История тайцзи-цюань
Возраст живой китайской традиции, не имеющей на Земле аналогов, указывает на её важность и истинность - ибо, что может быть важнее и правильнее между Небом и Землёй, чем длить жизнь и её законы? Тайцзи-цюань - одно из удивительных явлений древней, тонкой, мудрой и очень рациональной традиционной китайской культуры.
Первые упоминания о боевых техниках, подобных тайцзи-цюань связываются с даосским философом и мастером боя Сюй Сюаньпином, приёмы которого имели названия, абсолютно схожие с сегодняшними названиями некоторых форм (“Хлыст”, “Играть на Пи-ба” и т.д.). Жил Сюй Сюаньпин во времена династии Тан (618 - 907 гг. н.э.). Его искусство боя развивалось и передавалось устно среди даосов-отшельников. Называли эти техники по-разному, общими оставались принципы и требования к исполнению, которые впервые изложил в “Классическом тексте по тайцзи-цюань” Чжан Саньфэн (династия Сун 960 - 1279 гг. н.э.). Существует множество историй о том, как возник Тайцзи-цюань, описывающих в основном различные варианты создания Тайцзи-цюань даосом Чжан Саньфэном. Чжан Саньфэнов было даже несколько - в настоящее время трудно установить, кто из них был первым, оставим это ученым. Один из них родился в девятый день четвёртой луны 1247 года (этот день поклонники Чжан Саньфэна отмечают как день рождения тайцзи-цюань) и прожил по преданию более 200 лет.
Тайцзи-цюань последователей Чжан Саньфэна очень трудно поддаётся изучению и упорядочиванию, так как основан на личном опыте адептов и их восприятии традиционных текстов и различных песен и стихов о тайцзи-цюань, которые обычно изучаются и осмысливаются в уединении, в результате чего рождается форма тайцзи-цюань, которая впоследствии совершенствуется сама, совершенствуя исполнителя. Современный Саньфэн тайцзи не вызывает особого доверия, так как практикующие его монахи в подавляющем большинстве состоят на государственной службе и работают в монастырях до 6 часов вечера, после чего монахами быть перестают и идут домой к жене..
Следующая замечательная личность в ряду Передающих Традицию - Ван Цзунъюэ, живший в династию Мин (1368 - 1644 гг. н.э.). Он был известным полководцем и оставил после себя тексты “Руководство по тайцзи-цюань”, “Разъяснение духовной сути 13 форм” и “Об Истинном свершении”, которые вместе с трактатом Чжан Саньфэна составляют классическое наследие тайцзи-цюань. Считается, что от Ван Цзунъюэ через Цзян Фа традиция была передана роду Чэнь, представители которого исправно служили Минским императорам и добивались высоких должностей на военном поприще.
Более поздние стили тайцзи-цюань намного конкретнее. Мы не ставим себе целью определить, какой стиль древнее и первее, хотя в современном Китае этот вопрос вызывает очень большую дискуссию и разногласия. По одной из версий в основе создания тайцзи-цюань лежит даосский трактат «Канон Жёлтого двора» или “Хуан-тин цзин”, который распространялся в народе в двух версиях. В одной текст состоял из фраз по семь иероглифов, а в другой в каждой фразе было по восемь иероглифов. Сохранившийся в настоящее время текст “Канон внешнего облика Жёлтого двора” или “Хуан-тин вай-цзин цзин” по своему содержанию не совсем совпадает с первоначальным текстом. В Пекинском Бай юн гуань (Храм белого облака) сохранился текст «Хуантин чжэнь цзин» - «Истинный канон желтого двора». Однако во всех случаях данный канон описывает наше тело как совокупность тонких сущностей-духов, обитающих не только во внутренних органах, но и в сочленениях тела, имеющих свои имена, определённые функции, иерархию, цикличность действия и посвящается даосскому искусству питания жизни посредством общения с этими духами через дыхательные упражнения ту-на и исполнения поз дао-инь. По этой версии представитель 9 поколения семьи Чэнь – Чэнь Вантин на основе материалов текста «Хуантин цзин» создал свою технику боя-цюань, в которой с боевым аспектом совмещены принципы дао-инь и ту-на. Создавая данное искусство боя он принял во внимание все особенности внутренних практик, с тем, чтобы этот стиль подходил ему в старости, обременённой заботами о самосовершенствовании и питании жизни. Одновременно он не оставил без внимания и боевую эффективность стиля, который нёс на себе как отпечаток передачи потомственной воинской традиции, так и слепок характера Чэнь Вантина, который даже будучи старым и больным, на заслуженном отдыхе, одним своим именем приводил в панический ужас всех местных разбойников. Впоследствии созданное им искусство боя-цюань передавалось по традиции в роду Чэнь, при этом оно совершенствовалось и улучшалось. Стиль состоял из трёх дорожек - трёх одиночных форм, из которых первая “Длинный кулак 108 форм” утеряна, традиция не сохранилась. Вторая (“мягкого много, жёсткого мало”, 83 формы) и третья (“Пао Чуй” “Пушечные удары”, соответственно “жесткого много, мягкого мало”, 71 форма) практикуются поклонниками стиля Чэнь наряду с формами, включающими техники работы с различными видами оружия и парными упражнениями. Позднее этот стиль получил название “Лао Цзя” (“Старый стиль”).
