6. ТЕХНИКА ОТ SHOMENUCHI
Как и многие элементы айкидо, shomen uchi, удар в голову спереди ребром ладони, основан на технике работы с мечом. Это одна из причин, по которым в айкидо необходимо уделять большое внимание связи техники работы с оружием и без него. Айкидо произошло от искусств, изучавшихся самураями для борьбы с вооруженными противниками на тот случай, если им не повезет настолько, что они в схватке потеряют или сломают свое оружие. В процессе занятий не забывайте об этом. Иногда, из-за акцента на духовные аспекты айкидо люди забывают, что техника айкидо построена на приемах самообороны в критических для жизни ситуациях. Это не искусство уличной драки, но искусство, предусматривающее полное осознание своих собственных слабых и открытых мест. Это еще одна причина, делающая физическую силу и соревнование бессмысленными для айкидо. Безвредный или, в лучшем случае, неприятный удар безоружного противника может стать смертельным при использовании оружия. Это следует помнить при отработке любой техники. Shomenuchi, наносимый без оружия не особенно эффективен как удар на поражение, но если представить себе эффект аналогичного удара мечом, то Вы получите грустное изображение себя, разрубленного пополам. Тренируясь, Вы должны реагировать на каждую атаку так, как если бы противник был вооружен. Если Вы утратите это чувство, то нарушится чистота восприятия. Вы потеряете возможность почувствовать свои слабые места и будете бесцельно стараться выполнить прием или уйти от приема будучи, в действительности, уже убитым.
Действительно, тренировка в айкидо мягкая, но за этой мягкостью лежит суровая решимость - вопрос жизни и смерти. При этом грубость и жестокость не имеют смысла. Поэтому, человечность не просто делает занятия приятными, она существенно необходима. Вы и Ваши партнеры доверяете друг другу свою жизнь.
Точки atemi для shomenuchi
На занятиях айкидо нечасто используют atemi и прямые удары, хотя, тем не менее, они играют важную роль в развитии восприятия nage. Если дистанция не позволяет nage нанести эффективный удар, то он не сможет и выполнить эффективный прием. Кроме того, использование atemi приучает как nage, так и uke чувствовать открытые места, появляющиеся при атаке. Если nage знает чувствительные места uke, то он знает и дополнительные возможности защиты. Если nage знает разные пути реакции на атаку uke, то его не будет волновать удачное или неудачное выполнение определенного приема; он будет свободен в выборе эффективного метода контроля uke. Если nage не имеет представления об открытых местах uke и связанных с ними дополнительных возможностях, то он с большей вероятностью будет жестким и агрессивным. Atemiwaza усиливает представление о возможностях техники в случаях, когда решается вопрос жизни и смерти.
Чтобы избежать грубого поведения, нужно знать имеющиеся возможности поражения и защиты. В приведенных ниже сериях фотографий показаны некоторые возможности atemi с использованием открытых мест, появляющихся при атаке shomenuchi. Рассматривая эту технику, помните, что каждой атаке соответствуют свои открытые места и слабые стороны. Держите это в уме и при изучении атак, для которых atemiwaza не показана.
Seiza и suwariwaza
Все боевые искусства имеют свои особенности и отличительные черты. Одна из характерных черт айкидо - suwariwaza или техника работы в положении, называемом seiza, когда Вы сидите на своих согнутых коленях. В некоторые из этих форм техники, например, nage и uke практически не двигаются. В других случаях используется shikko - традиционный японский метод передвижения на коленях.
Наличие suwariwaza в айкидо обусловлено традициями и историей; оно еще раз подчеркивает происхождение айкидо от боевых искусств самураев. Seiza и shikko были очень характерны для жизненного уклада самураев. Японские помещики - представители высшего класса обычно покрывали свои полы матами tatami и крайне мало использовали мебель. Люди сидели на полу в положении seiza или скрестив ноги. Они часто перемещались с места на место, используя shikko, чтобы не надо было вставать на ноги, идти и потом снова садиться. Поскольку внутри помещений самураи проводили большую часть времени в seiza, они должны были учиться защищаться из этого положения. Из того, что было необходимым для самураев, сформировалась техника suwariwaza в айкидо.
