Библиотека портала. Джон Готтман. Как сохранить любовь в браке. Часть 2

Категория: «Внутренняя политика» семьи Опубликовано 07 Сентябрь 2016
Просмотров: 2878


Приложения


Приложение 1. Дополнительная помощь для развития четырех навыков интимных разговоров

Если вы чувствуете себя косноязычными, можете воспользоваться следующими словами и выражениями.

Навык № 1. Умение выражать чувства и эмоции словами
Амбивалентный
Апатичный
Благоговеющий
Близкий
Бьющий по чему придется
Вдохновленный
Возбужденный
Восприимчивый
Встревоженный
Вызывающий дискомфорт
Вызывающий неприязнь
Голодный
Далекий
Задумчивый
Извиняющийся
Измученный
Изумленный
Испуганный
Испытывающий праведный гнев
Испытывающий облегчение
Как будто все разваливается на части
Как будто мне хочется подраться
Как будто у меня нет энергии
Красивый
Критикующий
Любимый
Масса смешанных эмоций
Напряженный
Невинная жертва
Недоверчивый
Нежный
Непонятый
Непривлекательный
Непринятый
Неугомонный
Неуклюжий, неловкий
Обеспокоенный
Обиженный
Общепринятый
Одинокий
Озадаченный
Оскорбленный
Отвергаемый
Отвратительный
Отчужденный
Оцененный по достоинству
Ошибочный
Пинающий все, что попадется на пути
Подавленный
Покинутый
Полный горечи
Понятый
Постыдный
Пребывающий в приподнятом настроении
Преданный
Привлекательный
Привязанный (к кому-либо)
Радостный
Разбитый
Разгневанный
Раздражающий
Раздраженный
Раздраженный
Раскаивающийся
Расслабленный
Робкий
Романтичный
Свободный
Сексуально озабоченный
Сексуальный
Скромный
Спокойный
Спорящий
Ставший объектом пренебрежения
Ставший объектом симпатии
Страдающий
Счастливый
Терпимый
Удивленный
Униженный
Уравновешенный
Успешный
Уставший
Уютный
Хвастливый
Ценящий вас
Шокированный
Я не уверен(а) в своих чувствах
Я хочу заявить о своих правах

Навык № 2. Умение задавать вопросы
1. Что ты сейчас чувствуешь?
2. Что ты еще чувствуешь?
3. Что тебе больше всего нужно?
4. Чего бы ты на самом деле хотел?
5. Как все это развивалось?
6. Кто испытывает чувства, о которых ты говоришь?
7. Что бы тебе на самом деле хотелось сказать здесь и сейчас. И кому?
8. О каких чувствах ты сейчас даже подумать боишься?
9. Испытываешь ли ты смешанные чувства? Какие именно?
10. Какие варианты ты видишь?
11. Каковы положительные и отрицательные стороны каждого варианта?
12. Ты думаешь, это повлияет на наши взаимоотношения (отношение других людей)? Если да, каким образом?
13. Тебе хотелось бы поступить иначе? Если да, то как именно?
14. Какие у тебя есть обязательства и обязанности?
15. У тебя есть выбор? Какой именно?
16. О чем тебе на самом деле хотелось бы спросить меня?
17. Что тебе говорят обо всем этом твои ценности?
18. Вспомни кого-то, вызывающего у тебя восхищение. Как бы он поступил или как оценил бы эту ситуацию?
19. Имеют ли эти чувства и потребности какой-либо духовный, моральный, этический или религиозный смысл для тебя? Какой именно?
20. Есть ли кто-то или что-то, что ты не одобряешь? Кто это или что это?
21. Есть ли кто-то или что-то, кем ты восхищаешься? Кто это или что это?
22. Научился ли ты чему-нибудь благодаря этому? Чему именно?
23. Кого из присутствующих это заденет сильнее всего? Как именно оно повлияет на него? Почему?
24. Не напоминает ли тебе это что-то из твоей личной истории? Что именно?
25. Какое значение для тебя имеет то, что ты заговорил об этом сейчас?
26. Как это влияет на твою идентичность, на твои представления о себе самом?
27. Как эта ситуация затрагивает тебя?
28. Как эта ситуация меняет тебя?
29. Как ты изменился или как меняешься сейчас? Как это влияет на ситуацию?
30. Как все началось? Что было в самом начале?
31. Какова твоя основная реакция или жалоба?
32. Кто, на твой взгляд, виновен больше всех?
33. Как, по твоему мнению, удастся разобраться с ситуацией в течение следующих пяти лет?
34. Какое развитие событий на протяжении следующих пяти лет ты хотел бы увидеть?
35. Представь, что тебе осталось жить полгода. Что стало бы самым важным для тебя?
36. Какие задачи стоят перед тобой?
37. Как, на твой взгляд, происходящее вписывается в твою жизнь?
38. Есть ли что-то в ситуации, вызывающее у тебя гнев?
39. Каковы все «хорошо бы» этой ситуации? (Например, за что тебе следовало бы взять на себя ответственность?)
40. Каков главный «выключатель» данной ситуации?
41. Есть ли какие-то части тебя, которые вступают в противоречие? Какие именно?