Позиции длинной формы Да цзя в исполнении Цуй Иши во дворе родового дома семьи Ян. Цзо пэн ши
По другой версии, Чэни практиковали Шаолиньский паочуй, не имеющий отношения к тайцзи-цюань. Чэнь Чжансин получил передачу тайцзи-цюань от Цзан Фа и стал практиковать и передавать тайцзицюань, за что был отлучен от рода Чэнь. Но как бы то ни было, у представителя четырнадцатого поколения семьи Чэнь - Чэнь Чжансина (1771-1853) передачу традиции получил самый знаменитый в тайцзи-цюань человек. Благодаря трем поколениям его семьи тайцзи-цюань стал известен миру и приобрел популярность как не превзойденное искусство ведения боя и система оздоровления-совершенствования. Этот человек - Ян Фукуй (1799-1872?), более известный под вторым именем Ян Лучань (это его ученическое имя). Существует много разных легенд о технологии этой передачи. По одной из них никто помимо Чэней под страхом смерти не мог получить доступ к знаниям. Ян Лучань подсматривал за занятиями, запоминая техники и выполняя работы по дому. Постелью Яну служила доска шириной в ладонь, и как только он с неё сваливался, он прерывал сон и шёл отрабатывать то, что запомнил. Через несколько лет таких занятий Ян Лучань настолько овладел техниками Чэней, что когда однажды случай заставил его вступить в соперничество с одним из противников семьи Чэнь Чжансина, Ян одержал победу. Видя в Ян Лучане прирождённого мастера, Чэнь Чжансин сделал исключение и взял в ученики человека, не принадлежащего к роду Чэнь. Ян изучал медицину, даосские практики и боевое искусство у Чэня в общей сложности тридцать лет. Известно, что за этот период он трижды покидал Чэньцзягоу (Овраг семьи Чэнь). После первого этапа обучения он приехал в столицу и получил вызов одного из лучших столичных мастеров. Проиграв схватку, Ян вернулся к Чэнь Чжансину. Потренировавшись ещё несколько лет, молодой мастер бесспорно выиграл не только у того мастера, которому проиграл прежде, но и ещё у нескольких известных мастеров, но эти победы только укрепили Ян Лучаня в осознании несовершенства собственного мастерства. Он продолжил тренировки.
Лань цюе вэй . Ёу пэн.
После завершения обучения, Ян вернулся на родину в местечко Юньнянь провинции Хэбэй. Не имея собственного дома, он арендовал дом у богатой семьи У, в котором открыл аптеку. Три брата У Ченцин, У Хэцин и У Жуцин, которые владели этим домом, были известными мастерами народных боевых техник. Уговорив мастера, они и стали первыми учениками Ян Лучаня. Люди называли технику Яна “Ватный цюань” или “Мягкий цюань” за удивительную эффективность атаки, защиты, боевой тактики и непричинение вреда соперникам. Позднее У Жуцин получил очень высокий пост и стал приближённым к императорской семье. Его рассказы об удивительном мастере вызвали большой интерес во дворе династии Цинь (1644-1911 гг. н.э.), где очень большое внимание уделялось боевым техникам. Маньчжурская династия Цинь, захватившая власть в Китае в результате военного вторжения, испытывала постоянное сопротивление со стороны сторонников династии Мин (1368-1644 гг. н.э.), возглавляемых многочисленными школами воинских искусств. Поэтому чиновники Циньской династии особое внимание уделяли личной военной подготовке. Ян Лучань в 1852 году был приглашён в столицу и начал преподавать свое искусство. Сначала в семье богатых купцов Чжан, затем в императорских казармах, а в последующем – во дворце принца. Одна из версий причины переселения Янов в Пекин гласит, что Ян Лучань вынужден был вступить в схватку с очень авторитетным в Юнняньсян мастером боевых искусств. Агрессивная атака представителя шаолиньской школы была встречена «бань-лань чуй». В результате шаолиньский мастер погиб, а Ян Лучань был вынужден искать убежища от преследования законом в столице. Естественно ему пришлось сдавать “экзамен” на личное мастерство, в результате которого после многочисленных побед над ведущими мастерами Пекина, он получил прозвище Ян Ути - “Ян непобедимый”, или “Ян, не имеющий соперников”. К этому же периоду его жизни относится увлечение Ян Лучаня и его сына Ян Баньхоу ночными походами за город и в самые опасные районы, где они искали поединков с разбойниками, оттачивая воинское мастерство.
В конце концов, Ян Лучаню предложили должность выше седьмой степени при дворе. После этого он в третий раз посетил Чэньцзягоу, чтобы получить благословление Учителя на работу в императорской семье. Чэнь Чжансин очень тепло встретил Яна, одобрил его работу в Пекине и сказал Ян Лучаню, что духовно и физически он настолько великий мастер, что равных ему нет, и до конца дней ему не надо будет думать о жилище и еде. Так Ян Лучань получил возможность всецело отдаться тайцзи-цюань, обучая императорскую гвардию, личную охрану императора и некоторых членов императорской семьи. Естественно, структура традиционной школы подразумевает, что все ученики одного Мастера принадлежат к одной семье и являются братьями. Члены императорской семьи не могли стать братьями телохранителям. Поэтому охрана была зачислена в ученики к сыновьям Ян Лучаня, тоже носившим звание «Непобедимые».
