Энтони Мелло. Одна минута мудрости (сборник медитативных притч)

Категория: Афоризмы, притчи, цитаты Опубликовано 22 Март 2016
Просмотров: 2841


Часть третья


Освобождение

— Что мне делать, чтобы стать просветленным?
— Ничего.
— Как ничего?
— Просветления не достигают усилием — оно происходит.
— Так можно ли вообще его достичь?
— Можно.
— Как?
— Не-деянием.
— А что нужно делать, чтобы достичь не-деяния?
— А что нужно делать, чтобы уснуть или проснуться?


Как познать бога?

Один религиозный писатель пришел побеседовать с Мастером.
— Как познать Бога? Мастер резко ответил:
— Нужно наполнить сердце тишиной медитации, а не марать бумагу религиозными трактатами.
И, повернувшись к своим ученикам, назидательно добавил:
— И не сотрясать воздух учеными речами.


Помощь

— Помоги нам найти Бога.
— Никто не может помочь вам в этом.
— Почему?
— Разве кто-нибудь может помочь рыбе найти океан?


Уход

— Как помочь миру?
— Пойми его, — сказал Мастер.
— А как понять мир?
— Отвернись от него.
— Как же тогда служить людям?
— Пойми себя.


Обучение

— Я хочу учиться. Возьмешь меня в ученики?
— Не думаю, что ты умеешь учиться, — ответил Мастер.
— А ты научишь меня, как учиться?
— А ты научишься позволять себе учиться?
Сбитым с толку ученикам Мастер позже объяснил:
— Учитель учит только тогда, когда ученик постигает. А постижение возможно лишь тогда, когда ученик позволяет себе принять обучение.


Превращение

Мастер напутствовал группу учеников, чьи сердца позвали их совершить паломничество:
— Возьмите с собой эту горькую тыкву. Не забывайте окунать ее во все священные реки и брать с собой во все священные храмы.
Когда паломники вернулись, тыкву приготовили и подали как священную пищу.
— Странно, — попробовав тыкву, лукаво произнес Мастер, — священные воды и храмы не сделали ее слаще!


Причинность

Однажды Мастер удивил всех, сказав:
— Жизнь похожа на автомобиль.
Услышать такое смелое сравнение из уст Мастера! Все застыли в ожидании объяснений.
— Ах да, — произнес наконец Мастер. — На автомобиле можно достичь вершин.
Новая пауза.
— Но нередко люди сами лезут под колеса, позволяя себя переехать. А потом во всем винят автомобиль.


Принуждение

Мастер требовал, чтобы его ученики серьезно относились к поставленной цели.
Тем не менее он одергивал их, когда они проявляли излишнее усердие в духовных исканиях. Учитель считал, что ко всему нужно относиться полусерьезно-полушутя, как это делает актер на сцене.
А еще нужно иметь огромное терпение. «Цветы не заставишь источать аромат, — любил повторять он. — А плоды не заставишь быть сладкими».


Расчетливость

Мастер высмеивал тех учеников, которые слишком долго и тщательно обдумывают каждое свое решение.
— Тот, кто долго думает, прежде чем сделать шаг, всю жизнь проживет на одной ноге.


Революция

В монастыре существовал определенный свод правил. Однако Мастер всегда выступал против тирании закона.
— Послушание поддерживает традиции, — говорил он. — Любовь знает, когда их можно нарушить.


Имитация

С тех самых пор, как он достиг Просветления, Мастер жил очень скромно — ему нравилась простая жизнь.
Однако он смеялся над учениками, которые решили вести скромный образ жизни, пытаясь подражать ему.
«Какой смысл копировать мои поступки, не зная их мотивов? — спрашивал он. — Или сами мотивы, не зная, откуда они взялись?»
Смысл этих слов стал понятнее, когда он сказал:
— Разве козел становится раввином оттого, что у него тоже есть борода?


Самостоятельность

Один ученик приставал к Мастеру с бесконечными вопросами.
Мастер сказал ему:
— В твоем сердце ответы на все твои вопросы, и только ты знаешь, как найти их.
На следующий день он добавил:
— Твой путь к Истине не может быть освещен кем-то другим. Ты хочешь взять взаймы мой фонарь. Я же хочу научить тебя, как сделать свой собственный.


Шоры

— Сделав меня своим верховным авторитетом, — заметил Мастер восторженному ученику, — ты вредишь себе, поскольку не желаешь смотреть на мир собственными глазами.
Выдержав паузу, Мастер мягко добавил:
— Ты вредишь и мне, поскольку не желаешь видеть меня таким, каков я есть.


Скромность

К Мастеру пришел посетитель. Он назвал себя искателем Истины. Мастер сказал ему:
— Если ты действительно ищешь Истину, то в тебе обязательно должна присутствовать…
— …Знаю! Непреодолимая страсть к Истине.
— Нет. Готовность признать, что ты можешь ошибаться.


Ослепление

Уже который день Мастер был в предсмертном забытьи. Время от времени он открывал глаза и неизменно видел рядом своего любимого ученика.
— Ты что, не отходишь от меня? — тихо спросил Мастер.
— Я не могу, Учитель.
— Почему?
— Потому что ты — свет моей жизни. Мастер вздохнул.
— Неужели я так ослепил тебя, сын мой, что ты отказываешься видеть свой собственный свет?


Рост

Мастер сосредоточенно слушал известного экономиста, излагавшего свою теорию развития.
— Является ли рост главным показателем в экономической теории?
— Да. Всякий рост — это хорошо.
— Не так ли думает и раковая клетка? — заключил Мастер.


