Краткая история
Направление Бай Мэй или кулак белобрового, скрыто под завесой таинственности и легенд.
Согласно общепринятой версии, система создана даоским монахом Бай Мэй (выделялся белыми бровями), во времена династии Цин при правлении императора Lia Qing (1796-1820). Бай Мэй, предположительно, обучал в шаолиньском монастыре Фуцзянь на горе Jiu Lian(Цзю Лиен – девять лотосов) провинции Фуцзянь и был одним из пяти старейшин, выживших после легендарного разгрома Южношаолиньского монастыря, что описано в художественной книге «Wan Nian Qing ». По легенде Почетная Пятерка (Jee Shim Sim Si - Чжи Шань основатель Хунгара, Ng Mui Si Tai - основательница Юн Чунь, Fung Dao Duk, Bak Mei Dao Yan – основатель Бай Мэй, Miu Hin) выжила после разгрома монастыря Фуцзянь Шаолинь по приказу императора Kang Xi Qing и распространила свое искусство в южном Китае.
Некоторые истории описывают даоса Бай Мэй как предателя, который работал на Маньчжуров. Другие описывают его как шпиона или двойного агента, работавшего на Цинь, но также сотрудничавшего со сторонниками династии Мин и повстанцами. После разрушения монастыря Шаолинь в Фуцзянь, даос Бай Мэй отправился на гору Нго Меи, где развивал свое искусство, включая все аспекты культивирования ци и совершенствование механики тела. Его искусство было сочетанием буддистской боевой техники Шаолиня и даосского искусства внутреннего развития (нейгун).
Наработки Бай Мэй
Бай Мэй – одна из немногих боевых систем, сочетающих шаолиньскую и даосскую практики. Ее классифицируют и как внешнюю, и как внутреннюю систему, сочетающую науку боя с даосскими принципами использования ци (дыхания) для поддержания здоровья и максимального роста силы. Бак Мэй или Пак Мэй или Бат Ми – так на разных диалектах называют эту систему.
Начинающие делают упражнения, включающие вращение запястий, упражнения на расслабление и растяжение, шаги с продвижением вперед, влево, вправо и отступлением. Также включены тренировки ударов кулаками, шагов с базовыми действиями, такими как - хлесткий удар кулаком, апперкот, удар вниз, колющий удар кулаком.
На базе всего вышеперечисленного строится первый комплекс Сап Чжи Куэн «sup Jee kuen» (Малый крест иногда также называемый маленький каменный лев, Ши Цзы цюань – на пекинск.). Сап Чжи Куэн – это база. Говорят, что «Без Сап Чжи (Кулак по форме креста) никто не может говорить, что знает Бай Мэй». Сап Чжи состоит из 72 важных элементов, выполняемых по рисунку креста, откуда и название. Когда комплекс хорошо выучен, ученик переходит к изучению комплекса среднего уровня, Фа Пао.
Одна из важных переходных форм в стиле Бай Мэй – форма леопарда (фа пао). Акцент в форме делается на ударе ногой и ударе с использованием имбирного кулака или кулака феникса (с выдвинутой вперед первой фалангой указательного пальца) и маневрировании. Как и во всех основных формах Бай Мэй, комплекс начинается с приветствия (имбирным кулаком левой руки и открытой ладонью правой руки), означающего «С пяти озер и четырех океанов – все люди братья». Это знак лояльности династии Мин и тайному обществу Хун Мун, созданному для победы над династией Цин. Приветствие показывает, что стиль Бай Мэй имеет южношаолиньские корни. Комплекс состоит из базовых нападающих и защитных движений, открытых и закрытых перемещений в сочетании с движением корпуса, работой ног и определенной техникой рук. В комплексе много движений кулаком леопарда в сочетании с характерным для Бай Мэй телом «дракона», работой ног «тигра» и руками «змея» и «журавль». Техника Бай Мэй выполняется на близких и средних дистанциях, движения рук быстры и смертоносны.
Также для Бай Мэй характерно множество ударов ногами, в том числе откидывание вбок, прямой пронзающий удар в сердце, удар в прыжке. Движения короткие и точные, в то же время легкие и резкие, круговые и быстрые. Движения тела, включают в себя: всплывание и ныряние, проглатывание и выплевывание, акцентируют движение силы вверх, вниз, вовне и внутрь. Когда движения комбинируются и варьируются по направлению, продолжительности и намерениям, практикующий этот стиль может по своей воле излучать силу (выполнять фа-цзинь) различными способами.