С возрастом в характере Ян Лучаня к искренности добавилась мягкость. Хотя он открыто не избегал соперничества, но, как прежде, сам уже не стремился к поединкам, а если таковые случались (ведь желающих попробовать свои силы в бою со знаменитым мастером всегда было предостаточно), то его победа, как правило, не причиняла физического вреда соперникам. Многие не решались открыто бросить вызов на бой, и испытывали силу и мастерство Яна в различных жизненных ситуациях. Так, например, известен случай, когда его пытались столкнуть в воду, подкравшись незаметно при рыбной ловле. Естественно, нападавшие оказались в воде так и не коснувшись мастера. Или, однажды, один известный мастер решил стянуть Яна за руку со стула. После захвата Ян Лучань не шелохнувшись сидел с доброжелательным и спокойным выражением лица, а соперник его покраснел, начал сильно потеть, и вдруг стул под ним рассыпался на кусочки, на что Ян сказал, что мастер очень силён, только стул его был недостаточно крепок. Существует много рассказов о подвигах Ян Лучаня и его сыновей. Бесспорно, что именно он сделал тайцзи-цюань известным и популярным, открыл это искусство людям. Дата смерти Ян Лучаня точно не известна. Общепринято считать, что он умер в 1872 году, хотя по некоторым семейным источникам, был жив в 1874…
В процессе преподавания в Пекине Ян Лучанем и сыновьями техники тайцзи-цюань постепенно переосмысливались. Боевое применение скрывалось за плавностью форм, из них исключались резкие движения с выбросами силы и ци, сложные прыжки с поворотами. Это было изменение вовсе не ради упрощения, это была другая трактовка даосских принципов питания жизни. Несмотря на плавность и медленность исполнения, подлинное значение абсолютно каждого движения имело огромный разрушительный характер и содержало в себе изощрённую защиту, сокрушительный удар или болевой приём, ломающий кости и выворачивающий суставы. Но разные по трудности комплексы и техники не всегда осиливались перенимающими. Постепенно сформировался переходный стиль, готовящий к последующим боевым и скоростным техникам. Вновь созданный стиль получил название “Чжун Цзя” (“Средний стиль”). Некоторые элементы в нём (такие, как “пронзающий удар кулаком вниз”, “удар в пах”, удары ногами) выполнялись достаточно резко, но в целом это был уже тот стиль Ян, который известен сегодня как тайцзи-цюань стиля Ян - самый популярный из всех стилей внутренних направлений у-шу, имеющий множество последователей во всех концах нашей планеты. Соразмерная широта движений, четкая постановка, конкретная последовательность выполнения форм и строго вертикальное (прямое) положение тела дали возможность делать плавные, последовательные действия, свободные и легкие внешне, но при этом глубокие и важные по своему содержанию.
У Ян Лучаня было три сына, младший из которых умер в детстве и к традиции не был причастен, двое других - Ян Ю или Ян Баньхоу (1837-1892) и Ян Цзеньхоу (1839-1917) были известны в Поднебесной, как непревзойденные мастера. Педагогические принципы семьи Ян изменялись вместе с трансформацией техник. Известно, что когда Ян Лу проживал в Юньнянь, он не выпускал своих сыновей из двора дома и даже не позволял им по нескольку лет смотреть в окно, выходящее в сад, жестоко тренируя их и требуя полной устремлённости к постижению его искусства. Но после того, как один сын сделал попытку самоубийства, а второй пытался сбежать в монахи, Ян Лучань понял, что в преподавании, как и в бою, мягкое побеждает твёрдое и если ученик готов и стремится к знанию, его нет необходимости ломать, он увидит и возьмёт всё сам. Опять же последовательность преподавания техник определяла, что сначала изучались более мягкие формы и комплексы. Не усвоившие мягкого, не получали следующих техник. Мягкость Ян Лучаня при обучении придворной военной знати наверное и дала основание некоторым историкам утверждать, что техники Янского тайцзи-цюань были упрощены Яном в связи с изнеженностью знати, которая принадлежала к ненавистным в Китае маньчжурам, “недостойным” техник Ян Лучаня. Сыновья Ян Лучаня так же продолжили трансформации стиля в соответствии со своими характерами.
Ян Баньхоу имел задиристый характер, никогда не упускал возможности вступить в схватку, и неизменно одерживал победы. Очень долгое время Ян Лучань избегал преподавать Баньхоу тонкости боевого тайцзи, учитывая его несдержанный характер. Он даже пытался отдать его на обучение «гражданским наукам», но, в конце концов понял, что воина невозможно сделать ученым, и стал обучать в полной мере. Его так же, как и отца, называли “Ян непобедимый”, хотя Ян Фукуй порой и журил сына за то, например, что во время боя, закончившегося бесспорной победой, Ян Ю позволял сопернику коснуться своего рукава. Сам Ян Баньхоу говорил, что для того, чтобы понять и узнать соперника, достаточно одного вдоха, а для того, чтобы победить или проиграть, достаточно одного выдоха. В его техниках бесспорно приоритетными были чисто боевые стороны тайцзи-цюань. Преподавание не очень интересовало Ян Ю. Техники Ян Лучаня, трансформированные его сыном Ян Ю как стиль были доработаны и видоизменены. Они получили название “Сяо Цзя” (“Малый стиль”) и были переданы старшему сыну Ян Цзеньхоу, которого звали Ян Шаохоу.
