Все виды национальных единоборств ведут свою историю от местных вариантов рукопашного боя. Но ни один из них не может похвастать такой исторической глубиной как русский кулачный бой.
Сначала небольшой обзор ныне действующих видов единоборств. Одному из самых молодых видов рукопашного боя – дзюдо – чуть более ста лет, но, несмотря на это, дзюдо является олимпийским видом спорта. Его прообразом является дзю-дзюцу (джиу-джицу), произошедший, в свою очередь, от боевого единоборства в доспехах ёрои-кумиути (15-й век) [Япония].
Другой вид боевого искусства – каратэ – в оригинальном переводе «китайская рука» – как система сложился на острове Окинава в 14 – 18-м веках на основе техники китайского бокса цюань-фа («учение кулака»).
Французский бокс сават (Savate) зародился в 17-м веке. Бразильская капоэйра – в 17-м веке в так называемой Пальмовой республике, сформированной беглыми чёрными рабами. К 17 веку в Англии сложились три стиля рукопашного боя: вестморлендский, девонширский и камберлендский. На основе этих стилей сформировался английский бокс [Кругосвет].
Тайский бокс (муай-тай) возник в Таиланде к 15-му веку из рукопашного боя 13-го века – май си сок, а в Европе появился только в 1788 году.
Кулачный бой существовал на Британских островах и в 12 веке – корнуэльская борьба и нортумберлендская борьба, включавшие удары ногами и руками и борцовскую технику.
Русский рукопашный бой ведёт свою историю из русского кулачного боя. «Это наш спорт, – гордо говорит о кулачном бое Г.Н. Фомин. – Та его форма, в которую вылилось само собой наше российское стремление к состязанию. Кулачные бои прочно слились с бытом русского народа, и корни их теряются в глубокой старине».
В Древней Руси большую роль играли физические упражнения типа кулачных и фехтовальных боев, борьбы и т.п., способствующие развитию физической силы, ловкости, выносливости и решительности, подготовке к обороне. Даже в славянском военно-погребальном обряде эти упражнения применялись в качестве средств военно-физической подготовки воинов.
Кулачный бой на Руси появился к 9-му веку.
Кулачные бои описывал в своих летописях, относящихся к 1068 году, Нестор. Уже в то время кулачный бой играл значительную роль в культуре и истории русского народа. Постоянные, часто неожиданные набеги кочевников, когда жители слобод оказывались один на один с врагом в поле с закрытыми за спиной городскими воротами, положили начало знаменитой русской самозащите. Постепенно эта техника оттачивалась и совершенствовалась, и, наконец, стала частью боевого дела, настоящей воинской наукой, эффективной и действенной формой противостояния врагу. Именно в таком противостоянии родилась знаменитая русская «стенка», основные, классические формы русского кулачного боя.
Так как войны шли непрерывно (редкий год на Руси удавался мирным), то каждый мужчина должен был иметь ратные навыки. С самого раннего детства в мужчине воспитывался необходимый для бойца комплекс этих навыков. Это происходило в боевых играх, бойцовских обрядах, специальных упражнениях и в труде. Маленькие ребятишки учились там борьбе, метанию, играли в прятки, бегали наперегонки и т.п., для ребят постарше состязания заменялись кулачными и палочными боями, где прикладной характер был выражен ярче. На кулачных состязаниях детские бои предваряли бои взрослых, и старшее поколение имело возможность наблюдать рост мастерства молодёжи. Как бы итогом проверки бойцовской подготовки были кулачные и палочные бои.
Летописцы говорят о кулачном бое и в начале 13-го века.
С 14-го века в Москве известен Великий луг. А с конца 15-го и по 17-й века на этом самом месте, между Балчугом и современной улицей Серафимовича, находился Государев сад. Близ Великого луга с 15-го века устраивались кулачные бои [Москва].
В 16-м веке при царе Иване IV Грозном кулачный бой был также широко распространён, что отразил в своей картине «Кулачный бой при Иоанне IV» художник Михаил Иванович Песков.
В то время как в Европе только-только формировалась техника кулачного боя, в русской армии образца 17-го века система военно-физической подготовки уже включала обязательный кулачный бой.
