В пятидесятые годы, Вин Чунь был очень популярной системой, благодаря своей репутации возникшей из-за многочисленных поединков с другими стилями Гун Фу. Вин Чунь был известен своей простотой, направленностью, экономичными движениями и неклассическим стилем.
Многие люди, приходившие на тренировки Вин Чунь хотели научиться драться. Мы с Брюсом тоже стали заниматься Вин Чунь, услышав о боевой репутации этого стиля.
Но первое ощущение, которое ты испытываешь, начиная изучать первую форму Вин Чунь - это негодование. Мы спрашивали: "Зачем нам это учить? Как мы, изучая это, сможем драться?" Каждый хотел выучить Сиу Ним Тао быстро, чтобы поскорей перейти к упражнению "Липкие руки". Но Дан Чи Сао (упражнение с одной "липкой" рукой) тоже не было очень веселым, поэтому молодые ученики старались проскочить его как можно быстрее. А когда мы наконец-таки изучили двойные "липкие" руки, мы чувствовали возбуждение, и думали: " Я могу драться! Я знаю Вин Чунь!" Нам нравилось подражать старшим. И если тебе удавалось ударить своего партнёра, ты гордился собой. "А я могу побить его!", - была наша первая мысль. Так что, каждый старался победить своего партнера первым, чтобы оказаться лучше всех.
Все так же старались "умаслить" старших, чтобы они научили их новым приемам, с помощью которых можно было побить того, кто тебе не нравился или того с кем ты соревновался. Итак, ученики собирались в группы и устраивали соревнования между собой. И каждая группа думала, что может побить другую. С моей точки зрения с этого и началась политика Вин Чунь. При своем весе 45-47 кг, мне было очень сложно с теми, кто больше меня. Чтобы побить своих противников, я старался насобирать как можно больше приемов. Если противник узнавал твой прием, то тебе приходилось искать новый, но если он знал все твои приемы, то, будучи маленьким парнем, ты попадал в большие неприятности. Старая пословица гласит: "В одной игре, по одинаковым правилам, тот, кто больше, всегда побеждает".Эта пословица относится к любому виду физического спорта.
Позже, все приемы стали бесполезны. Во время продвинутой практики "липких" рук, меня всегда выталкивали, из-за моей ограниченной физической силы. Многие противники были сильнее меня и знали все мои "штучки". Я был очень расстроен. Если я пытался ударить, им было нипочем, они ловили момент и возвращали мне удар. Я понял, что "липкие" руки очень отличаются от боя на дистанции. На дистанции легковес может двигаться быстрее, чем тяжеловес. Моя проблема была в том, что я изучал Вин Чунь, а не систему боя на дальней дистанции.
Руки Ип Мэна
Когда я практиковал Чи Сао с большими старшими учениками, меня всегда выталкивали. Каждый, кто изучал Вин Чунь, старался доказать, что он лучше других. Многие из них концентрировались на атакующей стороне "липких" рук. Они старались научиться тому, как побыстрее ударить своего оппонента. Практика превращалась в спортивно-состязательную игру, и кто был физически сильнее, тот побеждал. Эгоизм усиливался, и каждый старался быть лучшим. Есть пословица в Вин Чунь: " Не говори о старших и младших. Кто первый научился, тот старший." Это значит, что у нас нет старших, поскольку мы лучше них. Мы говорим, что у нас нет старших, только потому что мы стремимся стать лучше них и лучше основателя Вин Чунь. Если ты посмотришь на свое искусство с этой точки зрения, ты конечно докажешь, что ты лучший.
Этот период был очень сложным для меня. Я думал об уходе из Вин Чунь несколько раз, пока, наконец не пришел к Старику (гранд мастеру Ип Мэну). Он всегда говорил мне: "Расслабься! Расслабься! Не впадай в волнение!". Но, когда я работал Чи Сао, мне было сложно расслабиться, особенно если я получал удар. Я очень злился и хотел убить своего партнёра. Игра "липкие" руки становилась боем, где доставалось обеим сторонам. Разница была лишь в том, кому достанется больше. А поскольку я был меньше, то я всегда получал много ударов.