Младший сын Ян Лучаня Ян Цзеньхоу (1839-1917) был нравом мягок и учеников любил. Поэтому многие из приходивших к нему в ученики смогли получить линию передачи и стать мастерами. Ян Лучань очень высоко оценивал умственные способности Цзеньхоу, и чаще всего использовал его как партнера в туй-шоу. Ян Цзеньхоу имел талант объяснять технику, смысл и боевое применение тайцзи-цюань просто и доступно. Он великолепно владел оружием, в особенности копьем – фамильной гордостью и секретом семьи. Умер в 1917. Почувствовав приближающуюся смерть, умылся, переоделся, собрал семью и учеников, попрощался, и ушел с улыбкой на лице. Вот смерть мастера!
Лань цюе вэй. Люй
Ян Шаохоу (1862-1930) тоже был известным мастером у-шу и в большей степени своим мастерством он обязан своему дяде Ян Баньхоу. Подобно дяде, он был воинственным по природе. Во время обучения Ян Шаохоу травмировал учеников реальной работой и быстрыми атаками. Он работал со свирепым выражением лица, рыча и гримасничая. Его ученики с трудом могли подражать своему Учителю, получая бесчисленные травмы. Именно поэтому многие из них бросали занятия на половине пути. Наверное, по этой же причине стиль тайцзи-цюань Ян Шаохоу был менее популярный, чем стиль его брата Ян Чэнфу, наследовавший линию Ян Цзеньхоу (1839-1917), хотя оба брата в своё время имели одинаково высокую репутацию. Ян Шаохоу – сильнейший из бойцов третьего поколения семьи Ян. Но в силу сложного характера, неуступчивости, жестокости и бедности в 1930 году принял решение покончить с жизнью в Наньцзине. Правда, есть еще одна версия самоубийства Шаохоу. По ней – его вызвал на поединок человек, с которым Шаохоу было не справиться. Чтобы избежать позора поражения, мастер ушел из жизни. Из очень малого числа людей, сумевших принять техники Ян Шаохоу, наиболее известен У Тунань, практиковавший разный тайцзи-цюань более ста лет, и проживший 108 лет. Некоторые из учеников Ян Шаохоу после смерти своего Учителя перешли по традиции к его младшему брату – Ян Чэнфу.
Следующий, и, к сожалению, последний в замечательной плеяде мастеров семьи Ян – Ян Чжаоцин (Чэнфу) (1883-1936). Родившийся в обеспеченной семье, имевший все, что пожелает, вырос огромным – под 2 метра и 130 кг – для Китая человеком. Есть информация, что в ранней молодости по причине природной одаренности и отсутствия жизненной необходимости, пренебрегал тренировками, и лишь в 20-летнем возрасте начал заниматься в полной мере. Однако это не помешало ему принять эстафету непобедимых мастеров семьи Ян. Ян Чэнфу владел семейными секретами техники и применения внутренних усилий. В силу возросшего спроса на тайцзи-цюань, очень много преподавал по всей Поднебесной, чем внес огромный вклад в популяризацию тайцзи-цюань. Ян Чэнфу завершил трансформацию изначальных техник Ян Лучаня, создав Да-цзя Большой стиль Ян.
В передачу входили одиночный комплекс да-цзя, количество форм в котором разнится из-за разности в системе подсчета, чан-цюань – длинный кулак, тайцзи-дао – комплекс с янским Дао, отличным по форме клинка от общепринятого в Китае Дао «ивовый лист», тайци-цзень – меч, тайцзи-цзянь – копье и туй-шоу – парная работа. Это практически стало базовым наследием семьи Ян, причем тем, кто не освоил в полной мере одиночный комплекс да-цзя, остальные техники, как правило, не давались.
Учеников у Ян Чэнфу было очень много, но полный объем передачи и истинную традицию получили не многие. Самые известные из учеников Ян Чэнфу – Цуй Иши (Личжи) (1892-1970), Чэнь Вэймин, Ню Чуньмин (Цзинсюань), Дун Инцзе, Ван Юнцюань (1904-1987). В 1925, 1931 и 1933 годах вышли 3 книги по тайцзи-цюань, написанные учениками Ян Чэнфу по его указанию и с его слов. В 1934 году Чжэнь Маньцин издал книгу, в которой были использованы фотографии и тексты Ян Чэнфу.
Мягкий характер большого, доброго и сильного человека не сделал Ян Чэнфу знаменитым поединщиком. Однако многие хотели проверить на практике силу тайцзи-цюань и провоцировали Яна на схватки. В схватках с оружием Ян Чэнфу, как правило, выступал «комическим противником», используя против настоящего меча бамбуковую палку или тренировочную трость против копья. При этом не оставлял своим противникам ни малейшего шанса, лишая их оружия и повергая на землю. При использовании внутренних усилий пронизывал все тело противника, полностью и безоговорочно поражая. Все последние годы жизни ездил по стране, преподавая тайцзи-цюань. Повсюду в поездках его сопровождал Цуй Иши – старший из учеников. Говорят, когда они жили в Шанхае, обильные угощения яствами, питьем и девочками породили у Ян Чэнфу болезнь, постепенно ослабившую мастера, вызвавшую излишнюю полноту, и, в конце концов приведшую к смерти мастера в Гуанчжоу.