В настоящее время у нас нет необходимости защищаться от наглых вооруженных мечами джентльменов, пришедших в наш дом под видом гостей. Некоторые зададут вопрос: "Почему бы не покончить с техникой suwariwaza? Она не нужна и к тому же очень неудобна и сложна в исполнении." Это так, но тем не менее эта техника при правильном изучении имеет огромные возможности для физического развития занимающихся айкидо. Suwariwaza сделает Ваши ноги сильными и гибкими. Перемещаясь близко к земле вы углубите связь с силой тяжести и ощущение устойчивости. Suwariwaza разовьет Ваше чувство центра и за счет этого улучшит равновесие. Поскольку в suwariwaza движения ног значительно более ограничены, чем при работе стоя, suwariwaza будет способствовать лучшему расслаблению и увеличению гибкости верхней части корпуса. Если верхняя часть корпуса жесткая: то передвигаться в shikko очень сложно. Если Вы будете удобно себя чувствовать и эффективно работать в suwariwaza, это улучшит Вашу технику работы стоя. Вы поймете, что достигаемые сила, гибкость и чувство центра оправдывают сложность отработки техники suwariwaza.
Дополнительные сведения о shomenuchi
Когда новичок достигнет в айкидо такого уровня, что сможет начать работу от ударов, одним из наиболее часто используемых будет shomenuchi. Одна из причин состоит в том, что этот удар одновременно очень страшный и очень безопасный. Из всех ударов наибольший естественный страх у людей вызывают удары в лицо и в голову. Вызывая этот страх, shomenuchi наносится в переднюю часть лба - одну из наиболее крепких частей тела человека. Вероятность травмы у ученика, допустившего ошибку в технике и пропустившего удар практически равна нулю.
Таким образом, shomenuchi имеет двойное значение. Он укрепляет сознание того, что каждая техника должна отрабатываться так, как если бы встал вопрос о жизни и смерти, поскольку заставляет ученика преодолевать страх. При этом поскольку ученик знает, что ему, самое большее, будет немножко больно, если он пропустит shomenuchi, он научится бороться со страхом и избавляться от него.
Ученик начнет усваивать принцип irimi - входа без страха. Здесь мы снова встречаем в айкидо проявление принципа инь - ян. Вы должны работать так, как будто в каждом случае стоит вопрос о Вашей жизни, при этом Вы должны учиться без страха встречать каждое нападение. Работа от shomenuchi развивает такое восприятие. Зная, что Вас не может поразить shomenuchi, наносимый без оружия, Вы потеряете привычку бояться. При этом Вы должны представлять себе, что в поднятой руке меч, и Вы защищаетесь от смертельной опасности. И то и другое сознание должно развиваться одновременно. Не забывайте этого при отработке техники от shomenuchi.
Shomenuchi ikkyo с переломом локтя. В этой форме ikkyo исходно предусматривался не просто бросок uke, но также повреждение или перелом локтевого сустава. Для занимающихся важно иметь представление об исходном назначении изучаемых приемов айкидо и местах их приложения. Эта техника - конкретный пример того, как сопротивление проводимым nage броскам не только уменьшает продуктивность работы, но и может быть опасным и глупым, если вы не имеете представления о назначении и возможностях техники. Shomenuchi irimi с atemi в челюсть. Атаку uke nage встречает движением irimi, нанося atemi подмышку uke - в чувствительную болевую точку. Его правая рука, подобранная на движении irimi, затем выносится вперед, нанося удар в челюсть uke. Техника такого типа должна отрабатываться в медленном темпе, поскольку она может привести к травмам. Заметьте, что nage не наносит удар в челюсть uke кулаком, а толкает его подбородок открытой ладонью. Условия безопасности и состояние партнера должны обязательно учитываться при отработке atemiwaza. Shomenuchi iriminage. Эта форма iriminage представляет собой более продвинутый вариант предыдущей техники. При точно таких же движениях, nage блокирует руку uke и бросает его, вместо двойного atemi, рассмотренного в предыдущем случае. При этом, однако, эффективное выполнение iriminage основано на знании nage возможностей использования atemi. Shomenuchi irimi с atemi в горло и с atemi в солнечное сплетение. При атаке shomenuchi у uke появляется много открытых слабых мест, которые расположены вдоль вертикальной оси его корпуса. В технике, показанной на этих сериях фотографий, nage после прямого входа в центр uke наносит удар uke в горло (первая серия) или в солнечное сплетение (вторая серия). В обоих случаях движения nage одинаковы, и различается только