Страница 4 из 9
УНИВЕРСАЛЬНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ KI
Уникальность айкидо
Айкидо - это по существу современное выражение Японских боевых искусств (будо). Его ортодоксальность в том, что оно основано на духовных и боевых традициях древней Японии, впервые упоминаемых в исторических трудах и художественной литературе 8 века - произведениях Kojiki (летопись событий древности) и Nihongi (хроника Японии) Это не значит, что айкидо слепо следует традициям древних боевых искусств, просто сохраняя и поддерживая их исходную форму в современных условиях.
Древние боевые искусства имеют историческую и культурную основу, берущую начало в сражениях гражданской войны, и формализованную как будо, Путь боевых искусств, в период правления династии Токугава (1603-1868). Они должны быть правильно поняты и приняты. В своей исходной форме они неприемлемы для современных людей и им нет места в современную эпоху, которая для Японии началась с восстановления династии Мейдзи в 1868 г.
Основатель айкидо, Учитель Уесиба Морихей, родился 14 декабря 1883 г. Живя в бурное время модернизации Японии, он посвятил себя созданию боевого искусства, которое отвечало бы потребностям обычных людей, но не было бы анахронизмом. Основоположения Учителя Уесибы были основаны на следующих принципах: огромная любовь к традиционным боевым искусствам, забота о том, чтобы они не были неправильно поняты, и глубокое желание дать новую жизнь духовному качеству будо. Он шел к этой цели долгим путем, основанным на постоянной тренировке в боевых искусствах с целью пронести истины будо через события современной истории Японии.
Учитель Уесиба, безусловно, считал, что истинный дух будо не может быть связан с атмосферой конкуренции и борьбы, когда доминирует грубая сила и первостепенная цель - победа любой ценой. Он считал, что этот дух должен быть постигнут в процессе совершенствования человека, как телесного, так и духовного, за счет накопления опыта и тренировки на основе духа боевых искусств. Для него только такое истинное проявление будо имело право на существование в современном мире, находясь вне отдельной культуры или эпохи. Его цель, глубоко религиозная по сущности, сводится к одному положению: соединение фундаментальной созидательной силы ki, пронизывающей вселенную, и индивидуальной ki, неотделимой от энергии дыхания каждого отдельного человека. При постоянной тренировке тела и разума достигается сотостояние гармонии индивидуальной и универсальной ki, которое проявляется в динамичном движении потока энергии ki, свободного и текучего, неразрушимого и неуязвимого. Это сущность боевых искусств Японии, включенная в айкидо.
Гениальным Учителем Уесиба, который формулировал первый принцип будо как постоянную тренировку тела и разума, являющуюся основой духовного развития человека, этот принцип был воплощен в соответствующее боевое искусство, айкидо. Сейчас айкидо - боевой дисциплиной, наиболее подходящей для нашего века, - занимается бессчетное количество людей - представители всех уровней и классов общества.
Определение айкидо как современного будо вовсе не означает, что оно приобрело черты, характерные для других "осовремененных" форм будо, таких как дзюдо, карате и кендо. В то время как айкидо развивает духовные аспекты боевых искусств на основе тренировки тела и разума, другие направления основаны на соревновании и турнирах, что подчеркивает их силовую природу, обеспечивая тем самым для них место в мире спорта.
Айкидо, напротив, отказывается стать соревновательным видом спорта и отвергает все формы соревнований и турниров, включая деление на весовые категории, классификацию по числу побед и награждение победителей. Такие вещи рассматриваются лишь как поощрение эгоизма, развитие самоуверенности и неуважения к другим. Великая сила толкает людей на занятия спортивными боевыми единоборствами - каждый хочет быть победителем, но нет ничего более страшного для будо, безусловная цель которого состоит в освобождении от личного, постижении безличного и истинно человеческого.
Сказанное не должно рассматриваться как критика других боевых искусств, становящихся современными видами спорта. Такое направление было исторически наиболее перспективно для их сохранения, особенно в Японии после П Мировой войны, когда все боевые искусства развивались под руководством бывших оккупационных сил. Даже в качестве спорта эти боевые искусства привлекали множество людей, как в качестве участников, так и болельщиков. Это положительный момент, поскольку нельзя отрицать, что молодежь в боевых искусствах особенно привлекают соревнования и турниры, выявляющие лучшего бойца. Несмотря на эту тенденцию развития, айкидо отказывается присоединиться к такой системе классификации и остается верным исходному положению будо: тренировке и развитию духа.
В мире айкидо иногда раздаются отдельные голоса, призывающие к введению турниров и аргументирующие это необходимостью привлечь большее число занимающихся, чтобы сохраниться в современное время. Фактически, некоторые занимающиеся айкидо создали самостоятельные школы, пропагандирующие "соревновательное айкидо". Это серьезное дело, поскольку превращение айкидо в другую форму современного спорта могло бы привести к его включению в национальные спортивные программы и в будущем, возможно, в программу Олимпийских игр.
Айкидо четко отграничивается от подобных мыслей по очевидной причине: задача айкидо - сохранение основ будо и духовное развитие боевого искусства в соответствии с первым принципом будо, сформулированным Учителем Уесиба: постоянная тренировка тела и разума как основной путь духовного развития человека.
Традиции будо входят в полное соответствие с идеалами Основателя и его положением о Пути, стремление к этому должно пересиливать все остальные соображения. Истинная причина сохранения айкидо в современном мире именно в его соответствии идеалам Учителя Уесиба, немотря на то, что люди могут рассматривать его только как еще одну форму искусства боевых единоборств.
Уникальное положение, занимаемое айкидо и четко отделяющее его как от классического будо, так и от его современных форм, не может быть правильно понято на основе сложившихся у людей стереотипов боевых искусств. Этот факт, как и наличие базовых форм и движений, характерных только для айкидо, может создавать некоторые трудности в популяризации этого искусства.
Рано или поздно все занимающиеся задают вопрос "Что есть айкидо?". Даже опытные ученики затрудняются дать прямой ответ. Более того, люди, которые видят движения и приемы айкидо впервые, бывают разочарованы или настроены скептически, у них появляются многие вопросы и сомнения. Такие люди могут быть отнесены к одной из двух групп:
Первая группа включает тех, кто рассматривает айкидо с точки зрения определенных предствлений о боевых искусствах, сформировавшихся на основе прочитанного или услышанного. Наблюдая показательные выступления по айкидо, они по существу оказываюся разочарованы, поскольку ожидают демонстрации грубой силы, единоборства, насилия и даже смертельных приемов. С первого взгляда айкидо с его красивыми плавными движениями кажется ненасильственным и даже пассивным. Часто раздаются такие комментарии как: " Все кажется заранее запланированным и похожим на балет", "в движениях нет переломного момента, высшей точки", "в критической ситуации это было бы неэффективно", и т.д. Эти критические высказывания вполне понятны - они исходят в основном от молодых, ищущих острых ощущений победы и завоевания, или от тех, чьи стереотипы боевых искусств состоят из стрельбы, ударов, пинков, нанесения ранений и уничтожения людей.
