Хаха Лунг. Девять залов смерти. Секреты мастерства ниндзя

Категория: История разведки Опубликовано 21 Сентябрь 2017
Просмотров: 2958



МАСТЕРСТВО И ТРЕНИРОВКА


ВВЕДЕНИЕ: ПОИСК СХОДСТВА

Прежде чем вступить на тропу, ведущую вглубь владений синоби, настроимся на поиск «сходства» в стиле, движении и мышлении. Мы обязаны сделать это, чтобы избежать влияния всех кажущихся, несущественных и зачастую намеренно уводящих в сторону «различий», предназначенных отвлечь нас от цели.
Некоторые из этих «отвлечений» — ложные указатели и неверные направления — были установлены самими же синоби, ревниво хранившими свои освященные временем секреты.
Другие — это камни преткновения, сравнительно недавно разбросанные на нашем пути теми, кем движут вражда и зависть или и то и другое вместе.
На первый взгляд Девять Залов разительно отличаются друг от друга, как по тем предметам, которые в них изучаются, так и по методам обучения.
Но подобно множеству вещей, с которыми мы столкнемся во время своего пребывания во владениях синоби, это всего лишь иллюзия.
Чтобы овладеть наукой ниндзя, мы должны выявлять «сходства» и сосредоточиваться на них.
Например, прежде чем запутаться в различных типах Ударов ногой, которые сотнями предлагаются вниманию новичка, мы должны напомнить себе, что во всех боевых искусствах существуют всего четыре типа ударов ногой, или пинков.
Другой пример. В то время как при беглом взгляде разные школы военной науки производят впечатление обладающих уникальными и «не похожими на остальные» стратегиями одоления врагов, на самом деле их «секретные» стратегии и «особые» тактики имеют гораздо больше общего со стратегиями и тактиками любой другой школы, чем они соглашаются признать.
В этом кроется гений таких мастеров, как Сунь-Цзы и Миямото Мусаси, строивших свои — до сих пор не устаревшие — стратегии на глубоком убеждении, что между людьми гораздо больше сходства, чем различий.
Парадокс!
Испытанные трюки и уловки поражают врага вернее, чем ни разу не опробованный кинжал.
Так что прежде, чем переступить порог, за которым тянется тот длинный коридор с девятью надежно охраняемыми входами в запасники знаний ниндзя, мы должны посвятить себя осмыслению Трех типов «мастерства», усвоению Правил реалистичной тренировки и Развитию взрывной скорости и силы и лишь затем приступить к освоению освященных веками методов ниндзя (включая тактику, оружие и приемы), которые можно использовать во всех Девяти Залах.


ТРИ ТИПА «МАСТЕРСТВА»

Люди часто говорят об овладении «мастерством» ниндзя — коллективным запасом знаний, накопленных за столетия самими синоби и их бесчисленными подражателями.
Но для ниндзя слово «мастерство» имеет не одно значение.

МАСТЕРСТВО КАК ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО
«Мастерство» выполняет ту же функцию, что и транспортное средство, способное доставить нас в нужное место, как, например, автомобиль, везущий нас из города на дачу, лодка, переправляющая нас на другой берег реки, или космический корабль, безопасно и с комфортом доставляющий нас на любую планету Вселенной.
Нин-дзюцу, «искусство» (дзюцу) ниндзя, является таким же транспортным средством, способным доставлять нас в места, которые нам и не снились.
Поясним подробнее.
Можно освоить несколько «трюков» ниндзя, например, для того, чтобы улучшить уже имеющиеся боевые умения. Можно освоить несколько предлагаемых ниндзя способов взлома, карманной кражи или перевоплощения просто ради того, чтобы разжиться деньгами. В этих и многих других случаях нин-дзюцу «доставляет» нас в нужное место, то есть позволяет нам осуществить задуманное.
Но в случае тех немногих учеников, для которых освоение нин-дзюцу становится делом всей жизни, Девять Залов являются прочным каркасом, вокруг которого нет предела тому, что может быть совершено.
Для таких учеников нет пределов для «куда» и «как далеко» может доставить их Мастерство Ниндзя («транспортное средство»).

