Дух айкидо - СИЛА ЖИЗНИ В СЛИЯНИИ С ПРИРОДОЙ

Категория: Айкидо Опубликовано 04 Март 2014
Просмотров: 4106

     СИЛА ЖИЗНИ В СЛИЯНИИ С ПРИРОДОЙ
      Радость занятий
         С самого начала айкидо предпочитало не ограничивать учеников слишком многочисленными правилами и установками.  Представлялось, что в них нет необходимости,  поскольку ученики пришли в dojo  по собственному  желанию и в большинстве стремились достичь какой-то цели в процессе тренировок по айкидо. Можно было ожидать, что они путем наблюдения получат представление о правильном поведении.
      В системе посещения соблюдался принцип никогда не отказывать тому,  кто  хочет  заниматься и никогда не пытаться вернуть того, кто ушел.  Тот, кто пришел по своему желанию, естественно захочет понаблюдать за этикетом dojo.  Те, кто уходит не нуждаются больше в правилах и установках.  Тенденцией было не  связывать  учеников без необходимости, а давать событиям идти естественным путем.
     Одной из причин этого было то,  что когда Основатель  впервые открыл школу айкидо, первыми учениками стали взрослые и опытные в обычном понимании мужчины,  которые были признанными  лидерами  в своих  областях  деятельности.  Поскольку  это были люди с сильно выраженным чувством ответственности и  собственного  достоинства, не было необходимости принуждать их к выполнению правил поведения в dojo. Основатель не принимал всех подряд. Он беседовал отдельно с  каждым  человеком  и  проводил  очень  строгий отбор.  Никакие внешние факторы не должны были действовать на того,  кого он брал в ученики, и как только человека принимали в dojo, он включался в систему  интенсивных  тренировок.  При  этом,  хотя  учеников  не связывали  правилами  и установками,  их режим становился намного жестче,  но воспринималость это  естественно  за  счет  понимания значения дисциплины для занятий айкидо.
      Затем, когда число учеников очень сильно возросло, появилась потребность в правилах поведения в dojo.  Один раз, когда старшие ученики пришли к Основателю с  такой  просьбой,  он  улыбнулся  и сказал  "Значит,  времена  изменились!"  Затем  он быстро написал шесть правил и передал их ученикам. Эт правила стали известны как "Памятка для занимающихся айкидо".
      1. Айкидо делает выбор между  жизнью  и  смертью  от  одного удара,  поэтому  ученики  должны  внимательно следовать указаниям инструктора и не соревноваться, чтобы выяснить кто сильнее.
      2. Айкидо  -  это  путь,  который  учит одного справляться с несколькими нападающими.  Поэтому  ученики  должны  тренироваться так,  чтобы быть готовыми к нападению не только спереди,  но и со всех сторон, в том числе сзади.
      3. Тренировка   всегда   должна  проводиться  в  приятной  и радостной атмосфере.
      4. Инструктор учит лишь небольшой чати искусства.  Различные возможности его приенения должны быть открыты каждым  учеником  в процессе интенсивных занятий и тренировки.
      5. На повседневных занятиях начинайте с движений корпуса,  а затем  переходите  к  более  интенсивным упражнениям.  Никогда не используйте силу неестественно или без основания.  Если следовать этому  правилу,  то  даже  пожилые люди не будут травмироваться и смогут тренироваться в приятной и радостной атмосфере.
      6. Цель  айкидо в тренировке разума и тела,  и в том,  чтобы сделать  людей  искренними  и  честными.  Все  элементы   техники передаются  от  человека  к  человеку,  поэтому не раскрывайте их случайным людям,  поскольку это может привести к их использованию людьми недостойными.
      Поскольку это было  написано  в  1935  г.,  часть  выражений кажется почти архаичными,  но основные положения верны и сегодня. Коротко  они  выражаются  так:  1.   Для   правильного   развития мастерства  в айкидо ученик должен строго следовать ученика тому, чему  учит   инструктор.   2.   Айкидо   как   боевое   искусство совершенствуется  с развитием способности к защите от нападения с любой стороны,  когда  нет  уязвимых  открытых  мест  (suku).  3. Занятия  становятся приятными и начинают приносить радость тогда, когда  при   достаточном   уровне   подготовке   боль   перестает действовать раздражающе.  4.  Не следует ограничиваться тем, чему учат   в    dojo.    Человек    должен    постоянно    пробовать, экспериментировать и развивать то,  чему его научили. 5. Никто не должен  использовать  силу  на  занятиях  неестественно  или  без основания.  Нужно  тренироваться  в  соответствии с особенностями тела,  физическим  состоянием  и  возрастом.  6.  Цель  айкидо  - развитие   истинно   человеческой   личности.   Оно   не   должно использоваться для выражения эгоистических настроений.