Во вторую группу входят те, кто познакомился с современными формами боевых искусств, особенно с соревновательными формами, и рассматривает айкидо с точки зрения соревнования. Их критические высказывания разнообразны: "Почему в айкидо нет турниров на звание чемпиона, как в дзюдо, карате и кендо?". "Почему оно ограничено показательными выступлениями, даже одно из которых производит очень сильное впечатление?" "Из-за отсутствия соревнований невозможно отличить более сильного от более слабого, различить новичков и опытных учеников". " Без соревнований никто не будет серьезно заниматься и тренироваться". Опять же, эти критические высказывания понятны, поскольку люди хотят видеть у кого лучше техника и кто сильнее.
Еще один наивный, но часто задаваемый вопрос это: "Может ли тот, кто изучил айкидо, выиграть схватку?" Все эти вопросы и критические высказывания упрощены и поверхностны, они показывают игнорирование основного принципа айкидо и неправильное понимание основной черты боевых искусств: тренировки духа. Если человек, неспособный к самовоспитанию, хочет показать свою физическую силу, и занятия айкидо привлекают его только для техники борьбы, то его попросят уйти. Без реальных занятий айкидо, включающих терпение и овладение опытом, попытки ответить на возникающие вопросы не дадут полного удовлетворения.
Реальные занятия айкидо - это единственный способ постичь его значение и получить какие-либо явные или неявные преимущества. Для большинства занимающихся айкидо характерен такой процесс - начав с сомнений и вопросов, приступив к практическим занятиям они постепенно вникают в методы и сущность айкидо. Затем они начинают ощущать его непреодолимое притяжение и, наконец, в какой-то мере познают его бездонную глубину. Тот кто прошел этот процесс познает некоторые стороны айкидо как уникального боевого искусства.
Во-первых, он будет удивлен. Несмотря на кажущуюся "мягкость" на показательных выступлениях, оно может быть действительно "жестким", резким и динамичным, с мощными болевыми замками кисти и прямыми ударами (atemi). В противоположность возможным представлениям, оно включает некоторые удушающие приемы, в частности, предназначенные для того, чтобы обезоружить противника и взять его под контроль.
Затем, он будет поражен, узнав насколько, даже на уровне новичка, сложно овладеть базовой техникой и движениями, такими как страховки при падении (ukemi), правильное определение расстояния (ma-ai), вход (irimi) и другие движения корпуса (tai-sabaki). Фактически все тело, не только руки или ноги, должно непрерывно скоординированно двигаться, причем в движениях должны быть скорость, размах и мощность. Для того, чтобы выполнять движения быстро и мягко, требуется очень высокая степень концентрации и свободы сознания, сбалансированность и рефлекторность движений.
Он осознает также значение регуляции дыхания, включающей нечто большее, чем нормализацию дыхания - связь с энергией ki . Мастерство дыхательной силы лежит в основе каждого перемещения и действия и дает непрерывный поток движения. Более того, как мы увидим далее, оно непосредственно связано с философскими аспектами будо, разработанными Учителем Уесиба.
Наконец, по мере совершенствования ученика будет удивлять бесконечное количество приемов с разными вариациями и применением, отличающихся рациональностью и экономичностью движений. Только после овладения сложными движениями айкидо он поймет центральное значение ki- как индивидуальной энергии, так и энергии Вселенной. И затем он начнет ощущать глубину и сложность айкидо как боевого искусства.
Короче говоря, только реальные занятия айкидо могут дать полное понимание основной сущности будо - постоянная тренировка тела и разума ка основной путь духовного развития человека. Только тогда можно полностью понять отказ от соревнований и турниров и пользу показательных выступлений, цель которых - показать процесс постоянной тренировки, а не утвердить свою личность.
Гармонизация ki
В последние годы очень сильно возрос интерес к древней концепции ki, хотя в большинстве случаев ее философские корни игнорируются. Коротко говоря, по сущности ki- энергия как личная так и безличная, конкретная и абстрактная; это основная созидательная энергия или сила жизни, пересекающая время и пространство. Далее мы подробнее разберем значение ki, а сейчас задимся вопросом о значении этого необычного интереса. Я верю, что он отражает глубокую нехватку в современной жизни некоего главного жизненного компонента, несущей энергию силы, которая может об`яснить смысл и основу существования.
За достижениями науки и техники, как и за успехами в области экономики, скрывается истощение человеческого духа. Похоже, что в этом судьба современного человека. В глубине материального благополучия, искусственных удобств и массовой бюрократизации жизни мы видим рост неудовлетворенности и безразличия - признаков распространяющейся по миру болезни. Более, чем когда-либо в истории, мы нуждаемся в открытии истинно человеческого и истинно ведущего. Одно из последствий поисков решения этой задачи - увеличение интереса Запада к азиатской философии и культуре, один из аспектов которого - открытие ki как общей части восточноазиатских духовных концепций. Это явление частично об`ясняет интерес Запада к айкидо, название которого буквально означает Путь (do) гармонии (ai) с ki.
Потребность в более полных знаниях о ki стала очевидной, когда я посетил центры айкидо в разных странах. Например, в сентябре 1978 г. я путешествовал по Бразилии, Аргентине и Уругваю. Я очень хорошо помню слова Почтенного Луи Пантелеона, профессора права и судьи центрального суда штата Сан-Паулу, который тогда говорил:
"Как человек, который сидит на скамье и судит других людей, я был неудовлетворен самоуверенностью и материалистическими склонностями, которые находил в себе. Я поступил в бразильскую школу Айкикай когда осознал, что айкидо как боевое искусство выражает сущность японской культуры. Занимаясь айкидо, я не только решил свои внутренние проблемы, но и открыл ki, основу человеческого духа, спрятанную под покровом моей личности. Я почувствовал себя действительно счастливым и радостным, и я верю, что вырос как человек".