Дети Ян Чэнфу - Ян Чжэнмин, Ян Чжэньцзи, Ян Чжэньдо и Ян Чжэньго по информации, полученной мной от моего Учителя Лю Гаомина, по причине обеспеченности и отсутствия необходимости, а так же из-за непрерывных разъездов Ян Чэнфу, у отца не учились. После смерти отца и по достижении зрелого возраста, вдова Ян Чэнфу отправила сыновей в Пекин с наказом взять семейное искусство у старшего брата – Цуй Иши. Но отношения Янов и очень строгого в обучении Цуй Иши не сложились. Поэтому глядя на работу четвертого поколения семьи Ян, остается лишь вздыхать с сожалением. Как ответил мне Учитель на удивленный вопрос после просмотра записей Ян Чжэньдо в 1995 году, «они знают все, только мало тренировались, и показать не могут». Хотя я должен признать, что за прошедшие с тех пор 12 лет техники Ян Чжэньдо на мой взгляд заметно улучшились.
Лань цюе вэй. Люй 1.
Цуй Иши (Личжи) (1890-1970). «На юге – Фу (Фу Чжунвэн), на севере – Цуй!» Так говорили о янском тайцзи-цюань после смерти Ян Чэнфу. Родился в 1890 г. в провинции Хэбэй, уезд Чжэнтайжэн. Умер в 1970 г. в возрасте 80 лет. С раннего детства занимался боевыми искусствами. В 18 лет переехал в столицу и поступил в ученики к Ян Чэнфу. Ученик «Внутренних покоев» (тот, кто получал передачу в личном общении с глазу на глаз, от сердца к сердцу. Современным языком – тот, с кем занимались индивидуально), один из важнейших Носителей традиции четвертого поколения. Последние 8 лет жизни Ян Чэнфу в качестве лучшего ученика и напарника следовал за Учителем, преподавая тайцзи-цюань в Пекине, Нанкине, Шанхае, Гуанчжоу, Ухани, Сиани, Ланьчжоу, Банбу, Ваньсяни, Ханькоу. Вскоре после Освобождения (1949 г.) основал в Пекине "Ассоциацию юнняньского тайцзи" (Ян Лучань был родом из Юннянь) и стал её председателем, был почётным членом Ассоциации ушу Пекина. Достиг совершенства в самых разных видах тайцзи-цюань школы Ян. В особенности же велик был в туй-шоу, боевом стиле, рукопашной.
После смерти Учителя преподавал с 1936 по 1949 год в городах Пекин, Нанкин, Ухань, Сиань, Ланьчжоу и Аньхой. С 1950 года тренировал на специальной площадке в пекинском парке Чжуншэнь. В 1940 году Цуй Личжи учредил в Сиане Ассоциацию Чжицян тайцзи-цюань, а в 1958 основал Ассоциацию Юннянь тайцзи-цюань в Пекине. В том же году с помощью своих учеников он разработал упрощенную 42-ю форму Ян-ши тайцзи-цюань, которая также передавалась последующим поколениям. Стиль преподавания отличался строгостью. Не достигшие предыдущего не получали последующее. В годы «государственной реформации тайцзи-цюань» во время создания на базе янских техник упрощенных и соревновательных комплексов, в 1956 году жестко зафиксировал в рамках своей школы полученное от Учителя, благодаря чему удалось сохранить в поколениях множество деталей, тонкостей, техник, а порой – и целых форм комплекса Да-цзя. Передавал техники Да-цзя (одиночная форма), тайцзи Чан-цюань (длинный кулак), Дао (сабля), Цзень (меч), Цянь (копьё) и туй-шоу (парной работы).
В число его учеников входили: Цуй Сюйчэнь (Cui Xiuchen) (дочь), Лю Гаомин (Liu Gaoming), Хэ Синцин (He Xiqing), У Вэнькао (Wu Wenkao), Инь Цзяньни (Yin Jianni), Цзи Лянчэнь (Ji Liangchen), Ян Цзюнфэн (Yang Junfeng), Ли Хун (Li Hong), Хуан Юндэ (Huang Yongde), Ван Юнчжэнь (Wang Yongzhen), Шэн Дэфэн (Shen Defeng), Цао Яньчжан (Cao Yanzhang), Цуй Бинь (внук) (Cui Bin), Цуй Чжунсань (внук) (Cui Zhongsan) и Чжан Юнтао (внучатый племянник) (Zhang Yongtao) .
Следующим в линии передачи традиции пятого поколения нашей ветки является мой Учитель – Лю Гаомин (1931-2003). Родился в 1931 г. в провинции Хэбэй, уезд Жэнь. С раннего детства увлекался боевыми искусствами. В 1953 г. начал изучать тайцзи-цюань у Цуй И Ши. Благодаря упорной работе и глубокому проникновению в тайцзи-цюань школы Ян, он был назван среди учеников Цуй И Ши.