      Эти центральные  для  занятий  айкидо  положения  до сих пор соблюдаются в Hombu Dojo.  Многим людям особенно нравится  третий пункт: " Занятия  всегда  должны  проводиться  в  приятной  и  радостной атмосфере".
      Обычный стереотип   боевых    искусств    включает    грубый мужественный тип с агрессивным настроением.  Однако, демонстрация своей  храбрости  -  показатель  игнорирования  того,  что   есть реальное  будо  -  является,  фактически,  лишь  детской попыткой скрыть недостаток уверенности в  себе.  Те,  кто  имеет  истинное представление  о  будо,  работают  расслабленно,  их  работа даже производит впечатление нежной и мягкой.  Те,  кто знаком  с  будо никогда  не  проявляют  злобы  и  агрессивности,  и их настроение всегда веселое и радостное. Внешне они проявляют мягкость; внутри же  лежит  большая сила.  В повсеневной жизни это люди скромные и без претензий, и их действия всегда естественны, а не вынужденны. Они  показывают  себя  такими,  какие они есть,  и образ их жизни естественный  и  свободный.  Это  описание  настоящего   ученика, занимающего  боевым  искусством.  Когда такие люди собираются для занятий  айкидо,  атмосфера  действительно  естественным  образом становится приятной и радостной.
      Я потерял счет занимающимся айкидо,  с  которыми  встречался ежедневно в течение многих лет.  Только Hombu Dojo посещали почти 100 тыс.  человек,  и если включить  сюда  тех,  кого  я  учил  в филиалах   школы  и  других  центрах,  то  общее  число  составит несколько  сотен  тысяч.  Стоит  гордится  тем,  что  подавляющее большинство занимается айкидо с большой серьезностью и вниманием. Но  когда  дело  доходит  до  вопроса  о   том,   сколько   людей действительно  получает  удовольствие  от  приятной  и  радостной работы на тренировке,  я не  могу  сказать  что  их  число  очень велико. Многие занимаются айкидо, используя излишнюю силу, другие работают с  видом  мрачной  решимости,  а  многие  из  оставшихся неуверенны в себе и очень волнуются на занятиях.
      Приятно видеть  учеников,  которые  действительно   получают удовольствие от своей работы.  Многие занимались пять, десять или более лет, идя по своему собственному пути и сделав айкидо частью своей повседневной жизни.  Они, прийдя в dojo, работают спокойно, тренируя  броски  и  страховки  и  внимательно  следуя  указаниям инструктора,  и  уходят  когда занятие кончается.  Они производят впечатление людей, не ставящих своей целью только движение вперед и наслаждающихся собой.  Они составляют лучшую часть занимающихся айкидо.
      Те, кто  регулярно  посещает наши обычные занятия или зимние или летние занятия по интенсивной программе,  действительно любят айкидо.  Утром  обычные  занятия  в Hombu Dojo начинаются в 6.30. Начиная с поздней осени и всю зиму в это время на улице еще очень темно,  а  в  середине  зимы  температура  опускается  ниже нуля. Несмотря на это от 100 до почти 200  человек  регулярно  посещают утренние занятия.
      Мало кто  живет  рядом  с  dojo.   Подавляющее   большинство ежедневно  ездит  более часа на поезде или 30-40 минут на машине. Некоторые приезжают из соседних префектур,  тратя на дорогу более двух  часов.  Некоторые  из молодых учеников пользуются моторными лодками или мотоциклами,  а другие появляются в dojo после  1-2-х часовой пробежки. Потом все они час занимаются айкидо, после чего отправляются в школу или на работу. Некоторые занимающиеся, среди которых представители системы бизнеса,  ведущие такой образ жизни долгое время,  говорят, что могут без сожаления пропустить игру в гольф,  но  не  хотели  бы  пропустить  занятие по айкидо.  Среди регулярно занимающихся есть те,  кто  ни  разу  не  пропустил  ни одного дня занятий.