Тем временем православная церковь выступала инициатором запрета кулачного боя на Руси в подавляющем числе случаев. Так, например, когда христианство стало на Руси «официальной» религией, отношения между ним и славянством (язычеством) обострились. Фомин пишет: «В старое время церковь пыталась вести борьбу с кулачными боями. Православное духовенство называло кулачные бои «богомерзкой забавой» и карало кулачников отлучением от церкви, проклятием и многими другими наказаниями, но религиозная борьба с кулачными боями не имела успеха, и бои продолжали существовать по-прежнему». Это повлекло за собой запрет на всё русское – ведунство, скоморошество, обрядность и др. В этот разряд попали и кулачные бои. Указами 2 ноября 1684 года, 19 марта 1686 года и др. строго воспрещались кулачные бои.
Однако кулачный бой в народе возродился, и, как следствие, это сыграло важную роль в победе русских под Полтавой 27 июня (8 июля) 1709 года над шведами. В 9 часов завязался рукопашный бой, а русская конница начала охватывать фланги противника. Шведы стали отступать, к 11 часам обратившись в беспорядочное бегство. Русская конница преследовала их до Переволочны, где остатки шведской армии сдались в плен. Шведы потеряли свыше 9 тысяч убитыми и свыше 18 тысяч пленными; потери русских – 1345 человек убитыми и 3290 раненых [БСЭ].
Возможно, проанализировав именно эту победу русской армии – в основном сделанную в рукопашной, – христианская церковь в очередной раз принялась искоренять это умение и из обихода русского народа, и из его души. Христианство (православие) всячески старалось ослабить русскую армию, и после многочисленных попыток церковь добилась своего: указом от 24 июля 1726 года «Благодетельное правительство запретило бои, как зловредную потеху» [Фомин].
Однако стоит отметить, что другие секты христианства – католичество, протестантизм и пр. – не делали аналогичного в своих странах и не подрывали ни культуры народов, в которых христиане расселились, ни духа, ни военной подготовки. В это же время в Европе местные виды кулачных боёв – разнообразные боксы – развивались своим чередом и никаких ограничений со стороны своих «благодетельных духовного и светского правительств» не испытывали.
Но на Руси дух был всегда силён. Поэтому после очередного запрета «кулачки» возродились. В 18-м веке император Руси Пётр II Алексеевич (1715 – 1730) всё свое время посвящал развлечениям, особенно охоте с собаками и соколами, травле медведей и кулачным боям. Граф Григорий Григорьевич Орлов (1734 – 1783) постоянно участвовал в кулачных боях, и граф Алексей Григорьевич Орлов (1737 – 1807/1808) прославился победами в кулачных боях.
Кулачным боем увлекались и русские писатели. «Биограф И.С. Никитина Де-Пуле, знавший хорошо отца поэта Савву Евтеевича, говорит в своей биографии, что это был очень умный и для своего круга образованный человек, любивший читать книги и хорошо знавший старых русских писателей, но эта образованность нисколько не мешала ему драться в кулачных боях, в которых он наводил ужас на всех бойцов своей физической силой» [Фомин].
В Москве есть Кулаков переулок, проходящий от проспекта Мира до 1-й Мытищинской улицы. Народная этимология объясняет название тем, что проживавшие здесь мастеровые и извозчики устраивали по праздникам кулачные бои [Агеева]. Широко известные кулачные бои проходили в Москве у Дорогомиловской заставы.
Итак, что же такое русский кулачный бой?
В военном ремесле рукопашный бой осуществлялся руками, невооружёнными или вооружёнными холодным оружием. Применялся также штык – колющее оружие, насаживаемое на конец ствола ружья [Ушаков]. Для кавалерии были разработаны специальные приёмы. Например, фланкирование – боевые приёмы пикой, выполнявшиеся кавалеристами в рукопашном бою.
В рукопашном бое использовали белое (холодное) оружие, разящее противника ударом, разрезом или уколом.
Режущие и рубящие оружия – меч, секира, топор, нож, кинжал, палаш, сабля, шпага, шашка, тесак, кортик, алебарда;
Колющие оружия – копьё, пика, штык, эспонтон, рапира, шпага, кончар и др.;
Ударное оружие – палица, булава, кистень, шестопёр и др.
В частности, широко использовался кистень летучий – гиря на ремне, который наматывается, кружа, на кисть, и с размаху развивается; бивались и в два кистеня, в-оберучь, распуская их, кружа ими, ударяя и подбирая поочередно. К такому бойцу не было рукопашного приступа [БСЭ, Даль, Ушаков].
Именно такое широкое применение холодного оружия в рукопашном бое и сами навыки его ведения обеспечивали русским победы в многочисленных войнах. Однако это же умение русского народа не давало покоя христианской церкви, постоянно стремившейся оборвать эту многовековую народную нить.
