И. Линдер - президент Международного Союза Боевых Искусств (МСБИ)
Джиу-джитсу, одно из древнейших японских боевых искусств, история которого насчитывает не одно столетие по сути является колыбелью многих наших видов борьбы – дзюдо, айкидо, каратэ.
Его нельзя прочитать, как книгу. Овладеть своим телом и духом можно только с помощью многолетней работы. Мастер боя – мастер жизни, говорили на Востоке.
Клип 1. Демонстрация техники.
Особенностью этого вида единоборства является бросковая техника (в этом оно очень близко нашему самбо, в том числе и его прикладному варианту – боевому) и силовое воздействие на суставы человеческого тела. Ударная техника также является немаловажной составляющей джиу-джитсу и служит в основном для того, чтобы остановить соперника, шокировать его, подготовить момент для броска, выведения из равновесия и проведения болевого или удушающего приема. Отдельный раздел джиу-джитсу посвящен технике владения предметами и холодным оружием. Это значительный пласт боевого искусства носит название кобудо.
Клип 2. Демонстрация техники.
До революции 1917 года джиу-джитсу было распространено в тогдашних силовых ведомствах России – долгие годы оно являлось секретным боевым оружием, которым владели офицеры армии, полиции, контрразведки. Основоположником русского джиу-джитсу был Василий Ощепков, сын политкаторжан, который в конце прошлого века попал в русскую миссию в Японии. Именно там он увидел и стал постигать этот вид боевого искусства, получив в Стране восходящего солнца в 1913 году 1 дан, а в 1917 году 2-й дан. Уже в самом начале XX века, в 1902-1903 годах, жандармский корпус в России раньше других принял на вооружение японское единоборство
Клип 3. Демонстрация техники. Исользование верёвки
Русско-японская война дала сильнейший толчок к развитию джиу-джитсу в России. Приезжавшие с той войны рассказывали истории о том, как мастерски владеют японские солдаты смертельными приемами. При этом упоминались случаи, когда один безоружный японец мог противостоять нескольким вооружённым солдатам…
Революция, как ни странно, не поглотила джиу-джитсу. И уже в советской России школа японского боевого искусства была на очень высоком уровне. Стоит вспомнить лишь один случай, когда в Москву на спартакиаду в 1926 голу приехали представители “Союза немецких рабочих”, чья школа джиу-джитсу считалась одной из лучших в Европе. Немцы планировали победить легко и без напряжения, однако все оказалось наоборот. Они с треском проиграли 11 поединков и лишь один смогли свести вничью. Но к середине тридцатых годов джиу-джитсу оказалось под запретом как “чуждое явление” для советской деятельности. А основоположник его в России – Василий Ощепков – был репрессирован в 37-м году со стандартной формулировкой “враг народа”.
Клип 4. Демонстрация техники. Работа с мечом
В конце семидесятых годов 20-го века, я организовал первые в нашей стране служебные группы по Джиу-джитсу после долгого забвения, в котором находилось это древнее боевое искусство. Разъезжая по миру в рамках своей профессиональной деятельности и набираясь опыта у различных мастеров, я старался создать сильную школу в тогдашнем СССР. Знания полученные из поездок по Японии, Окинаве, Китаю, Корее и другим странам востока дополнили и обогатили мои знания в области не только Джиу-джитсу, но и Каратэ, Хапкидо, Тайцзитуйшоу, традиционного Дзю-до и другим разновидностям единоборств, что несомненно нашло отражение и в создании собственного стиля. Одной из особенностей нашей школы является то, что мастер начиная с 4 дана должен развивать свой стиль. Только в этом случае он может продвигаться к более высокой степени мастерства. Уже начиная со 2 дана мастера в обязательном порядке должны на экзамен выносить собственное ката, соответствующее определённым требованиям: количество движений, наличие ударной и бросковой техники, техники удушения и многое другое. Эти аспекты редко встречаются в других школах. Противники такого подхода говорят об отходе от традиций, о том, что надо следовать только тем канонам, которые были заложены много веков назад, и отступать от этих традиций нельзя. Они не понимают того, что в случае тотального подражания школа, зачастую, просто вырождается. Большинство мастеров, которых мы считаем великими развивались сами и строили свои школы и стили по принципу “Су-Ха-Ри”: Принцип подражания или зеркального отображения существует до того момента, пока ученик не освоит базовой техники школы и не усвоит на мастерском уровне её принципы. Принцип разрушения трактуется как пересмотр приобретённых навыков и знаний с учётом своей собственной индивидуальности и с учётом своего Пути, а принцип созидания подразумевает создание или сотворение на базе родной школы своего стилевого направления, которое в будущем само становится школой, порождающей новые стили. Такой подход позволил выжить большинству из известных сейчас школ и стилей и процесс разделения школ на стилевые разновидности остановить просто невозможно. Обычное же подражание основоположнику стиля на протяжении многих веков
заслуживает уважение как традиция сохранения искусства, но делает школу застывшей.
Клип 5. Демонстрация техники. Работа с мечом
Любое боевое искусство должно соответствовать тому времени, в котором оно развивается на каждом этапе. Наша школа стремится не только соблюдать многовековые традиции, но и быть приближенной к жизни, так что бы это не превращалось в безжизненную технику. Джиу-джитсу активно развивалось в тот момент, когда другие виды восточных единоборств были запрещены у нас в стране. Первой из семейства единоборств Джиу-джитсу обрела свою Всесоюзную федерацию, возглвляемую мной и существовавшую до 1993 года. Уже тогда нашу школу оценивали достаточно высоко. С 1993 года в России было аккредитовано Японское Представительство Международного Союза Боевых Искусств.
Наши мастера много выезжают за рубеж, удачно выступают в различных соревнованиях по кумитэ и по традиционной школе, занимая первые места. Уже тогда нашу школу оценивали достаточно высоко. Постоянно происходит обмен опытом с зарубежными коллегами на различных международных семинарах. Многие из наших мастеров постоянно преподают за рубежом. Ежегодно с 1983 года в Австрии проводится Открытый Чемпионат Европы по классической технике Джиу-джитсу, кобудо, в котором также принимают участие мастера по каратэ, тэквандо, айки-джитсу из многих стран Европы и представители других континентов.
С 2000 года там же стали проводится и соревнования по Полис-джитсу, в них принимают участие сотрудники правоохранительных органов, а так же мастера владеющие данным разделом.
У нас в России мы проводим соревнования по 2 направлениям:
а) Соревнования по традиционной классической технике Джиу-джитсу, которые включают: ката с оружием и без оружия, освобождение от захватов, техника против ударов рук и ног, работа с джо (палка), работа с поясом (ходзю), работа против ножа (танто). Соревнования проходят, как для мастеров, так и для детей.
б) Профессиональные соревнования по иригуми-го – полноконтактный поединок. Данные соревнования проводятся по разным возрастам, в каждом из которых в среднем по 4 весовые категории
(*) Энциклопедия "Воинское Искусство и Путь воина". ООО “ВИПв”.