      Достаточно большое число регулярно занимающихся посещает все специальные летние и зимние занятия.  В жаркую и влажную погоду в середине  лета  они  занимаются  ежедневно,  сильно   потея,   но тренируясь  с удовольствием,  или приходят каждый день в середине зимы,  когда только для того,  чтобы встать на холодные  как  лед маты, нужна длительная разминка. . Кажется, что чем жарче или чем холоднее, тем таким людям лучше.
      Несколько лет    назад   я   написал   статью   для   нашего информационного издания по айкидо, в которой говорилось:
      "Этим летом   стояла  ужасная  жара.  Не  поэтому  ли  число посещающий наши летние занятия возросло на  20%?  Похоже,  что  в Hombu Dojo много сильных крепких учеников.
      Я помню,  как  зимой,   когда   из-за   сильного   снегопада остановился общественный транспорт, некоторые люди утром вставали в 3 часа и пешком шли в dojo. Число занимающихся было почти таким же,  как  на  обычных  занятиях.  Среди  них  были  и такие,  кто занимался нерегулярно,  но на специальные зимние занятия приходил каждый день.
      Некоторым действительно нравится работать в жару и  свободно потеть,  другие же занимаются даже лучше в зимний холод.  Здравый смыла подсказал бы противоположное:  нормальные люди предпочитали бы  прохладные  дни  жарким  и более теплую погоду - температуре, близкой к нулю.  Люди, которые предпочитают заниматься в жару и в холод,  говорят мне, что это наиболее короткий путь приближения к природе. Это может казаться очень странным людям со стороны, но я могу  действительно  приветствовать  их  желание в первую очередь стать ближе к природе и почувствовать ее.
      В Японском  языке  для  обозначения  занятия  или тренировки используется слово keiko,  что буквально означает "отражать, идти через  прошлое"  Это  слово появляется в Kojiki,  и говорят,  что источник его происхождения  -  биография  Куан-ина  из  китайской книги конца эпохи Хан. Исходное слово отражает религиозный аспект тренировки,  и означает соверщенствование  мастерства  на  основе тщательной  отработки  и  использования  всего  самого лучшего из старых традиций.
      Тот факт,   что   keiko  занимает  центральное  положение  в культурных  искусствах  Японии,  включая   чайную   церемонию   и аранжировку  цветов,  показывает  уважение  японцев  к  лучшему в древних традициях. Тренировки в середине зимы и в середине лета - тоже  часть  этого  великого  наследия.  На  основе рационального подхода мы могли  бы  найти  аргументы  против  занятий  в  очень сильную  жару  и  холод,  но  если  мы это сделаем,  то ничего не добьемся иможем забыть о keiko.
      Если говорить  о  рациональной  жизни,  одним  из  продуктов современной цивилизации является воздушный кондиционер. В Токио в последние   годы  продажа  кондиционеров  достигла  невиданных  в истории масштабов,  однако накопление  тепла  тысяч  и  тысяч  их моторов, говорят, повысило температуру на несколько градусов, что дало для большинства жителей влажные и душные ночи.  К  тому  же, резкий  перепад температуры при входе с жаркой улицы в прохладную комнату с кондиционером у некоторых людей  вызывает  заболевания. Судьба   современного   человека  такова,  что  пытаясь  добиться рационального решения проблем он  создает  много  новых  проблем, требующих решения.
      Мы все нуждаемся в рациональной жизни, но для человека столь же  важна  его  потребность  соединиться  с  природой,  чтобы она очищала и питала  тело  и  разум.  Истинное  значение  тренировок ранним  утром  и  специальных  занятий зимой и летом может быть в том,  что  они  дают  людям  возможность  вступить  в  контакт  с природой.  Занятия  боевым  искусством,  включающим  лучшую часть традиционного будо,  может  быть  единым  для  всех  людей  путем возврата к природе и поиска своих корней.