На Руси кулачный бой назывался «кулачки, идти на кулачки» – биться кулаками, вступать в кулачный бой. «Бои кулачные и палочные – старинное русское народное удовольствие. Происходили в одиночку и «стеною»», – так писали ещё в 19-м веке Брокгауз и Ефрон о русском кулачном бое. И Владимир Даль им вторил: «Драка кулаками, для забавы, из молодечества». Игрой называли они эту старинную русскую забаву – «в кулачных боях играющие делятся на две ватаги».
В № 34 Воронежских Губернских Ведомостей за 1851 год помещено следующее описание кулачных боев П. Малыхина: «Первейшею забавою наших предков, не только простого народа, но даже бояр и князей, почитался кулачный бой, как образец и школа войны: тут молодые люди приучались к неустрашимости и отваге» [Фомин].
Поэтому-то бои происходили обыкновенно в праздничные дни и при жилых местах, а зимой чаще всего на льду.
Сначала пускали вперёд как бы застрельщиков, мальчишек. За ними мало-помалу группировались более взрослые, но главная партия противников оставалась в резерве, особенно известные по своей силе и искусству бойцы. Для возбуждения охоты нередко тут же били в накры[1] и бубны[2].
Фомин так описывает кулачный бой, состоявшийся зимой 1924 – 1925 годов в селе Никольское Новоперховского уезда (Воронежская губерния):
«Наконец, когда прошло минут двадцать, кулачники не выдержали и в толпе, в которой теперь было, приблизительно, до 15000 человек, начали снова раздаваться характерные призывные крики и свист, подзадоривавшие бойцов к бою. Эти вначале одиночные крики крепли всё сильнее и сильнее, к ним прибавлялись всё новые и новые голоса. Где-то в самом центре толпы произошло движение, взметнулась кверху чья-то рука... Кто-то кого-то ударил.
Крики перешли в сплошной рёв, смешанный со свистом. Эта дикая какофония била по нервам, вселяла в душу какую-то погромную тревогу и, очевидно, горячила бойцов, и бой быстро разгорался. Издали центр толпы, где уже шел бой, производил впечатление каких-то танцующих людей. В то время как вся остальная масса кулачников оставалась еще пока в относительном покое, там, в центре то одна сторона, то другая напирали друг на друга, там заметно было большое движение; сходились и расходились люди, поднимались и опускались для удара кулаки. Этот танец центра постепенно расширялся во все стороны, вовлекая в бой всё новых и новых бойцов, наконец, он захватил почти всю толпу.
Теперь уже беспрерывно болтались в воздухе руки. Сотни кулаков каждую секунду поднимались кверху, нанося удары, от которых стоял в воздухе своеобразный гул, не заглушавшийся даже криками и рёвом дравшихся кулачников.
С правого фланга, на котором стоял я с аппаратом, шёл особенно ожесточённый бой, как говорили «по дорогому». Здесь билось несколько самых лучших и сильных бойцов, которых предварительно свои кулачники подпоили самогоном. Высокие, здоровые, уже не молодые бородачи, у которых руки были как оглобли, кулаки по доброму горшку, они били по чём попало, стараясь свалить противника с одного удара, чтобы он лягушкой распластался на снегу, и от их ударов уже несколько человек выбыло из строя и окровавленные, с разбитыми лицами, выползали кое-как на четвереньках из толпы на простор. Тут на свободе они отлёживались прямо на снегу, приходили в себя и некоторые поднимались и снова бросались в бой.
Выбрав наиболее горячий момент боя, я спустил затвор и только что успел сделать это, как пришлось ретироваться самому. Второе общество опять сделало сильный нажим на своих противников и погнало их с боем в мою сторону. Я моментально очутился среди дерущихся. Схватив аппарат совсем со штативом, я спасся с ним в соседнее гумно и там уже на свободе сложил его и спрятал.
Второе общество, имея в своих рядах более опытных и сильных бойцов, продолжало бить своих противников, среди которых кто-то, потрясая рукой в воздухе, отчаянно кричал, пытаясь приостановить отступление своих бойцов и подбодрить их, но это не помогало.
Уже поздними сумерками закончился бой. Вечером в этот же день к нам на мелиоративную квартиру заходили по делу многие крестьяне, причастные к общественно-мелиоративным работам. Большинство из них имели синяки под глазами и кровоподтёки и повреждения вообще лица. Я с любопытством их рассматривал, беседовал с ними. Большинство были добродушно настроенные крестьяне, довольно смышлёные, некоторые служили десятниками на мелиоративных работах или рабочими.
