Капоэйра - бразильское воинское искусство, в основе которого лежат африканские традиции. Существует множество различных, часто противоречащих друг другу, версий о происхождении капоэйры. Четко ясно одно, что капоэйра - это результат слияния воинских искусств, танцев, музыки и верований различных культур. Это слияние произошло в 16 веке на бразильской земле, в среде рабов, среди которых было много представителей различных африканских племен и бразильских индейцев.
На сегодняшний день в капоэйре существуют два основных стиля - Капоэйра Региональ (Сензала) и Капоэйра Ангола. Региональный стиль был создан в начале нашего века легендарным мастером Бимбой. Стиль отличает большое техническое многообразие, атлетическая направленность, обилие акробатических движений.
Стиль Ангола наряду с высоким уровнем техничности содержит в себе ритуалы, музыку и философию капоэйры.
Центральный ритуал капоэйры – это "Рода ди капоэйра" - круг капоэйры. Капоэйристы, играющие на музыкальных инструментах и поющие песни, образуют круг, символизирующий солнце, внутри которого двое начинает особую игру (жого). Примерно это выглядит так...
Двое лицом друг к другу на корточках выходят в круг и, склонив головы, приближаются к ногам музыканта, играющего на беримбау (ведущий музыкальный инструмент). Они поднимают головы и смотрят на играющего мелодию (лайданью) музыканта. Запевала ведет песенный диалог с хором, магнетизм роды растет. Пение и медленный,
гипнотический ритм начинает захватывать игроков. Их головы свободны от блуждающих и чуждых мыслей. Запевала продолжает вести лайданью и, вскоре, объявляет начало игры.
- На, давай пойдем;
- Да, давай пойдем, друг...
- Да, в огромный мир;
- Да, в огромный мир, друг...
- Да, земля вращается;
- Да, земля вращается, друг...
- Она и раньше вращалась;
- Да, она и раньше вращалась, друг...
- И она и еще будет вращаться;
- Да, она еще будет вращаться, друг.
Оба игрока касаются земли руками, отдавая уважение мастерам капоэйры, приветствуют друг друга и медленно входят в круг. Игра началась. Каждый игрок осознает, что перед ним больше не друг или напарник, а человек-загадка, который может совершить самые непредвиденные и опасные действия в последующем диалоге тел. Этот диалог состоит не из слов, а из движений-вопросов и ответов на загадочном языке капоэйры.
Игроки плавно перемещаются в центр круга, касаясь земли только ладонями и стопами. Их расслабленные и на вид ленивые движения контрастируют с живостью в глаза. Запевала завершает песню и только музыканты продолжают играть.
Оба игрока контролируют все происходящее - друг друга, звуки музыки, окружающих, когда совершенно без усилий стоят на голове или на руках, или выполняют движения, имитирующие кобру, кошку, дельфина... Их прошлые и настоящие проблемы исчезают. Они полностью находятся в текущем мгновении. Один из музыкантов, играющих на беримбау, заводит новую песню все в том же медленном ритме, и хор отвечает. Кажется, что рода выделяет какое-то электричество, энергию, которая циркулирует между двумя игроками.
Один из игроков наступает медленно и аккуратно и совершает атакующее движение; другой же - уклоняется от удара ногой, пройдя под ней. Несмотря на то, что движения кажутся такими плавными и медленными, оба игрока оживлены.
Вдруг один игрок совершает удар ногой, быстрый как удар хлыста. Другой же, будто ожидая этого, легко от него уходит. Первый, повернувшись на пятках, останавливается с поднятой рукой. Второй, низко пригибаясь к земле, приближается к нему и захватывает ногу своего противника, чтобы предотвратить нападение. Затем он осторожно поднимается и касается руки противника. Они перемещаются туда-сюда, будто вовлеченные в странный танец, касаясь рук друг друга. Вдруг один из них нарушает это пассо-а-дойс быстрым и внезапным ударом ноги, но его противник уже отклонился от него и находится далеко в стороне.
И вот беримбау начинает играть более быстрый ритм и игра продолжается стоя. Игроки крутятся, резко сгибаются и совершают обманные движения. Удары быстры, жестки и неожиданны. Защитные движения - это всевозможные уходы, после которых следует контратака в виде удара ногой либо подсечки.
Вдруг без предупреждения один из игроков закручивается, останавливается, аккуратно приближается к противнику и жмет его руку - это игра завершена. Но вот уже новая пара выходит в круг, и начинается новая игра под заводящий аккомпанемент беримбау.
Что же такое капоэйра? У наблюдающего за родой первый раз неизбежно возникает вопрос - что это борьба или танец? Или может быть просто игра?
То, что происходит внутри круга включает в себя много больше, чем эти три компонента. Капоэйра - это и одно из самых мощных и эффективных боевых искусств и зажигающие бразильские ритмы, и игра со множеством хитросплетений.
Привычное восприятие людей подразумевает четкое разграничение и классификацию всего происходящего и окружающего на стандартные категории, из-за чего может быть трудно уловить и понять суть того, что есть капоэйра. Но если отказаться от попытки вписать происходящее в жесткие рамки и просто понаблюдать за игрой, то, возможно, мы интуитивно уловим то, что там происходит. Это нечто, что происходило с нами давно, в детстве, когда мы играли и были поглощены игрой, которую сами же, придумывая, создавали.
Это игра, которая направлена не столько против кого-то, а больше против собственных пределов и границ. Многообразие движений, каскад ударов и уходов, умопомрачительные трюки сразу привлекают к себе внимание, но капоэйра - это также традиции, духовность и мудрость. Мастер капоэйры передает ученику не только набор движений, но также мир музыки ритуалов, уважения и накопленное знание поколений мастеров капоэйры.
Капоэйра требует контроля пространства, постоянного движения, выверенности действий, а не насилия. Путь капоэйры - это не сопротивление, не ответ силой на силу, но непрекращающийся поток. Поток, который течет вокруг, над, под, от партнера. Хороший игрок не насильственен. Напротив, хороший игрок - это художник, который преобразовывает и возвращает насилие партнера, не переставая при этом улыбаться.
Великий капоэйрист не чувствует усталости или страха. Черпая энергию из звуков беримбау и песен, он постоянно находит в себе новые источники силы.
В то время, как акробатика - это то, что сразу бросается в глаза, стоит внимательнее присмотреться к отношениям, которые развиваются в игре. Неожиданная подсечка, странный удар головой, движение, невероятным образом меняющее свое направление - это отличительные черты хорошего игрока. Хороший капоэйрист не просто сражается или обменивается ударами, он творит в каждой игре.
А. Плясов
Журнал «Боевые Искусства планеты»