Что такое "фап"? Как говорил Нгуэн Локк - отец-основатель школы Вовинам, "это зерно, из которого произрастает весь колос боевого искусства и одновременно - его почва". Иными словами, фап - это базовая техника школы, объединенная в комплекс, где каждое последующее движение является естественным продолжением предыдущего. По-русски лучше говорить во множественном числе - "фапы", так как подобных комплексов известно несколько.
Назовем основные из них:
"тан фап" - техника стоек и переходов из одних стоек в другие;
"ханг фап" - техника блокировки руками и ногами;
"тху-фап" - техника ударов кулаком;
"кык фап" - техника ударов стопой;
"чыонг фап" - техника ударов и толчков открытой рукой;
"зык фап" – техника ударов локтем.
А еще есть комплексы ударов коленом, головой, пальцами, корпусом.
Полноценно овладеть базовой техникой можно только при условии передачи ее "из рук в руки", от опытного учителя, приобщенного к подлинной традиции школы, прилежному и способному ученику. Ведь базовая техника проста лишь на первый взгляд. В любом приеме есть множество нюансов, для элементарного описания которых требуется многотомная библиотека.
Невозможно всякий раз заново "изобретать велосипед". Поэтому так важна роль сведущего наставника. С его помощью можно отшлифовать технику движений до блеска, в полном соответствии с классическими образцами. Но что еще важнее, такой учитель умеет связать технику (внешнюю сторону предмета) с управлением внутренней энергией "кхи". Если ничего подобного не происходит, значит, ученик овладевает "пустой формой", не боевым искусством в точном смысле этих двух
слов, а его имитацией. Зеркало, глядя в которое корректируют свою технику самоучки, настоящего учителя не заменит.
В процессе выполнения фапов постепенно происходит превращение технических знании в умения, а затем в навыки, то есть в автоматические двигательные действия. Тем самым
сознание освобождается от проблем выбора в момент поединка тех или иных конкретных приемов и сосредотачивается на конечной цели - победе.
Разумеется, совершенно необязательно выполнять каждый из приведенных нами фапов от начала и до конца без перерыва. Методически верным будет иной подход: разбивка фапа на ряд связок и отработка составляющих их приемов в передвижении.
Например, связка ударов ногами может выглядеть следующим образом: маховый удар правой ногой вверх (да хат), затем удар ею прямо вперед(да тханг), потом удар по дуге в верхнем уровне (да тат) и в завершение - боковой удар (да дап), после чего следует повторение этой связки левой ногой. Аналогичным образом можно дробить любой фап и комбинировать связки базовой техники по своему усмотрению. Темп исполнения сначала
медленный, но постепенно он ускоряется до максимума.
Практика фапов – уникальный метод гармонического развития тела и духа, объединяющий в одно целое движение, дыхание и мышление. С одной стороны, отработка техники происходит в идеальных условиях, так как отсутствуют помехи,
сопровождающие реальные поединки: встречные удары, боль, ощущение опасности,
вынужденные перемещения. Техника отрабатывается и на месте, и в движении по простым и усложненным схемам. Все приемы в обязательном порядке выполняются в обе стороны. С другой стороны, различные психофизические хитрости, раскрываемые опытным учителем, позволяют ученикам именно в фапах ощущать в своем теле циркуляцию энергии "кхи".
Постепенно ученики приобретают умение выбрасывать энергетическую волну в момент ударов и всасывать ее из пространства после них, осуществляя "перезарядку" энергетического центра "дай-дьен".
Как известно, идеальное психическое состояние бойца во время схватки - это "пустое сознание", так что фапы входят в число путей, ведущих к его достижению в любой момент, когда требуется.
"Фан дон" - это связки приемов по принципу "блок плюс удар", то есть защиты с последующими контратаками. Правда, при ближайшем рассмотрении оказывается,
что речь идет не только о жесткой блокировке, но и о любых других движениях, позволяющих отклонять траекторию атак противника (сбивание в сторону, уклонение,
захваты рук и ног). Помимо ударов, в число ответных действий входят также болевые приемы, подножки и подсечки, броски.
По сравнению с канонизированной техникой фапов фан доны предоставляют полную свободу в подборе составляющих их приемов. Все же на начальных этапах обучения приходится опираться на эталонные образцы защит и контратак. Это вызвано тем, что
ученики еще не в состоянии правильно комбинировать свои технические действия.
Практикуя фан доны, необходимо переходить от комбинаций, использующих технику только рук или только ног к сочетанию того и другого. В большинстве иных стилей
боевых искусств заметно преобладает либо техника рук, либо технике ног . Одна из особенностей стиля Вовинам в том, что здесь удары руками и ногами сбалансированы примерно в равной пропорции. И еще в том, что, помимо ударов, широко применяются болевые приемы и броски.
Другое важное требование заключается в том, что от действий по схеме блок одной рукой плюс контратака другой необходимо переходить к опережающим встречным ударам, а также к выполнению блоков и последующих ударов одной и той же рукой.
И последнее указание. Если фапы отрабатывают "в воздух" и на снарядах (подвесных набивных мешках), то фан доны предполагают обязательное наличие партнера.
А.Тарас, В.Курейчик
Боевое Искусство Планеты