Я видел, как работает "липкие" руки Ип Мэн. Он был очень расслаблен и говорил со своим партнером. Иногда он выталкивал партнера, не ударяя его. Когда я работал "липкие" руки с Ип Мэном, я всегда чувствовал, что мой баланс контролирует он. А когда я пытался ударить его, я тут же лишался равновесия, чувствуя свои ноги оторванными от земли. Нанося удары, я чувствовал, что мои руки пролетают мимо. Мне казалось, что Ип Мэн использовал мою силу, чтобы ударить меня. Его движения были такими легкими, что, казалось, он ничего не делает, даже не шелохнет рукой. Когда меня отбрасывало, это было очень мягко, не резко, но я не мог заметить его технику. Когда я спрашивал его, как он это сделал, он просто говорил: "Вот так!". И показывал движение рук, которое было точь-в-точь, как на практике. Я смотрел, как Ип Мэн проделывал тот же самое с другими учениками, и с младшими, и со старшими. Он никогда не бил своих учеников, но ставил их в нелепую позу, вызывая этим зрелищем смех у других. Он был очень веселый старик. Я никогда не видел, чтобы Ип Мэн отступал при Чи Сао. Я подумал про себя: " Этот пожилой человек моего размера и веса, как ему удается так легко контролировать своих учеников!". Каждый раз, когда он играл в Чи Сао со своими учениками, я наблюдал за его отличной структурой Вин Чунь. Когда бы он ни сделал шаг вперед, его оппонент всегда отходил назад. Ип Мэн никогда не показывал смертельную технику, каким бы большим не был его ученик. Ученики пытались запутать его руки, а Ип Мэн улыбался, и четко контролировал движения.
Я потерял надежду, поэтому спросил Си-фу, что мне делать дальше. Он сказал мне: "Почему ты все время хочешь быть таким же, как остальные? Ты знаешь, что это не работает, почему не поменяешь? Делай больше форму, и забудь на время о Чи Сао. Делай форму медленно." Я был сконфужен, я хотел научиться драться в Вин Чунь. Я хотел новых путей и новой техники. И после стольких лет, советом Ип Мэна были всего лишь несколько слов! Я запутался, но я всё еще не мог спорить с ним. Передо мной встал выбор, либо бросить всё, либо делать, как он сказал. Итак, я пересмотрел с ним все формы, и откорректировал их на частных уроках. Я медленно работал с ним "липкие" руки. Он лишь тренировал меня и вел мои руки, как няня. В этой манере я изучил мягкую, оборонительную сторону Вин Чунь.
Кто мог знать высокое искусство Ип Мэна. Он мог нейтрализовать силу противника или прервать его движение, так, что оно никогда не достигнет цели.
Аналогично большому автомобилю, столкнувшемуся с маленьким. Можно предположить, что у водителя маленькой машины не очень много шансов. Он должен отключить свой двигатель или первым прервать работу двигателя большой машины. Конечно, большая машина может проехать по маленькой и раздавить её, но это зависит от того, насколько большая машина, и какой у неё водитель.
Большой противник
Когда Ип Мэн встречался с большим противником, его мастерство было настолько велико, что он мог остановить «двигатель» противника, или даже не дать ему «завестись». Когда ты уже стар, ты должен использовать этот способ, чтобы выжить. Я был вынужден изучить этот метод, поскольку был маленького роста. Я должен быть быстрее, чем начало движения кулака или даже локтя моего соперника. Я должен был научиться видеть сигналы его тела или намерение атаковать. Не важно ближний это бой или бой на дистанции, мне необходимо было остановить его «двигатель» или прервать его желание атаковать. Для Брюса не было необходимостью изучать этот высокий уровень Вин Чунь, ведь по стандартам Гон Конга он был большой машиной.