Во время церемонии открытия третьего конгресса Международной федерации айкидо, который состоялся в Париже в конце сентября - начале октября 1980 г. президент Гай Боннфон также подчеркнул важный момент. Он сказал следующее: "Мы верим, что только естественным образом айкидо, представляющее собой высокоразвитую форму боевого искусства и благородное выражение японской культуры и духовности может быть хорошо принято в Европе с ее высоким уровнем развития цивилизации и традициями рыцарства. В качестве пути к соединению тела и разума айкидо - своевременный дар для нашей молодежи, которая постепенно теряет духовную основу того, что считается человеческим. Я всем сердцем приветствую эту удачную встречу айкидо и современного Запада.
Для тех из нас, кто посвятил себя развитию айкидо, тихо, без фанфар и внимания общественности, очень приятно слышать о его международном признании. Но мы не должны ограничиваться только проявлениями радости, осознавая глубокую ответственность, которая лежит на наших плечах, в том, чтобы удовлетворить ожидания людей во всем мире. К этой отвественности нельзя относится легко.
Одна из наших основных проблем - то, что айкидо за счет своих уникальных качеств, корни которых лежат в японской духовной культуре, имеет тенденцию быть неправильно понятым. Эта тенденция усиливается с распространением айкидо в страны с разной культурой и стилем жизни, и наблюдается не только у новичков, мечтающих о нереальных вещах, но и у опытных учеников, которые могут утратить или неправильно понять тонкости айкидо. И тренеры и ученики должны посвятить себя истинному совершенствованию искусства, проникновению в его глубины, преодолению препятствий и представлению его в чистом виде. Иначе, разочарование заинтересованных людей будет глубоким и необратимым. Такая возможность представляется реальной как для Японии, так и для других стран, где айкидо быстро развивается. Если рассматривать технику айкидо, проблемы будут невелики, но с философскими и духовными аспектами айкидо дело обстоит совсем по-другому. Реальные проблемы появятся, если мы не восстановим принципы обучения, заложенные Основателем и не об`ясним сущность айкидо как фундаментальную духовную основу.
Сущность айкидо как духовного пути основана на ki - мировой энергии, которая лежит также в основе каждого человеческого существа, ожидая понимания и освобождения. В то время как концепция ki заложена мыслителями древнего Китая - Лао-цзы, Чуанг-цзы, Хуай-нан-цзы, а также Куан-дзу, Конфуцием и Менцием , она не ограничена их трудами, поскольку менялась в процессе исторического развития. Трактовка понятия ki приобретала разные оттенки и ньюансы в разных сферах культуры и в разные временные периоды существования восточноазиатской цивилизации. Принесенная в Японию, эта концепция в сочетании с национально-этническими предствлениями сформировала четкий взгляд на мир, включающий трактовку природы, жизни, смерти и др. Исходная идея ki сформировалась как метафизический принцип в нескольких школах китайских мыслителей. Ki считалась, например, основным принципом гармонии, и источником созидательной энергии, проявляющейся в форме ин и янь (Лао-цзы), жизненным содержанием живущего (Хуайман-цзы), жизненной силой, возникающей на основе правильных моральных представлений (Менций), движущей силой, пронизывающей все сущее (Куан-цзы).
Термин ki никогда не был четко определен. Иногда она приравнивалась к чистому пространсту (пустоте) или отсутствию сущности (Лао-цзы), в других случаях - к созидательной энергии, возникающей из хаоса (Чуанг-цзы). Она рассматривалась некоторыми философами как двойственный принцип, определяющий структуру вселенной. Так, аспект легкости в ki становился Небом, а небесная ki становилась солнцем. Аспект тяжести в ki усиливался, становясь Землей, и из земной ki рождалась вода. Эта двойственность внесла в ki понятия ин и янь, темноты и света, на основе чего возникла теория пяти стихий и основные концепции Книги Перемен.
В теории пяти стихий Дерево и Огонь относятся к светлой стороне ki, металл и вода - к темной стороне ki, а Земля, как считают, находится посередине. Изменения климата и счастья людей могут быть предсказаны по приливам и отливам, гармоничной и антагонистической работе пяти стихий. В Книге Перемен сплошная линия ( ) символизирует янь, а пунктирная линия (---) - ин, и их разные сочетания образуют восемь тройных комбинаций, соответствующих состояниям созидания, чувствительности, под`ема, нежности, опустошения, нервозности, спокойствия и радости. Для целей предсказания они могут быть прочитаны и истолкованы как основа различных явлений. В более широком смысле, принцип ki ассоциировался с работой двойственной системы ин-янь.
Первичный метафизический принцип ki был принесен в Японию в период правления династий Нара (710-94) и Хейан (794-1185) и был в целом поддержан. Впоследствие на его интерпретацию повлияло внесение буддизма, распространявшегося из Индии через Китай, в частности концепции предопределния по карме.
Более важно, что идея ki соединялась с естественными взглядами на природу, и она стала воспринималься как сила, отвечающая за все циклические процессы роста, увядания, цветения и плодоношения трав и деревьев. Возникли многие сложные слова, непосрественно связанные с этими природными аспектами: накопление энергии - yo-ki, восстановление жизни - kai-ki, духовная энергия - sei-ki, и т.д. Она была также отождествлена с мощной демонической силой, контролирующей любовь и ненависть в межличностных отношениях, и была включена в магическо-религиозную концепцию ин-янь, теорию пяти стихий; отражение этого можно найти в литературе эпохи Хейан, например "Сказании о Генджи".
Наиболее резкие изменения в трактовке и применении понятия ki начали проявляться с развитием класса самураев начиная с конца перода Хейан. Процесс продолжался в периоды правления династий Камакура (1185 -1336) и Муромахи (1336-1573) и достиг максимума в начале периода Токугава (1603-1868). Самураи, постоянно ощущающие угрозу смерти на поле боя, понимали ki как храбрость - shi-ki, силу воли - i-ki, решительность - gen-ki и мужество - yu-ki. Они были также знакомы с понятиями равномерности - hei -ki и накопления энергии - shu-ki, в основе которых лежит энергия дыхания - ki-soku, основа жизни и смерти.
Во время периода правления династии Токугава, когда Япония получила 300 лет относительно мирного существования, возникли крупные споры о буджитсу и появилась цель создания теоретической основы искусства владения мечом с тем, чтобы не допустить его дегенерации и потери им жизненности. В результате этих дискуссий сформировалась логичная теоретическая концепция ki, а также взгляды на ее философские и духовные возможности. В последнем направлении произошел возврат и идеям ин и янь.