– Теперь здесь все клеймёные, – заметил мне гидротехник.
– Уже несколько боёв прошло. Многие дома отлёживаются, выйти не могут.
Сами бойцы о своих членовредительствах рассказывали с шутками, восторгаясь только что закончившимся боем, который в этом году, по их словам, особенно удался. Каждый теперь на свободе рассказывал: кого он ударил, кто его ударил и как ударил. Рассказывал страстно, с увлечением, как охотник о том или ином интересном случае на охоте, как спортсмен. И опять ни тени злобы, затаённой мести, в этих рассказах я не заметил. Наоборот, удачный удар считался подвигом, как победителем, так и побеждённым».
Кулачный бой – это поединок, суть которого в обмене ударами кулаков и, реже, ступней, локтей, коленей, головы. В кулачном бою часто допускались захваты, силовые и болевые удержания, подсечки, подножки, удушения. Чего никогда не было в кулачном бою, так это борьбы в обхват и продолжения поединка на земле.
«Как и испанский бой быков, французская и швейцарская борьба, американский и английский бокс, русский кулачный бой имеет свои правила, установленные самой жизнью, бытом. Кулачники идут в бой обязательно безоружными, с одними только кулаками. Никаких кастетов или гирек, зажатых в кулак для увеличения его веса, не полагается» [Фомин].
Бить можно куда попало и как попало – в лицо, в голову, в грудь, в бока. Но если противник получил, наконец, такой удар, от которого свалился с ног, то его уже не бьют. Потому что это, всё-таки, спорт, а не драка. И никто здесь ни на кого не должен иметь злобы или, как говорят сами кулачники, «сердца».
В кулачном бою бьют не по злобе, а любя кулачный бой. И если одному противнику удалось свалить на землю ударом другого, он как спортсмен-кулачник удовлетворён, он победитель, и ему уже совершенно нет цели бить противника ещё и далее лежащего на земле. Это правило кулачного боя настолько популярно, что оно вошло уже в поговорку: «лежачего не бьют»» [Фомин].
Правила обычного, развлекательного русского кулачного боя были таковы:
лежачего не бьют;
мазку (на ком кровь) не бьют;
рукавички долой;
лежачий в драку не ходит и пр.
В частности, сама императрица Екатерина Первая в 1726 году выступала с попыткой регламентации кулачных боев с целью смягчения царящих там обычаев. В изданном ей Указе говорилось: «Чтобы увечного боя не было б и кто упадёт, лежащих никого не били б».
Существовали разновидности кулачного боя. Наши кулачные бои были:
один на один – единоборство;
стена на стену – стена – сомкнутый, тесный ряд людей, из ряда не выходили, а старались сбить, попятить и погнать весь противный строй, «в бою шли стена на стену, впереди каждой – силачи, а сзади – остальной люд, напирающий на противников массою» (Помяловский);
сцеплялка – сцепной дракой, сцепным кулачным боем или сцеплялкой называлась на Руси свалка врассыпную или рассыпным, где всякий схватывался в одиночку, и это, как говорят Брокгауз и Ефрон, «самый жестокий», «иные, с кулачного бою, поуползали на карачках» [Даль].
Была и своя терминология. Ожесточенная драка, рукопашный бой в Курской области называется «неразволочная» («у них, что день, неразволочная идет»). Победителя в кулачных боях, самого стойкого бойца называли – стоёк. Сама борьба, схватка, рукопашная драка называлась емки. А сойтись открыто, грудь с грудью, в рукопашную называли – нагрудную сойтись, сразиться нагрудную, пойти нагрудки (курск.) [Даль].
Красноречиво о значении кулачного боя в русской душе говорят многочисленные пословицы и поговорки, например, «Кулачный бой – душе разгул!». «Не удай, братцы мои, не удавай! смелее, дружнее, не покинь своих!» Это крик одобренья в драках, свалке, в кулачном бою, в сражении и пр.
«Дать в хлебово!» – ударить с размаха кулаком сразу во всё лицо, зацепив и губы. Обычно после этого удара всё лицо заливается кровью, которая идёт из носа и изо рта от выбитых зубов. Наиболее ловким ударом считается тот, после которого получивший его кулачник выплюнет вместе с кровью и несколько выбитых зубов.
«Подставить фонарь» – нанести кулаком сильный удар в область глаза, под которым от этого удара образуется синий кровоподтёк.