Навык № 3. Более глубокое исследование
1. Расскажи мне историю этого.
2. Я хочу знать все о твоих чувствах.
3. Поговори со мной, я слушаю тебя.
4. В данный момент нет ничего более важного для меня, чем выслушать тебя.
5. У нас много времени для того, чтобы поговорить.
6. Расскажи мне о своих главных приоритетах в этой ситуации.
7. Скажи, что тебе нужно прямо сейчас.
8. Скажи, что ты думаешь о тех вариантах, которые у тебя есть.
9. Абсолютно нормально не знать, что здесь можно сделать. Но какие у тебя есть идеи?
10. Я считаю, ты ясно все говоришь. Продолжай.
11. Расскажи мне о своих чувствах.
12. Помоги мне лучше понять твои чувства. Расскажи мне больше.
13. Я думаю, что ты уже придумал какие-то решения. Расскажи мне о них.
14. Помоги мне понять ситуацию с твоей точки зрения. Что для тебя важнее всего?
15. Расскажи мне, что тебя больше всего беспокоит.
16. Расскажи мне, как ты видишь эту ситуацию.
17. Поговори о решении, которое, как тебе кажется, ты должен принять.
18. Если бы ты мог изменить установки одного из ключевых персонажей этой ситуации, что бы ты сделал?

Навык № 4. Выражение эмпатии (сочувствия)
1. Ты явно говоришь дело.
2. Я понимаю, что ты чувствуешь.
3. Ты должен чувствовать безнадежность.
4. Я слышу такую безысходность, когда ты говоришь об этом.
5. Ты попал в трудное положение.
6. Я вижу, какую боль тебе это причиняет.
7. Мир должен рухнуть, когда ты испытываешь такую сильную боль.
8. Как бы я хотел, чтобы тебе не пришлось проходить через все это.
9. Я на твоей стороне.
10. Хотелось бы мне быть с тобой.
11. Ох, это звучит ужасно!
12. Ты должен чувствовать себя совершенно беспомощным.
13. Мне больно слышать это.
14. Я поддерживаю твою позицию.
15. Я полностью согласен с тобой.
16. Ты чувствуешь себя загнанным в угол!
17. Звучит так, будто ты испытал отвращение.
18. Не удивительно, что ты расстроен.
19. Я бы чувствовал себя точно так же.
20. Я думаю, ты прав.
21. Тебе очень больно. Я сочувствую тебе.
22. Будет так здорово освободиться от всего этого.
23. Это должно раздражать тебя.
24. Я бы тоже от этого взбесился.
25. От этого можно прийти в неистовство.
26. Это звучит ужасно.
27. Это очень жутко.
28. Ну, я согласен с большей частью того, что ты сказал.
29. Я бы тоже был разочарован этим.
30. Это ранило бы и мои чувства.
31. Это тоже опечалило бы меня.
32. Бедная детка!
33. Ох, это должно причинять ужасную боль!
34. Ну, думаю, я понял это. Итак, ты чувствуешь/думаешь, что…
35. Итак, ты говоришь, что…
36. Мне было бы трудно справиться с этим.
37. Больше всего в твоих действиях меня восхищает то, что ты…
38. Это тоже заставило бы меня почувствовать себя в опасности.
39. Это звучит пугающе.


Приложение 2. Предложения по работе с набором инструментов Гетмана: исцеление прежних травм и сердечных чувств (глава 9)

Ниже приведены идеи, помогающие облечь мысли и чувства в слова на каждом этапе работы с этим набором инструментов.