Фошаньский Бай Мэй.
Стойка в Фошаньском Бай Мэй имеет достаточно естественный вид. Работа ногами ведется в восьми направлениях, причем колено почти никогда не касается земли. Стойка и связанная с ней работа ног ведут к росту скорости и подвижности.
Бай Мэй – сложная, быстрая и агрессивная система, которую редко можно увидеть сегодня. Практикующие Бай Мэй используют «пугающую энергию» – тип взрывной энергии, позволяющей технике быстро меняться при отражении нападения от мягкого и расслабленного движения к энергичному, взрывному удару. Для нетренированного наблюдателя техника кажется исключительно «внешней». Лозунг Бай Мэй – строить последовательность тяжелых ударов, использовать прямую и принимать по горизонтали, использовать сопутствующие силы, генерируемые телом, комбинировать защиту и нападение в одно целое. Шесть сил Бай Мэй: притягивание к себе (проглатывание), выплевывание, поднимание, ныряние, вихревое (вкручивающее) движение, взрывное прямое движение. Практикующие Бай Мэй должны использовать дух, намерение, дыхание и силу. Высокий уровень Бай Мэй предполагает использование концентрации для преодоления испытаний во время практики и развитие спонтанности движений при сохранении принципов Бай Мэй.
Бай Мэй акцентирует внимание на шести гармониях: трех внутренних – остроте зрения, тонкости слуха и концентрации, и трех внешних. На самом высоком уровне освоения Бай Мэй, глаза излучают дух. Это очень хорошо ощущается при личном контакте с мастерами Бай Мэй. Мастер Бай Мэй может свободно переходить от фиксированных методов к гибким, используя мягкость для растворения и жесткость для нанесения ударов. Продвинутый последователь системы Бай Мэй демонстрирует достижение духа и намерения, намерения и дыхания, дыхания и силы, выраженной через эту систему.
Методы боя.
Движения выполняются сначала медленно, затем быстрее, с боевой скоростью. Таким образом, практикующий развивает чувство времени, тренирует рефлексы, необходимые в боевых условиях.
Считается, что нужно атаковать внешние ворота противника, в Бай Мэй этот принцип называют «прикладывание половины лица». Метод предусматривает последовательную атаку наиболее слабого фланга противника. Так как система является искусством ближнего боя, то большой акцент делается на наведении мостов. При подготовке к бою нужно оставаться спокойным и сконцентрированным. Практикующий Бай Мэй побеждает противника отвагой и находчивостью, атакуя после нападения противника, но достигая цели первым.
Среди требований к технике – объединение техник, работа ног, взрывная сила. Всегда необходимо сочетать защиту и нападение, как единое целое. В идеале человек должен двигаться со скоростью света и бить как молния. Скорость в Бай Мэй достигается внезапными бросками и расслабленными, контролируемыми действиями. Ученикам рекомендуют доставать противника в одно движение и никогда не убирать рук, без сохранения контроля или касания с мостами противника.
Кодекс чести.
Фошаньский Бай Мэй - подчеркивает боевое рыцарство или воинскую добродетель. Последователи не должны хвастаться или быть зачинщиками драки.
Форма "Цзеу бу туй"
Клип 1. Выступление известного мастера стиля Бай Мэй Чжоу Дэ Цзи на празднике организованном Ассоциацией "Цзин У" г.Фошань. Мастер демонстрирует форму "цзеу бу туй"- толкнуть на девять шагов, практикуемую во всех ветвях стиля Бай Мэй. Отец этого мастера Чжоу Тай Сэн, был одним из пяти сильнейших мастеров провинции Гуандун и был известен по всему югу Китая.
Клип 2. Мастер Нго Тьем Хо демонстрирует свою версию тао "цзеу бу туй". Китаец по происхождению, он живет в г.Хошимине и продолжает традиции стиля Бай Мэй во Вьетнаме. Из Китая и Гонконга, к нему иногда приезжают мастера стиля Бай Мэй с просьбами поделиться опытом, так как в его ветви стиля Бай Мэй сохранились некоторые утерянные в Китае формы.
Сергей Сахаров