МАСТЕРСТВО КАК УМЕНИЕ
За многие столетия средневековые синоби, их потомки и многочисленные подражатели накопили невероятный объем знаний — не только чисто физических знаний (например, способов лазания по крепостным стенам или внезапной атаки на врага), но и знаний о том, какие травы лечат, а какие убивают, как вселять отвагу в своих, а в чужих — страх.
Это обширное хранилище коллективных умений и есть Мастерство Ниндзя, мастерство столь же сложное и почтенное, как мастерство любого ремесленника — плотника, каменщика или убийцы.

МАСТЕРСТВО КАК СТРАТЕГИЯ
Мастерство предполагает не только «умение», но и «ум».
Сунь-Цзы считал, что высшим достижением является победа над врагом без борьбы. Мозг впереди дубинки и ножа.
Именно этот идеал Сунь-Цзы выдвигает в своем знаменитом трактате о военном искусстве. Маленькую проблему нужно решать до того, как она перерастет в большую.
Таким образом, идеалом для ниндзя является максимальное, исчерпывающее использование стратегии и ума до того, как обратиться к другим, более грубым средствам.
* * *
«Учась, учим. Уча, учимся»
Девиз ниндзя


ПРАВИЛА РЕАЛИСТИЧНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Пословица гласит: «Чем больше пота в мирное время, тем меньше крови в период войны».
Таким образом, мы изучаем военных мастеров прошлого, чтобы учиться на их успехах… но в еще большей степени чтобы учиться на их ошибках. Мы берем умения из прошлого и приспосабливаем их к нашим потребностям — настоящим и будущим.
Но мы должны постоянно напоминать себе, что это не «возврат к прошлому», не возврат к тем временам, когда по японской земле ходили вооруженные до зубов самураи, уверенные в том, что никто не посмеет бросить им вызов… никто, кроме ниндзя!
В техническом отношении, то есть в смысле вооружения, со средневековых времен изменилось многое. Но человек, как и следовало ожидать, изменился мало.
Им по-прежнему движут — и, увы, слишком легко манипулируют — его собственные страсти и страхи.
И все же вернее всего нас губят не наши страхи и другие эмоции, а невежество.
В те заповедные средневековые времена увешанный с головы до ног оружием самурай при нападении «крестьянина» или «монаха», вооруженного одной бамбуковой палкой, с презрением бы усмехнулся, зная, что он уже выиграл этот бой. Да и вправду: чего мог опасаться вооруженный самурай со стороны безоружного крестьянина или монаха?
Перенесемся воображением в наши дни и представим, что теперь уже на вас нападает уличный грабитель с ножом. Подобно самураю из прошлого, вы не станете паниковать, потому что у вас за пазухой всегда лежит заряженный пистолет.
Но означает ли это, что вы обязательно остаетесь в живых?
Согласно теории, побеждает тот, кто хватается за оружие первым.
Но нельзя полностью полагаться на оружие.
В любой «ситуации предельной опасности» (СПО), особенно в ситуации вооруженного противостояния типа «убей-или-будешь-убит», приходится воевать с человеком, а не с оружием.
Сломать металлическое дуло наставленной на вас «пушки» невозможно в принципе, зато можно сломать руку, держащую оружие, или, например, разнести мозг противника, подающий сигналы пальцу на спусковом крючке.
Что же предлагает реалистичная тренировка в случае такого рода ситуаций?
Первый шаг — визуализация дичайших сценариев.
Например. Двое или более вооруженных ножами убийц-отморозков стоят между вами и дверью в кабину — пара психопатов стоит между вами и вашей перспективой когда-либо снова увидеть родных и близких, между вами и всей остальной вашей жизнью!
Страшная сцена? Безусловно. Боевая сцена из реальной жизни, требующая гораздо большей степени концентрации и ярости, чем та, что необходима в процессе тренировки перед спортивным состязанием.
При всем уважении к профессиональным кикбоксерам, тренирующимся по двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю, а также к борцам-«экстремалам», для выживания в СПО требуется совершенно иной тип концентрации и ярости, независимо от того, происходит ли смертельная схватка на безлюдной ночной улочке в центре большого города или в афганской теснине.

КОНЦЕНТРАЦИЯ
Мы живем в особо беспокойное время. Учитесь делать то, что нужно делать. Каким бы внешне эффектным ни было ваше конкретное боевое искусство, никогда не забывайте о собственно «боевой» стороне дела. Тренируйтесь реалистично.
Проигрывайте в уме реалистичные сценарии боя — и чем более жестокими и ужасающими они будут, тем лучше. «Чем тверже оселок, тем острее нож» (Лунг, 2003:133).

