ВОСЬМОЙ ЗАЛ: Искусство ухода и ускользания
ВВЕДЕНИЕ: УХОД И УСКОЛЬЗАНИЕ
Конец — делу венец.
Человек может прожить праведную жизнь, но, если в последнюю минуту жизни он опозорит себя дурным поступком, это и станет его единственной эпитафией; все его заслуги будут забыты.
С другой стороны, ничем не выдающийся человек может вести беспорядочный, даже предосудительный образ жизни, но, если последний взмах его меча послужит благородному делу либо если свои последние минуты он посвятит помощи ближнему, его всегда будут поминать добрым словом.
В гольфе и других видах спорта с мячом все зависит от сопровождения мяча после удара. То же самое и в боевых искусствах, мастера которых учат: «Самая важная часть удара — приземление после удара».
Конец — делу венец.
Пробраться в крепость врага зачастую гораздо проще, чем выбраться из нее.
К сожалению, слишком часто при тщательной подготовке к проникновению во вражескую крепость слишком мало внимания уделяется выходу из нее, то есть уходу от опасности и ускользанию от преследователей после удачно проведенной операции.
Когда отряд ниндзя синоби получал задание, на каждого члена отряда — специалиста в своем конкретном ремесле — возлагалась конкретная функция.
Например, функция одного ниндзя состояла в том, чтобы переправить отряд «через стену» на территорию вражеской крепости, в то время как в обязанности второго входило: 1) снять часовых и 2) «прикрывать тылы» других членов отряда, собиравших информацию и/или убивавших врагов.
Каждая из таких групп обязательно включала в себя эксперта по «уходу и ускользанию», обязанность которого состояла в том, чтобы довести отряд до места, а по завершении операции доставить каждого члена отряда домой в целости и сохранности.
Этот ниндзя должен был не только обеспечить самый надежный, безопасный и тайный маршрут, ведущий к месту операции (МО) и обратно, но и подготовить запасные пути для ухода и ускользания, включая установку ловушек и прочих приспособлений, призванных охладить рвение преследователей.
Когда агент ниндзя действует в одиночку, он (или она) всегда заранее продумывает путь к отступлению, а также альтернативные маршруты, обставляя их ловушками в процессе проникновения на место операции — на тот случай, если уходить придется в спешке.
Ниндзя-одиночка часто оборудует «подземные убежища» на случай, если придется прятаться. Рядом с МО или непосредственно на МО ниндзя заранее припрятывает запасное оружие и продовольствие, предметы маскировки и прочее «вспомогательное снаряжение».
Умения, необходимые для освоения Восьмого Зала, включают в себя следующее.
• Владение специальными методами движения (см. «Пятый Зал: Специальная боевая тренировка»).
• Доскональное знание МО: маршруты проникновения и ухода, включая запасные маршруты; адекватный выбор одежды, соблюдение принятых в данном месте норм поведения; подстраивание своего темпа перемещения под средний темп перемещения в данном месте.
• Подготовка «убежищ». В каждом из убежищ, будь то чердак или надворная постройка, должна иметься аптечка.
В определенных местах вдоль маршрута ухода необходимо припрятать запасы оружия, снаряжения и провианта.
Примечание: При возможности следует устанавливать перед тайниками или на подходах к ним капканы.
• Подготовка транспорта и стоянок или площадок для приземления, включая запасные стоянки и площадки.
• Умение устраивать засады (то есть устанавливать ловушки, мины и т. д.) для задержки преследователей [6] .
* * *
Природа существования ниндзя такова, что каждый раз, когда он (она) смотрит на себя в зеркало, он (она) видит Смерть за своим плечом.
При этом неважно, какой это «ниндзя» — средневековый ли синоби, крадущийся по владениям местного Займе, или агент современных спецслужб, устанавливающий жучок в бункере Саддама Хусейна.
Ниндзя изо дня в день обедает за одним столом со Смертью.
Для таких темных душ Смерть — близкая подруга и во многих случаях единственный эталон, ибо лишь в сравнении с горьким вкусом Смерти можно в полной мере оценить истинную сладость Жизни.
Мы знаем, что Смерть придет. Когда именно она придет — тогда ли, когда мы сделаем вот этот шаг… или следующий… или еще один… — мы не знаем. Это зависит от нашего усердия в тренировке, от нашей ловкости в ускользании от цепких пальцев Смерти.
И даже если воспринимать Смерть как следствие того или иного промаха, как заслуженную кару за секунду невнимания к какой-либо мелочи… или даже как каприз судьбы, — это не означает, что мы должны сдаваться Старухе без боя!
Когда человек благородно жертвует собой ради другого человека… да, это благородно. Но ни о каком благородстве не может быть речи, если в этом самопожертвовании — в этой смерти — не было необходимости.
Фанатичные «мученики» облизывают свои запекшиеся губы в нетерпеливом ожидании момента, когда они умрут за свой идеал.
Ниндзя счастливы, когда помогают своему врагу умереть за его идеал.
Нин-дзюцу определяется как «искусство двигаться крадучись», но оно с не меньшим основанием может быть определено, как «искусство успеха» — успеха там, где другие терпят неудачу. Почему? Потому что ниндзя пытаются там, где другие боятся пытаться — где неудача равнозначна пленению, пытке и смерти… либо уходу из плена и продолжению борьбы!
Задача ниндзя — добиться успеха.
Добиться успеха — и ускользнуть, чтобы снова добиться успеха и снова ускользнуть, чтобы…
Итак, для выхода требуется вдвое больше усилий, чем для входа.
* * *
Вдох и выдох.
Вход и выход.
* * *
В большей степени, чем любой другой, Восьмой Зал — это место, где находится применение всем навыкам, полученным в ходе тренировки в других залах.
Именно здесь специальные методы движений и приемы тайсаваки, «руки-тени», которыми вы овладели в Пятом Зале, подтверждают свою нужность, позволяя вам перевоплощаться в ночную тень, дабы избежать попадания в плен.
Преследуемые при свете дня, вы пользуетесь способами мгновенного изменения облика, освоенными в Шестом Зале.
Здесь вам могут понадобиться приемы шпионажа, освоенные в Седьмом Зале; здесь не только будут подвергнуты проверке ваши врожденные умственные способности, но и будет востребована та информация, которую вы собрали на месте операции — в том числе и те «полезные аборигены», которых вы взяткой или угрозой заставили стать вашими союзниками.
А когда вас загонят в тупик и прижмут к стене, вам волей-неволей придется продемонстрировать владение — вне всякого сомнения, безупречное! — боевыми приемами, освоенными в первых четырех залах.
«Если ваши силы во всех отношениях уступают силам вашего врага, избегайте его, сторонитесь его. Маленькая армия — это не более чем легкая добыча для большой армии».
Сунь-Цзы, III:17
ДЗЭН, «Великое солнце», наделяет ищущего качеством просвещенности и открывает ему вход в