точка, в которую nage наносит удар. Правильное время реагирования и чувство дистанции существенны для эффективного выполнения irimi такого типа, как при использовании, так и без использования atemi. Для nage безопасность или поражение определяются расстоянием порядка сантиметра. Заметьте, что основное движение ного nage - смена hanmi. Nage не использует возможность ухода, а входит прямо в центр uke. В таком взаимодействии nage и uke сначала проявляется принцип ai uchi, но его завершение соответствует ai nuke, поскольку nage контролирует ситуацию и достигает господства над жизнью uke, но не использует его. Shomenuchi irimi ikkyo с atemi в бок. Здесь Вы видите одну из бесконечного множества связанных c ikkyo дополнительных возможностей, которыми располагает nage. Блокировав удар uke, nage наносит удар ему в бок до перехода на контроль локтя. При выполнении базовых форм ikkyo нужно учитывать открытые места uke и возможности atemi. Если Ваша позиция не позволяет нанести atemi, она не позволит и выполнить ikkyo. Shomenuchi irimi с atemi в челюсть. На этой серии фотографий техники работы от shomenuchi nage использует ту же, что и в предыдущих случаях, комбинацию atemi под мышку и в челюсть. Здесь показан еще один существенный момент. Обратите внимание на то, как nage использует свою руку, чтобы занять поле зрения uke, готовясь нанести atemi в бок. Это дает nage возможность регулировать время контакта с uke, что способствует свободному и эффективному выполнению irimi. Tachidori ikkyo suwariwaza. Среди многих боевых искусств, которые изучал О Сенсей Морихеи Уешиба на пути к созданию Айкидо было tachidori - искусство отбирания меча у вооруженного противника - школы Shin Kage ryu. В данном случае разоружение uke c помощью ikkyo начинается в seiza и выполняется в shikko. Tachidori (отбирание меча) - это яркая иллюстрация отсутствия принципиальных различий техники работы от безоружного и вооруженного противника. При использовании основных принципов aikido тот, кто защищается без оружия, равен по силе нападающему вооруженному противнику. На этой серии фотографий можно заметить отсутствие разделения защиты и нападения, контроль центра uke, достигаемый nage в самом начале и использование nage открытых мест uke, появляющихся при атаке. Как только достигается состояние контроля центра uke, uke уже никак не может использовать меч. Важно помнить, что враждебная сила заключена не в самом мече, а в человеке, который его использует. В технике tachidori нельзя бояться оружия или сосредотачивать на нем внимание. Suwariwaza shomenuchi ikkyo omote. Термины omote и ura связаны с понятиями irimi и tenkan, соответственно, но это не одно и то же. Понятия irimi и tenkan относятся к принципам движения, omote и ura - к физическим характеристикам положения. Omote означает положение nage перед лицом uke, ura - положение nage за спиной uke. Ura обычно связано с центробежной, omote - с центростремительной силой. В данной форме ikkyo omote nage двигается перед лицом uke. Встречая атаку uke, nage одновременно с движением руки перемещает свой центр. Заметьте, что от начала до конца этой техники nage сохраняет единство и сбалансированность движений своего корпуса. Его ноги остаются под ним, а руки никогда не вытягиваются слишком сильно и постоянно связаны с бедрами и центром. Обратите внимание также на то, что здесь выполнение ikkyo основано не на захвате руки uke и силовом воздействии на нее, но на использовании руки uke для входа в его центр и выведения из равновесия. Suwariwaza shomenuchi ikkyo ura. Эффективное выполнение ikkyo зависит не только от физической техники, но в такой же степени определяется сохранением правильного умственного настроя nage. Физические ограничения suwariwaza способствуют достижению большей умственной свободы. Поскольку тело nage менее подвижно, его разум должен быть более гибким. На этой серии фотографий также четко видно вращательное движение ura, или tenkan, создающее центробежную силу, а также положение nage за спиной uke. Shomenuchi iriminage. Эта техника представляет собой прекрасную иллюстрацию связи движений nage и uke в Айкидо. Зайдя за спину uke на движении irimi, nage затем выводит его из равновесия на движении tenkan. Uke пытается противостоять движению nage и восстановить свое равновесие. Как только uke выпрямляется, у nage появляется возможность для броска. И nage и uke чувствуют движения друг друга и двигаются в соответствии с ними. Uke не сопротивляется движению tenkan, но скорее, следуя за