Часть шестая
Реклама
Мастер, казалось, ничем не отличался от других, и лишь проницательный человек был способен увидеть его необычайность. Мастер мог быть встревоженным и подавленным, в зависимости от обстоятельств. Он мог и смеяться, и рыдать, и приходить в ярость. Он любил хорошо поесть, не отказывался от спиртного и даже с удовольствием провожал взглядом миловидных женщин.
Когда путешественник сказал одному из учеников, что Мастер вовсе не «святой», тот отпарировал:
— Одно дело — быть праведным. И совсем другое — казаться им.
Идолопоклонство
Мастер не уставал предупреждать учеников об опасностях религии. Он любил рассказывать историю о проповеднике, который ходил с горящим факелом по улицам, говоря, что собирается поджечь храм — чтобы люди заботились больше о Боге, чем о храме.
При этом Учитель добавлял:
— Когда-нибудь я и сам возьму в руки горящий факел, чтобы поджечь не только храм, но и Бога!
Всходы
Странствующий духовный искатель спросил Мастера, как отличить лжеучителя от истинного.
Ответил Мастер:
— Хороший учитель обучает практике, плохой — только теории.
— А как мне отличить хорошую практику от плохой?
— Так же, как фермер отличает хорошие всходы от плохих.
Быстротечность
У Мастера была аллергия на тех, кто затягивал свое пребывание в монастыре. Рано или поздно каждому ученику приходилось слышать жесткие слова:
— Настало тебе время уходить. Если ты не уйдешь, не придет Дух.
Один ученик сильно переживал, зная, что и ему придется покинуть Мастера. Он спросил:
— Что это за Дух?
Ответил ему Мастер:
«Течение делает воду живой и свободной. Движение сделает живым и свободным тебя. Если ты не покинешь меня, ты застоишься, как болото, умрешь — и начнешь разлагаться».
Не-познание
Говоря о познании Бога, Мастер заметил:
— Когда есть Бог, нет меня. Кто тогда познает?
— Значит, познание Бога есть не-познание?
— Это как сон, — ответил Мастер. — Ты поймешь, что спал, только когда проснешься.
Тайна
Однажды Мастер рассказал историю о старинной чаше, которая с аукциона ушла за целое состояние, а до того принадлежала бродяге, закончившему свои дни в нищете. Бродяга понятия не имел об истинной цене самой чаши, в которую ему бросали жалкие гроши.
Ученик спросил Мастера, что символизирует эта чаша.
— Твое «я»! — был ответ.
Ученик не понял, и Мастер объяснил:
— Ты слишком высоко ценишь грошовые знания, полученные тобой из книг и от учителей. Лучше обрати внимание на сосуд, в котором их хранишь.
Чудо
Ходили слухи, что хаджи, живущий на окраине города, творит чудеса. Нескончаемые толпы жаждущих исцеления превратили его дом в место паломничества.
Мастер был совершенно равнодушен к чудесам и, когда его спрашивали о хаджи, не отвечал ни слова.
Но когда его прямо спросили, почему он против чудес, Мастер ответил:
— Как можно быть против того, что ежесекундно происходит у нас на глазах?
Обман
— Как отличить лже-мистика от несущего истину? — спросили ученики, чрезмерно интересовавшиеся оккультизмом.
— Как отличить спящего человека от того, кто лишь притворяется, будто спит?
— Никак. Только сам человек знает, когда притворяется, — ответили ученики.
Мастер улыбнулся.
Позже он добавил:
— Притворщик обманывает других, но не может обмануть себя. Лже-мистик, к сожалению, вводит в заблуждение и других, и себя самого.
Уклонение
Посетитель рассказал Мастеру историю о святом, который хотел проведать умирающего друга, но боялся идти к нему в темноте. И он обратился к солнцу: «Во имя Бога, оставайся на небе, пока я не дойду до деревни, где лежит при смерти мой друг». И солнце застыло в небе, пока святой не достиг деревни.
Мастер улыбнулся:
— А не лучше было бы этому святому преодолеть страх темноты?
Суждение
— Как научиться прощать?
— Не суди — и не придется прощать.
Спокойствие
— Есть ли способ измерить духовную силу?
— Способов сколько угодно.
