Многообразные направления боевого искусства не теряют своей популярности во всем мире. В нашей стране путь самосовершенствования также привлекает в свои ряды людей всех возрастов. Не секрет, что взрослому приступить к занятиям можно в любой момент «жизненного пути». Это можно сделать и в 25 и в 52. Но с какого возраста следует начинать заниматься детям? Как определить тот минимальный возраст, с которого можно отдать своего ребенка в секцию, где он будет заниматься не просто бегом или танцами, но изучением основ рукопашного боя?
Этот вопрос нам часто задают родители. Причем мамы гораздо чаще, чем папы. Папы больше надеются на себя. Безусловно, разговор идет в основном о мальчиках, но и маленьких амазонок родители тренировать тоже готовы – в наше время такие знания никому не буду лишними… Вопрос этот на самом деле очень серьезный и готового рецепта, подходящего каждому, не существует. Кафедрой экологии человека Российского Университета Дружбы Народов уже более 10 лет ведется работа по оценке воздействия различных форм двигательной активности на организм школьников и студентов. В последнее время исследования захватили и контингент дошкольников. Боевое Искусство, как система многофакторного воздействия на организм, с самого начала работы привлекла внимание ученых, наряду с традиционными видами спорта. Дело в том, что для большинства спортивных направлений уже установлен минимальный возраст, когда ребенка можно принимать в секцию. Специалисты по спортивной медицине дают следующие рекомендации:
Вид спорта |
Возраст (годы) |
|
|
Начальная подготовка |
Учебно-тренировочные занятия (специализиция) |
Акробатика |
8-9 |
10-11 |
Бадминтон |
10-12 |
12-14 |
Баскетбол |
10-12 |
12-14 |
Батут |
9-11 |
11-13 |
Бокс |
12-14 |
14-15 |
Борьба (все виды) |
10-12 |
12-14 |
Водное поло |
10-12 |
12-14 |
Волейбол |
10-12 |
12-14 |
Велоспорт (трек, шоссе) |
12-13 |
14-15 |
Гимнастика спортивная |
|
|
мальчики |
8-9 |
10-11 |
девочки |
7-8 |
9-10 |
Гимнастика художественная |
7-8 |
9-10 |
Гребля (академическая) |
10-11 |
13 |
Гребля (байдарка, каноэ) |
11-13 |
13-15 |
Конный спорт |
11-12 |
13-14 |
Конькобежный спорт |
10-12 |
12-13 |
Легкая атлетика |
10-12 |
13-14 |
Лыжные гонки |
9-11 |
12-13 |
Лыжный спорт (двоеборье) |
9-11 |
11-12 |
Горнолыжный спорт |
8-10 |
10-12 |
Прыжки с трамплина |
9-10 |
12-13 |
Парусный спорт |
9-11 |
11-13 |
Плавание |
7-8 |
8-10 |
Прыжки в воду |
8-10 |
10-12 |
Ручной мяч |
10-12 |
12-14 |
Санный спорт |
11-13 |
13-15 |
Стрельба пулевая |
11-13 |
13-15 |
Современное пятиборье |
10-12 |
12-14 |
Стрельба из лука |
11-12 |
13-14 |
Теннис |
7-9 |
9-11 |
Теннис настольный |
7-9 |
9-11 |
Тяжелая атлетика |
13 |
14-15 |
Фехтование |
10-12 |
12-14 |
Фигурное катание |
7-9 |
9-11 |
Футбол и хоккей с шайбой |
10-11 |
12-13 |
Хоккей с мячом |
10-11 |
11-12 |
По данным сайта www.medsport.ru.
Подготовка юных спортсменов и формирование олимпийского резерва были одним из приоритетных направлений в нашей стране. Этим вопросом занимались очень плотно и данным цифрам можно доверять. Но что же мы видим? Те традиционные виды спорта, которые, на первый взгляд, стоят наиболее близко к Боевому Искусству – Бокс и Борьба – позволяют начинать тренировки лишь с 10 лет. А что же делать детям более раннего возраста? И вот здесь на сцену выходит Боевое Искусство. И мы видим разницу. Множество направлений, стилей, школ и техник. Обязательно индивидуальный подход к ученику. Огромная вариативность техник, позволяющая адаптировать нагрузки под конкретного ребенка.
Дело в том, что спорт - это спорт. Это область высоких достижений, и практически все научно обоснованные методики тренировок в вышеперечисленных видах спорта ориентированы на результат. То есть на то, чтобы сделать из ребенка чемпиона. Или победителя районных соревнований. И это здорово! Вот только готов ребенк к таким нагрузкам только минимум с 10 лет, когда основные функциональные системы организма достаточно сформированы. И тогда под него не надо подгонять программу, нормативы и методы тренировок – он уже готов. Безусловно, если в секцию попадает одаренный ребенок более раннего возраста, то его возьмут. Но одаренный - это и значит, что в свои 7 лет он может дать показатели десятилетнего.