      В первую очередь необходимо восстановление наших личностей и наших  тел.  Мы  живем  в условиях смены времен года,  в жару и в холод,  в ясные и  дождливые  дни.  Для  истинного  соединения  с природой  важно  также  быть самим собой,  быть способным ощущать радость и злость,  счастье  и  печаль.  Когда  мы  сопротивляемся природе  ли игнорируем ее,  мы оказываемся не в состоянии истинно проявлять  весь  диапазон  человеческих  эмоций.  Этот  компонент обезличивания и обесчеловечивания затрагивает всех нас. Мы должны вернуться  к  природе,  принять  ее  такой,  какая  она  есть   и восстановить естество наших личностей и тел.
      В айкидо наибольшее удовлеторение  мне  доставляет  то,  что многие   занимающиеся   знакомы  с  этой  проблемой  и  стараются восстановить  свое  естество  и  свою  человечность  в   процессе тренировки. Эта цель занятий айкидо была центральной с самого его возникновения.   Абсолютная естественность: взаимосвязь ин и янь
        Учитель Уесиба  постоянно давал ученикам,  особенно тем,  у кого излишняя привязанность к форме ограничивала движения,  такие указания:
      "В айкидо нет форм и закономерности. Естественные движения - это движения айкидо. Его глубина велика и оно неисчерпаемо".
      Значение этой установки, которую Основатель часто произносил в своем собстенном образном стиле, может быть не совсем ясен. Для начинающих учеников,  изучавших различные формы и  виды  техники, эта установка противоречит всему,  чем их учат. Если в айкидо нет форм или связок,  зачем учить разную технику? Что подразумевается под  естественными  движенями?  Могу  ли я двигаться любым путем, который прийдет в голову?
      Первым делом   нужно   заметить,  что  установка  Основателя предназначена не для новичков, а для опытных учеников. Этот совет адресован тем, кто достиг определенного уровня мастерства, но еще настолько привязан к форме, что теряет естественность и текучесть движений,  являющиеся  основным  выражением  айкидо.  В  реальном смысле его слова должны способствовать более  интенсивной  работе опытных  учеников на пути к достижению цели айкидо.  Классическая японская пословица говорит:  "Входи в форму и выходи из формы". И в  искусствах  культуры  и  в  будо  занимающийся  должен сначала тренировать форму и овладевать ей,  но овладев ей,  он должен  от нее освободиться.  Не удивительно,  что слова Основателя вызывают смущение тех,  кому предстоит долгий путь к  мастерству  владения формой.
      Полное понимание этой установки возможно только для тех, кто действительно  тренировался  и  занимался  айкидо много лет,  кто освоил принципы и движения,  и кто  серьезно  думал  о  философии будо.  Для этого требуются как теоретические,  так и практические знания базовых положений айкидо,  включая единство ki вселенной и индивидуальной  ki,  принцип  входа  и  сферического  вращения на основе единства ki, разума и тела, а также воплощение в движениях принципа работы с мечом.
      Пожалуй, наибольно    трудно    уловить    суть    выражения "естественные    движения".   Это   выражение   настолько   часто употребляется,  что многие люди имеют свое,  хотя и неправильное, представление о том что оно означает.  Но, в самом деле, скольких людей,  действительно живущих "естественно", мы знаем? Чем больше мы  думаем о смысле слова "естественный",  тем сложнее становится объяснить его.
      Как должен  ученик,  занимающийся айкидо,  понимать значение "естественных движений" и их связь с движениями,  относящимися  к изучаемому им искусству? Где ключ к раскрытию этого значения, и с чего надо начать? Если привести сначала вывод, то я верю, что это означает   точное   и  тщательное  восприятие  нами  естественных процессов, пронизывающих вселенную и влияющих на наши тела и нашу жизнь.
      Что бы мы ни думали,  существенно достичь прямого контакта и воспринимать   в  чистом  виде  изменения  явлений  природы  -  в атмосфере,  погодных условиях или окружающей среде. Делая это, мы должны    открыть   свои   чувства   и   тела   для   природы   и взаимодействовать с ней.  При  этом  не  надо  ни  заставлять  ее удовлетворять   нашим   требованиям,   ни   специально  исключать отдельные ее проявления,  ни использовать е в  своих  собственных целях. Мы должны видеть явления природы такими, какие они есть, и проникать в глубь истинно реальной природы.
