Митсуги Саотоме. Принципы Айкидо

Категория: Айкидо Опубликовано 03 Апрель 2015
Просмотров: 4582

13. ТЕХНИКА ВЫСОКОГО УРОВНЯ
По мере роста уровня подготовки ученик, занимающийся Айкидо, старается применить свои знания и практические навыки во все более сложных ситуациях. Я уже говорил о jiu-waza, когда nage должен естественно последовательно реагировать на разнообразные атаки, последовательность которых может быть как известной, так и заранее не обусловленной. Существует также randori, в котором nage защищается от нескольких нападающих. Еще одна форма тренировок при высоком уровне подготовки связана с kaeshiwaza, или контр техникой. В kaeshiwaza несколько форм техники отрабатываются в виде серии последовательных контрприемов. Каждая следующая техника вытекает из предыдущей, и uke и nage в течение серии неоднократно меняются ролями. В данном разделе приведено несколько простых форм kaeshiwaza без оружия, а также два ката с мечом, построенные на том же принципе. Для kaeshiwaza необходимо развитие хорошего чувства партнеров и установление с ними как физической, так и умственной связи. Я надеюсь, что этот раздел техники даст читателю некоторое представление о практических принципах, к осуществлению которых стремится Айкидо.
Kaeshiwaza: nikyo irimi против ikkyo. Этот относительно простой пример kaeshi waza включает только две формы техники. Uke пробует сделать ikkyo. Nage принимает энергию и использует направление и момент движения uke, чтобы вывести его из равновесия и перевести под контроль за счет nikyo irimi. Kaeshi waza - это идеальный пример, показывающий значение ukemi не только как страховки, но и как пути поддержки связи с партнером, открывающего возможность применения контр техники. Кроме того kaeshiwaza дает прекрасную возможность тренировки musubi, времени реагирования, равновесия и состояния готовности. Обратите внимание на то, что nage остается в центре движения, в то время как uke вынужден двигаться вокруг него. Kaeshiwaza: nikyo ura против ikkyo. Kaeshiwaza стирает границу между uke и nage, между защитой и нападением, подчеркивая, что нападение и защита неразрывны и едины. Заметьте, что в данном случае движение начинается с взаимного сближения uke и nage а не с конкретных атакующих и защитных действий. Kaeshiwaza: sankyo против ikkyo. Для успешной отработки kaeshiwaza необходимо постоянно чувствовать и поддерживать связь с партнером. Заметьте как в данном случае переводя ikkyo в sankyo nage сохраняет контроль uke, продолжая вытягивать его. При повороте спиной к uke nage находится достаточно близко от него, защищая себя за счет удара локтем в направлении назад и оставляя uke в положении защищающегося. Заметьте также, что в данной форме kaeshiwaza используется прямой вход, а не вращательное движение. Kumitachi shomen uke nagashi kesa giri. После того, как защищающийся блокирует shomen нападающего, нападающий продолжает давление на блок. Защищающийся использует это давление, за счет которого в момент его движения на завершающий удар kesa giri меч нападающего соскальзывает в сторону. Это kumitachi в технике без оружия соответствует переводу shomenuchi ikkyo в
kokyunage при сопротивлении uke (здесь не рассматривается). Kumiiai kesa giri shomen ikkyo. В этой форме kumiiai проявляется ряд существенных для техники Айкидо моментов. Уходя назад вниз от первого удара нападающего, защищающийся достает свой меч. Заметьте, что во время вывода меча его внимание сосредоточено на нападающем. Значение этого, о котором уже говорилось при разборе техники без оружия, становится очевидным при использовании мечей. Когда нападающий наносит второй удар, shomen, защищающийся встает, уходя с линии атаки за счет движения irimi и поднимая меч на блок. Заметьте, что блок закрывает голову защищающегося. Опять же, значение irimi как входа при атаке shomen подчеркивается использованием мечей. Последствия неправильно блока при использовании мечей будут гораздо более серьезными, при этом защитный эффект дает не собственно блок, а правильное движение корпуса защищающегося. После того, как защищающийся, блокирует shomen, нападающий интуитивно начинает давить на блок. Защищающийся использует это давление для перехода в позицию для завершающего удара. Опять же, использование мечей подчеркивает бессмысленность борьбы с сопротивлением uke. Никому не хотелось бы, чтобы исход схватки на мечах определялся тем, кто будет сильнее давить. Риск в этом случае очевиден, как очевидна и необходимость правильного движения. Это kumiiai в технике без оружия соответствует переводу shomen ikkyo в iriminage при сопротивлении uke (здесь не рассматривается).