Шаг 1. Что я чувствовал и каким я чувствовал себя в то время

1. Занимал оборонительную позицию.
2. Чувствовал, что меня не слушают.
3. Боль.
4. Чувства переполняли меня.
5. Разгневанным.
6. Печальным.
7. Нелюбимым.
8. Непонятым.
9. Критикуемым.
10. Оскорбленным жалобами.
11. Что ты не любишь меня.
12. Что обо мне не заботятся.
13. Обеспокоенным.
14. Испуганным.
15. Чувствовал себя в опасности.
16. Напряженным.
17. Я был прав, а ты – нет.
18. Мы оба были отчасти правы.
19. Ситуация вышла из-под контроля.
20. Фрустрированным.
21. Испытывал праведный гнев.
22. Морально правым.
23. Жертвой несправедливых нападок.
24. Недооцененным.
25. Чувствовал, что я не нравлюсь.
26. Непривлекательным.
27. Тупым.
28. Морально поруганным.
29. Что меня воспринимают, как должное.
30. Готовым уйти.
31. Готовым остаться и обговорить ситуацию.
32. Эмоционально подавленным.
33. Неспокойным.
34. Упрямым.
35. Бессильным.
36. У меня не было никакого влияния.
37. Я хотел выиграть.
38. Мое мнение ничего не значило.
39. У меня вообще не было никаких чувств.
40. У меня не было идей относительно собственных чувств.
41. Одиноким.
42. Отстраненным.
43. Негибким.
44. Виновным.


Шаг 2: Мои потребности

Вот несколько типичных потребностей, о которых люди говорят на втором этапе. Осознайте все потребности, которые вы испытывали в то время. Выслушайте с сочувствием описание потребностей своего партнера.
1. Чтобы меня выслушали.
2. Чтобы меня поддерживали.
3. Чтобы мне предложили помощь.
4. Чтобы я чувствовал, что меня понимают.
5. Чтобы ты ценил мои чувства.
6. Чтобы ты предлагал заняться сексом.
7. Чтобы мы больше времени проводили в объятиях друг друга.
8. Знать, что ты считаешь меня неотразимым (неотразимой).
9. Больше говорить о наших детях.
10. Чтобы ты спрашивал меня о моих надеждах и чаяниях.
11. Разговаривать с тобой.
12. Разговаривать о том, как прошел мой день.
13. Чтобы наши соития были теплыми и нежными.
14. Чтобы ты был со мной нежнее и чаще касался меня.
15. Чтобы ты выглядел счастливым, когда мы встречаемся вечером после работы.
16. Чтобы ты спрашивал меня о моей работе.
17. Чтобы ты откладывал газету, отрывался от монитора компьютера или выключил звук телевизора, когда я разговариваю с тобой.
18. Чтобы ты мне растер ступни, спину или сделал массаж.
19. Чтобы ты взял на себя какие-нибудь обязанности по дому, чтобы я почувствовала хоть какое-то облегчение.
20. Чтобы ты говорил мне, что я хорошо выгляжу.
21. Чтобы ты откликался, когда я зову тебя.
22. Романтическую поездку или уик-енд.
23. Сходить в ресторан или кино.
24. Вместе понежиться в ванне.
25. Чтобы готовил ужин или заказывал его раз в неделю.
26. Повидаться с друзьями.
27. Чтобы мы вместе поучаствовали в приключении.
28. Провести какое-то время в одиночестве.
29. Чтобы ты оценил(а) то, что я делаю.
30. Почувствовать, что ты ценишь меня.


Шаг 3. Триггеры

Что вызывает раздражение и усиливает его? Вот несколько примеров:
Я чувствую…
1. Себя второсортным.
2. Бессильным.
3. Что меня не слушают.
4. Что я не могу попросить то, что мне нужно.
5. Что меня ругают.
6. Что меня осуждают.
7. Что меня во всем винят.
8. Что меня не уважают.
9. Что ты не уделяешь мне внимания.
10. Что я напуган(а).
11. Что я не доверяю тебе.
12. Что обо мне не заботятся.
13. Что тебя не было рядом со мной, когда я был уязвим и нуждался в тебе.
14. Что я не могу просто рассказать о своих чувствах – ты сразу раздражаешься.
15. Что я снова оказался скверным парнем, а ты – невинной жертвой.
16. Что я не вижу заботы.
17. Что меня не любят.
18. Что это было совершенно несправедливо по отношению ко мне.
19. Что меня беспокоят твой гнев и крики.
20. Что меня беспокоят твоя печаль или отчаяние.
21. Себя загнанным в угол.
22. Что ты не испытываешь страсти по отношению ко мне.
23. Что я не могу попросить то, что мне нужно.
24. Одиночество.
25. Что меня контролируют.
26. Что мною манипулируют.


Шаг 4. Взять на себя ответственность

Заявите о своей роли в ссорах или недопонимании.
1. Очень раздражительный.
2. Не выражаю тебе свою признательность и благодарность.
3. Воспринимаю тебя как должное.
4. Чрезмерно чувствителен.
5. Чрезмерно склонен к критике.
6. Не делюсь с тобой своим внутренним миром.
7. Страдаю эмоциональным дефицитом.
8. Слишком часто отворачиваюсь от тебя.
9. Легко обижаюсь.
10. Чувствую себя подавленным.
11. Испытываю постоянное раздражение.
12. Не очень нежен.
13. Не нахожу времени, чтобы мы могли провести его вместе.
14. Не очень хороший слушатель.
15. Не прошу то, что мне необходимо.
16. Чувствую себя мучеником.
17. Чувствую, что мне нужно побыть одному.
18. Не хочу ни о ком заботиться.
19. Слишком занят собственными проблемами.
20. Испытываю сильный стресс.
21. Недостаточно уверен в себе.
22. Суечусь по пустякам.