Хаха Лунг. Девять залов смерти. Секреты мастерства ниндзя
7. Ниндзя-«монах»

Внешность обманчива
A. Головной убор. Под большим головным убором можно спрятать много оружия. Сам головной убор тоже может служить в качестве оружия, если снабдить его края потайными лезвиями. Шляпой больших размеров можно загородить обзор противнику и использовать ее как защитное прикрытие против холодного оружия.
B. Веер. Ниндзя часто оснащали безобидные на первый взгляд веера бритвенными лезвиями. Для утяжеления веера иногда делали из железа. Большие веера можно было использовать, чтобы загородить обзор противнику.
C. Украшения (серьги, булавки, кольца и т. п.) могли использоваться с целью напугать противника (бросив в противника тот или иной предмет), поранить (см. рис. 83 и 84) и даже задушить (например, с помощью шнура с четками и т. п.)
D. Одежда. Любая одежда может быть полезна: от двусторонней, позволяющей мгновенно менять облик, до мешковатой, искажающей очертания человека в темноте. Одежда также может иметь потайные карманы, в нее можно вшивать оружие
E. Мешковатая одежда позволяет прятать оружие и другие предметы.
F. Пояс. Пояс мог применяться вместо обычной веревки: для удушения, лазания, перевязывания ран и установки ловушек. С этими же целями использовались другие предметы одежды, разрезанные на узкие полоски.
G. Плащи. Средневековые ниндзя иногда щеголяли в плащах (из ткани, соломы и даже перьев), предназначенных для искажения их очертаний и пускания пыли в глаза противнику (как в прямом, так и в переносном смысле). Вот откуда традиция «плаща и шпаги»!
Н. Обувь можно было оснащать разного рода остриями и шипами, чтобы усилить эффективность удара ногой или, например, чтобы легче было лазать. Ниндзя носили специальную обувь в зависимости от погоды (например, снегоступы), а также обувь, позволяющую сбивать преследователей с толку: следы от нее указывали в противоположную сторону.
I. Дорожный посох составлял обязательный предмет дорожной экипировки (см. рис. 7).

В течение всей тренировки в Девяти Залах главной установкой для вас будет — усвоить урок и/или правильно выполнить задачу с первого раза, стараясь делать как можно меньше лишних усилий и не отвлекаясь.
Если применить этот принцип к боевой тренировке, то нашим идеалом становится поражение врага одним концентрированным ударом. В Японии этот идеал звучит как «Иккэнхисацу!» (буквально «убить одним ударом»). Неважно, каким оружием вы пользуетесь — тыльной стороной кисти, чтобы ударить по горлу, или пулей 12-го калибра, чтобы пробить грудную клетку.
Цель всегда одна и та же: полная победа над врагом.
Когда борьба ведется не на жизнь, а на смерть (конечно же, имеется в виду смерть вашего врага), ваша основная установка — расправиться с врагом прежде, чем он расправится с вами.
Таким образом, то, что мы подразумеваем под «концентрацией», говоря о тренировке в Девяти Залах ниндзя, состоит из двух частей.
Во-первых, использование концентрации позволяет нам визуализировать (то есть увидеть умственным взором), как мы должны — и будем! — действовать в конкретной СПО.
Во-вторых, концентрация подразумевает развитие способности «закрывать глаза» на все внешние отвлекающие факторы, чтобы полностью сосредоточиться на непосредственной цели — сразить врага или хотя бы не дать врагу сразить нас.
Таким образом, в ходе тренировки — будь то освоение приемов каты, «избиение» груши или вольный спарринг — мы всегда должны визуализировать опаснейшего врага, даже если мы тренируемся в одиночку. Это не значит, что мы намеренно калечим партнеров по тренировке — мы просто визуализируем самих себя, наносящих мощный удар врагу.