Каждый человек в Вин Чунь имеет свою точку зрения или политику. Политика начинается тогда, когда каждый говорит о «самом лучшем» методе входа и атаки. «Самый лучший вход» или «самая лучшая атака» – это всего лишь продукт, который выбирает и покупает потребитель Вин Чунь. Для человека практикующего Вин Чунь каждая атака распознаётся «ищущей рукой». Я вам задам первый вопрос: Если вас будут атаковать и вы решите проблему до того, как она возникла, то будет ли здесь политика? Политика возникает там, где всё делится на части, поэтому я и говорю: В Вин Чунь на высоком уровне нет техники. Кто может осознать искусство Ип Мэна? Мои братья по тренировкам уважали Ип Мэна за то, что он никогда не причинял им вреда, а так же за то, что у них не хватало умения причинить вред ему. В 50-х искусство Ип Мэна было верхом чувствительности, он мог сразу же прочесть намерения противника.
Вин Чунь – больше умственное, нежели физическое боевое искусство. Система была создана леди и поэтому требует умственной стратегии, физического умения и чувства времени. Вин Чунь требует, чтобы умственное было впереди физического. Эта система предназначена для развития умения, а не стиля. Я не лучший, но я знаю своё место в этом искусстве.
Хороший практик Вин Чунь будет постоянно работать Чи Сао. Чи Сао даёт возможность узнать человека, с которым вы практикуетесь, его характер, недостатки и преимущества. Вы можете взглянуть на тело бойца и определить кто он боксёр, кикбоксёр или борец, по его движениям и мышечной структуре. Его поведение тоже говорит о том, с каким бойцом вы встретились. Конечно это не на 100 процентов. Прежде, чем сделать ставки на скачках, опытный игрок постарается собрать как можно больше информации о лошади.
Он посмотрит на неё, увидит её статистику и примет интеллектуальное решение. Вы должны научиться сводить риск к минимуму. Это то, чему учит Чи Сао.
Когда вы практикуете Чи Сао, вы не должны атаковать первым, а наоборот постарайтесь собрать как можно больше информации о вашем противнике. Многие практики Вин Чунь вместо того, чтобы узнать своего оппонента получше, сразу пытаются ударить. Но помните, когда вы атакуете первым, вы даете противнику информацию о себе. Сунь Цзы советовал: «Знай себя, знай своего врага – в 100 битвах, 100 побед». Формы Вин Чунь созданы для того, чтобы узнать себя, Чи Сао помогает узнавать других.
Брюс изменяется
Брюс изменил свои методы, когда приехал в Соединённые Штаты. Бесспорно, время и опыт вызывают изменения, но ещё ему помогал Вин Чунь, указывая в каком направлении двигаться. Так же, как и другие мои братья по тренировкам выражают Вин Чунь по-своему, Брюс создал метод преподавания своей версии Вин Чунь в США. Он использовал «наступательную» сторону Вин Чунь. Он говорил, что, возможно, он увидел «ограничения Вин Чунь», но правдой было то, что с Вин Чунь было все в порядке. Вин Чунь – это не стиль, это система подготовки к бою. Вин Чунь даёт вам информацию, позволяющую быть всегда на один шаг впереди своего противника. Вин Чунь не лучше, чем другие Системы боевых искусств, но он дает некоторые уникальные преимущества тем, кто его практикует. Не важно, какой это стиль или система боевых искусств, чтобы победить своего противника вам необходимо применить свои «инструменты». Я могу драться, используя инструменты Вин Чунь. Но я выражаю свой собственный стиль Хокинса Чунга, основываясь на своем опыте.
Каждый занимающийся боевым искусством, должен иметь свой стиль, а не стиль своего мастера.
Когда я обучаю своих учеников, я тренирую их находить свой собственный путь, подходящий для их характера. Некоторые ученики очень эмоциональны, и в начале я не могу заставить их расслабиться, поэтому я учу их наступательной, агрессивной стороне Вин Чунь.
Когда их атаки становятся лучше, они чувствуют, что не могут идти дальше, расстраиваются и автоматически приходят ко мне и спрашивают, как же им справиться с этим парнем или с другими. Для меня это значит, что они действительно хотят учиться. Я объясняю им, что они должны расслабиться и обратить внимания на оборонительную сторону Вин Чунь.