Напрмер, в известном труде по классическому джиуджитсу, которое тесно связано с современным дзюдо и имеет черты сходства с айкидо, мы находим следующее высказывание, которое процитируем по Densho chushaku, труду школы Кито: "Kito означает под`ем и падение. Под`ем соответствует форме ин, а падение - форме янь. Победа достигается повторным возвратом к янь и повторным возвратом к ин... Когда враг проявляет ин, побеждайте за счет янь. Когда суть врага янь, побеждайте за счет ин... Увеличивая могущество разума, ритмичность в сочетании силы и гибкости показывает мастерство техники. Наша школа учит, что уничтожить чью-то силу и победить врага его собственной силой можно за счет ki. Тот, кто отрицает значение силы, действует на основе фундаментального принципа. Тот, кто не надеется на силу, а использует ki достигает того, что сила врага обращается в противоположную сторону и он падает за счет нее сам. В этом суть победы над врагом с использованием его собственной силы. Вы должны внимательно относиться к этому положению. По сути, за счет этого слабый побеждает сильного."
Чтобы проиллюситрировать значение ki в искусстве работы с мечом, мы процитируем следующие высказывания, выражающие определенные точки зрения: " Возможность победы зависит от ki. Внимательно следя за ki врага и двигаясь в соответствии с ней, вы как бы держите перед собой возможность победы. В дзен в этом случае говорят о "возможности проявления дзен". Возможность победы дает ki, которая спрятана и открыто не проявляется (Heiho kaden sho).
"Во всех областях, связанных с искусством, в том числе с боевыми искусствами, превосходство определяет тренировка и практическая работа, но истинное совершенство зависит от ki. Величие Неба и Земли, сияние Солнца и Луны, смена времен года, жара и холод, рождение и смерть - все это связано с колебаниями в системе ин и янь. Их тонкое действие нельзя описать словами, но оно вселяет во все сущее жизнь через посредство ki. Ki - это зарождение жизни, и когда ki покидает форму, наступает смерть. (Tengu geijutsu ron)".
Теперь давайте перейдем к пониманию ki на основе учения Учителя Уесиба. Его взгляд на ki, сформировавшийся на основе интуитивного постижения принципов функционирования вселенной, был сформулирован образным языком. Иногда трудно понять основные моменты, но внимательное чтение его высказываний может в какой-то степени дать нам ключ к его пониманию ki. Два его положения о ki следующие:
"На основе будо я тщательно тренировал свое тело и овледевал его внутренними секретами, но я также понял даже более великую истину. То есть, когда я на основе будо осознал реальную природу вселенной, я ясно увидел, что люди должны соединить тело, разум и об`единяющую их ki и далее достичь гармонии со всеми проявлениями об`ектов вселенной.
На основе тонкой работы ki мы достигаем гармонии разума и тела и связи индивидуального и универсального. Если тонкая работа ki расстроится, в мире наступит распад, а во вселенной - хаос. Гармония сочетания системы ki-разум-тело с активностью вселенной - это критический момент, определяющий порядок и мир в мире."
Далее Учитель Уесиба развивает мысль о функциях ki и ее значении для хорошо сбалансированной жизни: " Тонкая работа ki - это материнский источник, влияющий на небольшие изменения дыхания. Она же - основа боевых искусств как пути любви. Когда достигается соединение разума и тела на основе ki и проявляется ai-ki (гармония ki), небольшие изменения дыхания осуществляются непроизвольно, давая свободный выход waza (правильной техники).
Изменения дыхания, связанные с ki вселенной, пронизывают все живое и взаимодействуют с ним. Одновременно, внутренняя сила дыхания входит во все уголки данного тела. Проникая глубоко внутрь, она наполняет человека жизненностью, что естественно приводит к разнообразным динамичным непроизвольным движениям. Таким образом, все тело, включая внутренние органы, становится единой системой для тепла, света и силы. После достижения единства тела и разума и контакта со вселенной тело перемещается по желанию, не сопротивляясь мыслям человека."
Заключения Учителя Уесиба о ki, сформулированные в результате его борьбы в течение всей жизни за истины будо путем многолетних тренировок боевого искусства, становятся все более внутренними и духовными по мере развития мысли: "Тонкие изменения дыхания вызывают внутрениие перемещения ki в теле. Иногда эти перемещения резкие и мощные, а иногда - медленные и плавные. По этим изменениям можно оценить степень концентрации или единства разума и тела. Когда концентрация об`единяет тело и разум, сила дыхания становится идентична силе вселенной, которая мягко и естественно усиливается до высшего предела, но в то же время возрастает самосодержание и независимость личности. Таким образом, когда дыхание работает в единстве со вселенной, невидимая духовная сущность становится реальной внутренней сущностью личности, разворачивая, закрывая и защищая человека. Это начало глубокой сущности ai-ki."
Из этого следует, что ki имеет две стороны# единство индивидуального и универсального и свободное проявление силы дыхания. Первая выражает идею ki на основе представлений древнекитайских мыслителей, однако, в тренировках айкидо она должна реализовываться через об`единение ki, разума и тела. В процессе тренровки контакт человека с ki вселенной достигается непроизвольно, без напряжения. Второе положение указывает, что дыхание человека контролирует его мысли и движения тела. Когда ритм дыхания и движения айкидо оказываются в состоянии гармонии с ритмом вселенной, разум и тело человека получают центр и каждое движение становится круговым вращением.
Об`яснение повышенного внимания Учителя Уесиба к двойному функционированию единства и свободного проявления ki в том. что онвидел в сущности ki сущность своего будо. Приняв это за точку отправления, мы обязаны продолжить раз`яснение концепции ki как центральной концепции айкидо, и далее развитить вопрос о значении ее применения в повседневной жизни. Энергия ki
Ученик, регулярно занимающийся айкидо, должен иметь собственные взгляды на ki даже при незнании ее исторических и теоретических основ. Как показано в предыдущей главе, ki - это древний принцип, лежащий в основе восточноазиатских философских учений и религий. Однако, существуют различия в его восприятии отдельными личностями, связанные с индивидуальными особенностями темперамента, духовного развития, физической подготовки, опыта и базовых знаний. Следовательно, различия восприятия и представлений занимающихся о ki неизбежны.
Мы можем услышать, как ученики говорят, что: "это ощущение некоей энергии, возникающей из состояния гармонии тела и разума", или: "это странная жизненная сила, иногда неожиданно возникающая неизвестно откуда", или: "Это ощущение точного времени реагирования и согласованного дыхания, достигаемое в процессе занятий айкидо", или: " Это непроизвольное, бессознательное движение, которое освежает разум и тело, давая хорошую разрядку", и т.д.