Приятие

— Как стать великим человеком — таким, как ты, Мастер?
— Зачем обязательно становиться великим? Быть человеком — уже великое достижение.


Вина

Мастер учил, что вина в любом проявлении — пагубное чувство, которого нужно избегать, как самого дьявола.
— Но разве мы не должны ненавидеть свои грехи? — спросил ученик.
— Если ты чувствуешь свою вину, то ненавидишь не свой грех, а себя самого.


Несоответствие

В тот день, как нарочно, каждый посетитель спрашивал только об одном: что будет после смерти.
Мастер только смеялся и ничего не отвечал.
После ученики спросили, почему он все время уклонялся от ответа.
— Вы замечали, что загробной жизнью интересуются именно те, кто не знает, что делать с этой? Им нужна еще одна жизнь, которая длилась бы вечно, — ответил Мастер.
— И все-таки — есть жизнь после смерти или нет? — упорствовал один из учеников.
— Есть ли жизнь до смерти — вот в чем вопрос, — загадочно ответил Мастер.


Вызов

Один ленивый ученик пожаловался, что ему ни разу не удалось испытать то состояние тишины, о котором так часто говорил Учитель.
— Тишина приходит лишь к деятельным и энергичным, — ответил Мастер.


Идеология

Группа политических активистов пыталась убедить Мастера в том, что только их идеология способна изменить мир.
Мастер внимательно слушал. На следующий день он сказал:
— Идеология бывает хорошей или плохой в зависимости от того, кто ее использует. Если бы миллион волков объединились для борьбы за справедливость, неужели от этого они перестали бы быть миллионом волков?


Мораль

Ученики часто спорили о том, что такое добро и что такое зло. Иногда ответ был очевиден, иногда нет.
Если Мастеру и случалось присутствовать при этих спорах, он не принимал в них никакого участия.
Но однажды его все-таки спросили:
— Правильно ли убить того, кто хочет убить меня? Или неправильно?
— Откуда мне знать? — прозвучало в ответ. Ученики были шокированы:
— Как же тогда отличить добро от зла? Мастер ответил:
— Следует еще при жизни умереть для себя. Умереть полностью, тотально. А затем поступайте так, как считаете нужным — все ваши действия будут правильными.


Воображение

— Что является самым большим врагом просветления?
— Страх.
— А что порождает страх?
— Заблуждение.
— А что значит — заблуждаться?
— Заблуждаться — значит принимать цветы вокруг себя за ядовитых змей.
— Как достичь просветления?
— Открой глаза — и ты увидишь.
— Что?
— Что вокруг — ни одной змеи.


Власть чужого мнения

Одному робкому ученику, который хотел развить в себе уверенность, Мастер сказал:
— Ты хочешь выглядеть уверенным в глазах других и думаешь, будто это и есть истинная уверенность.
— Так что же, не стоит придавать значения мнению окружающих?
— Совсем наоборот. Тщательно взвешивай все, что о тебе говорят, но не позволяй чьему-либо мнению владеть тобой.
— А как освободиться от власти чьего-либо мнения?
— А как освободиться от заблуждения?


Избавление

— Как избавиться от страха?
— А как избавиться от того, за что цепляешься?
— Ты хочешь сказать, что на самом деле я цепляюсь за свои страхи? Не могу с этим согласиться.
— Подумай, от чего твой страх «помогает» тебе спастись, — и ты согласишься со мной. И увидишь, что сам себя водил за нос.


Спасение

— Как достигают спасения — действием или медитацией?
— Ни тем, ни другим. Спасение — в умении видеть.
— Видеть что?
— Что золотое ожерелье, о котором ты мечтаешь, висит у тебя на шее. Что змея, которой ты так боишься, — всего лишь веревка на земле.


Пробуждение

Мастер был в хорошем расположении духа, и ученики решились его спросить:
— Скажи, что дало тебе Просветление? Раскрылось ли в тебе Божественное?
— Нет.
— Стал ли ты святым?
— Нет.
— Кем же тогда ты стал?
— Пробужденным.


Непривязанность

Учеников удивляло, что Учитель, который живет подчеркнуто скромно, нимало между тем не осуждает своих богатых последователей.
— Немногим это удается, но праведность и богатство можно совместить, — сказал он однажды.
— Каким образом? — недоумевали ученики.
— Если деньги влияют на душу не больше, чем тень вон того бамбука — на двор.
Ученики повернулись и увидели, как тень бамбука подметает двор, не всколыхнув ни единой пылинки.


Различие

Мастер прогуливался по берегу реки с группой своих учеников.
— Посмотрите, как вольно плещется в воде рыба — плывет, куда пожелает. Как она наслаждается этим!
Прохожий услышал слова Мастера и спросил:
— Откуда ты можешь знать, что рыба наслаждается, ведь ты — не рыба?
Ученики ахнули — для них это было неслыханной дерзостью. Мастер же, напротив, улыбнулся — он оценил бесстрашный дух искателя. И приветливо отозвался:
— Друг мой, откуда тебе известно, что я не рыба, ведь ты — не я?
Ученики смеялись: непрошеный собеседник получил достойный отпор! И только незнакомец был потрясен глубиной слов Мастера.
Целый день он размышлял над этим, а вечером пришел в монастырь и сказал:
— И в самом деле, наверное, нет большой разницы между тобой и рыбой. Или мной.


Созидание

Все знали, что Мастер, рискуя вызвать недовольство властей, всегда на стороне реформаторов.
На вопрос, почему он сам не занимается активной общественной деятельностью, Мастер ответил загадочной фразой:
— Сиди спокойно, Ничего не делай. Весна придет — И вырастет трава.

 

Авторизация

Реклама