По дошедшим до нас фактам искусство коппо-дзюцу (техника переломов костей) было передано ниндзя китайским монахом-Люгаем Чжао Гокаем, чьи методы в слиянии с местными японскими техниками боя дали начало самой старой традиции нин-дзюцу в Японии - Гекко-рю.
Считается, что именно Гекко-рю послужило основным источником для развившихся позже методов боя ниндзя, в частности коси-дзюцу.
В основе метода лежат тяжелейшие тренировки в набивании ударных частей тела на мешках с песком, макиварах, деревянных столбах и т.п., превращающие тело в оружие, а также знание точек поражения и направления ударов с тем, чтобы сделать каждый удар наиболее эффективным.
Поначалу точек и техник, поражающих их, было не очень много - около девяти. Затем, в процессе развития каждая из школ коппо-дзюцу находила какие-то, становившиеся тайными, техники и постепенно их число довольно возросло. Так, к примеру, кото-рю коппо-дзюцу в своей традиции насчитывает 18 базовых смертоносных ката (связок), каждая из которых содержит поражение одной-двух, реже трех жизненных точек.
Клип 1. Демонстрируются основные методы поражения и точки принятые в традиции тогакурэ-рю. Поскольку тогакурэ-рю было создано позднее, ее методы впитали в себя все лучшее, что было до неё. Поэтому, как утверждает Масааки Хацуми, в основе обучения жестким техникам боя Будзинкан додзе лежит именно эта традиция, хотя другие рю, входящие в обучение, также не следует сбрасывать со счетов.
Клип 2. Теперь скажем несколько слов о технике и принципах дакэнтай-дзюцу, ее характерных особенностях и отличиях от других ударных систем. Прежде всего это небольшое количество базовых методов нанесения удара одновременно с широким спектром естественного оружия - положения кисти руки. Упор делается на ударных зонах с малой поражающей поверхностью - выдвинутые суставы согнутых пальцев, кончики пальцев, "когти" и т.п.
Считается, что само естественное оружие подскажет наиболее оптимальный метод его применения при хорошем усвоении точек и направлений ударов по ним. Большое внимание уделяется вложению веса тела в удар (рукой или ногой), что достигается небольшим наклоном корпуса вперед, отрывом передней ноги от поверхности земли в момент удара и как бы "стремящимся" вслед за ударной конечностью всем телом. Этот метод гораздо более древний и несравнимо более пластичный, в отличие от жесткой постановки стоп и выпрямленной спины в каратэ или дзю-дзюцу.
Не присутствует в ударах и "ввинчивание", как в хорошо известных ударах цуки в каратэ и т.п. системах. Часто удар переходит в захват, как бы "прилипая" к телу или одежде противника.
Очень отличается техника защиты коппо-дзюцу (укэ-вадза) от известных методов каратэ, дзю-дзюцу и т.д. Прежде всего, защита в нин-дзюцу - это не просто отведение удара, пусть даже выполнено очень жестко (как, например, в годзю-рю каратэ).
Это атакующее движение (удар), наносящийся в чувствительные точки ударной конечности противника, чаще всего расположенные на суставах (луче-запястном, локтевом, коленном), близко расположенных к поверхности костей (головки пястных костей, трубчатые кости запястья и стопы, голень), или на мышцах, работающих в ударе (мышцы плеча: трицепс и бицепс, дельта, икроножная мышца, бицепс и квадрицепс бедра). Удар наносится чаще всего кулаком или обратной стороной кулака, хотя возможно использовать и ребро руки и "кулаки демона". Подобная защита чаще всего ведет к травме противника и невозможности (пусть даже на некоторое время) в полной мере действовать пораженной конечностью.
Клип 3. Неизмеримо увеличивается сила поражения в случае использования малых или тайных видов оружия: кастета, коротенькой палочки, колец с шипами на пальцы, ручных "когтей", метательных стрелок и звезд и др. Следует отметить, что в кланах древности обучение тай-дзюцу шло неразрывно с техникой использования перечисленных выше предметов, причем каждая из школ использовала один - два вида оружия, присущего только ей и неизвестного другим, что во много раз повышало эффект "сюрпризности" его использования. В Тогакурэ-рю таким оружием были сюко и сэнбан-сюрикен (сюрикен, имеющий форму квадрата с несколько вогнутыми сторонами и четырехугольным отверстием посередине).
Клип 4. Использование ног гораздо более широкое, чем в каратэ или дзю-дзюцу и явно имеет китайские и корейские корни.
Хотя высоких ударов сравнительно мало, зато очень большое количество техник направлено на поражение коленей, голени, паха, живота и поясничной области спины. К технике коппо-дзюцу, помимо чисто ударов, относятся также простейшие рычаги, броски и сваливания, неминуемо ведущие к переломам конечностей или шеи.
К основной технике ног относятся техники:
пинок вперёд;
жалящий удар пальцами ноги вперёд;
удар коленом;
поднимающиеся удар;
удар по внутренней стороне бедра;
обратный удар по колену;
удар в колено ребром ноги;
удар пяткой внутрь по колену;
удар коленом.
Отдельно следует сказать о дыхании в момент удара.
Клип 5. Вместо известного пользователям по другим системам боя крика в момент выдоха (больше известного под названием киай) используется так называемый метод "киай му киай", то есть "киай без киай" или "беззвучного крика".
Клип 6. Хотя некоторые школы имеют и методы звукового киай, который относится больше к тоатэ-дзюцу (методам поражения на расстоянии), чем к тай-дзюцу.
К основным ударным техникам (атак и защит), без которых невозможно изучение дальнейших методов и ката, относятся:
удар согнутыми суставами пальцев;
удар кончиком большого пальца;
удар ребром руки внутрь;
удар ребром руки наружу;
удар кончиками пальцев;
удар передней частью кулака;
удар обратной стороной кулака;
удар суставом указательного или среднего пальца;
удар "когтями";
удар локтем;
удар головой;
удар указательным пальцем;
удар пальцами в положении китэн кэн;
удар тремя пальцами;
удар пятой ладони;
удар клювом;
удар сгибом мизинца;
удар мизинцем.
"Искусство ниндзя". "НПС Здоровье народа", ООО "ВИПв"