Нашей установкой должно стать: «Если в моем распоряжении будет всего один удар, я сделаю его смертельным», пусть даже в реальном бою нам придется сделать множество ударов.
Вкладывайте концентрацию и ярость в каждый удар, как если бы он был единственным и последним!
* * *
Хагакурэ, «библия» самураев, учит, что воин должен медитировать, воображая себя умирающим разными, в том числе самыми ужасными, видами смерти (в бою, в результате падения с высоты и т. д.), для того, чтобы как можно лучше подготовиться к реальному приходу «старухи с косой».
Современные научные исследования подтверждают то, что йогам и другим мастерам Востока известно уже многие столетия, а именно: при умственной визуализации каких-либо движений тело непроизвольно выполняет эти движения.
Вот почему все спортсмены олимпийского уровня пользуются визуализацией.
* * *
Только концентрацией можно победить страх.
Следует всегда помнить, что многие наши страхи — это всего лишь продукт нашего безудержного воображения. Такого рода страхи быстро рассеиваются, если сконцентрироваться на текущем деле и перестать заранее ужасаться тому, чего еще не случилось.
На этот случай у ниндзя есть свой ключ к преодолению страха: Страх не наступает никогда! Другими словами, мы боимся того, что произойдет в тот момент, когда — в будущем — возникнет СПО, в тот момент, когда — будь то через час или в следующую минуту, но все равно в будущем — нас атакует враг, в тот момент, когда он фактически нанесет нам удар.
Как только это на самом деле происходит, у нас уже нет времени на страх, у нас есть время только на реакцию (и хорошо, если мы научились правильно реагировать).
Поэтому страх всегда в будущем, он никогда не наступает в реальности.
Он всегда отстоит от нас на день, на час или хотя бы на минуту. Страх никогда не бывает реальностью здесь и сейчас.
Это не значит, что нас не подстерегают реальные опасности. Опасности, к которым мы должны быть готовы.
Но если опасности могут быть реальными, то страх — никогда.
Страх не наступает никогда.
* * *
«Идеал» — это всегда быть готовым (1) ко всему (2), что может случиться в любой ситуации (3).
Идеалы недостижимы. Такова жизнь.
Тем не менее, если мы посвятим себя правильной и реалистичной тренировке, то в нужный момент наш ум и наше тело хотя бы попытаются выручить нас.11 сентября 2001 года некоторые из тех, кто оказался в обреченных самолетах, имели возможность сопротивляться — и они сопротивлялись!
Другие жертвы того рокового дня — те, кто занимался своими повседневными делами внутри башен-близнецов, не подозревая о разворачивающейся трагедии, — в буквальном смысле слова не увидели этой трагедии.
Но даже в ситуации, которую мы, казалось бы, не можем контролировать — например, находясь «в ловушке» пылающего небоскреба, — мы должны всеми силами стремиться выжить, и чем лучше наше общее (физическое и психическое) состояние, тем больше наши шансы на выживание.
Если наша воля к выживанию окажется сильнее желания поддаться всеобщей панике, мы заставим свои дрожащие ноги сбежать по лестнице и/или увернуться от падающих сверху обломков.
В ходе тренировки визуализируйте себя в наихудшем варианте сценария, будь то драка один на один или природный катаклизм. Чем больше реализма мы вложим в тренировку, тем больше мы приблизим свой «стрессовый порог» к уровню реальной СПО, тем выше будут наши шансы на выживание, когда/если материализуется угроза сравнимого масштаба.
Заранее предвосхитить все возможные ситуации невозможно, зато с помощью воображения можно «напрактиковаться» с максимальным количеством ситуаций.
Миямото Мусаси говорил: «Повседневная поза должна быть такой же, как в бою».
Стоя в очереди перед кассой в местном супермаркете, следует держать «боевую стойку», то есть быть начеку, контролировать окружающую обстановку, а не стоять с опущенной головой, пробегая глазами заголовки «Деловой газеты».
Лучше использовать это время для развития наблюдательности и умения концентрироваться.
Например.
Почему стоящий перед вами подросток в куртке с капюшоном держит руки в карманах? Это у него такая привычка — или он в ближайшие секунды собирается выхватить пистолет? Почему он нервно переминается с ноги на ногу?
Почему он то и дело поглядывает на улицу? Может быть, он проверяет, на месте ли «тачка», на которой он собирается удрать с места преступления?
Р-раз! — и вы уже заложник!
Ожидая такси или готовясь подняться в автобус или на борт авиалайнера, проигрывайте в уме самые худшие варианты, которые могут поставить вас перед выбором: «драпать или драться».
Когда речь идет о вашей жизни и жизни ваших близких, становитесь пессимистом. Повторяйте в качестве мантры для тренировок: «Одиннадцатое сентября, одиннадцатое сентября, одиннадцатое…»
Во время тренировок формируйте в уме реалистичные образы — и чем ужаснее они будут, тем лучше. Не совершайте ошибку, представляя себе, как молниеносным ударом ногой в прыжке, заимствованном из фантастического арсенала боевых искусств, вы вышибаете мозги из громилы и получаете медаль «За отвагу!» или почетную грамоту «За доблесть, проявленную при задержании особо опасного преступника» из рук самого мэра.
Лучше постарайтесь увидеть себя делающим все возможное, чтобы выжить. (Масакацу)
Создавайте предельно интенсивные сценарии тренировок, требующие от вас (то есть от вашей души и вашего тела) полной отдачи.
Опытный инструктор по боевым искусствам не только наблюдает за тем, как правая рука ученика наносит удар, но и следит, не находится ли его левая рука в расслабленном состоянии (чего при 100 %-ой визуализации не может быть в принципе). В реальном бою нельзя расслабляться ни на секунду.
Точно так же не концентрируйте все внимание на том, как ваш противник делает удар ногой, но наблюдайте, выполняет ли он «приземление вместе с рукой» — боевую стойку, означающую готовность продолжать бой.