Извинения: Я сожалею, что я…

Слишком сильно отреагировал.
Был раздражительным и несдержанным.
Говорил глупые вещи.
Ранил твои чувства.
Был таким бесчувственным.
Был таким эгоистичным.
Не успокоился.
Все преувеличивал.
Кричал.
Прерывал тебя.
Был нетерпеливым.
Не выслушал тебя.

Резюме:
Мой конкретный вклад в инцидент таков:________________.


Шаг 5: Как улучшить ситуацию

Опишите один способ, которым, на ваш взгляд, мог бы воспользоваться ваш партнер в следующий раз, чтобы разрядить обстановку. Опишите один способ, которым могли бы воспользоваться для этого вы сами.

 


Приложение 3. Почему некоторые пары прекращают сексуальные контакты: анализ с точки зрения теории игр

Что происходит в спальне американцев? Исследования говорят о том, что сексом они занимаются не так и часто. Для долгосрочных отношений типично ухудшение сексуальной жизни. Хотя причина этого неизвестна, эксперты нередко возлагают вину за отсутствие страсти на женщину, обвиняя ее в истощении либидо либо в том, что она сосредоточивается на детях, а не на отношениях с партнером. Фармацевтические компании взяли на заметку этот спад и уже готовы выбросить на рынок женские аналоги «Виагры». Но нужны ли лучшей половине человечества медицинские препараты, чтобы «воспылать страстью»? Я так не думаю. Эту проблему можно решить на удивление просто. Я обнаружил решение, взглянув на проблему с точки зрения математической теории игр, – точно так же, как в случае доверия и предательства. Данный подход дал результаты, способные помочь каждой паре вновь разжечь пламя любви, и для этого не обязательно решать алгебраические уравнения.
Ниже я покажу, как именно воспользоваться теорией игр для того, чтобы справиться с дилеммой. Кульминационный же момент таков: чтобы пара часто занималась сексом, ни один из партнеров не должен реагировать на отказы другого гневом, отвержением или любым другим карательным поведением. Если кто-то говорит «нет», его выигрыш не должен быть отрицательным (то есть он не должен оказываться в проигрыше). На самом деле, уклоняющийся партнер должен получать некоторый положительный выигрыш.
Рассмотрим два сценария. Ян в настроении заняться сексом, а Эмми – нет. Он понимает, что вынужден смириться с отказом, но это не доставляет ему радости: Ян убежден, что ему отказывают в том, на что у него есть права. Если он не сможет убедить Эмми изменить решение, будет дуться, вздыхать, спорить, проклинать, критиковать или игнорировать жену. И в любом случае – наказывать, отправлять послание: «С твоей стороны неправильно говорить "нет"». Конечно, ни одна из перечисленных выше реакций не заставит Эмми сказать «да». Они дадут прямо противоположный эффект и усилят трения между партнерами, их взаимные обиды, а возможно, и вызовут снижение интереса к занятиям сексом в следующий раз.
Второй сценарий, когда Эмми отвергает предложение заняться сексом и Ян соглашается с ее решением. Он не затаивает обиду, не считает секс своим правом и не ожидает его. Эмми даже получает маленький выигрыш за свой отказ. Вот пример старого как мир диалога:
Эмми. Не сегодня. У меня болит голова.
Ян. Бедняжка. Понимаю тебя. Я люблю тебя.
Заботливая реакция Яна ничуть не похожа на традиционные мужские сетования: «У тебя всегда болит голова!» И она гораздо эффективнее. Получение выигрыша за отказ от секса не заставит Эмми говорить «нет» чаще в будущем. Наоборот, полученный ею маленький выигрыш – заверение в том, что Ян ее любит и что их сексуальная жизнь, по сути, является выражением любви, не просто увеличит частоту получения сексуальной разрядки. Ведь Эмми просто отказалась заняться сексом, а реакция Яна заставила ее поверить в то, что она любима. Как мы уже знаем, в ситуации любовных выигрышей частота занятий сексом возрастает. В доверительных отношениях он перестает быть эротикой, большая часть времени отводится именно страстным занятиям любовью.