Приходит день, когда ощущения их рук и тела становятся рефлекторными, и тогда я позволяю ученикам идти по своему пути дальше и самостоятельно находить высший уровень. Если же они продолжают задавать вопросы, значит, они еще недостаточно развились, чтобы почувствовать этот момент. Они ещё нуждаются в моей помощи, и я сделаю всё, чтобы им помочь.
Вин Чунь очень прост в изучении. В нем есть всего три формы, форма с манекеном, шест 6,5 точек и ножи-бабочки. Всему этому очень просто научить. Вопрос в том, проверяли ли вы всё это сами? Сможете ли вы на практике применить ваше умение? Помните ли вы, с кем дрались, и сколько дрались? Каждый стиль боевых искусств основан на защите, так что используйте то, что полезно и отбрасывайте все ненужное для вас. Вы должны сами найти полезное, оно может быть абсолютно бесполезным для других. Но вы должны самостоятельно, согласно обстоятельствам, уметь изменять порядок использования инструментов Вин Чунь.
Согласно моему принципу Вин Чунь, я предпочитаю, чтобы противник атаковал первым. Я начну выбирать время для входа от начала атаки противника. По моему опыту, такое движение это ловушка. Когда вы приближаетесь ко мне не напрямую, у вас должна быть на то причина.
Сначала я определяю ваши намерения. Я всего лишь спокойно жду. Мой разум становиться «рефери». Ожидание лучше, чем изменение. Я слушаю собственную музыку или ритм вашего тела. Для меня всё неважно, мои эмоции не вовлечены в бой. Самый большой вопрос – когда начать? Конечно, для того, чтобы научиться этому требуется время.
Гибкое Искусство
Многие из учеников Брюса изучали, преподаваемую им систему под названием «Модифицированный Вин Чунь». Но термин «модифицированный» Брюса Ли равен терминам Вин Чунь - «чувству» и «чувствительности». «Чувство» Вин Чунь допускает модификации. Это изменение ради выживания. Нет такого понятия, как «модифицированный Вин Чунь», каждый хороший практик Вин Чунь изменяет систему под себя, основываясь на чувстве. Когда Брюс заимствовал «инструменты» из других боевых искусств, он применял их иначе, так как не мог отказаться от рефлексов, которые он развил в Вин Чунь. Сущность того, как он их применял, хранила отпечаток Вин Чунь.
Его последователи не могут продемонстрировать того, что показывал, и годами развивал Брюс.
Брюс использовал методы Вин Чунь – выбор времени для входа, пружинной энергии, чувствительности (через практику Чи Сао) и Цинь (проникновение силы). Брюс не мог научить «чувству» этого искусства. Как и олимпийский спринтер Карл Льюис, который пытался научить других тому, как быстро преодолевать стартовый блок, это умение тоже разновидность чувства, а не механики или инструментов. Скорость Брюса была результатом тренировок Вин Чунь, где он очень много работал. В Вин Чунь есть качество, которое мы называем «выбором времени для входа» - это возможность быстрого входа в атаку, и это не значит, что у кого-то просто быстрые руки и ноги. «Выбор времени для входа» делал Брюса быстрым. Это не эмоциональный тип скорости.
Секрет силы и скорости Брюса был в том, что он объединил умственную и физическую силу. Брюс был экспертом в умственном запугивании. Он демонстрировал свой эмоциональный гнев и жажду победы в каждом инструменте, который он применял. Когда я спрашивал его, как ему удается двигаться так быстро, он говорил, что использует свои эмоции, чтобы ускорить технику. Это очень сильно отличается от Вин Чунь, так как Вин Чунь подразумевает сосредоточенность и спокойствие.