ЯРОСТЬ
«Когда угроза уже здесь, когда звери на пороге и один из них вот-вот вцепится вам в глотку, тогда нет времени на страх, тогда есть время только на реакцию»
(Скиннер,1995:10).
Средневековый ниндзя, получавший задание незаметно проникнуть во вражеский замок, должен был сохранять предельную сосредоточенность, ибо никогда не знал заранее, не столкнется ли он при повороте за угол с часовым.
Если это происходило, ниндзя мгновенно «ликвидировал разрыв», то есть преодолевал расстояние между собой и часовым и бросался на него, прежде чем тот успевал выхватить меч и/или подать сигнал тревоги.
В наши дни сценарий тот же, независимо от того, должны ли вы «ликвидировать разрыв», прежде чем будете обнаружены, или мгновенно защитить себя от атакующего террориста-фанатика — террориста, который сам умеет «ликвидировать разрыв».
Ярость означает, во-первых, способность осуществлять мгновенную атаку и, во-вторых, способность атаковать врага подавляющей силой.
В главе «Беззвучный крик» мы обсудим способы мгновенной реализации стратегий и тактических приемов атаки ниндзя.
Вторая составляющая «ярости», атака или контратака, не обязательно означает применение одной только физической силы. Врага можно «подавить» также с помощью психологических приемов, например с помощью дезинформации.
Сунь-Цзы говорил: «Если враг не знает, куда я собираюсь нанести удар, он будет готовиться везде; если ему придется готовиться везде, у него не будет сил нигде».
Таким образом, врага можно «подавить» избытком (дез) — информации, приведя его в замешательство.
Это не менее эффективно, чем молниеносный и яростный удар кулаком или ногой.
Ключ к ярости — концентрирование атаки (физической или психической) и при необходимости неумолимое продолжение атаки.
В физическом единоборстве эта стратегия неумолимой атаки выражается «принципом обрушения» (см.: «Первый Зал: Безоружный бой»).
В интеллектуальном отношении это означает применение к врагу «сверхнагрузки» — либо посредством бомбардирования врага правдивой информацией о том, насколько беспомощно его положение, либо путем «промывки мозгов» врага дезинформацией и пропагандой, призванными сломить его боевой ДУХ.
* * *
Таким образом, с помощью концентрации и ярости мы можем заранее «вычислить» намерения врага, а затем подавить его яростной атакой, призванной сломить его агрессивный настрой — в идеале же вообще не дать этому настрою созреть.
Другими словами, ниндзя подавляет своих врагов тем, что ударяет первым и ударяет яростно, со взрывной силой и скоростью.
Но как, спросите вы, развить такую взрывную силу и скорость?
Хороший вопрос.
Хорошая учеба начинается с хороших вопросов.

РАЗВИТИЕ ВЗРЫВНОЙ СКОРОСТИ И СИЛЫ
Освоение техники любого боевого искусства начинается и заканчивается правильной практикой.
Обратите внимание на слово «правильной».
Вопреки поговорке: «Навык мастера ставит» — «практика» сама по себе не делает из ученика мастера.
Практиковаться можно и на неправильных движениях, но только знание и применение правильных движений позволяет ученику стать Мастером.
Освоение правильной формы можно уподобить рытью водоотводного канала. Чем глубже канал, тем больше гарантия, Что в нужный момент он выполнит свою функцию, что после открытия затвора вода из переполненного водоема беспрепятственно хлынет вниз и помчится вперед по глубокому и прямому каналу, стремительно набирая скорость. И горе тому, кто окажется на пути у этой ускоряющейся водной стены — он будет беспощадно раздавлен мощью неудержимого потока!
Точно также, осваивая науку ниндзя, мы должны тренировать наши ум и мышцы так, чтобы они беспрепятственно «мчались» по правильным каналам реакции и действия. И тогда в реальной СПО мы «инстинктивно» среагируем молниеносно, грамотно и эффективно.