Начиная с 60 гг. он постоянно занимается обучением боевым искусствам, и также выступает в качестве судьи на соревнованиях по у шу самого различного уровня. На первых Всекитайских соревнованиях по боевым искусствам занял в категории тайцзи-цюань третье место и был назван в качестве универсального мастера (такого мастера, у которого «все пять хороши»). В 1983 г. ему было дано звание Заслуженного, Превосходного наставника боевых искусств г. Пекина и всего Китая. В 1991 г. получил Первый приз на Международных показательных выступлениях традиционных боевых искусств в Пуяне. Начиная с 1960 г. обучал тайцзи-цюань в Пекинском парке культуры и отдыха трудящихся (старый дворцовый парк перед Кугуном). В 1980 г. занял пост тренера Пекинской Федерации Боевых Искусств. С 1985 по 1991 гг. преподавал тайцзи-цюань и боевые искусства в Пекинском Педагогическом Университете Физической Культуры. Начиная с 1974 г. он многократно принимал делегации из-за рубежа и учил их тайцзи-цюань. В 1982 г. в Дяо Юй Тай, обучал тацйзи-цюань японского канцлера Тен Чжун Цзяо (надо посмотреть, как это будет звучать по-японски). Центральная народная радиостанция Чжуан Чжи Ин Куа Гу Цзянь Тхай передавала в Японию его лекции о пользе занятиями тайцзи-цюань. Кроме того, он три раза получал приглашение в Японию для того, чтобы там учить тайцзи-цюань. У Лю Гаомина обучался Буш – старший, интересовавшийся тацзи-цюань. Лю Гаомин внес значительный вклад в дело передачи и развития тайцзи-цюань и сохранения традиции китайских боевых искусств. Лю Гаомин являлся членом Комитета Общества Боевых искусств города Пекина и также председателем Юнняньского Общества изучения тайцзи цюань школы ян. Умер от болезни в Пекине в 2003 году в Пекине.
Янский тайцзи-цюань, несмотря на свою популярность и распространённость, оказался самым закрытым из всех существующих стилей. С каждым поколением Мастеров уходит огромный объём знаний и техник, не переданных никому. Каждое следующее поколение носителей традиции намного слабее предыдущего. Каждое новое поколение передающих передает меньший объём знаний, форм, техник. Это очень прискорбно. Происходит это потому, что в современном мире не находятся люди, способные заниматься с таким качеством и в таком объёме, чтобы успеть усвоить получаемые знания. А не усвоившие полученное, дальше не продвигаются.
Стиль, дошедший от Ян Лучаня до Ян Цзеньхоу получил название чжун-цзя. Развитие традиций школы закончилось во времена Ян Чэнфу, переработанная форма Ян Ченфу получила название да-цзя (большой стиль). Техники, передававшиеся по линии сына Ян Лучаня Ян Баньхоу (1837 - 1892) и его внука Ян Шаохоу (1862-1930) стали называться сяо-цзя. Таким образом, в настоящее время существуют несколько направлений передачи и развития традиции тайцзи-цюаня семьи Ян, отличающихся друг от друга исполнением некоторых форм, работой ног, скоростью исполнения и трактовкой движений. Поэтому, практикующий должен точно знать линию передачи традиции в своей школе и её отличие от других.
Большой стиль включает в себя:
1. Комплекс традиционных форм без оружия (Чуань-тун Ян-ши Тайцзи-цюань тао-лу).
2. Комплекс форм с саблей или кривым мечём (Тайцзи-дао).
3. Комплекс форм с обоюдоострым мечём (Тайцзи-цзень).
4. Комплекс форм с копьём (Тайцзи-цянь) и с шестом (Тайцзи-гун).
5. Парные упражнения “толкающие руки” (Тайцзи туй-шоу), которые в свою очередь делятся на технику работы одной (дань-туйшоу), а затем и двумя руками (шуань-туйшоу), технику упражнений в толкании руками в сочетании с работой ног (хо-бу туйшоу), изучение техники бросков и толчков, да-люй, а так же свободные поединки - тайцзи-саньшоу.