В Боевом Искусстве подход иной. И недаром рядом со словом Боевое здесь стоит слово Искусство. Как в рисовании, где начинать может тот, кто уже может держать карандаш (а ведь дети прекрасно рисуют и пальцами), так и в БИ начинать осваивать азы может даже малыш, который уверенно стоит на ногах. И это не преувеличение. Боевое Искусство - именно та область, про которую уверенно можно сказать – чем раньше, тем лучше! В настоящее время накоплена достаточно разнообразная методика тренировок, некоторые элементы которой позволяют детям начинать заниматься примерно с 3-4-х лет.
Конечно, нельзя допускать «педагогических перекосов» - ребенок в самом начале не осознает то, чему его учат. И попытки с первых же занятий учить бить в нос и проводить бросок с удушением категорически недопустимы. Инструкторы начальных групп обучения должны ориентироваться больше на общее физическое развитие детей, на основе элементов БИ. Перекаты, переползания, кратковременные перемещения в стойках и даже обозначения ударов по воздуху - все это должно подготовить ребенка к последующим этапам обучения. Попытка сделать из малыша «настоящего бойца» ведёт, прежде всего, к психологическим травмам. Это та обманка, на которую чаще всего попадаются, к сожалению, папы. Да, ребенок ходит в секцию каратэ или ушу. Но там он осваивает именно азы. Если это серьезная секция с многолетним стажем, у которой есть опыт работы с маленькими детьми – то и программа там будет соответствующая – общеразвивающие и подводящие упражнения. Никаких спаррингов. Ребенка, в первую очередь, развивают. Уже в 6 лет ребенок при систематических занятиях может осваивать ката и таолу, что, как отмечено при последующем анкетировании, положительно сказывается на мозговой деятельности детей. Запоминание комбинаций и передвижений учит ребенка концентрировать внимание на своих движениях, развивает память.
Какие рекомендации можно дать тем инструкторам, которые готовятся открыть в своей секции детскую группу? Вот некоторые, достаточно важные, на наш взгляд:
· Группа может насчитывать от 1-го до 7-ми человек, возраст от 4-х до 6-7-ми лет. Но всегда надо помнить о том, что чем больше детей, тем труднее контролировать обстановку и проводить занятие. Ведь каждому ребёнку нужно уделить внимание и найти свой подход. В случае, если желающих заниматься оказывается более 8, целесообразно проводить занятия с помощником.
· Важной особенностью тренировок с детьми является обязательное присутствие игрового момента, т.е. вся тренировка, все упражнения представляются в виде различных игр. У детей очень развито воображение и многие вещи они представляют в виде образов, что облегчает их понимание и стимулирует их интерес к занятиям, а от монотонных повторений этот интерес быстро угасает. Таким образом, тренировки должны проходить в игровой, не навязчивой манере и призваны поощрять детей (например, выставлением оценок) по окончании каждой тренировки стимулируя их последующий приход в спортивный зал. Основное внимание уделяется координации движений учащегося, ориентации его в пространстве, развитию гибкости и ловкости и вместе с тем укреплению мышечного каркаса.
· Поскольку речь идёт о боевом искусстве, то и тренировку следует начинать с основ. Самое первое - это вход в спортзал с поклоном (как и выход из него), второе - приветствие учителя и учеников. Дети легко запоминают это и через некоторое время делают без напоминаний. К тому же, этот ритуал имеет еще и важное психологическое значение. Он становиться неким «якорем», и, совершая его, ребенок со временем автоматически настраивается на занятие.
· Очень сложно бывает научить детей не бояться и не стесняться новой обстановки, в которой они находятся. Порой сделать первый шаг в спортзал оказывается делом довольно не простым и сопровождается обилием слёз. Заставлять ребёнка заниматься в таком состоянии не нужно. В этом случае можно посадить такого ребенка на скамейку и вместе с папой или мамой понаблюдать, как тренируются другие дети. Скорее всего, через несколько минут он сам окажется среди занимающихся, потому что какому ребёнку не хотелось бы поиграть со своими сверстниками.
· Очень эффективно вводить в систему тренировок упражнения с обручами, мячами (различных размеров и весов), палки, обитые поролоном и обшитые матерчатой тканью, различных размеров "лапы". Детям интересней заниматься с различными предметами. В таком случае занятие превращается для них просто в увлекательную игру, а не «серьезную» тренировку. Чтобы не терять ощущение игры, различные исполнения упражнений представляются в виде какого-нибудь животного: например, прыжки в высоту - прыжок лягушки, бег крокодила, ползанье удавом, перебегания тараканчиком.
Алексей Шевкунов, Владимир Дорогих
Журнал "Боевые искусства планеты"