Каждый ответ справедлив в том смысле, что выражает ощущения, полученные на основе личного опыта. А будучи выражением личных ощущений, он содержит факты, которые нельзя отрицать. Если это так, то принципиальные различия в приведенных ответах ничтожно малы, а их большое разнообразие отражает не только трудность точного определения ki, но и показывает, что за счет своей широты и глубины понятие ki не поддается единому определению.
При том, что тема ki может рассматриваться в религиозном и философской аспектах, нас интересует подход к ней на основе личного опыта, тренировки и реализации в боевом искусстве. Когда ki понимается и постигается в процессе развития личности, это ведет к становлению характера и развитию личности как целого. Одновременно, такое восприятие ki неизбежно ведет к принятию ее философской и духовной базы. Безусловно, правильное понимание ki должно достигаться как на опыте, так и за счет интеллектуальной деятельности. Этому факту мы уделяем большое внимание, когда разрабатываем программу занятий# методы, содержание и последовательность.
Абсолютная цель тренировок в айкидо - это достижение единства ki, тела и разума, но уникальность айкидо состоит в том, что значение согласования движений с потоком ki подчеркивается с самого начала. Особое внимание уделяется постижению на опыте и развитию ki, поэтому все движения включают круговое вращение. Ученики учатся соединению ki разума и тела не только в движении, но и даже до начала любой тренировки waza. Их учат, например, что ki концентрируется в устойчивом и сильном центре - точке, соответствующей естественному центру тяжести (пять сантиметров ниже пупка) в случае, когда человек стоит и расслаблен. Когда поток ki идет через руки и кончиуи пальцев, рука без оружия сами становятся оружием, называемым te-gatana, что буквально означает "рука-меч". Перед началом обработки движений принято развивать дыхательную силу с помощью упражнения, известного как kokyu-ho (буквально - дыхательный метод), в положениии как сидя, так и стоя, и учиться правильно определять расстояние (ma-ai) между собой и партнером.
Основным моментом является то, что в отличие от других форм боевых искусств, включая все классические и современные формы будо, которые учат соединению разума, техники и тела, айкидо делает упор скорее на ki, чем на технику, и тренирует соединение ki, разума и тела. Конечно, тренировка waza осуществляется постоянно, но степень мастерства зависит от степени соединения ki, разума и тела, и это единственная база для оценки уровня профессионализма в айкидо.
Как мы пытались показать, ki должна постигаться как на опыте, так и в процессе интеллектуальной работы, однако, существует еще один аспект, который не могут не учитывать люди, живущие в век науки. Источник концепции ki лежит в системе взглядов на мир, принятой в древнем Китае, безусловно, связанной с тайнами мироздания. Вопрос состоит в том, насколько это понятие ki подходит к научному мировоззрению.
Когда древние люди использовали силу своего интеллекта и воображения, чтобы понять функционирование вселенной, они пришли к концепции ki. Они пробовали также об`яснить системы порядка в природе и космосе на основе этого принципа. Я верю, что реальность концепции ki как источника происхождения жизни сохранилась, однако, она была основана на наблюдениях познаваемого мира и не включала информацию по неизвестной вселенной.
В наш век науки непостижимая вселенная стала к нам гораздо ближе, и фактически на основе научных знаний мы можем реально увидеть и коснуться того, что раньше было далеко за пределами нашего восприятия, хотя и сейчас это может быть лишь небольшая часть огромного пространства. Для нас может оказаться важным поиск связей ki и современных научных взглядов на вселенную, поскольку научное об`яснение может оказаться необходимым для понимания концепции ki обычными людьми.
Научное изучение вселенной началось в конце 17 века с открытия Исааком Ньютоном Закона всемирного тяготения как фундаментального закона природы. С тех пор произошли значительные перемены, и быстрое развитие привело к тому, что исследование вселенной стало обычным делом. Современная космическая эра началась с Юрия Гагарина - русского космонавта, который облетел вокруг Земли 12 апреля 1961 г. на космическом корабле "Восток I". В условиях сильной конкуренции русских и американских ученых в области космических исследований 20 июля 1969 г. американские космонавты успешно совершили посадку на Луну на корабле "Аполлон 11", а Нейл Армстронг стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны. (Третий космонавт США, сейчас сенатор США, Джон Гленн проявлял большой интерес к айкидо, посетил Hombu Dojo и слушал лекцию Учителя Уесиба.) Исследование вселенной с использованием космических кораблей и спутников продолжается, и может оказаться интересным взглянуть, как это сочетается с нашим пониманием ki, но это задача будущего. Однако, для наших целей могут пригодиться некоторые предварительные замечания.
Недавно я прочитал книгу "Космос", которую написал Карл Сейган, выдающийся астроном и лауреат Пултцеровской премии. В специальном предисловии к японскому изданию д-р Сейган писал:
"Пифагор из древней Греции был тем, кто впервые использовал слово "космос" для описания упорядоченной вселенной, доступной для человеческого понимания. Определенно, во вселенной существует порядок. Это не значит, что все находится в идеальном порядке, поскольку в свете научных исследований мы знаем, что вселенная постоянно меняется и в ней много хаотического. Тем не менее, космос, сочетающий упорядоченность и беспорядок, обладает бесконечной красотой.
Наши тела сделаны из звездной пыли. Наше тело состоит из тех же атомов, из которых состоят звезды. Мы дети звезд и звезды наш дом. Возможно, поэтому нас очаровывают звезды и Млечный путь.
Он продолжает:
" Азот, содержащийся в наших генах, кальций в зубах, железо в крови и углерод в нашем яблочном пироге были сделаны в космической кухне, на звезде. Наши тела сделаны из тех же частиц, из которых состоят звезды. Действительно, в очень глубоком смысле мы - дети звезд".
Д-р Сейган заключает, что человечество как наиболее продвинутый вид на Земле должно осторожно относится к проведению новых технических экспериментов и, как дети звезд, работать в гармонии с порядком, существующим в космосе. Кроме того, он абсолютно убежден, что жизнь в соотвествии с изменениями и состоянием вселенной необходима для сохранения нашей цивилизации.
Не будучи философским трудом, "Космос" содержит большую информацию о последних научных достижениях в области исследования космоса. И эта книга снова напоминает нам что вселенная - источник нашей жизни, и что наши жизни непосредственно связаны с ее порядком и изменениями. Имено в этом моменте, хотя и на основе абсолютно другого подхода, проявляется сходство с пониманием жизни в восточно-азиатской философии. Природа вселенной, раскрытая достижениями современной науки, другого порядка - намного сложнение системы мировоззрения, основанной на центральном положении ki и может быть понята на основе только материальных представлений. Но с точки зрения человечества, нашей жизни и нормального существования ее абсолютную суть можно считать совпадающей с содержащейся в азиатской философии. Что касается нормального существования, то азиатская философия включает четкие представления о связи человека и вселенной. По словам Учителя Уесиба необходимый путь - это "гармонизация ki вселенной и индивидуальной ki, контакт со всем сущим через ki и слияние с ki."