      Конкретным примером    может   быть   участие   учеников   в интенсивных летних и зимних  занятиях.  Они  постоянно  принимают жару и холод такими, какие они есть, получая удовольствие от жары в жеркие и от холода - в морозные дни.  Когда  люди  собственными телами  познают жару и холод,  они знают как реагировать на них и приходят  к  пониманию  того,   насколько   хорошо   можно   себя чувствовать   в   неудобных  или  неблагоприятных  условиях.  Эта близость собственного тела к  природе  является  первым  шагом  к постижению природных путей.
      Хорошо известно,  что  на  наше  физиологическое   состояние оказывает влияние погода. Ясным, солнечным днем наш разум чист, а тело легко,  настроение  приветливое  и  спокойное.  В  облачные, дождливые дни настроение падает, и тело становится непослушным, в атмосфере чувствуется тяжесть.  В определенные дни разум  и  тело находятся в неустойчивом состоянии,  а если дует ветер, то легкий бриз  способствует  хорошему  самочувствию,  а  ураган   вызывает беспокойство.  Даже  на  уровне  столь  обычных  явлений мы видим тесную связь между природой и людьми.  Что касается более  резких сезонных  изменений,  то  они затрагивают не только температуру и влажность.  Жизненные  циклы  растений  и  животных  также  резко меняются.  Растения  растут,  цветы цветут,  листья распускаются, фрукты созревают,  потом все неизбежно стареет и  умирает.  Такие изменения  тонко  действуют на разум и тело человека.  Мы знаем , что режим приливов и отливов управляет жизнью морских организмов, оказывая  влияние также на чувства и поведение людей.  Извержения вулканов и землетресения приводят  к  резким  изменениям  условий жизни на Земле что, в свою очередь, влияет на человеческую жизнь. Все  живые  существа  составляют  большую  сеть,  за  счет  своей взаимосвязи и взаимозависимости.
      Если мы полностью признаем влияние на людей явлений  природы и  ее  изменений,  мы  признаем  также,  что они каким-то образом связаны с нашим собственным пониманием смысла жизни.  А когда  мы приходим  к  пониманию  и  осознанию человеческой жизни,  то наша жизнь становится ближе к природе и  к  вселенной.  Это  укрепляет наше  понимание естественности.  В айкидо проявленим этого служит выражение будо, основанное на активном использовании ki. Именно в этом  смысл  высказывания:  "Естественные движения - это движения айкидо".
      Наиболее важный источник естественных движений - это энергия дыхания.  Когда  выход  этой  энергии  происходит  непроизвольно, движения человека неосознанно становятся естественными. Напротив, если для  энергии  дыхания  нет  свободного  выхода  и  ее  поток останавливается,    то    движения    становятся   неуклюжими   и неестественными.  Выход энергии в  процессе  дыхания  основан  на нормальном  дыхании,  но включае более,  чем просто вдох и выдох, поскольку предусматривает работу ki.
      Нормальное дыхание - это физиологическая функция дыхательной системы,  включающей легкие и сердце в качестве центра,  а  также нос,  рот  и  поры  кожи.  В  дыхательной  системе  человека явно выражается то,  что мы называем жизнью.  Сама же жизнь неотделима от функционирования вселенной,  то есть непосредственно связана с циклическими  изменениями  природы:  чередованием  дня  и   ночи, четырех времен года,  приливов и отливов, других явлений. Энергия дыхания непосредственно связана с внутренней  энергией  природных сил,  проявляющейся  как ki вселенной.  Вход и круговое вращение, как мы уже заметили раньше,  - это наиболее простые и  конкретные выражения энергии дыхания в естественных движениях.
      Один из многих основанных на  естественных  движениях  видов техники  айкидо  -  болевой  прием  на  запястье,  известный  как kote-gaeshi.  В  этой  технике  кисть  медленно  сгибают  в   том направлении,  в  котором она сгибается естественно,  в отличие от замков кисти, применяемых в дзюдо и джиу-джитсу, когда ее сгибают в  противоположном   естественному    направлении.    Будучи неестественным,  вынужденное сгибание рискует привести к  травме. Айкидо никогда не использует движения,  противоречащие тому,  что естественно,  избегая за счет этого бессмысленных  и  бесполезных травм.
