ПЯТЫЙ ЗАЛ: Специальная боевая тренировка
ВВЕДЕНИЕ: БЕСКОНЕЧНЫЙ ЗАЛ
Хотя табличка на двери гласит: «Специальная боевая тренировка», этот зал на самом деле специализируется в обучении «нелинейному мышлению» ниндзя, то есть умению пользоваться всем, что мы изучили в предыдущих четырех залах, нетрадиционными способами.
Таким образом, этот зал служит также хранилищем всех специфических — в том числе секретных — приемов и методов тренировки, свойственных только искусству нин-дзюцу и необходимых для его освоения.
Невозможно предсказать, какая конкретная информация или какой конкретный прием обращения с убийственным кинжалом понадобятся нам в тот или иной момент, так же как невозможно предсказать, какой скромный физический навык или какая фантастическая уловка решит исход поединка.
А потому… мы изучим всё! Или, по крайней мере, создадим достаточно вместительную «базу общих знаний», которую можно будет в любое время пополнять новыми приемами и умениями, необходимыми для выполнения каждой очередной задачи.
Этот процесс бесконечного учения «закончится» в день нашей смерти.
Ведь ниндзя «каждый день учатся чему-нибудь новому»!
Отсюда — «Бесконечный Зал».
Мусаси наказывал своим ученикам: «Изучайте приемы каждого ремесла», и, следуя его завету, мы повышаем свои шансы на то, что в нужный момент та или иная уловка или умение окажутся у нас под рукой.
И когда нужно, ниндзя должен находить в себе достаточно скромности, чтобы для выполнения специфических задач не стыдиться просить помощи у «специалиста», то есть того, кто знаком с конкретной областью, культурой или человеком, в которую или в которого вы хотите «проникнуть».
Технические и тактические приемы, хранящиеся в этом зале, организованы в три раздела.
Первый из них — «Специальные методы движения», где мы изучаем тактику и технику, используемые исключительно в нин-дзюцу, в том числе способы утаить наши планы, расстраивая планы наших врагов.
Второй — «Специальное оружие».
Третий посвящен сэннин-дзюцу — технологии манипулирования сознанием, позволяющей нужной информации проникать в мозг нашего врага быстрее и вернее, чем это сделал бы нож для колки льда.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ДВИЖЕНИЯ
Слово «ниндзя» подразумевает движение «тенью и украдкой», и, действительно, синоби были мастерами «невидимого» перемещения, причем не только под покровом тьмы.
Ниндзя учились ходить невидимо — и, как следствие, не опасаясь быть замеченными — в светлое время суток и передвигаться, изменив обличие, по территории врага.
Подробнее об этом — в Шестом Зале. (Полный курс тренировки «Тенью и украдкой» см.: Лунг, 1998.)
Обстоятельства также требовали от ниндзя освоения искусства ухода (см. «Восьмой Зал»).
И наконец, ниндзя во все времена ценили мастерство таить свои намерения и свое оружие от врага вплоть до момента нанесения первого удара. Это требовало от ниндзя умения маскировать оборонительные и наступательные тактические и технические приемы безоружного и вооруженного боя.
Совокупность таких умений сами ниндзя именовали тай-саваки, что в буквальном переводе означает «искусство избегания».
Это искусство, более известное под популярным названием «рука-тень», состоит в умении незаметно передвигаться по вражеским территориям, незаметно, как тень, появляться и исчезать и порой даже картинно «растворяться» в клубах дыма.
Кредо «руки-тени» звучит так: «Избегай быть увиденным; будучи увиденным, избегай быть схваченным; будучи схваченным, избегай быть плененным». (Полный курс тренировки тайсаваки см. Лунг и Прауэнт, 2000.)
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
Мы уже видели, к каким ухищрениям прибегали ниндзя, пряча свое оружие (например, клинки в шесте 66).
Но для выполнения некоторых заданий ниндзя также приходилось становиться ремесленниками и изобретателями (или нанимать профессиональных ремесленников), чтобы создавать специальные средства и орудия, предназначенные для приближения к объекту/мишени и устранения этого объекта.
Например, можно было подделать подорожную, выковать ослепительно сверкающий самурайский меч и с его помощью приблизить своего глубоко законспирированного агента к избранному в качестве мишени сегуну, коллекционирующему такие мечи.