Вопрос о возможности научного обоснования концепции ki достаточно сложен. Здесь может быть использована концепция биологического ритма, разработанная лауреатом Нобелевской премии биологом д-ром Карлом фон Фришем. Она не включает непосредственно понятие ki, но дает некоторую информацию для размышления. В соответствии с этой теорией в процессе эволюции живые организмы, находившиеся под влиянием различных циклических изменений, синхронизировали с этими изменениями свою жизнь, выработав биологические ритмы, информация о которых закрепилась в генах. Следовательно, жизнедеятельность многих организмов может рассматриваться как проявление присущего им биологического ритма.
Ученые утверждают, что основа биологических ритмов была заложена в период образования нашей вселенной, когда 4,6 млрд. лет назад образовалась Солнечная система. Начало заложено в связанном с вращением Земли чередовании дня и ночи. 3 млрд. лет назад на фоне этого ритма возникли простейшие организмы. С разделением суши и моря на Земле появилась разнообразная жизнь, характеризующаяся комплексом биологических ритмов. Когда наши предки - древние люди появились на Земле 2 млн. лет назад, биологические ритмы стали очень тонкими и сложными.
В настоящее время известно, что мозг человека содержит 5 млрд. цепочек ДНК, что отражает комплексность биологических ритмов, однако известно также, что на нас в очень большой степени влияют основные природные ритмы: чередование дня и ночи, приливов и отливов, метеорологических и астрономических явлений. *В оригинале пропущены две страницы- нет стр. 30-31*
Вход и круговое вращение
Nen и просветление тела и разума
В детстве, узнав, что Земля круглая, я стал мечтать о великих приключениях. Я хотел увидеть, вернусь ли я действительно в исходную точку, двигаясь вокруг Земли в одном направлении, и думал о возможности проделать сквозь Землю туннель и выйти с ее противоположной стороны. Мне кажется, у детей возникают такие мысли, где бы они не жили. В наше время, когда пассажирские самолеты постоянно облетают Земной шар, мы легко можем оказаться на другой стороне Земли.
Случилось так, что мечта моего детства осуществилась, когда наше группа из Высшей Школы Айкидо была приглашена в Южную Америку в сентябре 1978 г. по случаю празднования 70-й годовщины появления японских имигрантов в Бразилии. Приглашение для нас было организовано Федерацией Айкидо (президент Р. Кавайи), и нас тепло принимали в Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и Мочи-дес-Крузес, где живет много японцев, имеющих влияние в обществе. Совет Сан-Паулу единогласно принял решение считать меня почетным жителем этого города. Это, конечно, было приятно, но еще более глубокое впечатление произвел серьезный и искренний интерес к айкидо как уже зпнимающихся, так и будущих учеников, которые смотрели показательные выступления и которым давали объяснения на практических занятиях.После визита в Бразилию мы отправились на четыре дня в Аргентину и на два дня в Уругвай. В Буэнос-Айресе и Монтевидео мы тоже проводили показательные выступления и специальные семинары по айкидо, и в обоих этих городах тоже встретили самый теплый прием и серьезное внимание со стороны занимающихся айкидо.
Интерес к айкидо во всех местах, котрые мы посетили, далеко превзошел наши ожидания, но одним из незабываемых моментов было ощущение исполнения моей детской мечты достичь другой стороны Земли: Южная Америка по отношению к Японии находится на противоположной стороне Земли, а Уругвай лежит точно против Японии.
Наш визит в Монтевидео 24-25 сентября был действительно плодотворным, причем нас ждала еще одна столь же приятная новость. На следующий день после показательных выступлений, которые проводились в самом большом зале Монтевидео, построенном в честь празднования независимости от власти Испании, мы были приглашены в Уругвайскую Военную Академию. В этой элитной школе обучается всего 300 студентов, выбранных из самых одаренных людей в стране. Оказалось, что в расписание занятий, включающее многочисленные военные дисциплины, айкидо входит как обязательный регулярный курс. Почему только айкидо включили в программу занятий, хотя дзюдо и карате тоже очень популярны в стране?
В заключение показательных выступлений и моей лекции по айкидо президент Ввоенной Академии встал и произнес вдохновенную речь. Он сказал: "В струящихся движениях айкидо всегда есть твердый центр. Чувство равновесия контролирует каждое движение руки и ноги, и они совершают гладкие скользящие движения, как в танце, потому, что движение тела в целом это ни что иное как плавное движение его цетра. По моим представлениям, основной момент в айкидо - постижение ощущения сильного твердого центра. Для нашей строны, противостоящей волнующемуся миру, существенно культивирование духа на основе формирования твердого внутреннего центра, устойчивого к внешним воздействиям. Я хочу, чтобы студенты нашей Академии, которых мы готовим как будущих лидеров нашей страны, серьезно занимались айкидо и ощутили этот твердый центр как в духовном, так и в физическом аспекте. По этой причине айкидо влючено в нашу программу в качестве обязательного курса".
Президент высказал все, о чем я думал. Сильный твердый центр - это то, что Учитель Уесиба постоянно называл единством ki, разума и тела. Это самая сущность айкидо и в смысле принципов, и в смысле реальных движений. При том, что речь произвела на меня глубокое впечатление, я еще в большей степени почувствовал нашу ответственность как изучающих айкидо за то, чтобы эта возможность стала более доступной каждому, независимо от национальной и расовой принадлежности. Уникальная система обучения и техника айкидо должна всегда находиться в соответствии с основной сущностью айкидо. Если мы будем гордится только его уникальностью и окажемся привязаны к ней, мы можем пасть жертвой укого кругозора, догматизма, самообмана и провинциализма. Попав на другую сторону Земли, я неожиданно получил возможность представить себе будущее айкидо.
Сущность айкидо, единство ki, разума и тела, должна быть постигнута человеком как целое. Если мы воспримем только ее духовный аспект, то можем впасть в доктринерство и абстракционизм. Если же мы будем воспринимать этотолько с точки зрения развития техники и физической силы, то нам прийдется удовлетвориться упрощенным объяснением моторных движений. Сущность включает как духовный, так и физический аспекты и, безусловно, мы должны воспринимать ее как часть budo, объединяющую ki,разум и тело с философсой и религиозной точек зрения.