14. БУДО: ИСХОДНЫЙ ПРИНЦИП АЙКИДО
Много раз я слышал высказывания своего Учителя, Морихеи Уешиба О Сенсея, о природе будо. Одно из них было таким:
"Я уверен, что у многих из вас суть будо ассоциируется с дикостью и чистым милитаризмом. Ничто не может быть дальше от истины. В соответствии со старинной концепцией kannagara no michi идеал будо - это путь мудрости. Человек, обладающий мудростью, называется hijri, что буквально означает "тот, кто понимает духовную суть". Дух - это проявление гармонии вселенной и основа счастливой жизни на Земле. Это принцип всеобщей гармонии. Император Мейджи выразил соответствующее духовное состояние в следующем стихотворении:
Чтобы управлять сердцами
миллионов людей
Нужно сначала привлечь их.
Основатель Айкидо часто говорил: "Путь будо - это путь гармонии". Интерпретация О Сенсеем понятия будо возникла из многих источников, первый из которых - анализ структуры иероглифа (kanji), обозначающего слово bu. Kanji состоит из знака hoko, что значит "копье", символизирующего оружие в целом, и знака todomeru, что значит "остановить". Следовательно, bu значит "остановить оружие". Слово bu часто переводится как "война" или "боевой", но его истинный смысл несколько иной.
В словарях война определяется как "разрешение конфликта с использованием вооруженных сил", в то время как bu, и буквально и в соответствии с историей, это гораздо более широкое понятие: включающее целый ряд концепций. Как показывает kanji, изначальным смыслом bu была остановка войны, защита людей от вооруженного нападения. Будо или bushido было путем самураев. Слово samurai означает "тот, кто служит". Старая пословица хорошо отражает смысл истинной задачи самураев: "Самурай должен быть первым в борьбе за благо человеческого общества и последним в поисках личного блага". Отношение самурая к обычным людям должно было выражать любовь и сочувствие подобно отношению отца к детям. Самураев называли также yugoki no shi, или благородными хранителями нации. Они служили императору и богам, их задачей была поддержка Пути императора и богов, Kannagara no michi, в своей стране. Budo предназначалось для охраны общественного порядка, а не для развития насилия или применения грубой силы.
Чтобы выполнить эти функции, budoka должен быть намного более чем знатоком боевой техники. Именно класс самураев дал Японии большинство общественных лидеров - не только генералов, но также правителей, духовных наставников, учителей и других представителей тех, кто определяет правильное развитие общественных отношений. Успешное ведение войны - это лишь небольшая часть того, что предусматривало следование Пути будо.
Самураи сохранили свою роль в управлении обществом до сегодняшнего дня. Именно представители класса самураев почувствовали, что появление адмирала Перри означало для Японии необратимые изменения. В то время как правящая династия Токугава оставалась верной своим мечтам об изолированности, просвещенные представители самураев постарались использовать предлагавшиеся новые технологии. Их деятельность подготовила реставрацию Мейджи, с которой была связана быстрая индустриализация и модернизация Японии. Самураи не отказались ни от своих традиций, ни от Пути будо, но использовали их для общего блага.