— Назови хотя бы один.
— Посчитай, сколько раз на дню ты беспокоишься о чем-то.
Безрассудство
Мастер постоянно подчеркивал, что человек должен быть своим собственным учителем, а не полагаться на чужой авторитет. Но и этот рецепт не универсален.
Один способный ученик решил во что бы то ни стало попробовать наркотики. Так он хотел достичь особого мистического состояния — как он говорил, «рискнуть, ибо научиться чему-то можно только путем проб и ошибок».
Тогда Мастер рассказал притчу о гвозде и шурупе:
— Как определить, что взять для доски — гвоздь или шуруп? Загони гвоздь в доску. Если доска треснула, значит, нужен был шуруп.
Безумие
Ученики часто просили Мастера рассказать о его собственном опыте просветления. Он отмалчивался.
Им было известно одно: когда младший сын Учителя спросил, что почувствовал его отец в момент просветления, тот ответил: «Я почувствовал себя дураком».
Мальчик спросил, почему так, и Мастер сказал:
— Знаешь, сынок, на что это похоже? Ты изо всех сил стараешься вломиться в дом: карабкаешься по лестнице, разбиваешь окно, — а потом выясняется, что дверь-то была не заперта.
Развитие
Ученик жаловался на свою ограниченность. Мастер сказал ему:
— Твои способности действительно ограниченны. Но ты заметил — сегодня тебе удается то, что пятнадцать лет назад казалось невозможным? Что же, по-твоему, изменилось?
— Мои способности изменились.
— Нет. Изменился ты.
— Разве это не одно и то же?
— Нет. Ты — то, что думаешь о себе. Когда меняется твое представление, меняешься и ты.
Мелочи
Однажды журналист спросил Мастера:
— Что наиболее характерно для современного мира?
Мастер тотчас ответил:
— Ежедневно люди узнают все больше о Космосе и все меньше о себе.
Астроном хотел поразить Мастера чудесами современной науки. Слушая его, тот вдруг сказал:
— Из миллионов загадочных явлений Вселенной — черных дыр, квазаров и пульсаров — самое загадочное, самое невообразимое — человеческое «я»!
Бездействие
— Что самое высшее из того, на что способен человек?
— Сидеть и медитировать.
— Но не приведет ли это к полному бездействию?
— А это и есть полное бездействие.
— Так что же, действие ничего не значит?
— Бездействие порождает действие. Без первого нет второго.
Творчество
— Какое высшее деяние может совершить человек?
— Сидеть и медитировать.
Но самого Мастера редко видели сидящим в медитации. Он постоянно был занят — работал по дому и в поле, встречал посетителей и писал книги. Даже вел бухгалтерский учет в монастыре.
— Почему тогда ты проводишь все свое время в работе?
— Когда работаешь, нет нужды сидеть и медитировать.
Пустота
Один ученик так сильно стремился к просветлению, что даже заболел. Мастер поучал его:
— Луч света можно поймать — но не руками. Просветления можно достичь — но не усилиями.
Озадаченный ученик спросил:
— Но ты же говорил, что надо стремиться стать пустым. Этого я и стараюсь достичь.
— Именно поэтому сейчас ты полон усилий, чтобы стать пустым! — со смехом произнес Мастер.
Реальность
Мастер любил жизнь и наслаждался ею в полной мере. Однако это не мешало ему идти на серьезный риск, когда он обличал тиранию власти, подвергая себя опасности угодить за решетку, или вместе с группой учеников спешил на помощь в зараженную чумой деревню.
«Мудрые не боятся смерти», — говорил он.
— Почему человек так легко рискует жизнью? — спросили его однажды.
— А почему он так мало беспокоится о свече, которую гасит на рассвете?
Дистанция
Владелец парка аттракционов рассказал о парадоксальном явлении: всякий раз, когда дети в его парке веселятся, он испытывает тоску.
— Чего тебе больше хочется: владеть парком — или радоваться? — спросил у него Мастер.
— Мне хочется и того, и другого.
Учитель не отреагировал.
Позже он вспомнил слова одного бродяги, обращенные к богатому землевладельцу:
«Ты владеешь собственностью. Остальные наслаждаются пейзажем».