Похитив (или получив обманным путем) предмет искусства, наверняка способный привлечь внимание вашей мишени, вы можете приблизиться к этой мишени и/или спрятать в этом предмете электронный жучок, видеокамеру или даже взрывное устройство. Такой план может превосходно сработать в случае неосмотрительности врага, явно не настроенного умирать своей смертью.
ПОДРУЧНОЕ ОРУЖИЕ
По мере того как станет расти ваше мастерство владения оружием в первых четырех залах, вас будет все больше тянуть к знакомству как с новыми способами применения традиционного деревянного, холодного и гибкого/натяжного оружия, так и с существующими «заменителями» такого оружия.
Здесь на сцену выходит «подручное оружие».
Чтобы попасть в надежно охраняемый замок, где тебя наверняка обыщут с головы до ног (а в наши дни подвергнут электронному сканированию), оперативный агент ниндзя должен либо надежно спрятать «на себе» не поддающееся обнаружению оружие, либо быть достаточно сообразительным, чтобы получить оружие (при необходимости путем хитрости) непосредственно «на месте».
В последнем случае существуют такие варианты, как «одолжить» оружие у зазевавшегося часового, которому оно все равно уже больше не понадобится, и/или использовать «подручное оружие», то есть предметы обстановки, которые в опытных руках могут послужить заменой настоящему оружию.
Имя подручному оружию легион.
Даже охранникам в современных тюрьмах, оборудованных суперсовременными системами «секьюрити», не всегда удается помешать узникам изготовить оружие из таких безобидных предметов, как зубные щетки или пластиковые ложки (Омар, 2001).
Точно так же типовая комната в типовом доме содержит сотни, если не тысячи подручных орудий, которыми можно воспользоваться в критической ситуации (например, при вторжении грабителей) для защиты себя и своих близких (Омар, 1993; Скиннер, 1995).
СЭННИН-ДЗЮЦУ
Обычно мы представляем себе ниндзя как воинов.
Но, как и во всех армиях, 90 % членов кланов ниндзя являлись «обслуживающим персоналом», который добывал ценную информацию, обеспечивал снаряжение и продукты питания и помогал другим оперативным агентам проникать в зону проведения операции и покидать ее.
Некоторые ниндзя выполняли функцию снабженцев, доставая (в том числе обманным путем) специальное снаряжение прямо на месте проведения операции.
Другие ниндзя выполняли функцию шаманов, отвечая за здоровье членов клана и изготовляя различные яды и дурманящие средства, столь необходимые синоби в их махинациях.
Ниндзя, специализировавшиеся в поражении самого уязвимого места врага — его сознания, — были известны как сэн-нины, «мастера сознания».
Проникновение сэннинов, этих законченных психологов, в свойственные всем людям слабости и фобии, было достаточно «острым», чтобы поражать даже фрейдовское «эго».
Опытный сэннин участвовал в разработке общей стратегии клана, предоставляя дзёнину, главе клана, (бес)ценную информацию о мыслительных процессах врага. Такая информация включала в себя буквально все, начиная со связей врага с семьей и начальниками и заканчивая его суевериями (см. «Девятый Зал»).
Она позволяла разглядеть его сильные и слабые места.
Для получения таких сведений сэннин использовал как экзотерические методы (например, научное наблюдение), так и эзотерические (например, дзюниси-но-дзюцу, китайскую астрологию).
Сэннины также прибегали к таким методам, как гипноз (югэн-син), в отношении и друзей и врагов.
Гипноз помогал молодым агентам преодолеть свои страхи и позволял им передавать ценную информацию своим непосредственным начальникам, причем благодаря гипнозу сами агенты зачастую даже не знали, что передают информацию.
Гипноз также применялся против врага. Подробнее об этом см. в «Девятом Зале». (Полный курс тренировки в манипуляции сознанием по методу ниндзя-сэннинов см.: Лунг и Прауэнт, 2001.)
«ОДНОГЛАЗАЯ ЗМЕЯ»
Одним из самых успешных приемов, использовавшихся сэннинами для манипуляции сознанием, была комбинация физических и психических средств, заимствованная у китайцев и известная под названием «прикосновение смерти» (китайское диммак).
Мы никогда не узнаем точно, какие из многочисленных кланов ниндзя синоби владели секретом диммак. Зато мы знаем, что сэннины отлично разбирались в различных областях традиционной китайской медицины, включая приготовление отваров из трав, в том числе ядовитых, и иглоукалывание, «убийственной» стороной которого является диммак (Омар, 1989).