Духовный аспект будо проявился и в поразительной скорости и полноте восстановления Японии после П Мировой войны. Такие качества, как любовь к своей стране, братские чувства к другим людям, способность к руководству и управлению и готовность отодвинуть собственные потребности на второе место ради блага общества в целом, позволили лидерам Японии восстановить побежденную и разоренную войной страну, создав сегодняшнее исключительно здоровое и экономически сильнее общество. Фактически, многие современные лидеры Японии, занимающие ведущие места в правительстве и в деловых кругах - это потомки древних самурайских родов.
Конечно, история будо - это не только история урегулирования и правильного управления. Будо - это Путь по узкому мосту над пропастью. Можно легко упасть как в сторону агрессии, так и в сторону безразличия. Естественно, в истории Японии, как и в истории любого общества, существуют многие примеры как коррупции, так и кровавого насилия и жестокости. В этом проявляется темная сторона будо. Подобно тому, как прописанное врачом лекарство становится ядом при неправильном употреблении, навыки, которыми обладает budoka, могут принести большие несчастья и вред. Но идеалом и истинной целью будо остается создание сильного и устойчивого общества и защита членов этого общества от враждебных сил.
В настоящее время образ будо представляется неполным, а само слово интерпретируется ограниченно. По японскому словарю термин budo объединяет специфические искусства борьбы с оружием и без него, например, кендо и карате. В английском языке будо обычно определяют как понятие боевого или военного искусства. И в том и в другом случае теряется широта концепции будо, делающая будо настоящим Путем, которому можно следовать. Морихеи Уешиба О Сенсей сказал: "Будо это любовь". Это было не случайным определением и не плодом фантазии, а обоснованным заключением, сформулированным на жизненном пути, посвященном исследованию, практической работе, медитации и труду. Более того, это заключение основывалось на проникновении в суть жизненных процессов.
Будо - это принцип центра. В нем никаких проявлений антагонизма или противоположности. Это Путь, для которого в первую очередь требуется misogi - духовное очищение. Budoka должен освободить свое сердце и разум от избыточных желаний и отрицательных эмоций. В его сердце должно закрепиться истинное понимание нашего происхождения. Соединение с богом на основе чистой любви и просветления было исходным учением будо с древних времен. Как учили величайшие учителя в течение всей истории, высшее духовное проявление будо состоит в сохранении, а не разрушении жизни. Занимающийся будо должен воспринимать как цель будо духовное соединение личности, общества и страны.
В настоящее время, действительно, человек, идущий по Пути будо, не может приуменьшить значение для своей нации регулирования, поддержания порядка и защиты жизни. Мир стал одновременно очень большим и очень маленьким, поскольку за счет развития коммуникации и технологии мы оказались связаны в единую систему. Деятельность любого общества влияет на его окружение. Мы все составляем большое цельное общество, компоненты которого взаимозависимы, как части единого организма.
Современное направление развития Мира должно быть изменено. Мы не можем продолжать решать свои проблемы методами спора и войны. Английский историк Арнольд Тойнби в своей книге "Цивилизация под угрозой" показывает опасность такого подхода, подробно объясняя и обосновывая свою точку зрения.