Я вспоминаю, как мы изучали Вин Чунь, когда были подростками. Ип Мэн показывал нам новую технику, а мы должны были её проверить. Если мы чувствовали, что то-то не так, мы возвращались к Си-фу, и просили его показать нам еще раз. Один из нас смотрел за руками, а другой за механикой тела. Мы обменивались тем, что увидели и складывали это в одно целое, а затем шли к старшим ученикам и спрашивали у них. И снова один смотрел за руками, а другой за телом. Мы спрашивали у них, кто из нас делал правильно, а кто нет, и как можно исправить наши движения. Мы привыкли наблюдать за механикой тела отдельного человека больше, чем за техникой. Хорошая или плохая техника основывалась на хорошей или плохой механике или структуре тела. Поэтому мы с Брюсом могли «красть» технику из других стилей, анализировать её и делать лучше, чем тот, кто нам её показал. Те, кто знали Брюса, знали и об этой его способности. У него это получалось лучше из-за его горилла подобного торса и сильных предплечий ( В Вин Чунь мы называем это сила руки- длинного моста и это означает, что сила используемая предплечьем исходит от всего тела), в его ударах было два типа силы, один – сила длинного моста, другой – сила вращения тела (то, что в основном используют боксёры). Вот почему техника, которую Брюс «крал» выглядела лучше, чем оригинал. Сила его предплечий была развита с помощью Вин Чунь годами тренировок. Поэтому я и говорю, что его последователи не имеют того, что имел он.
Сильные руки
Я повторяю, когда мы с Брюсом работали Чи Сао, я чувствовал, что у него очень сильные руки. Вы только соприкоснётесь с ним руками и сразу же ощутите их силу. Но я знаю, что у него слабые ноги, и мне достаточно оттолкнуть его, и он окажется вне равновесия. Он будет вынужден остановить свою атаку, чтобы сохранить баланс. Я часто использовал этот метод, чтобы прекратить его продолжительные атаки. Это была слабое место Брюса. В системе Вин Чунь, когда мы хотим атаковать, ноги должны шагать раньше, чем мы наносим удар, тогда вы не потеряете баланс. И если ваша рука останавливается силой или давлением противника, вы всё ещё можете продолжать своё нападение, потому, что тело уравнивает давление направленное на вас. Вы можете продолжать атаку, даже будучи остановленным. Хороший специалист Вин Чунь может использовать силу дважды в одном движении. Перезарядка удара происходит в его продлении.
Из-за слабой структуры тела, Брюса было легко вывести из равновесия. Если бы он столкнулся с большим противником, который бы прессовал его, во время атак или при попытке выдернуть на себя в Чи Сао, слабая структура тела стала бы большим недостатком.. Может быть, это и заставило Брюса отказаться от структуры Вин Чунь. Никто не мог коснуться его рук, когда Брюс вёл бой на дистанции. Его торс и поворот корпуса создавали разрушительную силу. Он отлично использовал эти свойства в своих интересах. В США Брюс не дрался с людьми, занимающимися Вин Чунь, поэтому никто не знал о его слабом месте.
Ноги Брюса были тонкими, и вся энергия была сосредоточена в торсе. Поэтому он мог быстро перемещаться, а так же хорошо танцевал. Брюс улучшил технику ног, изучая два месяца перед отъездом в США северный стиль Кунг-фу. У хороших кикеров энергия сосредоточения в верхней части тела, поэтому, когда дело доходило до быстрых и своевременных ударов ногами у Брюса было природное преимущество. Это было хорошо для ударов ногами, но это недостаток в структуре Вин Чунь.
Вин Чунь в сердце
Несмотря на продвинутый уровень Брюса в других боевых искусствах, он оставался человеком Вин Чунь. Он объяснял использование центральной линии, а так же простых прямолинейных и экономичных движений. И хотя, возможно, он использовал инструменты других боевых систем, но он делал это лишь для того, чтобы сделать Вин Чунь более удобным для себя. Например, когда Брюс использовал прямой удар Вин Чунь, он начинал его выполнять из центра с опущенными вниз локтями. А когда он применял боковой удар из северного Шаолиня, то делал это по Вин Чунь, как топчущий удар. Он проникал внутрь противника. Его лучшей техникой были прямой удар рукой и боковой ногой. Его прямой и круговой удары ногами были быстры, но они не имели такой убойной силы. Следовательно, он, в основном, использовал те мощные инструменты, чтобы выразить Джит Кун До.