СЕКРЕТ СКОРОСТИ НИНДЗЯ

Вы когда-нибудь случайно ошпаривали руку горячей водой из крана? Если да, то вспомните: ведь вы отдернули руку еще до того, как почувствовали боль?
Даже без тренировки мышцы вашего предплечья вытащили кисть из опасного места еще до того, как ваш мозг успел осознать, зарегистрировать и среагировать на болевой сигнал!
Но как нам удается двигаться так быстро — быстрее мысли!
Принцип действия таков. Нервные окончания в ошпаренной руке мгновенно посылают сигналы в головной мозг, а затем «ждут», пока мозг определит проблему и отошлет обратно в руку «болевые» сигналы. На своем пути в головной мозг сигналы проходят через спинной мозг (орган, управляющий нашими физическими функциями). Как только сигналы достигают спинного мозга, тот немедленно посылает в кисть рефлекторный сигнал, заставляющий отдернуть ее от горячей воды.
Самое главное, что это делается без сознательного приказа со стороны головного мозга.
Вот где доказательство того, что можно двигаться быстрее, чем боль.
Именно такой тип «инстинктивного рефлекса» культивирует воин-ниндзя.
Как мы узнаем в Первом Зале, ниндзя черпал силы для наступательных и оборонительных ударов в естественных реакциях — таких, как, например, инстинктивный рывок рук вверх для защиты от нападения (см. также: «Пятый Зал: Специализированная боевая тренировка»).
Путем постоянной практики мы приучаем наши тела реагировать даже тогда, когда наш головной мозг еще только обрабатывает входящие сигналы.
Уважайте свое «животное» начало.
Мы долгое время были беспомощными жертвами, боровшимися за выживание в жестоком мире, прежде чем наш головной мозг стал достаточно крупным и достаточно беспощадным, чтобы возвысить нас до ранга Первобытного Хищника.
Правило ниндзя: Дружите со своим телом, и оно позаботится о вас.
В СПО типа «убей-или-будешь-убит» участвует наш инстинкт «драться или драпать», и мы либо «делаем ноги» (всегда наиболее предпочтительный вариант для настоящих партизан и ниндзя!), либо инстинктивно наносим удар («деремся»), стараясь выбить дух из врага.

Хаха Лунг. Девять залов смерти. Секреты мастерства ниндзя

A. Когда кисть вашей руки встречается с «болью», сообщения устремляются по нервным волокнам в головной мозг.
B. На своем пути в головной мозг нервные импульсы из руки проходят через спинной мозг.
C. Прежде чем головной мозг успеет обработать и вернуть «болевой» сигнал в находящуюся в контакте с огнем кисть…
D. спинной мозг уже отправит в мышцы приказ отдернуть руку от пламени. Получается, что, отдергивая руку от источника «боли» раньше, чем вы фактически ее испытаете, ваши мышцы движутся быстрее боли!

Хаха Лунг. Девять залов смерти. Секреты мастерства ниндзя

9. Естественная реакция
A. Инстинктивное вскидывание рук как реакцию на атаку сверху…
B.…можно легко трансформировать в действенный прием защиты и нападения.

Зная, что реакция «драпать или драться» является в нас врожденной, почему бы нам не совершенствовать эти естественные реакции, доводя инстинкты выживания, которыми мы уже обладаем, до уровня еще более эффективных приемов выживания?
Именно этим и занимаются ниндзя!
Наиболее эффективные приемы, используемые в боевых искусствах, всегда являются экстраполяциями естественных реакций.
Например, естественную реакцию вскидывания рук для блокировки удара сверху можно легко «перепрограммировать» в эффективный «Х-блок».
Удачная Х-блокировка атаки, в свою очередь, переводит нас в удобную стойку для нанесения эффективного контрудара.
Точно так же естественная реакция поймать яблоко, брошенное нам в лицо, почти идентична тем движениям предплечья и кисти, которые ниндзя использует для блокировки прямого удара кулаком в лицо и нанесения встречного удара «тигриный коготь».
Таким образом, главным средством добавления скорости к нашей технике боя является «программирование» в наши мышцы (и мозг) таких реакций, которые бы автоматически «срабатывали» в ситуации угрозы — реакций, основанных на естественных реакциях, которыми мы уже обладаем.