Уточнение
— Существует ли Бог? — спросил марксист.
— Существует, но Он абсолютно не такой, каким представляют люди, — ответил Мастер.
— Кого ты имеешь в виду, говоря «люди»?
— Всех.
Довод
— Существует ли Бог? — спросил как-то Мастер.
— Да-а, — хором ответили ученики.
— Неверно, — сказал Учитель.
— Не-ет, — снова пропели ученики.
— Опять неверно, — сказал Мастер.
— Какой же ответ? — недоумевали ученики.
— Ответа нет.
— Почему нет?
— Потому что нет вопроса, — заключил Мастер. Позже он объяснил:
— Если нам нечего сказать о Нем, если Он за пределами всякого понимания, то как мы можем о Нем спрашивать?
Совершенство
Мастер не имел ничего против технического прогресса, хотя прекрасно понимал его ограниченность.
Один промышленник спросил Учителя, чем тот занимается, и услышал такой ответ:
— Я работаю в человеческой индустрии.
— И что же, скажи на милость, это должно означать?
— Возьмем, например, тебя. Ты создаешь более совершенные товары, я — более совершенных людей.
Ученикам Мастер позже объяснил:
— Цель жизни — расцвет человеческой души. Сегодня же людей больше интересует совершенствование техники.
Намек
Мастер объявил, что у него есть книга, в которой о Боге написано все.
Никто никогда этой книги не видел. Но одному настырному ученому все-таки удалось наконец выпросить ее у Мастера. Он с нетерпением тут же ее открыл и… обнаружил, что абсолютно все страницы пусты.
— Но в книге ничего нет! — завопил ученый.
— То-то, — произнес Мастер с удовлетворением. — Вот видишь, сколь о многом она говорит!
Непреклонность
— Боже мой! Как ты постарел! — воскликнул Мастер, встретив друга детства.
— Но человек не может не стареть, правда? — спросил друг.
— Верно, не может, — согласился Мастер. — Но он не должен становиться старым.
Разрушение
Несмотря на свою праведность, Учитель был не слишком высокого мнения о религии. Это всегда удивляло учеников: для них религия и означала духовность.
— Современная религия торгует кнутом и пряником. Другими словами, она порождает страх и жадность — два качества, разрушающие духовность.
Позже Мастер печально добавил:
— Это все равно что из воды сооружать дамбу или пожар тушить огнем.
Вмешательство
Каждому ученику Мастер предоставлял расти своими собственными темпами и никогда никого не подгонял. Такое свое отношение он пояснял притчей:
Однажды человек увидел бабочку, пытающуюся выбраться из кокона, но ему показалось, что она делает это слишком медленно, и он стал легонько дуть на кокон.
От тепла его дыхания кокон действительно почти сразу лопнул.
Но то, что показалось на свет, было не бабочкой, а жалким существом с изуродованными крыльями.
— Развитие и рост, — подытожил Мастер, — невозможно ускорить. Любое вмешательство лишь повредит.
Разочарование
Ученики никак не могли понять, по каким критериям Мастер соглашался учить одних и отказывал другим.
Разгадка к ним пришла, когда однажды они услышали слова Мастера:
— Не пытайтесь учить свинью петь. Вы зря потратите время. И разозлите свинью.
Определения
Мастер по-детски восторгался современными изобретениями. Он не мог скрыть восхищения, когда впервые увидел карманный калькулятор.
Позже он добродушно заметил:
— Вот ведь у многих есть эти карманные калькуляторы, а в карманах между тем нет ничего, что можно было бы подсчитать!
Несколько недель спустя посетитель спросил у Мастера, чему он научил своих учеников. Мастер ответил:
— Правильно расставлять акценты: лучше иметь деньги, чем их считать; лучше иметь опыт, чем описывать его.
Открытие
Однажды между учениками разгорелась дискуссия о полезности чтения. Одни считали чтение потерей времени, другие с этим не соглашались.
Решили узнать, что думает Мастер.
— Приходилось ли вам когда-нибудь встречать на полях книги наспех сделанные заметки, которые оказывались не менее содержательными, чем сама книга? — спросил Учитель.
Ученики утвердительно кивнули.
— Жизнь, — сказал Мастер, — одна из таких книг.