Энтони Мелло. Одна минута мудрости (сборник медитативных притч)

Категория: Афоризмы, притчи, цитаты Опубликовано 22 Март 2016
Просмотров: 2932


Часть четвертая


Ракурс

Мастер, казалось, просто излучал веселье. Ученики полюбопытствовали, знакомо ли ему уныние.
Знакомо.
Те продолжали допытываться: а правда ли, что он пребывает в постоянном блаженстве?
Правда.
Им не терпелось узнать, в чем секрет.
— Секрет в том, — ответил Мастер, — что хорошо человеку или плохо — решает он сам.


Изгнание

Мастера выдворили из страны: его учение вызвало неодобрение властей.
Ученики поинтересовались, тоскует ли он по родине. Мастер ответил:
— Нет.
— Но ведь человеку свойственно скучать по родному дому?
— Стоит обнаружить, что твой дом — Вселенная, — и уже никогда не будешь себя чувствовать изгнанником.


Изменения

К Мастеру пришел ученый-историк. Ему хотелось поспорить.
— Разве своими усилиями мы не влияем на ход истории? — спросил он.
— Конечно, влияем, — ответил Мастер.
— А разве своим трудом мы не изменили весь мир?
— Безусловно, изменили.
— Почему тогда ты учишь, что усилия человека ничего не стоят?
— Потому что когда ветра больше нет, листья все равно будут падать.


Постижение

Старый Мастер занемог. Ученики умоляли его не умирать.
— Если я не уйду, как вы сможете увидеть? — молвил он.
— Чего же мы не видим, когда ты с нами? Учитель не ответил.
Когда смерть была уже близка, ученики вновь спросили:
— Что мы увидим, когда тебя не станет?
— Всю свою жизнь я сидел на берегу реки, раздавая речную воду. Надеюсь, после моей смерти вы увидите реку сами, — произнес Учитель, и в глазах его лукаво блеснул огонек.


Прозрение

Между учениками разгорелся спор о причинах человеческих страданий.
Одни утверждали, что причина — в эгоизме. Другие считали: виной всему — заблуждение. Третьи говорили: человек страдает потому, что не способен отличить истинное от ложного.
Когда об этом спросили Мастера, он ответил:
— Человек страдает потому, что не умеет оставаться в одиночестве и безмолвии.


Независимость

Казалось, Мастера абсолютно не волнует впечатление, которое он производит на других людей.
Когда ученики спросили, как ему удалось достичь такого состояния внутренней свободы, он рассмеялся:
— До двадцати лет меня совсем не заботило мнение окружающих. После двадцати стало небезразлично, что обо мне подумают. Но однажды — когда мне было за пятьдесят — я вдруг обнаружил, что на меня никто и не думал обращать внимание!


Прививка

К всеобщему удивлению, Мастер не одобрял идею религиозного воспитания молодежи. Когда ученики попросили его объяснить свою точку зрения, он сказал:
— Сделайте юноше прививку — и вы убережете его от заболевания истиной, когда он повзрослеет.


Подлинность

Мастер не обращал никакого внимания на дипломы и ученые степени. Он оценивал самого человека, а не его удостоверения.
Он как-то сказал: «Если есть уши, чтобы слышать пение птицы, нужно ли спрашивать у нее паспорт?»


Предрассудки

— Нет ничего плохого, нет ничего хорошего. Плохое и хорошее существуют лишь в уме.
Далее Мастер пояснил:
— Один человек легко выдержал семь дней религиозного поста. Другой за это же время умер от истощения.


Способ стать мучеником

Мастер любил простых людей и с подозрением относился к тем, кто претендует на святость.
Ученику, который пришел поговорить о браке, он посоветовал:
— Только не бери в жены святую.
— Почему? — не понял ученик.
— Это верный способ стать мучеником, — весело отозвался Мастер.


Самозабвение

Женщине, которая жаловалась, что богатство не принесло ей счастья, Мастер сказал:
— Ты рассуждаешь так, будто без роскоши и комфорта нет счастья, — сказал ей Мастер. — Чтобы быть по-настоящему счастливой, моя дорогая, тебе нужно лишь одно — чем-нибудь увлечься так, чтобы забыть себя.


Фанатизм

Однажды Мастер сказал епископу, что у верующих есть врожденная склонность к жестокости.
— Как это понимать? — спросили его сбитые с толку ученики после того, как епископ ушел.
— Все они с легкостью пожертвуют человеком ради достижения цели, — ответил Мастер.


Самоотверженность

Преуспевающий предприниматель спросил у Мастера:
— Есть ли у тебя профессия? Работаешь ли ты?
— Нет, — ответил Мастер. Бизнесмен презрительно ухмыльнулся:
— Значит, ты — бездельник?
— Конечно, нет. Лень — порок большинства людей деятельных и энергичных.
Позже Мастер объяснил ученикам:
— Не делайте ничего — и все будет сделано через вас. Попробуйте просто ничего не делать — и вы поймете, какой это колоссальный труд.


Мудрость

Мастеру нравилось, когда люди признавали свое невежество.
— Мудрость растет прямо пропорционально осознанию собственного невежества, — заявлял он.
Когда его просили объяснить, он говорил так:
— Если вы обнаружили, что не так умны сегодня, как вам казалось вчера, значит, сегодня вы стали мудрее.


Любовь

— Что нужно сделать, чтобы наша любовь прошла испытание временем? — спросили молодожены у Мастера.
— Любите не только друг друга, но и мир вокруг вас, — ответил Мастер.


