сидящий на полу медведь, разрезанный лимон) и т.п.
2-й шаг – работа над осознанностью
А
Это работа вдолгую, на годы.
Приведём известный пример, указывающий на один из возможных её результатов, который имеет практическое значение
В своё время учёные заинтересовались феноменом Майка Халла, шотландского тренера по сквошу, разновидности тенниса. Играл он потрясающе - почти без ошибок, «доставая», казалось бы, безнадежные мячики.
- Я впадаю в такое состояние, - говорил Майк, - что, кажется, будто бы они (мячики) летят медленно-медленно - чуть ли не зависают в воздухе. А время для меня словно бы останавливается.
Объяснить толком, как такое получается, тренер не мог. Но уверял, что дело тут в умении концентрировать внимание - видеть только мячик, отрешаясь от всего окружающего. Мол, такие способности он приобрел после 12 лет занятий йогой, медитациями и тай-цзи.
Б
Наше направление движения, в каком-то смысле, близко к 2-м путям,
Первый из них, это метод, который использовал шаолиньский монах Бодхидхарма
По легенде, он сидел в пещере 9 лет и смотрел в стену. Это для стороннего наблюдателя
На самом деле одновременно будущий основатель Дзен буддизма «смотрел» и внутрь себя
В нашей ситуации стену будет представлять собой экран монитора, а в дальнейшем весь окружающий мир
Второй из путей перекликается с системой подготовки, которая требует от ученика быть начеку не только во время тренировочных занятий, но и в любой момент его жизни [2]
[1] Есть основания предполагать, что таким образом мы изменяем личное время. Нужны эксперименты с контрольными группами, желательно, однородными (например, студентами военных вузов).
Как и в любом научном эксперименте, необходимо изучать все возможные параметры, которые могут влиять на реакцию и быстродействие.
Например, один из вариантов - изучение воздействия ритмической музыки на участников контрольных групп. Нужно делать боевые связки сначала в тишине, а затем включая определённый трек.
То есть определять реакцию и быстродействие с музыкой и без неё и т.д.
Есть также и другие варианты воздействий. О них участники контрольных групп знать не должны. Тем не менее, они значительно повышают эффективность наработки нужных качеств
[2]Один правитель пожелал отправить своего сына к мастеру дзен, который по совместительству обучал своих учеников фехтованию на мечах. Он сказал: «сын мой, ты научился фехтованию, стрельбе из лука и всему, что может пригодиться на войне. Теперь ты должен объединить обретенные навыки с искусством медитации. Иначе я не смогу передать тебе царство, ведь иначе ты будешь не правителем, а просто опасным человеком». Повинуясь воле отца, принц собрался в дорогу.
Учитель встретил принца и сказал ему: « я стар, и больше никого не принимаю в ученики. Но раз вас посылает правитель, - а он мой старый друг, - то я не могу отказать. С этого момента начинается ваше обучение. Однако мое требование заключается в том, чтобы меня не ограничивали во времени. Обучение может занять как один день, так и пятьдесят лет – об этом ничего сказать нельзя».
Принц согласился и спросил Учителя, что ему нужно делать. Мастер дзен ответил, что принцу не придется делать ничего, кроме самых обыкновенных вещей: готовить еду, убирать жилище, охотиться, рубить дрова. Главное – не терять при этом бдительности.
Принца не оставляли сомнения в том, что он попусту тратит время. Но, поскольку его послал отец (который был мудрым правителем и не отличался склонностью к безрассудным поступкам), принц решил, что все идет так, как нужно. Принца непрерывно били. Мастер дзен передвигался совершенно бесшумно и бил ученика бамбуковой палкой всякий раз, когда ему удавалось застать принца врасплох.
Через полмесяца у принца болело все тело. Однако ученик был счастлив, поскольку теперь он научился заблаговременно слышать шаги своего Учителя. Возросла его осознанность.
Занимаясь повседневными делами, принц должен был постоянно сохранять бдительность. Теперь, когда юноша рубил дрова или носил воду из колодца, его ни на секунду не покидала мысль о том, что старик может внезапно подкрасться. Ученик с легкостью перехватывал бамбуковую палку, мастер дзен больше не мог его ударить.
Прошло три месяца, раны и ушибы зажили. Тело принца окрепло и стало как будто стальным, ученик понимал, что обрел силу, которой раньше у него не было. Он радовался своей возросшей бдительности и способности услышать шаги Учителя даже тогда, когда мастер дзен находился в другой комнате.
Настал день, когда Учитель пригласил к себе ученика и объявил принцу о том, что теперь вместо бамбуковой палки он будет использовать настоящий меч. Теперь, когда один единственный удар стал вопросом жизни или смерти, осознанность юноши многократно возросла, подобно пламени, явившемуся из искр. Старик пытался ударить принца со спины во время того, как ученик выполнял привычную работу и даже во время медитации. Но ни разу удар не достиг своей цели.
Спустя еще три месяца принц подошел к Учителю и сказал: «я пришел сюда, потому что меня послал мой отец. Поначалу я очень колебался, но теперь я понимаю, что нахожусь здесь по собственному желанию. Я больше не думаю ни о своих обязанностях, ни о царстве, ни об отце. Учитель, давайте приступим к третьему этапу обучения».
Мастер дзен ответил: «третий этап такой – я стану бить тебя мечом, когда ты спишь». Принц согласился и сказал, что раньше боялся бамбуковой палки, а теперь не страшится даже острого меча. Учитель стал приходить по ночам, но всякий раз, когда он заходил в комнату ученика, принц просыпался.
Месяц спустя мастер объявил принцу, что обучение закончено и передал ученику свой меч. Он сказал: «ваш отец все поймет, он знает этот меч, который много лет назад я получил от своего Учителя. Тот, кому удалось достичь высшего состояния осознанности, более не имеет потребности в мече».
На первом этапе нашей работы для улучшения реакции и быстродействия, мы, уходя с линии огня, и прячась за воображаемый угол, перед выполнением упражнений устанавливаем параметры программы (или близкие к ним), изображённые на рисунке 1
рис.1
Обратите внимание, «Максимальный интервал» установлен на 10, На 10 же установлено и «Количество повторов»
Это означает, что нападение виртуального киллера может произойти в любой момент времени, находящийся в интервале от 1 до 10 секунд. 10 таких атак и 10 Ваших уходов снятых на телефон дадут возможность определить скорость Вашей реакции на момент тестирования
Но при установке параметра «Максимальный интервал» на 60 и более, этот тест сразу же превращается в боевую медитацию.
Самое большое время для «и более» в программе можно установить равным 1000, это примерно 16 минут
На рисунке 2 этот параметр именно так и установлен. Количество повторов равно 30.
рис.2
Таким образом, мы получаем электронный вариант Мастера дзен из притчи.
Вам не нужно будет стоять постоянно перед экраном монитора, да и столько стоять глупо. Нужно просто, как принцу, заниматься своими повседневными делами. Как реагировать на появление стрелка, уже Ваше дело. Например, когда стоите, уходите с линии, сидите на диване, падаете и т.п. Главное, постоянно быть начеку
Но начинать лучше, всё же, постепенно. Стоя перед экраном монитора, установив , например, «Максимальный интервал» равным 60, а «Количество повторов» равным 3. Изначально нужно искать состояние присутствия «Здесь и Сейчас»*.
Ожидание угрозы, пусть и виртуальной, должно Вам в этом помочь
(*) Словами его описать невозможно. Одна часть нас смотрит на внешний, окружающий мир, другая в мир внутренний, это лишь направление для поиска