«Свернуть салазки» – сильным ударом сбоку в нижнюю челюсть повредить её.
«Заехать по мусалам» – нанести удар в лицо вообще сбоку.
«Дать под микитки» – нанести удар в живот под рёбра, в направлении к сердцу. У получившего этот удар временно приостанавливается дыхание, он схватывается за живот и сильно согнувшись, выбывает из строя кулачников. Выражение «дать под микитки» старое, встречающееся теперь уже сравнительно редко [Фомин].
О спортивном духе: «Только что отчаянно дравшиеся, как заклятые враги, люди стояли теперь рядом друг с другом, мирно закуривали и оживленно беседовали о бое. Некоторые из них были с огромными синяками под глазами, с окровавленными лицами. С помощью снега они стирали, удаляли кровь с лица, прикладывали снег к разбитому носу, стараясь приостановить кровотечение. Некоторые в сторонке сидели или отлёживались от удара «под микитки». Иной был в таком виде, что если бы он так явился на призыв, ему, наверное, дали бы прямо чистую отставку, а здесь он отлежится и через четверть часа снова будет драться как ни в чем не бывало.
Жалоб, злобы, стонов не слышно нигде. Настроение у всех совершенно мирное. В некоторых местах толпы слышен дружный смех. Смеются и победители, смеются окровавленными лицами и побеждённые» [Фомин].
Зрители: «Кулачный бой в деревне – праздник, деревенский турнир, зрелище, которое деревня не променяет ни на что, и оно собирает всегда громадную толпу народа, среди которой много участников боя, много и зрителей. Смотря по количеству населения в селе, на бой собирается тысяч до трех и более народа. Центральную часть толпы составляют главные бойцы, обыкновенно старые и уже опытные бородачи кулачники; ближе к окраинам молодые кулачники, а самую окраину толпы составляют мальчишки – подростки, которые здесь же проходят школу кулачных боев. В боях взрослых они, редко, принимают участие, но между собой они часто устраивают самостоятельный бой, и бывают случаи, когда одновременно идут два боя: один взрослый и другой несколько в сторонке – детский, в котором принимают участие сотни две, а иногда и больше мальчишек. На некотором почтительном расстоянии от боя, ближе к хатам и к открытым дверям, калиткам и воротам располагаются зрители. Среди них, главным образом, женщины. Замужние приходят полюбоваться боем нередко с грудными детьми на руках. Девушки разряжены по-праздничному. Вся эта публика с большим напряжением и вниманием следит за ходом боя» [Фомин].
Имена. И в прошлом, и в настоящем кулачные бои имели и имеют своих героев, своих известных бойцов, слава которых нередко распространялась за пределы города или села и даже за пределы губернии. Так получили громкую славу когда-то в боях один на один известные тульские кулачники Алёша Родимый, Никита Долговяз и другие.
Прапрадед автора этой статьи, житель села Оленино Тульской области, Василий Селивёрстов тоже увлекался кулачным боем. Частенько хаживал за 15 вёрст в Тулу, где бился на кулаках с зареченскими. А в Зареченской слободе жили оружейники – народ далеко неслабый. О силе моего прапрадеда красноречиво говорит следующее: как-то лошадь с возом завязла в трясине и не могла двинуться с места. Прапрадед отпряг её, взялся за оглобли и вывез воз сам. Рукопашничал мой прадед вместе с местным барином, вдвоём они и гоняли зареченских.
Кулачные бои на окраинах Воронежа имели своих героев. «Когда на Придаче были суконные фабрики, придаченские суконщики, жившие в Суконной слободе, выходили на лёд к слободе Троицкой. Из придаченских кулачников в то время громкую славу получил боец Степан Андреевич Попов» [Фомин]. Приезжали на бои и завзятые бойцы-кулачники – на гастроли. Приезжали и просто любители кулачного боя.
«По Воронежской губернии кулачные бои устраиваются, главным образом, в селах с великорусским населением. Малороссы редко дерутся в кулачных боях» [Фомин].
О предреволюционном отношении к русскому кулачному бою Фомин разочаровано писал: «К сожалению, эта сторона нашего быта почти совершенно не обследована, и о наших кулачных боях, как о прошлых, так и о современных, почти совершенно нет никакой литературы. А если что и есть, то очень скудное и не всегда верное. Так в энциклопедическом словаре издания товарищества «Просвещение» 1902 года, о кулачных боях вообще помещено несколько строк. Говоря, главным образом, об английском кулачном бое – боксе, энциклопедисты о русских кулачных боях пишут следующее: «В России до Петровской реформы существовали тоже публичные кулачные бои, обыкновенно тоже поединок, но иногда и между двумя группами бойцов»».