Лань цюе вэй. Цзи
Огромное значение для популярности стиля имеет общепринятое утверждение о том, что Тайцзи-цюань полезен для здоровья - и это бесспорно так, ведь плавные, расслабленные, медленные и округлые движения способствуют набору ци, улучшению циркуляции крови, а, следовательно, и обменных процессов. Глубокое и ритмичное брюшное дыхание массирует внутренние органы, способствуя их оздоровлению и нормальной деятельности, а спокойное и чистое сознание восстанавливает умственные силы, снимая стрессы и комплексы. Однако в этом утверждении, со слов одного известного китайского мастера, заключена самая большая трагедия Янской школы Тайцзи-цюань. Почти двести лет распространения и интерпретаций не прошли бесследно для того стиля, который дал возможность основателю носить титул “Ян, не имеющий соперников”. Боевая техника внутреннего стиля, включающая в себя все составляющие Пути Воина, как метода духовного и физического совершенствования личности, всё чаще подменялась “оздоровительной гимнастикой”, теряя детали, имеющие большое значение в техническом, энергетическом и духовном аспектах. Потребность иметь комплексы “оздоровительной гимнастики Тайцзи-цюань для всех” плохо сочеталась с традиционным комплексом, простое исполнение которого занимало как минимум 30-40 минут времени и требовало большой концентрации сознания и значительных физических усилий. Стали появляться сокращённые и упрощённые формы - 37 форм Чжень Ман-цина, 24 формы. То немногое, что попало из Большого стиля Ян в “Упрощенный тайцзи-цюань в 24-х формах”, с 1956 года активно внедрялось в систему физического воспитания КНР. Огромная популярность породила потребность соревноваться - стали появляться более расширенные соревновательные комплексы 48 форм, 40 и 42 формы, включающие в себя технические приёмы других стилей Тайцзи-цюань. Но во всех новых комплексах изменилась техника передвижения и работы ног, упростились, а зачастую и вовсе изменились многие формы. С целью повышения соревновательной зрелищности появились новые требования к технике исполнения и упрощённые трактовки практического применения, которое само по себе всё больше становилось абстракцией.
Вместе с тем, каждый человек, занимающийся серьёзно и глубоко, неизбежно в практиках устремляется к истокам, к древним знаниям. Подлинные традиции Тайцзи-цюань стиля Ян сохранились в полном объёме по линии прямой передачи (чжэнь-цзун чуань тун). В китайской традиции эти линии принято фиксировать, и из множества учеников (сюэ-жэнь), только прошедший обряд посвящения в последователи (ту-ди) заносится в списки школы.
Лань цюе вэй. Ань
В настоящее время состояние Ян-ши тайцзи-цюань выглядит следующим образом. В Китае спортивные деятели от тайцзи-цюань занимают руководящие посты, распределяют «Дуани» (нововведенные уровни мастерства в ушу), проводят международные семинары для популяризации своего детища. В традиционных линиях передачи существуют достаточно сложные отношения как между носителями традиции разных ветвей, так и в рамках одной семьи. То, о чем раньше в коммунистическом Китае говорить было нельзя, сейчас придает статус. Издается огромное количество книг, выпускается множество видео пособий. На свет появляются «древние, секретные, дворцовые» и прочие скрытые стили. Как правило, это все новоделы, иногда, правда, созданные на основе древних техник ушу, существовавших задолго до появления Ван Цзунъюэ, не говоря о семье Ян. Появляются так же мастера, которые «являются четвертым поколением передачи» и преподают это все модное секретное. Так же модно стало открещиваться от Ян Чэнфу и его линии, объявляя себя последователями Ян Баньхоу и Ян Цзеньхоу. И только некоторые отдельные мастера предпринимают усилия для общения различных ветвей передачи и собирания вместе для обмена опытом мастеров одной линии. Особенно выделяется в этом плане усилиями Сяо Вэйцзя, пекинская линия учеников и последователей Ван Юнцюаня, учившегося как у сыновей Ян Лучаня, так и у его внуков.
В России ситуация еще хуже. От избытка искренности и «верности школе и Учителю», каждая изучающая тайцзи-цюань группа утверждает, что «наш Ян самый янский» и учение единственно верное. При этом недостаток информации и незнание языка передачи приводят к тому, что некоторым адептам удобнее изучать тайцзи-цюань, например, в Австралии или Америке, чем в Китае. А каждый китаец, выехавший в Америку или Австралию, подчиняясь законам рынка, начинает строить коммерческую секту, не всегда направленную на передачу истинных знаний. Поэтому можно, конечно, изучать русскую культуру у иммигрантов начала ХХ века во Франции или Канаде. И чему-то даже научиться. Но, скорее всего такое обучение не приведет к полноценному знанию.
Из положительных явлений стоит отметить достаточно постоянно проводящиеся по всей России Фестивали в рамках празднования школ или отмечания дня рождения Чжан Саньфэна. Эти мероприятия собирают вместе адептов разных школ и стилей, позволяя на не соревновательной и не коммерческой основе обмениваться опытом, демонстрировать достигнутое, взаимно обогащаясь общением.
Особенности стиля традиционного Тай Цзи Цюань школы Ян
Особенностями стиля традиционного Тай Цзи Цюань школы Ян являются естественность и простота исполнения, гармоничное сочетание подвижности и устойчивости, строгость и чёткость структуры, прямое и центрированное положение корпуса, естественное чередование лёгкого и тяжёлого, одновременное управление внутри твёрдого и мягкого, совместная реализация вертикального и горизонтального, естественное изящество поз, умиротворённость выражения, впечатление силы и размаха. Движениям присуща внешняя мягкость, подобная вате, в то время, как внутри сохраняется твёрдость, подобная железу. Дух не напряжен, тело пребывает в покое, красота и естественность движений сочетаются с замечательным оздоровительным эффектом. Всё это принесло этому стилю большую популярность. В процессе исполнения форм обращает на себя особое внимание целостность, гармоничная завершённость, последовательность и единство внутреннего и внешнего. С начала и до конца исполнения формы движение не прерывается ни на секунду, содержит в себе единое ци, верх и низ естественно проникают друг в друга и связаны между собой, лёгкость не превращается в поверхностность, а устойчивость - в скованность. Чередование наполнения и опустошения, поднимания и опускания происходит плавно, последовательно, как в потоке воды, не прерываясь ни на мгновение. Совершенно не допускаются изменения ритма исполнения. Традиционный Тай Цзи Цюань школы Ян требует, чтобы сознание вело за собой движение, чтобы дыхание было ровным, тонким, глубоким и долгим, чтобы ци опускалось в даньтьен, что позволяет равномерно циркулировать крови и энергии в организме. Связность и гармоничность работы тела, движения, подобные вытягиванию шёлковой нити из кокона, кошачья, мягкая, крадущаяся поступь достигается за счёт главенства поясницы. Всё это делается в состоянии максимального покоя, вертикального положения корпуса, полного расслабления тела, а движение, дыхание и сознание сливаются в единое целое. Таким образом осуществляется одновременная гармоничная тренировка сознания, ци и тела.