движением nage создает себе возможность ухода и контрприема (kaeshiwaza). Вместо того, чтобы опускать uke вниз, и потом поднимать его для броска, nage использует потерю равновесия uke и затем попытку uke восстановить равновесие чтобы привести его в позицию для броска. Даже из статичных фотографий ясно видно, что момент броска определяется временем реагирования и правильной позицией, а не грубой силой. Сравните эту технику с рассматриваемой ниже техникой suwariwaza iriminage tachidori. Suwariwaza iriminage tachidori. Это эквивалент техники suwariwaza shomenuchi iriminage без оружия (не показана). Отметьте близкое сходство начала движения nage в этой технике и в технике shomenuchi ikkyo. Shomenuchi nikyo ura. Связь и взаимодействие nage и uke при занятиях Айкидо создают основу хорошей тренировки. Взаимодействие в Айкидо не значит, что uke автоматически подчиняется любым действиям nage. Скорее, это значит, что uke должен иметь представления об условиях, которые должен создать для того, чтобы работа nage в данном определенном случае была эффективной. Кроме того, uke должен адекватно реагировать на движения nage. Nage должен сознавать, что uke добровольно предоставляет себя для отработки техники. Используя предоставленную uke возможность работы, nage никогда не должен несправедливо добиваться преимущества во взаимодействии с uke. Показанная здесь техника, shomenuchi nikyo ura дает хороший пример того, что понимается под взаимодействием nage и uke. Выполнение nikyo nage всегда должен начинать с серьезной попытки сделать ikkyo. Uke, в свою очередь, сопротивляется ikkyo, и его сопротивление создает nage условия для выполнения nikyo. Обратите внимание на то, что uke после входа nage на ikkyo ura встает, стараясь восстановить свое равновесие и освободиться от контроля nage. В этот момент nage выполняет nikyo, которое естественно продолжает ikkyo и обеспечивает восстановление контроля. В этой серии прослеживаются два важных момента, касающиеся nikyo Во-первых, отметьте непрерывный контроль тела uke, сохраняемый nage посредством хвата за локоть. За счет вращения руки uke, nage подсоединяет ее через свое плечо к своему центру. Если nage потеряет контроль uke, то он не сможет перевести ikkyo в nikyo. Во-вторых, обратите внимание на то, что при выполнении nikyo внимание nage не сосредоточено только на руке uke, но обращено на него всего. Рука nage, лежащая на локте uke должна быть достаточно свободной, чтобы в случая необходимости можно было защититься или нанести atemi. Shomenuchi sankyo omote и ura. Человек, отрабатывающий sankyo, обычно излишне сосредотачивается на хвате руки и скручивании запястья uke. Действительно, хват на sankyo должен быть сделан точно, но основное значение этой техники состоит в контроле тела uke и защите от второго удара рукой или ногой. Одним скручиванием запястья этого на добиться. Чтобы эта техника стала эффективной, нужно понять связь sankyo с центром uke. При правильном выполнении sankyo uke не может ни ударить спереди, ни развернуться чтобы уйти или ударить сзади. Shomenuchi yonkyo omote. Yonkyo - очень сложная техника. При том, что в yonkyo используется прижимание нерва на предплечье к лучевой кости, его успешное выполнение, как и в случае sankyo определяется контролем всего тела uke, а не только болевым воздействием. Ученики часто забывают этот момент и стремятся только к болевому эффекту. Однако, в процессе тренировок болевая чувствительность у учеников снижается, и при достаточно высоком уровне подготовке давление на нерв становится неэффективным. Вместо того, чтобы стремиться к поиску болевой точки нерва, лучше научиться связывать свой хват предплечья uke с его центром, контролируя его равновесие через локоть и плечо. Здесь nage использует нижнее удержание за счет скручивания руки. Shomenuchi yonkyo ura. Движение yonkyo подобно удару мечом. Это справедливо для обеих форм - omote и ura, но более явно выражено в yonkyo ura. Nage держит предплечье uke двумя руками так, как держал бы меч. Он поднимает руку uke и делает перед собой рубящее движение, как в косом диагональном ударе мечом (kesa giri). В конце движения руки nage выпрямлены и находятся на одной линии, как после правильного удара мечом. Хват yonkyo должен быть правильным, чтобы nage мог использовать его, чтобы не дать uke вывернуться назад или ударить второй рукой. Здесь использовано удержание в положении стоя, при этом колено nage прижато к локтю uke с внутренней стороны, что обеспечивает контроль плеча и всего тела uke.