Когда Брюс демонстрировал своё искусство работы с палками Кали, можно было заметить его вертикальную структуру Вин Чунь. Он обладал способностью копировать технику других, быстрее и лучше, чем кто-либо.
Когда Брюс отказался от Вин Чунь и от своей классической системы Джут Фан, он хотел создать свой собственный неклассический стиль. А поскольку он очень долго занимался Вин Чунь, он использовал инструменты этой системы, поэтому я и говорю, что ни у кого из его учеников не может быть таких же инструментов и признаков. Что касается тех, кто занимается Вин Чунь, мы чувствуем, что Брюс недостаточно хорош. Вин Чунь подразумевает способность одинаково хорошо владеть и правой и левой рукой, а система Брюса пропагандирует одну ведущую руку.
Ученики Брюса так же трактуют его искусство неверно. Джит Кун До был неклассическим стилем, а стал классическим. Они боятся создавать новое, и продолжают следовать тому, что диктует стиль. А потом показывают пальцем, что так преподавал Брюс. У его учеников нет знания о практическом применении этого стиля, а если он не развивался и не применялся – он бесполезен. Вин Чунь поддерживает своё практическое применение с помощью Чи Сао, используя партнёра, как манекен. Вы должны обязательно уметь применять всё на практике.
Мне кажется, что Джит Кун До движется назад, из-за недостатка чувствительности в бою.
Энергия Вин Чунь больше сосредоточена в ногах, чем в верхней части тела. Потому что руки в системе Вин Чунь используются для того, чтобы почувствовать руки противника и прочитать его намерения. Руки должны быть мягкими, это похоже на того, кто ловит баскетбольный мяч. Вы должны быть мягкими, чтобы уметь сдерживать и принимать внешнее давление. Вы должны чувствовать себя комфортно. Ноги используются, чтобы выбросить всё тело вперёд, как молоток ударяющий гвоздь («гвоздь» - это тот ваш инструмент, которым вы будете атаковать своего противника). Это то, что называется структурой силы Вин Чунь. Если мы используем аналогию с молотком и гвоздём, то гвоздь должен быть расположен посередине бьющей части молотка, иначе вы сломаете или согнёте гвоздь, пока будете бить по нему молотком. В Вин Чунь это значит, что ваша рука может «завязнуть», то есть не будет передавать силу. Вин Чунь сначала выравнивает гвоздь, направляет его на противника, который собирается двигаться. Молоток идет следом. Если вы подумаете над этим, то увидите, что Брюс отказался от структуры Вин Чунь, но Вин Чунь натренировал его руки излучать силу.
Преимущества Брюса были в бою на длинной дистанции, и он развил свои преимущества до высокого уровня. Когда Брюс заявил, что традиционные боевые искусства – являются классическими, это только потому, что он был свободен от классики. У него были трудные времена, прежде чем он освоил боевые искусства.
Без Вин Чунь он не смог бы отыскать свои преимущества и недостатки. Он не создавал свой стиль, он просто мог выразить всё, что хотел. Брюс походил на быстрейшего стрелка, он мог убить вас или за секунду, или за 10 минут, демонстрируя первые 9 минут 59 секунд, много причудливых движений, когда ещё никто не знал его слабых мест. Иногда я демонстрировал своим ученикам, то как учит Брюс, и это было забавно.
Путь к луне
Джит Кун До – это палец Брюса, указывающий на луну. Джит Кун До – это цель к которой надо стремиться. Брюс не мог показывать Джит Кун До всегда. Термин «Джит Кун До» родился слишком рано. Потом он сожалел об этом названии, так, как не мог выражать опережающий кулак каждый раз. Джут Фан Кунг Фу был его Вин Чунь. Каждый из его последователей знает, что когда Брюс обучал Чи Сао (специальное упражнение Вин Чунь на чувствительность), он ставил вперёд правую ногу. Я знаю, что этим он хотел скрыть свою слабость в Чи Сао. Он никогда не сказал бы вам о своей уязвимости, а наоборот сказал бы то, что скрывает его слабые места. В бою на дистанции, Брюс делал то, что обычно делают те, кто занимаются Вин Чунь: мы ставим вперед нашу лучшую сторону. Брюс посчитал, что для Чи Сао правая сторона будет лучшей, как и в бою на дистанции. Это означает, что Чи Сао Брюса бесполезно. Он сразу же показывал этим, что его левая сторона слаба, тогда когда смертельным оружием была правая.