Наилучший путь правильного постижения этой сущности состоит в тщательном анализе высказываний Основателя. Его высказывания могут казаться сложными при первом прочтении, но повторное чтение и анализ помогут выявить заключенные в них разные уровни содержания. Частое обращение к японскому слову nen может вызвать затруднения, но мы оставим исходный термин, поскольку его точный английский эквивалент отсутствует (понятие nen включает концентрацию, кульминацию, мгновенное решение). В постижении nen ключ к раскрытию сущности айкидо, фактически, она представляет собой самую сердцвину айкидо. Слудующее высказывание Учителя Уесиба объясняет значение этого так: "Данное тело есть конкретный продукт соединения материального и духовного, создаваемого Вселенной. Оно вдыхает тонкую сущность Вселенной, и становится одним телом внутри нее, поэтому тренировка - это тренировка пути человеческой жизни. Первая задача тренировки - в постоянном воспитании духа, шлифовке энергии nen, и соединении тела и разума. Это основа для развития wasa, которая, в свою очередь, разворачивается в бесконечность через nen.
Существенно, чтобы wasa всегда соответствовала истинности Вселенной. Для того, чтобы это осуществилось, необходимо правильное восприятие nen. Если чье-то nen связано с желаниями маленькой личности, то оно ошибочно. Поскольку основанная на ошибочных представлениях тренировка противостоит истинности Вселенной, она сама по себе вызывает трагические последствия и разрушительные действия.
Nen никогда не связывается с победой или поражением, и оно растет, приходя к в правильной связи с ki Вселенной. Когда это происходит, nen становится сверхъестественной силой, которая позволяет четко видеть все вещи в мире, даже малейшие движения руки или ноги. Человек становится как бы чистым зеркалом, отражающим все, и, поскольку он стоит в центре Вселенной, то может четко видеть все находящееся вне центра. В этом заключается истина победы без борьбы.
Для выработки гибких движений ki, связанных с nen, вы должны понять что левая сторона тела является базой боевого искусства, а правая сторона - это место проявления ki вселенной. Когда человек постигает состояние абсолютной свободы, тело становится легким и проявляет способность к трансформации. Правая сторона проводит силу через левую, левая сторона становится щитом, а правая - основой техники. Этот естественный спонтанно проявляющийся закон природы должен держаться на центре, и человек должен свободно проявлять свою личность в процессе динамического сферического вращения."
Учитель Уесиба учил, что развитие nen состоит в обномоментной концентрации духа, ищущего соединения с вселенской сущностью, давшей нам жизнь на Земле. Когда тело и разум, объединенные nen, достигают состояния гармонии с принципом упорядоченной вселенной, личность освобождается от эгоизма и эгоцентризма, порождая сверхъестественную всевидящую вилу. Личность, соединенная с принципом универсальных измений, двигается легко и естественно, свободно проявляя себя в сферических движениях.
Nen, централизованная концентрация в поисках объединения упорядоченности вселенной и принципа изменения, становится проявлением тонкой работ ki. Когда эта тонкая работа, основанная на nen, проявляется в сердце и разуме занимающегося, он становится свободным и открытым, а его внутренность становится проницаемой. При работе через все тело в результате получается одухотворенное динамическое движение в круговом и сферическом вращении. Короче, nen - это линия, соединяющая ki-разум-тело и ki вселенной.
Открытие nen Учителем Уесиба может быть объяснено его постоянной тренировкой в течение многих лет, но четкая фокусировка этой концепции была осуществлена на основе его опыта поведения в критических (вопрос жизни или смерти) ситуациях. Они могут рассматриваться как кажущиеся или сверхестественные, но, без сомнения, они были одними из наиболее значительных событий его жизни.
Одно из таких событий произошло во время его поездки в центральную Монголию в феврале-июне 1924 г., когда он сопровождал Дегучи Онисабуро, главу религиозной секты Омото, который искал место, чтобы основать миссию - будущий общий религиозный и социально-политический центр. В районе происходили волнения и беспорядки, и поездка прохожида в условиях риска для жизни.
Мы не можем детально рассматривать эти приключения, скажем только, что за их безопасность в районе Ксиньянь отвечала группа солдат из армии Внутренней и Внешней независомости Моголии. Несколько раз на них нападали солдаты китайской нацрональной армии, а также вооруженные группы бандитов, занимавшиеся мародерством в том районе. На перевале в горах на пути в Тонгльяо они попали в засаду и оказались окружены со всех сторон.
Говорят, что основатель решил, что смерть неизбежна и приготовился к концу. Но под градом пуль он ощутил необычное спокойствие и, не меняя своего местоположения уклонялся от пуль за счет легких движений тела. Чудом он не только избежал ранения, но остался совершенно невредимым. Позже Основатель собственными словами описал этот эпизод: " Я не мог уйти с того места, где стоял. Поэтому, когда пули стали лететь ко мне, я просто скручивал корпус и поворачивал голову. Скоро, сконцентрировав свое восприятие, я мог интуитивно сказать, откуда враги будут стрелять - будет ли выстрел направлен справаили слева. Я мог видеть вспышки белого света, возникающие впереди пуль. Я уклонялся от них, скручивая иповорачивая корпус, и они проходили мимо меня. Это продолжалось непрерывно, почти не оставляя времени на дыхание, но вдруг я почуствовал, что проник в сущность будо. Я ясно увидел, что живые движения в боевых искусствах получаютя, когда ki сконцентрирована в центре тела и разума, и чем спокойнее я становился, тем яснее делалсямой разум. Я мог интуитивно понимать мысли, в том числе побуждения к насилию, противника. Спокойный разум подобен центру крутящегося волчка - за счет устойчивого центра волчек вращается ровно и быстро. Кажется, что он почти стоит на месте. Так я получил опыт достижения сотояния ясности разума и тела (sumi-kiri).
Произошедший позже другой случай из жизни Основателя еще раз представил ему возможность продемонстрировать состояние просветления, достигаемое за счет спокойствия разума и тела. Это случилось в весенний день в 1925 г. в школе Айябе, когда на него напал военный офицер, вооруженный мечом. Основатель встретил атаку только голыми руками. Куда бы противник не направлял свое оружие, он легким движением тела избегал укола или рубящего движения меча. Плавные мягкие движения Основателя оказались слишком сильным ощущунием для офицера, который скоро оставил свои попытки, полностью обессилев. Позднее Основатель вспоминал это событие так: "Это было ничто. Просто результат ясности разума и тела. Когда противник атаковал, я мог видеть вспышку белого света размером с небольшой камешек, впереди меча. Я мог четко видеть, что мечь следует сразу за этой вспышкой, и я лишь уклонялся от вспышек белого света".