После 1917 года новыми инородными «хозяевами» Руси русский кулачный бой был отнесён уже, как ни странно, «к «прогнившему наследию проклятого царизма» и по этой причине не нашёл своего места среди спортивных видов борьбы. Кроме того, идеология кулачного боя, основанная, якобы, на христианстве (так активно выступавшем с запретами русского кулачного боя – авт.) и сплочённости общины шла в разрез с коммунистической идеологией, возвышавшей совсем иные идеалы».
Поэтому кулачный бой за годы советской власти не получает должного развития. Несмотря на это, неоспоримую ценность народных боевых традиций замечали выдающиеся спортсмены России: Спиридонов, Ощепков, Харлампиев, внук знаменитого смоленского кулачного бойца, свои спортивные изыскания в области САМБО начавший с изучения приемов русского кулачного боя.
Однако следует заметить, что были попытки использовать приёмы, накопленные русским народом на протяжении многих веков, для боевой подготовки пограничников на Дальнем Востоке в 30-е годы, а также внедрить их в программу боевой подготовки милиции в 50-е годы.
В настоящее время развитием рукопашного боя в России системно и последовательно занимается Общероссийская общественная организация «Федерация рукопашного боя» (ФРБ) (ранее «Национальная федерация рукопашного боя»), зарегистрированная Министерством Юстиции России 18 августа 2000 года под номером 3933. Рукопашный бой включён в Единую спортивную классификацию, как самостоятельный вид спорта с 1985 года.
Сегодня ФРБ объединяет региональные отделения в 48 субъектах Российской Федерации. Ежегодно проводятся Чемпионат и Кубок России, первенства России среди юниоров и юношей; международный и всероссийские турниры, ведомственные чемпионаты. За период с 1988 по 2001 г.г. звание Мастера спорта России по рукопашному бою присвоено 157 спортсменам и 8 спортсменкам.
Ежегодно в Одинцовском районе Московской области проводится международный турнир по рукопашному бою «Памяти Героев-пограничников». В турнире принимают участие спортсмены из Белоруссии, Украины, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Монголии, где в настоящее время развитием рукопашного боя занимаются в основном органы безопасности и правопорядка.
Текущее руководство деятельностью ФРБ осуществляет Президиум федерации во главе с президентом – Харитоновым Валерием Ивановичем.
Адрес Президиума Федерации рукопашного боя: Россия, 103051, Москва, ул. Петровка, д. 26, строение 9. Телефон/факс: (495) 625-57-86, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
, www.ofrb.ru.
Литература:
1. Агеева – Агеева Р.А. и др., Имена московских улиц: Топонимический словарь. – М.: ОГИ, 2007. – 608 с.: илл.
2. БСЭ – Большая советская энциклопедия, Советская энциклопедия, в 30 т., 1969 – 1978.
3. Даль – Даль В., Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1 – 4, 1863 – 1866.
4. Кругосвет – Энциклопедия «Кругосвет», 2000 – 2007.
5. Москва – Энциклопедия «Москва», Большая Российская энциклопедия, 1997.
6. Полтава – К 250-летию Полтавского сражения. Сб. ст., – М., 1959. Дядиченко В.А., Полтавська битва, Киïв, 1962. Тельпуховский Б.С., Северная война 1700 – 1721 гг., – М., 1946. Борисов В.Е., Балтийский А.А., Носков А.А., Полтавская битва. 1709 – 27 июня 1909. Сб. ст., СПБ, 1909.
7. Ушаков – Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. – М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935 – 1940.
8. Фомин – Фомин Г.Н., «Кулачные бои в Воронежской области», «Известия Воронежского краеведческого общества», 1925 г., № 3, 5, 6.
9. Япония – Энциклопедия «Япония от А до Я», 2001 – 2007.
[1] Накры – русский ударный музыкальный инструмент – керамические литавры. Употреблялись на Руси в 16 – 17 веках [БСЭ].
[2] Бубен – ударный музыкальный инструмент; деревянный или металлический обруч, затянутый с одной стороны перепонкой (кожей или пузырём). Некоторые виды бубнов снабжены бряцающими металлическими кольцами, пластинками, тарелочками или бубенцами и колокольчиками.
Андрей Александрович Тюняев,
президент Академии фундаментальных наук, академик РАЕН
Журнал "Рукопашный бой"