"Почему цивилизация не может развиваться дальше от катастрофы к катастрофе по пути боли, деградации, но не абсолютного самоубийства - так, как она продолжала развиваться на протяжении первых нескольких тысячелетий своего существования? Ответ обусловлен недавними техническими достижениями представителей современного среднего класса на Западе. Новые устройства, обладающие физической силой нечеловеческой природы: не изменили природу человека. Институты Войны и Класса - это социальные отражения человеческой природы., а также то, что называют основой цивилизованного общества. Эти социальные последствия соединения индивидуальностей отдельных людей не стерлись на фоне недавнего успеха наших новых технологий и "know how", но и не остались неизменными. Не будучи уничтожены, они чрезвычайно усложнились, как и жизнь человека в целом, в отношении своих физических возможностей. Класс теперь способен необратимо разрушить общество, а Война - полностью уничтожить человечество. Темные силы, которые раньше были неприятными и нежелательными, теперь стали смертельно опасными. Поэтому мы, будучи представителями своего поколения в современном западном мире, оказываемся перед выбором между альтернативами, которые в обществах прошлого были совместимы, пусть с тяжелыми последствиями, но без риска уничтожить всю жизнь на планете. То есть, мы оказались перед выбором, который никогда не вставал перед нашими предками - мы должны или уничтожить Войну и Класс - и сделать это немедленно, пусть с болью и с трудом, или увидеть как они побеждают людей, причем их победа становится окончательной и бесповоротной". (Arnold J. Toynbee. Civilization on trial. New York, Oxford Univ. Press, 1948, 24-25)
Опасность этого кризиса касается всех развитых стран мира. И поэтому крайне важно пересмотреть концепцию будо, вернувшись к ее исходному содержанию, и положить конец ограниченному пониманию будо как чисто военного искусства. Путь Айкидо - это Путь будо. Этот Путь основан на любви, уважении и принятии общих законов природы, влияющих на мир и все его живое население. Задача тех, кто изучает будо - современных самураев - не в свободном использовании военной силы, но об единении мира в общую семью. Мы должны идти по узкому краю пропасти смело и с чистым сердцем, стремясь к единственной цели. Назначение будо - развитие духа миролюбия, защита и совершенствование человечества. Мечта моего сердца - чтобы люди всего мира пришли к пониманию истинного значения будо. Однажды я спроси О Сенсея: "Что наиболее важно для того, кто изучает будо?" Он ответил: "Один из основных элементов - соблюдение правил вежливости и этикета в повседневной жизни" Под вежливостью и этикетом О Сенсей понимал не просто правила хорошего тона, которые нужно соблюдать для того, чтобы не нажить себе врагов. Слово reigi ("этикет" или "внешний вид") может быть записано другим kanji, и тогда оно будет означать также "дух". Наше состояние и его проявление в наших действиях выражают реальные духовные качества. Те, кому сложно соблюдать этикет, будут испытывать трудности и в освоении духовного Пути. Без самоуважения Вы не сможете следовать правилам этикета. Внимание к другим показывает Вашу веру в Ваши собственные душевные качества. Проявляя пренебрежение или грубость в отношениях с окружающими, Вы теряете собственное достоинство.
Тот, кто изучает будо, должен избавиться от suki. Suki - это пробелы в сознании, создающие слабые или открытые места. Несоблюдение правил вежливости и этикета по отношению к окружающим - это suki, делающие Вас открытым для неуважения со стороны других людей. Я надеюсь, что читателю теперь понятна связь умственного состояния, позволяющего избавиться от suki в повседневном общении и состояния освобождения от suki при самообороне.
Suki также мешают нам осуществлять свои возможности и жить полной и свободной жизнью. Великие мастера всегда были и сейчас остаются честными и воспитанными людьми, имеющими единственную цель в жизни. Без учета этого умственного настроя мы потеряем наиболее важный фактор мастерства в Айкидо. Это состояние характерно для тех, кто достиг глубокого понимания Айкидо. Фактически, все истинно великие люди во всех случаях жизни и во все времена - это люди решительные и не знающие сомнений. Такие люди наделены чувствами взаимоуважения и понимания, грацией и хорошими манерами. Истинная личность не связана ни с расой, ни с нацией. Занимающиеся айкидо должны, если они хотят приносить пользу как члены общества, развить в себе эти качества, присущие человеческой личности.
Чтобы изменить и улучшить мир, мы должны изменить и улучшить себя. В этом - начало занятий будо. Тот, кто занимается будо, и в частности Айкидо, обязан привести себя в соответствие с традициями будо в их изначальном понимании. В этом цель и задача Ваших занятий Айкидо.

Авторизация

Реклама