БЕЗЗВУЧНЫЙ КРИК
На те случаи, когда вам придется атаковать первым, вы должны научиться «освобождать» свое тело для выполнения им как естественных (врожденных) действий, так и действий, освоенных в процессе тренировки. Это необходимо для «ликвидации разрыва», то есть для того, чтобы преодолеть расстояние между вами и врагом и сбить его с ног, прежде чем у него появится возможность атаковать вас или защитить себя от вашей атаки.
В реальной СПО нетренированное тело нередко «застывает». Поскольку бегство от превосходящей силы противника диктуется здравым смыслом и является вполне приемлемой стратегией, то застывать на месте, подобно оленю, ослепленному встречным светом, означает практически самоубийство.
Поэтому все опытные инструкторы по боевым искусствам учат своих воспитанников высвобождать (= приводить в действие) свои как врожденные, так и освоенные путем тренировки боевые реакции.

 Хаха Лунг. Девять залов смерти. Секреты мастерства ниндзя

10.
Такую «естественную реакцию», как подхватывание брошенного в нас мячика, можно легко трансформировать в «естественную» реакцию дзёнин «блок сверху» с последующей атакой «коготь набрасывающегося тигра» на верхнюю часть тела противника

Будущих каратистов учат при нанесении удара издавать возглас «Киай!» (япон. «крик призрака») — не только для того, чтобы устрашить врага, но еще и для того, чтобы не дать «застыть в ступоре» самому себе.
Крик «высвобождает» натренированное тело, побуждая его делать то, что оно должно делать ради собственного выживания.
Поскольку деятельность ниндзя часто требует предельной скрытности, издавать леденящий душу вопль не всегда уместно, а потому будущих «ниндзя» учат издавать при нападении киай-кимэ, или «беззвучный крик».
Киай-кимэ в прямом и переносном смысле означает «напряжение и концентрацию» (кимэ) тела, которое затем «высвобождается» (подобно крику) для нанесения удара по врагу.

ФОРМА + СКОРОСТЬ = СИЛА!
Прежде чем вступить в Девять Залов, новичок должен затвердить наизусть и осмыслить эту мантру: «Форма плюс Скорость равняется Силе!»
Давайте разберемся.
Пуля, брошенная вашей рукой, отскочит от груди нападающего. Но та же самая пуля, выпущенная из ствола пистолета, легко пробьет ту же самую грудную клетку того же самого нападающего и войдет внутрь его тела с достаточной силой, чтобы «нейтрализовать» противника.
Что изменилось в этом уравнении?
Изменилось то, что сочетание формы (насечка в стволе, сообщившая пуле крутящий момент, за счет чего ее полет стал более прямым) и скорости, с которой свинец вылетел из ствола, многократно увеличило силу удара.
Итак, Форма плюс Скорость равняется Силе.
Эта же формула может быть применена — и должна применяться! — ко всем приемам ниндзя.
* * *
Ошибается тот, кто думает, что формула «Форма + Скорость = Сила» применима только к физическим аспектам тренировки ниндзя.
На самом деле это формула применима как в прямом, так и в переносном смысле ко всем аспектам тренировки ниндзя, ко всем аспектам Девяти Залов Тренировки.
Другими словами, к какой бы теме мы ни приступали (например, «Шестой Зал: Искусство маскировки»), мы начинаем с изучения правильной формы (в данном случае — с изучения различных орудий и способов маскировки). Затем мы шлифуем наше владение движениями, необходимыми для выполнения этих форм правильно и с высокой скоростью (например, учимся быстрой маскировке).
Справившись с этими двумя предварительными заданиями и соединив правильную форму со скоростью, мы добавим к нашим способностям силу этого новоприобретенного умения и тем самым повысим наши шансы на победу над врагом.
«Ища, знай. Зная, ударяй! Ударяя, ударяй хорошо!
И, ударяя хорошо, совершай все!»
Вань-Цзы


РИН, «Кулак силы», наделяет ищущего качеством силы и открывает ему вход в

 

 

Авторизация

Реклама