Мы также знаем, что в тех случаях, когда у ниндзя не было доступа к настоящему «прикосновению смерти», они создавали его своими силами.
Средства, заменявшие диммак и выполнявшие его основную функцию, то есть функцию «убивать, не оставляя следов», известны как «одноглазая змея» (намек на то, что даже у змеи, оставшейся без глаза, еще остаются два ядовитых зуба).
Они включали в себя различные яды, асфиксию (в данном случае — искусственно вызванное удушье), специальные шпажки, позволявшие перерезать горло изнутри (!), и «пешни», проникавшие в мозг через глаз или нос — не оставляя следов.
То обстоятельство, что средневековый Восток не имел представления об аутопсии (то есть о вскрытии трупов с целью определения причины смерти), способствовало успешности операций с применением «одноглазой змеи».
Одним из приемов «одноглазой змеи» было пропитывание одежды жертвы отравляющими веществами с предустановленным временем действия.
Такой способ имел то дополнительное преимущество, что агент ниндзя мог представиться звездочетом или жрецом и правильно «предсказать» срок кончины беспомощной жертвы — к благоговейному ужасу и священному трепету окружающих!
(Подробнее об этом см.: «Девятый Зал: Мистицизм».)
ОТ ЧИНЬ К ЧИ
Наблюдательный ученик, у которого хватило мужества и терпения добраться до того места владений синоби, где мы теперь находимся, должен был заметить, что, если первые пять залов связаны с различными видами «боя», то оставшиеся четыре зала — более высокого уровня! — относятся к «искусству».
Однако это никоим образом не означает, что умения, осваиваемые в этих «высших» залах, не подлежат применению в боевых целях… как раз наоборот!
Тигр движется быстрее человека, его когти острее наших пальцев, но означает ли это, что тигр хитрее и сообразительнее человека? Отнюдь.
Тигр действует напрямую, и хотя ему не откажешь в скрытности, он явно уступает человеку в хитрости.
Люди, со своей стороны, пользуются для достижения своих целей не только прямыми, но и непрямыми средствами… по крайней мере, должны пользоваться.
Бою предшествует расчет… или, по крайней мере, должен предшествовать.
Хотя жестокое подавление противника связано с чувством определенного удовлетворения, Сунь-Цзы считает, что высшее мастерство состоит в победе над врагом без борьбы.
Действительно, чтобы одолеть врага без боя — ошеломить, напугать, раздавить его морально — требуется гораздо больше мастерства, чем для того, чтобы оглушить врага резиновой дубинкой со свинчаткой.
Сунь-Цзы учил двум подходам: чинь и чи, прямому и непрямому насилию. В реальной боевой обстановке выбор между чинь и чи равнозначен выбору между применением регулярных войск и использованием «сил особого назначения» («зеленых беретов», «морских котиков» и т. д.).
Так же и в случае наших девяти залов первые пять залов следует рассматривать как чинь, то есть как прямые методы боя и одоления врага, в то время как остальные четыре зала в большей степени являются чи: в них мы учимся решать проблемы более изощренно и расчетливо — но не менее эффективно!
Когда мы способны избежать прямого контакта с врагом с помощью эффективной маскировки, когда мы способны добыть важную, компрометирующую, информацию о враге, несмотря на все его попытки помешать нам сделать это, когда по завершении операции мы способны «исчезнуть» в клубе дыма, — это и есть высшее мастерство ниндзя! Почему? Потому что это предполагает использование множества различных аспектов тренировки ниндзя в идеально согласованном сочетании.
Более того, когда мы способны успешно проникнуть в мозг своего противника, чтобы сначала разгадать его намерения, а потом одолеть его — не с помощью отравленного кинжала, но путем внедрения в его суеверный мозг сомнений и пораженческих настроений — это тоже Путь Ниндзя!
* * *
Возможно, вы презрительно фыркнули.
Если в вас живет первобытное, «звериное» начало, вы предпочитаете ощущать конвульсивные движения глотки врага в стальной хватке ваших пальцев. Пусть так. Природа заботится о том, в чем нуждается. От того, в чем она уже не нуждается, Природа отделывается со спокойной совестью.
В этом случае отнеситесь к следующим четырем залам «искусства» просто как к технике, которая поможет вам приблизиться еще на один шаг к горлу вашего врага!
ДЗИН, «Скрытая рука», наделяет ищущего качеством восприятия и открывает ему вход в