Я был другом Брюса и знал его характер. Брюс хотел быть лучшим, его индивидуальность заставила его сделать это и придумать свой метод. И Брюс и я были уверены, что лучшая защита – нападение. Используя свой боевой опыт, я мог наблюдать и проверять уровень Брюса. А зная его и тренируясь с ним каждый день в течение многих лет, я мог уже «читать его мысли». В 1960-х, в Америке, он был молодым, амбициозным китайским парнем, знающим кунг-фу, против Японских и Корейских мастеров боевых искусств. Из-за расовых притязаний, поскольку он был единственным китайцем вокруг, он сохранял свою любовь к Вин Чунь и был полон жаждой знаний. Он изменил стойку Вин Чунь, сделав её более похожей на кошачью стойку каратэ, чтобы сделать прямой удар передней ноги, частью контратаки. Цель изменения стойки и структуры была следующей – умение наносить один смертельный удар. Брюс хотел доказать, что парни, знающие кунг-фу тоже могут драться. Из-за того, что Брюс знал Вин Чунь не полностью, он был вынужден использовать другие инструменты. Он создал свою классическую систему - Джут Фан. Но чтобы его ученики смогли достигнуть его уровня, они должныстать свободными от Джут Фан. Брюс осознал Джит Кун До тогда, когда стал свободным от правил Вин Чунь и Джут Фан. Он изменил себя, чтобы войти в американские боевые искусства. Если мы проведём аналогию Вин Чунь и машины, то в Америке и Гон Конге правила дорожного движения разные. Вы должны изменить свой путь, чтобы приспособиться к окружающей среде. Брюс направил свой автомобиль в США, чтобы соответствовать потребностям Америки. Его Джут Фан – это Вин Чунь для Америки. Но это Джут Фан, а не Джит Кун До. Джут Фан - классическое искусство Брюса. Джит Кун До – это цель к которой нужно стремиться. Если хоть кто-нибудь из последователей Брюса умел бы опережать противника на каждом движении, то он выразил бы Джит Кун До. Джит Кун До - это дар Брюса миру боевых искусств. Джит Кун До – это один из принципов Вин Чунь. Он экспериментировал и искал для мира боевых искусств Америки. Так же как и Вон Шун Леунг, набирался опыта, через поединки с другими парнями, так же и каждый из нас должен развить свой собственный стиль.
Чтобы стать мастерами Вин Чунь, мы должны быть свободными от него. Если бы Вонг жил в США он бы тоже изменился согласно обстоятельствам. Вин Чунь очень сложная система для практикующих её, потому что она говорит о создании своего собственного стиля. В Вин Чунь нет четких форм боя. Ката или формы других стилей – это продукт. Подумайте, сколько продуктов может создать человек с помощью Вин Чунь? Продукт – это часть. Каждый практикующий Вин Чунь создаёт свой продукт двумя руками, с помощью липких рук и координации. Чтобы создать новый продукт вы возвращаетесь к центру и ваша душа должна быть сосредоточена.
Брюс и его искусство ушли. Он сумел передать своё знание целому миру, а не только его последователям. Он не передавал инструменты, он передавал принцип. Инструменты – это лодка, которая вам нужна, чтобы перебраться на ту сторону реки. Но когда вы пересекли реку, вам незачем тащить лодку с собой. Может быть, когда-нибудь появится новый «Брюс Ли», если кто то сможет последовать его примеру в тренировках, поиске и практике. Брюс хотел, чтобы мир знал, что каждый человек должен выяснить, что подходит именно ему.
Записано Робертом Чу со слов Хокинса Чунга