Станислав Махов. Штурмовой бой ГРОМ. Психологическая подготовка

Категория: Российские воинские системы Опубликовано 16 Март 2016
Просмотров: 3807


1.2. Предмет и структура психологии боевого выживания

Условия, в которых проходит боевое выживание, предъявляют повышенные требования к выполнению, как конкретных двигательных действий, так и умственных операций. Для соответствия этим условиям, субъект должен уметь владеть не только своим телом, но и психикой, сознательно регулировать свое поведение в экстремальных условиях. Сознательное управление своим поведением и своими действиями характеризуется многими психологическими особенностями боевого выживания.
Психология боевого выживания призвана изучать закономерности проявления и развития психики человека в специфических условиях взаимодействия с агрессивной средой. К деятельности в боевом выживании приложимы все категории, характеризующие психологическую структуру любой профессионально-прикладной деятельности: идеология, цели, мотивы, средства, результат. Исходя из особенностей этой деятельности, можно выделить ряд специфических особенностей, характерных именно для нее:
1) предметом деятельности в боевом выживании является сам субъект;
2) сущностью боевого выживания является взаимодействие с агрессивной средой. Психологически это характеризуется стремлением выжить в условиях борьбы с любым противником;
3) для боевого выживания характерны высокие физические и психические напряжения. Систематическое и разумное использование этих напряжений приводит к тому, что они становятся привычными и благодаря адаптации организма и психики позволяют решать поставленные задачи профессиональной деятельности.

Таковы самые общие специфические условия деятельности в боевом выживании. В психологической структуре (рис. 1) деятельности выделяют три блока: мотивацию, средства и результаты деятельности.

Станислав Махов. Штурмовой бой ГРОМ. Психологическая подготовка

Рис. 1. Психологическая структура деятельности.

Мотивация – совокупность различных побуждений к определенной активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность. Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели деятельности.
Потребность или ощущение человеком нужды в чем-либо, всегда связано с появлением определенного дискомфорта, от которого можно избавиться, лишь удовлетворив эту нужду. Именно поэтому любая потребность пробуждает так называемую поисковую активность, направленную на поиск способа ее удовлетворения.
Мотив – побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Разные способы удовлетворения потребности могут конкурировать друг с другом, что находит отражение в борьбе мотивов. Отечественный психолог Н.Б. Стамбулова разработала классификацию мотивов спортивной деятельности, которая может быть применима и к мотивам деятельности в боевом выживании. На протяжении времени роль конкретных мотивов в стимулировании профессионально-прикладной деятельности и активности может меняться, и для каждого этапа могут быть свои доминирующие мотивы.
Если мотивы определяют выбор пути, направление движения, то цели – насколько далеко человек намерен пройти по данному пути. В психологии цель определяется как образ предполагаемого результата деятельности того, к чему человек хочет прийти к концу деятельности или конкретного ее этапа. Цели являются итогом внутренней работы человека, в процессе которой он пытается для себя разрешить противоречие между требованиями деятельности, ее конкретными условиями, с одной стороны, и собственными возможностями, способностями адаптироваться к этим условиям и требованиям, с другой. Поэтому цель выступает в качестве регулятора активности, влияя на выбор средств достижения конкретного результата. Таким образом, блок мотивации выполняет следующие функции: является пусковым механизмом деятельности, поддерживает необходимый уровень активности в процессе деятельности и регулирует содержание активности.
К средствам деятельности относят способы и условия. В качестве способов деятельности в боевом выживании рассматриваются движения и действия (двигательные и умственные; технические и тактические).
Условия деятельности разделяют на объективные и субъективные. К объективным условиям можно отнести общие требования профессионально-прикладной деятельности, а также конкретные условия жизнедеятельности (материально-техническая база, квалификация наставников, технологии обучения и т. д.). К субъективным условиям относят природные задатки, уровень развития психических процессов (ощущения, память, мышление, специализированные восприятия и т. д.); доминирующие психические состояния, черты характера; опыт бойца, воплощенный в знаниях, умениях и навыках. Субъективные условия деятельности формируются в процессе подготовки.
Интегральной характеристикой блока средств является индивидуальный стиль деятельности – относительно устойчивая система эффективных приемов и способов деятельности, отвечающая индивидуально-психологическим особенностям рукопашника.
Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) – общая способность, проявление индивидуальных особенностей в реализации данной деятельности, можно выделить следующие особенности ИСД:
1. Благодаря индивидуальным приемам, видам, реакциям люди, обладающие разными особенностями внимания, восприятия, мышления, эмоционально-волевых реакций, в той же области деятельности достигают той же эффективности.
2. Индивидуальный стиль деятельности формируется в течение жизни. Он воспитывается в процессе деятельности, в условиях активного и положительного отношения к данной деятельности.
3. Индивидуальный стиль деятельности зависит от свойств нервной системы и темперамента, которые представляют собой необходимые предпосылки для формирования стиля. Термин «стиль» употребляется и в научном, и в обиходном языках достаточно часто и в разных смыслах:
– совокупность приемов, способов работы, индивидуальная манера;
– совокупность отличительных черт в творчестве данного человека (обычно применительно к художественным профессиям);
– течение, школа в искусстве, совокупность черт, отличающих творчество группы людей;
– характерная манера выполнения, например спортивных упражнений, обусловленная принадлежностью к той или иной школе, а также индивидуальными особенностями личности.
Итак, индивидуальный стиль деятельности – это обусловленная темпераментом и характером устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности; это индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с внешними условиями деятельности.
Четкое знание своего стиля способствует эффективной регуляции психических состояний в процессе деятельности: когда нужно – снять излишнее волнение или, наоборот, создать необходимый фон возбуждения.
Индивидуальный стиль деятельности складывается и развивается на протяжении всего пути занятий боевым выживанием и отражает закономерность, при которой боец не только сам приспосабливается к профессиональной деятельности, но и приспосабливает эту деятельность к себе. В целом блок средств этой деятельности обеспечивает практическую реализацию целей и планов бойца, превращая образы предполагаемых результатов деятельности в ее реальные эффекты.

Авторизация

Реклама