      Большинство видов   техники   айкидо   включают    движения, известные как omote и ura (буквально - соответственно, передняя и задняя сторона).  Хотя есть различия в  зависимости  от  техники, базовый принцип состоит в том,  что при,  например,  прямой атаке спереди,  возможен  прямой  вход   в   пространство,   занимаемое противником  или  же  разворот  с  входом  в зону за противником, лежащую вне его поля  зрения.  Первое  движение  -  это  движение omote, второе - движение ura.
      Эти два защитных движения,  которые  могут  быть  найдены  в классическом будо,  основаны на древнем принципе ин и янь. Айкидо использует  этот  принцип  во   многих   видах   техники.   Чтобы проиллюстрировать  применение  ин  и  янь  в  боевых  искусствах, приведем два  примера,  относящиеся  к  джиу-джитсу  и  искусству работы  с мечом.  Начнем с определения этих форм в соответствии с руководством по джиу-джитсу школы Кито:
      "Kito означает  подъем  и  падение.  Подъем - это форма янь. ПАдение - это форма ин.  Победа достигается за  счет  возврата  в янь, и также за счет возврата к ин."
      Смысл этого  объясняется  в   комментарии,   известном   под названием Densho chushaku, следующим образом:
      "Когда враг проявляет ин, побеждайте за счет янь. Когда враг проявляет янь,  побеждайте за счет ин. Виды техники, которым учат в школе Кито,  основаны на ин и янь.  Хотя в  ответ  на  движения противника возможны самые разные другие действия,  в единоборстве они бесполезны.  Сведение своих действий и техникам ин и янь дает гарантию победы".
      В соответствии с этим объяснением,  стратегия поединка - это ни что иное, как способность к свободному использованию ин и янь, нападения  и  защиты,  в  зависимость  от  движений   противника: использование янь против его ин и ин против его янь.
      В руководствах по древнему искусству работы с мечом  принцип ин  и  янь  был использован применительно к стойкам с мечом,  как например, в тексте, известном под названием Itto-ryu kikigaki:
      "В школе  Наганума  Джикишинкаге  учат  в стойке держать меч высоко,  что выражает форму янь внутри янь.  В школе Итто мы учим держать   меч   низко,  что  основано  на  форме  ин.  Когда  янь используется  внутри  янь,  оно  опускается  к   ин.   Когда   ин используется в ин,  оно хорошо работает,  становясь янь.  В школе Мунен взяли среднее между  ин  и  янь,  обучая  стойке  с  мечом, направленным  вперед  и указывающим в глаза противника,  с лекгим разворотом рук вправо".
      Разные школы  будо  по-разному  понимают  ин  и янь,  но все интерпретации  основаны   на   базовых   философских   идеях   из классических  трудов китайских мыслителей.  В качестве заключения мы можем процитировать отрывок из "Книги перемен":
      "В древние  времены священные силы создали Книгу Перемен для отражения принципов природы и жизни.  Они  установили  Тао  Неба, назвав  его  ин  и  янь.  Они  установили  Тао Земли,  назвав его устойчивостью и ростом.  Они установили Тао Человека,  назвав его человеческими чувствами и действиями.  Создав эти три стихии, они удвоили их.  Поэтому,  знак Книги Перемен всегда состоит из шести линий".
      Коротко говоря,  вселенная состоит  из  трех  стихий:  Неба, Земли и Человека. Они рассматриваются как Тао, управляющие жизнью за счет изменений соотношения ин и  янь,  устойчивости  и  роста, человеческих   чувств  и  действий.  Это  значит,  что  когда  мы полностью осознаем эти связи и живем в соответствии с ними, то мы соединяется  с  Тао.  Проявлять ин и янь в своих действиях значит быть единым с Тао.
      Принцип ин и янь важен сам по себе, но безусловно, на основе постепенного  осознания  на  практике  этот  принцип   дает   нам возможность постижения абсолютной сущности Тао. В айкидо ин и янь конкретно  воплощаются  в  движениях  omote  и  ura,  а  основное значение  имеет  постижение  человеком  Пути  и  связанной  с ним фундаментальной истины в процессе практических занятий. Поскольку это соответствует Тао Неба, эти движения айкидо - это ни что иное как естественные движения.

Авторизация

Реклама