Однако не стоит принимать мои слова на веру. Давайте взглянем на цифры.
Основная идея теории игр заключается в том, что люди оценивают обмен, совершаемый с окружающими, исходя из того, какой выигрыш они от этого получают. Пусть неосознанно, но мы постоянно оцениваем свои отношения. Представим, что пара приступает к соитию после напряженного дня. Мужчина широко улыбается женщине. Она отвечает вялой улыбкой. Каждый оценивает реакцию партнера. Другими словами, они собираются сравнивать эти улыбки с теми, которые посылали им их партнеры или другие люди (даже если «другие» существуют только в воображении). Жена, скорее всего, будет думать так: «Как широко он мне улыбнулся. Не могу себе представить, чтобы другой мужчина был так рад видеть меня». А ее партнер может подумать: «Раньше она улыбалась мне с большей приязнью. Я могу представить себе и более сердечное приветствие от другой женщины».
Если перевести данную оценку в количественные показатели, можно составить табличку наподобие той, которая приведена ниже. Она будет напоминать таблицу, составленную нами в главе 1 для Эла и Дженни и их дилеммы с уборкой. Мы, психологи, называем такие таблицы матрицей выигрышей: они показывают выигрыш каждого от обмена.
Воспользуемся шкалой от -5 до +5. Жена думает, что улыбка ее мужа великолепна, поэтому ставит ему +5. А он оценивает ее улыбку в -3 балла.

Библиотека портала. Джон Готтман. Как сохранить любовь в браке. Часть 2

С помощью таких таблиц теория игр анализирует поведение. Она формирует разные сценарии, или «игры», а затем подсчитывает относительный выигрыш, который получает каждый игрок в зависимости от выбранной им стратегии. Одна из таких игр называется «Охота на оленя». Это не конкурентная, а командная игра, поэтому она прекрасно подходит для нашего случая.
Эстер и ее муж Виктор приходят в лес. У них есть выбор – ловить кроликов или оленя. Они должны принять решение одновременно и без обсуждения с партнером. Вот как идет подсчет баллов в этой игре. Чтобы выследить оленя, нужны два человека. Если один решает ловить кроликов, а другой – преследовать оленя, охотник на кроликов поймает всех кроликов (+2), а охотник на оленя не получит ничего (0). Если они объединят усилия и станут вдвоем преследовать оленя, сотрудничество принесет каждому по 3 балла. Если они оба отправятся за кроликами, поделят добычу и каждый получит по 1 баллу. Этот расклад показан в матрице выигрышей ниже (первая цифра в скобках – выигрыш Виктора, вторая – Эстер).

Библиотека портала. Джон Готтман. Как сохранить любовь в браке. Часть 2

Чтобы проанализировать игру, давайте посмотрим на ситуации глазами Виктора. Поскольку в данный момент выигрыши Эстер не имеют для нас значения, я обозначил их в матрице вопросительным знаком.

Библиотека портала. Джон Готтман. Как сохранить любовь в браке. Часть 2

Олень приносит больше баллов, чем кролики, поэтому мы отмечаем этот выбор звездочкой. На языке теории игр выбор охоты на оленя для Виктора «строго доминирует» над ловлей кроликов. Это явно лучший выбор.
Теперь давайте нарисуем матрицу, которая покажет, какой выигрыш получит Виктор, если Эстер предпочтет ловить кроликов.

Библиотека портала. Джон Готтман. Как сохранить любовь в браке. Часть 2

При таком сценарии для Виктора кролики строго доминируют над преследованием оленя.
Давайте взглянем на варианты Эстер. Опять-таки, для нее лучшим выбором будет охота на оленя, если Виктор тоже решит поохотиться.

Библиотека портала. Джон Готтман. Как сохранить любовь в браке. Часть 2

А вот как будет выглядеть ситуация для Эстер, если Виктор решит ловить кроликов:

Библиотека портала. Джон Готтман. Как сохранить любовь в браке. Часть 2

Если свести все матрицы в одну таблицу, она будет выглядеть следующим образом:

Библиотека портала. Джон Готтман. Как сохранить любовь в браке. Часть 2

Обратите внимание на то, что есть две ячейки, где обе цифры помечены звездочкой, – это совпадающий лучший выбор обоих игроков. Мы называем такие ячейки «решением игры». Почему? Потому что они показывают сценарии, где ни один из игроков не смог бы сделать лучший выбор. Например, посмотрим на ячейку, в которой оба партнера идут охотиться на оленя (3*, 3*). Если Виктор переключится на кроликов, его выигрыш упадет с 3 баллов до 2, а это не лучший выбор. Эстер получит аналогичный результат. Ячейка (3*, 3*) называется «чистой стратегией» уравнения игры Нэша: ни один из игроков ничего не выиграет, если изменит стратегию.
Другая ячейка решения – (1*, 1*) – тоже считается «чистой стратегией» уравнения игры Нэша, хотя и приносит обоим игрокам меньше баллов. Если Виктор переключится на охоту на оленя, его счет упадет с 1 до 0, а это плохая стратегия. Если Эстер решит сделать то же самое, и для нее это будет плохой выбор.
Теперь, когда мы уяснили основные принципы, давайте посмотрим, что произойдет, если Эстер и Виктор будут многократно играть в эту игру и менять стратегии. Ситуация повторяющейся игры немного напоминает фактические отношения между партнерами, в ходе которых между ними многократно повторяется один и тот же обмен. Например, оба партнера могут выбирать в одной половине случаев охоту на оленя, а в другой – ловлю кроликов. Однако можно найти решение для лучшей повторяющейся стратегии («смешанной стратегии») и с точки зрения каждого игрока.
Предположим, что Виктор решает охотиться на оленя с вероятностью оленя («» – вероятность), а наловить кроликов – с вероятностью (1 – оленя). Тогда, если Виктор охотится на оленя с вероятностью а и ловит кроликов с вероятностью (1 – оленя), ожидаемый выигрыш (ЕР) для Эстер, если та решит поохотиться на оленя, будет такой:
ЕР для Эстер, если она охотится на оленя = = (3) (оленя) + (0) (1 – оленя).
Если Эстер ловит кроликов:
ЕР для Эстер, если она ловит кроликов = (2) (оленя) + (1) (1 – оленя).
Теперь, если мы примем, что EPоленя = EPкроликов, действия Виктора окажутся безразличны для выигрыша Эстер в случае изменения им выбора. Поэтому изменение выбора Виктора для Эстер приемлемо (ее точка безразличия будет достигнута):
(3) (оленя) + (0) (1 – оленя) = (2) (оленя) + (1) (1 – оленя)
3оленя = 1 + оленя
2оленя = 1
оленя = 1/2.
Следовательно, Эстер не заботит, будет ли Виктор с вероятностью 1/2 охотиться на оленя или ловить кроликов с вероятностью 1/2. Его выбор не повлияет на ее выигрыш. Поэтому смешанная стратегия Виктора может привести к уравнению Нэша для смешанной, а не для чистой стратегии.
В этом уравнении аналогичные вычисления показывают, что смешанная стратегия работает иначе. Для выигрыша Виктора не имеет значения, предпочтет ли Эстер охотиться на оленя с вероятностью 1/2 или ловить кроликов с такой же вероятностью. Поэтому когда каждый игрок выбирает оленя или кроликов с вероятностью 1/2, его выбор описывает уравнение Нэша для смешанной стратегии.



Игры с нулевым результатом

В игре типа «победитель получает всё» каждая ячейка в матрице выигрышей будет включать и победителя, и побежденного. В приведенном ниже примере два игрока одновременно передвигают покерные фишки по столу.

