12. ТЕХНИКА ОТ KOSADORI И USHIROWAZA
Ushirowaza, или техника от атак сзади, дает возможность овладеть методами защиты своей спины. Исходно ushirowaza не отделялась от техники, используемой от атак спереди, и использовалась nage тогда, когда uke удавалось зайти ему за спину. Хотя в настоящее время мы обычно отрабатываем ushirowaza как отдельный раздел техники, важно помнить о ее связи с техникой работы от других атак. Эта связь хорошо видна при анализе техники от kosadori, хвата за одноименную руку, поскольку общепринятая форма захвата для ushirowaza начинается с kosadori. В начале этого раздела рассматривается техника от kosadori, далее - ushirowaza. Пожалуйста, сравните эти две группы приемов и постарайтесь заметить, как первые переходят во вторые.
Kosadori iriminage. Эта форма хорошо показывает значение умственного настроя nage, который должен быть нейтральным и правильно воспринимать атаку uke. В момент захвата nage должен почувствовать силу и направление атаки uke и отреагировать адекватно. Уклонение от атаки uke или сопротивление ей нарушит восприятие nage. В данном случае, для того, чтобы увести uke с линии атаки и вывести его из равновесия, nage использует вращение руки. Рука nage должна быть расслабленной, но сохранять силу; она не может быть ни слишком мягкой, ни зажатой. Этот бросок выполняется за счет об единения, а не за счет противоборства энергии uke и nage. Kosadori iriminage. В процессе занятий Айкидо Вы столкнетесь с разными типами телосложения и поведения партнеров. Один и тот же путь выполнения техники не может быть использован в любой ситуации и от любого человека. В данной форме kosadori iriminage nage использует амплитудное движение корпуса, заходя за спину uke и затем выводя его из равновесия. Движение может быть таким в случае, когда uke напряжен, сопротивляется и блокирует прямые движения nage. Чтобы вывести uke из равновесия, nage использует весь вес своего тела. Заметьте, как nage опускает свой центр, направляя uke вниз. Ushirowaza nikyo. Ushirowaza иллюстрирует роль uke и значение правильного выполнения ukemi при занятиях Айкидо, поскольку правильная атака требует большой активности uke. Во-первых, uke должен понимать смысл атаки. Uke хватает вытянутую руку nage, защищаясь от возможной атаки с его стороны. Далее он старается захватить nage сзади, поскольку спереди nage полностью закрыт и возможности для атаки спереди нет. Когда uke пытается захватить вторую руку nage, его движение должно быть прямым и направленным, имея целью лишить nage возможности двигаться. Часто можно видеть, как новичок, начинающий заниматься Айкидо, в роли uke цепляется за руку nage, а затем начинает бесцельно бежать по кругу. Это не только мешает nage правильно выполнить технику, но и лишает ее смысла, поскольку реальная атака отсутствует. Uke должен иметь представление о смысле атаки и понимать, какую именно ситуацию он должен создать для nage. Только в таком случае работа nage будет эффективной. Ushirowaza shihonage. В показанной здесь технике, ushirowaza shihonage, и движение nage в ответ на атаку uke и собственно бросок shihonage служат хорошими примерами слияния движений irimi-tenkan в единое плавное движение, не разделяющееся на отдельные стадии. Ushirowaza kotegaeshi. В данной технике время реагирования nage на атаку uke отличается от характерного для показанных ранее форм. Здесь nage не дает uke полностью захватить себя сзади, но активно использует момент раскрытия uke, пытающегося зайти ему за спину. Заметьте, что завершающий бросок выполняется nage на движении tenkan с использованием силы всего корпуса. Ushirowaza kokyunage. В данной форме ushirowaza uke, защищаясь от угрозы atemi, вынужден блокировать руку nage и пытаться уйти ему за спину. Не забывайте, что usirowaza тесно связана с техникой от kosadori: смысл атаки в обоих случаях заключается в том, что uke вынужден блокировать руку nage в ответ на угрозу atemi. Время реагирования nage в сравнении с временем атаки uke определяет какая именно атака будет выбрана uke и как будет действовать nage. В данной технике - ushirowaza kokyunage - uke удается опустить угрожающую ему руку nage вниз и полностью зайти за спину nage, произведя захват. Опять мы видим, что даже в этом положении, крайне невыгодном для nage, nage использует атакующее движение uke, а не борется с ним. Когда uke хватает nage и пробует удержать его, nage, опустив свой центр, продолжает движение, поворачиваясь в направлении исходного движения uke. В результате этого uke оказывается вытянут вокруг сконцентрированного центра nage, подобно нитке, наматываемой на клубок. Используя центробежную силу своего вращения, nage раскрывает одну руку по направлению вращения, держа второй рукой руку uke у своего центра. Заметьте сходство движения рук в этой технике с используемым в tenchinage: в обоих случаях нижняя рука nage двигается по нисходящей спирали вниз, а верхняя создает спираль, идущую наружу и вверх. Ushirowaza koshinage. Как и в предыдущих формах ushirowaza, uke защищается от угрозы atemi и пробует захватить nage сзади, а корпус nage становится осью, вокруг которой uke вынужден вращаться. Вспомните то, что было важно для munetsuki koshinage: в данном случае nage так же должен стараться пройти под центром uke, а не поднимать uke (см. раздел 9). Заметьте, что nage в течение всего выполнения техники сохраняет вытянутое положение uke.