Выдержки из книги А.А. Маслова
"СИНЪИЦУАНЬ: ЕДИНСТВО ФОРМЫ и воли"
В ушу существует такое понятие как "культура стиля" - то, что труднее всего усваивается при обучении. В это понятие входит и
своеобразная ритмика движений, и "внутренняя работа", и особенности тактики боя. Что же в чисто техническом отношении отличает синъицюань от других стилей ушу ? Прежде всего движения в синъицюань предельно собранные и экономичные, здесь не должно быть ни
одного лишнего движения и даже взмаха рукой. Собранность прежде всего выражается в том, что все части тела "тяготеют" к
энергетическому и физическому центру организма - к даньтянь. В этом стиле практически нет широких, амплитудных движений, как,
например, в тайцзицюань или чанцюань (длинный кулак). Все передвижения выполняются не шагом, а посредством резкого подскока. Мастера учили, что "боец должен бросаться вперед столь же стремительно, как осколок от разорвавшейся петарды". Именно это ощущение внезапного взрыва и присутствует во всех приемах синъицюань. К тому же все движения ритмизированы, причем ритм этот проистекает из внутренней ритмики самого организма, зачастую он соответствует ритму сердечных сокращений. В каждом приеме есть "открытая" и "закрытая" фазы, соответствующие вдоху и выдоху, концентрации ци и ее выбросу в ударе. Большинство ударов наносится в болевые точки: пах, горло, уши, живот. Широко используются удары ногами в живот, пах и по ногам, подсечки и зацепы. В учебных комплексах удары ногами встречаются сравнительно редко, однако в бою используется более двух десятков их разновидностей. Любой удар рукой наноситься не с места, а с коротким подскоком или другим передвижением (например, в бок).
Каждый прием может рассматриваться и как боевое, и как психомедитативное действие. Проработка техники этого стиля требует хорошего знания меридианальной системы организма и основ традиционной китайской биоэнергетики. Благодаря этому синъицюань развивает адаптационные, энергетические и умственные способности человека.
Примечательно, что выброс энергии в удар в синъицюань может производиться не только из "классических" ударных точек, например, из фронтальной части кулака или локтя, но и вообще из любой точки тела, куда боец направляет поток ци. Это дает возможность для универсального удара, который не зависит ни от позиции, ни от точки удара.
Составные части синъицюань
К началу нашего века окончательно сложились три направления синъицюань. Два из них относят к северной ветви - хэбэйское, идущее от Го Юньшэня, Ли Цуньи и Чжан Тяодуна, и шаньсийское, наиболее яркими представителями которого являются Чэ Ичжай и Сун Шижун. Южная ветвь - это хэнаньское направление, основы которого заложил Ма Сюэли и его ученики. Фактически же направлений в синъицюань намного больше - этот стиль также практикуется в провинциях Цзянсу, Хэйлунцзяне, но базовые принципы и формы везде одинаковы.
Хэбэйское и шаньсийское направления в общем схожи между собой. В шаньсийском направлении выполнение всех приемов предельно динамично, позиции узкие и собранные, а выброс силы очень точен. Движения округлы и идут по плавной дуге, считается, что боец перекатывает в руках большой шар. В хэбэйском направлении позиции более открыты, меньше круговых и больше колющих движений.
Базой для северной ветви синъицюань является комплекс пяти первостихий - усинцюань, в южной ветви он отсутствует. В хэнаньском и шаньсийском направлениях изучают десять форм животных, в хэбэйском - двенадцать. В хэбэйском направлении основой основ тренировки является позиция "трех начал" - саньтиши, на овладении которой уходит почти три года, в шаньсийских школах она отсутствует, вместо нее изучается позиция "шести взаимосоответствий" и "стоять, наполнив даньтянь" (чжаньданьтянь). Существуют также различия в динамике движений, в структуре комплексов, в использовании оружия. Различия и общность трех направлений можно посмотреть по
таблице1.
В этой книге содержаться формы северного направления, в основном хэбэйского, и отдельно оговариваются формы шаньсийских школ.
Из чего же состоит синъицюань? Старые мастера говорили о "трех слоях" или "трех этапах" освоения стиля, но об этом - позже. Сейчас же представим основные части синъицюань хотя бы в общих чертах.
1. Позиция саньтиши - "трех начал" или "трех тел" - базовая форма для отработки всех принципов и медитативных упражнений.
2. Комплекс, базовые формы и принципы "кулака пяти первостихий" - усинцюань.
3. Базовые формы и принципы 12 животных" - шиэрсин.
4. Неканонические удары - то есть не входящие в два предыдущих раздела - удары головой, предплечьями, коленями плечами и т.д.
5. Комплексы начального, среднего и высшего уровней, одиночные и парные формы.
6. Одиночные и парные комплексы работы с различными видами оружия.
7. Свободный поединок саньда, принципы построения боя, психологического воздействия на соперника.
8. Философия и принципы "боевой морали" (удэ), принципы взаимоотношений с людьми, поддержание традиции школы.
9. Нэйгун - "внутренняя работа", называемая также цигун - "достижение мастерства в управлении ци". Принципы регулирования сознания, медитация, управление выбросом силы, жесткий цигун, мягкий цигун.
10. Вспомогательные навыки - система питания, построения тренировок, ритмология, рецептура лечебных бальзамов, массаж и т.д.
Конечно же, эта схема весьма условна. В реальности же обучение не распадается на такие части, но они постоянно взаимопересекаются. Многое передается лишь в личных беседах, особенно то, что касается традиции и секретов школ. Многое скрыто в словах трактатов и письменных наставлений - лишь тот, кто прошел предварительное обучение, сможет понять их, для других же они останутся не более чем малопонятным мистическим "молчащим" текстом.