Библиотека портала. Джон Готтман. Как сохранить любовь в браке. Часть 2

В этой игре нет уравнения Нэша для чистой стратегии – у игроков нет возможности получить максимальную выгоду одновременно.
Давайте взглянем на уравнения смешанной стратегии, где каждый игрок делает свой выбор с определенной вероятностью (мы снова будем исходить из того, что в этой игре много раундов). Игрок подбрасывает монетку, чтобы решить, двигать ему фишку вверх или вниз. В результате он случайным образом выбирает то или иное направление в 50 % случаев. Следовательно, ожидаемый выигрыш при передвижении фишки влево составит:
EPвлево = (0,5) (–3) + (0,5) (1) = –1.
При передвижении фишки вправо ее ожидаемый выигрыш будет равен:
EPвправо = (0,5) (2) + (0,5) (0) = 1.
Поэтому, если игрок подбрасывает монетку, чтобы решить, двигать ему фишку вверх или вниз, он должен выбрать движение фишки вправо в качестве чистой стратегии, потому что в этом случае ожидаемый выигрыш будет выше, чем при передвижении фишки влево. Поскольку он это знает, то не собирается делать рандомизированный выбор, подбрасывая монетку.
Как мы уже видели, анализ с помощью теории игр позволяет воспользоваться алгеброй для создания идеального уравнения Нэша для смешанной стратегии. Снова выявляем точку безразличия соперников среди прочих чистых стратегий. Вероятность того, что игрок («он») передвинет фишку вверх, становится неизвестной величиной Вверх, которую мы должны определить. Если он будет двигать фишку вверх с вероятностью Вверх, которая уже известна, вниз ему придется двигать фишку с вероятностью (1 – Вверх). Поэтому мы вычисляем ожидаемый выигрыш для другого игрока (для «нее») следующим образом:
ЕРвлево = (Вверх) (–3) + (1 – Вверх) (1) = –4Вверх + 1.
ЕРвправо = (Вверх) (2) + (1 – Вверх) (0) = 2Вверх.
Теперь примем, что ЕРвлево = ЕРвправо, чтобы вычислить значение Вверх, которое сделает ее безразличной к сделанному ею выбору. Вот эти вычисления:
ЕРвлево = ЕРвправо
–4Вверх + 1 = 2Вверх
1 = 6Вверх
Вверх = 1/6.
Обобщим все вышесказанное. Если он двигает фишку вверх с вероятностью 1/6 и вниз с вероятностью 5/6, с точки зрения ожидаемых выигрышей она остается безразличной. Более того, она не может сыграть лучше, передвигая свою фишку влево или вправо, когда он пользуется смешанной стратегией.
Теперь давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения ее действий и его выигрышей. Вычислим вероятность того, что она передвинет фишку влево, Влево и вправо, Вправо, чтобы он был безразличен к ее смешанной стратегии. Начнем с вопроса, какими будут его ожидаемые выигрыши.
ЕРВверх = (Влево) (3) + (1 – Влево) (–2) = 5Влево + 2.
ЕРВниз = (Влево) (–1) + (1 – Влево) (0) = —Влево.
Затем находим вероятность равноценности (indifference probability) Влево с помощью следующего уравнения:
ЕРВверх = ЕРВниз
5Влево + 2 = —Влево
6Влево = 2
Влево = 1/3.
Мы обнаружили, что он будет оставаться безразличным к ее смешанной стратегии, если она передвинет фишку влево с вероятностью 1/3, а вправо – с вероятностью 2/3.
Если мы соединим смешанные стратегии обоих игроков, получим уравнение Нэша для смешанной стратегии для игры в целом. Следовательно, даже при условии, что у нас нет уравнения Нэша для чистой стратегии, игра позволяет составить уравнение смешанной стратегии.
Эта стратегия работает и в отношениях, когда партнеры обмениваются с некоторой вероятностью различными поведенческими проявлениями: улыбками, совместным поеданием обеда или предложениями заняться сексом. То, что решение уравнения Нэша для игры может существовать, даже когда чистая стратегия невозможна, открывает большие возможности. Мы можем применить это уравнение к принятию и отклонению предложения заняться сексом с партнером.


Согласие или отказ заняться сексом

Давайте вернемся к Эмми и Яну. Каждый день один из них предлагает партнеру заняться сексом. Исходя из того, что они получают одинаковые выигрыши, мы получаем следующую матрицу выигрышей:

Библиотека портала. Джон Готтман. Как сохранить любовь в браке. Часть 2

Ян и Эмми ставят максимальную оценку (5, 5), соглашаясь на секс. Им нравится секс, и они хотят заниматься им как можно чаще. Они ставят друг другу низкие отметки (0, 0), отказываясь от секса. Это имеет смысл. В смешанных ячейках таблицы, где Эмми соглашается, а Ян отказывается, она чувствует себя несчастной, отверженной, поэтому ее выигрыш составляет -1, а выигрыш Яна – 1. Это указывает на то, что она чувствует себя отвергаемой, а он чувствует себя нормально. Этот результат симметричен – если Эмми отказывается, а Ян соглашается, она получает 1, а он – 1. Что выглядит вполне разумной психологической конфигурацией повторяющегося набора вероятностей. Это соответствует ситуации нашей гипотетической пары.
Прекрасно, но существуют ли уравнения Нэша для чистой стратегии – способы для обоих «игроков» получить наилучший результат? На самом деле, есть только один вариант.
Давайте взглянем на возможные варианты с точки зрения Яна:

Библиотека портала. Джон Готтман. Как сохранить любовь в браке. Часть 2

Пятерка однозначно получает звездочку. А вот как выглядит таблица, если Ян отказывается заняться сексом:

Библиотека портала. Джон Готтман. Как сохранить любовь в браке. Часть 2

В данном случае звездочку получает 1.
Вот как выглядит ситуация с точки зрения Эмми:

Библиотека портала. Джон Готтман. Как сохранить любовь в браке. Часть 2

Здесь звездочку явно получает 5.
Если она отказывается от секса:

Библиотека портала. Джон Готтман. Как сохранить любовь в браке. Часть 2

На этот раз звездочку получает 1.
Итак, сведем всё воедино:

Библиотека портала. Джон Готтман. Как сохранить любовь в браке. Часть 2

Следовательно, существует лишь одно уравнение Нэша для чистой стратегии – то, где оба соглашаются на секс. Ничего удивительного!
Все, о чем мы говорили выше, имеет смысл. Но сейчас нам нужно выяснить вероятность того, что каждый партнер согласится на секс, а также ожидаемую частоту занятий сексом для этой пары.
Мы можем вычислить точку безразличия для Яна с помощью приведенных ниже матриц:

Библиотека портала. Джон Готтман. Как сохранить любовь в браке. Часть 2

И:

Библиотека портала. Джон Готтман. Как сохранить любовь в браке. Часть 2

ЕР для ЯнаЭмми соглашается = 5Соглашается + (–1) (1 – Соглашается).
ЕР для ЯнаЭмми отказывается = 1Соглашается + (0) (1 – Соглашается).
Пусть ЕР для ЯнаЭмми соглашается = ЕР для ЯнаЭмми отказывается; точка безразличия Яна.
5Соглашается – 1 +Соглашается = Соглашается.
5Соглашается = 1.
Соглашается = 1/5.
Эмми будет соглашаться на секс только в 1/5 всех случаев и отказываться в 4/5 случаев, чтобы Ян был безразличен к ее смешанной стратегии с точки зрения ее ожидаемых выигрышей. А как насчет его смешанной стратегии?

Библиотека портала. Джон Готтман. Как сохранить любовь в браке. Часть 2

ЕРЯн соглашается = 5Соглашается + (– 1) (1 – Соглашается).
ЕРЯн отказывается = 1Соглашается + (0) (1 – Соглашается).
Пусть ЕРЯн соглашается = ЕРЯн отказывается; точка безразличия Эмми.
5Соглашается – 1 + Соглашается = Соглашается
Соглашается = 1/5
Если Ян использует смешанную стратегию, соглашаясь на секс в 1/5 случаев и отказываясь в 4/5, Эмми будет безразлична к этому с точки зрения ее выигрышей. Прекрасно, мы получили уравнение Нэша для смешанной стратегии. Ура!
Но как часто у этой пары на самом деле будет секс, если исходить из этой матрицы выигрышей? Поскольку оба вынуждены соглашаться на занятия сексом, взаимный показатель согласия составит (1/5) x (1/5) = 1/25, то есть 0,04 или 4 %. При том что в году 365 дней, пара будет заниматься сексом 15 дней в году (примерно раз в три недели). Это удивительно низкий показатель для такой пары, потому что они разработали разумную с точки зрения психологии таблицу. Что происходит?
Теперь давайте поговорим о хорошем и иначе взглянем на исходную матрицу, составленную на основе теории игр. Пусть выигрыш за отказ от секса будет варьировать – переменная г.

Библиотека портала. Джон Готтман. Как сохранить любовь в браке. Часть 2

Уравнения смешанной стратегии для Эмми будут выглядеть так:
5Соглашается + (r) (1 – Соглашается) = (r) (Соглашается) + (0) (1 – Соглашается)
Соглашается (5–2r) = r
Соглашается = r/(5–2r)
Если мы задаем, что Соглашается = 0,5, то г должна быть – 1,25. Для Яна смешанная стратегия выглядит точно так же, поэтому если мы зададим г = 1,25, у пары будет секс с показателем частоты (1/2) x (1/2) = 0,25, а это значит, что при г = 1,25 партнеры будут заниматься сексом 91 раз в год – примерно 1,8 раза в неделю.
Этот результат очень близок к среднему национальному показателю. Если мы зададим г большее значение (что будет подразумевать больший выигрыш за отказ от секса), пара будет заниматься сексом еще чаще. Например, если г = 1,53, Соглашается = 0,80: Эмми соглашается на секс в 80 % случаев, поэтому партнеры будут заниматься сексом (0,8) x (0,8) x (365) = 233 дня в году, или примерно 4 раза в неделю. Такой результат для Яна и Эмми выглядит более многообещающим.
Эти результаты позволяют предположить, что, если пара хочет часто заниматься сексом, необходимо давать выигрыш, пусть и небольшой, даже если один из партнеров отказывается от него. Если партнер говорит «нет», он должен получать положительный выигрыш. Этот вывод может показаться удивительным, но он математически обоснован.
Я знаю, что многие люди сочтут эти выкладки запутанными и сложными, но решение, которое мы получили, нельзя назвать сложным. Анализ на основе теории игр предлагает парам, которые столкнулись с угасанием желания, простую стратегию. Если они сделают так, что ответ «не сегодня» будет считаться более приемлемым, их ждет много вечеров, когда оба скажут «да». И не понадобится никакой женской «Виагры». Вполне достаточно немного чуткости.

Авторизация

Реклама