В этом случае, достигнув того же состояния, которое было у него в Центральной Монголии, Основатель оказался способен мгновенно интуитивно предугадать малейшее движение, возникающее на основе враждебных мыслей противника. В последующие годы он называл подобные тонкие ощущения "колебаниями тела, отражающими колебания вселенной" и составлял стихи типа: Стоя между небом и Землей Связанный со всем сущим через ki Мой разум находится На пути отражения всего сущего.
В этом выразилась сущность и центральная концепция айкидо, на основе которой Основатель развил свои мысли о любви и гармонии.
Направляя движения противника
Свободное непроизвольное сферическое движение характерно для базовой техники айкидо. Рассматривая движения корпуса, основанные на вращении и поворотах (tai-sabaki) следует помнить, что сферическое движение и вращение - это альфа и омега тренировки. Эта установка на динамическую сферу получила интересные продолжения в разных направлениях.
Например, хотя айкидо учит жесткой технике, такой как прямые удары (atemi) и болевые захваты кисти, взятой из древних боевых искусств, упор на круговое движение создает визуальное впечатление плавного балетного танца, тогкого и деликатного. Более того, хотя рисунок многих приемов имеет вид широкой арки, как например, при броске противника, опускании его на землю или следовании его движениям, приемы айкидо можно проводить и в органиченном пространстве. Это достигается за счет того что движения в айкидо круговые в отличие от прямолинейных движений, характерных для других видов боевых искусств, в которых прямые удары, направленные вперед или назад дают ощущение большой силы и требуют значительно большего пространства при их выполнении.
По существу, то, что было раньше жесткой грубой техникой, сгладилось и очистилось на основе кругового движения и техника, требовавшая большого пространства, уместилась в небольшую сферу. Это, возможно, одно из оснований, позволяющих рассматривать айкидо как утонченное искусство.
Нужно обязательно отметить, что сферическое движение в айкидо развивалось не для очищения искусства и не для создания пассивной системы защиты. Реальная цель была позитивной и агрессивной: превзойти и подавить силу противника. Айкидо родилось из споров по поводу ответов на такие жизненно важные вопросы как : " Что мне делать при нападении кого-то физически более сильного, чем я? Как я могу победить противника не используя никакое оружие? Не возвращаясь к жестким силовым или психологическим методам и сохраняя верность основам будо, что можно считать наиболее рациональным путем достижения превосходства над противником? Короче, как мы можем организовать защиту от того, кто превосходит нас по массе, силе и опыту?"
Принцип и использование кругового вращения как базы айкидо были найдены Учителем Уесиба в ответ на эти вопросы и были разработаны им как современный вызов традиционным боевым искусствам. Основатель занимался разными видами джиу-джитсу, такими как школы Кито и Дайто, и учился древнему искусству владения мечом в школе Синкаге.
Неудовлетворенный тем, чему научился, он на основе интенсивной тренировки на безе философии nen добился свободного непроизвольного проявления личности в круговом движении. Принцип классического джиу-джитсу, по которому мягкий побеждает грубого, а гибкий - жесткого был использован Учителем Уесиба в его понимании айкидо, но с существенным отличием. В древнем джиу-джитсу учили: "когда вас толкают - тяните, когда тянут - толкайте вперед" . С учетом сферичности движений в айкидо это звучит:"когда вас толкают разворачивайтесь и двигайтесь по кругу, когда тянут - делайте вход круговым движением. " Это значит, что в ответ на движния противника нужно двигаться по кругу, а движение по кругу позволяет сохранить стабилизировать центр тяжести, создавая устойчивую ось вращения. Одновременно, центр тяжести проивника смещается и теряя центр он теряет и свою силу. Тогда над ним возможна быстрая и полная победа.
На языке айкидо этот момент связывают в основном с движениями корпуса, включающими вращение и повороты, известными как tai-sabaki, базовая техника которых - это вход, или, точнее irimi-issoku - "вход одним шагом", основанный на принципе кругового движения.Из положения hanmi лицом к лицу с противником, при его движении вперед нужно уклониться от прямой атаки и войти в просвет, находящийся вне его поля зрения - так называемый "мертвый угол" - shikaku. Ключевой момент здесь - быстрая уверенная работа ног, за счет которой собственный центр подавляет ценрт противника. Базовая техника входа предусматривает удар в незащищенную точку тела противника (atemi), но при достаточно высоком уровнеподготовки могут выполняться и различные другие движения (такие, как irimi-nage, irimi-tenkan, irimi-otoshi).
Как я уже отметил, irimi - это базовый элемент кругового движения, основное значение в котором имеет сохранение устойчивого положения собственного центра тяжести. В реальной ситуации чтобы изменить сотношение сил в свою пользу нужно выполнять вход, полностью используя энергию ki для смещения центра проивника. Любойценой следует избегать малейших колебаний при входе в момент прямого удара Здесь есть и другие важные моменты, но поскольку в этой книге не предусмотрено детальное объяснение техники, мы отошлем вас к соответствующим учевникам.
Если irimi представляет собой выражение в технике боевых искусств характерных особенностей будо, то правильные движения корпуса, tai-sabaki, символизируют воплощение основных черт айкидо в движении, ведущим к гармонии динамичской сферы. Безусловно, техника движений корпуса основывается на духовном единстве с системой космоса и динамическом единстве с постоянно меняющейся вселенной.
Движения корпуса в айкидо основаны на принципе кругового движения. Точно так же, как в случае сферы, центр устойчив и движение исходит из этой неподвижной точки.Это сферическое движение может преодолеть любую противоположно направленную силу за счет техники идущей от центра - изящной, но наполненной бесконечной энергией. Для объяснения движений айкидо можно привлечь законы физики, например, понятия центробежной и центростремительной силы, но присущая им красота достигается на основе единства ki, разума и тела. Поскольку они связаны с проявлениями личности как целого, анализ отдельных компонентов не внесет ничего нового в наше понимания и, тем более, не повысит мастерство.
Занимающийся айкидо на тренировках основное внимание отработке и совершенствованию техники кругового вращения, включая в свою работу базовый принцип айкидо путем пстоянной треировки. При движении он или она становится подобен крутящемуся волчку, имеющему устойчивый центр и икогда не теряющему равновесия. Когда подобное состояние достигнуто, то можно сситать, хотя, возможно, ученик этого полностью не осознает, что достигнуто соединение системы ki-разум-тело и вселенной.