Этот стиль, в котором идёт одновременная работа с внутренним и внешним, в котором телесное сочетается с духовным, покой объединяется с движением, а верх и низ следуют друг за другом, объединяет в себе особенности боевых и оздоровительных техник Тай Цзи Цюань.
Порядок занятий
На первом этапе занятий главными для обучающегося являются наблюдение и подражание. Наблюдение развивает внимательность, понимание важности малейших нюансов тренировки. Подражание выключает самость, как правило, переводя в состояние приема – обучения. Наличие избыточной самости лишает возможности учиться и приводит к постоянным поискам «Настоящего Учителя» и «Подлинных техник». Повторяя увиденное, изучая формы-ши и техники шагов, очень важно научиться не напрягаться, расслабляясь особенным, свойственным тайцзи-цюань способом. В дальнейшем изучается последовательность дорожек – форм комплекса тао-лу. В его наработке приобретается способность различать полное и пустое, инь и ян, раскрытие и закрытие. После устойчивого овладения исполнением одиночного упражнения, изучают форму с тайцзи-дао. И начинают практиковать парную работу в дань-туйшоу (одной рукой), шуань-туйшоу (двумя руками), хобу туйшоу (в шаге на 8 сторон) и да-люй(четыре угловых, наработка 4-х усилий углов). Затем изучают мечь цзень и копье цянь. Ну и впереди поистине бесконечное пространство для наработки внутренних энергетических усилий цзин и их выпуска.
Ниже привожу образец традиционного текста по порядку занятий, сохраненному в Юнняньском обществе тайцзи-цюань в Пекине.
Запись порядка занятий Ян-ши Тай Цзи Цюань, передающаяся с времён династии Цин.tc "Запись порядка занятий Ян-ши Тай Цзи Цюань, передающаяся с времён династии Цин."
Разъяснения по поводу Чан Цюань “Длинного Кулака” из 13 форм (5 и 8)tc "Разъяснения по поводу Чан Цюань ДлинногоКулака из 13 форм (5 и 8)"
(Употребляющееся в этом тексте сочетание 5 и 8 указывает на 8 ворот (входов) и пять шагов. 13 форм - это собственно говоря и есть эти восемь ворот и пять шагов, которые составляют базу Тай Цзи Цюань. То, что описывается в этом тексте под именем 13 форм длинного кулака, является просто Тай Цзи Цюанем и не является Длинным Кулаком Великого Предела (Тай Цзи Чан Цюань). Что касается неологизма Тай Цзи Цюань Сюань (Длинный Кулак Великого Предела), который идёт от конца династии Мин - начала династии Цин, то он просматривается как некое реальное явление, но не имеет к настоящему тексту никакого отношения. Чтобы говорить о каких-либо связях между ними, следует проводить дополнительные исследования).
Занимаются гуном форма за формой, и после того, как достигают в нём совершенства, его называют Чань - Длинным. Чан Цюань - Длинный Кулак - это такое исполнение форм, при котором достигается непрерывная плавность и цикличность. Когда заканчивая, вновь приступают к началу. Ни в коем случае нельзя фиксироваться на какой-то определённой стойке. Приходится опасаться того, чтобы с течением времени не впасть в “скользкий кулак” - накатанность, а так же чтобы не впасть в “твёрдый кулак” - скованность. Ни в коем случае не следует терять мягкости.
В овладении цикличностью - Корень Духа (“Цзинь Шэнь”) и Сознание (И Ци). Со временем происходит естественное постижение этого, и тогда не остаётся ничего, что было бы недостижимо и ничего, что было бы невозможно победить.
Работая же в паре, первостепенное значение уделяют рукам, начиная так же с Восьми врат и Пяти шагов. Имеется такая работа, как “Установка 4-х рук”, “Работа с 4-мя руками, как с жерновами”, “Движения рук вперёд и назад”, “Движения рук в центре”, “Опускание и поднимание рук”. А так же работа с триадой Сан Цсхай - Небо, Земля, Человек. Начиная с самой простой работы в парах Чан Цюань для 4-х рук, постепенно достигая свободы в исполнении и тренируя его до отточенности, до полного владения руками на всех планах - и при вытягивании и при убирании. Так постепенно проходя через средние достижения достигнешь наивысшего возможного успеха.
Традиционный Тайцзи-цюань стиля Ян. М.Баев, ООО "ВИПв"