Богатство

— Как духовность может помочь мирскому человеку вроде меня? — спросил у Мастера бизнесмен.
— Она поможет тебе стать еще богаче, — ответил Мастер.
— Но каким образом?
— Научив меньше желать.


Блаженство

Биржевой маклер разорился. Безутешный, пришел он в монастырь в поисках душевного покоя, но был слишком расстроен, чтобы сосредоточиться на медитации.
Когда он ушел, Мастер обронил лишь одно:
— Тот, кто спит на полу, никогда не упадет с кровати.


Всеобщность

Обычно Мастер отговаривал людей идти в монастырь.
— Чтобы получить пользу от книг, совсем не обязательно жить в библиотеке, — говорил он.
И еще:
— Книги можно читать и не посещая библиотеку; духовным можно быть и не посещая храм.


Течение

Ученики были подавлены. Они узнали, что Мастер скоро умрет.
Но Мастер произнес с улыбкой:
— Разве вы не знаете, что смерть придает жизни особую прелесть?
— Нет. Мы бы хотели, чтобы ты никогда не умирал.
— Все истинно живое должно умереть. Посмотрите на цветы: никогда не умирают только искусственные.


Приключение

Мастер говорил с учениками о Жизни.
Однажды он рассказал о своей встрече с летчиком, который во время Второй мировой войны совершал перелет из Китая в Бирму. На борту были рабочие для прокладывания дорог в джунглях. Лететь пришлось долго. Со скуки рабочие принялись за азартные игры. Но поскольку денег у них не было, они ставили на кон жизнь: проигравший выпрыгивал из самолета без парашюта!
— Какой ужас! — воскликнули ученики.
— Верно, — согласился Мастер. — Но какой захватывающей была игра!
Вечером того же дня он добавил:
— Полнее всего ощущаешь жизнь только тогда, когда она поставлена на кон.


Смертность

Ученику, жаждущему мудрости, Мастер сказал:
— Закрой глаза и представь, что вместе со всеми, кто существует, ты падаешь в пропасть. За кого бы ты ни цеплялся, помни: он тоже падает…
Ученик последовал совету Мастера — и стал просветленным.


Узы

— Как мне стать свободным?
— Выясни, кто связал тебя, — предложил Мастер. Неделю спустя ученик вернулся и сказал:
— Никто меня не связывал.
— Тогда зачем ты спрашиваешь об освобождении?
Это был момент просветления для ученика, который внезапно стал свободным.


Ограниченность

Мастер с большим почтением принял посетивших его профессоров, но не дал себя втянуть в ученые споры.
Удивленным ученикам он позже объяснил:
— Есть ли смысл рассказывать об океане лягушке, живущей в колодце? Или о Боге — людям, ограниченным своими собственными убеждениями?


Вовлеченность

Хотя Мастер любил всех своих учеников, он не скрывал, что ему больше по душе те, кто живет в «миру», а не в монастыре, — люди семейные, торговцы, фермеры.
Когда его попросили объяснить, он ответил:
— Духовность, приобретенная в обыденной жизни, несравненно выше той, что практикуется в тиши монастыря.


Природа

Лектор утверждал, что малой части гигантских средств, направляемых на модернизацию вооружений, хватило бы для решения всех материальных проблем человечества.
Как и следовало ожидать, после лекции ученики спросили:
— Почему же люди так глупы?
— Потому что, — серьезно ответил Мастер, — они научились читать напечатанные книги и совершенно забыли, как читать ненапечатанные.
— Приведи нам пример ненапечатанной книги. Но Мастер ничего не ответил.
Однажды, уступив настойчивости учеников, Мастер сказал:
— Пение птиц, жужжание насекомых провозглашают Истину. Травы и цветы указывают Путь. Слушайте! Смотрите! Вот как нужно читать!


Рай

Ученику, одержимому идеей жизни после смерти, Мастер сказал:
— Драгоценен каждый миг жизни, а ты тратишь его на раздумья о будущем.
— Но разве можно не думать об этом?
— Можно.
— Как?
— Живи в раю здесь и сейчас.
— А где этот рай?
— Здесь и сейчас.


Присутствие

Ученики попросили привести пример духовности, на который они могли бы равняться.
— Ш-ш! Слушайте. — Вот все, что сказал Мастер.
И пока ученики прислушивались к ночным звукам во дворе монастыря, он вполголоса произнес известное хайку:
Не думая о смерти, поет цикада.


Понимание

— Что ты получил от Просветления?
— Радость.
— А что такое радость?
— Понимание: когда потеряно все, ты понимаешь, что потерял лишь игрушку.


Доверие

Мастер часто повторял: важно не то, что человек совершает, а то, чему он позволяет свершиться.
Тем же, кто не понял, он рассказывал историю:
Жил-был одноногий дракон.
Обратился он как-то к сороконожке:
— Как ты управляешь столькими ногами? Я, например, могу управлять только одной.
— По правде говоря, — ответила сороконожка, я ими вовсе не управляю.


Шум

Ежедневно Мастеру задавали множество вопросов. Он отвечал на них то серьезно, то шутливо, то мягко, то жестко.
Лишь одна ученица никогда ни о чем не спрашивала.
На вопрос, почему она все время молчит, девушка ответила:
— Я не слышу ни одного слова Учителя. Важно только его безмолвие.

 

Авторизация

Реклама